Башина аутизм

Башина В.М.
Ранний детский аутизм

В детской психиатрии к настоящему времени выделены два основных направления исследований: «Нарушения поведения», «Задержки психического развития». Поскольку при раннем детском аутизме (РДА) формируются личностные аномалии, сочетающиеся с расстройствами поведения и повреждением умственного развития, проблема аутизма в детстве сохраняет свою значимость и может быть отнесена к кругу выше перечисленных приоритетных программ.

Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году.

По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется от 4 до 1 б на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5: 1. У детей с РДА коэффициент интеллигентности более чем в двух третях случаев ниже 70.

В ННИ клинической психиатрии НЦПЗ РАМП, на баз с стационара, амбулатории и дневного полустационара нами проводились изучения клиники РДА, отрабатывались наиболее адекватные методы восстановительной терапии, научно обосновывались организационные формы помощи этим контингента больных. За последние три года (1990-1992) в дневном стационаре получили помощь ISO больных с РДА, п амбулаторном отделении — 1650 больных с РДА разного генеза, в возрасте 3-10 лет. 3-10 лет. Данные этого исследования анализируются в приведенной работе.

Понимание современных подходов к определению РДА вряд ли возможно без краткого экскурса в историю вопроса об аутизме в детстве. Можно назвать 4 основных этапа в становлении этой проблемы. Первый, донозологический период конца 19 — начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству. Второй, так называемый доканнеровский период, приходящийся на 20 — 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 и др.), а также о сущности «пустого» аутизма по Lulz J. (1937). Третий, каннеровский период (43 — 70 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого L.Kanner (1943), так и Н. Asperger (1944), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе L.Kanner охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра.

В последующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние B.Rimland (1964), Башина В.М. (1974); как аутистическое, постприступное, посте приступа шизофрении, Вроно М.Ш., Башина В.М., (1975), и др. Такие клиницисты, как Arn van Krevelen, 1952, Мнухин С.С. с соавторами, 1967 (Читать >>>) и мн. др., выдвинули концепцию органического происхождения РДА, согласно которой имело место частичное или полное фенокопирование синдрома РДА. Наконец, ряд исследователей отстаивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, — нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Mahler М., 1952; Nissen G., 1971; Rutter M., 1982 и мн. др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофрении, при X-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др. Наконец, четвертый: послеканнеровский период (80 — 90 годы) характеризуется отходом от позиций самого L.Kanner во взглядах на РДА. РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения.

В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 С.С.Мнухиным с соавторами (Читать >>>); описание РДА типа Каннера в 1970, 1974 Г.Н.Пивоваровой и В.М.Башиной, Каганом В.Е. и 1982; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М.Ш.Вроно, В.М.Башиной и другими.

На основании изучения характера преморбида у 272 больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития (28 челочек) детей с РДА, нами была установлена личностная патология стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного), задержанного и типа раннего детского аутизма Каннера-типов. Впервые удалось показать, что наиважнейшей особенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Признаки асинхронин развития проявлялись в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания, нарушении физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными, как это характерно для нормального развития детей, т.е. в синдроме «переслаивания» примитивных функций сложными (Башина В.М., 1979, 1974, 1989).

К тому же, именно эта работа помогла выявить континуум патологии личностного развития — от конституциональных шизотипических, шизоидных, к промежуточным — типа синдрома РДА Каннера, и от последних к постприступным (процессуальным шизофреническим) типам личностного поражения. Выявилась вариантность аутистических синдромов от легких до тяжелых, синдром Каннеровского РДА сближался с РДА процессуального шизофренического происхождения. В установленном феномене асинхронии развития, свойственном РДА Каннера, выступило главное отличи с его от всех других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения, что важно для диагностики и прогноза РДА, разного происхождения, разного патогенеза.

Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА. Принятая у нас классификация РДА (НЦПЗ РАМН, 1987 г.):

КЛАССИФИКАЦИЯ РДА (РАМН, 1987 г.)

1.РАЗНОВИДНОСТИ РДА:
1.1. синдром раннего инфантильного аутизма Каннера / классический вариант (РДА);
1.2. аутистическая психопатия Аспергера;
1.3. эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
1.4. резидуально-органический вариант аутизма;
1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
1.6. аутизм при синдроме Ретта;
1.7. аутизм неясного генеза.

