3 стадии стресса у селье

«Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:

Ю.В. Щербатых (2006) объединил факторы, влияющие на развитие стресса у человека, выделив:

· врожденные способности организма и детский опыт;

· факторы социальной среды;

· когнитивные факторы. [25]

Стрессоустойчивость и склонность к риску.

В современной психологической науке стресс определяется как эмоциональное напряжение организма, возникшее вследствие эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью, которой спорт и является.

К факторам стресса исключительно спортивной деятельности относятся:

· соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником ;

· максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата ;

· систематическая , длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

В большинстве работ посвященных изучению стресса выделены личностные предпосылки, которые связаны с соревновательным стрессом:

Среди факторов, определяющих влияние психического стресса на спортсмена, выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности, и прежде всего — эмоциональную устойчивость (способность спортсмена сохранять высокую психическую и физическую работоспособность при действии сильных эмоциональных факторов), обеспечивая эффективную деятельность и целенаправленное поведение в экстремальных условиях. Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей — мотивов, отношений личности, особенности психических процессов.

Антистрессовая устойчивость понимается как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки. Это новое качество проявляется в дальнейшем в том, что организм не может быть повреждён теми факторами, к которым приобрёл адаптацию и, следовательно, в широком биологическом аспекте адаптационные реакции являются реакциями, предупреждающими повреждение организма, составляя основу естественной профилактики. [22]

Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию), одновременно повышает устойчивость и к другим повреждающим факторам риска.

Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. По мнению А.М. Шуберта (1911), готовность к риску связана с такими личностными особенностями как: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, зависит от пола (мужчины более рискованны). Он выявил отрицательные связи с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью.

Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок.

Чаще всего с возрастом готовность к риску падает, этим можно объяснить увлечённость молодёжи экстремальными видами спорта, это подтверждает исследование Ф. Фэрли (1997). В своей работе, он отнес искателей острых ощущений к людям «Т-типа» («ти-тайп», от английского «Thrill-seeking»). Люди «Т-типа» экстравертные, импульсивные, обладают не малыми творческими способностями, готовы идти на риск, ради получения захватывающих дух ощущений. При этом они довольно стабильны эмоционально, меньше других подвержены депрессии, проявлениям страха и нервозности. Так же было замечено, что женщины увлекаются экстримом реже, чем мужчины, это в свою очередь объясняется половыми различиями, т.е. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. [30]

Психологическая готовность детей дошкольного возраста
Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дош .

Механизмы лечебного действия психотерапии
Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт), познавательным/когнитивным (конфронтация) .

Интегральная психология
Интегральная психология — это общий подход к психологии, который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких .

www.pguides.ru

Cтадии стресс-реакции

Согласно Г.Селье в стресс-реакции следует выделить три стадии:

1 -тревоги, 2 — резистентности (устойчивости) и 3 — истощения.

Эти стадии отражают динамику ответа организма на длительно действующий стрессор.

Стадия тревоги (боевой тревоги) представляет собой встряску всего организма, призыв к оружию, мобилизацию всех защитных механизмов.

Все три эндокринных механизма: адренокортикальный, соматотропный и тиреоидный включаются в реакцию, но первая скрипка -это адренокортикальный механизм. Эта стадия длится 6-48 часов. Уже в эту стадию наблюдается выброс лимфоцитов из лимфоузлов и вилочковой железы, снижается образование эозинофилов, а в желудке могут образовываться язвы.

Стадия резистентности (устойчивости) так и названа, поскольку в эту стадию возрастает устойчивость организма к данному стрессору, и одновременно — к другим агентам (перекрестная резистентность). В эту стадию частично снижается продукция соматотропного и тиреоидных гормонов, что приводит к гипертрофии коры надпочечников и существенному увеличению продукции глюкокортикоидов. В итоге, не смотря на действие стрессора, имеет место сохранение гомеостаза организма, что выражается в его устойчивом состоянии. Однако эта стадия может перейти в следующую — финальную, так как возможности синтеза глюкокортикоидов не безграничны, а так же снижается эффективность их действия на органы и ткани. Поэтому, при продолжающемся стрессовом воздействии может произойти переход к третьей стадии — истощения.

Стадия истощения характеризуется тем, что уменьшаются размеры коры надпочечников, снижается продукция глюкокортикоидов и одновременно вновь запускаются в реакцию соматотропный и тиреоидный механизмы, что вновь возвращает организм к состоянию «боевой тревоги», но защищаться становится просто нечем, что и обуславливает гибель организма в этой стадии.

