Апчел цыган стресс и стрессоустойчивость человека

Читать онлайн «Стресс и стрессустойчивость человека» автора Апчел Василий Яковлевич — RuLit — Страница 39

Михайленко А.А., Боченков А.А., Одинак М. М., Федоров А. В. Динамика личностной и реактивной тревожности у летного состава корабельной авиации // Совершенствование форм и методов медицинского контроля за функциональным состоянием и работоспособностью летного состава. — Л.: ВМедА, 1990. — С. 36.

Мясищев В. И. Личность и неврозы. — Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.

Никонов В. П., Козловский И. И., Славнов С. В. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу в районах вооруженных конфликтов (Северо-кавказский регион) // Русский мед. журн. — 1996. — Т. 4, № 11. — С. 704–710.

Новиков B. C., Шанин В. Ю., Александров В. Н., Цыган В. Н. Нейроиммунная реактивность при ранениях в экстремальных условиях // Общая патология и медицинская реабилитация. — СПб., 1994. — С. 17–21.

Новицкий А. А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного состава в процессе военно-профессиональной деятельности // Тр. Воен. — мед. акад. — СПб., 1993. — Т. 235. — С. 81–82.

Одинак М. М., Емельянов А. Ю., Живолупов С. А., Цыган В. Н., Лишенко С. В. Клиническая характеристика жировой эмболии сосудов головного мозга при сочетанной механической травме // Воен. — мед. журн. — 1991. — № 1. — С. 32–33.

Паткина Н. А. Фармакологическая активность системы «награды» как возможный механизм антистрессового воздействия // Психофармакология эмоционального стресса и зоосоциального взаимодействия / Под ред. А. В. Вальдмана. — Л.: Медицина, 1975. — С. 36–40.

Панин Л. Е. Биохимические механизмы стресса. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1983. — 232 с.

Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. — Казань: КГУ, 1984. — 235 с.

Погодаев К. И. К биологическим основам «стресса» и «адаптационного синдрома» // Актуальные проблемы стресса. — Кишинев: Штиинца, 1976. — С. 211–229.

Попов С. Е. Критерии прогнозирования качества работы оператора в режиме экстремальной информационной нагрузки: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Л.: ВМедА, 1983. — 16 с.

Робу А. И. Взаимоотношения эндокринных комплексов при стрессе. — Кишинев: Штиинца, 1982. — 208 с.

Робу А. И. Стресс и гипоталамические гормоны. — Кишинев: Штиинца, 1989. — 210 с.

Сапов И. А., Солодков А. С., Щеголев B. C. Влияние походов кораблей на функциональное состояние и работоспособность моряков // Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела. — Л.: ВМедА, 1986. — С. 111–130.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Пер. с англ. — М.: Медицина, 1960. — 254 с.

Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979. — 123 с.

Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 128 с.

Семагин В. Н., Зухарь А. В., Куликов М. А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция. — М.: Наука, 1988. — 134 с.

Снедков Е. В. Психогенные реакции боевой обстановки: (клинико-диагностическое исследование на материале афганской войны); Автореф. дисс. канд. мед. наук. — СПб., 1992. — 20 с.

Сороко С. И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. — Л.: Наука, 1990. — 205 с.

Суворов Н. Б., Цыган В. Н., Зуева Н. Г. Адаптация центральной нервной системы человека к эколого-профессиональным факторам // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. — 1994. — Т.80, № 6. — С. 80–87.

Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.

Судаков К. В. Олигопептиды в механизмах устойчивости к эмоциональному стрессу//Патол. физиология и эксперим. терапия. — 1989. — Вып. 1. — С. 3–11.

Судаков К. В. Стресс: Постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. — 1992. — Вып. 4. — С. 86–93.

Тополянский В. Д., Струковский М. В. Психосоматические. расстройства. — М.: Медицина, 1986. — 384 с.

Тыкочинская Э. Д. Основы иглорефлексотерапии. — М.: Медицина, 1979. — 344 с.

