Атипичного аутизма

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).
  • Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
  • Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
  • Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
  • Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
  • Диагностика

    Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

    Возможные осложнения и последствия

    При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

    Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.

  • Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  • Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

    При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

    Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

    Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

    У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

    Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

    Профилактика

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Как определить атипичный аутизм

    Атипичный аутизм является особой формой психического расстройства, которое длительный период не дает о себе знать. Ребенок может развиваться вполне полноценно, не замечая у себя каких либо отклонений. В связи с этим диагноз «аутизм» может быть поставлен уже в подростковом или юношеском возрасте, когда появятся первые симптомы нарушений.

    В отличии от классической формы аутизма, атипичное расстройство носит несколько иной характер. Ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, проще адаптируется в обществе и на первый взгляд выглядит вполне нормальным. Только при длительном общении можно обнаружить у него незначительные странности в поведении, которые в принципе не препятствуют его нормальному взаимодействию с окружающим миром.

    Под значением «атипичный аутизм» подразумевается парвазивное расстройство развития. Данная патология характеризуется несколькими основными признаками, хотя в каждом отдельном случае они могут дополняться побочными явлениями и другими различными признаками в разном сочетании.

    Симптоматика атипичного аутизма

    1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. Подобные признаки могут отличаться по степени своей выраженности. Одни аутисты склонны к одиночеству и избегают контактов с посторонними людьми, другие ощущают нехватку общения, но не до конца понимают, как наладить взаимосвязь.
    2. Нарушения речи. Детям с атипичным аутизмом иногда сложно понимать речь оппонентов и выражать свои собственные мысли словами. Для них непонятны эмоции и настроение окружающих. Все, обращенные к ним слова, они воспринимают буквально, в прямом значении, так как их словарный запас очень ограничен. Также аутистам не знакомо чувство сопереживания и беспокойства за близких.
    3. Невозможность проявления эмоций. В связи с теми, что дети с атипичным аутизмом не умеют выражать свои эмоции, их реакция всегда кажется безразличной. Хотя они не всегда безучастны к происходящему, просто не могут объяснить то, что чувствуют.
    4. Ограниченность мышления. Ребенок с отклонениями очень остро переносит любые нововведения, будь то смена обстановки, появление незнакомых людей или вещей. На такие перемены у него одна реакция — паника.
    5. Раздражительность. Атипичный аутизм влияет на нервную систему, делая ее более чувствительной к различным раздражителям. Поэтому агрессивное поведение в некоторых случаях является нормой.
    6. Заметные признаки нарушения

      Атипичный аутизм сопровождается расстройствами трех основных сфер:

    7. социальная адаптация;
    8. развитие речи;
    9. творческое мышление и воображение.
    10. Возможно также нарушение со стороны сенсорных функций, то есть у больного отсутствует способность воспринимать и обрабатывать поступающую информацию. Не редко наблюдается склонность аутистов к определенным цветам и стереотипности во всем.

      Данный вид аутизма может проявляться целым рядом симптомов, в разных комбинациях и разной степени выраженности:

    11. Отклонения в способности общаться. Например, неспособность налаживать зрительный контакт с говорящим человеком.
    12. Нежелание завязывать дружбу и образовывать социальные контакты. Во многих случаях может иметь место не сколько нежелание, столько неумение.
    13. Появление сложностей при изучении новых слов, потеря в памяти уже знакомых речевых элементов.
    14. Трудности при контакте с незнакомыми людьми.
    15. Буквальное понимание слов и неумение отличать смысловые оттенки речи.
    16. Не восприятие невербальной формы общения.
    17. Присутствие постоянного безразличия к окружающим, в связи с невозможностью выражения собственных эмоций.
    18. Привязанность к определенному режиму и однообразной жизни.
    19. Странное времяпровождение. Аутисты по несколько часов могут заниматься раскладыванием вещей, сборкой и разборкой каких-либо деталей либо изделий.
    20. Выявление нестандартной реакции на восприятие новых запахов, звуков, цветов, структур и прочего.
    21. Для детей с атипичным аутизмом свойственна повышенная чувствительность органов зрения, слуха, нюха, касания.

      Степень проявления симптомов этой формы психического расстройства может быть самой разной. Один ребенок отличается достаточно высоким уровнем развития, другой с трудом объясняется словами и не находит взаимосвязи с окружающими людьми. Если патология протекает в легкой форме, то не заметить отклонения у своих сына или дочери могут не только родители, но и опытные специалисты.

      Диагностика

      Чтобы понять, что имеются проблемы с развитием, за детьми следует постоянно наблюдать и поддавать проверке их способности. Практически всю информацию ребенок получает от своих родителей и самых близких родственников. Когда возникает подозрение на аутизм, но отсутствуют характерные для болезни признаки, то врач ставит диагноз «атипичный аутизм».

