Аутизм или гиперактивность

аутизм или гиперактивность?

Здравствуйте, сегодня ходили в ПМПК, чтобы взять направление в спец садик, отказали( у нас ЗРР). За 15-30 мин наблюдение поставили симптомы аутизма.

Моему сыну 3 года 2 месяца, говорит отдельные слова на двух языках, 20-25 слов, наблюдаемся у невропатолога с 2х лет. Изначально поставили диагноз СДВГ и зрр опр 1 степени. Ребенок действительно гиперактивный, не сидит на месте больше минуты, ходить начал рано с 9 месяцев, физический очень развит, опережает своих сверстников.
Обращалась не пониманием обращенную речь, оказалось что он понимает, даже на двух языках. Самостоятельный (с горшком не было проблем, ест сам с маленьких лет, отдельно спит, вынослив), спит хорошо днем и ночью, что увидел повторяет мгновенно. с другими детьми контактирует, играет, чужим не подходит. просьбы некоторые выполняет, собери игрушки, положи на место, принеси стакан. Когда ему надо он говорит слова дай воды, верни, иди сюда… эмоции выражает, психует, радуется, обижается, мимикой показывает. Иногда игнорирует просьбы и как будто не слышит, например ему считала до 10ти, а он как будто не слышит, потом по лестнице поднимаемся он считает один… два… заниматься с ним пытаюсь, его терпение и усидчивость хватает на минуты три или пять, потом о своем… иногда ведет себя как идеальный ребенок. слушается тихий, иногда просто не выносим и не управляемый .

в ПМПК насторожил тем что он маленькие фигурки матрешек ставит в ряд, рассматривает внимательно и именно лицом в одну сторону (хотя меня это обрадовало) расставляет.и дали коробку с крышкой с фигурными дырками куда надо засовывать такие же фигурки, мой с двумя справился остальные которые не получились просто открыл крышку и бросил туда, также дали столбики где надо фигурки такие же света надо одевать он собрал половину нормально и остальным не хватило терпение начал складывать как попало. в итоге поставили диагноз симптомы аутизма, но тот же момент не определенно. Вернулась домой вся в слезах и недоумении( не согласна с диагнозом) гиперактивность или аутизм? подскажите как у вас?

m.baby.ru

Исследование. Каждый третий случай детского аутизма сопровождается симптомами СДВГ

Сложные случаи аутизма у детей могут быть связаны с нарушениями внимания

Примерно 30% маленьких детей с аутизмом также имеют симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это в три раза чаще, чем среди населения в целом. Об этом говорится в результатах нового исследования, опубликованного в журнале «Autism».

В рамках исследования ученые спрашивали родителей детей в возрасте 4-8 лет, участвующих в исследовании детского развития о симптомах нарушений внимания и гиперактивности: может ли ребенок подождать своей очереди или нет, перебивает ли он говорящих людей, играет ли с посторонними предметами во время еды, испытывает ли проблемы с тем, чтобы замедлить движения, и так далее.

Из 62 детей, у которых был диагностирован аутизм, у 18 (29%) также были симптомы СДВГ, все эти дети были мальчиками. У детей с обоими расстройствами было больше проблем в обучении и социализации, чем у детей, у которых был только аутизм.

«Если у ребенка с аутизмом есть большие сложности с вниманием, гиперактивностью или и тем, и другим, то для такого ребенка вам понадобится совершенно другой уровень вмешательств», — говорит Ребекка Ланда, директор Центра аутизма и смежных расстройств при Институте Кеннеди Кригера (США).

Исследователи отмечают, что лечение симптомов СДВГ может оказаться полезным для тех детей, на которых плохо действуют программы лечения аутизма, которые, как правило, связаны с необходимостью сосредоточиться на одном конкретном навыке.

Другое исследование детей с аутизмом более старшего возраста обнаружило, что у 31% из них были оба расстройства.

«В большинстве случаев нам неизвестна причина СДВГ, — говорит доктор Эндрю Адесман, глава педиатрии развития и поведения в медицинском детском центре Александры Коэн, который не участвовал в этом исследовании. — И в большинстве случаев мы не знаем, что было причиной аутизма. Нет ничего удивительного, что нечто, влияющее на мозг, и приводящее к одному нарушению развития, также может привести к другому нарушению развития».

«Плюс этого исследования в том, что они постарались найти тех, кто соответствует диагностическим критериям, и определить, чем отличаются такие дети», — говорит доктор Патти Куртни-Мэннинг, директор Центра расстройств аутистического спектра Келли О’Лири при медицинском центре детской больницы Цинциннати.

