А лэнгле дотянуться до жизни экзистенциальный анализ депрессии

Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии

Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf

Читать книгу на сайте: Читать онлайн

Сборник статей выдающегося психотерапевта А. Лэнгле посвящен одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии – депрессии.

В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии – с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

Книга предназначена психотерапевтам и психологам, а также тем, кто глубоко интересуется проблемой депрессии.

5-е издание (электронное)

Дорогой читатель. Книгу «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии» Лэнгле Альфрид вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку кроется в деталях, но лишь на последних страницах завеса поднимается и все становится на свои места. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Благодаря живому и динамичному языку повествования все зрительные образы у читателя наполняются всей гаммой красок и звуков. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии» Лэнгле Альфрид читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Добавить отзыв о книге «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии»

readli.net

Рецензия на книгу Альфрида Лэнгле
«Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии»

Русина Н.А. (Ярославль)

Русина Наталья Алексеевна

– кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ИПДО ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Работа с депрессией имеет величайшее значение, поскольку, по прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров – инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Кроме того, депрессия является феноменом, сопровождающим развитие психосоматических заболеваний, число которых в общесоматической практике достигает от 30 до 60%.

По мнению D. Luban-Plozza, W. Poldinger, последовательность развития психосоматических заболеваний проходит следующие стадии: конфликт, неспособность найти решение, увеличение внутреннего напряжения, тревога и …депрессия. Далее идут конверсия, репрессия на орган, стадия функциональных отклонений, переход в органическое нарушение органа или системы органов.

Ассоциация депрессии с тяжестью и прогнозом многих соматических заболеваний, а также с последующим летальным исходом показана в большом числе исследований с оценкой независимого вклада психических факторов. В лечении психосоматических заболеваний, с сопутствующей депрессией, широко применяются антидепресанты. Но многие пациенты отказываются их принимать, осознавая, что причину их состояния лекарства не устраняют.

При этом большинство врачей уже понимает необходимость сочетанного применения фармакотерапии и психотерапии, ориентируя последнюю на уменьшение зоны негативных эмоций и блокирование их соматизации, снижение уровня тревоги, гнева, пессимизма, враждебности и недоверия к миру.

Экзистенциальная психотерапия рассматривает депрессию как длительное нарушение соотнесенности с жизнью.

В книге Альфрида Лэнгле «Дотянуться до жизни» (см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru) депрессия рассматривается как «сложные отношения с жизнью». Данная работа является логическим продолжением великолепной серии книг Альфрида Лэнгле, изданных издательством «Генезис» и примером практического применения школы психотерапии В. Франкла и А. Лэнгле в лечении депрессии. Понимание психотерапевтической работы с клиентом в русле экзистенциального анализа А. Лэнгле невозможно без предварительного изучения его теории фундаментальных мотиваций Person (Person в терминологии экзистенциального анализа – свободное в человеке, центр духовного измерения).

Лэнгле предлагает работать с фундаментальными мотивациями. Работа с первой мотивацией – «я есть, но каким образом мне справиться со своим бытием?» – заключается в поиске внутренней опоры и развитии фундаментального доверия, чтобы научиться выдержать увиденное и принять как факт. Работа со второй фундаментальной мотивацией – «я есть, но как сделать, чтобы мне хорошо было здесь жить?» – осуществляется через наполнение чувствами пространства собственного бытия пациента. Поиск третьей фундаментальной мотивации – «я есть я, но имею ли я право быть собой?» – должен привести пациента к аутентичности, нахождению себя. Определение четвертой фундаментальной мотивации – «я есть, но каков смысл моей жизни в этом мире?» – заключается в работе с ценностями, конструировании новых смыслов [1 – 6].

В первой части рецензируемой работы дается анализ депрессии, доказывается необходимость феноменологического подхода к лечению.

Экзистенциализм описывает три направления психопатогенеза, поэтому А. Лэнгле выделяет три направления лечения депрессии.

В антропологическом смысле вопрос о жизни для клиента должен звучать в форме: «Как я есть здесь?», «Как на меня воздействует моя соотнесенность с Бытием»? Если человек жив, происходит обмен с миром. Тот, кто психологически мертв, не участвует в обмене со своим миром и мирами других. Вторая особенность – перемены и изменения. Третья черта – витальная сила, которая психологически проявляется в жажде жизни. Сакральный вопрос к пациенту: нравится ли ему жить? Работа с депрессивным пациентом показывает, что он утрачивает отношения с Бытием здесь, теряет опору, склонность к изменениям и жизненную силу.