Стресс не обязательно должен проходить все указанные стадии, и может обрываться на первой или второй.

Активация парасимпатического отдела вегетативной нервной системы во время стресс-реакции представляет собой важнейший механизм защиты от побочных эффектов участников стресс-реакции. Активировать парасимпатическую систему можно умеренными физическими нагрузками с последующим отдыхом, либо мышечной и психической релаксацией или дыхательными упражнениями. Это может быть целенаправленным методом профилактики отрицательного влияния стрессоров на организм.

Чрезмерные стрессовые факторы могут явиться причиной различного рода заболеваний. Так, снижается продукция тестостерона, что в свою очередь снижает половое влечение и потенцию. Возможно развитие. различного рода соматических заболеваний: язвы желудка и кишечника, неспецифического язвенного колита, гипертонической болезни, аритмии, болезни Рейно (резкий спазм сосудов конечностей), мигрени, бронхиальной астмы, угрей, экземы. Инфекционные болезни приобретают тяжелое затяжное течение, за счет иммунодепрессии могут возникать опухоли. Немалая роль стресса и в развитии психических нарушений: неврозов, депрессивных и психосоматических состояний.

Диагностика выраженных стрессовых состояний строится либо на основе биохимического анализа — определения в крови уровня глюкокортикоидов или их метаболитов, а так же адреналина и норадреналина. Чем выше уровень этих гормонов, тем выраженное степень стрессовой реакции. Информативно так же определение в динамике артериального давления. Применяется и электромиография мышц лба -чем выше интенсивность стресса, тем выше активность этих мышц.

В психологическом плане эффективен «Миннесотский многофакторный личностный тест» (MMPI), предложенный в 1967 году М.Кинли, а так же шкала манифестации тревоги Тейлора (1953).

Стрессоры — под этим термином понимают все факторы внешней и внутренней среды, которые вызывают стресс-реакцию. К ним относятся:

1. Вредные стимулы окружающей среды (физические и химические факторы).

Нарушения физиологических процессов в организме при различных заболеваниях, в том числе — инфекционных.

3. Работа в условиях дефицита времени, необходимость ускоренной обработки информации. 4. Работа или ситуации в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей.

5. Осознаваемая угроза жизни.

6. Изоляция, лишение привычного образа жизни.

7. Групповое давление на личность, остракизм, изгнание, гонение.

8. Отсутствие возможности контролировать события.

9. Отсутствие цели в жизни.

10. Депривация — отсутствие сенсорных раздражителей.

Как видите, в отличие от животных, у человека многие причины стресса носят социальный или экономический характер.

Г.Селье отмечал: «. Стресс возникает не только от вредных воздействий на организм. Тут я должен с полным чистосердечием признаться: я виноват в том, что на всех языках мира слово «стресс» имеет отрицательный смысл, связывается с чем-то нехорошим, вредным, чего следует избегать. Дело в том, что я сам долгое время предполагал, что стресс всегда отрицателен, что вызывают его только негативные факторы. Недаром мое первое сообщение называлось «Об одном синдроме, вызываемом различными вредными факторами». Механизм стресса может быть включен и ударом хлыста, и страстным поцелуем. Когда мать получает сообщение, что ее сын погиб в бою, она переживает страшный стресс. Но вот через какое-то время сын приходит в добром здравии домой: сообщение о его смерти оказалось ошибкой. И мгновенно мать снова переживает сильнейшую стрессовую реакцию. Вот почему в современной формулировке, принятой на международном конгрессе, этот феномен уже определяется как неспецифическая реакция организма на любое воздействие, оказываемое на него. Термин «стресс» следует считать родовым понятием для понятий двух подвидов: дистресс -плохой стресс и эустресс — хороший стресс. «

Именно стресс лежит в основе адаптации организма к воздействиям внешней среды. В основе адаптации находится взаимодействие защитных физиологических механизмов с действием факторов внешней среды. В норме механизмы защиты всегда сильнее отклоняющих факторов. И только при срыве адаптации механизмы защиты начинают уступать отклоняющим факторам. Это то, что сейчас называют дистрессом, влекущим патологические процессы.

Индивидуальный уровень развития механизмов защиты обусловлен с одной стороны — наследственными задатками, с другой — тренировкой. В основе же любой тренировки лежит дозированное воздействие теми же стрессовыми факторами. В настоящее время принято различать адаптогенные, тренирующие воздействия и истинно стрессовые, влекущие за собой срыв, болезни. Об этом писал в своей книге «Стресс без дистресса» Г.Селье (1982), этому посвящена общедоступная, но достаточно глубокая по содержанию книга Чиркова Ю.Г. «Стресс без стресса» (1988).

