Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу

Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу»

Чтобы уметь плавать, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву.
Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное, эмоциональное равновесие в сложных ситуациях.
В процессе систематических аутогенных тренировок состояние душевного равновесия достигается быстрее, удерживается дольше, становится привычным и со временем переносится в реальную жизнь.

Этот сеанс прослушивается после неоднократной отработки первого сеанса «Расслабление и релаксация».
Настоящее занятие поможет вам сформировать качества спокойного, уравновешенного, уверенного в себе человека, поможет приобрести эмоциональную устойчивость, которая является главной защитой от психосоматических заболеваний.

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции человека».
(Альберт Эйнштейн)

ВОПРОСЫ (ответы в буклете)
1. Зачем нужна Аутогенная Тренировка?
2. Как действуют отрицательные эмоции?
3. Какая отрицательная эмоция наиболее неблагоприятна для здоровья?
4. Как прослушивать Аутогенную Тренировку № 2?
5. Как использовать АТ для повышения работоспособности?
6. Что такое навык?
7. Зачем человеку нужен навык эмоциональной устойчивости?
8. Насколько безопасно использование аудио-тренажёров?
9. Каковы преимущества аудио-тренажёров перед психологическими тренингами?
10. Структура Аутогенной Тренировки №2 «УРАВНОВЕШЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ».
11. Можно ли надиктовать аутогенные тренировки самому?
12. Кто разработчик этих Аутогенных Тренировок?

Название: Аутогенная тренировка №2. «Уравновешенность и устойчивость к стрессу»
Авторы: проф. Востриков А.А., врач-психотерапет, проф. Табидзе А.А., психопедагог
Издательство: «ПСИХОПЕДАГОГИКА»
Год издания: 2008
Жанр: Психоактивная аудиопрограмма
Серия: Целительная Музыка
Исполнитель: Табидзе А.А.
Время звучания: 0:35:20
Формат: MP3, 256 Кбит/сек, 44 кГц, стерео
+ Буклет: PDF
Размер: 65,3 Мb

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Психические расстройства при боевом стрессе и их профилактика

Соколов Е.Ю., Паршин А.Н. (Москва)

Соколов Евгений Юрьевич

– кандидат медицинских наук, научный сотрудник отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ.

Паршин Алексей Николаевич

– кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отдела суицидологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ.

Аннотация. В статье говорится об отдаленных психосоматических осложнениях военнослужащих, побывавших в ситуациях боевого стресса. Для предупреждения и лечения выделенных вариантов постстрессовых психопатологических расстройств рекомендованы в мирное и в военное время кризисная психотерапия с целью выявления и стимуляции собственных резервных возможностей. Последние — преграда для постстрессовых расстройств людей опасных профессий. Описаны эффективные психотерапевтические подходы, которые можно использовать в мирное время, перед чрезвычайной ситуацией, в военный период, после выполненной боевой задачи.

Ключевые слова: постстрессовые расстройства, чрезвычайная ситуация, адаптация, истощение, саморегуляция.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Школа А.Г. Амбрумовой выделяла среди групп повышенного риска суицидального (в широком понимании — аутоагрессивного) поведения военнослужащих и сотрудников МВД. Показательно, что монография, посвященная превенции суицидов, вышла в ведомственной типографии [1]. Военнослужащий, выполняющий боевую задачу по обезвреживанию террористов, не зависимо от физической подготовки, своих личных качеств (душевность, стойкость духа в трудных жизненных ситуациях), сталкивается в большинстве случаев с стрессогенной ситуацией. Психобиологическая сущность боевого стресса заключается в перепрограммировании ресурсов человеческого организма на выживание в экстремальных жизнеопасных условиях. Этот процесс сопровождается напряжением адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые, будучи чрезмерно интенсивными и продолжительными, могут оказывать повреждающий эффект и становиться причиной стрессогенной дезинтеграции психической деятельности — боевой психической травмы. Особенности службы сотрудников спецподразделений — постоянные эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, требующие активизации всех жизненных ресурсов. В таких условиях сохранение психического равновесия является важнейшим условием сохранения боевой готовности и адекватного повседневного функционирования.

Разнообразные по форме и тяжести психо–невротические расстойства как следствие чрезвычайной психогении с угрозой для жизни наблюдаются и в России.