В этой ситуации важны такие категории, как контакт, время, близость, ценности. Если у человека нет положительного опыта построения любящих отношений с людьми, то ему очень трудно установить опыт обмена с Бытием-здесь. Он ощущает собственную ненужность, бесполезность, ему не за что зацепиться в жизни. Жизнь наполнена страхом, отношения сохраняются, когда мы нужны и ценятся только достижения. Такие отношения складываются в ситуации условной любви и формируются в детстве близкими и значимыми для Person людьми. Задача терапевта помочь клиенту ощутить жизнь через боль и радость. Для того, чтобы научиться любить, надо научиться ненавидеть. Эти два полярных чувства не должны пугать пациента, но он должен дать им свободу. И здесь особенно велика роль матери, «Евы», что на древнееврейском языке означает «мать живого». Если мать не дает настоящую, полноценную жизнь ребенку, он не научается любить и быть любимым. Поэтому значительная часть работы должна строиться в парадигме отношений «мать – ребенок», которые создают фундаментальную основу бытия. Категория «Время» показывает, как относится к себе человек: живет ли он свою жизнь, или полностью растворяется в других, или боится стать обузой для окружающих. За отсутствием «Близости» может скрываться тоска по смерти.

А. Лэнгле пишет, что депрессия начинается с недостаточного переживания собственной ценности. Переживание ценности, смысла (веление духа) соединяет воедино тело и душу, что дает основу психосоматического здоровья. Депрессивный человек подавлен в своих чувствах. В практике работы с психосоматическими больными мы сталкиваемся, прежде всего, с эмоциональной депривацией, «мышечным панцирем». Пациент не имеет «слов для чувств», он не понимает чувств другого человека и скрывает собственные. Его никто не научил выражать свои чувства или ему запретили выражать их в детстве. В итоге эмоции начинают соматизироваться. Поэтому задача терапевта научить клиента выражать свои чувства не словами, а через действия, телесно.

Вторая задача – убедить клиента отказываться от прежних притязаний, не соответствующих его возможностям, остановиться в погоне за достижениями. А это возможно только в условиях работы со смыслами и мотивациями. Person должна научиться «Обратиться» к простым ценностям, которые она не замечала прежде: природа, прогулка, встреча с человеком, еда, сон.

Наиболее интересной для читателя и практика является глубокий анализ психологических механизмов депрессии и ее видов именно с психологической точки зрения, поскольку чисто медицинское понимание депрессии не позволяет проникнуть в ее глубинную суть, а значит, затрудняет психотерапевтическую, немедикаментозную работу с клиентами.

Этиопатогенез депрессии кроется в проявлении и формировании психологических механизмов возникновения депрессии – защитного поведения Person. Жесткое следование нормам, стремлениям служит заменой ценностям, приводит к ригидности, что также является базовым психологическим свойством психосоматического больного. Сравнение себя с другими только ухудшает самочувствие клиента. К сожалению, депрессивные установки основаны не на диалоге с реальностью, поэтому непродуктивны и непродолжительны. Жизнь становится бессмысленной, формируется «выученная беспомощность», круг замыкается.

Психопатогенез депрессии проявляется в трех формах: депрессия как защитная реакция на дефицитную жизнь, депрессия как психогенное развитие блокады чувств, депрессия как эндогенный дефицит витальности. Первая возникает как результат дефицита ценностей или ранних потерь в детстве. Во втором случае развивается душевный защитный панцирь после перенесенных обид и боли. В третьем варианте может быть и эндогенная причина, и генетическая предрасположенность, и телесная депрессия, которые сопровождаются слабостью, экономией энергии. В итоге в каждом из вариантов возникает ощущение, что либо жизнь хороша, но не для меня, либо жизнь не хороша, потому что люди недостаточно хороши, либо жизнь хороша, но я недостаточно хорош. Поэтому как реактивная, так и психогенная и эндогенная формы депрессии приводят к нарушениям фундаментальной ценности жизни: жизнь никогда не будет хорошей для меня, жизнь ранит и убивает меня, я не достоин жизни. А. Лэнгле выделяет основные направления терапии в этих трех случаях: артикуляция гнева, переработка негативных переживаний, запрет на истощение. Это принципиально важно, поскольку после определения формы депрессии становится очевидной психотерапевтическая мишень.

Для практика чрезвычайно важна точка зрения автора, что депрессия имеет определенную ценность, смысл которой в том, чтобы не дать Person жить дальше так, как она жила до их пор. В этом смысле болезнь может быть очищением, сигналом, кризисом, призывающим изменить установки, найти в себе силы для любви к жизни. Грусть и депрессия представлены в работе как универсальные формы переживания, являющиеся естественными реакциями на сложные обстоятельства жизни. Переживание депрессии с помощью грусти может рассматриваться как признак развития Person.