Уколова М. А., Гаркави Л. Х., Квакмча Е. С. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы: Материалы Всесоюз. симпоз. — Кишинев: Штиинца, 1973. — С. 39–11.

Федоров Б. М. Стресс и система кровообращения. — М.: Медицина, 1991. — 320 с.

Цыган В. Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс. докт. мед. наук. — СПб., 1995. — 40 с.

Цыган В. Н. Опиоидные пептиды при стрессе и травмах в условиях боевой обстановки // Опыт советской медицины в Афганистане. — М., 1992. — С. 57

www.rulit.me

Физиология стресс-реакций

История стресса
Теория стресса (общего адаптационного синдрома) тесно связана с теорией постоянства внутренней среды организма (учение о гомеостазе), лежащей в ее основе. Таким образом, Ганс Селье в своих работах опирался на:

  • работы Клода Бернара (C. Bernar), который существенно расширил представление о единстве организма и среды, а также выдвинул первую концепцию постоянства внутренней среды;
  • работы У. Кеннона (WalterBradfordCannon), который в 1932 году описал гомеостаз как «координированные физиологические процессы, поддерживающие большинство устойчивых состояний организма»;
  • исследования Л. А. Орбели (1935) об адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы;
  • исследования А. Д. Сперанского (1935), определившего роль симпатической нервной системы в изменениях функциональных свойств разных органов и систем, в том числе ЦНС, в соответствии с потребностью в их адаптации к текущим задачам (Дурмишьян М. Г., 1960).
  • Интересны исследования советского ученого Д. Н. Насонова, показавшего в своих работах (1934), что содержимое живой клетки (протоплазма) однотипно реагирует на любые изменения окружающей среды. Такой клеточный ответ был назван Насоновым «паранекрозом». Фактически, Д. Н. Насонов открыл стресс, но не на организменном, а на клеточном уровне.

    Термин «сресс-синдром» был использован Г. Селье в более поздних работах, изначально для описания неспецифических реакций организма применялся только термин «общий адаптационный синдром». Г. Селье так обосновывал данный термин: «Мы назвали этот синдром «общим» потому, что он вызывается лишь теми агентами, которые приводят к общему состоянию стресса и, в свою очередь, вызывают генерализованное, т. е. системное, защитное явление. Мы назвали его «адаптационным» потому, что он способствует приобретению состояния привычки и поддерживает это состояние. Мы назвали его «синдромом» потому, что его отдельные проявления координированы и даже отчасти взаимозависимы».

    Физиология стресс-реакции

    Ведущими в теории стресс-реакции Г. Селье считает три положения:

    1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стресса, а также (в пределах разумного) от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет собой универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту человека (или животного) и на сохранение целостности его организма.
    2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит три определенных стадии. Вместе эти стадии представляют общий адаптационный синдром.
    3. Защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной, может перейти в болезнь, так называемую «болезнь адаптации».

    Стадии стресс-реакции (общего адаптационного синдрома):

    1) реакция тревоги (alarm reaction);

    2) стадия резистентности (stage of resistence);

    3) стадия истощения (stage of exhaustion).

    В первой стадии реакция тревоги развивается через 6 часов и длится 24-48 часов, отмечается уменьшение размеров тимуса, наличие кровоизлияний в слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, лейкоцитопения и анэозинофилия в крови. В эндокринологическом профиле отмечается повышенная секреция АКТГ гипофиза, что приводит к усилению секреции глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников; угнетены секреция минералкортиекоидов, функции щитовидной и половых желез (Михайлова И. А., 1960; Гервазиева И. Д., 1963; Карнович О. А., 1963; Сааков Б. А., Еремина С. А., Гульянц Э. С., 1967; Горизонтов П. Д., Протасова Т. Н., 1968; Горизонтов П. Д., 1969; Еремина С. А., 1973 и др.).

    Вторая стадия развивается спустя двое суток после действия экстремальных факторов. В. Л. Марищук (1984, 1995) вторую стадию стресс-синдрома, характеризующуюся повышением резистентности, разделяет на две фазы: перекрестной резистентности, в которой отмечается рост неспецифической устойчивости, повышение работоспособности и ускорение психических процессов; и фазу перекрестной сенсибилизации.

