5 пограничных состояний

Православный реабилитационный центр Архангела Гавриила приглашает к сотрудничеству и участию всех желающих.

Если у вас или у ваших знакомых есть проблемы с наркозависимостью или алкогольной зависимостью, вы можете в любое время позвонить нам, и мы поможем вам справиться с этим:

8 800 333 50 38
бесплатная горячая линия

Мы сами прошли через это, и обрели здоровую счастливую жизнь, поэтому на деле знаем, как помочь тебе.

Пять пограничных состояний

Текст песни

Пять пограничных состояний.
Крик немой, и боль прощаний
Плюнет сквозняками в первый снег
Павший замертво счастливый человек.

(Припев):
Пять пограничных состояний тряпкой черной на ветру,
Нас в толпе узнаешь сразу по счастливому лицу,
Синяки, пробиты уши, кожа стерта на износ,
Курим в тамбуре поезда, что едет под откос.

Автор: Виталий Черножуков

Em
Пять пограничных состояний.
C
Крик немой, и боль прощаний
G D Em
Плюнет сквозняками в первый снег
C D Em
Павший замертво счастливый человек.

Без побед и поражений,
Только душный страх сомнений –
Это всё, что нам осталось здесь,
Был у нас огонь, да вышел весь!

Пр: Пять пограничных состояний тряпкой черной на ветру,
Нас в толпе узнаешь сразу по счастливому лицу,
Синяки, пробиты уши, кожа стерта на износ,
Курим в тамбуре поезда, что едет под откос.

На пол сходу полупьяных
Нас валила окаянных,
Нас косила правды горькой суть,
От вина на дне стакана муть.

Мимо дней так время скачет,
Разве было то иначе?
Но остался в прошлом где-то твой билет.
И вот-вот отходит поезд, гасят свет.

Песня жжёт на трех дворовых,
На простых, на беспонтовых,
Вырвет душу с потрохами из глубин.
Здесь на кухне за столом ты не один!

www.pilot.spb.ru

Деятельная сущность человека в его пограничных состояниях тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Пугацкий, Михаил Владимирович

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пугацкий, Михаил Владимирович

Глава 1. Пограничное состояние как предмет философского познания.

1.1. Категория « состояние ».

1.2. Понятие пограничного состояния.

1.3. Деятельная сущность человека и социума.

Глава 2. Проблема деятельной сущности человека и его пограничное состояние.

2.1. Пограничное состояние человека в основных системах философского теоретизирования .

2.2. Деятельная сущность человека в пограничных состояниях.

2.3. Деятельная сущность человека в пограничных состояниях социума.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Деятельная сущность человека в его пограничных состояниях»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В условиях современного этапа общественного развития большое количество людей в своей жизни сталкивается с различными внутренними и внешними проблемами. Это связано с ускоренной социальной динамикой современной жизни, процессами глобализации информации и коммуникации, инфляцией традиционных ценностей, формированием новых смысложизненных ориентаций и новых форм социальной активности индивидов.

Для человека его потребности, интересы, деятельность, взгляды, оценки и отношения являются основным фундаментом экономического, политического, экологического, духовного, научного, культурного и других видов бытия общества. Поэтому источник социальных противоречий необходимо искать в человеческой природе, человеческой сущности, одним из модусов которой являются пограничные состояния, в которых человек находится на пределе своих возможностей, физических и психических сил, сознания, рационального мышления и т.п. За пределами таких возможностей — либо положительное социальное качество, либо углубление социальных противоречий и невозможность достижения общественно полезной цели. При этом именно от того, насколько современный человек сумеет реализовать свою деятельную сущность, во многом зависит, сумеет ли человечество решить те проблемы, которые угрожают самому его существованию.

Проблема деятельной сущности человека является одной из фундаментальных проблем современной социальной философии » Посредством своей деятельности, в основе которой лежат целеполагание, выбор средств и способов решения поставленных задач, человек постигает и изменяет окружающие его объекты и самого себя с целью самоформирования и адаптации к жизни в обществе.

В ходе социальной трансформации как в онто-, так и в филогенетическом планах человек постепенно превращается в социальную онтогносеологическую единицу, подчиненную фундаментальным закономерностям как природы, так и социума. Многоликая сущность человека и как биологического и, особенно, как социального существа, для качественной и эффективной своей реализации должна за счет совокупности элементов структуры своего сознания и бытия определять элементы структуры сущности и существования общества.

Процесс органичного включения человека в социум сопряжен с одной стороны, с конфликтом внутри самого человека, а с другой — с конфликтом интересов человека и общества. Человек постоянно изменяется, его целостность и единство с самим собой не всегда остаются стабильными. Поэтому становление человека неизбежно сопровождается атмосферой внутренних конфликтов, постепенно эксплицирующихся во внешние. Человек в такой ситуации может привносить в жизнь общества контрвекторные тенденции активности своего «Я», находясь в пограничных состояниях, проявлять границы своего бытия как в индивидуальном, так и в социальном аспектах.

Пограничные состояния человека достаточно хорошо изучены психологией, медициной, социологией, антропологией, правоведением и некоторыми другими нефилософскими науками. В философии же этот вопрос в настоящее время требует активного исследования в рамках философского понятийного аппарата и философских теорий. Причем становление предмета философии пограничных состояний, формирование системы соответствующего философского знания должно происходить не в русле схоластического спора об абстрактных терминах, а на основании глубоких научных исследований погранично-полярной реальности человека в ее конкретных проявлениях. Необходимо отметить, что изучение философией деятельной сущности человека в модальности его пограничных состояний представляет собой определенную сложность, которая обусловлена отсутствием специфической терминологии в рамках понятийно-категориального аппарата социальной философии.

В основе философии пограничных состояний человека лежит феноменологическая ассимиляция — объединение полярных структур человеческого бытия в новое целостное качество. Посредством ассимиляции можно не только объединить разнородные состояния, но и выявить пограничные субстанции, посредством которых такое объединение возможно. Значение исследования феномена пограничных состояний для социальной философии заключается в том, что оно позволяет отыскать те границы и рубежи, в рамках которых возможно объединение негативно-противоречивых связей в позитивное социальное состояние.

Таким образом, чем больше мы будем знать о пограничных состояниях человека, тем эффективнее сможем решать задачи по преодолению социальной отчужденности личности, по формированию активной деятельной сущности человека, по разрешению различных проблем общества. Поэтому выбор темы деятельной сущности человека в его пограничных состояниях можно считать вполне оправданным и обоснованным.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Философия пограничных состояний исторически возникает и формируется в творчестве философов-экзистенциалистов — С. Кьеркегора , М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю . Особый вклад в разработку понятийного аппарата пограничных состояний внес К. Ясперс , определивший внутренние и внешние конфликты человеческого существования как « пограничные ситуации времени », которые могут привести человека к гибели.

