Аутизм взрослых что это за болезнь симптомы

Что такое аутизм у ребенка: причины

Еще несколько десятков лет назад аутизм считался редким недугом. Современные реалии жизни вносят свои неумолимые коррективы. По данным статистики, еще в 70-ых годах аутизм диагностировался у одного из 10 000 детей, сейчас такой патологией страдает один ребенок из 90. Как распознать аутизм, что это за болезнь, симптомы и лечение, что делать родителям?

Аутизм – глубокое расстройство психического развития ребенка. Эта патология является самой загадочной и необъяснимой в многочисленном перечне душевных заболеваний. Особенно ярко проявляется болезнь в раннем возрасте. Ранний детский аутизм (РДА) изолирует малыша от общества, болезнь безжалостно выдергивает кроху из семьи, погружая его во мрак недуга.

Аутизм — дефицит социального внимания

Мир аутичного малыша

По мнению психиатров, реальность аутистов (их еще называют «дети дождя») представляет собой разрозненные детали. Как понять, что такое аутизм у ребенка: представьте, что окружающий мир состоит из разбитого калейдоскопа, где каждое стеклышко несет с собой частичку предмета.

Аутичный ребенок не способен объединить увиденное в единый образ. Человек представляется ему несвязанным набором, состоящим из рук, ног, носа, глаз, ушей, волос. Больной малыш не может отличить живые предметы от неодушевленных.

По данным статистики, аутичное расстройство поражает большей частью мальчиков (один случай на 50 мальчиков и 250 девочек). Эта болезнь имеет хроническое течение.

Маленький аутист приходит в ужас от любых внешних воздействий. Яркие цвета, освещение, звуки, прикосновения (даже самые нежные) вызывают у больного ребенка болезненный дискомфорт. Малыш стремится полностью уйти и спрятаться в свой внутренний мир.

Интеллектуальные способности

Как проявляется аутизм у ребенка в интеллектуальном плане? Аутичное расстройство затрагивает уровень мышления и негативно влияет на развитие интеллекта. Чаще у «детей дождя» отмечается легкая либо умеренная форма умственной отсталости.

Аутизм — болезнь XXI века

Такие дети не способны полноценно учиться. Порой бывает, что патология протекает с дополнительными проблемами, касающимися мозговой деятельности:

  • Эпилепсией.
  • Микро- и гидроцефалией.
  • Хромосомной аномалией.
  • В этом случае отмечается глубокая умственная отсталость, граничащая с олигофренией.

    При аутизме легкой формы интеллектуальное развитие вполне соответствует уровню здорового человека, а порой даже и превышает его. Для аутистов характерен избирательный интеллект.

    При избирательном интеллекте дети аутисты могут добиться феноменальных результатов в определенной тематике. Проявляется савантизм (явление, когда человек одарен в какой-либо одной области).

    Некоторые аутисты могут безошибочно сыграть любую мелодию, услышав ее один раз, другие по памяти рисуют сложнейшие технические схемы. В число известных аутистов входят Энди Уорхол, Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

    Пограничные аутичные состояния

    В психиатрии различают схожие с аутизмом психические патологии, отличающиеся различными проявлениями. Такие заболевания включены в список расстройств аутического спектра:

  • Синдром Аспергера. Легкая форма патологии аутичного спектра. Заболевание также негативно влияет на социализацию больного, но не полностью лишает ее. Малыш аспер может потерять заинтересованность к семье, но к дому привязанность остается.
  • Синдром Ретта. Особенность патологии кроется в деградации развития ребенка. Он нормально развивается до годика, затем приобретенные навыки (ползанье, гуление, умение сидеть, хватательные рефлексы) утрачиваются. Ребенок становится совершенно беспомощным. Синдром Ретта считается самым тяжелым проявлением аутичной патологии.
  • Атипичный аутизм. Начало развития болезни приходится на подростковый возраст ребенка. Патология характеризуется более мягким проявлением синдрома и отсутствием некоторых важных признаков аутизма.
  • HELLER (дезинтегративное расстройство). Первые симптомы появляются у малышей после 2 лет жизни. Ребенок постепенно погружается во внутренний мир, ухудшаются речевые навыки, падает уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей.
  • Чаще всего аутизм диагностируют у детей до 3—5 лет. Именно в этом раннем возрасте отмечаются первые яркие проявления болезни. В очень редких случаях аутистическое расстройство психики развивается в подростковом и взрослом периоде. Как распознать заболевание?