Вторая статья книги посвящена психотерапии депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе. Выделяются этапы работы: выстраивание терапевтических отношений, обращение к настоящему и разделение задач, работа с когнитивными структурами, мобилизация персональных ресурсов (самодистанцирование, самопринятие, персональное нахождение позиции), переработка чувства клиентом, что он потерпел неудачу, переработка чувства вины и конкретизация ответственности, принятие установки по отношению к ценностям, восстановление способности переживать фундаментальную ценность и процесс переживания грусти. Отдельно проработана терапия суицидальности.

Третья статья посвящена распространенному в условиях нарастающего психосоциального стресса в обществе феномену эмоционального выгорания, столь значимого для специалистов помогающих профессий, и понимаемого автором как неэкзистенциальная установка по отношению к жизни. Сформулированы рекомендации по его предупреждению, которые являются также превентивными по отношению к зависимостям. Автор подчеркивает, что человеку с эмоциональным выгоранием не хватает истинного (экзистенциального) смысла его действий, переживания персональной исполненности. Данный синдром рассматривается с точки зрения четырех базовых фундаментальных мотиваций.

Литература

Ссылка для цитирования

Русина Н.А. Рецензия на книгу Альфрида Лэнгле «Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

mprj.ru

А лэнгле дотянуться до жизни экзистенциальный анализ депрессии

Такая тематическая последовательность публикаций на русском языке отражает логику движения экзистенциально-аналитической мысли – от понимания того, каков человек (антропология), к раскрытию блокад переживания, проявляющихся в проблемах и в клинической картине. Тема депрессии хорошо знакома и психологам, и широкому кругу читателей. В подходе к этой проблеме сохраняется общая антропологическая основа представлений о духовном измерении в виде четырех фундаментальных мотиваций. А. Лэнгле показывает, как угроза основным условиям экзистенции и неэффективность копинговых (защитных) реакций могут приводить к психической патологии. Клинический экзистенциальный анализ, реализующий специальные подходы в обхождении с различными формами патологии при выраженных блокадах переживания, выводит представления на качественно новый теоретический и практический уровень современного экзистенциального анализа.

Актуальность темы депрессии обусловлена широкой распространенностью этой патологии. Распространенность аффективных расстройств, по данным различных авторов, достигает от 3 % до 10 % от обшей популяции[1]. Среди пациентов общемедицинской сети частота депрессий составляет около 30 %[2]. Последние десятилетия эпидемиологии депрессии посвящено большое количество исследований. Уточняется этиология, симптоматология и типология депрессивных расстройств. Значительный прогресс в изучении и понимании депрессии связан с развитием психофармакологии. Она стимулировала изучение психобиологического субстрата депрессии. В монографиях, опубликованных в России в последние годы психиатрами, ведущая роль отводится биологическим механизмам возникновения депрессии и назначению антидепрессантов. Именно такие представления преобладают у врачей обшей практики, невропатологов и психиатров, назначающих эти препараты. Они приводят к широкому, иногда недостаточно обоснованному назначению антидепрессантов. На практике это означает, что каждому, кто плачет, могут назначаться медикаменты. Этому способствует также и коммерциализация отношений между врачами и фармацевтическими фирмами, аптечными учреждениями розничной сети. На фоне этого фармацевтического бума в подходе к депрессии менее заметными становятся достижения современной психотерапии. В то же время в этиологии и психопатогенезе подавляющего большинства непсихотических депрессивных расстройств именно психологический фактор играет ведущую роль. В случаях же эндогенных и психотических депрессий он играет роль предрасполагающих, формообразующих и удерживающих патологию условий.

Кроме того, часть пациентов отказываются от лечения антидепрессантами из-за выраженных побочных эффектов или установок, препятствующих использованию медикаментов. Нередко встречаются случаи резистентности к антидепрессантам.

В когнитивно-поведенческой модели депрессии также признается значение предрасположенности, но уже в виде особой когнитивной структуры и неправильного научения. Когнитивно-поведенческий подход не отрицает роль чувств в переживании, но рассматривает их как возможность расшифровки стоящих за ними дисфункциональных мыслей и умозаключений. Выражение чувств поощряется и рассматривается как путь к рациональному реструктурированию. Депрессивное изменение когнитивной организации приводит к неправильной обработке информации и негативному восприятию себя, собственного опыта и будущего (триада А. Бэка). Фиксирование паттернов неправильного поведения и мышления ведет к фиксированию депрессивной симптоматики.

В терапии также рекомендуется теплое, эмпатичное отношение к пациенту, установление гармоничных отношений, основанных на искренности и доверии. Применяются когнитивные и поведенческие обучающие техники с планированием и структурированием различных форм работы и динамики состояния.

Экзистенциально-аналитическая концепция депрессии, как мы уже отмечали, основывается на представлениях о работе переживания, структура и динамика которого на духовном уровне представляют собой последовательное включение различных форм духовной активности, осуществляющихся в рамках четырех фундаментальных мотиваций.