Из обследованных одним из соавторов (Е.Ю. Соколов) больных до 15% составляют сотрудники органов внутренних дел, воевавшие в Чечне, Дагестане и / или продолжающие служить там по выписке из главного госпиталя МВД. Чем дольше ветераны испытывали психоэмоциональные нагрузки и более интенсивно воздействие психогенного фактора реальной угрозы, тем тяжелее последствия для психического состояния у них обнаруживались. Даже через 4–5 месяцев после завершения боевых действий у ветеранов отмечался значительный уровень нервно–эмоционального напряжения и тревоги. У этих же ветеранов Чеченской войны в зависимости от преморбидных особенностей личности отмечаются разнообразные реакции на стресс. Проявления постстрессового расстройства носит затяжной характер: 2–6 месяца после психотравмирующей ситуации. У большинства ветеранов психические расстройства могут маскироваться соматическими заболеваниями. Типичны невротические реакции, неврозы, психопатоподобное поведение, депрессивно–тревожные состояния вплоть до суицидальных тенденций. В ряде случаев в отдаленных периодах манифестируют и эндогенные заболевания. При сочетании острой психогении с черепно–мозговыми травмами или их последствиями наблюдаются эпилептиформный синдром с мнестико–интеллектуальными расстройствами разной степени выраженности. Для стеничных, гипертимных личностей характерна тенденция после психотравмы к преодолению стресса, высокая степень компенсации. Психастеники, ананкасты, сензитивные шизоиды отличаются длительной пролонгированной реакцией на стресс, невысоким уровнем жизненной компенсации. Личностям истерического типа характерны психопатоподобные реакции, чаще возбудимого типа со склонностью к злоупотреблению психоактивными веществами, с низкой социальной адаптацией, стремлением вновь пережить стрессовую ситуацию. Пребывание военнослужащих в экстремальных, (боевых) условиях приводит к эмоционально–психическим переживаниям, чаще — в отдаленном периоде. Для многих участников боевых действий долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование «внутри войны». В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в войне несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами. Целый ряд боевых рефлексов вырабатывается специально при подготовке новобранцев для облегчения их адаптации в бою. Так, военнослужащих обучают отвечать на возникновение страха агрессивным поведением. Данный навык автоматизируется.

Травматический опыт, сопряженный с интенсивными эмоциями, становится источником развития посттравматических расстройств (ПТСР). В экстремальных условиях сотрудник спецподразделения испытывает эмоциональное напряжение, как состояние активной готовности к выполнению боевого задания в условиях экстремальной ситуации, к которой он готов всегда, в том числе и на протяжении длительной напряженной ситуации. Но, как показывают наблюдения, в том числе и из личного опыта (неоднократное оказание помощи жертвам терактов, ЧС, работа с людьми опасных профессий) перенесенные психотравмирующие воздействия, а тем более следующие один за другим, вызванные участием в чрезвычайных ситуациях, в боевых операциях, во многих случаях не проходят бесследно для психического состояния участников. В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение. Анализ изменений психологических особенностей личности в процессе адаптации к экстремальным условиям деятельности и воздействию психогенных факторов витальной угрозы свидетельствует о том, что изменение структуры психологических характеристик в основном носит негативный характер. Чем более длительность психоэмоциональных нагрузок и более интенсивно воздействие психогенных факторов реальной угрозы, тем более тяжелы последствия для психического состояния военнослужащих. У подавляющего большинства из них уровень удовлетворительной адаптированности к воздействию факторов реальной витальной угрозы не достигается, а эффективность деятельности в подобных условиях определяется уровнем психических и физиологических резервов. «Ценой» эффективности военно–профессиональной деятельности в экстремальных условиях является истощение функциональных резервов организма, а также возникают разнообразные астено–невротические состояния, значительная астенизация и психопатизация личности. Постепенно развивается синдром выгорания, охватывающий эмоциональную и физическую структуры организма. Нередко одновременно и его составной частью, и закономерным следствием является личностная, профессиональная, дезорганизующая деформация участника боевых действий. Частым проявлением нарастающих личностных изменений является появление в характере человека, в прошлом (до его столкновения с чрезвычайными психотравмирующими ситуациями) уверенного, целеустремленного, знающего себе цену, перспективного, неуверенности в себе, завтрашнем дне, снижении социальной значимости, сужения круга общения. Эти характерологические изменения обусловлены и сопровождаются аффективно–депрессивными проявлениями разной степени тяжести. Указанные эмоциональные нарушения достигают нередко у ветеранов боевого стресса завершенных суицидальных попыток, а также проявляются в возникновении алкогольной зависимости, различных асоциальных и антисоциальных проявлений. ПТСР вызывает уменьшение гиппокампа структуры мозга, которая участвует в механизмах памяти и эмоций. Исследования британскими и американскими учеными соответственно детей и ветеранов боевых действий показали, что уменьшение гиппокампа повышает вероятность развития ПТСР, но не наоборот. Субъект, перенесший стресс, становится тревожным, неуверенным. Чем дольше психотравмирующая ситуация, тем более устойчивыми становятся эмоциональные, характерологические, поведенческие расстройства, внедряются в наследственный аппарат пострадавшего. В случае появления у него потомства эта патологическая информация передается ребенку и может манифестировать при неблагоприятных каких-либо жизненных, функциональных ситуациях в форме различных эндогенных расстройств.

Начало нарушения механизмов психической регуляции в условиях военных, чрезвычайных ситуаций происходит на этапе непосредственных этих ситуаций. Основное негативное психическое состояние у участников боевых действий отмечается после снижения интенсивности действий или их прекращениями и проявляется в виде состояний:

1. Упорное повторение травматического события в виде периодически повторяющихся воспоминаний, образов, мыслей. Навязчивые образы возникают непроизвольно, из подсознания. Возникает обостренное чувство незащищенности, беспокойства и ощущение невозможности управлять своим психическим состоянием.

2. Избегание ситуаций ассоциированных травмой: людей, разговоров, связанных с травматическим событием. Обнаруживается психогенная амнезия (неспособность вспомнить важные эпизоды психотравмирующего события). Отмечаются случаи «вины выжившего» — чувство вины из-за того, что выжил в то время, как товарищи погибли. Отмечаются приступы самоуничижения.

