Факторы, влияющие на течение заикания
Некоторые факторы, влияющие на течение заикания. Многие авторы к факторам, оказывающим положительное либо отрицательное влияние на течение заикания, относят возрастные особенности, организацию режима, закаливание организма, спортивные занятия, различные заболеваний, физические и психические травмы, употребление алкоголя и др.
Возрастной фактор. В. В. Ковалев (1979) указывает, что возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в «критические» периоды онтогенетического развития может иметь определенное этиологическое значение как способствующий возникновению тех или иных психических заболеваний. Но возрастной фактор, играя важную роль в этиологии и патогенезе нервно-психических заболеваний, оказывает влияние и на течение этих заболеваний, в том числе и заикания. Такие периоды, которые характеризуются повышенной степенью риска заболеть тем или иным заболеванием либо тенденцией к усилению уже имеющейся нервно-психической патологии Г. Е. Сухарева (1955) называет «периодами повышенной восприимчивости к различным вредностям».
Анализируя жалобы заикающихся, мы также выделили 3 основных периода, наиболее часто упоминаемых больными в связи с ухудшением речи:
- I период — начало обучения в школе (7. 8 лет);
- II период — препубертатный и пубертатный возраст, возраст ранней юности (12. 17 лет);
- III период — начало самостоятельной жизни (20. 23 года).
Указанные периоды отличаются как активными биологическими процессами, связанными с развитием и формированием различных структур организма, в частности нервной системы человека, так и качественными изменениями внешних условий его жизни, совпадающими с этим возрастом.
7-летний ребенок начинает учиться в 1 -классе. Заметные изменения режима дня, новый коллектив, расширение круга обязанностей, усилия, которые необходимо затрачивать на усвоение программы и приготовление уроков, случаи нетактичного поведения детей по отношению к своему заикающемуся товарищу, порой отсутствие и у учителя необходимых знаний об особенностях работы с детьми, страдающими заиканием, — все это, как правило, отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и его нарушенной речи.
С еще более выраженными трудностями сталкиваются больные, их родители и специалисты, когда заикающиеся дети вступают в препубертатный и пубертатный возраст. Е. С. Иванов (1980), говоря о глубокой физиологической перестройке организма подростков, отмечает у них и значительные изменения, наступающие в эмоциональной и психологической сферах. Автор указывает, что. подросткам свойственны повышенная самонадеянность и одновременно застенчивость, неуверенность в себе. В этом возрасте происходят оценка и переоценка социальных ценностей. Перед подростком встают проблемы выбора жизненного пути, профессии. Стремление к самоутверждению, требующее дополнительной затраты физической и нервной энергии, часто приводит к переутомлению и снижению трудоспособности. Нередко не только в силу названных причин, но и других факторов подростки находятся в сложной внутренней конфликтной психологической ситуации. В этот же период у подростков усиливается интерес к противоположному полу, возникают сексуальные влечения, появляются порой мучительные раздумья о своей внешности, достоинствах и недостатках.
Многие подростки, страдающие заиканием, впервые в этом возрасте начинают фиксировать внимание на нарушении речи, в связи с чем у них нередко возникают чувство неполноценности, раздражительность, мнительность, неуверенность в своем будущем, т. е. постепенно развиваются вторичные невротические наслоения, и в соответствии с принципом «порочного круга» значительно ухудшается и их речь.
Начало самостоятельной жйзни, которое у многих молодых людей происходит в 20. 23 года (привыкание к новому производственному коллективу после службы в армии либо после окончания учебного заведения; значительное расширение круга общения в официальной обстановке; создание собственной семьи и пр.), также неблагоприятно отражается на состоянии речи многих наших пациентов.
Наблюдения показывают, что после 40 лет у части заикающихся на фоне сглаживания невротической симптоматики состояние речи несколько улучшается. Это, видимо, происходит в связи с определенной социальной адаптацией данной группы больных, которой способствуют прочное положение на работе, благополучие в семье, здоровый образ жизни.
Заболевания и травмы. Многие исследователи в качестве наиболее изученных этиологических факторов, обусловливающих возникновение заикания, называют неврологические, инфекционные, соматические заболевания, а также травматизм, особенно травмы головного мозга. Эти же факторы следует указать в числе причин, способствующих усилению уже имеющегося нарушения речи.