Возникновение депрессии связывается с блокадой на уровне 2-й фундаментальной мотивации, делающей недоступной переживание ценности жизни. В связи с этим А. Лэнгле раскрывает антропологические основы депрессии, характеризуя жизнь как способность к установлению и сохранению отношений с «бытием здесь». Он показывает, каким образом могут быть установлены отношения с жизнью и как в виде альтернативы развивается депрессивное расстройство.

www.litmir.me

Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии

Эта книга также доступна в электронном виде .

Рассмотрим еще несколько пунктов, касающихся предотвращения депрессии и психогигиены.

a) Экономия и восстановление сил (уход за силами). Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствительным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе, во время вождения автомобиля, даже в процессе мытья посуды поздно вечером после рабочего дня. Такие стрессовые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражительности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, т.к. отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

b) Медикаменты. К уходу за силами и, таким образом, к области первого фундаментального условия исполненной экзистенции («первая фундаментальная мотивация» — Längle, 1992b; 1999), относится также использование медикаментов. Продолжительный прием антидепрессантов, а также лития — проверенное средство профилактики депрессии.

c) Уход за ценностями. Для сохранения радости жизни и жизненной силы, важно уделять внимание тому, что нравится. Фундаментальное чувство — хорошо, что ты живешь, что ты есть на свете — должно сохраняться и по возможности усиливаться. Для этого важен опыт, который ведет человека к отношениям с ценностями.

Имеется в виду следующее:

  • Ухаживать за приятными переживаниями, понимая, что там, где радость, — там жизнь. Недостаточно знать, что было бы полезно, нужно также переживать это и делать.
  • Наслаждаться ценностями переживания, уделять им время, обращаться к ним.
  • Ухаживать за отношениями.
  • С вещами, которые важны для человека, обращаться как с ценностью — это культура жизни.
  • Ухаживать за телом, больше двигаться, заниматься спортом. Обращать внимание на хорошее физическое самочувствие. Для чувств тело – как воск для пламени свечи.

d) Обращение к жизненным препятствиям, к тому, что отнимает у человека жизнь:

  • Задать себе вопросы относительно причины нагружающих чувств (Belastende Gefühle) и обсудить их с другими.
  • Начать грустить, если грусть отсутствует.
  • Обратиться к разочарованиям и потерям, принять чувство, связанное с неудачей или отказом. Если обращение к этим жизненным препятствиям отсутствует, то душа держится за то, что отрицается разумом, а это неизбежно приведет к депрессии.
  • e) Бережное использование времени. Время — это всегда время жизни.

    Благодаря бережному использованию времени человек обращает внимание на любовь к собственной жизни. Конкретно это означает: по возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второстепенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

    f) Специальная работа над установками. Депрессивный человек склонен к установке подчинения, особенно в начале депрессии. Ему свойственно приспосабливаться, чтобы «заслужить» ценную близость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надлежит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрессивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя.

    Работа с установками желаний: желания таят в себе опасность латентной пассивности. Человек отдан желаниям, если он ожидает, что их выполнят другие. Из-за фиксации на желании обладать чем-то, чего у него нет, человек переживает дефицитную сторону жизни значительно сильнее. Основное правило гласит: желания хороши до тех пор, пока сохраняется возможность отказаться от них.

    Работа над установкой самоуважения: для сохранения или роста самоуважения важно чувствовать проявления неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение. Если оно есть, то в качестве профилактики важно поговорить об этом.

    www.knigi-psychologia.com

    © Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапи, 2010

    © Издательство «Генезис», 2010

    Предисловие

    Это издание – продолжение серии книг, которая знакомит читателя с современным экзистенциальным анализом, развивающимся в рамках III-ей Венской школы психотерапии, созданной В. Франклом.

    Книги серии по большей части представляют собой написанные в разное время учеником В. Франкла Альфридом Лэнгле тематически сгруппированные материалы. Первая книга посвящена проблеме смысла. Во второй изложена экзистенциально-аналитическая теория личности. Третья посвящена теории эмоций. В четвертой представлены практические возможности современного экзистенциального анализа на примерах работы с пациентами европейских и российских специалистов. В настоящее издание включены работы А. Лэнгле, посвященные одной из самых актуальных тем практической психологии, психотерапии и психиатрии – депрессии.