    Интересна позиция Л.Х. Гаркави с соавт. (1977), разделяющих резистентность на «активную» («истинную», характеризующуюся отсутствием перехода в третью стадию стресса при повторяющихся относительно сильных раздражителях) и «пассивную», развивающуюся благодаря охранительному/запредельному торможению.

    Третья стадия характеризуется срывом адаптационных механизмов с декомпенсацией функционирования органов и систем органов.

    Во время стресса в организме человека или животного происходит каскад различных биохимических реакций, сопровождающих вовлечение кортико-лимбико-гипоталамической системы в ответную реакцию при разных формах стрессовой нагрузки на организм. Здесь важны афферентно-эфферентные связи гипоталамуса, таламуса, миндалевидного комплекса, гиппокампа и различных отделов коры больших полушарий головного мозга.

    По мнению Т. Кокса, в формировании стрессовых состояний наибольшую роль играют следующие нейрогуморальные подсистемы: адреномедуллярная, питуитарно-тиреоидная, питуитарно-адренокортикальная, питуитарно-гонадная, ваго-инсулиновая, соматотропная. По мнению А. И. Робу, «эндокринные комплексы при стрессе вступают в сложные взаимоотношения как «по вертикали», так и «по горизонтали»…Существует целый ряд возможных вариантов ответов гипофиз-адреналовой и тиреоидной эндокринных осей на стрессоры различной природы, интенсивности и длительности действия, зависящих от степени включения медиаторных систем опиоидных рецепторов. Развитие стрессовой реакции и ее исход во многом предопределяются оптимальным взаимодействием либеринов и статинов на гипоталамическом уровне, семейства тропинов − на гипофизарном, гормонов желез-мишеней − на тканево-рецепторном. При этом существенно затрагивается механизм обратной связи в гормональной регуляции»

    В. Я. Апчел и В. Н. Цыган в своем руководстве «Стресс и стрессоустойчивость человека»(1999) приводят в пример схему, разработанную Г. И. Кассилем (1983): «Каждое сильное и сверхсильное воздействие на организм, возбуждая кору и лимбико-ретикулярную систему головного мозга, вызывает освобождение норадреналина из связанной клетками гипоталамуса формы. Действуя на адренореактивные элементы ретикулярной формации, норадреналин активирует симпатические центры головного мозга и тем самым возбуждает симпатоадреналовую систему.

    Мобилизация нервных элементов симпатоадреналовой системы ведет к нарастанию во внутренней среде норадреналина. Накопляясь в крови, адреналин через гематоэнцефалический барьер поступает в адренореактивные элементы заднего гипоталамуса. Поступление адреналина в гипоталамус ведет к активации системы «гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников» через адренэргические элементы ретикулярной формации и стимулирует образование кортикотропин-релизинг фактора, следствием чего являются образование в гипофизе адрепокортикотропного гормона (АКТГ) и выброс кортикостероидов в кровь».

    А. И. Робу (1989), развивая предложенную Г. И. Кассилем схему, отмечает, что при стрессе кортиколиберин инициирует синтез и высвобождение не только АКТГ, но и прогормона – проопиомеланокортина, являющегося предшественником не только АКТГ, но и ряда гипофизарных пептидов, таких как меланотропины и эндорфины. Последние, помимо сугубо специфических функций, возможно, модулируют процесс стероидогенеза, что делает их причастными не только к инициации и формированию клинической картины стресса, но, вероятно, к длительности ее отдельных фаз.

    Считается, что кора надпочечников, являясь «изолированным» органом, подвержена влиянию только гормонов передней доли гипофиза. Однако исследования М. Г. Дурмишьяна (1960) показывают, что через несколько недель после полного удаления гипофиза кора надпочечников развивает отчетливый ответ на действие сильных раздражителей. Это наводит на мысль о возможном ином пути стимулирования коры надпочечников во время стресса. По мнению М. Г. Дурмишьяна (1960), стрессорные раздражители стимулируют деятельность мозгового слоя надпочечников рефлекторным путем, следствием чего является увеличение в крови циркулирующего адреналина.