3. Постоянная повышенная возбудимость, проявляющаяся в нарушении сна, раздражительности или вспышках гнева, трудности сосредоточения, чрезмерной настороженности, повышенной реакции вздрагивания.

Среди участников экстремальных боевых ситуаций долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование во время операции. В условиях смертельной опасности у людей меняется восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в боевой операции несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами.

С целью предотвращения, снижения случаев возникновения указанных серьезных психо–невротических расстройств у сотрудников спецподразделений вследствие их столкновений с жизненно–опасными психотравмирующими ситуациями в их подготовке к будущей опасной работе необходимо привлекать активно не только психологов, но и врачей психотерапевтов с психиатрическим опытом работы.

Врач обязан предусмотреть у человека ранние или поздние эмоционально–психические последствия какой-либо стрессовой ситуации. Это проводится за счет знания врачом о наличие у каждого множества глубоко заложенных в каждой личности резервных возможностей, которые врач с помощью адекватно подобранных психотерапевтических методик помогает человеку выявить у себя, а затем использовать их с целью предупреждения каких-либо внешних, внутренних конфликтов, нервно–психических расстройств. Эти же методики, множество раз отработанные в спокойных ситуациях человеком как с участием специалиста, так и самостоятельно, при использовании их в рабочих экстремальных ситуациях помогут сотруднику опять же справиться с той или иной эмоциональной нагрузкой, принять правильное решение в боевой обстановке. В случае необходимости использования психофармакологических медикаментозных средств больному (острые эмоциональные панические, тревожно–депрессивные, шоковые, истерические и другие ситуационно обусловленные расстройства) психотерапевт адекватно состоянию использует их, но при отсутствии противопоказаний применяет одновременно и психотерапевтические мероприятия. Последние, после окончания лекарственного лечения, продолжают использоваться, но уже как ведущий метод лечения, направленный на появление, закрепление состояния уверенности сотрудника в себе.

Существуют психотерапевтические приемы, помогающие человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации, после нее облегчить свое напряженное эмоционально–физическое состояние и предотвратить (снизить) последствия стресса тем более, если во время подготовки к столкновению с чрезвычайными ситуациями систематически с врачом и самостоятельно занимался психорегуляцией. Эмоционально–волевая устойчивость может рассматриваться как важнейший показатель психологической подготовки сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях подходящее для успешной работы психическое состояние. Эмоционально–волевая устойчивость проявляется в отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки; натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях; умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям; умении вести напряженную психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению преступлений; умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Для тренировок один из соавторов (Е.Ю. Соколов) использует следующие релаксационные методы, включающие дыхательные упражнения [2; 3].

Прогрессирующая релаксация. Сотрудник располагается в удобной позе — сидя на стуле, в кресле, руки на коленях, подлокотниках, стопы плотно соприкасаются с полом, колени несколько под тупым углом, голова удобно соприкасается со спинкой кресла или опущена вперед и вниз, при возможности, поза — лежа, ноги при этом несколько расставлены (под коленями может быть валик), глаза закрыты. Дыхание выравнивается, успокаивается. Вкратце предварительно дается информация о методе лечения, который будет проводиться. По команде специалиста сотрудник делает глубокий короткий вдох, а на последующем медленном его глубоком выдохе врач говорит, что снимается напряжение с мышц головы. Сотрудник вслед за врачом про себя мысленно проговаривает эту фразу. Затем — снова глубокий короткий вдох с последующим глубоким медленным выдохом и снятием напряжения с мышц лица. И на каждом последующем выдохе снимается напряжение последовательно сверху вниз по всему организму. После сеанса предлагается открыть глаза и дать вслух обратную связь — сообщить о своих ощущениях.

Дыхание как средство саморегуляции. В практике показывает себя прием дыхание на счет. Необходимо дышать на счет. Когда необходимо активизироваться, поднять эмоционально–мышечный тонус, на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 — выдох, затем на 1,2,3,4,5 — вдох, 1,2,3,4,5 — выдох, и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Для получения состояния спокойствия начинают вдохи и выдохи с 12 и постепенно укорачивают их до 4. Дыхание урежается, напряжение спадает.

Задержка дыхания. Для снятия острого нервного напряжения делается глубокий вдох и дыхание задерживается на 20–30 секунд. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.

Умение представить себя камнем, которому, в какой-бы ситуации он не находился, всегда безразлично, что бы вокруг него не происходило. С закрытыми глазами молча представить себя камнем и спокойно созерцать это представление. Упражнение дает возможность сотруднику из тревожного состояния перейти в более уравновешенное, спокойное с целью выхода из сложившейся особой ситуации.

Использование самоприказов. Дисциплинированный сотрудник может хорошо управлять собою с помощью внутренних самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!», «Терпи!», «Работай!», «Вперед!» и т.п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге вырабатывается своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится пусковым стимулом. Удобно объединяются самоприказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед! Или «Я справлюсь с этой задачей! Смелее!».