    Актуальность темы депрессии обусловлена широкой распространенностью этой патологии. Распространенность аффективных расстройств, по данным различных авторов, достигает от 3 % до 10 % от обшей популяции [1] . Среди пациентов общемедицинской сети частота депрессий составляет около 30 % [2] . Последние десятилетия эпидемиологии депрессии посвящено большое количество исследований. Уточняется этиология, симптоматология и типология депрессивных расстройств. Значительный прогресс в изучении и понимании депрессии связан с развитием психофармакологии. Она стимулировала изучение психобиологического субстрата депрессии. В монографиях, опубликованных в России в последние годы психиатрами, ведущая роль отводится биологическим механизмам возникновения депрессии и назначению антидепрессантов. Именно такие представления преобладают у врачей обшей практики, невропатологов и психиатров, назначающих эти препараты. Они приводят к широкому, иногда недостаточно обоснованному назначению антидепрессантов. На практике это означает, что каждому, кто плачет, могут назначаться медикаменты. Этому способствует также и коммерциализация отношений между врачами и фармацевтическими фирмами, аптечными учреждениями розничной сети. На фоне этого фармацевтического бума в подходе к депрессии менее заметными становятся достижения современной психотерапии. В то же время в этиологии и психопатогенезе подавляющего большинства непсихотических депрессивных расстройств именно психологический фактор играет ведущую роль. В случаях же эндогенных и психотических депрессий он играет роль предрасполагающих, формообразующих и удерживающих патологию условий.

    Перечисленные выше причины делают весьма актуальными исследования новых перспективных возможностей помощи депрессивным пациентам. Но прежде чем мы обратимся к достижениям современного экзистенциального анализа в этой области, остановимся на некоторых представлениях психодинамического и когнитивно-поведенческого подходов в понимании и психотерапии депрессии. Даже поверхностное знакомство с ними позволяет увидеть как сходство, так и некоторые принципиальные различия с экзистенциальным анализом.

    Общим для различных направлений психотерапии является признание того, что депрессия проявляется глубоким и длительным снижением настроения. Вслед за этим и некоторыми другими сходными моментами в описании депрессии следуют существенные различия в определении ее антропологических оснований и, как следствие, в понимании ее этиопатогенеза. С этими различиями объяснительного характера связаны также различные взгляды на инструменты, условия и содержание психотерапии.

    В разных моделях, используемых в рамках психодинамического направления, подчеркивается значение опыта перенесенной пациентами ранней потери в фазе индивидуации-сепарации, сочетающейся с неудовлетворительным психологическим переживанием в виде неэффективных защит. Идеализация объекта потери сочетается у них с самоуничижением, с блокадой проявления гнева и переориентированием его внутрь, на себя. Отмечается роль неправильных установок в сохранении депрессивных проявлений.

    Рекомендации по психотерапии весьма разнообразны: подчеркивается значение эмпатии, поддержки, безоценочного принятия; обращается внимание на анализ переноса; рекомендуются атаки на супер-Эго, идеализирующее окружающих и поддерживающее представления о собственной вине и никчемности; указывается на необходимость проживания заблокированного гнева. Анализ жизненного опыта осуществляется на психоаналитической интерпретативной основе.

    А. Лэнгле рассматривает значение процесса печали в установлении нарушенных отношений с жизнью и отмечает, что в этом феномене сводятся воедино кажущиеся противоречия некоторых психодинамических и когнитивно-поведенческих моделей депрессии. Он считает печаль основным системообразующим процессом, противостоящим депрессии.

    Активный процесс грусти противопоставляется утратившему динамизм переживанию депрессии. С этим связано и обоснование позиции психотерапевта – согревающего, эмпатичного, динамизирующего заблокированные чувства. А. Лэнгле также подробно феноменологически исследует процесс грусти и особенности его сопровождения специалистом. Он отмечает, что в случаях переживания тяжелой потери слезы представляют собой единственную возможность почувствовать себя живым.

    Следует отметить также, что чувства в экзистенциальном анализе рассматриваются как индикатор стоящих за ними содержаний переживания. Основную роль в психотерапии играет духовно-персональный процесс и соответствующая активность пациента, к которой и обращен психотерапевт. Работе с когнитивными структурами и копинговыми стратегиями отводится сопутствующая роль. В то же время отмечается, как и в других перечисленных выше моделях психотерапии, их роль в фиксации нарушений (в блокировании процесса грусти).

    Возникновение депрессии в экзистенциальном анализе объясняется не только активированием латентно существующих когнитивных схем и непроработанной ранней потерей. Грусть и депрессия представлены еще и как универсальные формы переживания, закономерно возникающие в любом возрасте в связи с печальными обстоятельствами жизни. Если жизнь этого требует, мы должны грустить. В ходе подготовки специалистов экзистенциально-аналитического направления, в процессе их самопознания переживание депрессии оказывается знакомым и понятным каждому из них.

    Переживание и преодоление депрессии с помощью грусти может оцениваться также и как признак развития при некоторых расстройствах личности на одном из этапов психотерапии. Таким образом, идея 3. Фрейда о противопоставлении депрессии и нормальной грусти получает в современной концепции экзистенциального анализа свое плодотворное развитие.