    Адреналин обеспечивает мощное и длительное возбуждение ретикулярной формации (P. Dell, 1958). В свою очередь, ретикулярная формация через гипоталамус усиливает выработку гормонов передней доли гипофиза (E. Anderson, R. W. Bates, E. Hawthorn, W. Haymaker, K. Knowllon, 1957).

    Существует мнение, что неспецифическими свойствами обладает не только ретикулярная формация (РФ), но и ряд других образований, однако по концентрации таких неспецифических образований они значительно уступают РФ.

    Таким образом, стресс, вовлекая в процесс надпочечники, запускает каскад реакций с вовлечением ретикулярной формации, гипоталамуса и гипофиза, обеспечивающих постоянство внутренней среды, что в данном случае ведет к повышению стрессоустойчивости.

    Ф. З. Меерсон (1981) рассматривает защитные механизмы адаптации к стрессовым ситуациям в виде комплекса нейрогормональных и клеточных регуляторных изменений. Первые включают ГАМК-ергическую тормозную систему мозга, систему простагландинов и арахидоновой кислоты, а также систему антиоксидантов (токоферолы, стероиды, серосодержащие аминокислоты, аскорбиновую кислоту и ряд других витаминов). Вторые − активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков, ведущих, в первую очередь, к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, ответственных за адаптацию. Не исключается участие в этих процессах и нейропептидов, в частности опиоидов, субстанции Р, дельта-пептида сна и др. (Юматов Е. А., 1983).

    Ф. З. Меерсон и М. Т. Пшепникова (1988) отмечают три главных изменения, развивающихся при адаптации к стрессу:

  • адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс-реализующих систем;
  • снижение степени включения таких систем, т.е. уменьшение стресс-реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;
  • снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса − их своеобразная десенситизация.

proapplikator.ru

Проблема стрессоустойчивости является актуальной. Особое значение она имеет для лиц стрессогенных профессий [2]. Оценка уровня стрессоустойчивости различными методами психологического тестирования субъективна и осуществляется по огромному количеству параметров [1]. Это же касается и объективных методов определения стрессоустойчивости, например, вариабельности сердечного ритма [3, 4]. В результате методы определения уровня стрессоустойчивости обладают громоздкостью, «размытостью» анализа. Кроме того, идеология этих методов базируется на оценке только одной вегетативной функции. В то же время любая стрессорная реакция развивается с включением ряда реакций вегетативного обеспечения, в том числе компонентов дыхательной и сердечно-сосудистой функций. Поэтому целесообразно одновременно оценивать две ведущие вегетативные функции организма: дыхательную и сердечную в их взаимодействии.

В этом плане для оценки стрессоустойчивости целесообразно использовать пробу сердечно-дыхательного синхронизма, предложенную В.М. Покровским с соавторами [7]. Данная проба является способом интегративной оценки функционального состояния нервной системы и организма в целом, поскольку включает в себя восприятие светового сигнала, его переработку, формирование произвольной реакции воспроизведения дыхания с определенной частотой, а также сложный комплекс межцентрального взаимодействия дыхательного и сердечного центров [5].

Целью работы явилась объективная интегральная оценка уровня стрессоустойчивости человека по параметрам сердечно-дыхательного синхронизма.

Материал и методы исследования

У 58 студентов, 35 начинающих парашютистов и 30 начинающих спасателей на приборе «ВНС-Микро» посредством системы для определения сердечно-дыхательного синхронизма у человека [8] автоматически осуществляли регистрацию дыхания и электрокардиограммы, проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма. Наблюдения выполняли в исходном состоянии и при действии стрессорного фактора: у студентов — перед экзаменом, у парашютистов — перед прыжком с парашютом, у спасателей — перед отправкой в зоны чрезвычайных ситуаций. По динамике параметров сердечно-дыхательного синхронизма: диапазону синхронизации, длительности развития сердечно-дыхательного синхронизма на минимальной границе диапазона, определяли уровень стрессоустойчивости. Рассчитывали индекс регуляторно-адаптивного статуса (ИРАС) по формуле: ИРАС = ДС/ДлРмин.гр.∙100, а по нему определяли регуляторно-адаптивные возможности организма [6]. Полученные данные и расчетные величины обрабатывали статистическими методами прямых и непрямых разностей.