Работами Гаркави Л.Х., Квакиной Е.Б.,Уколовой М.А. (1977) было обнаружено, что сильные раздражения гипоталамуса влекли весь букет отрицательных качеств стресса, но зато слабые воздействия обладали обратным свойством — благотворно влияли на организм. Впоследствии этими же учеными был разработан метод воздействия на организм подобранными дозами адреналина (0,3-0,5 мл адреналина в разведении 1:1000, подкожно), в результате чего активировались защитные силы организма, он оказывался более устойчивым к вредным воздействиям и даже увеличивалась продолжительность жизни экспериментальных животных.

Концепция стресса постоянно развивается, о чем говорит хотя бы тот факт, что Л.Леви в свое время отдельно был выделен эмоциональный стресс, как фактор, провоцирующий развитие многих болезней. Эмоциональная компонента стресса сейчас рассматривается как одна из основных, а комплекс общего адаптационного синдрома, предложенный Г.Селье — как производное в ответе организма на стрессовый стимул.

xn--80ahc0abogjs.com

Стадии развития стресса

Стресс является одной из самых главных причин развития психосоматических патологий. Он может возникнуть абсолютно у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, условий труда, возраста. Такое состояние, как дистресс, которое подразумевает длительное и интенсивное течение, с прохождением через все фазы стресса, является пусковым механизмом развития гипертонической болезни, различных аритмий. Он также может спровоцировать нарушение работы пищеварительного канала, привести к возникновению гастрита или колита. Головные боли, снижение полового влечения практически всегда сопутствуют протеканию стресса.

Основными причинами развития стресса считается большое количество различных ситуаций, которые мы воспринимаем в качестве опасных, при этом достаточно часто на них бывает неадекватная реакция. Это запускает механизмы мобилизации защитных ресурсов нашего организма. Это и вызывает развитие стресс, стадии которого известны практически всем людям.

Следует учитывать, что стресс реализуется за счет выброса гормонов в кровяное русло. Главными действующими лицами являются адреналин, норадреналин. Это означает, что главными проявлениями этого состояния будут те, которые вызывают эти гормоны. Организм абсолютно всех людей совершенно идентично реагирует на стресс, поэтому выделяется три стадии стресса, описанные еще в 1936 году ученым Гансом Селье.

Основные этиологические причины

Специалисты разделяют триггерные факторы возникновения стресса на физиологические и психологические. Первые провоцируют развитие биологического стресса, а последние психоэмоционального.

Физиологическими причинами считаются такие воздействия, которые способны травмировать человека за счет неблагоприятных условий внешней среды или другие травмирующие воздействия. Чаще всего речь идет о температурных условиях, всевозможных повреждениях, недостаточном количестве еды или воды, угрожающих факторам для жизни, а также других ситуациях, которые способны пошатнуть здоровье.

Однако на сегодняшний день намного больше уделяется внимание психологическим аспектам. Они подразделяются на информационную и эмоциональную составляющие, которые относятся к психологическим причинам. Они не наносят вреда здоровью человеку, однако длительность их влияния намного более продолжительная, что снижает возможность нормальной, естественной реакции на них. Это приводит к тому, что значительно повышается уровень стресса. Психосоматические патологии развиваются как раз под влиянием психологического стресса.

Все стадии развития стресса возникают под влиянием конфликтных ситуаций, высокой нагрузки, постоянной необходимости что-либо придумывать, или же, наоборот, от чересчур однообразной работы. Высокий уровень ответственности также подразумевает высокий уровень стресса, поскольку организм постоянно напряжен, что приводит к истощению его защитных резервов.

Последние исследования специалистов этой области выделяют экологический стресс. Изучаются возможности организма выживать в тяжелых для него условиях. Речь идет не только о загрязнении экологии. К примеру, жизнь в многоквартирных или высотных домах, пренебрежение физической активностью за счет лифта или транспорта, наличие всевозможных электроприборов. Это все приводит к нарушению нормальных биоритмов человека, провоцируя постоянный высокий уровень стресса.

Все фазы стресса имеют типичное течение. Тревога характеризуется тем, что организм, получив выплеск гормонов, начинает свою подготовку к защите от травмирующего фактора или к бегству от него. Эта стадия развивается за счет влияния гормонов надпочечников, также в ней принимают участие иммунная система, органы пищеварения. Следует учитывать, что снижение резистентности организма к патогенным микроорганизмам также относится к этой стадии. Сюда же относятся такие процессы, как снижение аппетита, нарушение переваривания пищи.