Механизмы патогенного воздействия заболеваний и травм на речь заикающихся перечисленных выше групп различны. Если неврологические заболевания (энцефалиты, менингиты и др.), травмы мозга, являясь причиной органического поражения центральной нервной системы, не только ослабляют организм больного, но и могут оказать непосредственное болезненное влияние на его высшие психические функции и речь (ухудшение памяти, снижение умственных способностей, нарушение грамматического строя речи, явления дизартрии и пр.), то тяжело протекающие инфекционные и соматические заболевания в основном обусловливают астенизацию нервной системы, а в ряде случаев могут отразиться на функции дыхательных и голосовых органов заикающегося (коклюш, ложный круп, бронхиальная астма, пневмония, хронические насморки и ларингиты).
Заболевания психосоматической природы (высыпания на коже, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.), нередко наблюдаемые у заикающихся, тяжелые телесные травмы причиняют больным неприятные, болезненные ощущения, к которым зачастую присоединяются и моральные переживания, связанные, например, с временной потерей трудоспособности и невозможностью себя обслуживать, изменением внешнего вида и размышлениями о своей невезучести,— все это также отрицательно сказывается на состоянии нервной системы больных и, как правило, ухудшает их речь.
К ухудшению речи заикающихся, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно приводят не только заболевания и травмы, но и некоторые диагностические или терапевтические мероприятия, связанные с их лечением. Мы имеем в виду прежде всего неприятные исследования, хирургические вмешательства, инъекции, болезненные перевязки и другие процедуры. В этих случаях травмирующее воздействие на нервную систему оказывают не только болевые ощущения, но и вызывает эмоциональное напряжение, страх, связанные с ожиданием процедуры, которая сопровождается этими неприятными ощущениями.
Психотравматизация. Острые психотравмы и длительные психотравмирующие ситуации в подавляющем большинстве случаев отрицательно влияют на речь больных, страдающих заиканием, значительно утяжеляя нарушение их речи.
Нам приходилось наблюдать случай, когда нападение крупной собаки на 6-летнего заикающегося ребенка, у которого заикание возникло в 4 года после воздействия аналогичного по содержанию психотравмирующего раздражителя, вызвало ухудшение речи до такой степени, что больной в течение месяца практически не мог разговаривать.
Повторно действующий на заикающихся детей и подростков психотравмирующий раздражитель, по нашим наблюдениям, обычно является причиной «чрезмерной стрессовой реакции» и может вызывать у них не только усиление заикания, но и развитие тяжелого невротического заболевания, так как «звучание» в жизни больного первоначальной психотравмы подготавливает выраженную индивидуальную значимость аналогичного, вторично воздействующего психотравмирующего агента. Но ухудшение речи может спровоцировать не только аналогичный или близкий по содержанию психотравмирующий раздражитель. Любая психотравма обычно резко ухудшает речь заикающихся.
При длительно воздействующей психотравмирующей ситуации мы наблюдали как у детей, так и у взрослых постепенное ухудшение состояния нервной системы и речи. Диапазон психотравмирующих эмоционально значимых раздражителей и, соответственно, стрессовых реакций, действующих на взрослых, шире, чем действующих на детей. Известно, что стрессовая реакция может приводить к таким запредельным формам возбуждения, которые вызывают замедление, торможение или прекращение деятельности систем, подверженных стрессору.
Опрашивая заикающихся взрослых, мы выделили 3 варианта речевых реакций больных на острые психо-травмирующие раздражители: ухудшение речи, потеря речи, исчезновение заикания.
Анализ историй болезни этих пациентов дает возможность предположить, что причины различного речевого реагирования зависят прежде всего от уровня эмоциональной значимости психогенного агента в каждом конкретном случае, а также от личностных и нервно-психических особенностей, на фоне которых протекает заикание. Если ухудшение речи можно расценивать как речевую реакцию на психотравмирующий раздражитель среднего уровня эмоциональной значимости, то полная потеря речи и внезапное исчезновение тяжелого заикания, видимо, могут свидетельствовать о высокой индивидуальной значимости перенесенной психотравмы.