Однако идеи пограничности человеческой сущности прослеживаются на протяжении всей истории философии.

Античные философы (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпиктет, М. Аврелий) полагали, что единственно правильным отражением сущности человека является знание о том, чем собственно является сам человек в своем осознании справедливости, истины, законов государства.

Раскрытие этого вопроса в религиозно-философской плоскости продолжили и философы Средневековья, в т.ч. А. Августин и Ф. Аквинский, которые в основу сущности человека положили веру, независимую от разума , показав границу между добром и злом, земным и небесным, мирским и сакральным.

Философы Нового времени Р. Декарт , Г. Лейбниц, Д. Беркли, Б. Спиноза , Д. Юм и др. перевели проблему сущности человека из онтологической в гносеологическую плоскость, определив пограничное состояние знания между истиной и заблуждением через границу — « Я мыслю », которая в немецкой классической философии преобразовалась в вопрос: «Что я могу знать?» (И. Кант ).

Философия J1. Фейербаха позволила рассмотреть деятельную сущность человека сквозь призму сущности христианства.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса проблемы человека объяснялись оторванностью его от средств производства, классовыми антагонизмами и имущественным неравенством людей как явлениями пограничного состояния человека в социуме.

В западной философии понимание сущности человека и его пограничных состояний в контексте перехода от рационализма к иррационализму, от оптимизма к пессимизму, от логики к абсурду было раскрыто философами-иррационалистами: Ф. Якоби, Ф. Шлегелем, Ф. Шеллингом , А. Шопенгауэром и другими.

Представителями психоаналитической традиции понимания пограничных состояний человека являлись 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, которые исследовали проблемы индивидуального и коллективного бессознательного.

Русские философы исследовали- нравственные и эстетические основания социального бытия человека в связи с его духовностью, религиозной верой и стремлением к Соборности, единению. Работы И.А. Ильина , П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, J1. Шестова , Л.П. Карсавина, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского , В.Н. Лосского, E.H. Трубецкого, С.Л. Франка , К.С. Аксакова, П.Н. Савицкого, A.C. Хомякова , H.A. Бердяева внесли большой вклад в понимание значения духовно-нравственной составляющей сущности человека. В историческом аспекте источником знания о генезисе философских взглядов на проблему сущности человека явились работы В.В. Зеньковского и А.Ф. Лосева.

Богатым источником для понимания духовных оснований деятельной сущности человека явилась русская «художественно-литературная» философия. Представленные в ней яркие русские характеры, ментальная неповторимость социальных отношений в России, как ничто другое, позволяют не только продемонстрировать, но и изучить, поместив в научно-философские рамки, пограничные состояния человека. Так, философские искания Ф.М. Достоевского выявляют постоянное противоборство рационального и иррационального, овеществленного и духовного, временного и вечного, земного и небесного.

В вопросах исследования деятельной сущности в пограничных состояниях социума важное значение имеют и философские воззрения Ф. Булдакова, П. Волобуева, Г. Иоффе, А. Рабиновича, Ю.А. Никитина , Б.П. Вышеславцева, П.Б. Струве, Р.К. Баландина и др., показавших роль государства и гражданского общества в реализации человеком своей деятельной сущности, « порубежность » России как государства, находящегося между Востоком и Западом. Концептуальные элементы формы и содержания сущности человека в деятельностных аспектах раскрывались такими отечественными исследователями как JI.H. Коган , Г.С. Батищев, Б.А. Воронович, Е.А. Железов ,

A.JI. Никифоров, М. Лифшиц, А.Г. Спиркин , Т.М. Ярошевская, Т.Т. Гайдукова,

B.А. Карпушин , P.M. Габитова, Б.Н. Воронцов, Э.Ю. Соловьев , С.А. Исаев, О.Н. Крутова, B.C. Швырев и др.

Ситуация России в конце 80-х — начале 90-х- годов определила актуальность обращения к анализу деятельной сущности человека в связи с проблемами смысла жизни, целеполагания, свободы, экономического и политического развития общества, становления гражданского общества в России. Эти проблемы исследовались в работах С.Э. Крапивенского , С.С. Хоружего, А.Г. Аникевича, A.M. Гендина , А.И. Панюкова, И.М. Чудиновой,

Н.И. Дроздова , В.И. Кудашова, В.Е. Давидович, В.П. Яковлева , В.В. Минеева, Р.И. Ивановой и др.

Однако в целом эта проблема в западной и отечественной философии раскрывается недостаточно, хотя и разрабатывается, начиная с античности. На наш взгляд, философия пограничных состояний должна занять свое место в социально-философском знании наряду с его традиционными проблемами. В данном исследовании предпринята попытка определить подходы для создания такой философии.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются пограничные состояния человека и социума.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — деятельная сущность человека в его пограничных состояниях.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель исследования — анализ специфики деятельной сущности человека в его пограничных состояниях.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать анализ категории « состояние »;

2. дать анализ концепций сущности человека и его пограничных состояний в западной философии;

3. дать анализ концепции деятельной сущности человека и его пограничных состояний в отечественной философии;

4. определить понятие пограничных состояний человека, выявить их содержание и основные формы;

5. показать экзистенциальную диалектику пограничных состояний;

6. дать анализ понятия деятельной сущности человека и показать его взаимосвязь с понятиями биологической и социальной сущности человека;

7. показать специфику деятельной сущности человека в пограничных состояниях социума.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретической и методологической основой исследования являются:

— историко-феноменологический метод, используемый для анализа генезиса проблемы пограничных состояний;

— системный подход, рассматривающий пограничные состояния как момент бифуркации в развитии социальной системы;

— общенаучные методы познания. НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации:

1. определены понятие, формы и содержание пограничных состояний человека: пограничные состояния человека представлены как свойства его бытия и мышления, проявляющиеся в существовании негативного соотношения полярных структур, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве; формы пограничных состояний определяются способами их выражения: социальные, экзистенциальные, психические, этические, эстетические, онтологические , гносеологические, теологические и антропологические;

2. показано, что деятельная сущность человека — единственно возможный способ существования и развития социальной действительности, в основе которой лежат материальная и духовная (идеальная) деятельность по практическому позитивному преобразованию предметной среды, объективной реальности; исследована диалектика материального и идеального начал деятельной сущности человека как способа существования и самопознания человека в контексте моделирования пограничных состояний;

3. выявлено, что в контексте экзистенциальной парадигмы проявления пограничных состояний определяются векторами свободы, выбора человеком той или иной цели и ценности своей деятельности, восприятия человеком своей сущности и своего существования как абсурдного и бессмысленного, зависящего от латентных сил истории, судьбы и случайностей;

