Аутизм московская область

В Подмосковье открыта новейшая школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10 сентября 2014г. в деревне Райсеменовское Серпуховского района открылось специальное коррекционное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных и приёмных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комплекс рассчитан на 80 мест. В новом образовательном центре созданы оптимальные условия для комплексной реабилитации воспитанников, являющейся одним из основных условий их успешной социальной адаптации. Школа-интернат станет экспериментальной и методической площадкой для обмена опытом и внедрения новых подходов в работе с детьми, нуждающимися в создании особых условий для обучения и воспитания.

Образование для человека с ограниченными возможностями — одна из важных задач социальной политики государства. Только в одной Московской области свыше 8500 детей с различными нарушениями обучаются в 76 образовательных учреждениях всех видов: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, задержкой психического развития. Но есть и немало проблем, связанных с неравномерным распределением учреждений по территории, сложностью выбора школы для ребенка со множественными патологиями, ограниченностью штата сотрудников, с тем, что учреждения в абсолютном большинстве размещаются в неприспособленных помещениях. Фонд «Абсолют-Помощь» поставил перед собой задачу способствовать решению данных проблем, было принято решение о создании современного во всех смыслах (архитектура, методики, инновации) образовательного центра для таких детей.

Архитектурно-планировочное решение школы-интерната, реализованное Лабораторией виртуальной архитектуры, велось по разработанному совместно с профильными специалистами проекту и соответствует всем современным требованиям для учреждений подобного назначения и принципам организации доступной среды.Впервые в России строительство подобного учреждения полностью финансируется частным благотворительным фондом. Это совместный проект Правительства Московской области и БФ «Абсолют-Помощь», реализованный на средства Инвестиционной группы «АБСОЛЮТ». Бюджет проекта составляет свыше 800 млн руб. Фонд является единственным учредителем школы и будет в дальнейшем осуществлять её основное финансирование.

autizmru.ru

ПЕРСОНАЛИИ

Савина Татьяна Александровна
Председатель организации. Представитель по г. Пущино.

Образование: биолог, учитель биологии. Нейробиолог, нейрохимик.
Старший научный сотрудник.
Кандидат биологических наук по специальности «Физиология».
Область работы: эпилептология.

Преподаватель ПущГЕНИ, спецкурс для магистрантов-нейробиологов «Общая нейрохимия» направления «биомедицина» Института теоретической и экспериментальной биофизики Российской Академии Наук с 2012 г. по настоящее время.

Дополнительное образование: прикладной анализ поведения, дополнительные курсы профессионального образования (повышения квалификации) по теме «Сенсорная интеграция: диагностика и коррекция нарушений у детей».

Участник программы комплексной реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра » ( Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир») , г. Москва.
Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в качестве специалиста по прикладному анализу поведения – 5 лет.
Общий педагогический стаж – 7 лет.

Мама ребенка с аутизмом, 9 лет.

Инициатор создания родительского клуба «Особые семьи», г. Пущино Московской области.

Имеет опыт взаимодействия с реабилитационным учреждениями и учреждениями образования Московской области.

  • 1-й Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе», г.Москва (26-28 октября 2015 г.) и другие.
  • Смоленцева Наталья Викторовна

    Член Совета организации. Заместитель Председателя и пресс-секретарь организации по связям с общественностью, представитель по г. Серпухов и Серпуховскому району.

    Направление деятельности: взаимодействие с общественными организациями и реабилитационными центрами Московской области.

    Мама ребенка с аутизмом, 12 лет.

    Образование : 1) Средне-техническое СМТ бухгалтер-экономист; 2) Высшее МГТА менеджер предприятия.

    Дополнительное образование: программы комплексной реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра » ( Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир») , г. Москва.

    2000-2004 гг. — индивидуальный предприниматель, г.Серпухов.

    Специалист по прикладному анализу поведения.

    С 2012 г. является членом попечительского Совета при СКШ 8-го вида г.Серпухова.

    С 2015 г. — член Совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов от г.Серпухова, при Министерстве социального развития Московской области (от 01.09.2015 г.)