1-й вариант речевого реагирования, по нашим наблюдениям, в значительной мере свойствен заикающимся с астеноневротической и психастенической акцентуацией личности. Потерю речи нам приходилось наблюдать у больных с истероидными чертами характера. О немногочисленных случаях полного, но кратковременного исчезновения заикания в результате воздействия острого психотравмирующего раздражителя нам сообщали больные, у которых нарушение речи протекало на фоне преимущественно гиперстенической формы неврастении. Для этих больных наибольшую эмоциональную значимость имели психотравмы, связанные с оскорблением их человеческого достоинства, происшествия, угрожающие здоровью или жизни близких людей, стихийные бедствия и другие раздражители, вызывающие, по-видимому, возникновение новой доминанты, в результате чего на короткое время затормаживались патологические условнорефлек-торные связи, и наши пациенты, находясь в состоянии крайнего возбуждения, на протяжении действия указанного раздражителя говорили громко, быстро, без всякого заикания. Когда действие раздражителя оканчивалось и возбуждение спадало, заикание вновь возвращалось, и речевые затруднения обычно становились еще более выраженными.
Говоря об отрицательном влиянии на речь заикающихся различных психотравмирующих факторов, следует упомянуть и о негативном психологическом воздействии одного больного на другого. Такой вид психотравматизации применительно к лицам, страдающим неврозами, С. С. Либих (1974) назвал эгротогенией. Среди взрослых заикающихся нам неоднократно приходилось наблюдать последствия эгротогении. Больные, акцентуированные по психастеническому типу, с недоверием относящиеся к проводимому лечению, наиболее подвержены подобного рода психотравматизации и, в свою очередь, могут оказывать отрицательное расхолаживающее влияние на других заикающихся, с которыми лечатся в одной группе. Этот фактор необходимо учитывать при организации лечебной работы с данным контингентом больных.
Спортивные занятия. Широко известно, что спортивные занятия укрепляют организм и эмоционально-волевую сферу, вырабатывают стойкость и мужество, дисциплинированность, умение преодолевать трудности и добиваться намеченной цели. Но нам на протяжении многих лет приходилось наблюдать и отрицательное влияние некоторых видов спорта на состояние нервной системы и речи больных, страдающих заиканием. К ним в первую очередь следует отнести бокс, борьбу, футбол, хоккей, тяжелую атлетику, т. е. такие виды спорта и спортивные игры, которые связаны с высокими эмоциональными и физическими нагрузками, резкими движениями, учащенным ритмом дыхания.
В процессе курса лечения мы не рекомендуем нашим пациентам также принимать участие в различных соревнованиях, эстафетах, кроссах, так как чувство спортивного азарта, возбуждающее больного, физическое и эмоциональное напряжение, высокий темп, обусловленные необходимостью показать нужное время, как правило, ухудшают речь заикающихся.
Спортивные занятия, не требующие реализации высоких мышечных нагрузок в определенное время и связанные с небыстрым темпом и плавностью движений, четким ритмом дыхания (велосипед, медленный бег, плавание, катание на коньках под музыку и т. д.), не только укрепляют организм и нервную систему наших пациентов, но и непосредственно способствует автоматизации нужных двигательных стереотипов, улучшают дыхание больного, оказывая положительное влияние на речь заикающихся.
Употребление алкогольных напитков и табакокурение. В этом разделе мы остановимся на влиянии алкоголя на речь заикающихся, не злоупотребляющих спиртными напитками, а выпивающих «как все» или для снятия эмоционального напряжения. Что же касается курения табака, то здесь мы сосредоточим внимание на больных — заядлых курильщиках.
В литературе по наркологии указывается, что при легкой степени опьянения после приема алкоголя развивается эйфория, появляются возбуждение и ощущение эмоционального подъема. Многие в этом состоянии перестают испытывать чувство тревоги, страха, боязни общения с окружающими людьми в определенных ситуациях, т. е. алкоголь в небольших дозах на нервную систему человека оказывает, как правило, транквилизирующее действие.
Беседуя со взрослыми и подростками, страдающими логоневрозом, мы неоднократно слышали, что некото-)ые из них «для храбрости» (для снятия напряжения, чувства неловкости, неуверенности в себе) выпивают небольшое количество алкоголя, после чего чувствуют себя в общении с посторонними людьми более свободно. Настроение у них улучшается, они становятся общительными, у большинства заикающихся значительно улучшается и речь. Эти пациенты из молчунов вдруг превращаются в веселых, словоохотливых, компанейских людей.