4. установлено, что исследование концепции деятельной сущности человека и его пограничных состояний в русской философии основано на принципах коллективизма, общинности, артельности, Соборности, Всеединства ; исходит из приоритета коллективной собственности и коллективного интереса, духовных ценностей над материальными; находит опору в христианской православной вере, которая, в отличие от западной протестантской, не стремится нивелировать идеал, религиозную мораль до уровня будничной, утилитарно-практической деятельности;

5. доказано, что борьба с пограничными состояниями — пьянством, наркоманией, тунеядством, эгоизмом и т.п. должна вестись наряду с борьбой против экологических преступлений, терроризма, насильственного захвата и удержания государственной власти, нарушения естественных прав и свобод человека и гражданина из соображений « государственной целесообразности » или по признакам языка, расы, национальности, вероисповедания, социального статуса и других социальных характеристик; в отечественной философии, таким образом, « пограничность » не сводится лишь к «Я» человека, а представляет собой диалектическую картину взаимодействия внешних и внутренних факторов жизни человека в обществе и государстве;

6. показана функциональная связь между пограничными состояниями человека и пограничными состояниями социума вследствие того, что элементом социума как системы является индивид, наделенный сознанием, волей, мышлением, осуществляющий материальную и духовную деятельность в рамках этой системы; человек как социальное существо является продуктом общественных отношений и его субъективность воспроизводится целостным процессом общественного производства;

7. доказано, что сущностью человека, наряду с другими составляющими, является и совокупность общественных отношений, а индивидуальные и коллективные противоречия ассимилированы в универсальную модель диалектики полярных субстанций деятельной сущности человека;

8. выявлены формы пограничных состояний социума: социальная реформа и социальная революция, бунт, переход от простой коллективной общности людей к гражданскому обществу через преодоление дифференцированных структур социума. Доказано, что социальный прогресс требует постоянного преодоления социального хаоса, который возникает в результате противоречий между индивидуалистическим и коллективистским видами общества, и здесь большое значение имеет пограничная ситуация выбора, обнажающая деятельную сущность человека;

9. установлено, что формирование национальной идеи современной России возможно в контексте взаимодействия между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности российским народом, который автономизируется, самоорганизовывается в соответствующие ассоциации, союзы и т.п., образуя границы — гражданское общество и государство;

10. выявлено, что современный российский социум представлен внутриконкурирующими социальными связями и стремится стабилизировать этатистские границы в рамках национальных, социальных, экономических, внешнеполитических и других модальностей общественного бытия.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные диссертантом исследовательские результаты позволяют более адекватно осмыслить феномен деятельной сущности человека в его пограничных состояниях, могут послужить материалом для целого раздела философии — « философии пограничных состояний » — основы которого закладываются в настоящее «время. В рамках социальной философии предлагается различать и рассматривать такие категории как « социальные пограничные состояния человека », « пограничные состояния социума », « социальные границы ».

Научная значимость темы заключается в том, что анализируется и обобщается большой материал, накопленный в этой области как западной, так и отечественной философией, закладываются основы для последующих исследований, готовящих почву для формирования философии пограничных состояний как особого раздела современного философского знания.

Единство рационального и иррационального может быть наиболее полно раскрыто на примере пограничных субстанциальных состояний человека и имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение для повышения уровня философского знания, искоренения неправомерного и развития активного правомерного поведения человека в обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общего курса философии, а также курсов социальной философии, философской антропологии, философии религии, философии культуры, теории культуры, социологии, а также в преподавании спецкурсов, связанных с теорией пограничных состояний человека как репрезентантов диалектического развития личности.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Теоретические выводы и обобщения материалов исследования докладывались автором на ряде межвузовских, всероссийских и международных научно-практических конференций, среди которых: IV межвузовская научная конференция аспирантов и соискателей (г. Красноярск, 2002 г.); пятая Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2003 г.); Всероссийская конференция «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (г. Красноярск, 2003 г.); региональная научно-практическая конференция «Защита прав человека в формирующемся гражданском обществе: Выполнение Россией обязательств по обеспечению прав человека, принятых в связи с ее вступлением в Совет Европы» (г. Красноярск, 2004 г.); VI межрегиональная научная конференция аспирантов и соискателей (г. Красноярск, 2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых « Молодежь и наука: третье тысячелетие » (г. Красноярск, 2005 г.); пятая Международная научная конференция « Интеллигенция и нравственность » (г. Улан-Удэ, 2005 г.). Диссертационное исследование обсуждалось, было одобрено и рекомендовано к защите на заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. В соответствии с реализацией поставленных задач структура диссертации включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список литературы. Диссертация представляет собой машинописную рукопись объемом 196 страниц. Список использованной литературы включает 203 наименования.

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пугацкий, Михаил Владимирович

Принятая к исследованию тема « Деятельная сущность человека в его пограничных состояниях » выявляет ряд актуальных проблем общефилософского и социально-теоретического характера, связанных с формированием новых смысложизненных ориентаций и новых форм социальной активности индивидов в контексте реалий функционирования современного общества.

Деятельная сущность человека возникает на основе его биологической сущности и формирует социальную сущность, является единственно возможным способом существования и развития социальной действительности, в основе которой лежит материальная и духовная (идеальная) деятельность по практическому позитивному преобразованию предметной среды, объективной реальности. В свою очередь, социальная сущность человека во многом производна от его орудийной, предметно-трудовой деятельности, от изготовления и применения орудий труда. Человек не только социальное (ансамбль общественных отношений), но, в первую очередь, деятельное существо, активно и творчески преобразующий действительность индивид, творящий из первой, биологической природы вторую — социальную природу.

Деятельность человека именно благодаря деятельной сущности носит целенаправленный, продуманный, структурированный, безличный (т.е. не зависящий от того, кто ее совершает) и результативный характер. Деятельность предполагает создание человеком новых программ преобразования действительности. Диалектика материального и идеального начал деятельной сущности человека дает огромной эвристический материал для изучения социальной философии , моделирования пограничных состояний.

О границе деятельной сущности человека можно говорить как о наличии связей, свойств, тенденций, которые могут быть мыслимы только по отношению к идеалам, выраженным в таких понятиях, как «все», « целое », разум », « космос », « абсолют », « истина », « самость », « государство », «долг», « право » и пр. референтах, представляемых в качестве возможных проявлений справедливого и достойного человека бытия . Граница существует во многом благодаря общественному сознанию и является гарантом конструктивной социализации личности, обеспечения ее естественных прав и состояний.