Одно из ограничений исследования в том, что ученые использовали опросники, разработанные для выявления СДВГ у типичных детей. На данный момент нет специфических тестов на СДВГ для детей с аутизмом, и проблемы этих детей могут отличаться от проблем детей без аутизма.

«Проблема не в дефиците внимания, а в том, что они не могут направить или перенаправить свое внимание в случае необходимости, — считает Куртни-Мэннинг, не участвовавшая в этом исследовании. — Я обсуждаю с родителями детей с аутизмом скорее вопросы регуляции, чем дефицита внимания».

У детей с более тяжелыми формами аутизма выявить СДВГ может быть еще труднее. «Трудно сказать, связана ли разница в их уровне активности с задержкой психического развития, или их аутизм более тяжелый именно вследствие СДВГ», — говорит Куртни-Мэннинг.

Однако если родители или учителя замечают, что проблемы с вниманием мешают прогрессу ребенка, пора обратиться за помощью, отмечает она. Первая линия лечения СДВГ при аутизме — поведенческая терапия, направленная на улучшение способности ребенка произвольно сосредотачиваться на чем-то.

Если поведение не улучшается, Ланда считает, что врачи должны предложить медикаментозное лечение против СДВГ. «Если у ребенка есть этот тип проблем, то о них стоит поговорить с врачами, а также учителями ребенка», — считает Ланда.

outfund.ru

Аутизм и СДВГ: различать и помогать

текст: Евгения Пайсон,
детский психолог, журналист, мама двух сыновей

В наши дни, чтобы получить «диагноз», не обязательно обращаться к врачу. Бабушка на лавочке готова припечатать бегающего по двору малыша: «Да он же гиперактивный!». Воспитательница в детском саду может сказать родителям: «Ваш ребенок совсем меня не слушает! И с другими детьми не играет. Он, наверное, аутист?»

Что же делать родителям, когда они видят (или им на это настойчиво указывают окружающие), что с их ребенком что-то не в порядке? Закрыть глаза, спрятаться за успокаивающим «Все дети такие, перерастет»? Или срочно принимать меры?

Для начала стоит понять, что же скрывается за этими страшными терминами.

Активный или гиперактивный?

Четырехлетний Рома носится, как метеор – дома, в садике, на улице. Слушает сказку, повиснув вниз головой на спорткомплексе, не любит сидеть и вырезать салфеточки и плести коврики из бумажных полосок, зато обожает эстафеты и всякие догонялки-жмурки-бегалки. Ярлык «гиперактивный ребенок», казалось, прилип к мальчику прочно. Но психолог успокоил родителей. Рома легко переключается, если предложить ему что-то интересное, с удовольствием рассматривает с мамой картинки в книжке, подолгу играет с пальчиковыми куклами, разыгрывая сцены из придуманной им самим сказки. Рома — не «гипер», а просто активный, подвижный мальчишка, которому часто бывает скучно на занятиях.

Что же такое «гиперактивный ребенок»?

Его движения хаотические, механические, бесцельные, утомительные – прежде всего, для самого ребенка. Помните, как в сказках потерявшие управление сапоги-скороходы или туфли-самоплясы способны измотать своего хозяина до полусмерти? То же самое происходит и тут: малыш просто не может остановиться. Будто заводная игрушка со сломанной кнопкой «стоп» — движение не успокаивает, не доставляет радость, не дает сбросить накопившуюся усталость. Бегает по кругу, выкрикивает какую-то глупую считалку – а посадишь силой, будет пинать ножку стула, барабанить пятками по полу, ерзать, и никакие уговоры, отвлекающие маневры, обещание сладкого – не сработают.

Внимание такого ребенка перескакивает с предмета на предмет, а разговор – с темы на тему. Самоконтроль отсутствует – малыш может что-то пообещать, например, посидеть молча короткое время, но тут же начинает болтать с новой силой. Дослушать вопрос до конца у него не получается – ребенок бросается отвечать, даже не узнав, что именно у него спрашивают. Сверстники нередко сторонятся таких ребят: кому же хочется играть с тем, кто то неудержимо хохочет, то так же неудержимо рыдает, перебивает, не слушает, не понимает правил, не желает соблюдать очередность, может вдруг ударить, укусить, толкнуть…

Напоминать, стыдить, ругать, уговаривать – бесполезно. Гиперактивный ребенок просто не в силах справиться с собой. Но гиперактивность – не главная проблема. Это лишь симптом, показатель того, что у ребенка есть какие-то нарушения. Как высокая температура или кашель, гиперактивность только показывает: что-то не в порядке, требуется помощь. Что же это за проблемы?

