Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью

Проявление агрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости

Агрессивное поведение само по себе заложено в нас природой и служит защитой в экстремальных ситуациях, но постоянное агрессивное поведение у ребенка приводит к негармоничному развитию личности. Тема агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью остается не достаточно раскрытой, но при этом весьма актуальной.

Цель данной работы состояла в изучении особенностей агрессивных проявлений у подростков с умственной отсталостью в различных формах умственной отсталости по классификации Д. Н. Исаева.

Гипотеза: предполагается, что проявления агрессии у подростков, относящихся к разным формам умственной отсталости, будет иметь свою особенность в каждой группе.

В исследовании приняли участие 60 подростков с легкой степенью умственной отсталости.

В результате пилотажного исследования были сформированы 4 группы подростков с умственной отсталостью, которые соответствуют астенической, атонической, дисфорической и стенической формам умственной отсталости по классификации Д.Н. Исаева. В исследовании были использованы следующие методики: «Hand-test», «Личностная агрессивность и конфликтность», «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка».

Обратимся к результатам исследования. Данные, полученные по методики «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», позволяют сделать следующие выводы. У группы с дисфорической формой умственной отсталости по некоторым показателям результаты выше, чем удалось обнаружить в других сравниваемых группах. Так, в группе подростков с дисфорической формой умственной отсталости значительно выше показатели возбуждаемости, капризности, плаксивости, злобности, зависимости, ревности, обидчивости, жесткости, упрямства, агрессивности, нетерпеливости, высокий уровень самомнения и низкий уровень сочувствия. Высокий уровень зависимости, может говорить о несамостоятельности детей. Жестокость, агрессивность и обидчивость говорят о конфликтности ребят с окружающими. Дети не терпят шуток, злопамятны, агрессивно настроены. В остальных группах показатели по данным параметрам значительно ниже.

Подростки стенической формы умственной отсталости выделяются высокими показателями веселости и ласковости по сравнению с другими формами. Это говорит о положительном настрое на окружающий мир и способности к эмпатии. Такие дети больше тянутся к общению и более адаптивны к внешней среде.

Проведенное при помощи методики «Личностная агрессивность и конфликтность» исследование показало, что обидчивость в большей степени, но с незначительным перевесом выражена у подростков стенической формы умственной отсталости. Показатель мстительности выше в группах астенической и дисфорической формы умственной отсталости.

Результаты, полученные по методике «Hand-test», свидетельствуют о том, что уровень агрессии в большей степени встречается в дисфорической группе подростков с умственной отсталостью (56,8%). Уровень агрессии в остальных группах значительно ниже — 14,3% в группе подростков со стенической и атонической формой и 21,4% — в группе подростков с астенической формой. Среднегрупповые значения, полученные по шкалам «агрессивность» и «директивность» практически не отличаются в четырех изученных группах, в то время как среднегруппо- вые значения по шкале «коммуникативность» в группе подростков с дисфорической формой ниже, чем в остальных группах.

В результате исследования были получены следующие выводы.

1. Для подростков атонической и дисфорической форм обнаружено характерное проявление негативных эмоций. Подростки атонической формы показали достаточно ярковыраженные проявления; для подростков дисфорической формы, несмотря на низкое проявление эмоций, также присуще в большей степени негативное отношение к окружающему миру.

2. Агрессивное поведение превалирует в группах атонической и дисфорической форм умственной отсталости. Проявление повышенной агрессивности в данных группах оказывает влияние на сочетание таких черт характера, как: капризность, злобность, обидчивость, жестокость, агрессивность, нетерпеливость.

3. Наименее агрессивное поведение обнаружено в группе стенической формы умственной отсталости. Подростки данной формы способны к сопереживанию, могут проявить доброжелательные чувства к собеседнику.

www.psyhodic.ru

Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей и подростков с нарушением интеллекта является одной из самых актуальных проблем. Одним из аргументов может служить тот факт, что частота нарушений поведения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в специальных учебных заведениях, представлена следующими цифрами: побеги и бродяжничество – 72%; агрессия – 50%; грубость, непослушание – 43% (по данным Шипициной Л. М.).

Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач физического, умственного и нравственного развития, можно в значительной степени преобразить их личностный облик.