Определить границу своей сущности и своего существования человеку позволяют знания о пограничных состояниях, определяющих его деятельную сущность. Пограничные состояния человека — свойства его бытия и мышления, проявляющиеся в негативном соотношении одновременно существующих полярных структур, содержанием которых являются диалектические противоречия, т.е. противоположные, взаимоисключающие стороны, свойства, моменты, тенденции, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Формы пограничных состояний определяются способами их выражения: социальные, экзистенциальные, психические, этические, эстетические, онтологические , гносеологические, теологические и антропологические.

Формы пограничных состояний можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним формам можно отнести пограничные состояния человека в их психическом, экзистенциальном, теологическом , этическом, эстетическом и гносеологическом выражениях, а к внешним — в социальном, онтологическом и антропологическом. Однако такая классификация форм пограничных состояний человека является весьма условной в связи с тем, что внутренние противоречия диалектически могут переходить во внешние.

Каждой форме пограничного состояния соответствует определенный, вид границы сущности и существования человека. Разнообразие границ объясняется невозможностью поместить человека в рамки напряженности какой-либо одной пары полярных диалектических плоскостей сущности и существования.

История становления понятия пограничных состояний, отражается в логике эксплицирования содержания данного понятия внутри онтологии и гносеологии человеческого существования. Западная и отечественная модели пограничных состояний человека раскрывают многообразные возможности социальной философии в исследовании проблемы деятельной сущности человека и тем самым демонстрируют методологическую значимость этой проблемы для самых разных научных прикладных технологий: психологических, медицинских, политических, правовых и т.д. В целом влияние пограничных состояний человека на его деятельную сущность представляет собой предмет социальной философии.

Экзистенциальные проявления деятельной сущности человека характеризуются тем, что человек воспринимает свою сущность и свое существование как абсурдные и бессмысленные, зависящие от латентных сил истории, судьбы и случайностей. Абсолютизация экзистенциальных проявлений деятельной сущности человека приводит к выражению крайне негативных пограничных состояний и в практическом плане экзистенциальная модель может быть использована для достижения социально позитивной цели только наряду с применением других моделей пограничных состояний в качестве методологического основания для изучения социальной философии в целом.

Экзистенциальная парадигма имеет особое значение для исследования феномена пограничных состояний человека и социума: в ее контексте человеческая сущность определяется через понятие свободы как постоянного выбора человеком своих возможностей, проектов своего будущего. Свобода, понимаемая как выбор человеком собственной сущности, основана на атомарности индивидуального бытия, его противопоставленности обществу и отрешенности от общества. В экзистенциальной диалектике человека и общества последнее предстает как безличная сила, подавляющая человека, лишающая его аутентичного бытия, навязывающая трафаретные вкусы и нравы. Таким образом, философия экзистенциализма постулирует пограничность человеческого существования, которая находит свое выражение в деструктивных формах деятельности. Ограниченность данной философской традиции нам видится в отрицании проектов позитивной социально-конструктивной человеческой деятельности, которые позволили бы преодолеть эту пограничность.

В отечественной философии исследование концепции деятельной сущности человека и его пограничных состояний основана на иных принципах — коллективизма, общинности, артельности, Соборности, Всеединства ; исходит из приоритета коллективной собственности и коллективного интереса, духовных ценностей над материальными; находит опору в христианской православной вере, которая в отличие от западной протестантской не стремится нивелировать идеал, религиозную мораль до уровня будничной, утилитарно-практической деятельности. Борьба с пограничными состояниями — пьянством, наркоманией, тунеядством, эгоизмом и т.п. должна вестись наряду с борьбой против экологических преступлений, терроризма, насильственного захвата и удержания государственной власти, нарушения естественных прав и свобод человека и гражданина из соображений « государственной целесообразности » или по признакам языка, расы, национальности, вероисповедания, социального статуса и других социальных характеристик. В отечественной философии « пограничность » не сводится лишь к «Я» человека, а представляет собой диалектическую картину внешних и внутренних противоречий человека в связи с жизнью в обществе и государстве.

Между пограничными состояниями человека и пограничными состояниями социума существует очень тесная функциональная связь вследствие того, что элементом социума как системы является индивид, наделенный сознанием, волей, мышлением, осуществляющий материальную и духовную деятельность в рамках этой системы. Человек как социальное существо является продуктом общественных отношений и его субъективность воспроизводится целостным процессом общественного производства. Таким образом, доказано, что сущностью человека, наряду с другими составляющими, является и совокупность общественных отношений, а индивидуальные и коллективные противоречия ассимилированы в универсальную модель диалектики полярных субстанций деятельной сущности человека.

Наряду с пограничными состояниями человека существуют пограничные состояния социума: социальная реформа и социальная революция (которые не только взаимоисключаются, но и дополняют друг друга), бунт, переход от простой коллективной общности людей к гражданскому обществу через преодоление дифференцированных структур социума. Социальный прогресс требует постоянного преодоления социального хаоса, который возникает в результате противоречий между индивидуалистическим и коллективистским видами общества, и здесь большое значение имеет пограничная ситуация выбора, обнажающая деятельную сущность человека. Деятельная сущность человека должна идти по пути соблюдения законодательства, а если необходимо — и по пути требования его улучшения, поскольку путь революций, анархии, деспотизма и других пограничных состояний социума — неверный и губительный путь.

Национальная идея современной России есть смирение между властью и проснувшимся к самосознанию и самодеятельности российским народом, который автономизируется, самоорганизовывается в соответствующие ассоциации, союзы и т.п., образуя границы — гражданское общество и правовое государство. Россия является пограничной для себя самой, т.к. она представлена внутриконкурирующими социальными связями и стремится стабилизировать этатистские границы в рамках национальных, социально-экономических и других модальностей человеческого бытия.

Работа по построению гражданского общества в России должна сочетаться на нынешнем этапе с работой по укреплению российской государственности, усилению вертикали власти, наведению порядка и дисциплины в обществе, в умах и душах людей. Последнее возможно только в случае возрождения сплоченного единым социальным интересом государства и созидания Русской идеи как идеи Соборности, Всеединства, объединяющей всех россиян на пути к новым, не только индивидуальным, но и общим, коллективным свершениям. Родоначальник 4 российского либерализма

Б.Н. Чичерин назвал это « политикой разумного охранительства » и, на наш взгляд, это наиболее разумная политика для России. В противном случае, Россия может пережить новые « великие потрясения ».

Практика свидетельствует, что как только Российское государство ослабляет своё влияние на общество, тут же начинают превалировать частные интересы, а общественные интересы отходят на второй план, часто забываются, игнорируются, не учитываются. Поэтому необходимым условием становления гражданского общества в России является укрепление государства, которое способно позаботиться об общем интересе, уравновесить личные и коллективные интересы. При слабой государственной власти имеет место парадокс возобладания крайнего индивидуализма, личных и частных интересов над общественными.