Синдром дефицита внимания

Игорю трудно сосредоточиться на чем-то, будь то интересная книжка, игра или даже любимый мультфильм. Его внимание, как воробей по веткам, перескакивает с предмета на предмет. Задавая вопрос, он не слышит ответа – на языке уже следующее «почему», причем очень часто ответ на этот вопрос он получил десять минут назад. Мама заметила, что с ее сыном что-то не так, еще когда тот был совсем малышом. Игорек очень мало и чутко спал, много плакал и с трудом успокаивался, с запозданием начал ползать и ходить, оказываясь в кроватке или манеже постоянно двигался. Впрочем, взрослые не придавали этому значения, считали «израстется – и все само пройдет», тем более, что интеллектуально малыш опережал сверстников. В садик мальчик не ходил, поэтому проблемы в школе обрушились на семью как селевой поток: Игорь не мог выполнить ни одного задания, даже самого простого, не мог сидеть за партой – все время ерзал, вскакивал, выкрикивал невпопад с места, залезал под стул и пел песни… Вот тогда-то родители забеспокоились по-настоящему, прошли обследование и узнали диагноз ребенка – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, СДВГ.

СДВГ (или СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью), Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)) специалисты 21 века считают самым распространенным психоневрологическим расстройством.

Ранее его относили к ММД (минимальным мозговым дисфункциям), но с 1980-го года СДВГ получил свое место и название в международной классификации. Включает, как правило, три основных нарушения – дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность.

Откуда же берется СДВГ? Версий много. Возможно, ваш ребенок получил его «по наследству» от кого-то из родителей, или это результат внутриутробной или родовой травмы, а может – это особенность строения его мозга. Но это отнюдь не самая главная проблема для семьи ребенка с дефицитом внимания. Главное – научить свое чадо справляться с трудностями, управлять собой, держать под контролем проявления синдрома и не винить себя в том, что ты не такой, как все. Хорошая новость: гиперактивность с возрастом сглаживается, «успокаивается», импульсивность поддается контролю, а специальные методики помогают развить устойчивость внимания. Плохая – это тяжелый и изматывающий путь в тысячу шагов, и на это понадобится очень много сил.

Андрей был идеальным младенцем. Часами лежал без сна, молча наблюдая за пылинками в солнечном луче или рассматривая свои пальчики. Не реагировал на резкие звуки, крики старших братьев, шум ремонта за стеной. Правда, малыш очень не любил, когда его берут на руки: начинал громко кричать, плакать, но сразу же успокаивался, оказавшись в своей кроватке. Взрослые не могли нахвалиться таким «удобным» ребенком. Пока… не заметили, что Андрюше совершенно все равно, кто находится рядом с ним. Мальчик не реагировал на лица мамы, папы и братьев, казалось, не слышал, когда к нему обращаются. При этом любая перемена в комнате выбивала его из колеи: сбитая в комок пеленка на столе, накрытый новым чехлом диван, переставленная кроватка сразу же вызывали крик и слезы. Или малыш садился на пол и начинал раскачиваться на месте. В три года, после планомерных наблюдений и консультаций у врачей Андрюше был поставлен диагноз «ранний детский аутизм» (РДА).

Это заболевание наиболее полно описал швейцарский психиатр Л. Каннер (РДА также называют «синдромом Каннера»). Самым основным он считал невозможность для ребенка устанавливать отношения с другими людьми, понимать их и уметь реагировать на жизненные ситуации. Ребенок-аутист живет в собственном мире, в своем пузыре, за рамки которого он выйти не может. Он не умеет сочувствовать – может смеяться, когда мама плачет. Не умеет играть в ролевые игры – только манипулирует предметами или копирует до мелочей подсмотренную у кого-то игру. Постановка диагноза РДА основывается на трех основных качественных нарушениях: недостатке социального взаимодействия, недостатке взаимной коммуникации и наличии стереотипных форм поведения.

Так как же соотносятся гиперактивность, СДВГ и аутизм?

Специалисты считают, что СДВГ и аутизм – два взаимоисключающих диагноза. А вот гиперактивность может быть присуща и детям с дефицитом внимания, и «аутятам». Впрочем, согласно классификации психических заболеваний, принятым в Европе и CША, расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами, поэтому второго диагноза дети не получают. Внешние проявления могут быть очень похожими – ребенок не может остановиться, сдержаться, контролировать себя, соотносить свое поведение с требованиями взрослых – но причины, вызывающие эти проявления, могут быть разными.