2. ЭТИОЛОГИЯ РДА:
2.1. эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая;
2.2. экзогенно-органическая;
2.3. в связи с хромосомным аберрациями;
2.4. психогенная;
2.5. неясная.

3. ПАТОГЕНЕЗ РДА:
3.1. наследственно-конституциональный дизонтогенез;
3.2. наследственно-процессуальный дизонтогенез;
3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.

Основное ядро аутизма по нашим данным представлено состояниями шизофренического спектра, что составляет около 79%.

Как видим, в классификации, представленной нами, рассмотрены все виды раннего детского аутизма — конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.

КЛАССИФИКАЦИЯ АУТИЗМА (Франция, 1987)

1. РАЗНОВИДНОСТИ РДА
1.1 Ранний инфантильный аутизм типа Каннера;
1.2. другие типы инфантильного аутизма.

2. РАЗНОВИДНОСТИ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ
2.1 Психоз ранний дефицитарный;
2.2. Психозы шизофренического типа, возникающие в детстве;
2.3. Дисгармоничные психотики.

Во французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с психозом не относятся. Похожая классификация принята у нас п МКБ-9 (1980 г.)

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ 9 ПЕРЕСМОТРА (1980 г., Россия, принятая в Российской Федерации до настоящего времени)

1. РАЗНОВИДНОСТИ РДА:
1.1. Детский аутизм типа Каннера

2. РАЗНОВИДНОСТИ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ
2.1. Неуточненные психозы;
2.2. Шизофрения, детский тип;
2.3. Детский психоз без других указаний;
2.4. Шизофреноподобный психоз.

ДСМ-III-R (американская классификация болезней, 1987 г.)

1. РАЗНОВИДНОСТИ РДА: «первазивные расстройства развития». Ось II.
1.1. Аутистические расстройства;
1.2. Первазивные расстройства развития без дополнительных определений.

РДА в этом варианте систематики выносится из рубрики «психозов» относится к патологии развития и сближается с УМО (умственной отсталостью).

IСD-10 (ВОЗ, 1991). ПЕРВАЗИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ

1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
1.1. аутистические расстройства;
1.2. инфантильный аутизм;
1.3. Инфантильный психоз;
1.4. синдром аутизма Каннера.

2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
2.1. атипичные детские психозы;
2.2. УМО с аутистическими чертами.

3. СИНДРОМ РЕТТА

Касаясь международной классификации болезней, следует особо подчеркнуть, что к «первазивным расстройствам» отнесены теперь как состояния с нарушениями развития и аутизмом, так психозы раннего возраста. Все они подразделены на типичные, т.е. возникающие до 3 лет и атипичные, т.е. после 3 лет. Хотя эта классификация еще не адаптирована в отечественной психиатрии, следует знать, что аутистические расстройства представлены в ней многообразнее и как синдром Каннера, и как другие варианты аутизма, отдельно охарактеризован синдром Ретта.

Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, сохраняются предположения о поломке биологических механизмов аффективности, — о первичной слабости инстинктов, — об информационной блокаде, связанной с расстройством восприятия, — о недоразвитии внутренней речи, — о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах, — о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие другие (28 и др.).

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с «симптомами тождества». Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.

У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада»; недостаточна реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, взгляд мимо, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, «закостенелые», или неточные с тенденциями моторных стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разнос — от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы, мутизм. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной.

Абстрактные формы познания сочетаются с протопагическими. У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии.

После полутора — двух лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций, сложными в пределах всех сфер деятельности, в этом выступает диссоциация развития личности.

Выраженность аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов. Дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности к 3 — 5 годам жизни ребенка. В дальнейшем этот тип расстройств у одних детей становится почти идентичным расстройствам описываемым как становление аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого же к ним порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с проявлениями аутизма в сочетании с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражениях головного мозга. Тогда как при отчетливо выраженном РДА типа Каннера, при РДА, формирующемся в постприступном периоде рано начавшейся шизофрении, и, в особенности, в связи с Х-ломкой хромосомой, синдромом Ретта наблюдается становление псевдоолигофренического дефекта, хотя и опять-таки в разной степени выраженности. Отсутствие лечения и коррекционно-педагогических форм реабилитации несомненно оказывает отрицательный эффект. Последние данные о терапии лиц с РДА, сочетанных с резидуальной неврологической патологией, также свидетельствуют о возможности положительного эффекта в плане некоторой нивелировки психической патологии (лечение проводилось по методу Осипенко Т.Н. — Скворцова И.А.). Эти факты нуждаются еще в накоплении.

Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма, остается краеугольной. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекцнонной работы более чем в 70% случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность это положение не требует особых доказательств. Этот факт становится еще более убедительным, если сказать, что нуждаемость в больничной помощи детей аутистов сокращается с 34 — 76% до 8% при правильной организации реабилитации (данные Национального общества содействия детям-аутистам США за 1982 г.).

У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе здравоохранения). Опираясь на собственный многолетний опыт работы с детьми-аутистами на базе 6 ДПБ, Клиники НИИ клинической психиатрии и амбулатории, а также дневного стационара для детей-аутистов, позволю утверждать, что для целей абилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы прежде всего базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития. Отмеченный круг расстройств способствует вторичному углублению психического недоразвития.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).

1. Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной физиотерапией, массажем и другими се видами. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
2. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Использовались адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка к условиям дневного стационара базируется на использовании простейших — тактильных, пантомимических, моторных форм контактов, протопатических форм деятельности в условиях свободного выбора и полевого поведения. Оценка состояния рсбенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия.

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности.

У большинства детей на начальном этапе работы запас знаний, характер игровой деятельности отставали на 2-3 возрастных порядка. У них преобладала манипулятивная игра, отсутствовало партнерство, не было соотнесения игры с истинным назначением игрушек, не возникало ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре.

На следующем этапе задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного кo^lп.^cкca, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

Собственно педагогические программы были направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходили от одного вида движений к другому, не подражали, не воспроизводили последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. У них обнаруживалось декодирование слов. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Наконец, следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка начинает разнообразиться, и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. В процессе целостного воспитания у аутистов формируется осознание «Я» способность к отграничению себя от других лиц, преодолевается явление протодиакризиса.

И на последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

2.3. Логопедическая работа начиналась с определения речевой патологии, свойственной детям аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществлялась постановка звуков, их автоматизация, вводились дыхательные, голосовые упражнения. Важной оставалась задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

2.4. Психологическая коррекция также начиналась с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей являлось вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Адекватными оказались игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами, способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем у аутистов возможность переноса усвоенного, т.е. творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.

IV. Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

За неимением места мы не можем подробнее, как того требует задача психотерапевтической помощи семье ребенка-аутиста, останавливаться на широких аспектах этого вида работы.

Итак, ко времени обобщения результатов лечебной и коррекционно-педагогической, логопедической, психологической работы из 180 аутистов 108 были адаптированы и переведены в сады и школы общего и специализированного, логопедического типа. Остальные 72 ребенка, аутизм у которых был связан со злокачественной шизофренией и с синдромом Ретта, смогли лишь частично освоить некоторые навыки по самообслуживанию, приспособиться к выполнению многих режимных моментов дневного стационара и находиться среди детей с более высокой социализацией. У некоторых из них даже началось формирование речи. Однако ряд детей нуждались в переводе на больничное лечение или домашнее содержание в связи с прогрессированием болезни. Особенно это касалось детей с синдромом Ретта.

Как видим, подход к оценке структуры психического дефекта у аутистов, прежде всего как к асинхронному развитию всех сфер деятельности ребенка, позволил вскрыть значимость в становлении его не только эндогенных, но и экзогенных факторов, на основании чего стало возможным обосновать необходимость проведения реабилитации. Реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребенка сроки: в возрасте 2-3 — 7 лет, несмотря на то, что коррекционные мероприятия естественно необходимы и в последующие годы:

8-18 лет. Сроки реабилитации рассчитываются индивидуально.

Исходя из нашего опыта, дневные стационары могут быть и смешанными, но с обязательным знанием работы по реабилитации с аутистами. Они могут формироваться как на базе больницы, так и амбулатории, а также в группах яслей, садов и школ. Такое их расположение только приблизит помощь ребенку-аутисту, облегчит его доставке.