Результаты исследования и их обсуждение

У всех испытуемых при проведении пробы имел место сердечно-дыхательный синхронизм как в исходном состоянии, так и при действии стрессорного фактора.

При сравнении параметров сердечно-дыхательного синхронизма, зарегистрированных до и при действии стрессорного фактора, студенты и начинающие парашютисты были разбиты на три группы, а начинающие спасатели — на две (таблица).

Параметры сердечно-дыхательного синхронизма до и при действии
стрессорного фактора в зависимости от уровня стрессоустойчивости
у студентов, парашютистов и спасателей (M ± m)

www.fundamental-research.ru

Апчел цыган стресс и стрессоустойчивость человека

С 1 июня по 10 сентября пройдет Всероссийский конкурс молодежных проектов «Россия ― страна возможностей». Студенты РГПУ им. А.И. Герцена могут получить консультацию по вопросам подготовки заявок в управлении развитием воспитательной деятельности университета.

25 июня, в день матча между сборными России и Уругвая в рамках Чемпионата мира по футболу, в столовой 1 корпуса Герценовского университета будет открыта фан-зона.

Телеканал «Санкт-Петербург»: На языке чемпионата: словарь футбольных терминов. В гостях у программы «Хорошее утро» ректор РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов и профессор кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы института физической культуры и спорта РГПУ им. А.И. Герцена В.С. Кунарев.

«Известия.78», «Санкт-Петербургский дневник», Радио «Зенит»: Петербургские лингвисты создали толковый словарь футбола. Часть статей словаря, выпущенного издательством РГПУ им. А.И. Герцена, опубликовали в Сети.

«Ревизор»: Выставка художницы Анны Дворниковой «Иллюстрируя Андрея Белого». Экспозиция выпускницы РГПУ им. А.И. Герцена откроется в Мемориальной квартире Андрея Белого.

Телеканал «Санкт-Петербург», «Петербургский дневник», «Экономика сегодня», «Невские новости», «Политическая экспертиза», «Новости центрального района Санкт-Петербурга», «Инфореактор», «Комсомольская правда», «Собака.ру», «Санкт-Петербург.ру», «Мойка78»: Памятник блокадному учителю установят на Мойке. Скульптурная композиция появится на территории РГПУ им. А.И. Герцена.

«Санкт-Петербургский дневник», телеканал «Санкт-Петербург»: Давайте говорить по-футбольному: петербургские филологи создали словарь для тех, кто не понимает происходящего на матчах. Презентация словаря «Футбол» пройдет в РГПУ им. А.И. Герцена.

«Гатчинская правда»: На «Особом форуме» в Сиверском обсудили «особых» детей. Доцент кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена С.В. Кудрина открыла форум своим выступлением.

«Вечерний Санкт-Петербург»: Шелестят паруса кораблей. В РГПУ им. А.И. Герцена прошел XVII конкурс по стендовому судомоделизму на кубок университетов.

В июне 2018 года отмечают юбилейные даты наши сотрудники:

  • 01.06. Виноградов Павел Николаевич — доцент кафедры психологии развития и образования института психологии – 65-летие
  • 02.06. Налетова Ирина Никитична — профессор кафедры музыкального воспитания и образования институт музыки, театра и хореографии
  • 02.06. Петров Глеб Федорович — старший вахтер отдела охраны управления охраны и пожарной безопасности – 80-летие
  • 08.06. Каландаришвили Зураб Нодарович — доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования юридического факультет — 50-летие
  • 09.06. Пискунова Елена Витальевна — заведующий кафедрой дидактики института педагогики
  • 09.06. Николаева Елена Ивановна — профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи института детства
  • 13.06. Гаджиева Рапият Байсонгуровна — библиотекарь Дагестанского филиала
  • 13.06. Шарнина Ариадна Борисовна — доцент кафедры всеобщей истории факультета истории и социальных наук
  • 14.06. Ларченко Любовь Васильевна — профессор кафедры отраслевой экономики и финансов института экономики и управления
  • 15.06. Большакова Елена Васильевна — вахтер Выборгского филиала
  • 15.06. Давыдов Александр Юрьевич — профессор кафедры русской истории факультета истории и социальных наук – 60-летие
  • 16.06. Ряскина Галина Алексеевна — лаборант кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации
  • 16.06. Кабанова Лариса Андреевна — вахтер отдела охраны управления охраны и пожарной безопасности
  • 18.06. Морозова Татьяна Владимировна — старший преподаватель кафедры английского языка и лингвострановедения института иностранных языков
  • 18.06. Еникеева Асия Фаизовна — лаборант кафедры современных европейских языков института иностранных языков
  • 20.06. Ляпина Лариса Евгеньевна — профессор кафедры русской литературы филологического факультета
  • 21.06. Подольская Ирина Петровна — профессор кафедры музыкально-инструментальной подготовки института музыки, театра и хореографии
  • 22.06. Афанасьева Алла Борисовна — доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка института детства
  • 23.06. Благовещенская Тамара Афанасьевна — врач-специалист санатория-профилактория медико-оздоровительный центра
  • 24.06. Дубинина Любовь Алексеевна — старший методист Волховского филиала
  • 25.06. Иванов Олег Владимирович — доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию факультета истории и социальных наук – 50-летие
  • 27.06. Антифеева Елизавета Львовна — доцент кафедры производственных и дизайнерских технологий института компьютерных наук и технологического образования
  • 27.06. Апрелева Анна Ивановна — старший преподаватель кафедры второго иностранного языка института иностранных языков
  • 27.06. Иванова Ольга Михайловна — диспетчер института экономики и управления
  • 27.06. Коршунова Наталия Ивановна — заведующий хозяйством отдела хозяйственного обслуживания управления социально-бытового обеспечения и обслуживания
  • 28.06. Ильина Людмила Николаевна — инженер кафедра органической химии факультета химии
  • 28.06. Парфенюк Ольга Валентиновна — комендант хозяйственного отдела Волховского филиала
  • 30.06. Товмач Наталья Львовна — ведущий редактор издательства
  • Желаем нашим юбилярам всего самого лучшего: здоровья, успехов, счастья, мира в семье, благополучия.

    www.herzen.spb.ru

    Исследование стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких

    Сирота Н. А., Ярославская М. А. (Москва)

    Сирота Наталья Александровна

    – член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

    – доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

    Ярославская Мария Александровна

    – кандидат психологических наук, клинический психолог «Психиатрической клинической больницы № 12» Департамента здравоохранения города Москвы.

    Аннотация. Настоящее исследование посвящено изучению стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких. Определены роль и значение использования тех или иных форм совладающего поведения у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких в процессе адаптации и дезадаптации к болезни. Это позволяет расширить современные научные представления о роли психических факторов в возник-новении, протекании и лечении хронических соматических заболеваний.

    Ключевые слова: способы адаптации, совладающее поведение, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких.

    Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

    Изучение особенностей адаптации субъекта в стрессовых ситуациях широко распространено в зарубежной и в отечественной психологии, медицине. Понятие «адаптации» является общенаучным. Оно используется в гуманитарных, философских и естественных науках. Междисциплинарный характер представленного феномена обуславливает существование различных по содержанию определений понятия «адаптация» в зависимости от того, какие ее аспекты рассматриваются – биологические, личностные или социальные. Единого определения понятия адаптации не существует. Адаптация – динамический аспект функционирования субъекта в изменяющихся условиях [1]. Mechan D. определяет процесс адаптации как способ активной защиты от неблагоприятных воздействий путем изменения поведения (преодоление – coping) и защиты (nerence) [6]. Адаптация определяется степенью психологического, социального и физиологического совладания пациента с хроническими заболеваниями [12]. Это явление следует изучать на разных уровнях обобщенности [3; 5].