Психотерапевтические приемы одного из соавторов (Е.Ю. Соколов) привели к улучшению психического состояния жертв ЧС (теракты в Москве в 2004 г. — аквапарк, метро «Автозаводская», «Рижская», в Беслане — в командировках почти сразу после теракта и через 5 месяцев после психотравмы, работа с жертвами после пожара в Перми в 2009 г., при работе с сотрудниками МВД, спецназа). Во время психотренингов достигается субъективное и объективное состояние духовного, душевного, физического комфорта. Использованы аутогенная тренировка по Джекобсону, ускоренная прогрессирующая релаксация, самогипноз, гипноз, аутогенная тренировка по Мюллеру–Хаггеману, индивидуальная и групповая психотерапия, терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия. У большинства больных, побывавших как в горячих точках, так и в госпитале, у воинов, готовящихся к отъезду в горячие точки, отмечены достаточно неплохие результаты при использовании ускоренной прогрессирующей релаксации, о технике которой сказано выше. Методика проводилась и проводится мною следующим образом: во-первых, предпочитаю групповую психотерапию — от 2–3-х человек до 20–40 не только больных, но и здоровых людей, т.к. позитивные результаты психотерапевтического воздействия отмечаются лучше, чем при использовании индивидуальной психотерапии в связи с повышением внушаемости человека в группе за счет индуцирования его внушенным состоянием присутствующего здесь же другого участника группы. Группа располагается в удобной позе — сидя на стуле, в кресле, руки на коленях, подлокотниках, стопы плотно соприкасаются с полом, колени несколько под тупым углом, голова удобно соприкасается со спинкой кресла или опущена вперед и вниз, при возможности, поза — лежа, ноги при этом несколько расставлены (под коленями может быть валик), глаза закрыты. Присутствующим предлагается успокоиться. Вкратце дается информация о методе лечения, который будет проводиться с группой. По команде врача больные делают глубокий короткий вдох, а на последующем медленном (в 2–2,5–3 раза дольше вдоха) глубоком выдохе врач говорит, что снимается напряжение с мышц головы. Затем — снова глубокий короткий вдох с последующим глубоким медленным выдохом и снятием напряжения с мышц лица. И на каждом последующем выдохе снимается напряжение последовательно сверху вниз по всему организму. После проведенного сеанса присутствующим предлагается открыть глаза и поочередно дать вслух обратную реакцию — сообщить о своих ощущениях.

Вначале обучения, тем более при самостоятельном его повторении, любой метод будет занимать немало времени, пока обучающийся не сможет быстро им овладеть. А для этого необходимо систематическая, регулярная тренировка этим методом в самых разных условиях, позах — так же как спортсмен шлифует каждый прием для получения успеха в поединке с соперником.

Психотерапевтическая работа врача с сотрудниками обязательно всегда должна сочетаться с самостоятельными занятиями каждого сотрудника дома, на работе, в разных житейских ситуациях (после сна, перед сном, может быть, даже и в вертикальном положении, в общественном транспорте, за столом, уединившись, или при наличии каких-либо раздражающих факторов) для закрепления полученного при работе с врачом материала.

Знаниями психотерапевтических методик должны владеть не только врачи, но и сотрудники опасных профессий, спецподразделений, сначала под пристальным руководством врачей психотерапевтов, а потом — самостоятельно и, в первую очередь, руководители подразделений, отделов. Последние организовывают и контролируют практические знания саморегуляции своих подчиненных. Методы саморегуляции служат глубокой профилактической основой нервно–психического здоровья человека через грамотное, гармоничное взаимодействие его сознания с бессознательным, т.е. с его множественными ресурсными возможностями, о которых мы часто и не догадываемся.

В России военнослужащим много внимания уделяется со стороны психологической службы, которая имеется почти в каждом подразделении, учреждении. Но встает вопрос: «Почему же одновременно у данного контингента постоянно существует и не снижается проблема деформации личности, в том числе и профессиональной?». И среди опытных людей в погонах имеются вопиющие поведенческие отклонения, когда сотрудник или совершает суицидальную попытку, или представляет опасность или для своих коллег, или для мирных граждан. Можно назвать и ряд других проблем. Но главный ответ, на мой взгляд, один — крайне недостаточная не только психологическая подготовка защитников мирных граждан, но и фактически полное отсутствие профессионального внимания со стороны психиатров и психотерапевтов, знающих предполагаемые постстрессовые заболевания, умеющие их не только лечить, но и умело методично предупреждать. Психологическая служба такими функциями не уполномочена. Отсутствует необходимая организация правильного, грамотного взаимодействия врачей и военнослужащих, имеет место отсутствие у руководства понимания, нежелание понимать взаимодействия с психотерапевтической службой.

С 2007 г. в армии США учат солдат распознавать симптомы ПТСР и не стесняться обращаться за помощью. Обучение сначала проходят командиры, которые затем передают свои теоретически–практические знания подчиненным. Программа только укрепляет у солдат веру в себя и в командование, повышает боеготовность личного состава. Имеется полевой устав FM26–2, «Меры по предупреждению боевой психической травмы при боевых действиях». Аналогичные документы разработаны в полиции США, Австралии, Новой Зеландии, многих странах Америки и Западной Европы. Значимость проблемы профессионального травматического стресса понимается не только полицейскими и военными психологами и клиницистами, но и управленческим аппаратом, который выступает инициатором или поддерживает разработку специальных программ.

Отсутствие должного взаимодействия в России военнослужащих с профилактической, методической, систематизированной работой психотерапевтической службы — одна из основных причин разнообразных психосоматических заболеваний у сотрудников, преждевременной летальности, текучести кадров, низкой социально–личностного пенсионного уровня, внутренних и внешних конфликтов.

1. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М.: Изд. Академии МВД СССР, 1980. – 163 с.

2. Соколов Е.Ю. Метод последовательной релаксации в сочетании с медикаментозной терапией при оказании помощи родственникам погибших во время ЧС в Москве в феврале 2004 г. // Материалы 2-й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции. – М., 2004. – С. 124-125.

3. Соколов Е.Ю. Психотерапевтическая помощь жертвам террористического акта в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. – Т. 15, Вып. 3. – С. 61-62.

Ссылка для цитирования

Соколов Е.Ю., Паршин А.Н. Психические расстройства при боевом стрессе и их профилактика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (19). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

mprj.ru

Аутогенная тренировка no 2 Уравновешенность и устойчивость к стрессу

СЕКРЕТЫ АУТОТРЕНИНГА ШУЛЬЦА

Берлинский психиатр Йоган Шульц в 1932 году создал замечательную систему аутогипноза, которую он назвал «аутогенная тренировка». Прошло много лет, психотехника Шульца усовершенствована и сегодня применяется в следующих целях:

1. Повышение нервно-психической устойчивости в стрессовых и экстремальных условиях.

2. Повышение уровня сохранности и развития здоровья, уменьшения аварийности и травматизма.

3. Повышение качества и производительности умственного и физического труда.

4. Повышение качества учебы и сокращение сроков всех видов обучения.

5. Устранение психофизиологических причин отрицательного психолого-производительного климата на предприятиях и в организациях.

6. Повышение качества борьбы с вредными привычками, психологическими срывами, нервным и физическим переутомлением.

7. Профилактика нервно-психического напряжения и нервно-психических заболеваний.

Источниками аутогенной тренировки (АТ) можно считать три различных направления в истории человеческой культуры. Это приемы индийской народной медицины, учение о гипнозе и учение о самовнушении.

За последние 30 лет АТ получила очень широкое распространение как у нас, так и за рубежом в различных модификациях и вариантах. Интерес к методу, начиная с 50-х годов нашего столетия, неуклонно возрастает. Книга одного из создателей аутогенной тренировки И. Шульца (1884-1970 гг.) вышла в 1966 году двенадцатым изданием.

По его данным только в ФРГ не менее 15 000 человек с успехом применяют этот метод. В США число лиц, применявших аутогенную тренировку, достигало 1 000 000 человек.

В 60-е годы первые исследования по аутогенной тренировке появились в нашей стране; была переведена книга Клейнзорге и Клюмбиеса «Техника релаксации».

На IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров (1963 г.) аутогенная тренировка была рекомендована для включения в комплексную психотерапию: Симпозиум по аутогенной тренировке, проходивший в декабре 1967 года в Ленинграде, показал, что этим методом широко пользуются в ряде клиник Советского Союза.

На заседании Ленинградского общества невропатологов и психиатров, посвященном проблемам аутогенной тренировки (в сентябре 1970 г.), обсуждались не только терапевтические возможности метода, но и вопросы применения метода в комплексе профилактики профессиональных заболеваний на производстве, использования его в спорте и в психофизическом обучении военнослужащих.

Применение аутогенной тренировки в лечебных учреждениях за последние годы показало возможность использования ее в плане социально-профилактического аспекта психотерапии. Овладение собственными эмоциями, тренировка воли, памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой высшей Нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету – это именно те, вырабатываемые аутогенной тренировкой качества нервной системы, в которых нуждается каждый специалист, занятый в особенно сложных и напряженных по нервно-психическим условиям Профессиях. Отсюда вытекает очень важное прикладное значение аутогенной тренировки. Коррекция с помощью этого метода неблагоприятных индивидуальных психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, медлительность, снижение внимания и т.д.) и чрезмерных вегетативно-сосудистых сдвигов, наряду с психопрофилактической направленностью, может, несомненно, ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе «человек-машина».

Большой вклад в научное переосмысление теории АТ принадлежит таким крупным русским ученым, как Свядощ, Мясищев, Рожнов, Либих, Ромен, Беляев и др. Ведущие психотерапевты страны считают аутогенный тренинг одним из важнейших психотерапевтических методов. По АТ написано множество научных работ, статей, методических писем. Методу АТ обучают широкие массы населения, используя средства коммуникации: радио, телевидение, печать.

Что должен знать обучающийся аутогенной тренировке, приступая к занятиям?

АТ – очень важная психотерапевтическая методика. Это система саморегуляции различных психических и физиологических функций.

Рост популярности метода среди врачей различного профиля, все продолжающееся расширение сферы применения аутогенной тренировки объясняются тем, что главнейшее звено метода заключается в возможностях восстановления нервной регуляции многих физиологических процессов. Среди методов психотерапии аутогенная тренировка занимает особое место, так как, применяя ее, тренирующийся сам активно включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля.

Приемы АТ усваиваются в процессе систематических упражнений, что придает этой методике тренировочный характер. Поскольку такая тренировка немыслима без одновременного упражнения воли, ее следует признать и активирующей личность. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает АТ интеллектуальным и волевым процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.

С методической целью АТ условно делится на 4 фазы.

1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов;

2-я фаза – сюжетное воображение;

3-я фаза – самопрограммирование;

4-я фаза – закрепляющая.