Мы отмечали, что Россия является своеобразной пограничной Евразийской цивилизацией, пограничной между Европой и Азией. Пример России и некоторых других стран даёт нам образец того, как можно органично совмещать достижения западной цивилизации с национальной самобытностью и национальными достижениями. Единственное, чего не следует делать — это слепо копировать западную экономическую и политическую модели развития, искусственно « пересаживая » их на российскую почву. Впрочем, деятельная сущность человека проявляет себя не только через преодоление социальных пограничных состояний социума. Даже в идеальном обществе останется место для пограничных гносеологических , антропологических, экзистенциальных и других пограничных состояний человека. Поэтому неизбежно будет присутствовать проблема воспитания подрастающего поколения. Педагогика пограничных состояний человека должна предполагать процесс научения гносеологическим способам объединения знаний и чувств в сознании человека для формирования деятельной сущности последнего.

В самом совершенном обществе человек будет находиться между жизнью и смертью как своим главным пограничным состоянием, между Бытием и Ничто, и каждый раз будет преодолевать его не столько индивидуально, сколько коллективно, будет опираться на социум, формирующий деятельную сущность человека. В своей деятельной сущности человек устремляется от « иметь » к «быть», от существования — к подлинному человеческому бытию , преодолевающему тягу к смерти и власти Ничто через построение модели преобразующей, творческой, свободной деятельности человека. В этом нам видится главное проявление деятельной сущности человека и её главное предназначение, её функция в структуре человеческого бытия, её цель и задача.

У россиян особая духовность, которая, как мы уже отмечали выше, в нынешней общемировой ситуации может спасти человечество от угрозы гибели. Поэтому ещё некоторое время средний россиянин все же будет нуждаться в поддержке государства, а развитие гражданского общества должно осуществляться эволюционно, постепенно, без резких скачков, способных поставить страну на грань социальной катастрофы, перед которой померкнут и покажутся несерьёзными все, даже самые пограничные состояния нашей истории.

В перспективе в рамках социальной философии и в продолжение темы настоящей диссертации мы планируем исследовать вопросы пограничных состояний деятельной сущности человека, выполняющего различные социальные роли в вертикальных (субординационных) и горизонтальных (координационных) связях, характерных для определенных форм государственного правления (монархия, республика), государственного территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), государственного режима (тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический); построить философские модели многомерного видения истории, сопряженные с формационным и цивилизационным подходами к пониманию социума, распределением элементов последнего по стратификационным конкурирующим и консолидированным группам; найти и исследовать универсальную границу человеческой сущности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пугацкий, Михаил Владимирович, 2005 год

1. Августин Аврелий. О Граде Божьем / Августин Аврелий // Хрестоматия позападной философии : античность, средние века, возрождение. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT, 2003. — С. 414 — 415.

2. Аквинский Фома. Фрагменты / Аквинский Фома // Хрестоматия по западной философии: античность, средние века, возрождение. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT, 2003. — С. 529.

3. Александров П.А. Дело Засулич / П.А. Александров // Судебные речи известных русских юристов: сборник. М.: Юридическая литература, 1958. -С. 23-42.

4. Аникевич А.Г. Власть: социально-философский анализ / А.Г. Аникевич,

5. B.Г. Яковлев. СПб: Институт управления и экономики, 2001. — 256 с.

6. Аникевич А.Г. Власть и управление: субстанция, ресурсы, субординационные связи / А.Г. Аникевич // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 6. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. — С. 74 — 86.

7. Аникевич А.Г. Диалектика гражданского общества и государства / А.Г. Аникевич // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. — С. 65 — 77.’

8. Аристотель . Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1978.1. C. 51-91.

9. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. С. 53-294.

10. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. — С. 375-644.

11. Аристотель. Топика/ Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. — С. 347-506.

12. Асмус В.Ф. Декарт / В.Ф. Асмус . М.: Госполитиздат, 1956. — 371 с.

13. Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России / Р.К. Баландин. М.: ВЕЧЕ, 2001.-480 с.

14. Батенин С.С. Человек в его истории / С.С. Батенин . Л., 1976. — 295 с.

15. Батищев Г. С. Деятельностная природа человека / Г. С. Батищев // Проблема человека в современной философии. М., 1969. — С. 87 — 95.

16. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности / Г.С. Батищев // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 21-34.

17. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанциализма / Г.С. Батищев // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-С. 169-176.

18. Бердяев H.A. Самопознание: соч. / H.A. Бердяев . М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1997. — 624 с.

19. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: Олма-Пресс, 2000. — 351 с.

20. Берега рациональности. Беседа с B.C. Швыревым // Вопросы философии. — 2004.-№2.-С. 122.

21. Беркли Д. Философские заметки / Беркли Д. // Сочинения. М.: издательство Мысль, 1978. — С. 39 — 47 .

22. Беседы Эпиктета. / изд. подг. Г.А. Таронян. М.: Ладомир, 1997. — 108 с.

23. Бубер М. Я и Ты / Мартин Бубер; пер. с нем.; послесл. П.С. Гуревича М.: Высшая школа, 1993. — 173, 2. е.: ил. — (Библиотека философа ).

24. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. М., 1968. — 267 с.

25. Бухенвальд: документы и сообщения / под ред. Д.С. Карева. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. — 689 е., 47 л. ил., 1 отд. л. ил.

26. Бушков А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы / А. Бушков. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997. 608 с.

27. Бушков А. Россия, которой не было 2. Русская Атлантида: историческое расследование / А. Бушков, А. Буровский. — Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 512 с.

28. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / Маркс Вартофский; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988. 506, 1. е.: ил.

29. Вернадский Г. Два подвига Св. Александра Невского / Г. Вернадский //Русский мир: Геополитические заметки по русской истории: сб. — М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 641 — 663.

30. Вичева Д.В. Диалектика обыденного и научного знания / Д.В. Вичева, В.А. Штофф // Философские науки. 1980. — № 4. — С. 50 — 58.

31. Воронцов Б.Н. Марксистская теория отчуждения и свобода личности / Б.Н. Воронцов // Вестник Ярославского ун-та. 1976. — Выпуск 15. — С. 29 — 45.

32. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: Социально-философские исследования. М.: Мысль, 1988. — 188 2. с.

33. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., Педагогика, 1982. 367 с.

34. Вышеславцев Б. Русский национальный характер / Б. Вышеславцев // Русский мир: Геополитические заметки по русской истории: сб. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 621 — 640.

35. Габитова P.M. Иррационалистическая трактовка человека в философии К. Ясперса / P.M. Габитова // Вопросы философии. 1956. — № И. — С. 29 -35.

36. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма / P.M. Габитова. М.: Наука, 1978.-288 с.

37. Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие / К. Гаджиев. — 2-е изд. М.: Международные отношения, 1995. — 397 с.