    Принимала участие в ряде научных конференций и мероприятий по тематике аутизма:

    • 1-я Московская международная конференция «АУТИЗМ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ» (18-20 апреля 2013 г.);
    • 2-я Московская международная научно-практическая конференция «АУТИЗМ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ» (10-12 апреля 2014 г.);
    • Областной семинар в рамках реализации деятельности Региональной инновационной площадки: » Пути совершенствования форм и методов коррекции работы в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ » г. Серпухов (15 апреля 2014 г.)
    • Международная Конференция «Прикладной Анализ Поведения: теория и практика.Развитие навыков речи и обращения у детей с РАС» ( RUS ABA), (19-20 сентября 2015г г.Москва) .
    • Родительский форум «Аутизм: проблемы и решения» (МГППУ), г.Москва (2 апреля 2014 г.)
    • «Аутизм и Синдром Аспергера: подростковый и взрослый» (МГППУ), г.Москва (5-6 декабря 2014 г.)
    • Первый Московский Съезд родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства» (МГАРДИ), г.Москва (5 октября 2015 г.)
    • Леоненкова Ольга Владимировна

      Член Совета организации, координатор по работе с подростками и по профессиональной ориентации подростков-инвалидов.

      Мама подростка инвалида детства РАС, 16 лет.

      Образование: МГТА им. Косыгина по специальности художественное проектирование изделий текстильной и лёгкой промышленности, дизайнер.

      Дополнительное образование: Московский институт открытого образования. Специальный психолог.

      Проходила практику в коррекционно-реабилитационных центрах и интернате города Москвы.

      Имеет опыт работы воспитателем и специальным психологом в обществе помощи аутичным детям «Добро» г. Москва — 3 года; в центре диагностики и консультирования «Шанс» (г.Серпухов), в качестве специального психолога (с детьми с расстройствами аутистического спектра) – 3 года.

      Общий педагогический стаж – 6 лет.

      Участник всесоюзных выставок текстильной и лёгкой промышленности, дипломант 2001 и 2010 годов.

      Вместе с членами общества «Добро» принимала участие во встречах с родительскими организациями и представителями благотворительных фондов Великобритании, Америки , Ирландии.

      Член Тульской региональной общественной организации содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна- мы есть» с 2014 г.

      Направление деятельности: взаимодействие с общественными организациями — Тульской общественной организацией, Владимирской общественной организацией «Свет» и др. по вопросам защиты прав детей и молодых людей с инвалидностью, по программе «Сопровождаемое проживание».
      Участник ряда международных научно-практических конференций по проблеме аутизма.

      Ларионова Елена Владимировна

      Член Совета организации, секретарь организации, координатор по работе с членами организации и организации мероприятий.

      Образование: психолог, преподаватель психологии.

      Дополнительное образование: программы дополнительного профессионального образования «Нейропсихологическая диагностика и коррекция», «Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС», «Дети с расстройствами аутистического спектра в системе образования», «Буквограмма – коррекция устной и письменной речи» и другие.

      Опыт работы в качестве детского психолога в учреждении дошкольного образования – 8 лет, преподавателя физкультуры – 2 года, организатор игровой деятельности и мероприятий – 9 лет.

      Общий педагогический стаж – 12 лет.

      Мама ребенка с РАС, 8 лет.

      Направление деятельности: организатор работы мастер-классов, координация мероприятий, взаимодействие с членами организации.

      Участник ряда международных научно-практических конференций по проблеме аутизма:

      НАША КОМАНДА

      (в офисе организации, г. Серпухов, ул. Подольская, 102)

      НА ПРИЕМЕ У ГЛАВЫ Г.О. СЕРПУХОВ Д.В. ЖАРИКОВА

      lumous.ru

      Что такое аутизм?