    Этиопатогенез депрессии раскрывается, исходя из содержаний переживания. Наряду с психодинамикой А. Лэнгле раскрывает ноодинамические различия психогенной, реактивной и эндогенной форм депрессии. Мы видим, что феноменологический анализ содержаний переживания депрессивных пациентов позволяет преодолеть кажущееся непреодолимым противоречие между биологизмом и психологизмом в понимании психопатогенеза и терапии депрессии.

    А. Лэнгле подчеркивает, что экзистенцанализ депрессии осуществляется, как и в других современных психотерапевтических направлениях, на всех уровнях: уровне отношений, когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном. Теплота, понимающее обращение и развитие способности пациента обращаться к тому, что он делает, составляют ядро экзистенциально-аналитической терапии депрессии. Эти представления о терапевтической исходной позиции естественным образом вытекают из имеющихся в экзистенциальном анализе антропологических представлений и теории эмоций. Некоторые элементы терапии (в том числе работа с установками и защитным поведением, фиксирующим расстройство) нацелены на то, чтобы сделать структуры, сковывающие переживание, более подвижными и включить главную действующую силу – Person [3] – в обработку переживания и занятие позиции.

    С экзистенциально-аналитической теорией чувств и концепцией депрессии связано и описание механизмов возникновения «синдрома выгорания». А. Лэнгле отмечает, что дефицит включенности в переживание и внутреннего согласия, приводит к бедности отношений с Миром, с собой, и в конечном итоге – к физическому истощению и депрессии. Он показывает роль блокады четырех фундаментальных мотиваций в развитии синдрома выгорания и намечает пути его профилактики.

    Мы видим, что экзистенциально-аналитическая концепция психопатогенеза и психотерапии депрессии по степени своей антропологической обоснованности и разработанности может конкурировать с другими ведущими психотерапевтическими парадигмами.

    Представленные материалы могут быть рекомендованы читателю также и на основании эффективности работы российских учеников Лэнгле, использующих экзистенциально-аналитический подход в лечении и профилактике депрессий и «синдрома выгорания» как в индивидуальной, так и групповой работе. При психотерапии депрессии, как и в других случаях использования экзистенциального анализа, пациенты чувствуют себя понятыми в своем страдании, что способствует развитию доверительных отношений и включенности в работу. Несмотря на это, психотерапия выраженных и длительных депрессий остается нелегким испытанием, требующим зрелости от терапевта и терпения от пациента.

    В этих материалах остается невидимой огромная образовательная работа, направленная на развитие и формирование личности самого экзистенциального аналитика. Серьезная многолетняя подготовка, основанная на самопознании, делает возможным сочетание феноменологической позиции с формированием доверия и эмпатии в отношениях с депрессивными пациентами.

    Хотя включенные в данную книгу статьи не исчерпывают имеющиеся в современном экзистенциальном анализе представления о психотерапии депрессии, они все же отражают уровень ее понимания. Глубина, обстоятельность и точность представленных материалов позволяют рассматривать экзистенциальный анализ депрессии как одно из достижений феноменологического подхода.

    Экзистенциальный анализ депрессии. Возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению

    В содержательном плане депрессия понимается в экзистенцанализе как длительное нарушение соотнесенности с жизнью. Феноменологическое ви́дение, присущее экзистенцанализу, раскрывает связанные с депрессией страдания как следствие того, что ценность, которую представляет жизнь, не может быть обнаружена и прожита человеком. Эта отделенность от согревающей, придающей силы, главной для человека ценности вызвана недостаточными отношениями с ценностями повседневной жизни. В результате начинают действовать защитные реакции, такие как отступление или, напротив, стремление к успеху. Если чувства дефицита или утраты жизни сохраняются, то защитные реакции фиксируются и формируется депрессивное расстройство.

    Экзистенцанализ описывает три основных направления психопатогенеза и в соответствии с этим выделяет три основных направления лечения депрессии. Данный подход позволяет также осуществлять профилактику депрессии на основе диалогического понимания.

    Введение: картины жизни

    Если мы задумаемся над тем, что значит депрессия в экзистенциальном аспекте, то неизбежно придем к идее отношений человека с жизнью. Эти отношения не всегда бывают простыми – как и наша тема. Можно сформулировать кратко: депрессия – это «сложные отношения с жизнью».