    Одно из главных назначений адаптации – приспособление к стрессовым ситуациям. Lazarus R. S. различает физиологический и психологический виды стресса [4]. Психический (эмоциональный) стресс – это оценка предстоящей ситуации как сложной, угрожающей на основе индивидуальных знаний и опыта; физиологический – связан с реальным раздражителем [2]. Требование среды, оценивающиеся субъектом как угрожающее, которое нарушает его адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации, вызывает стресс [4]. События, воспринятые как стрессовые, обычно включают элементы воздействия и нежелательности. Кроме того, события, воспринимающиеся неопределенными, как правило, расцениваются достаточно стрессовыми [13; 19].

    Стресс-адаптационные модели обеспечивают основу для изучения мероприятий по содействию адаптации к хроническим заболеваниям и считается, что адаптация может рассматриваться как активный процесс, в рамках которого индивид приспосабливается к окружающей среде и проблеме хронической болезни [18]. Одним из ведущих качеств личности считается использование механизмов преодоления стрессовых ситуаций.

    Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, стрессовых ситуаций в зарубежной и отечественной психологии приводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»-механизмов или «coping behavior». Под совладающим поведением понимают особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [7]. Выбор адекватной стратегии преодоления во многом зависит от способности субъекта к когнитивной оценке ситуации. Результатом когнитивного оценивания является восприятие субъектом ситуации как решаемой, подконтрольной или не разрешаемой, неконтролируемой. Использование разнообразных форм совладающего поведения субъектом обеспечивают копинг-ресурсы личности, к которым относят: сенсорные и когнитивные ресурсы, личностные структуры, коммуникативную и психоэмоциональную составляющие [9]. Становление и выбор копинг-стратегий сопряжены с возрастными этапами развития субъекта [10]. После формирования индивидуальный стиль совладания субъекта достаточно устойчив [20]. При этом следует подчеркнуть возможность обучения совладающему поведению, за счет овладения определенной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята субъектом [8]. Эффективность совладающего поведения зависит от характеристик, ценностей и целей личности, типа и фазы стрессовых событий, а также конкретных результатов, отобранных для оценки [11; 16]. В ходе многочисленных исследований установлено, что дети и подростки с хроническими заболеваниями, используют широкий спектр совладающих стратегий [15], точно так же как взрослые, дети используют разнообразные виды копинга при столкновении с «ситуацией болезни» [10]. Здоровье и его восстановление в ситуации заболевания определяются степенью совладания с болезнью, занятием активной позиции по отношению к нему [9]. Определяющим фактором активности является потенциал копинг-ресурсов личности. Преодоление играет ближайшую роль между адаптацией и стрессовыми событиями, которые могут приводить к депрессивным и тревожным расстройствам [17]. Таким образом, совладание со стрессом является процессом, который может способствовать или препятствовать адаптации. Модели стресса и совладание с заболеванием, обеспечивают полезную основу, с помощью которой можно понять, каким образом угроза для здоровья, решение проблем и поведение, связаны между собой [14].

    Целью исследования явилось изучение стратегий совладающего со стрессом болезни поведения как психологических способов адаптации у больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

    Материалы и методы.

    В исследовании приняли участие 180 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Основная группа включала в себя 120 пациентов, страдающих хроническими неспецифическими заболеваниями легких. Большинство больных находилось на стационарном лечении в отделениях Городской клинической больницы № 70 г. Москвы.

    Выборка из 120 пациентов была разбита на 2 группы. В первую группу вошли 60 больных, имеющих диагноз бронхиальная астма (БА) (шифр по МКБ-10 J45.0 – J45.9), средний возраст составил – 47,2 ± 10,2.

    Вторую группу составили 60 человек, имеющих диагноз – хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) (шифр по МКБ-10 J44.1), средний возраст – 52,7±6,1.