Существенным соматическим компонентом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. АТ, позволяя добиваться эффективной релаксации (расслабления) мышц, одновременно приводит и к созданию у тренирующегося чувства покоя, внутреннего равновесия.

Известно, что мышечное напряжение является соматическим компонентом страха и других отрицательных эмоций. Напряженное лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «застывание», оцепенение, нервная дрожь – все это является симптомами психологического стресса. Повседневный опыт и научные наблюдения свидетельствуют о том, что выражение лица, обусловленное напряжением мимических мышц, меняется в соответствии с эмоциональным состоянием. Незначительные его сдвиги сразу же отражаются на ритме и амплитуде дыхательных движений. Примечательно, что расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности (например, расслабление мышц при улыбке). С другой стороны, произвольное расслабление мышц мы ежедневно используем для углубления отдыха, для ускорения засыпания. Мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну; оно отмечается также при пробуждении после освежающего сна.

Физиологическое значение релаксации мышц проявляется: как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность, и как подготавливающий фактор перехода от бодрствования ко сну.

Расслабленная мышца несет в мозг импульсы покоя. Человеческий организм является одной из наиболее совершенных саморегулирующих биологических систем.

Нервная система человека – это сложная высокая дифференцированная биологическая материя, она имеет два отдела: центральную нервную систему и вегетативную нервную систему.

Через центральную нервную систему человек может передавать свои волевые усилия, может по желанию встать, сесть, сделать любое движение, т.е. может управлять своей поперечно-полосатой мускулатурой.

Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы внутренней секреции, кровеносные сосуды и лимфатические сосуды, гладкую мускулатуру. Она также регулирует питание тканей и обмен веществ, и ныне считают, что эта ее функция является наиболее важной в деятельности организма.

Наша эмоциональная жизнь во многом зависит от состояния вегетативного отдела нервной системы, на который на первый взгляд невозможно воздействовать волевым усилием.

Попробуйте, например, приказать: «пусть сосуды на моей руке расширятся» – и ваш приказ не будет выполнен. Но если использовать обратное эмоционально насыщенное сравнение, то сосуды вам подчинятся! Например, используя фразу и образное представление: «моя рука опущена в теплую воду» – можно постепенно реализовать это ощущение.

Важно то, что это не просто субъективное чувство, а объективная физическая сосудистая реакция, которую надо исследовать. Опыты показали, что температура при этом повышается на 3-4 градуса по С.

АТ требует очень серьезного, вдумчивого отношения со стороны обучающегося. Именно тогда в результате обучения формируется так называемая группа рефлексов покоя.

АТ предусматривает также расширение периферических кровеносных сосудов. Необходимо научиться вызывать прилив тепла в конечностях путем расширения сосудов, что также в значительной степени углубляет чувство покоя. Перераспределение крови в организме, которого добиваются с помощью упорных занятий, расширение периферических сосудов в значительной степени влияют на состояние центральной нервной системы, на деятельность мозга.

Мозг функционирует в более спокойном режиме. Аналогичное состояние знакомо каждому. Оно наблюдается после обильного приема пищи, когда часть крови физиологически перераспределяется в организме, т.е. идет на функцию пищеварения.

Итак, 1-я фаза, описанная выше, – это расслабление мышц и расширение сосудов.

В аутогенной тренировке есть 2-я фаза сюжетного воображения, когда рекомендуется на «экране мысленного взора» ярко и образно, в красках, представлять картины леса (реки, озера, березовой рощи). Все это значительно углубляет рефлексы покоя. Наступает глубокий эффективный отдых, который субъективно ощущается как приятная дремота. Нередко наблюдается переход в сои. Эта фаза используется в спорте для обработки психофизиологической модели спортивного действия.

После погружения в глубокое дремотное состояние наступает 3-я фаза – самопрограммирования.

Человеческий мозг имеет одну характерную особенность, когда человек находится в состоянии глубокой дремоты, когда кора головного мозга частично заторможена, центральная нервная система особенно восприимчива к поступающей в нее полезной информации. На этом построено, например, обучение иностранному языку во сне (гипнопедия). При самостоятельных занятиях АТ рекомендуется использование этой фазы для создания оптимального психологического настроя, а также преодоление дурных привычек (например, курения). Для этого достаточно несколько раз коротко, лаконично повторять фразы, направленные на достижение указанной выше цели. Например, при желании добиться хорошего настроения нужно повторять: «я с каждым днем становлюсь спокойнее, крепче, выносливее, сильнее», «я чувствую, каждый сеанс приносит хорошее настроение, спокойный, сон», «желанный покой сохраняется во мне постоянно».

При желании избавления от курения, на фоне глубокой дремоты нужно повторять: «мне противен запах табачного дыма», «мне противен вкус табака», «при курении возникает тошнота, слюноотделение», «мне противно курить».

Каждый из обучающихся, если он добросовестно и прилежно построит этот эксперимент, добьется положительных результатов.

4-я фаза является коротким повторением 1-й фазы – фазы расслабления мышц и расширения сосудов. Дается она в конце сеанса с целью закрепить рефлексы покоя.

Занимаясь АТ, нужно постоянно помнить так называемое «золотое правило»: каждая проговариваемая фраза должна стать вашим ощущением. Это очень важно, в этом физиологическая суть метода. Об этом необходимо постоянно помнить во время проведения самостоятельных занятий по АТ.