В связи с этим нами была сформулирована цель исследования – поиск эффективных арт-методов для психокоррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Объектом исследования выступили отклонения в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости, предметом – агрессивные проявления в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

Гипотезабыла сформулирована следующим образом: предложенный комплекс коррекционных упражнений и арт-методов способствует профилактике и коррекции агрессивных проявлений в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

В связи с целью исследования мы решали следующие задачи:

— междисциплинарное, теоретическое исследование проблемы агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

— экспериментально выявить особенности агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

-апробация коррекционных упражнений и арт-методов, способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью, оценка её эффективности.

Была использована методика «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении подростков»(автор А.Г. Долгов), целью которой является определить уровень агрессии и измерить её отдельные проявления.

Базой исследования выступил Диаконический центр «Прикосновение» города Оренбурга.

Данное исследование имеет практическое значение как для специалистов узкого профиля (психологов, дефектологов), так и для воспитателей специальных коррекционных учреждений, педагогов дополнительного образования, работающих с умственно отсталыми подростками. Разработанный комплекс коррекционных занятий поможет педагогам и другим специалистам более эффективно проводить работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения, эмоциональной сферы подростков с нарушением интеллекта.

Теоретический анализ заявленной проблемы показал, что агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.

Существует различные подходы к определению данного феномена:

Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. Так О.Мартынова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень).

Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии, например, агрессия – это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности – антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти и др. (Трифонов Е. В.). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию. Здесь агрессия понимается как целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности [3]. Агрессивность рассматривается как системное социальное свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными, объективными и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева С.Л.).

При проведении исследования мы опирались на данные клинико-эпидемиологического обследования популяции умственно отсталых детей 8-14 лет, проживающих в крупном промышленном городе, в котором было выявлено, что среди всех обследованных нарушения поведения встречаются в 31,1%. Из всех учеников с умственной отсталостью, выпускаемых коррекционными заведениями, – около половины с нарушениями поведения. Удельный вес нарушений поведения у детей и подростков с различной выраженностью снижения интеллекта различен. Так, среди легко умственно отсталых детей и подростков 28,2% имеют нарушения поведения, среди умеренно умственно отсталых – 55,2%, а среди тяжело отсталых – 33,3%

Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность. Платонова Н. М. [1].

В целях профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью нами были подобраны и апробированы коррекционные упражнения с использованием приёмов арт — методов: изотерапии, музыкотерапии, игротерапии.

Мы исходили из того, что целью коррекции отклонений в поведении подростка является оказание ему помощи в реализации индивидуального потенциала, в становлении его как полноценного члена общества через создание условий для осознания ребёнком необходимости переоценки своего поведения. Это осуществлялось в ходе игровой художественной деятельности, с использованием следующих техник: рисование пальцами, музыкорисование; расслабляющее рисование на доске, на большом листе бумаги, на песке; лепка (глина, пластилин), наслоение; простые техники печатания, монотипия, печать с картонного и текстильного коллажа. [2]

Предложенный комплекс упражнений и арт-приёмов дал существенное снижение в показателях агрессивности, а, значит, позволяет осуществлять профилактику и коррекцию агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

  1. Агрессия у детей и подростков./ Под ред. Платоновой Н. М. – СПб.:
  • Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями
  • развития // Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. СПб, 2002. – 256 с.

  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии //
  • www.b17.ru

    Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

    В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Этим озабочены как родители детей, так и педагоги, психологи. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.

    Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (В.Б. Лебединский, 2002) .

    У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

    Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008).

    В.Б. Лебединский указывает, что у некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.

    Высокой степенью риска возникновения различных нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается подростковый возраст. Большинство исследователей признают, что среди различных форм нарушений поведения у умственно отсталых детей преобладают побеги и агрессивное поведение.

    Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004).

    Агрессивность является серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л.М. Шипицына, 2005). Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

    Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического . С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя ; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой ; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность; особая сензитивность к прикосновениям ; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.).

    Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.), могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как: невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных ; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля ; сепарация детей и подростков от семьи , перевод из одного учреждения в другое , из группы в группу трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении ; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов ; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации ; неблагоприятные условия среды ; отсутствие речи .

    С позиции теории социального научения (А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер) агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью — это повторение, подражание тому, что они усваивают , наблюдая за агрессивным поведением окружения, в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    С точки зрения гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт), причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно , а также порицание и критика поступков ; похвала ; привычка и отсутствие культуры .

    Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей (Л. Джой, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.).

    На наш взгляд, это может быть объяснено недостаточной разработанностью проблемы, отсутствием специальных исследований по проблеме агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, необходимо отметить неоднозначность взглядов исследователей на проблему агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения проявлении и причин агрессивности у детей и подростков с умственной отсталостью и определения основных направлений коррекционной и профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессивности.

    infourok.ru

    Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л.В. Токарская)

    На правах рукописи

    ТОКАРСКАЯ Людмила Валерьевна

    Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    19.00.10 – коррекционная психология

    диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

    Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

    Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Алмазова Ольга Владимировна

    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Агавелян Оганес Карапетович, кандидат психологических наук, доцент Скоробогатова Наталья Владимировна

    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

    Защита состоится 24 декабря 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.

    С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

    Автореферат разослан ____ ноября 2008 года.

    Ученый секретарь диссертационного совета — Трубникова Н.М.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность проблемы и темы исследования на социальном уровне определяется тенденциями к гуманизации и гуманитаризации Российского общества на данном этапе социокультурного развития. В педагогической науке и практике усиливаются интеграционные процессы, требующие создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. В связи с этим особо остро встает вопрос социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (F 71 – умеренная умственная отсталость, F 72 – тяжелая умственная отсталость по Медицинской классификации болезней 10-го пересмотра), для осуществления которой значительную роль играет профилактика и коррекция проблем в их поведении, в том числе агрессивности.

    Кроме того, в последние годы не только ученые, но и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в обществе в целом и в учреждениях: образования и системы социальной защиты населения. Все эти процессы безусловно действуют и в отношении категории детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Актуальность исследования на психолого-педагогическом уровне определяется прежде всего тем, что дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особо нуждающиеся в адекватном психолого-педагогическом сопровождении, получают его в недостаточной степени в отличие от лиц с легкой умственной отсталостью, которые «в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов» [Л.М. Шипицына, 2002]. Это обусловлено, прежде всего, крайне коротким периодом современной истории оказания помощи этим детям, насчитывающим не более двух десятилетий [И.М. Бгажнокова, 2007]. Лишь с момента вступления в силу «Закона об образовании» [1992] начинают открываться специальные классы для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которые считались ранее «необучаемыми».

    Другой серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является их агрессивность [Л.М. Шипицына, 2004]. Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).

    Актуальность изучения агрессивности детей и подростков не только с ограниченными возможностями здоровья, но и у нормально развивающихся определяется и на научно-теоретическом уровне тем, что долгое время существовал негласный запрет на изучение данной темы, поскольку, в соответствии с господствующей государственной идеологией, считалось, что в нашей стране агрессивности нет. Ориентация на «мирное» развитие общества делала проблематику агрессивности неперспективной, что привело к ее фактическому исключению из области научного исследования. В коррекционной психологии только начинают рассматриваться механизмы агрессивности лиц с эмоционально-волевыми нарушениями [С.А. Морозов, О.С. Никольская], легкой умственной отсталостью [Е.А. Стребелева], задержкой психического развития [Т.П. Артемьева, Г.В. Грибанова, Г.А. Карпова]. В контексте умеренной и тяжелой умственной отсталости феномен агрессивности изучен крайне недостаточно, встречаются лишь отдельные ссылки на ее симптомы [Л.О. Бадалян, Е.К. Грачева, Н.Ф. Дементьева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, Л.М. Шипицына и другие]. В большом количестве исследований описывается раннее развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенности формирования у них навыков самообслуживания, привитие им трудовых навыков, в то же время, практически нет ни одного комплексного исследования, направленного на изучение у детей и подростков указанной категории феномена агрессивности, встречаются лишь фрагментарные указания на это.

    Актуальность исследования на научно-практическом уровне определяется тем, что отсутствие глубоких теоретических разработок в отношении изучения агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяет также отсутствие практических разработок, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы (ЭВС) и поведения, что на практике крайне востребовано.