Поэтому мы советуем родителям не ставить своему чаду «диагноз по интернету» — велик риск принять норму за нарушение, одно расстройство за другое – а последствия будут непредсказуемыми. Если что-то в поведении и реакциях ребенка вызывает у вас тревогу, не ждите, что проблема рассосется сама собой. Чем раньше вы обратитесь к специалистам – психологу, психиатру, неврологу, чем скорее сможете понять, какие проблемы не дают нормально развиваться вашему ребенку, тем легче будет помочь малышу справиться с коварной «подножкой» болезни. Работать придется много. Последовательно, планомерно, даже когда опускаются руки, нет сил, хочется спрятаться под одеяло с головой. Не боритесь с диагнозом – помогите своему ребенку жить. Просто жить. Без ярлыка.

Как помочь гиперактивному ребенку?

Только в случае подобного подхода специалистов и родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходит последовательное единодушное воспитание и обучение, способствующее полнейшей реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения».

Ребенку поставлен диагноз аутистического расстройства. Что дальше?

Елисей Осин,
психиатр детской психиатрической больницы N6
и в Центре Диагностики и Консультирования РОСТ.

letidor.livejournal.com

Аутизм и СДВГ, гиперактивность с чертами аутизма — как понять, как разобраться?

Как сочетаются, и сочетаются ли вообще, аутизм, АЧ и СДВГ?

Чтобы разобраться в этой теме, придется начать с самого начала. А конкретнее с того, что в медицине сосуществуют и дополняют друг друга два подхода синдромальный и нозологический.

Синдромальный подход – это такой, который позволяет описать состояние человека с помощью «наборов» признаков (симптомов). Например: депрессивный синдром, включает в себя в такие симптомы как сниженное настроение, ангедония, чувство вины и проч. или галлюцинаторно-бредовый синдром с присущим ему ощущением «голосов» и попытками объяснить их появление воздействием «невидимых шпионских лучей» или «действием внеземного разума».

Но умный доктор, который мыслит нозологически ( пытается докопаться до сути) всегда спросит себя (или коллегу) – а в рамках какого заболевания проявляется этот синдром? Может это депрессия в рамках биполярного расстройства, а может просто реактивная (то есть обусловленная очень серьезной психотравмой)? Или это вообще депрессивное состояние у больного шизофренией, который вышел из психоза и осознал тяжесть своего положения?

Важно и ответить на эти вопросы? Конечно! Ведь от этого зависит прогноз и стратегия лечения…

Иными словами, когда речь идет о синдроме, до диагноза еще далеко, это скорее констатация факта – вот мы видим вот это, а еще вот это и это…

Достаточно запутанно. Но на самом деле, мы же помним, что, во-первых, медицина не наука, а искусство, а во-вторых, практически всегда один и тот же психиатрический диагноз можно сформулировать немного по-разному (о вопиющих случаях, когда детский аутизм принимают, например, за депрессию, речь не идет). Однако, как правило, разными словами описывается общий круг состояний, причем суть от этого не меняется…

Теперь про аутизм и СДВГ. Аутизм – это синдром. И СДВГ – синдром. Но и их, при желании, можно разделить на кучу синдромчиков. И слепить вместе. Например, аутизм, можно описать как: расстройство развития речи + гиперкинетическое расстройство + синдром двигательных стереотипий. Формально, это будет более-менее соответствовать реальности, но это не будет адекватным диагнозом.

Но, тут мы вспомним про традиции. Традиции современной зарубежной психиатрии таковы, что благодаря (или «из-за») страховой медицины и сложных взаимоотношений с судебными инстанциями, врачам удобнее описывать психические заболевания синдромологически. «Что вижу, то пою». И подход к лечению соответствующий – могут назначить кучу лекарств от соответствующей кучи синдромов. И даже так иногда бывает: к примеру, у врача есть подозрение, что за двигательной расторможенностью скрывается психотическое состояние. И при этом, назначив психостимуляторы – страттеру или риталин, можно этот психоз простимулировать. Но не каждый доктор (особенно западный) остановится перед этим. Он скажет «ОК! Если это произойдет – мы начнем лечить галлюцинации!». Он будет действовать по протоколу и будет совершенно защищен юридически. Поэтому, слыша о необходимости равнения на стандарты западной психиатрии, как эталона всего-всего, можно только тихо улыбаться… Отечественная психиатрия, порицаемая за кондовость и ригидность, в смысле диагностики иногда гораздо тоньше. Ее слабое место – закрытость, плохая организация и отвратительное социальное обеспечение людей с особыми потребностями. Но это уже совсем другая история.