    В детском возрасте отношения с жизнью пока еще просты. Бывает очень трогательно смотреть на детей и видеть, насколько естественно они подходят к жизни, пребывают в ней, насколько они устремлены и витальны, наполненные и ведомые своими желаниями, своей природной силой. Здесь нам навстречу идет сама несломленная радость жизни. Однако сохранить подобные отношения с жизнью бывает отнюдь не просто. Не только возраст, с годами все быстрее набирающий обороты, но и цивилизация, которой мы принадлежим, не делают наши отношения с жизнью легче. Конечно, в европейских широтах выжить проще, чем, например, в Африке. Зато труднее выстроить и сохранить тесные и простые отношения с действительностью. И это при том, что непосредственно для жизни цивилизованного человека существует меньшая степень угрозы: мы не голодаем по причине засухи, не заболеваем от зараженной воды. Однако замечу, что беды подобного рода делают ценность жизни видимой, позволяют почувствовать непосредственно, что такое жизнь. Достижения культуры и цивилизации служат нам. Мы давно уже не ходим босиком, используем столовые приборы, транспорт, инструменты, станки, смотрим телевизионные передачи, – но в результате все меньше напрямую соприкасаемся с почвой, с непосредственным. Чаше всего между нами и естественной жизнью встают вещи. Мы в большей степени соприкасаемся не с естественным, а с тем, что мы, люди, сами создали.

    Когда, находясь в своей профессиональной среде, мы задаемся вопросом, что каждый из нас понимает под «жизнью», то ответы чаше всего представляют собой всякого рода положительные соотнесения. В них, как в зеркале, отражаются отношения с жизнью (при этом, конечно, остается открытым вопрос, являются ли эти отношения реальными или только желаемыми). Итак, если мы спросим себя, «что такое жизнь для меня?», или скажем о ком-то «он действительно жил!», то получим пеструю палитру спонтанных примеров «настоящей жизни»: смеяться, страдать, наслаждаться, есть, пить, танцевать и т. д. Интересно, что это всегда образы, насыщенные движением и динамикой, сильные, пронизанные желанием, витальные картины (чувствовать природу, ощущать счастье, волноваться, любить, гневаться, переживать какие-то приключения, испытывать радость сексуальных отношений). Если нашим представлениям о жизни сопутствуют эти витальные картины, то можно понять и общепринятое отношение к страданию, к болезни, в том числе к депрессии: тот, кто не может включиться в жизнь, тот ее пропускает, перестает быть ее частью. Того, кто вовремя не начинает жить, наказывают возраст, история. Жизнь молода, стремительна, связана с природой и с телом.

    Конечно же, нам хорошо известно, что голод, беды, болезни, эпидемии, войны, насилие, страх и смерть сопутствуют человеку, составляя неотъемлемую часть жизни. Однако спонтанно мы не переживаем эти события как собственно жизнь. Поэтому тот, кто находится под ударом судьбы, чувствует себя отделенным от жизни, видит себя стоящим на «запасном пути», «не включенным». И этому человеку (а каждый из нас может оказаться на его месте) можно только посочувствовать.

    I. Антропологические основы депрессии

    1. Жить означает соотноситься с тем, что есть

    Если мы посмотрим на жизнь с экзистенциальной [4] точки зрения, а не с позиций биологии, медицины или теории эволюции, то окажется, что жизнь – это всегда движение и изменение. Посредством движения и изменения жизнь вводит нас в «отношения с Бытием-здесь». То есть влияние жизни заключается главным образом в том, что она вводит нас в отношения. Иными словами, лишь через соотнесение и соотнесенность Бытие-здесь становится жизнью. Еще Мартин Бубер говорил: «Где нет участия – там нет действительности» (Buber, 1973). В связи с этим в аспекте чувств вопросы о жизни должны звучать не в форме «Есть ли я здесь?», а «Как я есть здесь? Как воздействует на меня моя соотнесенность?». Соотнесенность с Бытием в этом смысле может обладать различным качеством и различной интенсивностью.

    Эта способность жизни соотноситься с Бытием возможна благодаря трем характерным ее чертам. Их следует выделить среди многих других возможных форм описания жизни, кроме того, они кажутся нам особенно важными именно в связи с депрессией.

    Мы назвали жизнь Соотнесенностью с Бытием-здесь. В соотнесенности всегда происходит обмен. Обмен и соотнесение с собственным – это то основополагающее, что происходит в отношениях. Благодаря этим основам контакт становится отношениями. Если человек мертв, обмен с миром уже отсутствует, и нет никого и ничего в соотнесении с собственным: ни обмена веществ на биологическом уровне, ни обмена информационного на духовном. Быть мертвым означает больше «не иметь отношений». Тот, кто психологически ощущает себя мертвым, больше не может участвовать в обмене со своим миром и с другими людьми, не может вносить себя в этот процесс. Можно сказать, что такого человека уже ничего не держит в мире, потому что именно жизнь является тем, что удерживает нас и создает отношения с Бытием-здесь.