Если травмирующая, стрессогенная ситуация быстро была разрешена, то все изменения, которым подвергся организм, пройдут без какого-либо следа или вреда. Она может быть разрешена следующими путями:

  • Побег;
  • Драка;
  • Перемирие;
  • Разрешение конфликта любым путем.
  • При длительном течении такого фактора могут начинаться неадекватные реакции организма, которые свидетельствуют о том, что резервы организма на исходе. В случае очень сильных стрессогенных ситуаций, особенно тех, которые имею физиологическую основу – травмы, перегрев, переохлаждение, очень часто приводят к смертельному исходу.

    Сопротивление или резистентность

    Вторая стадия наступает тогда, когда уровень адаптационных возможностей человеческого организма значительно превышен, он не может справиться с такой нагрузкой самостоятельно. Эта стадия стресса подразумевает продолжение функционирования организма, при этом его очень тяжело отличить от нормального по внешним признакам. Все процессы, как физиологические, так и психологические, мобилизуются, они переходят на более высокие уровни. Все психологические проявления, такие как тревожность, агрессивное поведение, повышенная возбудимость, значительно снижаются, а могут исчезнуть совсем.

    Следует учитывать, что человеческий организм не может адаптироваться бесконечно, существуют определенные уровни, которые нельзя превышать. Если же таковое случилось, то человек проходит сразу через все фазы развития стрессов, развивается так называемое истощение.

    Истощение несколько похоже с первой стадией выраженного стресса, но не имеет ничего общего со второй. Важно понимать, что уже сейчас невозможно провести мобилизацию всех резервов организма. Следовательно, именно сейчас он кричит о помощи, как физиологическими проявлениями, так и психологическими.

    Во время 3 стадии существует высокий риск развития психосоматических патологий, а также возникает большое количество психологических патологий. Если стрессовый фактор не элиминируется от контакта с человеком, то его состояние значительно декомпенсируется, в особо тяжелых случаях возможен летальный исход.

    Зачастую декомпенсация проявляется как длительно протекающая тяжелая депрессия. Возможен также вариант развития нервного срыва. Динамика этой стадии стресса всегда отрицательная, то есть для того, чтобы человек смог победить, ему необходима поддержка извне. Иногда это могут быть психологические аспекты помощи, психотерапия, достаточно часто прибегают к медикаментозным средствам. Важно своевременно устранить триггерный фактор, а также помочь человеку его преодолеть.

    Если уровень стресса незначительный, то его можно победить без посторонней помощи. А вот уже вторая стадия требует поддержки извне. Лечение стрессов всегда должно быть комплексным. Оно включает не только психологическую поддержку, но и различные лечебные мероприятия. Особое внимание следует уделять образу жизни человека.

    Биологический стресс требует устранение травмирующего фактора, после чего пациентам назначаются медикаментозные процедуры или препараты. Достаточно часто они не требуются, поскольку нарушение гормонального баланса очень кратковременное.

    Психологический стресс, наряду с экологическим, требует следующих подходов:

    • Рационализация образа жизни. Это основа успешного излечения. Она требует изменения всех областей, отказа от вредных привычек, нормализацию режима труда и отдыха, сна. Также следует уделить внимание питательному рациону, физической активности. Не будет лишним устранение избыточной массы тела, регулярные занятия спортом.
    • Вторым по значимости подходом к терапии стресса является применение адекватной физической нагрузки. Именно она является физиологическим механизмом утилизации гормонов стресса. При ее помощи также можно проводить профилактику этого состояния, поскольку она может не допустить его развития или же значительно снизить его интенсивность. Важно также отметить, что физическая нагрузка способствует выработки гормонов удовольствия или радости – эндорфинов, серотонина. Род деятельности должен подбираться в индивидуальном порядке лечащим врачом, он напрямую зависит от физической формы, возможностей отдельно взятого пациента.
    • Психологическая поддержка – сеансы психотерапии. Длительность такого лечения подбирается специалистом.
    • Медикаментозная терапия зависит от степени тяжести стресса, наличия психосоматической патологии.


    apatii.net

    Гормоны и стресс

    Стресс — совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых воздействий и включающих, в частности стереотипный комплекс неспецифических защитно-приспособительных реакций (Селье, 1936-1952). Агент, вызывающий стресс, называют стрессором. По существу, стрессором является всякое достаточное сильное (не обязательно экстремальное) воздействие — тепло, холод, эмоциональное воздействие, болевые раздражения, голодание, интоксикация и т.д.