Поэтому, с точки зрения нозологического подхода – аутизм и СДВГ – несовместимы. А двигательная расторможенность при аутизме или у детей с АЧ – имеет совершенно иную природу.

И хотя, некоторые маститые специалисты считают, что при СДВГ могут быть аутичные черты ( т.е. отдельные элементы аутистического поведения).

Другие специалисты – возможность сочетания этих двух диагнозов, отрицают, закономерно считая, что они взаимоисключают друг друга.
Вот что, к примеру, пишет Роберт Гудман:
И в МКБ-10 и в DSM-IV (классификации психических заболеваний, принятые в Европе и CША) — расстройства аутистического спектра (устойчивые расстройства развития ) имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. И хотя дети с расстройствами аутистического спектра могут быть беспокойными и невнимательными, они не получают второго диагноза гиперкинеза или СДВГ. Диагноз гиперактивности не ставят, когда беспокойность и плохая концентрация внимания обусловлены расстройством настроения, тревожным расстройством или шизофренией.
Т.е такой подход предполагает, что наличие аутичных черт (даже если их очень сложно увидеть на настоящий момент, но они были в анамнезе), исключает попадание таких детей в категорию СДВГ. Иногда пишут «нарушение развития» иногда добавляют «аутистического спектра» и «гипердинамическое расстройство». Потом, когда ребенок с АЧ подрастает, ему ставят синдром Аспергера, шизотипическое расстройство или, если появляется соответствующая симптоматика (бред, галлюцинации) – шизофрения.
Однако, хотя в раннем детстве природа и проявления этих нарушений могут быть сходны – прогнозы могут быть разными. Подрастая, (причем независимо от того, велась или не велась коррекционная работа в этом направлении), некоторые дети с легкими аутичными чертами, становятся способны на адекватное социальное взаимодействие, коммуникацию и символическое мышление (т.е. вся знаменитая «триада нарушений», которая позволяет однозначно диагностировать аутизм — отсутствует). Остается только легкая «инаковость», «чудаковатость». Иногда изначально незначительно выраженные «аутичные черты» усугубляются, ребенок ведет себе все более и более неадекватно. Сказать заранее, в три-четыре года, каким может быть прогноз – мало кто возьмется.

Дело в том, что мозг, в отличие от любого другого органа, не выполняет только одну функцию (как, например, печень или легкие). И если речь идет о нарушении развития (к этой категории можно отнести и СДВГ и аутизм), то здесь не может быть абсолютно точного диагноза, и даже определенной, универсальной схемы лечения или коррекции. Поэтому медикаментозное лечение назначается порой методом «подбора», что иногда пугает «неопытных» родителей.

То есть, сочетание симптомов тоже может быть самым замысловатым. А гиперактивность (а точнее – расторможенность) явление очень частое. Потому что сопровождает очень многие заболевания.

Вот поэтому, возникает такая путаница… И поэтому возникает искушение найти того доктора, который поставит самый «приятный» диагноз, который легко воспринять как самый-самый точный. Но, чем бегать по замкнутому кругу, выслушивая «авторитетные» мнения очередных профессоров – 10-го или 100-го, лучше найти своего доктора, которому интуитивно доверяешь и просто выполнять его назначения. И заниматься-заниматься-заниматься. Учить бытовым навыкам (это самое главное!), учить самостоятельности.

Хотя очень заманчиво, чтобы аутизм диагностировался «по двум полоскам», такого в ближайшем будущем не произойдет. Ведь это целый континуум состояний – с разным набором признаков и симптомов. И никакая машина, никакие анализы, лучше, чем опытный взгляд специалиста это не проанализирует и не оценит.

Ну а если, по каким-то причинам, к врачу обратиться проблематично?

Тогда, вспоминаем — главный и основной критерий – отсутствие негативной динамики, то есть ухудшения состояния. Если вы видите, что ребенок пусть замедленно, в своем темпе, но уверенно развивается – набираем побольше воздуха и учим всему: складывать пирамиду, завязывать шнурки, делать бутерброд. Самый простой, но действенный способ – берете карту развития ребенка в норме (типа: в 22 месяца должен уметь вытряхивать предмет из бутылочки) и учите тому, где есть отставание. Если состояние ребенка ухудшается: усиливаются стереотипии, пропадает речь, нарушается сон, возникают новые и новые страхи – то тогда, независимо от того, насколько далеко и сложно добраться к врачу, сделать это будет необходимо.