    Все вышесказанное указывает на несоответствия между:

    – усилением в обществе агрессивных тенденций и недостаточной разработанностью проблемы их изучения и коррекции в отношении различных категорий детей и подростков, в том числе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

    – появлением разработок, направленных на изучение и коррекцию рассматриваемого феномена у детей и подростков: нормально развивающихся, с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями, и отсутствием разработок, учитывающих особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;

    – увеличением внимания к вопросам психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием комплексных программ коррекционного воздействия, направленных на профилактику и коррекцию у них проявлений агрессивности;

    – необходимостью адекватной оценки особенностей агрессивности детей и подростков умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием соответствующего диагностического инструментария, учитывающего психолого-педагогические особенности этой категории испытуемых;

    – практической значимостью проблемы оптимизации эмоциональной сферы детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте их успешной интеграции и недостаточной изученностью причин и механизмов формирования агрессивных проявлений у них.

    На основе анализа актуальности и указанных несоответствий выделена проблема исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение в практику программ психологического изучения, профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Актуальность выявленной проблемы и указанного несоответствия определила тему исследования: «Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

    Цель исследования: определение психологических проявлений и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в процессе диагностической и коррекционной работы.

    Объект исследования: проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в контексте клинико-психолого-педагогических особенностей их развития.

    Предмет исследования: психологические особенности проявлений агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Гипотеза исследования:

    — признавая справедливость утверждения об общих закономерностях нормального и аномального развития, предполагаем, что наряду с проявлениями агрессивности, характерными для нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников, дети и подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют специфические, характерные только для них;

    — специфика агрессивности указанной категории детей и подростков детерменирована причинами, ее вызывающими и не может быть рассмотрена вне контекста тех ситуаций, в которых влияние причин наиболее очевидно;

    — диагностика, коррекция и профилактика агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможна лишь при реализации комплексного подхода, учитывающего все многообразие причин, вызвавших агрессивность;

    — реализация комплексной программы психолого-педагогической работы будет способствовать не только коррекции и профилактике проявлений агрессивности, но и оптимизации детско-родительских отношений.

    В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:

    1. Теоретический анализ основных подходов к проблеме изучения психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    2. Составление и реализация диагностической программы изучения психологических особенностей агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    3. Разработка и апробация собственной диагностической методики, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для выявления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    4. Выявление проявлений и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    5. Изучение влияния особенностей семейного воспитания и агрессивности педагогов, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уровень агрессивности последних.

    6. Разработка, апробация, определение эффективности реализации комплексной программы профилактики и коррекции агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Методологические основы исследованиясоставили: подход к личности как к системе отношений, прежде всего социальных [А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев]; положения о единстве возрастных закономерностей при нормальном развитии и при умственной отсталости [Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, У.В. Ульенкова и др.]; теоретико-практические основы изучения особенностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков [И.В. Белякова, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, В.В. Коркунов, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.]; положения о неразрывной связи диагностической и коррекционно-развивающей работы [С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, М.А. Одинцова, В.Г. Сивицкий и др.]; положения о зависимости развития личности от пребывания в различных социальных группах [А.В. Петровский]; положения о внутрисемейных детерминантах дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков [Е.Л. Птичкина, Е.В. Саенко, В.И. Тарасов, и др.].

    Методы исследования: теоретические (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследования; понятийно-терминологический анализ психологической, педагогической и медицинской литературы); эмпирические (наблюдение, анкеты, беседы, тесты, опросники, проективный метод, метод экспертных оценок); экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный этапы психологического эксперимента; методы математической статистики (критерииt – Стьюдента, F— Фишера, rs— ранговой корреляции Спирмена).

    Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими основами исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; личным участием автора во всех этапах исследования, проведенного в соответствии с намеченной целью и поставленными задачами; применением стандартизированных методик психодиагностики и психокоррекции, адекватных предмету и задачам исследования; достаточной репрезентативностью выборки испытуемых; использованием количественно-качественного анализа полученных данных; применением методов математической статистки; апробацией разработанной программы.

    Ограничения исследования: в ходе изучения особенностей проявления агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью влияние клинических причин не учитывалось, а лишь фиксировалось. При анализе результатов применения метода экспертных оценок не преследовалась цель независимости экспертизы, однако педагогам предлагалось охарактеризовать не своих учащихся, а детей и подростков из других аналогичных учреждений. В ходе анализа особенностей проявлений и причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сравнение с проявлениями агрессивности у детей и подростков с легкой умственной отсталостью проводилось только в отношении частоты и длительности. В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы не проводилось дифференциации между умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Дети и подростки рассматривались как единая группа, поскольку тяжесть имеющихся нарушений у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью приводит к тому, что даже в подростковом возрасте по своим психолого-педагогическим особенностям они практически отличаются.