Но когда проходит это состояние, фон настроения резко снижается, речь становится еще более затрудненной. У ряда больных, особенно у тех, у кого заикание протекает на фоне рассеянной органической микросимптоматики, вегетососудистых нарушений, астено-невротического синдрома, даже небольшие дозы спиртного вызывают состояние разбитости, слабости, головные боли, усиливается раздражительность, а ухудшившаяся речь остается значительно затрудненной в течение продолжительного времени.
Известны случаи, когда у больных снижается фон настроения и резко ухудшается речь уже через несколько минут после употребления спиртных напитков. Это происходит с той категорией больных, у которых в состоянии даже легкого алкогольного опьянения в связи с ослаблением активного тормозного процесса в определенной мере утрачивается способность к самоконтролю и как бы обнажаются скрытые, подавляемые в трезвом виде, такие черты характера, как обидчивость, подозрительность, конфликтность и пр. Захмелев, они перестают адекватно реагировать на происходящие события, начинают мелочно придираться к окружающим, нередко провоцируют ссоры, объясняя случившееся вымышленными насмешками над их речью.
Вследствие указанного действия алкоголя, а также в результате разъяснительных бесед подавляющее большинство наших пациентов избегают употребления алкогольных напитков. Но в нашей практике встречались единичные случаи злоупотребления спиртным заикающимися подростками, у которых нарушение речи протекало на фоне психопатических черт характера. В подобных случаях заикание становилось удобным предлогом для алкоголизации, а систематические выпивки приводили таких больных к хроническому алкоголизму.
О вреде курения табака написано много: о вредном воздействии никотина на организм человека в целом и, в частности, на его нервную систему и дыхательные органы. Нередко, как отмечает Л. Н. Лежепекова (1980), курить начинают уже в 12— 13 лет, активно подражая взрослым. Обычно для подростка начало курения связано с желанием казаться самостоятельным, независимым человеком.
Как показывают наши наблюдения, для многих заикающихся курение — это не только своеобразная форма самоутверждения, поза, свойственная всем начинающим курить, но и еще в ряде случаев определенная двигательная уловка, к которой на первых порах совершенно сознательно, а потом уже в силу привычки, прибегают больные в некоторых трудных для них речевых ситуациях. В условиях, позволяющих закурить, заикающийся, чувствуя невозможность сказать то или иное слово, прерывает речь как бы для того, чтобы взять в рот сигарету. Тем самым маркирует свое смущение, меняет режим функционирования артикуляционного аппарата и иногда добивается реального улучшения речи. Зафиксировав на этом внимание, он все чаще и чаще начинает прибегать к сигарете как к спасительной уловке. С другой стороны,— постепенно вырабатывается привычка к введению в организм определенных доз никотина, которые оказывают кажущееся кратковременное успокаивающее действие, и тем сильнее у заикающегося эта привычка, чем больше она связана с условиями речевого общения.
Но мнимое облегчение, обусловленное употреблением табака, очень скоро, особенно у заикающихся подростков и молодых людей, оборачивается ухудшением состояния и без того ослабленной у многих из них нервной системы. В результате интенсивного и систематического курения могут появиться головные боли, ослабление процесса внимания и памяти, усилиться раздражительность и другие явления астенизации, что неизбежно влечет за собой значительное ухудшение речи.
Нередко возникающая у курильщика тахикардия приводит к учащению и ритма дыхания, что, в свою очередь, укорачивает у больного речевой выдох и тем самым способствует развитию и закреплению дыхательной формы заикания. Этому же способствуют и заболевания дыхательных органов — пневмонии, бронхиты, трахеиты и другие болезни, часто возникающие у курильщиков. Поэтому в курсе комплексного устранения заикания, проводя с больными психотерапевтические беседы, мы особое внимание уделяем проблеме преодоления вредных для здоровья пациентов привычек, мешающих достижению положительных результатов лечения.
malish.info
Обсуждения
Алкогольная тема)))
24 сообщения
Заметь: Раньше говорил нормально без заикания, а потом постепенно. и. щас наоборот. заикание есть даже и в состоянии алкогольного спьянения. Задумывался об этом?