      Аутизм — постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

      Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Другие аспекты, такие как избирательность в еде, тоже часто встречаются при аутизме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

    • недостаток социальных взаимодействий;
    • нарушенная взаимная коммуникация;
    • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
    • Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивые стереотипные формы поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

      Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году. В 1943 году сходные расстройства у детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 000 детей. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. По данным из США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2% школьников, что намного больше по сравнению с 1,2% в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло, начиная с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

      Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Если диагноз был поставлен до полутора лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то был поставлен диагноз «аутизм». В такой ситуации учеба в условиях обыкновенной школы не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

      Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

      Что делать, если ребенку поставили диагноз аутизм?

      Шаг 1. Начинайте с невролога (невропатолога).

      Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения, в пассивном ожидании встречных откровений от врача. Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка. Так же можно подготовиться к консультации опытного детского психолога.

      Шаг 2. Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен.

      Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах. Не бойтесь консультации психиатра! Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача обратите внимание на его регалии и должности, отзывы о нем на форумах и в блогах, узнайте о нем у других врачей, спросите об опыте родителей, которые уже прошли этот путь.

      Шаг 3. Оформить необходимую группу инвалидности и вписать в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации): реабилитацию и работу со специалистами – психолог, дефектолог, логопед, образовательный маршрут.

      absolute-help.ru

      Аутизм — не приговор

      Что скрывает под собой это неизвестное расстройство, и как его корректировать?

      13.08.2014 в 11:58, просмотров: 4193

      В одном из майских выпусков еженедельника «МК» в Серпухове» вышел материал «инклюзия начинается с семьи». В интервью с заведующим кафедрой филиала «Национального института имени Екатерины Великой» Сергеем Алексеевым была затронута серьезная проблема об утсутствии у родителей, воспитывающих особых детей, необходимой информации по медико-психологическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями, а также говорили о том, что само общество нуждается в воспитании и привитии толерантности. Потому наше издание выступило с инициативой объединения всех родителей особых детей и неравнодушных людей, которые готовы разделить чужие трудности: раз в месяц на страницах нашей газеты ведущие специалисты региона будут проводить консультирование родителей, рассказывая о том, как сделать жизнь особенных детей интересной, а их будущее — социально адаптированным. В этом материале Сергей Алексеев расскажет о том, что такое на самом деле аутизм, и как общаться и воспитывать детей с этим расстройством.

      В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Однако для родителей детей с аутизмом научная литература не всегда понятна, поскольку среди специалистов в этом направлении нет единой точки зрения, как и не выработана общая коррекция этого заболевания. Тем временем в популярных или околонаучных изданиях об аутизме все чаще говорят как о «загадочной болезни», а самих детей с растройствами называют «пришельцами из космоса», «инопланетянами», и «юными гениями» в той или иной области искусства или науки.

      Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения, однако мы и наши дети живем не в космосе, а на Земле, и в частности, в России. Детский аутизм — это тяжелое нарушение психического развития. Потому, на наш взгляд, родителям детей с аутизмом необходимо регулярно получать информацию, которая будет очень полезна в применении на практике. Нет сомнений, что без участия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Однако, вне зависимости от того, в какой степени развита система помощи таким детям (а в России ее в настоящее время фактически нет), их будущее в первую очередь зависит от родителей, от их активности и настойчивости, последовательности и терпения, от того, насколько действенна их любовь к своему ребенку.

      Детский аутизм и его основные признаки

      Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и затрагивает всю психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

      Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое: если ребенок с глухотой или недоразвитием речи (алалией) компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) дети либо игнорируют попытки взаимодействия с ними, либо активно отвергают и избегают их. Контакт с другим человеком если и устанавливается, то больше носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями, но особенно серьезно страдает нарушение социального взаимодействия. Самым различным может быть уровень интеллектуального развития, хотя примерно в 70-ти процентах случаев он оказывается сниженным.

      Под стереотипиями понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и др. могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И, наконец, как указывает МКБ-10, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

      Знакомство с основными признаками аутизма очень важно. Прежде всего необходимо знать, что отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об аутизме начинают думать всерьез только на основании задержки речевого развития, или, увидев однажды, как ребенок раскачивается в манеже. Так может быть и при аутизме, и при других расстройствах.