    Научная новизна исследования:

    1. Получены данные о психологических особенностях агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    2. Систематизированы конкретные причины, вызывающие проявления агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    3. Предложена авторская диагностическая методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, для выявления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

    Теоретическая значимость исследования:

    1. Обобщены данные исследований, посвященных изучению агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в области общей и специальной психологии.

    2. Теоретически обоснована терминологическая и содержательная стороны понятия «агрессивность» применительно к детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    3. Теоретически обоснована представленная в исследовании диагностическая программа, направленная на выявление агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    4. Определены теоретические основания для построения и апробации коррекционной программы, направленной на преодоление и профилактику агрессивности у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Практическая значимость исследования:

    1. Комплекс диагностических методик (в том числе авторская), представленных в программе, направленных на выявление особенностей проявления агрессивности и ее причин у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, может при необходимости повторяться в отношении указанной категории лиц и давать сходные результаты.

    2. При необходимой доработке диагностическая программа по выявлению агрессивности может применяться в отношении детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития.

    3. Рекомендованная программа психологической работы по преодолению агрессивности (формирующий этап эксперимента) является одним из вариантов коррекционной работы и может применяться на практике педагогами-психологами, работающими в учреждениях системы образования и социальной защиты населения.

    4. Теоретико-практические данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться для обучения студентов; лиц, повышающих свою квалификацию; для практических работников, занимающихся обучением и воспитанием детей и подростков данной категории; и могут лечь в основу разработки соответствующих спецкурсов, учебных пособий, методических рекомендаций для родителей.

    Положения, выносимые на защиту.

    1. У детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под влиянием комплекса клинических, социальных и психологических патогенных факторов формируется агрессивность, еще в большей степени затрудняющая их интеграцию в общество.

    2. Реализация диагностической программы в констатирующей части исследования на основе большого объема фактических данных позволила выявить наличие агрессивности у детей и подростков данной группы, проявления которой обусловлены сочетанным действием таких факторов, как: сепарация от близких людей, тяжесть интеллектуальных нарушений, противоречивое воспитание в семье и образовательном учреждении, отсутствие своевременного целенаправленного психолого-педагогического воздействия и др. Кроме того, данная программа позволяет осуществить комплексный подход к изучению проявлений и причин агрессивности с учетом психологических особенностей испытуемых.

    3. Авторская методика, направленная на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами, может применяться для выявления причин агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе неговорящих.

    4. Предложенная в ходе формирующего эксперимента программа коррекционной и профилактической работы, направленной на нивелировку агрессивных проявлений в поведении, придание им социально одобряемой направленности, показывает свою эффективность в работе с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Организация и базы исследования.

    Изучение проявлений и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью,а также анкетирование и беседа с родителями проводились в: общеобразовательных специальных (коррекционных) школах для детей с нарушением интеллекта № 169 и 123 г. Екатеринбурга, Екатеринбургском детском доме-интернате, Социально-педагогическом центре для детей-инвалидов г. Екатеринбурга. Анкетирование, беседа и изучение с помощью теста А. Ассингера педагогов проводились, кроме этих, в: Нижне-Туринском и Карпинском детских домах, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида г.г. Волчанска, Каменск-Уральского, Карпинска, Новоуральска, поселка Монетный и других учреждениях Свердловской области.

    В экспериментальном исследовании приняли участие 228 респондентов, из них: 140 детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 50 педагогов и 38 родителей. В целом было проанализировано 2480 протоколов наблюдений и рисунков, выполненных детьми и подростками; 150 анкет педагогов; 114 заполненных родителями анкет и результатов тестовых заданий.

    Исследование проводилось с 2002 по 2008 г.г.

    Апробация и внедрение результатов исследования прошли в форме публикаций, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, и преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке педагогических кадров, а также:

    — в форме докладов, с последующей публикацией тезисов на Международных (г. Екатеринбург, 2003, 2004, 2006); Всероссийских (г. Челябинск, 2004; г. Бийск, 2005; г. Ставрополь 2006); областных (г. Екатеринбург, 2004, 2005, 2006, 2007,2008); городских (г. Екатеринбург, 2003, 2004) и межвузовских научно-практических конференциях (г. Екатеринбург, 2003, 2005);

    — в виде отчетов на заседаниях кафедры специальной психологии Института Специального Образования (ИСО) УрГПУ и методическом совете специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта № 169 г. Екатеринбурга по теме исследования (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).