В итоге, могу сказать, что формально, теоретически, правы и те, кто считает, что СДВГ может сочетаться с АЧ и аутизмом и те, кто считает – что это неправильно. Просто в первом случае – это синдромальный подход, во втором – нозологический. Но, учитывая, что нозология – это категория более высокого порядка, при разработке стратегии терапии и реабилитации, стоит отдавать предпочтение ей.
Поэтому пугаться не нужно, и фанатично бегать за однозначным и самым-самым точным диагнозом, тоже не стоит, а нужно постепенно избавляться от проблем. Если обычные дети многому учатся сами, то проблемных приходится этому учить.

www.b17.ru

Гиперактивность?

Как я не стараюсь думать, что это особенности характера или пробелы в воспитании, но похоже у моего сына 3-х лет гиперактивность.
🙁

У него часто (в последнее время много раз в день) бывают срывы, когда он начинает рыдать по пустяковому поводу и не может успокоиться, потом впадает в ярость и начинает разрушать все вокруг, кидаться на пол, бросать вещи, лупить меня, папу и брата. При этом он вообще не воспринимает окружающее, не реагирует на шлепки (да, я не святая), окрики, наказания. Помогает ледяной душ, но не делать же это постоянно.

Он очень подвижный и ловкий, уже в 1,5 года покорил все доступные лазилки и горки на улице. На улице ведет себя более-менее нормально, если есть куда выплеснуть энергию. Если нет — может подраться.

Книжки не слушает вообще, быстро перелистывает и убегает. Иногда под настроение может поназывать картинки, собрать пазл, порисовать, пособирать лего, но все очень недолго.

Обязательно необходим режим, обязательно чтобы все было по привычной для него схеме, опреденная ложка-тарелка и т.д. Иначе неминуемая истерика с разрушением всего окружающего.

Я очень устала, весь день идет по схеме: срыв у него — срываюсь я, луплю — миримся — долго ругаю себя что не сдержалась.

Сдержаться не могу вообще, при том что я ну очень терпеливый человек. Очень его люблю, но сил больше нет никаких.

В родах была гипоксия, нейросонограмма отклонений не выявила, в младенчестве был тонус, мало спал, во время бодрствования все время двигал ручками и ножками, мы его еще энерджайзером звали.

Это гиперактивность? Это корректируют медикаментозно или я все-таки что-то упускаю в воспитании?

Может кто-то может посоветовать более мягкие, но действенные методы выхода из штопора? Обнять и поцеловать не помогает, ему это в такие минуты не нужно 🙁

Сегодня неумолчный вой не затихает целый день.

Попробую успокаивать так, я обнимала, но не говорила ничего.

С бассейном сложно, он боится воды временами. В ванне купается, а душ не любит, по прибою ходил, но в море не пошел. Нужно попробовать. 10.01.2008 00:02:23, Не другая мама.

conf.7ya.ru

Это интересно:

  • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
  • Развитая деменция Автор: Дамулин И.В. (ФГОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ РФ, Москва) Для цитирования: Дамулин И.В. Деменция // РМЖ. 2000. №10. С. 433 ММА им. И.М. Сеченова ММА им. И.М. Сеченова Деменция – это синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга и характеризующийся нарушениями в мнестической и […]
  • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
  • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
  • Егэ русский язык проблема взаимоотношения людей Проблемы текстов на ЕГЭ Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. 2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.3. Выберите главную из них.4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых […]
  • Деменция в 45 лет Деменции у пациентов молодого и среднего возраста: Болезнь альцгеймера / Сосудистая деменция / Деменция лобно-височного типа (фронто-темпоральная деменция) Деменция у лиц молодого и среднего возраста не является такой уж редкой проблемой. По некоторым данным, распространенность подобных нарушений среди лиц в возрасте […]
  • Мотивация к успеху и боязнь неудачи Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи Шкалы: мотивация на неудачу, мотивация на успех Назначение теста Инструкция к тесту На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Если вы […]
  • Концепция невроза по адлеру Комплекс неполноценностии стремление к превосходству Альфред Адлер и его индивидуальная психология: краткий обзор, основные принципы, методы и понятия, исторический момент возникновения. Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, психиатр, основатель индивидуальной психологии. Наиболее полно свою концепцию он […]