    Вторая характерная черта – это перемены и изменения, которые сопутствуют жизни повсюду. Там, где речь идет о жизни, всегда присутствуют явления роста, созревания, усталости и обретения силы, голода и насыщения. Жизнь имеет течение и самым тесным образом связана с природой воды: Corpora non agunt nisi soluta – без воды нет жизни – так звучит одно из самых древних положений науки о жизни. Уже в античные времена медицина вырабатывает формулировку: «Где стаз (застой) – там некроз»; где нет движения, там нет изменений, там отмирает ткань. Жизнь, в том числе и биологическая, в такой степени связана с переменами и изменениями, что их отсутствие ассоциируется с наступлением смерти.

    И наконец, жизнь характеризуется витальной силой, как биологической, так и психической. Биологически она проявляется в сохранении формы тела и органов (например, заживление ран), в сохранении гомеостаза организма и его функций. Психологически она проявляется в жажде жизни. Жажда жизни как радость жизни (libido) относится к природе человека (Freud, 1982) и заставляет его приближаться к миру (Frankl, 1959). Выражением витальности является чувство. Без витальности нет чувства. А без чувства нет ощущения жизни, нет живости.

    Витальность постигается благодаря обращению к собственному чувству. Такое обращение связано прежде всего с вопросом: «Нравится ли мне жить?» С этим вопросом раскрывается все то, что передается человеку от этой внутренней силы (а благодаря обращению оно может быть лучше постигнуто). То, что надлежит узнать в этом внутреннем раскрытии, мы называем фундаментальными отношениями с жизнью. Они основаны на чувстве витальной силы и чувстве по отношению к Бытию-здесь («мне нравится жить»).

    Субъективное «Нравится жить» является, таким образом, выражением витальной радости жизни (психическое измерение), которое первично питается телесным чувством и телесной силой. Она представляет собой организмическую витальность [5] , то есть происходит в широком смысле из того, как жизнь ощущается в собственном теле и рядом с ним. Другая ветвь чувства витальности может происходить из позитивного опыта отношений (особенно отношений с матерью). Этот «внутренний опыт жизни» усиливает установку «Мне нравится входить в жизнь и соотноситься с ней» и делает возможным познание уже более глубокого уровня: ценности жизни самой по себе (которую мы называем «фундаментальной ценностью»), как она проявляется в собственной биографии и в биографии других людей (Längle, 2003).

    Итак, можно сделать первые обобщения. Жизнь – это фундаментальное условие экзистенции. В психологически-духовном аспекте мы видим сущность жизни в способности установить отношения с Бытием-здесь и сохранить эти отношения. Мы полагаем, что эта способность основана на трех присущих жизни чертах: обмене, изменении и витальности (естественной силе [6] ).

    pda.litres.ru

Это интересно:

  • Глеб черниговцев жизнь без стрессов или пофигизм по-русски Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски Скачать книгу в формате: fb2 rtf txt epub pdf Читать книгу на сайте: Читать онлайн Наша жизнь полна стрессов. По сути дела, вся наша жизнь — сплошной стресс. Можно ли избежать или, по крайней мере, ограничить то количество стрессов, которое переживает человек […]
  • Парцерняк с стресс вегетозы психосоматика С.а. парцерняк стресс.вегетозы. психосоматика Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 6.3 mb Скачано: 1528 раз Книга «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная . Купить книгу «Стресс; Вегетозы; Психосоматика Серия: Интегративная медицина» автора Парцерняк С.А. и другие произведения в разделе Книги в […]
  • Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников леонова с в Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников С.В. Леонова kimberly.vtachky.ru Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 9.3 mb Скачано: 505 раз Практическая психология. Книги - koob.ruКнига Дата Отзывы Автор; Турбо-суслик. Как прекратить . себе мозг и начать жить Психолого-педагогическая коррекция […]
  • Паранойя джозеф Скачать книгу в формате: fb2 txt epub rtf mobi Читать книгу на сайте: Читать онлайн Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Паранойя" Файндер Джозеф утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к […]
  • Клинику психопатий ганнушкина Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн Книга выдающегося отечественного психиатра П.Б. Ганнушкина явилась итогом почти тридцатилетней исследовательской деятельности автора. Впервые были даны четкие клинические […]
  • А и захарова детский невроз Происхождение детских неврозов и психотерапия Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн Происхождение детских неврозов и психотерапия В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с […]
  • Сайт анорексия я люблю тебя NRXA, я люблю тебя! Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн «NRXA, я люблю тебя!» В этой книге Вы НЕ найдете способы борьбы с анорексией. С уважением и искренним сочувствием к НЕ понимающим, К. Паника. Анорекси́я — полный или частичный отказ от приёма пищи под […]
  • Курпатов как избавиться от тревоги депрессии раздражительности Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга "Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности" Курпатов […]