      Что должно настораживать в поведении ребенка в возрасте до двух лет:

      — не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»,

      — не откликается на имя при сохранном слухе,

      — обнаруживает дефицит совместного внимания (не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету),

      — не обращается за помощью,

      — не пытается чем-то поделиться,

      — использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

      Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к специалисту. Нельзя не отметить, что диагноз детского аутизма весьма труден: часто даже очень опытному и грамотному специалисту требуется достаточно много времени для наблюдений и анализа клинической картины, поэтому следует спокойно отнестись к назначению (и часто неоднократному) повторных приемов, иногда обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости, тяжелом недоразвитии речи, сложных дефектах, и без ясного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

      Диагноз и прогноз

      Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям необходимо осознать, что теперь они связаны с аутизмом надолго, может быть на всю жизнь, так как аутизм не проходит и не вылечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию, и в этой ситуации сделать можно многое, причем в конечном итоге от родителей зависит если не все, то почти все. Но чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

      Иногда в правильность диагноза родители не желают верить, и они идут к другому, третьему и т.д. специалисту. Это их право и в этом, наверное, есть свой смысл (по принципу «голова хорошо, две — лучше»), но нередко эти поиски приобретают хроническое течение, становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда, своеобразное вытеснение проблемы? Так или иначе, уходит то драгоценное время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты.

      Зачастую в других случаях, несмотря на столь серьезный диагноз, родители занимают позицию страуса и словно не замечают трудностей ребенка, объясняя нарушения общения, речевые трудности, проблемное поведение (крики, негативизм, избирательность в бытовых проблемах и др.) проявлениями индивидуальных особенностей характера и личности, отражением своеобразия, оригинальности, особых наклонностей и талантов. Это может быть отчасти верным, но по существу, то же, что и в предыдущем варианте: если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша для подростка становятся уже нелепыми и неадекватными, а вот изменить что-то становится намного труднее, если вообще невозможным.

      Вполне естественным является то, что в первую очередь родителей волнуют вопросы прогноза: «Что будет с ребенком?», «Сможет ли он учиться в школе?», «Сможет ли создать семью?» и даже «Будет ли водить машину?» и т.п. Аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте давать конкретные ответы на вопросы такого рода, гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно, непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле (от «обязательно пойдет в школу» до «необучаем» или даже «сдайте его(ее) в детский дом»): Наблюдение, работа и терпение, еще раз терпение.

      Вместе с тем, — не в качестве прогноза, а из опыта — можно попытаться ответить на два вопроса, чрезвычайно волнующих родителей: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств: в наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации в условиях жизни в семье, и иногда это (уметь умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире) представляется не менее сложной задачей, чем подготовить ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос о школе, в традиционном для нас смысле, может и не возникнуть. Из-за неравномерности развития при аутизме и еще в большей степени из-за неправильного подхода к воспитанию, мы нередко получаем своеобразную «умную ненужность»: школьную программу ребенок хотя бы формально усваивает, но ни приготовить себе поесть, ни пойти куда-нибудь самостоятельно он не может, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Да, бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения в том, как эти знания применить.

      Тем не менее, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писательница Донна Уильямс (Австралия); закончили вузы и успешно работают некоторые наши бывшие воспитанники. Если же говорить о создании семей взрослыми людьми с аутизмом, то в случае легких форм расстройств семьи возникают довольно часто. Большинство детей от таких браков серьезными расстройствами не страдают, но при этом риск возникновения аутизма в потомстве все-таки выше, чем в других семьях: аутизм в очень значительной степени наследственно обусловлен. Потому в случае тяжелых форм расстройства вне зависимости от успеха коррекционной работы люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке и создание семьи маловероятно.

      О коррекционной работе

      Конкретные проблемы, выбор коррекционного подхода и тем более конкретных методик могут быть самыми различными, но можно все же выделить некоторые общие принципы.

      — Между родителями и специалистами должны установиться отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, но при сохранении достаточного уровня критичности.

      — Коррекция детского аутизма должна начинаться возможно в более раннем возрасте. До трех лет диагноз детского аутизма, как правило, не выставляется: при подозрении целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, занятия ничего, кроме пользы, ребенку не принесут.

      — Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение под присмотром специалиста во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно.

      — Детям с аутизмом трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, поэтому основные черты организации жизни ребенка в учреждении, которое он посещает, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими.

      — Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

      — Коррекционная работа должна быть достаточной по объему и системной: четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений и времени, в форме расписания.

      — При коррекционной работе формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

      В заключение хочется привести очень показательный пример. Алешу привели на консультацию, когда ему было 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипий. В анамнезе у некоторых родственников отмечены аутистические черты. Мальчик был консультирован детским психиатром и неврологом. Консультация показала наличие знаков органического поражения мозга, что было подтверждено магнито-резонансной томографией (киста в ткани мозга). Электроэнцефалография выявила наличие эпилептогенного очага. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи и организацию поведения.

      Организационно по окончании диагностического периода (около двух месяцев) маме (папа из-за занятости в воспитании Алеши участвует мало) была дана программа и инструкции по ее выполнению. Мама выполняла программу очень тщательно, при необходимости получала дополнительные консультации (очно или по телефону). Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Он стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что все это — благодаря прежде всего маме.

      На основании многолетнего опыта мы абсолютно убеждены, что если семья не мечется в поисках чуда, не ищет магов и волшебников, а активно участвует в коррекционном процессе, результаты его оказываются более благоприятными.

      serp.mk.ru

      Аутизм в объективе: один день Ильи

      Поделиться сообщением в

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      В преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля фотограф Наталья Харламова специально для Русской службы Би-би-си рассказывает о фотопроекте «один день Ильи».

      Эта история родилась из учебного задания в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, где я сейчас учусь.

      Для меня это был повод снять очерк о жизни Ильи, подростка с тяжелой формой аутистического расстройства, которого я знаю уже почти семь лет и притяжение к которому я чувствовала давно.

      Как проходит обычный день Ильи — с этого вопроса началась серия. Впрочем, я не ставила задачу зафиксировать и иллюстрировать все перемещения и действия Ильи в пространстве в течение одного дня.

      Главным для меня было визуально передать эмоциональную составляющую мира этого особого человека в рамках одного дня.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья с мамой по дороге в Москву

      Сейчас Илье 14 лет. Вместе с родителями и младшим братом он живет в городе Пушкино, Московская область.

      Три дня в неделю он ходит в местную школу-интернат, а два дня в неделю мама возит его в Москву, в Центр социальной реабилитации «Турмалин».

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья в автобусе

      Там в небольшой развивающей группе из 4-5 подростков с ментальными и психическими нарушениями в сопровождении нескольких педагогов Илья проводит целый день.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Приветствие в развивающей группе Центра социальной реабилитации «Турмалин»

      Обычные повседневные действия — поесть, помыть посуду, погулять — в «Турмалине» чередуют с развивающими занятиями, играми и, главное, общением. Взаимодействие с людьми и окружающим миром — самое сложное для людей с аутистическим расстройством, и это главная цель реабилитационной работы.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья убирает карточку на визуальном расписании в знак окончания занятия. Визуальное расписание помогает людям с аутизмом структурировать день и справляться с тревожностью

      Илья любит порядок. Причем не только в расположении вещей в пространстве, но и в последовательности действий.

      Это вообще свойственно людям с аутизмом. Нарушение привычной жизненной схемы может вызвать у человека с этим состоянием приступ паники.

      Даже если это что-то незначительное, типа незакрытой двери или отмены прогулки в урочное время.

      О любых изменениях привычного плана событий их родные или специалисты, работающие с ними, стараются предупреждать заранее, готовят к ним.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья с педагогом Центра «Турмалин» во время занятия

      Илья не разговаривает. То есть он умеет говорить, знает и понимает названия многих предметов. Но его речь — это, как правило, повторение, эхо сказанного другими людьми. Коммуникативная речь у него отсутствует.

      Коммуникация происходит на другом, несловесном уровне.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Педагоги отправляют Илью на следующее занятие

      Нужен ли день 2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме?