    Группу сравнения составили 60 условно здоровых лиц, не имеющих заболеваний дыхательных путей, средний возраст составил – 42,8±8,7.

    Для изучения частоты использования и оценки степени эффективности копинг-стратегий применялись копинг-опросник Ways of Coping Questionnaire (WCQ) R. S. Lazarus, S. Folkman, адаптированный в лаборатории психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана, методика «Проактивное совладающее поведение» (L. G. Aspinwall, R. Schwarzer, S. Taubert, 1999, адаптация Е. С. Старченковой в модификации В. М. Ялтонского, 2009).

    При статистической обработке результатов рассчитывались среднеарифметические значения, стандартные отклонения, достоверность различий между группами. Последний показатель рассчитывался по U-критерию Манна-Уитни. При обработке результатов использовалась компьютерная статистическая программа «Statistica 6.0». Использовали также программу MICROSOFT EXCEL 2003. Расчет производился с достоверностью p ≤ 0,05.

    Результаты исследования и их обсуждение.

    В ходе проведенного исследования установлено, что больные БА для совладания со стрессовыми и проблемными ситуациями, в частности, к заболеванию, достоверно в большей степени (P

    medpsy.ru

    Это интересно:

    • Ян голанд анорексия Психотерапевт Ян Голанд: «Самая распространенная психическая болезнь – панические атаки» Корреспондент АиФ-НН провела один день с известным психотерапевтом, психиатром, сексопатологом и знатоком человеческих душ, Яном. Нижний Новгород, 25 октября - АиФ-НН. Уже более 50 лет Ян Генрихович помогает людям вернуться к […]
    • Исследование неврозов Клинико-эпидемиологические исследования неврозов и неврозоподобных расстройств. Статья для специалистов. Автор: психотерапевт Р. В. Бараненко На протяжении более чем полувека в мировой психотерапевтической практике ведётся спор относительно общей динамики роста заболеваемости в неврозологии суть, которой сводится к […]
    • Клиника неврозов комиссия Клиника неврозов комиссия ГЕНЕТИКА, МЕДИЦИНА, ЭКОЛОГИЯ… ОБРАЗ ЖИЗНИ! Как вы думаете: что играет самую важную роль в состоянии нашего здоровья? В 1994 году межведомственная комиссия Совета безопасности России по охране здоровья населения, основываясь на международных научно-медицинских данных, составила рейтинг […]
    • Гипноз анорексия Гипноз в лечении анорексии Хотя гипноз в лечении различных заболеваний и психологических задач с успехом используется давно, только в конце 1970-х годов появился интерес к гипнотерапии пищевых нарушений. Гипноз может разнообразить терапевтические процедуры. Можно использовать гипноз в качестве дополнения к известной […]
    • Воздействие стресса на работу Воздействие стресса на здоровье человека (курсовая работа) Введение 3Глава I Понятие о стрессе 51.1. Стресс как фактор влияния 51.2. Связь критических жизненных событий с причинами расстройств 91.3. Повседневные и хронические перегрузки и их воздействие 111.4. Концепции совладения со стрессом 141.5. Рекомендации в […]
    • Гипноз от заикания отзывы Гипноз от заикания отзывы ПавловИван Петрович «Гипноз – это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приёму информации, её переработки и реализации в деятельности». Лечение гипнозом Гомономные телесные сенсации (греч. homos — одинаковый, noma — зона) — ощущения, сходные с […]
    • Окислительный стресс и апоптоз Окислительный стресс и апоптоз: общие сведения Апоптоз представляет собой актуальнейшую проблему современной биологии. Несомненно, что активные метаболиты кислорода ( АКМ ) и окислительные реакции с их участием в той или иной степени участвуют в этом процессе. Предполагается, что в результате апоптоза […]
    • Ганс селье концепция стресса Ганс селье концепция стресса 1.1. Концепция стресса Г. Селье Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса Согласно демографическим данным, на протяжении последних 25-30 лет в индустриально развитых странах Америки и Европы свирепствует своеобразная эпидемия, ежегодно лишающая жизни миллионы […]