    Комплекс неспецифических защитно-приспособительных реакций при стрессе, направленных на создание устойчивости (резистентности) организма к лкюому фактору, обозначается Селье как общий (генерализованный) адаптационный синдром (ГАС), в динамике которого закономерно прослеживаются три стадии, характеризующие резистентность организма в развитии стресса: 1) реакция тревоги: 2) стадия резистентности, 3) стадия истощения (рис. 87).

    Адаптационному синдрому предшествует шок. Длительность и выраженность каждой стадии может варьироваться в зависимости от природы и силы стрессорного агента, вида животного и физиологического состояния организма.

    Первая стадия синдрома (реакция тревоги) характеризует остро протекающую, активную мобилизацию адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе (на первичный шок). В это время устойчивость организма к воздействиям быстро возрастает. Во второй стадии (стадии резистентности) устанавливается повышенная сопротивляемость к стрессору, которая носит общий, неспецифический характер.

    Например, если стресс вызывается холодом, то на стадии резистентности выявляется повышенная устойчивость не только к холоду, но и к действию повышенной температуры, рентгеновских лучей, токсинов и т.д. В случаях когда стресс слишком сильный или длительный, защитно-приспособительные механизмы организма могут истощаться и общий адаптационный синдром переходит в третью стадию (стадию истощения), характеризующуюся снижением резистентности организма к данному стрессору и другим видам стрессорных воздействий. Эта стадия называется также вторичным шоком.

    Многочисленные исследования Селье и других авторов показали, что одним из важнейших организаторов реализации общего адаптационного синдрома в организме позвоночных при различных формах стресса является гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система (рис. 88, 89). Так, при любых воздействиях на организм всегда отмечается быстрое нарастание секреции глюкокортикоидов корой надпочечников, прямо пропорциональное в определенных интервалах силе воздействия. Нарастанию секреции глюкокортикоидов постоянно предшествует усиление секреции КРФ гипоталамусом и АКТГ гипофизом. Активация гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы происходит на стадии тревоги.

    Гипофизэктомия или разрушение области срединного возвышения гипоталамуса снимает реакцию адреналовой коры на стресс. Эти воздействия, а также адреналэктомия (на фоне введения доз кортикостероидов, поддерживающих жизнь животного в состоянии покоя) предотвращают развитие общего адаптационного синдрома, и, как правило, резко снижают резистентность организма к действию разных стрессоров. И, наоборот, введение природных или синтетических глюкокортикоидных гормонов стрессируемым животным может повышать уровень адаптации к различным воздействиям.

    Эти данные позволили применять кортикостероидные препараты в клинической практике при сильных травмах или при длительных хирургических операциях для предупреждения развития вторичного шока (Глинн, 1969). Показано также, что многие патологические процессы разворачиваются на фоне истощения функциональных резервов гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.

    Накоплено много данных о путях и механизмах действия глюкокортикоидных гормонов на организм. Во избежание ненужных повторений мы кратко резюмируем основные данные F и его аналоги вызывают лизис тимико-лимфоидной ткани и острый выброс антител из разрушающихся лимфоидных клеток, но соответственно тормозят новообразование иммунных тел; вызывают также торможение синтеза белка в различных видах соединительной ткани, слизистых оболочках и мышцах; стимулируют синтез общего белка и ряда ферментов обмена аминокислот и глюконеогенеза в печени, усиливая в этом органе синтез глюкозы и ее секрецию в кровь; тормозят синтез ДНК во всех тканях, ингибируют транспорт глюкозы и ее утилизацию в мышцах и жировой ткани; стимулируют липолиз и обусловливают гиперлипацидемию, пермиссируют эффекты адреналина, глюкагона, ЛТГ и некоторых других гормонов на различные органы и ткани; вызывают повышение возбудимости коры и ряда подкорковых структур головного мозга; в определенных дозах снижают проницаемость кровеносных сосудов, тормозят воспаление и развитие аллергических реакций; усиливают задержку Na+ в крови и экскрецию К+, тормозят половую функцию.

    Отметим, что при стрессорной активизации системы гипоталамус — гипофиз наряду с усиленным образованием АКТГ и глюкокортикоидов происходит усиленное образование опиоидов, липотропина и МСГ из ПОМК. Опиоиды и МСГ способны оказывать прямые влияния на мозг, вызывая возбуждение и обезболивание, а также на симпатическую нервную систему. АКТГ, липотропины и МСГ обладают жиромобилизующим действием.