    Материалы диссертационного исследования используются автором при проведении лекционных и практических занятий со студентами очного и заочного отделений факультета коррекционной педагогики ИСО УрГПУ по дисциплинам: «Психология детей со сложными недостатками развития», «Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития», «Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей». Материалы исследования использовались при разработке специализации «Воспитание и обучение глубоко умственно отсталых детей» для специальности 050714- «Олигофренопедагогика».

    Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 200 наименований (5 — на иностранном языке); 12 таблиц, 17 рисунков, 15 приложений.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе «Теоретический анализ проблемы агрессивности и ее коррекции у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» дан анализ теоретических исследований по особенностям проявления, причинам и основным направлениям ее психолого-педагогической коррекции у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Основываясь на том, что в исследованиях, описывающих клинико-психолого-педагогические особенности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, особенно вышедших до 2000 г., нет четкой дифференциации этих категорий лиц. При выделении двух отдельных групп Д.Н. Исаев [2003] и Л.М. Шипицына [2004, с. 20] подчеркивают, что «по клинической картине, наличию последствий перенесенных органических повреждений и сопутствующих расстройств» эти категории лиц во многом сходны, в данном исследовании не проводилось теоретического анализа и экспериментальной работы по изучению психологических особенностей агрессивности отдельно у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Неотъемлемой частью симптоматики психических нарушений являются отклонения в эмоциональной сфере, очень разнообразные и не всегда соответствующие степени нарушений в познавательной сфере [А.Р. Маллер, Г.Е. Сухарева, Л.М. Шипицына]. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции детей с нарушением интеллекта менее всего изучены, хотя именно эмоциональные особенности имеют большое значение для проведения коррекционной работы и оказывают огромное влияние на процесс социальной адаптации. Исследователями отмечается относительная сохранность ЭВС, адекватность и выразительность эмоций при синдроме Дауна [А.В. Алехина, А.Ю. Асанов, М.Г. Блюмина, Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия, М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина, А.Р. Маллер и Г.В. Цикото, Д. Лейн и Б. Стрэтфорд, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.М. Шипицына и др.]. Рассматривая нарушения эмоций у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через личностные деформации, исследователи указывают на следующие особенности: отсутствие инициативы, самостоятельности; косность психики; склонность к подражанию; сочетание внушаемости с негативизмом; агрессивность [И.М. Бгажнокова и Ф.В. Мусукаева, М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина, С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, А.Р. Маллер, Г.Е. Сухарева, Л.М. Шипицына].

    Таким образом, агрессивность может рассматриваться как эмоциональное нарушение и как личностная девиация, что является основой отклонений в поведении. Относительная сохранность ЭВС некоторых категорий детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью может стать основой для формирования личности при решении прикладных задач.

    Однако в большом количестве проанализированных программ обучения и воспитания детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (с 1981 по 2004 г.г.), в которых указывается на наличие отклонений в поведении у лиц данной группы, практически не уделяется внимание процессу их коррекции и профилактики.

    Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического.С точки зрения первого,могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя [Г.Е. Сухарева и др.]; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой [А.Р. Маллер и Г.В. Цикото]; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.]; особая сензитивность к прикосновениям [С.В. Андреева, Д.Н. Исаев]; ослабленность дифференцировочного вида активного торможения [А.А. Ватажина, В.Н. Воронина, М.И. Кузьмицкая]; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.); степень умственной отсталости [Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Д.Н. Исаев, Л.М. Шипицына]; этиология умственной отсталости [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Г.В. Цикото].

    Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории [Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.], могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как: невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных [С.В. Андреева]; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля [К. Грюневальд]; сепарация детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения в другое, из группы в группу [М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина]; трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении [Е.А. Воронова, Д.Н. Исаев, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, Л.М. Шипицына и др.]; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации [А.А. Модестов]; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье [А.Р. Маллер; В.В. Русских, Л.М. Шипицына]; отсутствие речи [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына].

    С позиции теории социального научения [А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер] агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью — это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения [Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер и Г.В. Цикото], в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе [Д.Н. Исаев]. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Д. Лейн и Б. Стрэтфорд, Л.М. Шипицына, О. Шпек].

