Адаптивная программа для детей с аутизмом в доу

Инклюзия в ДОУ: по какой программе учить детей?

Как подготовить адаптированную образовательную программу?

У родителей не всегда есть возможность водить ребёнка с особыми образовательными потребностями в специализированные учреждения. Нечасто бывает, чтобы коррекционная школа или детский сад находились рядом с домом, чаще всего приходится возить ребёнка на другой конец города. Идея инклюзии предполагает, что ребёнок с особенностями развития может ходить в любой детский сад.

Однако, чтобы принять такого ребёнка, детский сад должен обладать соответствующими ресурсами. Дети с особыми потребностями нуждаются в особых условиях. И это не только пандусы и лифты, не только среда, но и само образование должно быть доступным. Нельзя просто так привести ребёнка в коллектив и ждать, что он самостоятельно подхватит программу и начнёт показывать результаты.

Для того, чтобы разобраться, как подготовить детские сады к инклюзивному образованию, в декабре мы провели вебинар «Примерные адаптированные основные образовательные программы как условие повышения качества дошкольного образования».

Вебинар провела Анна Борисовна Теплова – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания «Российской академии образования».

Анна Теплова рассказала на вебинаре о том, как организовать инклюзивное образование в ДОУ, что включает в себя адаптированная основная образовательная программа (АООП) и чем она отличается от адаптированной образовательной программы (АОП).

Детским садам требуется перестройка

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:

  • специальные образовательные программы, учебники, пособия и дидактические материалы, специальные методы обучения и воспитания;
  • особые технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • услуги тьютора;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
  • Эти условия создаёт образовательная организация, её учредители и государство. Заметьте, не ребёнок должен подстраиваться, а сама организация перестраивает свою работу для того, чтобы дети с ОВЗ могли развиваться в условиях инклюзивного образования.

    – Надо сказать, что несмотря на то, что всё это нам кажется пока новым, непреодолимым иногда, нам кажется, что всё это какие-то сложности, которые должны быть обеспечены, прежде всего, государством. На самом деле инклюзивное образование в России развивается. И закон, и стандарт на это работают. И поэтому говорить о том, что мы почему-то не готовы или всё это нужно спускать на тормозах, бессмысленно – инклюзивное образование в России есть и будет развиваться, – утверждает Анна Борисовна Теплова.

    Проблемы становления инклюзии и пути решения

    Однако развитие инклюзивного образования в России не обходится без трудностей. Надо сказать, что почти все здания старых проектов не подходят для детей-колясочников, даже если сделали пандус. К сожалению, на сегодняшний момент требуются серьёзные изменения в этих зданиях. Но это не единственная проблема, с которой сталкиваются школы.

    Создание специальных условий для детей с ОВЗ в детском саду требует значительных финансовых затрат и привлечения специалистов, работающих с той или иной категорией детей с ОВЗ. Теплова предлагает решать эти проблемы путём сетевого взаимодействия.

    Инклюзивное образование – это дорогое образование, потому что предполагает особые условия, наличие специалистов, возможности среды, написание адаптированных образовательных программ и работу психолого-медико-педагогической комиссии. Сетевое взаимодействие решает эти проблемы. Но детские сады пока ещё не включились в сетевую систему взаимодействия и пока не разработали логистику оказания помощи детям с ОВЗ, потому что нет такого опыта. Сетевое взаимодействие должно быть создано не только на уровне предоставления услуг или создания условий, но и на уровне взаимодействия как сообщества, принимающего детей с ОВЗ, создающего эти условия. Важно понимать, что условия зависят и от педагогов тоже – необходимо двигаться вперёд.

    Это очень важно, потому что не каждая образовательная организация может обеспечить себе услуги тех самых сурдо-, тифло- и других специалистов. В данной ситуации вам предлагается работать через сетевую форму реализации. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между этими организациями. Этот договор вы совместно разрабатываете с организациями-партнёрами. Сетевое взаимодействие обеспечивает возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Для организации сетевого взаимодействия с несколькими организациями такие организации совместно разрабатывают и образовательные программы – специалист, включённый в сетевую форму, включён и в написание, и в разработку основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы и индивидуальной программы развития инвалида и так далее. То есть эти специалисты включены во все тонкости образовательного процесса.

    Что такое АОП и АООП?

    Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Родители не обязаны приносить эти рекомендации в детский сад, но если они их принесли и согласны на обучение по АООП, то руководство ДОУ обязано эти рекомендации воплотить в жизнь.

    Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    АОП и АООП: отличия

    Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

    АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

    9 примерных АООП

    Пока нет единых методических рекомендаций по составлению адаптированной образовательной программы дошкольного образования, поэтому на сегодняшний день составление адаптированных программ вызывает серьёзные затруднения.

    На конец 2017 года было разработано и вынесено на обсуждение девять примерных адаптированных основных образовательных программ для разных категорий детей:

    1. для глухих детей;
    2. для слабослышащих детей;
    3. для слепых детей;
    4. для слабовидящих детей;
    5. для детей с тяжёлыми нарушениями речи и общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушениями речи;
    6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    7. для детей с задержкой психического развития;
    8. для детей с умственной отсталостью разной степени тяжести;
    9. для детей с расстройствами аутистического спектра.