    Симптоматика патологии

    Чтобы вовремя выявить тревожную ситуацию, родителям следует внимательно наблюдать за малышом. Все нетипичные проявления поведенческих и коммуникативных реакций, несвойственных по возрасту, нужно обсудить с педиатром. Признаки раннего аутизма у детей проявляются в период с 1,5 до 2 лет.

    Признаки раннего аутизма

    Поведенческие проблемы

    Аутизму присущи следующие черты:

    Речевые дисфункции. Многие аутисты не разговаривают совсем, прочие обходятся парой-тройкой слов. Что должно насторожить родителей:

  • груднички не гулят, но издают одни и те же звуки;
  • первые три месяца жизни дети не так активны, как положено в их возрасте;
  • к годику не умеют улыбаться, не реагируют на свое имя, взгляд неосмысленный;
  • до двух лет обзаводятся очень бедным словарным запасом (знают слов 10—15), практически их не используют;
  • к трем годам не могут комбинировать слова и составлять предложения, но способны придумывать собственные обозначения предметам (неологизмы).
  • Аутисты не используют речь для общения. Такие малыши никогда не пользуются личными местоимениями, а о себе говорят только в третьем лице.

    Эмоциональные нарушения. «Дети дождя» при попытках разговора с ними никогда не смотрят в глаза собеседнику, эмоционально никак не реагируя. Такие симптомы аутизма очень расстраивают родителей, ведь малыши сопротивляются любым попыткам приласкать их, погладить, поцеловать.

    Маленькие аутисты подобны слепо-глухо-немым людям. Они не различают близких и не замечают, когда к ним кто-то обращается.

    Проблемы социализации. Больные малыши испытывают сильнейший, вплоть до болезненных проявлений дискомфорт, оказываясь среди сверстников. Маленькие недотроги убегают, пытаясь скрыться от ребячьего гвалта, панически боясь любого общения.

    Такие детки не способны выстраивать дружеские отношения, не понимая и не оценивая эмоции посторонних. Они прячутся, выбирая спасительное уединение, которое ограждает «детей дождя» от сильнейших переживаний из-за неумения общаться.

    Классификация аутизма

    Проявления агрессии. Аутичные малыши остро реагируют на малейшую неудачу и расстройства. Такие эмоции вызывают у них мощную истерику, вплоть до агрессивных проявлений. Агрессия чаще направлена на окружающих людей, в 20% случаях маленькие аутисты стремятся причинить боль себе.

    Незаинтересованность игрушками. Малыши с аутизмом не понимают, что делать с игрушками по причине неразвитого абстрактного мышления. Они не станут понарошку поить чаем (как можно размешивать несуществующую жидкость), не умеют представлять, что в руках не палочка, а пистолет.

    Аутисты умеют лишь копировать увиденные либо услышанные действия. Но могут использовать игрушки, правда, нестандартными способами: не возить машинку, как обычные дети, а педантично крутить одно колесо, не расчесывать кукле волосы, а однообразно поворачивать кукольную голову в разные стороны.

    Страх перед переменами. Поведение маленьких аутистов отличается однотипностью и одинаковыми повторами одного действия. У них присутствует очень развитая компульсивность (стереотипность). Таким детками важен привычный распорядок.

    Если что-то меняется в их привычном укладе жизни (переезд, перестановка мебели, даже игрушки, которые стоят не на своих местах), они реагируют бурными агрессивными истериками.