Наконец, возможно открытие дневных стационаров и групп смешанного типа, с частичным введением в них детей с задержанным речевым и психическим развитием органического генеза. Такой подход решает проблему организации системы реабилитации для детей аутистов и в поселках с небольшой численностью населения. Важнейшей задачей для развития реабилитационных структур является обучение персонала подходам в коррекционной работе к детям с РДА, как и создание специальных воспитательских, дефектологических, логопедических программ для работы с ними. Программ официально признанных органами Здравоохранения, Просвещения и Социальной помощи для детей-аутистов у нас пока нет. Методические рекомендации, предложенные нами Минздраву СССР, так оказались и не реализованными на местах, несмотря на благоприятные результаты нашей работы. В последнее время стали появляться многочисленные работы из других стран, которые подтверждают высокую результативность в плане психической коррекции детей-аутистов при воздействии многопрофильными формами коррекции.

По настоящее время, помощь больным с РДА осуществляется преимущественно в больницах, пребывание в которых длительные сроки ведет к социальной депривации, явлениям госпитализма. Тогда как организация специализированной лечебно-коррекционной реабилитации ведет к социальному приспособлению более трети детей с РДА. Эти виды помощи создают условия и для возможности принимать участие в общественно полезном труде и родителям детей аутистов. Предлагаемые формы помощи являются и более экономичными, гуманными и лежат в основе профилактики (вторичного характера) форм психического недоразвития у детей аутистов.

www.autism.ru

О НАШЕМ ЦЕНТРЕ

Доброго времени суток! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Психологического центра “Земля-Воздух”, который был создан для жителей Москвы и Юго-Восточного Подмосковья.

Мы – это группа профессиональных психологов, имеющих большой практический опыт в деле оказания психологической помощи и поддержки всем, кто в ней нуждается: взрослым, детям и подросткам, семьям, людям, находящимся в кризисе, страдающим психическим заболеванием, перенесшим психологическую травму.

Основные кабинеты психологов располагается в центре Москвы, но мы один-два раза в неделю также выезжаем в филиалы, которые есть в г. Люберцы, в г. Раменское и г. Жуковский.

У нас в команде только опытные профессионалы с высшим профильным образованием:

1) клинический психолог в Москве

2) семейный психолог в Москве

3) детский психолог в Москве

4) клинический психолог в Люберцах

5) психолог для всей семьи в Люберцах

6) детский психолог в Люберцах

7) клинический психолог в Раменском

8) семейный психолог в Раменском

9) детский психолог в Раменском

10) логопед в Раменском

11) дефектолог в Раменском

12) клинический психолог в Жуковском

13) психолог для всей семьи в Жуковском

14) детский психолог в Жуковском

15) логопед в Жуковском

Если не сможет принять лично Алексей Александрович, то он Вас направит к своему не менее профессиональному коллеге.

У нас Вы можете:

— получить рекомендации профессионала, обсудить жизненную ситуацию, своё психологическое состояние и психическое здоровье (индивидуальное консультирование);

— обрести согласие с супругом/супругой (семейное консультирование);

— получить поддержку, если у вас трудный ребёнок или подросток (детские коррекционно-развивающие занятия при ЗПР, ДЦП, ММД, РДА, гиперактивности и др. заболеваниях);

— решить сексуальные проблемы (сексология);

— развить определённые навыки (тренинги);

— освободиться от страхов, депрессии, агрессии, неврозов, зависимости, ПТСР и других расстройств (психотерапия);

— разрешить споры с людьми (конфликтология);

— узнать, как осуществить мечты (коучинг);

— изучить характер, личностные черты, уровень развития навыков у своего ребёнка и себя (психодиагностика);

— отпустить негативное прошлое и начать чувствовать настоящий момент (классический психоанализ);

— научиться получать от жизни удовольствие и результат.

Семь самых популярных вопросов, которые нам задают

1) Как проходит индивидуальная консультация и сколько она стоит?

Психолог в Москве, психолог в Люберцах, психолог в Раменском и психолог в Жуковском принимают в отдельных кабинетах по предварительной записи.

2) Сколько нужно посещений, чтобы решить свой вопрос?

Специалист никогда не возьмется точно назвать, сколько бесед Вам необходимо. Человек может найти ответы на свои вопросы после одной встречи, а может консультироваться до 3-х лет. Как правило, после первой по большому счёту диагностической консультации сами клиенты начинают понимать нужно ли им продолжать посещения. Иногда клиенты решают посещать сессии 1-2 раза в неделю, а иногда приходят на беседы в профилактических целях раз в месяц или даже раз в полгода. Всё индивидуально.