    Это впервые, чтобы для детей с РАС была разработана своя образовательная программа. Почему только сейчас, ведь педагоги работают с такими детьми уже много лет? Да, есть методические разработки, научные школы по работе с такими детьми, но научная школа и адаптированная программа для образовательной организации – это разные вещи. Дело в том, что перевести наработки учёных в практику образовательной организации оказалось достаточно сложно.

    Эти программы ещё дорабатываются, так как не соответствуют некоторым положениям ФГОС и современным научным разработкам. К тому же, пока нет методических рекомендаций для практиков.

    Вы можете их найти в интернете, но мы настоятельно не рекомендуем по ним работать, чтобы Вам не делать работу двойную, тройную и так далее. Конечно, вы можете на них посмотреть, проконсультироваться, потому что работать надо здесь и сейчас, ждать этих адаптированных программ достаточно долго, — отмечает Теплова.

    Пока эти девять примерных АООП не приняты, источниками для разработки адаптированных программ в ДОУ служат:

    • Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
    • ФГОС ДО;
    • основная образовательная программа дошкольного образования;
    • примерная АОП ДО;
    • ОП ДО для детей с ОВЗ;
    • программно-методические и методические пособия для дошкольного образования;
    • авторские образовательные программы дошкольного образования.
    • Примерная основная образовательная программа была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 года. В ней прописаны коррекционная и инклюзивная составляющие. К этой программе можно обращаться, так как она разработана как рамка для всех детей.

      При разработке адаптированных образовательных программ также можно обращаться к СанПин, так как здесь указано рекомендуемое количество детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинирующей направленности. Например, рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно, не должно превышать:

    • для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 и 10 детей;
    • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет – 12 детей;
    • для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабослышащих детей – 6 и 8 детей;
    • для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
    • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – 6 и 10 детей;
    • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 и 8 детей;
    • для детей с задержкой психического развития – 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью легкой степени – 6 и 10 детей;
    • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет – 8 детей;
    • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет – 5 детей;
    • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) – 5 детей для обеих возрастных групп;
    • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья – 10 и 15 детей.

    Последний пункт особенно интересен тем, что здесь действительно могут оказаться разные дети, в том числе наиболее распространённая сейчас группа – дети с гиперактивностью. Но важно помнить, гиперактивность – это диагноз, и нельзя детей называть гиперактивными, если нет справки от психолого-медико-педагогической комиссии. Часто за гиперактивностью прячутся дети с педагогической запущенностью, с отсутствием определённых форм родительской любви или другими нарушениями.

    При включении в группу детей с ОВЗ к реализации Программы привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей: учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, тифлопедагоги и другие специалисты. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой группы, в которой организовано инклюзивное образование.

    На сегодняшний момент педагоги должны быть готовы к возможной реализации вынесенных на обсуждение адаптированных основных образовательных программ, научиться рассчитывать количество, понимать, как работает дефектолог, логопед или специальный психолог, как определять его нагрузку, как организовать логистику этой работы с тем, чтобы специалист не сбежал из-за перегрузки или отсутствия заработной платы. Это всё необходимо продумать уже сейчас.

    О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

    academy-prof.ru

    Адаптированная программа индивидуальной логопедической коррекции дошкольного образования для ребенка с аутизмом

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Настоящая программа логопедической коррекции речи носит коррекционно-развивающий характер.

    Количество часов на которое рассчитана программа:

    Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в ДОУ 1 час в неделю.

    В данном ДОУ по программе занимается следующий учащийся:

    Основной базой рабочей программы являются:

    На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.

    Индивидуальная адаптированная программа ДОУ детский сад «Кораблик» для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

    Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

    Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

    Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

    Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;

    Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка с аутизмом

    НАПРАВЛЕНИЯ

    Коммуникативно – речевое

    Познавательное

    Сформирована способность зрительного контакта во время общения.

    Способен к подражанию движений и звуков.

    Выполняет простую артикуляцион­ную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой.

    Подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звуков(буль-булъ, хлоп-хлоп).

    Повторяет действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

    Понимает речевые инструкции (задания, требо­вания) и выполняет их. Действует без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами <сжать-разжать губку или резиновый мяч). Действует с прищепками (закреп­ление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ре­бенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.

    Понимает свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя.

    Выражает свои действия и жела­ния одним словом: «дай», «привет», «пока» и др. исоответствующим жестам.

    Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).

    Отвечает на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).

    Формирование элементарных математических представлений:различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предмета разного размера — «большой — маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы.

    Ознакомление с окружающим миром:имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку;

    Формирование сенсорного опыта:реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.

    Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-логопедом,

    предусматривает речевое и познавательное развитие

    Речевое развитие

    Развитие слухового внимания и восприятия.

    Продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.

    Развитие понимания речи.

    Продолжать развивать понимания речи:

  • понимание конкретных слов и обиходных выражений;
  • понимание однословного предложения;
  • понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;
  • понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
  • понимание двухсловного предложения.
  • Формирование двигательных навыков и жестикуляции.