    Каждый случай аутизма индивидуален. Многие из симптомов могут и не отмечаться. Известны случаи проявления болезни в легкой форме. Такие люди успешно учатся, работают, заводят семьи.

    Физиологические признаки

    При диагностике аутизма учитываются не только поведенческие признаки патологии. Отмечаются и иные расстройства: физиологические и физические. Они не всегда встречаются при заболевании, но тенденция к их развитию при аутичных состояниях присутствует:

  • падение иммунитета;
  • судорожные проявления;
  • проблемы в работе поджелудочной железы;
  • недуги ЖКТ (раздраженный кишечник, грибковые заболевания);
  • обострение либо притупления сенсорных реакций (кожного восприятия).
  • Памятка для взрослых

    Если вы стали свидетелем необузданной агрессии, истерики у чужого ребеночка, знайте, этот малыш может быть болен аутизмом. Ведите себя в таких случаях предельно тактично и вежливо с родителями маленького агрессора:

  • сохраняйте спокойствие;
  • предложите свою помощь;
  • проявите максимальное внимание;
  • не критикуйте малыша и его родителей;
  • уберите из зоны видимости ребенка опасные предметы;
  • не смотрите на кроху слишком пристально, это еще больше его напугает.
  • К сожалению, стать свидетелем такой ситуации в современном мире можно все чаще. Количество заболеваний растет, что вызывает серьезную озабоченность врачей. Ведь истинные причины патологии до сих пор не выявлены.

    Что приводит к развитию аутизма

    Ученые, долгое время изучавшие проблему, сходятся лишь в одном: причины аутизма у ребенка складываются из набора комплексных факторов. Единственного виновника искать здесь бессмысленно. У «детей дождя» все в порядке с внешностью, мозг не имеет явных отклонений при рождении. Беременность у матерей протекает вполне благополучно.

    Риск появления аутизма повышается в несколько раз при наличии у ребенка либо у беременной матери сопутствующих заболеваний:

  • краснуха (инфицирование беременной);
  • туберозный склероз (обширное поражение нервной системы);
  • нарушение жирового обмена (риск аутизма возрастает, если мать страдает ожирением).
  • Причины возникновения аутизма у детей зависят и от наследственности. Генный фактор играет немаловажную роль в развитии болезни. Случаи семейных аутичных проявлений очень распространены.

    Лечение аутичных состояний

    Лечение аутизма – сложнейший и трудный процесс. Такая терапия изнурительная, она истощает организм ребенка нравственно и физически.

    Лечение аутизма — сложный и долгий процесс

    Родителям малыша следует морально подготовиться к длительным и далеко не всегда успешным процедурам.

    Применение медикаментов при лечении аутизма бесполезно. Лекарства лишь кратковременно купируют сопутствующие соматические симптомы (агрессию, бессонницу). Для лечения аутичных расстройств используют психиатрию и методы социальной адаптации.

    Главные правила, которым необходимо следовать родителям, кроются в выполнении следующих рекомендаций:

  • Лечение маленького аутиста проходит всегда и везде: в саду, на улице, в школе, в поликлинике, в гостях. Терапия будет состоять из регулярных, настойчивых повторений каких-либо фраз для закрепления определенных навыков. Даже, когда малыш запомнит правило, к нему предстоит много раз возвращаться для закрепления в сознании.
  • Родителям предстоит совместное посещение психолога. Ведь длительная терапия негативно сказывается и на состоянии самих родственников.
  • Для родителей очень важно суметь выкраивать время для собственного отдыха и восстановления сил. Предстоит трудная, многолетняя борьба за социализацию малыша.
  • Постарайтесь отыскать высококвалифицированного специалиста в области психиатрии. Реабилитировать такого ребенка под силу только опытным врачам.
  • Для малыша важен единственный выбор лечащего медика – смена человека не пойдет ему на пользу, а только ухудшит состояние.
  • Основное лечение аутиста проходит по индивидуально разработанной методике, которой родители должны строго следовать.
  • Хорошую пользу в терапии играют домашние животные со спокойным нравом. Помогают посещения дельфинария, ипподрома, контактного зоопарка.
  • Найдите в пределах города таких же родителей. Общение с людьми, которые находятся в подобной ситуации, придает сил и энергии для борьбы с болезнью.
  • Установите своему малышу строгий распорядок дня и старайтесь не менять его.
  • Никогда не повышайте на ребенка голос, часто зовите его по имени – старайтесь овладеть и подчинить себе его внимание.
  • Не изменяйте привычную для малыша домашнюю обстановку.
  • И не ждите положительного результата через неделю, месяц, даже год. Лечение аутизма продолжается всю жизнь человека. Некоторые детки уже спустя 3—4 месяца радуют близких явными сдвигами – начинают идти на контакт. А у других положительная динамика не отмечается и спустя десятилетия.

    Помните, чем раньше выявить патологию, тем успешнее будет реабилитация. Прогрессивные результаты зависят от того, в каком возрасте проявляется аутизм у ребенка.

    Обращайте внимание на поведение своего малыша, при любом тревожном симптоме, консультируйтесь с врачом. Поводом для его посещения должны служить даже малейшие нарушения речи и моторики. В этом случае лучше перестраховаться, чем потом «кусать локти».

    ktovdepressii.ru

    Аутизм у детей

    Аутизм – что это за болезнь?

    В наши дни проблема аутизма стала подниматься в средствах массовой информации, в некоторых семьях дети-аутисты уже выросли и вышли во взрослую жизнь. В сети есть информация о том, что дочь Игоря Крутого, Саша, больна аутизмом, а в передаче Андрея Малахова “Пусть говорят” о такой болезни у своей дочери откровенно поведала оперная дива Анна Нетребко.

    Описать аутизм довольно сложно. Его проявления настолько многолики, что с трудом поддаются систематизации. Причины болезни по настоящее время наукой не раскрыты и продолжают изучаться. Предположительно заболевание обусловлено рядом генных мутаций. Единого определения болезни тоже нет.

    Поэтому, говоря о том, что такое аутизм, простыми словами, можно предположить, что это нарушение развития человеческой психики. Данное расстройство влияет на мыслительные и поведенческие реакции пациентов в целом.

    Как будет формироваться личность с признаками этой болезни – процесс непредсказуемый. Его проявления могут затронуть только одну сферу сознания людей или поразить абсолютно все мыслительные, коммуникативные и поведенческие функции.

    Известные аутисты

    История знает людей-аутистов – известных личностей, – которые внесли в нашу науку и культуру свой неоценимый вклад.

    Это знаменитый музыкант — Вольфганг Амадей Моцарт, писательница —Джейн Остин, предприниматель, создавший компанию Майкрософт — Билл Гейтс, математик — Мария Кюри, художник — Винсент Ван Гог, физик — Альберт Эйнштейн.

    Такие люди равнодушны к общепринятым ценностям и социальной жизни, они мало разговаривают и сосредоточены на каком-то деле или идее.

    Их жизнь “кипит” внутри сознания, они с трудом концентрируют внимание на внешних обстоятельствах. У детей заметить проявления аутизма гораздо сложнее.

    Аутизм у детей: признаки, симптомы

    Впервые свою классификацию клинических проявлений болезни у детей предложили английские психиатры Лорна Винг и доктор Джудит Гульд (1979).

    Они изложили свое видение базовых признаков детского аутизма:

    1.Низкий уровень освоения коммуникативных навыков (обедненная речь, стремление изолироваться от общества сверстников и взрослых);

    2. Игры с повторяющимися ритуальными (стереотипными) действиями (движениями);

    3. Замедленные реакции на внешние раздражители.

    Для диагностики признаков аутизма у детей 2-х лет подходящим является только 2 и 3 критерий, так как определить нарушения в речевом развитии на данном этапе очень сложно, оно только начинается.