38. Гайденко П.П. Проблема личности в экзистенциализме / П.П. Гайденко // Вестник истории мировой культуры. 1961. — № 5. — С. 9 — 15.

39. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора / П.П. Гайденко. М., 1970. — 83 с.

40. Гайдукова Т.Т. Проблема выбора в философии Кьеркегора / Т.Т. Гайдукова // Вестник МГУ . Серия 8. Философия. 1969. — № 6. — С. 68 — 75.

41. Гегель Г.В.Ф. Сочинения / Г. Гегель . Собр. соч.: в 14 т. Т. 7. — Москва-Ленинград, 1934. 380 с.

42. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1977.- С. 264.

43. Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Т. 3.- М.: Мысль, 1977. -С. 324.

44. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1956. Т. 3. Энциклопедия философских наук, ч. 3. Философия духа / пер. Б.А. Фохта. 1956. 371 с.

45. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества (Философско-социологические аспекты социального прогнозирования) / А. Гендин. — Красноярск: изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та, 1970. 436 с.

46. Гераклит . Фрагменты / Гераклит // Хрестоматия по западной философии: античность, средние века, возрождение. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT, 2003. — С. 36-38.

47. Гердер И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер. М.: Наука, 1977. — 703 с.

48. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. Минск: ХАРВЕСТ; М.: ACT, 2001. — 304 с.

49. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф; пер. с англ. 3-е изд. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000. — 497 с. — (Тексты трансперсональной психологии)

50. Грязнов А.Ю. Абсолютное пространство как идея чистого разума / А.Ю. Грязнов // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 129.

51. Губин В. Философская антропология: учеб. пособ. для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. М., ПЕРСЭ; СПб., Университетская книга, 2000. — 240 с.

52. Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга: вступ. ст. // Шеллинг : Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. — С. 3 — 38.

53. Давидович В.Е. О философском освоении действительности / В.Е. Давидович, В.П. Яковлев // Философские науки. 1979. — № 5. — С. 45 -54.

54. Давидович В.Е. Социальная справедливость / В.Е. Давидович. — М.: Политиздат, 1989. 254 с.

55. Давыдов В. Личности надо « выделаться » В. Давыдович // С чего начинается личность. М., Политиздат, 1979. — С. 139 — 146.

56. Декарт Р. Начала философии / Декарт Р. // Избранные произведения. М., 1950.-С. 409-544.

57. Демокрит . Фрагменты / Демокрит // Хрестоматия по западной философии: античность, средние века, возрождение. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT, 2003. — С. 40 — 42.

58. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 15. Братья Карамазовы. — JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 624 с.

59. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 22. Дневник писателя за 1876 год. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. — 407 с.

60. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 25. Дневник писателя за 1877 год. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. 470 с.

61. Достоевский Ф.М. Записки из подполья / Ф.М. Достоевский // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 5. Л., Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 99 — 179.

62. Достоевский Ф.М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Ф.М. Достоевсикй //Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 5. Л., Наука, Ленингр. отд-ние, 1973.-С. 46-98.

63. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 8. Идиот. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. — 511 с.

64. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13. Подросток. — Л., Наука, Ленингр. отд-ние, 1975.-456 с.

65. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: в 30 т. Т. 6. Преступление и наказание. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. — 423 с.

66. Дроздов Н.И. К вопросу о социальных формах исторического сознания / Н.И. Дроздов, А.И. Панюков // Личность, творчество и современность : сборник научных трудов. Выпуск 6. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. — С. 282 — 304 с.

67. Дроздов Н.И. Социальные механизмы массового исторического сознания / Н. И. Дроздов // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. — С. 305 — 313.

68. Евангелие от Матфея / послесл. А. Меня. М.: Книга, 1991. — 87 с.

69. Железов Е.А. Сущностные силы человека: философско-мировоззренческий анализ. Казань: изд. Казанского ун-та, 1989. — 163 с.

70. Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Академический проект: Раритет, 2001. — 879 с.

71. Иванова Р.И. О философской составляющей социальной практики / Р.И. Иванова // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. — С. 30 — 36.

72. Иванова Р.И. Философия и. смертная казнь / Р.И. Иванова // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 6. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. — С. 21— 28.

73. Ильин М.В. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство / М.В. Ильин, Б.И. Коваль // Политические исследования. — 1992.-№1.

74. Ильин И.А. Путь к очевидности: соч. / И.А. Ильин. М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — 912 с.

75. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисл.

76. А.В. Гулыги. М.: Айс-пресс, 2004. — С. 402 — 414. — (Библиотека истории и культуры.).

77. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе / Святой Иоанн Кронштадский: в 2 т. Репринтное издание 1893 г. Т. 1. — Минск: Внешторгиздат: «Дейта-пресс», 1991.- 400 с.

78. Исаев С.А. Кьеркегор как создатель экзистенциальной диалектики / С.А. Исаев // Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. 1980. -№5.-С. 56-66.

79. Исхаков Э.С. Понятие « личная жизнь » / Э.С. Исхаков // Философские науки. 1976. — № 3. — С. 153 — 156.

80. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия / З.М. Какабадзе. -Тбилиси: Минциерба, 1985. 309 с.

81. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1999.-415 с.

82. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю // Творчество и свобода: сб. — М.: Радуга, 1990.-С. 29-109.

83. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант // Сочинение. Пер. М. Владиславлева. — С.Петербург: типография Тиблена и Комп. (Н. Неклюдова), 1867. — 627 с.

84. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Трактаты и письма. — М.: Наука, 1980.- 129 с.

85. Карпушин В.А. Концепция личности у Альбера Камю / В.А. Карпушин // Вопросы философии. 1967. — № 2. — С. 128 — 136.

86. Кафка Ф. Процесс / Ф. Кафка // Процесс. Новеллы. Письма. М.: Олимп: Изд-во Астрель : Изд-во ACT, 1999. — С. 5 — 218.

87. Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах / С.А. Кислицин. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 608 с.

88. Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности / М.Я. Ковальзов // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1978. — № 2. — С. 3 -16.

89. Коган JI.H. Гегель и Шекспир: проблема активности личности / Л.Н. Коган // Вопросы философии. 1985. — № 6. — С. 35-41.

90. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 283 2. с.

91. Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта / П.В. Корнеев // Философские науки. 1980. -№ 1. — С. 142 — 146.

92. Крапивенский С.Э. Общий курс философии / С.Э. Крапивенский. -Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1998. 472 с.

93. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учеб. для студентов гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений / С. Крапивенский. 4-е изд., испр. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

94. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеология: соч. / П. Кропоткин. -М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. 864 с.

95. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М.: Наука, 1990.- 141 с.

96. Кудашов В.И. Эволюция человека: от биосферы до ноосферы / В.И. Кудашов // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 6. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. — С. 122 — 139

97. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор; пер. С.А. Исаева // Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — С 251 — 380.

98. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-415 с.

99. Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости Йоханнеса Климакуса . Глава 3. Абсолютный парадокс ( метафизический каприз) / С. Кьеркегор // Вопросы философии. 2004. — № 1. — С. 166

100. Кьеркегор С. Страх и трепет: этические трактаты / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993.-383 с.

101. ЮО.Латынина А.Н. Экзистенциалистская концепция человека и проблема отношения личности и общества у Достоевского / А.Н. Латынина // Вестник МГУ. Серия 8. Философия. 1969. — № 2. — С. 67 — 76.

102. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля « Лекции по истории философии » / В.И. Ленин // Полное собр. соч., 5-е изд. Т. 29. М.: Политиздат, 1973. — С. 219278.

103. Лифшиц М. Об идеальном и реальном / М. Лифшиц // Вопросы философии. -1984. -№ 10.-С. 123.

104. ЮЗ.Лосев А.Ф. В поисках смысла / А.Ф. Лосев // Вопросы литературы. — 1985. -№ 10.-С. 205-231.

105. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2000. — 614 с. — (ЖЗЛ).

106. Майданский А.Д. О мыслящей Природе и идеальной реальности /

107. Мамардашвили . СПб.: Азбука-классика, 2002. — С. 157. 112.Марк Аврелий. Размышления / Марк Аврелий. — СПб.: Наука, 1993. — 247 с.

108. З.Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч.: в 30 т. Т. 27. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1962. — XXXVI, 696 с.

109. Маркс К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1956. — VIII, 689 с.

110. Маркс К. Святое семейство или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании / Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. Т. 2. М., Политиздат, 1955. — С. 3 — 230.

111. Пб.Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1955. С. 383-385.

112. Маслова О.В. Состояние общества и деятельностные формы их детерминации (социально-философский анализ) / О.В. Маслова // Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. филос . наук. -Красноярск: « Город », 2003. 24 с.

113. Мечников И.И. Этюды о природе человека / И.И. Мечников. М.: Наука, 1961.-267 с.

114. Мечников И.И. Этюды оптимизма / И.И. Мечников. М.: Наука, 1964. — 339 с.

115. Минеев В.В. Реконструкция умирания: Опыт целостного философского осмысления проблематики « жизни и смерти » / В. Минеев. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. -352 с.

116. Минеев В.В. Уход из жизни: социально-философский ракурс / В. Минеев. — Красноярск: РИО КГПУ , 2003. 236 с.

117. Мусский И.А. Сто великих мыслителей / И.А. Мусский. -М.: Вече, 2000. — 688 с.

118. Нарский И.С. Практика как категория диалектического и исторического материализма / И.С. Нарский // Философские науки. 1980. — № 1. — С. 27 — 38.

119. Нарский И.С. Проблема отчуждения в экзистенциализме и религия / И.С. Нарский // Философские науки. 1966. — № 1. — С. 62 — 72.

120. Нижинский В. Чувство / В. Нижинский. М.: Вагриус, 2000. — 253 с.

121. Никитин Ю.А. Главный бой / Ю.А. Никитин. — М.: Центр Полиграфии, 1999.-598 с.

122. Никитин Ю.А. Человек, изменивший мир: повесть, рассказы / Ю.А. Никитин. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. — 492 с.

123. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество / А.Л. Никифоров // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — С. 52-69.

124. Новая технократическая волна на Западе: сб. ст. / под ред. П.С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1986. 451 с.

125. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.-639 с.

126. Парыгин Б.Д. Общественное настроение / Б. Парыгин. М.: Мысль, 1966. -327 с.

127. Пекарчик С. Вера в судьбу. Группа, индивид, эталоны поведения (Некоторые выводы из источников эпохи викингов) / С. Пекарчик ( ПНР ) //

128. Средние века : сборник / Акад. наук СССР , Ин-т всеобщей истории. Сб. 34. -М.: Наука, 1971. С. 96-116.

129. Платон. Государство / Платон // Собр. соч.: в 4 т. Т. 3 М.: Мысль, 1994. -С.79 — 420.

130. Платон. Федр / Платон // Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. — С. 135 -191.

131. Платон. Парменид / Платон // Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999.-346-413.

132. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса / С.М. Половинкин. М.: Знание, 1989. — 64 с.

133. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог / А.И. Полторак. М.: Воениздат, 1965. -552 с.

134. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы: статьи. — М.: Терра-Книжный клуб: Республика, 2000. 464 с.

135. Розанов В.В. Опавшие листья // В.В. Розанов: сборник: в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 2: Уединенное. 1990 (1991). — С. 465-468.

136. Рубчевский К.В. Социализация и развитие личности / К.В. Рубчевский // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. — С. 148-155.

137. Русское колдовство. М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2002. -800 с.

138. Рычкова Л.П. О типах человеческих судеб / Л.П. Рычкова // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. — С. 122 -142.

139. Савицкий П.Н. Евразийство / П.Н. Савицкий // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисл. A.B. Гулыги. М.: Айс-пресс, 2004. — С. 352 — 371. — (Библиотека истории и культуры.).

140. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр // Философские науки. 1989. -№3.-С. 31 -42.

141. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр. — М.: Просвещение, 1953. -245 с.

142. Сафонова М.В. Жизненный путь личности: опыт и перспективы человеческого изучения / М.В. Сафонова // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. С. 142 — 147.

143. Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания / В.Ф. Сержантов, В.В. Гречаный . Л.: ЛГУ, 1980. — 216 с.

144. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. М.: Высшая школа, 1984. — 448 с.

145. Соловьев B.C. Кризис западной философии / В. Соловьев // Философское начало цельного знания. Минск.: Харвест, 1999. — С. 5 — 177. -(Классическая философская мысль).

146. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (статья первая) / Э.Ю. Соловьев // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 76 — 88.

147. Сохань Л.В. О жизненной программе личности / Л.В. Сохань, М.В. Кириллова // Научный коммунизм. 1982. — № 1. — С. 91 — 95.

148. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2001. — 736 с.

149. Струве П. Великая Россия / П. Струве //Русский мир: Геополитические заметки по русской истории: сб. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. -С. 786-798.

150. Струве П.Б. Интеллигенция и революция / П.Б. Струве // Вехи: сб. ст. о рус. интеллигенции H.A. Бердяева , С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, A.C. Изгоева , Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка . Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С. 148 — 165.

151. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек / Г.М. Тавризян . М.: Наука, 1986. — 200 с.

152. Троицкий Е.С. Русская цивилизация / Е.С. Троицкий, B.JL Калашников //Философия: курс лекций. М.: ВЛАДОС, 1999. — С. 235 — 250.