    С точки зрения гуманистического подхода [К. Роджерс, Г. Олпорт], причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына], а также порицание и критика поступков [С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, М.Б. Медведева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.]; похвала [Е.А. Воронова, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова]; привычка [Э. Сеген] и отсутствие культуры [В.А. Веремейчик, В.Н. Колчина, В.Н. Попова].

    Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей [Л. Джой, О.Н. Ежов, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.]. Это, на наш взгляд, может быть объяснено недостаточной разработанностью проблемы, отсутствием специальных исследований по проблеме агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, необходимо отметить неоднозначность взглядов исследователей на проблему агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения проявлении и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и определения основных направлений коррекционной и профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессивности лиц данной группы.

    На основе материалов первой главы были определены цели и задачи экспериментальной части исследования, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы, направленные на изучение и коррекцию агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей проявления и причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» описаны ход и процедура исследования; проанализированы условия подбора диагностического материала; проведен анализ полученных данных об агрессивности испытуемых и ее причинах; сделаны первоначальные выводы.

    Констатирующая часть эксперимента проходила в ходе реализации разработанной диагностической программы, основной целью которой стало изучение проявлений и причин агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в том числе через анализ отношения к ним родителей и уровня агрессивности педагогов. Для проведения экспериментальной работы было отобрано 140 испытуемых (86 лиц мужского пола и 54 – женского), которые имели клинические диагнозы «умеренная умственная отсталость» и «тяжелая умственная отсталость», в возрасте от 6 до 18 лет. При этом был выявлен ряд факторов, способных повлиять на уровень агрессивности испытуемых, так, 46 % (64) из них получали помощь в различных учреждениях и/или постоянно находились в семье; 27 % (37) испытуемых проживали в детском доме-интернате в группах с пятидневным пребыванием (на выходные уезжали домой); и 27 % (38) испытуемых — лица, проживающие в детском доме постоянно. В полной семье проживает 43, 6 % (61) испытуемых, только с матерью – 24,3 % (34), только с отцом – 3,6 % (5), 1,5 % (2) находятся под опекой ближайших родственников, 27 % (38 человек) – постоянно проживают в детском доме-интернате, хотя – 7,9 % (11) из них имеют полные семьи, а еще 3,6 % (5) – одну мать. Изучение медицинских карт позволило учесть при анализе эмпирических данных такие сведения об испытуемых, как: отсутствие речи (18 %) и детский церебральный паралич (67,9 %); единично встретились и другие патологии, при которых может наблюдаться агрессивность: синдром Прадера-Вилли, синдром Корнелии де Ланге, фенилкетонурия. Были дифференцированы социальные условия, которые могли стать причиной агрессивности испытуемых, а именно: 57 испытуемых меняли учреждение, в котором им оказывалась помощь хотя бы один раз, еще 25 – более чем дважды. Учителя/ воспитатели, классы/группы не менялись только у 13 человек.

    Структура диагностической программы представлена на рис. 1.

    В ходе обследования каждого испытуемого, проводились беседы и применялись отобранные методики (по 6 занятий, продолжавшихся в среднем от 30 до 60 минут). Все дети легко вступали в контакт, соглашались принять участие в «занятиях». Последовательность предъявления заданий была различной, в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых, их интересов. Полученные данные интерпретированы с применением качественного и количественного анализа.

    Стимульный материал к авторской методике, направленной на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами валидизирован, репрезентативность его доказана с использованием критерия Спирмена.

    В ходе исследования выявлялись: наличие агрессивности у рассматриваемой группы детей и подростков, основные проявления, их интенсивность, направленность (на других людей, неодушевленные предметы, себя), формы (физическая, вербальная и паравербальная).

    На наличие проявлений агрессивности указывают, по данным различных методик – от 100 (мнение экспертов) до 48, 39 % (результаты выполнения «Рисунка несуществующего животного»). При этом 76 % экспертов указали, что агрессивность испытуемых проявляется регулярно. Несмотря на то, что большинство испытуемых не принимало участие в беседах, 4,3 % из них после методики на выявление ассоциативных связей между эталонами гнева и референтными лицами указали, что гнев исходил от них самих.