    Указанные гормоны существенно дополняют эффекты глюкокортикоидов. Однако анализ всех адаптивных влияний глюкокортикоидов и других гормонов данной системы не позволяет составить достаточно убедительную концепцию о сущности самодовлеющего адаптивного действия гормонов коры надпочечников (Селье, 1977). Несомненно, индуцируемые гормонами острый выброс готовых антител лимфоцитами, переключение пластических процессов на энергетические, гипергликемия и гиперлипацидемия, пермиссивные и другие эффекты могут играть защитно-приспособительную роль на определенных этапах развития стресса.

    Однако физиологический смысл различных влияний глюкокортикоидов на ткани при стрессе теряется, если их рассматривать изолированно от эффектов других гормонов и нервных механизмов, также участвующих в регуляции неспецифических адаптивных реакций организма. Действительно, трудно представить самостоятельное адаптационное значение торможения кортикостероидами синтеза антител, формирования воспалительных реакций, потребления глюкозы мышцами — процессов, имеющих огромное значение для поддержания гомеостаза.

    Очевидно, анализ адаптивного синдрома и механизмов адаптивного действия глюкокортикоидов рационально проводить не изолированно, а в связи и в сопоставлении с динамикой секреции других гормонов и негормональных факторов при стрессе и механизмами их взаимодействия с клетками. Этот вывод вполне согласуется с многочисленными экспериментальными данными, полученными самим Селье и другими эндокринологами (Шёлк, 1969, 1970; Федотов и др., 1972 и др.)

    medbe.ru

    Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти

    в удобном приложении MyBook

    Леонид Александрович Китаев-Смык
    Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти

    Предисловие

    Стресс в современном постиндустриальном обществе все чаще становится причиной страданий. Стремление к массовым радостям и мнимой беспечности не всегда уменьшает напряженность нашей жизни.

    Знакомство с анализом причин и закономерностей стресса, с его последствиями, изложенными в книге, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний критических ситуаций и, может быть, поможет найти полезные последствия этих ситуаций. «Нет худа без добра» – говорит пословица. При стрессе нужно не только пересилить «худое», но и не потерять «доброе».

    Эта книга может служить учебным пособием. Она написана для всех, кого затронул стресс, кто его использует или с ним борется, для политиков и психологов, для медиков и социологов, для работников силовых структур, для учащихся и профессионалов, может быть, даже для философов. Она пополнит их знания о стрессе или хотя бы укрепит в этих знаниях.

    В первой главе кратко изложена концепция стресса выдающегося канадского ученого Ганса Селье – прародителя учения о стрессе. Описаны опирающиеся на это учение основные положения общей теории стресса, разрабатываемые автором этого учебника. Во второй главе изложены результаты многочисленных научных наблюдений и экспериментальные данные об эмоциях и поведенческих реакциях (нормальных и болезненных) при кратком и продолжительном стрессе, при разных экстремальных воздействиях. Третья глава посвящена вегетативным проявлениям стресса, то есть, с одной стороны, тому, какие физиологические реакции бывают при психологическом стрессе, и, с другой стороны, как эти реакции сказываются на психике. Вместе с тем представлены анализ «соматических (телесных) болезней стресса» и способы их профилактики и лечения.

    В книге анализируются методы профилактики и устранения неблагоприятных проявлений стресса и пути сохранения способности восстанавливать в нужный момент свою активность, боевитость, сохранение веры и надежды на вызволение от невзгод жизни, на успешное преодоление стрессогенных воздействий. В ней представлен разносторонний подход к пониманию стресса, без которого невозможно постигать сложнейшую картину противостояния психики и всех систем организма человека экстремальным условиям существования, создающим «стресс жизни» и «стресс смерти». При этом особое внимание обращается на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые в экспериментах, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния. Такие ситуации могут пробуждать в людях потенциальные возможности, незаметные в обычных, не стрессогенных условиях. Автор полагает, что главные из них: интеллектуально-творческий потенциал (с условием, что он не устремлен против самого себя, то есть не стал безумен) и потенциал нравственности. В критических условиях они проявляются и проверяются. Потому что нравственность – это не только раскрытие силы жизнеутверждения личности, но и система запретов, «очеловечивающих» личность и общество. Вспомним, что Л.H. Толстой видел три вида нравственности:

    – нравственность – то, что служит на пользу моему «Я». Это – нравственность дикости;

    – нравственность – то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой. Это – нравственность варварства;

    – нравственность – то, что служит на пользу всему человечеству. Это – нравственность общечеловеческая.

    При стрессе становится очевидно, потенциалом какой нравственности богат человек. Но главное, в критической ситуации человек всегда становится перед выбором, с какой из этих трех нравственностей идти дальше.

    1. Методология изучения стресса

    Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс… Полная свобода от стресса означает смерть.