      Лечение патологии

      На сегодняшний день не существует эффективных способов, которые способны справиться с данным психическим недугом. Специалисты имеют возможность назначить меры только для лечения проявляющихся симптомов, которое зависят от степени их выраженности и характера. При эффективной терапии и устранении явных признаков расстройства, ребенок начинает чувствовать себя лучше.

      Лучшим лечением подобных нарушений считается индивидуальная терапия, требующая много времени и усилий. С другой стороны, бывают случаи, когда улучшение состояния происходит при отсутствии взаимодействия с окружающим миром. Много зависит от специалиста, который проводит работу с аутистами. Он должен понимать, что необходимо применять к каждому отдельному ребенку и уметь правильно подобрать тактику лечения. Для этого врач также должен разбираться в различных терапевтических методиках. Применяя их, специалист способом проб и ошибок определяет подходящий вид лечения, основываясь на улучшении в состоянии пациента.

      Терапию следует применять на протяжении длительного периода даже в тех случаях, когда атипичный аутизм носит слабо выраженный характер.

      stress-faq.ru

      Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

      Причины и факторы риска

    22. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
    23. Формы заболевания

      В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

        Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

      • Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
      • Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.
      • Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

        www.neboleem.net

        Атипичный аутизм

        Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

        Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного. В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально. Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.

        Особенности и симптомы заболевания

        Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

        Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

        Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

        При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

        Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

        Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности. Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

        К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

      • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
      • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
      • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
      • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
      • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
      • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
      • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
      • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
      • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
      • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.
      • Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания. Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

        Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих. Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия. То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

        Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления. Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты. Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

        Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада. Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

        Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения.
        Подробнее: Как распознать аутизм и помочь ребенку? →

        Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует. Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания. Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.

        Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.

        Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

        Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания. Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу. Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.

        Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.

        Автор: Ольга Рогожкина, психотерапевт,
        специально для Mama66.ru

        Полезное видео о атипичном аутизме


        mama66.ru

    Это интересно:

    • Нервная анорексия патогенез НЕРВНАЯ (ПСИХИЧЕСКАЯ) АНОРЕКСИЯ Девушки заболевают чаще юношей; соотношение мужчин и женщин 1:10. Число больных увеличилось в последние десятилетия — «анорексический взрыв в популяции», относительно участились случаи заболевания среди мужчин. Нервная анорексия чаще отмечается в возрасте 14—18 лет, но возможно ее […]
    • Аутизм взрослых что это за болезнь симптомы Что такое аутизм у ребенка: причины Еще несколько десятков лет назад аутизм считался редким недугом. Современные реалии жизни вносят свои неумолимые коррективы. По данным статистики, еще в 70-ых годах аутизм диагностировался у одного из 10 000 детей, сейчас такой патологией страдает один ребенок из 90. Как распознать […]
    • Лечение булимии новосибирск Реабилитационная наркологическая клиника Лечение булимии в Новосибирске Булимия – болезнь, в основе которого лежит чувство неутолимого голода. Человек, страдающий булимией, чаще других чувствует слабость, расстройство желудка и неутолимый аппетит. Как правило, этой болезнью подвержены люди с низкой самооценкой, не […]
    • Магне б6 от стресса Магне б6 от стресса Восполнение дефицита магния способствует повышению устойчивости организма к стрессу. 2 Не каждый препарат магния проверен клинически 3 Магне В6 в таблетках проверен в 50 исследованиях с участием 9 000 пациентов 4 Высокий профиль безопасности Проверен с участием 9 000 пациентов в 50 исследованиях […]
    • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
    • Стресс и дыхание Контролируемое дыхание: выдохните стресс и вдохните здоровье Взрослый человек в среднем делает 20 000 вдохов и выдохов в день, выполняя эти действия автоматически, неосознанно. Дыхание напрямую связано с состоянием здоровья человека, поскольку данный процесс обеспечивает поставку кислорода (и выведение СО2), […]
    • От каких стрессов худеешь Причины похудения: 10 заболеваний, от которых теряют вес Резкое и сильное похудение не менее тревожно, чем набор веса. Если человек теряет каждую неделю более 5% от общей массы тела – это негативно сказывается на общем самочувствии и внешнем виде. Причины похудения делятся на 2 большие группы: общие и медицинские. С […]
    • Стресс потеря сознания Обмороки: причины и последствия Потеря сознания может случиться с каждым человеком. Обычно это происходит во время палящего летнего зноя, пребывания в душном помещении или после тяжелой физической работы. К сожалению, не все обмороки проходят бесследно – часто они являются предшественниками или симптомами более […]