Или вообще задумывался о том что речь норм в пьяном состоянии. Так можно ясно понять, что дикцию и артикуляцию нет смысла тренировать)) Это механические аспекты тем более, в заикании мало какой роли играют.
Я внимательно читаю)
>>>1. методики, в основе которых устранение страхов (психилогические упражнения)
2. методики, в основе которых логопедические упражнения (ритмизованная речь, тренировка речевых мышц) >>1. методики, в основе которых устранение страхов (психилогические упражнения)
2. методики, в основе которых логопедические упражнения (ритмизованная речь, тренировка речевых мышц) >>Ты не просил объяснить))). ты писал «задумывались. «
Сообщение № 4 посмотри)
А чем тебе Алкоголь не метод от заикания? 😀
Ты пишешь — Когда заикатор пьяный то говорит норм) Как ты обьяснишь этот фактор, Тарас?
Я написал, что факт не верен))). не у всех речь нормальная при алкоголе.
Хочешь знать ответ — задавай правильный вопрос.
Почему «некоторые» заики при алкоголе не заикаются. не знаю. У меня так раньше было (как я писал уже). Может алкоголь уже не действует), или поменялось что-то в коре головного мозга). Я думаю второе). (если по мне) Мысли возникшие в тот период могли привемти к этом результату.
Это не простой вопрос. но дело в голове, в серой жидкости))).
m.vk.com
Что делать, если появилось заикание
Обычная речь течет плавно, но иногда она, вопреки желанию хозяина, начинает буксовать, словно натыкаясь на невидимую преграду –возникает заикание. Как поступить, если ребенок стал повторять слоги, тянуть их или неправильно дышать во время речи,рассказывает логопед высшей категории Яна Полей (г. Москва).
– Для того, чтобы речь нормально развивалась, нужна здоровая нервная система и вообще – здоровый организм. Часто логоневроз, т. е. заикание, развивается на фоне того, что дети живут в стрессе: неспокойная атмосфера дома или в детском учреждении, нестабильный режим дня – просыпаются, ложатся спать, принимают пищу в разное время. Или много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры – например, мне доводилось видеть ребенка, у которого в три года заикание развилось на фоне тесного общения с игровыми приставками.
В группе риска также дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие. Особенно сказываются дыхательные проблемы – заикание часто встречается у астматиков на фоне слабого дыхания и неправильного речевого выдоха.
Но самое главное заиканию подвержены дети с замедленным развитием речи, которые плохо говорят или, наоборот, те, чье речевое развитие протекает бурно, быстро, и ребенок сильно опережает сверстников в речевом развитии.
Ребенок с плохо развитой речью может начать запинаться сначала на тех звуках, которые произносит неправильно. Затем он пытается построить фразу, начинает подбирать подходящее слово, а словарного запаса не хватает – и это тоже чревато заиканием.
У детей с ранним речевым развитием немного по-другому. У них речевой центр созревает с опережением, а моторная система, в том числе артикуляционный аппарат –в соответствии с возрастом. Если родители не учитывают этого, на радостях перегружая ребенка – «расскажи стишок тете»,«смотрите, как мы много говорим» – то он может через некоторое время начать задыхаться, когда говорит, повторять звуки или тянуть их, пусть даже при этом способен говорить длинными развернутыми фразами.
В любом случае, если у ребенка нервная система незрелая, то стресс, положительный или отрицательный, может спровоцировать заикание.
– Что делать, если кажется, что ребенок заикается? Может быть, это само пройдет?
– Если вам кажется, что заикание появилось, даже если вы до конца не уверены – немедленно обращайтесь к специалистам, ждать до пяти лет ни в коем случае нельзя. Если начать лечение в первые два месяца возникновения заикания – можно его быстро купировать. Если прошло больше двух месяцев от возникновения, оно переходит в стабильную стадию – лечить придется гораздо дольше.
Если есть такое подозрение, лучше перестраховаться, тем более, что иногда родственники не могут диагностировать логоневроз. Он может маскироваться, например, под покашливание.
Иногда взрослым кажется, что волноваться нет причин: «Ребенок только некоторые слоги повторяет, когда волнуется, а так говорит ровно». Повторяет слоги, когда волнуется – что это,по-вашему? Не похоже на заикание? Кроме того, иногда ребенок не заикается, но говорит на вдохе, а это тоже неправильно. Чтобы не вышло неприятных недоразумений, нужно просто регулярно посещать логопеда – планово в два, три и пять лет и всякий раз, когда что-то настораживает.