    1.1. Концепция стресса Ганса Селье – «общий адаптационный синдром»

    Концепция стресса, родившись в результате серии патофизиологических исследований выдающегося канадского ученого Ганса Селье, оказала большое влияние на различные науки о человеке. Она была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии, политологии и др.

    В первой главе этой книги изложены основные положения концепции Г. Селье. Это сделано, во-первых, из уважения к его таланту и научному наследию, во-вторых, из-за того, что хотя обширные современные знания о стрессе давно не укладываются в рамки его теории, но все же освоение ее плодотворно и сейчас.

    Показана сопоставимость с теорией Г. Селье результатов наших многолетних экспериментальных и теоретических исследований стресса, подтвержденных многими учеными. Здесь изложены этические и организационно-методологические принципы, которые надо соблюдать при изучении стресса, рассмотрены сходства и различия «стресса жизни» и «стресса смерти».

    1.1.1. Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса

    Поражения сердечно-сосудистой системы являются причиной более 50 % всех случаев смерти (Бедный, 1981; Ганелина, 1975; Косицкий, 1977; Уайт, 1967 и др.). Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения (Haynes et al., 1978; Shapiro, 1978; Чазов, Вихерт, Метелица, 1972). В нашей стране особенно быстро за последние десятилетия увеличивается смертность от ишемической болезни сердца.

    Из-за «стресса жизни» миллионы людей страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, отверженности или тревожности, у детей имеются стрессовые симптомы эмоционального неблагополучия (чрезмерная агрессия, ночные кошмары, мочатся в кроватку), все больше людей страдают от алкоголизма и наркомании, пытаясь избавиться от «стресса жизни», тысячи кончают с собой или совершают попытку самоубийства (Levi, 1981).

    Вот как оценивает эти данные Ленард Леви, один из известных исследователей эмоционального стресса. «Часто говорят, что статистика не кровоточит. Да, независимо оттого, как интерпретируются эти данные, они представляют огромные человеческие страдания и несчастья, часть которых, вероятно, предотвратима» (там же, р. 11). Он предлагает продолжать изучение эмоционального стресса и его индивидуальное лечение. По его мнению, «можно и должно подойти к проблеме через длительное холистически и экологически направленное профилактическое планирование» (там же). Им предложены принципы такого планирования.

    Таким образом, предпосылкой создания и широкого распространения концепции стресса можно считать возросшую, особенно во второй половине XX столетия, актуальность проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды. Ширящееся научное изучение стресса можно рассматривать как часть охватившего общественность нашей планеты движения по охране природы. Человека при этом надо рассматривать как важнейший элемент биосферы, подлежащий защите. Часто защищать человека надо от него самого, то есть от стихийной урбанизации, от ошибочных «успехов» цивилизации.

    Среди своих предшественников Г. Селье называет Клода Бернара, указавшего, что относительное постоянство внутренней среды живого организма-важнейшее условие поддержания его жизнеспособности, и Уолтера Кеннона, разработавшего теорию гомеостаза.

    Большое впечатление на Ганса Селье произвели его встречи и беседы в 1935 г. в Ленинграде с академиком-физиологом, нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс», – вспоминает Г. Селье (Селье, 1979). Открытие П.П. Павловым условных рефлексов, можно полагать, предопределило направленность концепции стресса на понимание способности организма выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Если на уровне целого организма результаты фило– и онтогенетического его «обучения» преодолению неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне, – пишет Г. Селье, – обучение зависит главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)» (там же, с. 60). О неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма, ставших основой учения о стрессе, неоднократно говорили П.П. Павлов и его ученики, называя их «стандартными формами нервных дистрофий», подчеркивая тем самым значение нервной регуляции в возникновении этих неспецифических реакций.

    Но почему портрет еще и великого физика осеняет парадный вход Института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Международный институт стресса)? Начало нашего столетия ознаменовалось созданием релятивистской и квантовой физики, теоретические построения которых обусловили прогрессивные преобразования в методологии естественных наук. Эти преобразования в значительной мере связаны с именем Эйнштейна. Видимо, не только уважение побудило Г. Селье поместить на почетном месте в своем институте портрет А. Эйнштейна. Можно полагать, что прогрессивные концепции, возникшие в связи с отходом от методологии классической физики, оказали существенное влияние на научное мышление основателя учения о стрессе.