    Продолжать формировать направленность к собеседнику и речевую позу.

    Продолжать формировать целостное речевое движение.

    Формирование подвижности органов речи.

    Продолжать формировать голос.

    Продолжать формировать речевой выдох.

    Продолжать развивать подвижность органов речи.

    Развитие экспрессивной речи.

    Накопление пассивного словаря.

    Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий.

    Развитие навыков словообразования и словоизменения

    infourok.ru

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год

    Программа разрабатывалась на 2016-2017 учебный год.

    Просмотр содержимого документа
    «АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год»

    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОКОЛЬСКИЙ

    муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    Принято на заседании Утверждено

    Педагогического совета Приказ от 14.10.2016 г. № 65

    Протокол № 2 от 10.10.2016 г. Заведующий МКДОУ детский сад №4 __________________ И.А. Котова

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2016-2017 учебный год

    п. Сокольское – 2016

    Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (аутизм)

    Цели и задачи реализации Программы

    Принципы и подходы к реализации Программы

    Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

    Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанников Программы

    II. Содержательный раздел

    Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей с аутизмом

    Организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с аутизмом

    III. Организационный раздел

    3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами

    обучения и воспитания 11

    Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

    Индивидуальная адаптированная программа МКДОУ детский сад № 4 для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

    Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

    Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

    Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также — новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издатель­ство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;

    1.2.Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной программы для ребенка с ОВЗ

    Цель реализации Программы:

    — исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего про­движения ребенка посредством совершенствования приобрета­емых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

    -воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

    -развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

    -формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

    -повышать двигательную активность ребенка;

    -формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения;

    -объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    -взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.

    1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

    Программа построена на следующих принципах:

    — онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением зрения, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;

    — развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

    — коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно — образовательного процесса;

    — учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

    — системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

    — психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

    — целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;

    — вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

    — непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

    — интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    — гибкого распределения компонентов режима в течение дня.

    Такой подход обеспечивает: ­ «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; ­ поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; ­ ­ многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; ­ возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); ­ выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

    1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализациип программы

    Характеристика ребенка с аутизмом

    Прежде всего аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.

    Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

    Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с синдромом аутизма активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

    Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

    Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

    Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самог себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

    Воспитанник 6 л, Задержка психо- речевого развития, РДА. Контактен, настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционален.

    Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5 -10мин). Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.

    Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Тане не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

    Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «мама», «ав-ав, «на», «ой». Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «бр».

    1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы

    Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.

    Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка с аутизмом

    kopilkaurokov.ru

    Это интересно:

    • 22 неделя беременности стресс Влияние стресса на развитие беременности С понятием стресс сталкивается каждый из нас. Женщине, особенно во время беременности, приходится испытывать тяжелейший стресс. Воздействию отрицательных факторов подвергается уже не одна жизни, а две. Поэтому очень важно разобраться в причинах стресса, его последствиях и […]
    • Лечиться ли болезнь альцгеймера Лечение болезни Альцгеймера в Израиле Заведующий институтом ядерной медицины Врачи клиники Топ Ихилов обладают широчайшим спектром знаний и навыков, богатым опытом и многолетней практикой в сфере оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. В своей повседневной работе специалисты клиники Топ Ихилов используют […]
    • Паранойя джозеф Скачать книгу в формате: fb2 txt epub rtf mobi Читать книгу на сайте: Читать онлайн Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Паранойя" Файндер Джозеф утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к […]
    • Успокоение неврозов Успокоение неврозов имптомы невроза навязчивых состояний Симптоматика неврозов навязчивого состояния не является типичной для каждого больного этим заболевание, а зависит именно от тех факторов, которые были причиной возникновения невроза. Такими факторами могут быть: фобии (боязнь перед новыми знакомствами, […]
    • Как избавиться боязни высоты Как побороть страх высоты: 4 рецепта Хотите избавиться от страха высоты? 4 волшебных рецепта, которые помогут преодолеть страх высоты раз и навсегда! Пользуйтесь на здоровье! Вот представьте себе следующую картину: вам пришлось подняться на высоту. Руки-ноги дрожат, голова кружится, дыхание перехватывает, накатывает […]
    • Депрессия может привести к смерти Даже незначительная депрессия может привести к быстрой смерти Масштабное многолетнее исследование подтвердило, что у людей, в жизни которых был хотя бы один серьезный депрессивный эпизод, значительно выше риск ранней смертности. Причем этот риск выше для женщин. Депрессия является одним из наиболее распространенных […]
    • Кот не ходит в туалет из-за стресса Что делать, если кот не ходит в туалет по большому? Ситуация, когда кот не ходит в туалет по большому на протяжении длительного времени, достаточно распространена. Причин такого отклонения может быть множество – от самых безобидных до очень серьезных. Владельцам следует помнить, что здоровая кошка испражняется […]
    • Тяжелая степень шизофрении Виды шизофрении Психические расстройства, относящиеся к шизофрении, представляют собой серьезную патологию. По данным специалистов, болезнь возникает по различным причинам. Если среди ваших близких есть человек, страдающий данным недугом, необходимо более подробно узнать, какие бывают виды шизофрении, ее формы и […]