– Как лечат заикание?
– Коррекцией заикания занимается не только логопед, тут требуется комплексный подход. Если ребенок заикается, с ним работают логопед, психолог, невролог, массажист. Психолог, кстати, важен потому, что заикание – это внешне заметное проявление каких-то глубинных проблем. Желательно также, чтобы ребенок посещал лечебную физкультуру (ЛФК), а еще для детей с логопедическими проблемами проводят занятия логоритмикой – сочетание логопедических упражнений и физкультуры.
Иногда ребенку для укрепления нервной системы назначают сеансы рефлексотерапии и физиотерапии. Хорошо, если при этом еще и педагог, у которого обучается ребенок, тоже понимает, как правильно с ним общаться. Одним словом, помощь должна идти со всех сторон.
Коррекцией заикания занимаются в специальных логопедических детских садах, в психоневрологических санаториях. Наконец, мы можем направить малыша на консультацию в детскую психиатрическую больницу № 6 или в Центр патологии речи и нейрореабилитации.
– Чем помогает при заикании логопед?
– Он учит ребенка правильному и сильному речевому дыханию, учит плавно строить фразы. Если у ребенка бедный словарный запас, помогает его развить, если слишком богатый –учит правильно его распределять, контролировать себя.
– Что нужно учесть при коррекции заикания?
– При заикании очень важно научить ребенка говорить и жить ритмично. Речь – это комплекс звуков, слогов, слов, организованных во времени в определенном ритме. А заикание – это как раз нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. У детей с заиканием часто не сформировано к определенному возрасту чувство ритма, артикуляционный аппарат несовершенен и, как правило, есть проблемы с здоровьем, в частности с дыханием, с нервной системой.
Вообще, заикание –очень коварная вещь. На обложке одной брошюры о лечении заикания я видела такую картинку: лежит поверженный дракон, над ним стоит мама, прижимающая к себе сынишку и наступающая этому дракону на голову ногой – очень точный образ. Заикание действительно может иногда поднимать голову спустя какое-то время, как злобный дракон. Знаю случай, когда к женщине, которая избавилась от заикания в детстве, оно внезапно вернулось во время беременности – спустя 20 лет. После родов она еще немного заикалась и перестала, по ее словам, только после того, как вспомнила дыхательные и речевые упражнения, которым ее обучали логопеды в детстве.
– Что могут сделать родители для того, чтобы ребенок перестал заикаться?
– Во-первых, существуют логопедические упражнения, которые можно выполнять дома с детьми. После выполнения таких упражнений вместе с ребенком у одного папы даже собственная речь улучшилась (улыбается).
Родители многое могут сделать сами. Особенно, если консультируются со специалистами. Хотя я знаю случай, когда мама справилась с заиканием у дочери сама, не прибегая к помощи специалистов, точнее, она почему-то не смогла тогда найти такой помощи. Девочку я видела уже старшеклассницей, и она говорила ровно, чисто. Но в детстве, по описанию матери, ребенок очень сильно заикался: девочка повторяла слоги, потом стала тянуть гласные звуки, а затем –молчать в ответ на обращенные к ней слова: начался отказ от речи. Тогда мама стала действовать интуитивно – и, самое удивительное, сделала то, что ей бы порекомендовал в таком случае специалист. Но мама читала специальную литературу.
Они уехали из города на лето, папа снял им жилье в деревне. Ребенок был изолирован от возбуждающих факторов – ни радио, ни телевизор с собой специально не взяли. Мать читала девочке знакомые книги, хотя та была в состоянии делать это самостоятельно, слушали вместе музыку и пластинки со сказками – этим ограничивалось внешнее воздействие. Целыми днями гуляли по лесу. Место такое удаленное, что даже за молоком и хлебом нужно было идти далеко, вокруг мало людей, лес, вода. Заваривала ей успокоительные травы, закаляла обливанием, делала массаж. Также с дочерью они пели – у девочки развивалось правильное дыхание , вырабатывались навыки плавной речи.
В общем, эта мать одна делала все то, чем занимаются множество специалистов в санатории. Потом, когда заикание уменьшилось, маме в руки попалась логопедическая книжка – она поняла, что на правильном пути, стали выполнять что-то по книге.