3) Кто такой клинический психолог и чем он отличается от психиатра?

Клинический психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, который работает как со здоровыми людьми: детьми, взрослыми, семьями, так и с теми, у кого есть то или иное психическое или неврологическое заболевание. Клинический психолог – это не врач. Психиатр и невролог ставят диагнозы, прописывают таблетки. Клинический психолог этого не делает. Однако он также как психиатр хорошо разбирается в психиатрии, клинической и специальной психологии.

Наш клинический психолог в Люберцах, равно как и клинический психолог в Раменском – это специалист из Москвы, который выезжает на приём в филиалы 1-2 раза в неделю. Клинический психолог в Жуковском пока принимает в кабинете г. Раменское.

4) Как и чем может помочь семейный психолог моей семье?

Один из самых частых запросов – нормализация взаимоотношений между близкими людьми. Сегодня психология накопила громадный опыт в решении этой задачи. Можно с уверенностью говорить, что наш специалист способен оказать помощь, но, в конечном счете, всё зависит от тех, кто обратился к нему. Если люди действительно готовы бороться за любовь, они обязательно вернут согласие и гармонию в свой дом. Профессионал может помочь быстрее пройти кризисный этап, выстраивая честный диалог между партнёрами, при этом специалист следит за тем, чтобы при разговоре клиенты не переходили на оскорбления другого человека, а лишь говорили о своих переживаниях и предлагали варианты решения той или иной задачи, вскрывая глубинные причины её возникновения. Фактически, на сеансах семейной психотерапии партнёры учатся доверию и корректному диалогу, хотя сначала им хочется использовать профессионала в качестве третейского судьи, человека, который решит кто из партнёров прав, а кто виноват. Хороший специалист будет стараться уйти от выполнения судейских функций и обращать внимание на то, что основные сложности находятся в именно сфере коммуникации двух, трёх ранее близких людей.

5) С какими проблемами работают детские психологи центра?

Работа с маленькими клиентами – наиболее сложная и важная. Мы предоставляем помощь в выявлении и коррекции проблем связанных с психологическим состоянием детей и подростков, их развития и воспитания.

Занятия с детским психологом помогают снизить тревожность, улучшить психоэмоциональное состояние, сон, избавиться от проблем с нарушением питания и стула. Мы способны помочь дошкольникам и младшим школьникам быстрее, качественнее и комфортнее овладеть необходимыми учебными навыками, сформировать мотивацию к дальнейшему обучению.

У нас могут найти помощь и поддержку и те родители, чьи дети страдают такими заболеваниями как ЗПР, ДЦП, ММД, гиперактивность, РДА, эпилепсия, умственная отсталость.

Особую важность имеет работа с подростками. Наши рекомендации помогают подростку повысить самооценку, справиться с колебаниями настроения, с конфликтами дома, в школе, в компании. Подростковый возраст, как переходный этап от детства к взрослой жизни важен ещё и тем, что именно тут часто манифестируют многие психические заболевания. И иногда за простой акцентуацией характера может прятаться гораздо более сложная проблема. Вот почему так важно взаимодействовать именно с клиническим психологом, в задачи которого входит и оценка психиатрического статуса ребёнка.

6) Можно ли заказать вызов специалиста на дом и получить письменное заключение?

Можно. Цена данных услуг зависит от нескольких факторов, главным из которых является причина необходимости выезда специалиста и цель, с которой планируется использовать письменное заключение. Условия предоставления данных услуг обсуждается индивидуально по телефону.

7) Есть ли возможность получить консультацию по Skype и сколько она стоит?

Да, у нас можно заказать консультации по Skype и цена, как правило, на эту услугу самая выгодная. Однако имеется ряд ограничений и условий. Обращаем Ваше внимание, что при очном общении консультаций специалист может получить гораздо больше данных о Вас и Вашей ситуации. Это достигается за счёт сбора так называемой невербальной информации. Наличие контакта “глаза в глаза” гораздо информативнее и для клиента с точки зрения простого логического речевого обсуждения ситуации. Многократно проверено, наличие видеокамеры помогает, но не делает Skype-консультацию равноценной классической встрече в кабинете. Кроме того не редки банальные проблемы с техникой, качеством и скоростью Интернета. Заказывая консультирование по Skype, будьте готовы к подобным сложностям. Вместе с тем, данный вид консультаций иногда представляется единственно возможным, особенно для жителей дальних регионов России и Мира.