Занимаясь АТ, необходимо также знать, что все ощущения, которые вы вызываете (тяжесть, тепло в руках), не являются кажущимися, а представляют сложные физиологические процессы в организме.

С помощью АТ удается регулировать артериальное давление, деятельность желудочно-кишечного тракта и т.д. Поэтому, как отмечалось раньше, АТ является не только профилактическим, но и ценным лечебным методом.

Занятия целесообразно проводить в свободное время (до работы, после работы), чтобы быстрее переключить свой Организм с режима труда на режим отдыха.

Метод АТ позволяет заниматься в любых условиях: лежа на койке, сидя на стульях, индивидуально и небольшими группами.

Заниматься аутогенным тренингом нужно под музыку; желательно, чтобы музыка была классического репертуара, спокойная, методичная, неназойливая, негромкая – она является фоном для сеанса, ее нужно не слушать, а слышать.

Рекомендуются следующие музыкальные произведения: Бетховен – «Лунная соната», Чайковский – «Сентиментальный вальс». Глюк – «Мелодия», Шуман – «Грезы», Сен-Санс – «Лебедь», Шуберт – «Аве Мария», Оффенбах – Баркарола из оперы «Сказки Гофмана».

Для самостоятельных занятий с использованием текста аутогенной тренировки предлагается в качестве пособия «Памятка обучающемуся аутогенной тренировке».

Успех занятий будет зависеть от того, насколько серьезно занимающийся отнесется к овладению аутогенной тренировкой. Таким образом, в овладении АТ большое значение имеет желание, установка на овладение методикой и психологический настрой.

Для облегчения процесса обучения аутогенной тренировке предлагается текст занятий.

При самостоятельных занятиях необходимо помнить следующее: 1. Каждая произносимая мысленно фраза должна стать вашим ощущением, превратиться в ощущение. Это «золотое правило» аутогенной тренировки.

2. Фразы следует произносить медленно, повторяя несколько раз, а в отдельных случаях, когда отвлекают посторонние мысли, – полушепотом, но всегда медленно.

3. Обязательно сохранять структуру сеанса, реализовать компоненты аутогенной тренировки в определенной последовательности:

1-я фаза – расслабление мышц и расширение сосудов (руки, ноги, лицо, голова, солнечное сплетение).

2-я фаза – сюжетное воображение.

3-я фаза – самопрограммирование.

4-я фаза – закрепляющая (краткое повторение 1-й фазы).

4. Между каждой фразой нужно делать небольшие паузы, во время которых можно более тщательно проанализировать получаемые ощущения. Паузы между фразами в тексте отмечены знаком (-).

5. Во время отработки каждого последующего компонента можно возвращаться к предыдущему для закрепления ранее полученного ощущения. (Однако если ощущение носит стойкий характер, можно не применять этот прием.)

Приступая к занятиям, нужно подготовить себя к сеансу, занять удобную позу, расслабиться. Далее делается спокойный глубокий вдох и выдох. Глаза закрыты. Занятия можно проводить лежа на спине или сидя в кресле, на стуле.

Медленно произносится текст аутогенной тренировки:

Я настраиваюсь на сеанс, все посторонние мысли отбрасываю

Руки вялые, неподвижные

Медленно разливается свинцовая тяжесть по моим рукам

Мои руки тяжелые

Ощущение тяжести в руках усиливается и нарастает

Я чувствую, как по моему телу разливается ощущение покоя

Мышцы рук расслаблены

Глаза спокойно закрыты

Дыхание спокойное, ровное

Все посторонние мысли я решительно и спокойно отбрасываю

Постоянно помню «золотое правило» аутогенной тренировки:

Каждая фраза должна стать ощущением

Я чувствую, как по моим рукам все больше разливается свинцовая тяжесть

Тяжесть постепенно усиливается и нарастает

Я все больше и больше успокаиваюсь

Я чувствую легкую пульсацию в кончиках моих пальцев

Расширяются кровеносные сосуды на моих руках –

В ладони устремляются волны теплой пульсации крови – Ощущение пульсации усиливается и нарастает

Я прислушиваюсь к этому ощущению –

Кончики пальцев пульсируют, заметное тепло согревает мои ладони

Мои ладони теплые, руки как будто опущены в теплую воду

Все глубже и приятнее состояние покоя

Я успокаиваюсь Руки тяжелые, кончики пальцев пульсируют

Я чувствую приятное тепло и покой

Мысленный взор медленно скользит по моим ногам

В моих руках сохраняется вызванное ощущение

На экране мысленного взора я отчетливо и ясно вижу свои ноги

Полностью расслаблены мышцы моих ног

Мои ноги неподвижны, расслаблены –

Я чувствую, как по моим ногам разливается свинцовая тяжесть

Мои ноги становятся тяжелыми, как после длительной пешей прогулки

Ногами не хочется двигать, не хочется шевелить –

Я все больше и больше успокаиваюсь –

Я спокоен(на) Я спокоен(на) Каждая клеточка моего организма наполняется покоем –

Я думаю только о глубоком отдыхе –

Мне приятно чувство желанного покоя –

Полностью расслаблены мышцы моего тела Мне приятно –

Я спокоен(на) Мой мысленный взор медленно скользит по лицу –

Расслаблены мышцы лба –

Мой лоб совершенно спокоен –

Расслаблены мышцы, сводящие брови –

Совершенно спокойны и закрыты мои глаза

Я стараюсь как можно глубже прочувствовать это ощущение

Расслаблены мои щеки –

Расслаблены мои жевательные мышцы –

Расслаблены мышцы губ –

Губы мои слегка разомкнуты

Мышцы моего лица расслаблены –

Мое лицо совершенно спокойно –

Я совершенно спокоен(на)