      Мне кажется, люди с аутизмом похожи на инопланетян, которых высадили на этой земле, причем сразу в центре какой-нибудь оживленной автомагистрали, и они не очень понимают, что происходит, почему и зачем.

      Слишком много информации сваливается на них, и они не знают, что с ней делать, как справиться с этим потоком.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья несет посуду на кухню после обеда

      Если представить себя в этой ситуации, то сразу понимаешь их инстинктивное желание спрятаться, защититься, начинаешь видеть причины поведения, которое поначалу может казаться неадекватным.

      Притом, что на контакт им выйти очень хочется, даже самым закрытым.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья с педагогом изучают пространство комнаты в Центре «Турмалин»

      Это начинаешь остро ощущать, когда проводишь с ними больше времени.

      И понимаешь сразу, что именно мы должны инициировать общение, чтобы помочь им приспособиться к окружающей жизни.

      Информация об аутизме дает нам больше понимания этих людей, помогает выстраивать контакт с ними.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Молитва после еды

      Все фотографии: Пушкино — Москва, ноябрь, 2016.

      Правообладатель иллюстрации Natalia Kharlamova Image caption Илья на прогулке в парке возле Центра «Турмалин»

      Все фотографии предоставлены фотографом Натальей Харламовой.

      www.bbc.com

    Это интересно:

    • Боязнь мелких отверстий Боязнь мелких отверстий объявили эволюционным пережитком Психологи из Университета Эссекса (Великобритания) предлагают остроумное объяснение трипофобии — боязни кластерных отверстий. Чтобы было понятно, трипофобы могут испугаться, например, лопающейся пены или шоколада с пузырьками. Боязнь множества маленьких […]
    • Анорексия атароксическая Все о нервной анорексии Нервная анорексия (anorexia nervosa) – это психическое расстройство, которое характеризуется отвращением к пище, страхом набора веса и сопровождается голоданием, истощением, потерей от 15 до 60% нормальной массы тела. Девушки в возрасте от 12 до 26 лет составляют 80% больных анорексией, […]
    • Синдром даун упражнения Игры и физические упражнения для детей с синдромом Дауна. Примерно один ребенок из тысячи рождается с синдромом Дауна. Это – тяжелая патология, которая замедляет не только интеллектуальное, но и физическое развитие человека. У 80 % «солнечных» детей пониженный тонус мышц и непропорциональное строение тела. В таких […]
    • Причины заикания у детей 3 лет Это статья №4 из серии "Нарушения развития речи у детей и их коррекция" Заикание (логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в […]
    • Просыпаясь утром у меня депрессия Просыпаясь утром у меня депрессия 22 октября 2014 г., 13:19 рассталась с человеком ,с которым общались и я любила его не взаимно,так сложилось я понимаю ,это жизнь ,он встретил другую . И вот в течении дня мне так себе нормально,живу ,занимаюсь делами,но по утрам меня ужасно мучает мысль о нем ,душа болит ,и так […]
    • Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников леонова с в Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников С.В. Леонова kimberly.vtachky.ru Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 9.3 mb Скачано: 505 раз Практическая психология. Книги - koob.ruКнига Дата Отзывы Автор; Турбо-суслик. Как прекратить . себе мозг и начать жить Психолого-педагогическая коррекция […]
    • Реабилитационный центр от алкогольной зависимости в уфе Лечение алкогольной и наркотической зависимости в Уфе Лечение алкоголиков в центре Реабилитационный центр «Сильное поколение» специализируется на лечении алкогольной зависимости в Уфе уже более 6 лет. Лечение осуществляется на основании лицензии № ЛО-02-01-003227 от 10 июля 2014 г. от Департамента здравоохранения г. […]
    • Аутизм плакат Новости Фонда: Инфосет «Обратите внимание: аутизм» теперь появился и в Иваново АНО «Центр помощи людям с расстройством аутистического спектра «Содействие» готово безвозмездно передать весь тираж в больницы, поликлиники и детские развивающие центры Комплект информационных материалов (инфосет) «Обратите внимание: […]