Пожалуйста, заранее проверьте технику и наличие подключения к сети. Подготовьте тихое, изолированное помещение, удобное кресло или, лучше диван. При возникновении проблем со связью наш специалист сам будет Вам перезванивать. Оплата услуг осуществляется путём перевода денежных средств на банковскую карту психолога. Обычно Skype-консультации проводятся в самое позднее время после основного приёма.

Если Вам нужна консультация психолога в Раменском, консультация семейного психолога в Жуковском, консультация детского психолога в Люберцах, нужен психолог в Москве — позвоните нам!

Новая информация

С 01 июня 2018 г. открыта запись (индивидуальные и семейные психологические консультации) на июнь 2018.

Если Вы стремитесь к самопознанию, осознанности, гармонизации отношений, лучшему пониманию мужчин, с которыми контактируете ежедневно, то эта встреча для Вас!

Для всех желающих мы проводим 2-часовой тренинг, где Вы поставите цели и разработаете поэтапный план их достижения. Ведущий: психолог и наш друг Алексей Александрович Кравченко!

Теперь Ваш ребёнок может пройти комплексную нейропсихологическую диагностику познавательного и интеллектуального развития.

Подписывайся!
Видео-канал о развитии и психологии личности, открывает доклад клинического психолога Алексея Александровича Кравченко о влиянии детства и людей из прошлого на вашу текущую жизнь и психическое здоровье.

akravchenko.ru

Это интересно:

  • Аутизм центр санкт-петербург Аутизм центр санкт-петербург Шигашов Д.Ю., Фесенко Ю.А., Краснов Б.Ю. СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» Аутизм: проблемы сегодняшнего дня и перспективы В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра диагноз аутизм входит в состав достаточно […]
  • Ранний дитячий аутизм Ранній дитячий аутизм. Розлади активності, уваги, поведінки, емоцій у дітей Синдром раннього дитячого аутизму найчастіше проявляється у віці від 2-х до 4-х років, хоча окремі його ознаки спостерігаються і в більш ранньому віці. Синдром Каннера зустрічається нечасто, приблизно 2 випадки на 10000 дітей шкільного віку. […]
  • Может ли при депрессии болеть голова Головные боли напряжения Опубликовано в журнале: Медицина для всех № 4, 1998 - »» Головная боль. Как защититься от ее многообразных форм и проявлений. Т.Г. ВОЗНЕСЕНСКАЯ, доктор медицинских наук, профессор, кафедра нервных болезней ФППО Московская медицинская Академия им. И.М. Сеченова ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА И ДЕПРЕССИЙ […]
  • Нарушения памяти при деменции Нарушения памяти Ритм жизни мегаполиса, не оставляющий нашей нервной системе шансов на спокойное существование, связан с еще одной серьезной проблемой современного общества — нарушением памяти в молодом и зрелом возрасте. Согласно данным статистики, это нарушение лишь в небольшом проценте случаев связано с первичным […]
  • Магазины стресс в екатеринбурге официальный сайт СТРЕСС /МАГАЗИН/ Головные уборы, женская одежда, аксессуары Телефон: +7 (343) 257-92-27, 38-32-632 Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 46 Режим работы: С 10.00 до 22.00 без перерыва без выходных Общая информация Дополнительная информация Сеть модных магазинов "СТРЕСС" предлагает […]
  • Психофизиология депрессии Депрессия и антидепрессанты Внимание: эта статья - составная часть более общей статьи: Депрессия, в котрой она используется. Депрессия – чума 20-го века - так называют депрессию СМИ, и сравнение с самым страшным заболеванием средневековья возникло совсем не случайно: по прогно зам к 2020 году депрессия выйдет на […]
  • Синдром рда ранний детский аутизм Синдром рда ранний детский аутизм Синдромы раннего детского аутизма Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L. Kanner в 1943 г. Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием "аутистическая психопатия". Ранний […]
  • Магний в6 при заикании отзывы Пищевые добавки и заикание Описание: Общие вопросы по тематике сайта. Модераторы: Inkognito, Skif Ребята, наткнулся на статью одного заикающегося, который победил своё заикание принимая пищевые добавки. То есть, не психологически, а физиологически решил проблему. Вот ссылка: […]