Приятный покой медленно разливается по моей голове

Мысли текут плавно, замедленно, вяло

Совершенно спокоен мой мозг –

Я безмятежно, спокойно отдыхаю –

Каждая клеточка моего организма, каждый мой нерв наполнен покоем

Меня ничто не отвлекает –

Я абсолютно спокоен(на)

Мой мысленный взор медленно скользит по носоглотке к гортани

Дышится легко и свободно

Я чувствую, как облегчение и покой наполняют мою грудь

Приятный покой медленно разливается по моей груди

Покой окутывает мое сердце Мое сердце работает спокойно и ровно

Волны глубокого покоя медленно разливаются по моему телу

Мои мысли сконцентрированы в подложечной области

Мое солнечное сплетение постепенно теплеет –

Теплая пульсирующая кровь согревает мое солнечное сплетение

Я ощущаю приятное согревающее тепло в подложечной области

Солнечное сплетение струит лучи тепла, покоя по всему телу

Я чувствую легкую пульсацию в солнечном сплетении

Каждый мой нерв наполняется желанным покоем

Я совершенно спокоен(на) –

На экране мысленного взора возникает картина леса –

Я хочу представить лес –

Вижу сочную изумрудную поляну –

Я вижу синее небо

Вижу пышные зеленые кроны деревьев –

У меня хорошее настроение

Меня ничто не отвлекает

Я полностью во власти покоя

Я вижу березовую рощу, стройные березы, покрытые зеленой листвой

Вижу между березами голубое небо

Я вижу лесную поляну, ковер зеленой сочной травы

Я стараюсь представить все это как можно ярче, образнее

Медленно, спокойно скользит мой взор по травинкам, по листикам –

Проведенный сеанс благотворно действует на мою нервную систему

Я с каждым днем становлюсь спокойнее, выносливее, крепче, сильнее –

Я чувствую, что каждый сеанс аутогенной тренировки приносит хорошее настроение, спокойный сон –

Внутренний покой, даваемый аутогенной тренировкой, становится моим верным спутником

Мысленный взор вновь скользит по моим рукам –

Я чувствую пульсацию в кончиках пальцев –

Мои ладони теплые

Мысленный взор скользит по моим ногам

Мои ноги тяжелые, расслаблены –

Спокойно мое лицо –

Спокоен мой мозг

Чувством облегчения и покоя наполнена моя грудь –

Спокойно и ровно работает мое сердце –

Я чувствую тепло в солнечном сплетении –

Желанный покой остается, сохраняется во мне постоянно

Делаю глубокий вдох и выдох

Сжимаю каждую руку в кулак –

Снимаю ощущение тяжести –

Меня наполняют волны бодрости, энергии –

Я прекрасно отдохнул(а)

Делаю энергичный вдох и выдох

По вечерам, перед сном каждый занимающийся АТ должен заполнить специальный Протокол самоотчетов, образец которого я прилагаю. Протокол помогает объективно следить за результатами занятий аутотренингом.

о проводимых сеансах аутогенной тренировки

www.e-reading.mobi

Это интересно:

  • Торможение при шизофрении Торможение при шизофрении * Публикуется по изданию: Петрюк П. Т. К изучению клиники простой формы шизофрении // Журнал психиатрии и медицинской психологии. — 2011. — № 2. — С. 67–73. Простая форма шизофрении по сравнению с параноидной формой болезни не столь богата яркими отличительными признаками, в связи с чем […]
  • Агрессивный невроз Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Предисловие Введение Глава 1. Острота невротических конфликтов Глава 2. Базисный конфликт Глава 3. Движение к людям Глава 4. Движение против людей Глава 5. Движение от людей Глава 6. Идеализированный образ Глава 7. Экстернализация Глава 8. […]
  • Методика экспресс-диагностики невроза Gurutestov.ru Гуру в мире тестов На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса Шкалы: вероятность невроза Назначение теста Диагностика вероятности невроза у испытуемого. Инструкция к тесту Ознакомившись с вопросом или суждением, […]
  • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
  • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]
  • Хромосомные болезни синдром дауна ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21) - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемНадежда Ладыгина Похожие презентации Презентация на тему: " ХРОМОСОМНЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Тяжелые хромосомные болезни Синдром Дауна (ХХ+21,ХУ+21)" — Транскрипт: […]
  • Что такое анорексия презентация Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана. - презентация Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемbiology.konstantinovka.org Похожие презентации Презентация 9 класса на тему: "Анорексия Над проектом работала Ученица 9-А класса Комарь Оксана.". Скачать бесплатно и без регистрации. […]
  • Стресс слайд Стресс. Что такое стресс? - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнтонина Батракова Презентация на тему: " Стресс. Что такое стресс?" — Транскрипт: 2 Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также […]