В результате к школе ребенок уже не заикался. Санаторий на дому для одного ребенка – получилось очень здорово. Но даже эта женщина сказала мне, что лучше бы ей вовремя встретился специалист.
Увы, гораздо чаще встречаются другие истории – когда родители ничего не делают, надеясь, что«пройдет само» или обращаются к каким-то бабкам, а к специалистам приходят, когда уже заболевание прочно укоренилось.
Поэтому советую вовремя обращаться к логопедам.
Беседовала Алина Гелеранская
(Опубликовано в газете «Страна здоровья», № 3(12), август 2011 г.)
www.alkogolyu.net
Форум о заикании
Stuttering — Независимый сайт о заикании
Мой опыт заикания и полного избавления от него
Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
Модераторы: Inkognito, Skif
- Перейти на страницу:
Решил добавить пару статей:
О том, что так называемое «умеренное» применение спиртосодержащих жидкостей вызывает «веселье» (а по сути — дурь) и общую анестезию организма, люди знали тысячелетия и повсеместно использовали эти свойства алкоголя в практических (более или менее злых и недобрых) и медицинских целях. Помимо этого более трехсот лет медицине известно, что алкоголь вызывает сворачивание крови не только в пробирке, но и при его попадании в кровеносные сосуды.
Сегодня медицина заявляет, что алкоголь является наркотиком, галюциногеном и сильнейшим ядом.
Об этом каждому из нас известно со школьной скамьи и в общих чертах все казалось бы понятно. Но это — лишь одна сторона вопроса…
Помимо того, что алкоголь является ядом и наркотиком, существует ещё одно его свойство перед которым прочие меркнут. Убеждать человека не пить, говоря только, что алкоголь яд и наркотик всё равно, что интересоваться у родственников покойника — потел ли тот перед смертью. А ведь именно это замалчиваемое свойство алкоголя вызывает опьянение и необратимые последствия для употребившего спиртное. Восстановление обратимых последствий от применения 100 граммов водки может наступить при благоприятных обстоятельствах в течении 2-3 лет. Самым любопытным здесь является, пожалуй, отсутствие в общественном сознании полного и ясного понимания этого процесса. Если люди узнают правду, они станут сознательными трезвенниками.
Дело в том, что алкоголь — сильнейший растворитель биологических жиров. Спирт, как известно, используют для обезжиривания и очистки поверхности. При поступлении в организм, алкоголь быстро проникает в кровь, где начинает соприкасаться с эритроцитами (красными кровяными клетками), которые переносят кислород от легких к тканям, а углекислый газ — в обратном направлении. В обычном состоянии внешняя поверхность эритроцитов покрыта тонким слоем жировой смазки, которая, при трении о стенки сосудов, электризуется. Каждый из эритроцитов несет на себе однополярный, отрицательный заряд, поэтому эритроциты отталкиваются друг от друга.
Спиртосодержащая жидкость удаляет этот защитный слой и снимает электростатическое напряжение. При этом красные кровяные клетки приобретают новое свойство: меняется их полярность и такие клетки начинают слипаться друг с другом, образуя крупные по размерам шарики — спайки. Это явление было открыто в 1861 г. американским учеными Найсли, Москау и Бенингтоном и в медицине получило название — «эффект виноградных гроздьев». Размер и количество таких гроздьев определяется количеством выпитого.
Кровеносная система мозга и сетчатки глаза являет собой тончайшие капилляры, диаметр микрососудов, питающих клетки коры головного мозга — нейроны, соизмерим с размером эритроцитов. Через такой сосудик способно пройти только одно кровяное тельце. Появившиеся в крови гроздья из эритроцитов образуют в тонких капиллярах тромбы и кровоснабжение отдельных групп нейронов головного мозга, прекращается. Через 5-7 минут после употребления алкоголя происходит массовая гибель нейронов и отмирание отдельных микроучастков головного мозга, теряется способность правильного восприятия событий окружающего мира. Все это воспринимается человеком, как, якобы «безобидное и приятное», состояние опьянения. В этом состоянии часть нейронов головного мозга и информация, которая в них содержалась, необратимо погибают. Восстановление обратимых последствий от применения 100 граммов водки может наступить при благоприятных обстоятельствах в течении 2-3 лет. Информация, хранимая в нейронах, уникальна и часто не воспроизводима. Теряя способность правильно воспринимать события окружающего мира, утрачивая жизненно важную информацию, лишая себя исторической памяти, человек, употребляющий спиртное, обречен на страдания и жалкое существование. И речь здесь не о похмелье, которое есть процесс, связанный с удалением из головного мозга погибших из-за отсутствия кровоснабжения нейронов.