153. Трубецкой E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой. М.: Республика, 1994. -432 с. — ( Мыслители XX века).

154. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследований / А.К. Уледов . М.: Мысль, 1980. — 271 с.

155. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева / Н.Ф. Уткина // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 59 — 75.

156. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1955. — 942 с.

157. Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему / И.Г. Фихте // Соч.: в 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил , 1993.-С. 477-546.

158. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение / И.Г. Фихте // Соч. в 2 т. Т. 1. — СПб.: Мифрил, 1993. С.443 — 476.

159. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / Флоренский П.А. // Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. — 490 с.

160. Франк С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. -800 с.

161. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: опыт введения в философскую психологию / С.Л. Франк. — СПб.: Наука, 1995.-655 с.

162. Фрейд 3. Художник и фантазирование / Зигмунд Фрейд. М.: Республика, 1995.-397 с.

163. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: Изд-во ACT, 2004. — 635, 5. с. — (Phiosophy)

164. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. Минск: Харвест, 2003. — 384 с. — (Философия. Психология).

165. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. М., 1997. — 456 с.

166. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / Мартин Хайдеггер. — М.: Высшая школа, 1991. С. 8 — 27.

167. Хомяков A.C. О старом и новом / А. Хомяков // Русская идея: сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев; предисл. A.B. Гулыги. М.: Айс-пресс, 2004. — С. 112 — 129. — (Библиотека истории и культуры.).

168. Хоружий С.С. К антропологической модели третьего тысячелетия //Вестник российского гуманитарного научного фонда. — 2Q00. — № 3. — С. 18-36.

169. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта / С.С. Хоружий // Вопросы философии. — 2003. — № 1. -С. 39.

170. Чалин М. Философия отчаяния и страха / М. Чалин. М.: Наука, 1962. -128 с.

171. Чанышев А.Н. Учение Аристотеля о сущности / А.Н. Чанышев // Вестник

172. Чудинова И.М. Морально-этическое измерение политики / И.М.

173. Сибирский юридический институт МВД России, 2004. С. 11 — 32.

174. Чуринов Н.М. Виды социального прогресса / Н.М. Чуринов // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 6. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. С. 46 -63.

175. Чуринов Н.М. Совершенство и свобода: философские очерки / Н.М. Чуринов; Сиб. аэрокосм. акад. Красноярск: б. и., 2001. — 432 с.

176. Чуринов Н.М. Типы гражданского общества / Н.М. Чуринов // Личность, творчество и современность: сборник научных трудов. Выпуск 5. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2002. С. 56 -65.

177. Швырев B.C. Деятельность открытая система / B.C. Швырев // Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — С. 159-168.

178. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В.Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. — С. 227 — 489.

179. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов. М.: Прогресс-Гнозйс, 1992. — С. 95.

180. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика . кантовской философии / Институт философии. М.: Наука, 1993. — 672 с.

181. Штайнер Р. Сущность социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего / Р. Штайнер. Калуга: Издательство « Духовное познание », 1992. — 144 с.

182. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1985. — 238 с.

183. Энгельс Ф. Введение к « Диалектике природы » / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1948. — С. 51-69.

184. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1948. С. 70-82.

185. Эпикур . Фрагменты / Эпикур // Хрестоматия по западной философии: античность, средние века, возрождение. М.: ООО Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT, 2003. — С. 210 — 212.

186. Юм Д. Трактат о человеческой природе: в 2 т.. [Т. 1], кн. 1. О познании. -М.: КАНОН, 1995. 396, [3] с.

187. Юнг К.Г. О психологии бессознательного / К.Г. Юнг // Психология бессознательного. М.: ООО Изд-во ACT; Канон+, 2001. — С. 71.

188. Ярошевский Т.М. Личность и общество. Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм / Т.М. Ярошевский. — М.: Прогресс, 1973. — 543 с.

189. Ярошевский Т.М. Проблема личности в трудах Карла Маркса / Т.М. Ярошевский // Вопросы философии. 1970. — № 9. — С. 38 — 49.

190. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. — С. 288 — 419.

191. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. С.-Петербург: изд. фирма « Наука », 2000. 272 с.

www.dissercat.com

Это интересно:

  • Анастасия коновалова анорексия sword-master-online.ru ?? Анорексия. Как это было. ?? Правила использования Ох, уж эти коленки. Они опасливо выглядывают из-под халата и никак не вписываются в общепризнанное представление о красоте. Кости, обтянутые кожей – по телу моей собеседницы можно изучать анатомию. Девушка болеет анорексией уже больше года, […]
  • Психические расстройства завещание Оспаривание завещания Содержание статьи: Завещание представляет собой законное волеизъявление одного лица, наделяющее его наследников комплексом имущественных прав и обязанностей, в случае смерти завещателя. Наследование по завещанию в России обладает безусловным приоритетом перед наследованием по закону. Только […]
  • Не могу учиться невроз Невроз – хочу, не могу, страдаю Большинство людей имеют смутное представление о неврозах. Между тем, невротические состояния не так уж безобидны и могут коснуться каждого. Неврозом обозначают нерезкие нарушения в психической деятельности человека, которые вызваны его неумением эффективно реагировать в сложных для […]
  • Нервная психопатия Признаки психопатии и методы лечения расстройств личности Психопатии представляют собой болезненные изменения личности, с нарушениями эмоциональной сферы, волевыми расстройствами, патологическими переживаниями и приступами неадекватного поведения. Люди, страдающие этими видами нарушений, могут сохранять […]
  • Психопатия синдромы Психопатии представляют собой болезненные изменения личности, с нарушениями эмоциональной сферы, волевыми расстройствами, патологическими переживаниями и приступами неадекватного поведения. Люди, страдающие этими видами нарушений, могут сохранять интеллектуальные способности, но нередко и утрачивают их. Развитие […]
  • Самогипноз при стрессе Самогипноз.Практическое пособие для начинающих Используя самогипноз, вы сможете: эффективно и успешно справляться со стрессами; восстановить и укрепить свое здоровье; улучшить сон; научиться полноценно и глубоко отдыхать; устранить депрессии и страхи; избавиться от невротических нарушений; избавиться […]
  • Закон для детей с умственной отсталостью Закон для детей с умственной отсталостью МБОУ СОШ № 7 Предгорного муниципального района Ставропольского края Закон Российской Федерации "Об образовании" закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, […]
  • Что такое дневной стационар в клинике неврозов Приемное отделение: (495) 952-44-40 Секретарь: (499) 237-01-70 Главная медицинская сестра: (495) 952-14-46 Телефон справочной службы м. «Шаболовская», 5 мин. пешком – автобусом № 127 от маршрутные такси № 357 от м. Щукинская и № 450 от м. Тушинская Aдрес электронной почты Справочная информация Специализированная […]