    Поэтому особое внимание уделяется таким явлениям как:

    стремление к упорядоченности, когда какое-либо изменение в режиме дня или привычных играх вызывает нервную возбудимость, плаксивость и усиление двигательной активности у детей;

    нарушения крупной и мелкой моторики. У детей с аутизмом могут наблюдаться проблемы с движениями (ходьбой, способностью удерживать игрушки и предметы в руках, они не могут освоить примитивные нааыки рисования, лепки, аппликации).

    К признакам аутизма у детей 3-х лет относятся различные нарушения речи. Критерии их оценки по сравнению с нормой становятся доступны по достижению именно этого возраста. Их используют у более старших детей, у подростков и взрослых.

    1. Экспрессивность. Многие больные обладают обширным запасом слов и могут хорошо выражать свои мысли. Другие говорят заученными фразами, отвечают на вопросы где-либо услышанными словесными шаблонами. Может быть и так, что больные совсем не разговаривают.
    2. Восприятие чужой речи. Эта функция может быть хорошо развита, а может быть затруднена. Дети могут реагировать на обращение к ним спустя длительное время, им могут понадобиться дополнительные способы ее передачи: рисунки, жесты или определенная мимика лица.
    3. Коммуникация. Большинство пациентов испытывают трудности с вхождением в социум и обладают узкими навыками общения с окружающими. Но, у некоторых больных таких проблем нет, они свободно чувствуют себя в массах, могут общаться на разные темы, открыты и умеют давать обратную связь. В данном случае, аутист это человек, который производит впечатление полиглота, выдать его может привязанность к одной теме и избегание контакта глазами с собеседниками.

    Некоторые пациенты с аутизмом могут подробно описывать свои ощущения, поэтому спектр проявлений болезни существенно расширяется:

    1. Сфера ощущений. Больные жалуются на обостренную реакцию к звукам, запахам, прикосновениям, образам.
    2. Сфера внимания. Часто пациенты не могут сосредоточится на нескольких раздражителях, то есть для них невозможно одновременно воспринимать изображение и звук, например, при просмотре телепередач они или рассматривают зрительные образы, не обращая внимание на звук, или только слушают, игнорируя транслируемые изображения. Наряду с этим, у них может прогрессировать повышенное внимание к деталям, они мгновенно замечают перестановку предметов, изменения мимики близких людей.
    3. Сфера восприятия. Ребенок-аутист с признаками нарушения анализа информации и образов, поступающих из внешней среды иногда не может “терпеть” изменения планов. Он сразу теряется, не понимая, что ему делать. Для него невозможно предвидеть грядущие события и изменить свое поведение в соответствии с ними.
    4. Сфера деятельности. Пациенты привязаны к выполнению определенных ритуалов или повторяющихся действий. Любой сбой в таком поведении приводит к повышению тревожности.
    5. Сфера мышления. Интеллект у людей-аутистов может быть очень высоким или сниженным, вплоть до умственной отсталости. Абстрактные вещи они воспринимают с трудом. Например, фразы: “Дружба крепкая” или “Вечная любовь”, “Бедные люди”, “Держи рот за зубами” и т.п. не могут восприниматься ими в истинном смысловом значении. Сознание таких больных может быть полностью занято одной мыслью или идеей, большую часть времен они посвящают размышлениям или разговорам о ней. Психологическая диагностика расстройства

    Клинических методов подтверждения этой болезни нет. Используются только наблюдение и специальные опросники.

    Такой тест на аутизм у детей, как АТЕК или шкала CARS помогает уточнить и подтвердить диагноз.
    В практике психиатрии используют также следующие методики: Aspie Quiz, шкала RAADS-R обнаруживают характерные признаки аутизма у всех возрастных категорий; торонтская методика определяет нарушения в когнитивно-аффективной сфере; исследование ТAS20 позволяет выявить патологии вербального общения, недостатки чувственного восприятия.