Само это явление физиологически оправдано: мертвая ткань коры головного мозга при температуре 36,6 С будет разлагаться, если ее своевременно не удалить из организма. Организм отторгает погибшие клетки, и это ощущается человеком, как головная боль. Для удаления погибших клеток в мозге создается повышенное давление за счет усиленного притока жидкости и фактически физиологического «промывания» коры головного мозга. Именно с этим связана мучащая, потреблявшего накануне алкоголь, жажда.
Припомните свои впечатления от осмотра своего лица (или внешность Ваших знакомых) наутро, после вчерашних возлияний: опухшее лицо, тяжелые веки, красные глаза и др. Принимающий алкоголь в буквальном смысле слова затем мочится своими собственными мозгами. А то, что информация исчезает, некоторые смогли явно ощутить на себе, однажды просыпаясь после попойки и совершенно не помня как они здесь очутились и что с ними до этого происходило.
Владимир Высоцкий, отравленный в 42-а года табачно-алкогольным ядом так описывал это явление: «Эх, где был я вчера, не найду днем с огнем, только помню, что стенки с обоями…»
Любое, даже однократное потребление алкоголя меняет и ограничивает возможности головного мозга. Потребление алкоголя в небольших количествах опасно тем, что человек и его окружение не фиксируют происходящих с ним изменений на уровне обыденной человеческой психики, но при этом поражаются ее наиболее ценные структуры. На следующей стадии атрофируется человеческая психика и человек уподобляется животному.
В геометрической прогрессии уничтожение нейронов коры головного мозга происходит у людей регулярно «выпивающих по случаю» и пьющих запойно, когда возникает синдром похмелья.
Наш организм не темное царство. Его клетки ведут вполне осмысленную жизнь, образуя сообщества и передавая информацию друг другу на своем «межклеточном языке». И этот феномен в случае запоя и похмелья оборачивается очень большой бедой.
Дело в том, что «больные», уже пораженные алкоголем клетки вступают в диалог со здоровыми и передают — «сбрасывают» им сведения о своем недуге. И те тоже как бы заболевают. Словно в зеркале в них повторяется картина развития недуга — они умирают вслед за клетками-информаторами. Это драматическое явление было обнаружено более четверти века назад советскими учеными во главе с академиком В.П. Казначеевым. Исследователи подтвердили его экспериментально и зарегистрировали в гос.реестре открытий СССР.
Особенно остро вопрос отравления алкогольным ядом стоит в отношении малых северных народов — за последние 80 лет исчезло 62 (шестьдесят два!) малых народа Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. К числу северных народов относится и РУССКИЙ народ, чистая ежегодная убыль которого с начала 90-х годов от употребления только алкоголя составляет более одного миллиона человек.
Поэтому не отворачивайтесь в смущении от человека, уткнувшегося за столом после попойки в тарелку с «народным Оливье», не ускоряйте шаг при виде пьяницы, растянувшегося в грязной луже. — СМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, запоминайте. -Это камикадзе по-неволе, которые умирают ужаленные «зеленым змием», но они же и есть самые полезные члены «пьяного общества», так как наглядно, публично демонстрируют сомнительные прелести этиловой «дури» и вызывают у нормального человека омерзение и неприятие АЛКОГОЛЬНОГО ЯДА.
Табак по физиологии воздействует на организм человека подобен алкоголю, т.к. приводит к тем же нарушениям кровоснабжения головного мозга, хотя и с помощью иных механизмов. С дымом табака через легкие курящего в кровь попадает широчайшая гамма ядовитых веществ. Приводятся в действие защитные силы организма, кровеносные сосуды начинают спазмировать, сжимаясь, препятствуя проникновению ядосодержащей крови в тонкие структуры мозга.
Судьба твоих грядущих дней
Мой сын, в твоей отныне воле
(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
stuttering.su