    В ходе оценки частоты и продолжительности агрессивных проявлений у испытуемых (экспериментальная группа), было проведено сравнение этих же показателей с результатами детей и подростков с легкой умственной отсталостью (контрольная группа). Для этого проводилось наблюдение за группой учащихся с легкой умственной отсталостью в количестве 12 человек ежедневно в течение одного месяца. Результаты полученные, по данным структурализованного наблюдения по методу «Повременная проба» представлены в рисунках 2, 3.

    Рис. 2. Частота проявления агрессивности испытуемых экспериментальной и контрольной групп (%)

    Рис. 3. Продолжительность агрессивных срывов испытуемых экспериментальной и контрольной групп (%)

    Таким образом, агрессивные проявления у испытуемых, с легкой умственной отсталостью являются более редкими и короткими по продолжительности в сравнении с детьми и подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Однако в отношении последних, необходимо отметить, что проявления агрессивности, несмотря на их частоту, являются для большинства из них — короткими или средними по продолжительности.

    Наиболее часто встречающейся формой проявления агрессивности у испытуемых с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является физическая (32,5 %) — в виде толчков, частых драк, попыток укусить и ущипнуть. Другие формы агрессивности испытуемых встретились со следующей частотой: невербальная — 27,7 %; вербальная — 21,3 %; эмоциональная — 18, 5%.

    Чаще всего агрессивность испытуемых направлена на членов семьи и на себя — 25, 8 % и 22, 9 % соответственно; реже — на животных и на других людей (19,3 % и 12, 9%), на вещи — 11,4% (данные наблюдений и экспертных оценок).

    Типы агрессивных реакций испытуемых, выявленные в ходе наблюдения (проанализирована 681 реакция), отражены в таблице 1. При этом типы реакций проранжированы по частоте встречаемости.

    Типы агрессивных реакций испытуемых по данным наблюдения

    superinf.ru

    Это интересно:

    • Ганс селье концепция стресса Ганс селье концепция стресса 1.1. Концепция стресса Г. Селье Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса Согласно демографическим данным, на протяжении последних 25-30 лет в индустриально развитых странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно лишающая жизни миллионы […]
    • Чекистов 5 клаустрофобия Квест в реальности Секретные материалы Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 1400 р. Сложность Средний Начинающие могут пройти с подсказками, игроки с опытом — без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ * Народный рейтинг «Народный рейтинг» основан на оценках 56 команд, […]
    • Профессор злых клаустрофобия Квест в реальности Штрана: Профессор Злых Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Простой Легкие загадки, квест для детей и новичков. Начинающие могут пройти без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ * Сейчас этот квест просматривает 1 человек Средняя […]
    • Клаустрофобия переполох в спрингфилде Квест в реальности Переполох в Спрингфилде Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Очень сложный Проходят квест без подсказок только профессиональные команды (команды обзорщиков). " data-html="true"> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ * Сейчас этот квест просматривает 1 человек Средняя […]
    • Сенильная деменция болезнь альцгеймера Сенильная деменция болезнь альцгеймера Сенильная деменция альцгеймеровского типа представляет собой первичную дегенеративную деменцию, начинающуюся в преобладающем большинстве случаев в старческом и (реже) в пожилом возрасте с малозаметных нарушений памяти, интеллектуальных функций и личностных изменений, которые, […]
    • Клаустрофобия москва отзывы о квестах Квест в реальности Демоны Игроков 2 – 4 Время 60 мин Цена от 2000 р. Сложность Средний Начинающие могут пройти с подсказками, игроки с опытом — без подсказок. " data-html="true"> Уровень страха Страшный Содержит сцены насилия, не рекомендован для прохождения детьми, беременным женщинам и людям с […]
    • Суд больного шизофренией Кредит психически больному человеку Моя дочь психически нездоровый человек. Диагноз официальный, состоит на учете у психиатра. В течение года примерно 5 месяцев находится в псих. диспансерах на лечении. Дееспособность пока не ограничивали. 22 года, не учится, не работает, никаких доходов и собственности в наличии не […]
    • Клаустрофобия новосибирск Квест в реальности Игра Престолов "Зима близко" Игроков 2 – 7 Время 60 мин Цена от 3000 р. Сложность Очень сложный Проходят квест без подсказок только профессиональные команды (команды обзорщиков). " data-html="true"> Уровень страха Немного страшный В квесте есть сцены, которые могут испугать особо […]