    Объект исследований Ганса Селье – стресс как неспецифические симптомы адаптации – понятие относительное. Их можно «увидеть», только вычленяя подобные симптомы из множества разных симптомов адаптации. Потому стресс – понятие, теряющееся при чрезмерно большом и при чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствует относительность причинности и целесообразности стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при «местном адаптационном синдроме», это и весь организм, отвечающий «общим адаптационным синдромом», это та или иная совокупность людей при массовых проявлениях эмоционального стресса. Идея о существовании взаимодополняющих свойств в какой-то мере находит воплощение в концепции стресса в виде дополнительности специфических и неспецифических проявлений адаптации к требованиям среды в живых существах, в психике и в социальных совокупностях.

    Ганс Селье указывал на отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний при стрессе от физиологических механизмов стресса.

    Ухудшение самочувствия, болезненные стрессовые физиологические процессы Г. Селье предложил называть «дистрессом», то есть разрушающим дискомфортным стрессом. Приятные формы стрессовых переживаний, такие как стресс любви, творчества, восторга, вдохновения, он назвал «эустрессом», то есть приятным стрессом.

    Широкому распространению учения о стрессе способствовали системная разработка концепции стресса ее автором, его исключительная продуктивность и целеустремленность, а также его публицистические и литературные способности. Перу Ганса Селье принадлежит более тысячи научных публикаций, в их числе более 20 монографий. Будучи на протяжении многих лет руководителем основанного им института, Г. Селье объединил усилия ученых многих стран в решении различных проблем стресса, способствуя тому, что исследования проблемы стресса вышли далеко за рамки первоначальных патофизиологических экспериментов.

    Автор этой монографии на протяжении нескольких лет состоял в переписке с Г. Селье, получая от него полезные советы и, главное, одобрение и моральную поддержку. Специфические особенности советской государственной политики многократно препятствовали Гансу Селье в его желании встретиться с автором этой книги.

    Научная экспансия концепции «стресс» с ее распространением на различные области знания вызывает недоумения, а часто понятный протест ученых, разрабатывавших свои научные проблемы, обходясь без методов, пониманий, обобщений, используемых учением о стрессе (Василюк, 1984; Мэй, 2001, с. 96–97 и др.). Эти недоумения не повод для протеста и научных баталий – разные фонари освещают путь к истине.

    m.mybook.ru

    Это интересно:

    • Людя с синдромом дауна Люди с синдромом Дауна: актеры, юристы и рестораторы "Театр Простодушных" . Сцена из спектакля "Капитан Копейкин".Фото: ИТАР-ТАСС С 2006 года весь мир 21 марта отмечает Международный день человека с синдромом Дауна. Идея принадлежала Антонаракису Стилианосу – швейцарскому генетику греческого происхождения. […]
    • Прогноз уровня стресса «Психология стресса и методы коррекции» (учебное пособие) Полное название проекта - Учебное пособие «Психология стресса и методы коррекции». Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Актуальность Первое в России полное и систематическое […]
    • Эссе психология стресса Психология стресса - реферат Тольяттинский Государственный Университет Реферат по психологии на тему: Студент: Введенский Д.И. Преподаватель: Баленко Б.В. г. Тольятти 2006 г. Три основные - древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи. I Здоровье - физическое и неэтическое - связано […]
    • Клиника неврозов на волоколамское шоссе 80 Научный центр неврологии РАМН (Москва, Волоколамское шоссе, 80): структура, руководство Шестидесятилетняя деятельность, которую осуществлял Научный центр неврологии РАМН, говорит сама за себя: будучи ещё научно-исследовательским институтом, он уже являлся ведущим лечебно-диагностическим, научным и учебным центром […]
    • Шизофрения когнитивные нарушения Когнитивная терапия при шизофрении Шизофрения является хроническим и глубоко нарушающим жизненные функции психиатрическим расстройством. Текущие оценки показывают, что 70-80% пациент с шизофренией являются безработными, и только ½ от 1% пациентов с шизофренией, получающих социальное страхование (SSI/SSDI) […]
    • Песни для сна от бессонницы Как музыка может помочь преодолеть бессонницу [перевод] В современном неспокойном мире хороший сон, улучшающий психическое и физическое состояние, ценится на вес золота. Ведь если разобраться, сон — нечто гораздо большее, чем просто базовое сохранение энергии. Это физиологический процесс, во время которого […]
    • Заикание как излечиться АиФ 10: Заикание: излечение порождает конфликты. АиФ Семейный совет, выпуск 08 (273) от 19 мая 2006 г. Что происходит с ребенком, школьником, студентом после того, как он перестает заикаться? Как он чувствует себя в новой роли? Как к этому относятся его старые друзья? Все ли радуются за него или не все так просто? О […]
    • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]