    Есть и другие тестовые исследования, которые оценивают множество различных критериев заболевания по степени их выраженности.

    Оценку производят по таким параметрам, как:

    – способность к зрительному контакту;
    – боязнь внешних раздражителей;
    – отстраненность от социальной жизни и потеря интереса к окружающему миру;
    – сложности в общении и выражении эмоций;
    – способность к имитации, обучению;
    – развитие речевых навыков и самоконтроля за поведением;
    – желание и умение общаться с окружающими.

    Тест на аутизм у детей

    С помощью небольшого тестового задания можно повести исследование в домашних условиях.

    Оно поможет выявить признаки заболевания у детей-аутистов, подскажет как распознать ранние симптомы этого психического расстройства.

    Для этого необходимо ответить на некоторые вопросы:

    1. Умеет ли ваш ребенок быстро концентрировать внимание и переключать его с одного предмета на другой, активно ли реагирует ли на интересную информацию?

    2. Своевременно ли окликается ли на обращение к нему, выполняет ли ваши задания?

    3. В арсенале вашего ребенка много разнообразных игр ? Он легко осваивает новые занятия?

    4. Любит ли ваш малыш общество сверстников или новые знакомства?

    5. Хорошо ли двигается ваш ребенок? У него нет неуклюжести? Он легко овладевает и пользуется предметами быта?

    6. Ваше чадо нормально реагирует на смену привычной обстановки, не закатывает истерики и не бьется головой о стену, если нужно выйти из дома?

    Если на все вопросы вы ответили утвердительно, то признаков аутизма у вашего ребенка нет. Если — отрицательно , то это повод пройти тщательное обследование у детского психотерапевта или психиатра.

    Также предлагаем свериться по следующей схеме:

    Лечение аутизма у детей

    Болезнь остается малоизученным явлением, и даже вопрос о терапии не актуален для некоторых родителей. Они считают ошибочным вмешательство в такое необычное развитие собственных детей и отстаивают позицию принятия их такими, какие они есть.

    Однако, психиатрическая практика накопила достаточно способов для уменьшения признаков аутизма и способов адаптации таких людей в обществе. Принятие решения для коррекции этого состояния полностью ложится на плечи близких людей больного.

    А заподозрить аутизм у детей и выявить его признаки по фото сможет только квалифицированный специалист, но в любом случае тактику лечения врач выбирает после ряда очных консультаций.

    Итак, терапия этого психического расстройства заключается в проведении ряда лечебных мероприятий:

    организация занятий по поведенческой терапии (групповых, индивидуальных на дому, школьных, с позитивной поддержкой, с элементами обучения социальным навыкам или вербальным реакциям);
    АВА-терапия для аутистов. С чего начать ее применение решает психотерапевт или врач психиатр, после анализа состояния пациентов, тренинги индивидуального или группового плана по этой методике позволяют освоить пациентам новые для них способы жизни в социуме;
    общение с животными, в том числе посещение занятий по дельфинотерапии;
    организация арт-терапии (лечение музыкой, танцами, рисованием и другими методами), трудотерапии, релакс-терапии.

    Медицинские техники лечения включают:

    – применение диет (без-казеиновая и без-глютеновая, кетогеническая);
    – прием седативных поепаратов, курсы Магнезии;
    – витаминотерапию;
    – иглоукалывание;
    – массаж.


    psihbolezni.ru

    Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

    Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

    Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

    Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

    Что это такое?

    Аутизм — это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

    Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

    Причины аутизма

    Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

    Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    • инфицирование матери краснухой в период беременности;
    • хромосомные аномалии;
    • туберозный склероз;
    • ДЦП;
    • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.
    • Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

      Как аутичный ребенок воспринимает мир?

      Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

      Симптомы аутизма у ребенка

      У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

      Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

      Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

    • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
    • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
    • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
    • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
    • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
    • Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

    • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
    • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
    • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
    • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
    • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
    • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
    • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
    • Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

    • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
    • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
    • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
    • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
    • Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

      Аутизм у ребенка старше 11 лет

      Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

    • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
    • дефицит внимания;
    • бесцельные сложные движения;
    • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
    • непонятные страхи также имеют место;
    • гиперактивность;
    • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
    • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
    • агрессия, направленная на себя.
    • Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

      Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

      Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

    • Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
    • Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
    • Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
    • В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
    • У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

      Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

      В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

      1. Ребенок крайне редко улыбается;
      2. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
      3. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
      4. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
      5. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
      6. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
      7. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.
      8. Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

        Уровень интеллекта при аутизме

        Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

        Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

        Степени тяжести

        Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

        Диагностика аутизма

        Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

        Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

        Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

      9. осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
      10. ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
      11. УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
      12. проведение тестов со специальными опросниками.
      13. Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

        Лечение аутизма

        Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

        Принципы воспитания ребенка-аутиста:

      14. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
      15. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
      16. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
      17. На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

        Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

        Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

      18. медикаментозное лечение;
      19. безглютеновая диета;
      20. иппотерапия;
      21. поведенческая терапия;
      22. музыкальная терапия;
      23. игротерапия;
      24. ЛФК;
      25. дельфинотерапия;
      26. массаж.
      27. Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

        Что делать?

        Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

      28. Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
      29. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
      30. Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

        Обучение ребенка-аутиста

        Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

        Наиболее распространенные учебные программы:

      31. «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
      32. «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
      33. Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
      34. Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
      35. «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
      36. Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
      37. Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

        Прогноз при аутизме

        Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

        Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

        Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

        medsimptom.org

    Это интересно:

    • Занятия психолога для детей с синдромом дауна Занятия психолога для детей с синдромом дауна Просмотров научной работы: 7767 Комментариев к научной работе: 9 Поделиться с друзьями: Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs […]
    • Заикание проходит ли Заикание не проходит само по себе. Заикание - общее название для различных нарушений ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 - 90 процентов пациентов оно начинается в 2 - 4-летнем возрасте, т. е. в момент […]
    • Депрессия и восприятие Близкие люди Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половина горя. Русская пословица Во время глубокой депрессии очень трудно общаться с людьми, поэтому многие рвут связи с окружающим миром и остаются в одиночестве. Но может быть в вашей жизни есть один или несколько близких людей, способных […]
    • Детский аутизм статьи Детей с ранним детским аутизмом врачи называют особенными. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился. В связи с неоднозначными […]
    • Говорим и показываем все выпуски про анорексию Говорим и показываем все выпуски про анорексию Весной этого года на НТВ в выпуске программы «Говорим и показываем» рассказали о 17-летней тамбовчанке Юлии Москвиной, которая страдает анорексией и при росте 162 сантиметра весит 23 килограмма вместо 50 килограммов два года назад. Родители Юлии обратились за помощью к […]
    • Ранній дитячий аутизм ранній дитячий аутизм При синдромі раннього дитячого аутизму (РДА) порушується можливість взаємодії дитини з навколишнім світом, і насамперед з іншими людьми. Вимушена самоізоляція призводить до порушення розвитку емоційної сфери, мови, когнітивних функцій, психіки в цілому. Зустрічається дитячий аутизм досить часто, […]
    • Сонник стресс «Стресс к чему снится во сне? Если видишь во сне Стресс, что значит?» К чему снится Стресс:толкование сна по 90 сонникам Новейший сонник Стресс — известие, которое потрясет и вызовет у вас шок. Цыганский сонник Стресс — предупреждение о том, что наступает полный упадок сил, физическое и умственное расстройство. […]
    • Психологические факторы риска психических расстройств Психические расстройства – факторы риска Несмотря на то, что психические расстройства – распространенное явление, их первопричины до сих пор устанавливают посредством научных исследований и дискуссий. Врачи-психотерапевты убеждены в том, что на склонность к психическим расстройствам влияют генетический факторы […]