Боязнь татар

На главную страницу

«У меня не было боязни, что подо мной кресло может пошатнуться» (ч.3)

– Когда совхоз «Майский» только строился, я помню, был какой-то чувашин.
– Карпов Виктор Васильевич.
– Точно. Я с ним знаком был, когда мы строили пионерский лагерь.
– Да, вы мне говорили. У меня судьба тоже с ним связана. Я пришел на его место в свое время.
– В совхоз?
– Нет, в Мензелинск, директором межрайонного объединения «Сельхозтехника ».
– Карпов там раньше был?
– Да. Его взяли в производственно е управление сельского хозяйства главным инженером. Он районной «Сельхозтехнико й» командовал. Был авторитетным руководителем, мне нелегко было после него работать, но постепенно получилось.
Вот я начал говорить о Ильшате Ганиеве. Прекрасный человек – руководитель, депутат Госсовета республики.
– Он не имеет отношения к покойному директору 708-го завода?
– Нет, он из Бавлов. Его брат долго уже работает начальником НГДУ «Бавлынефть» ОАО «Татнефть». Так вот, я Ильшату предлагал место главы. Он говорит: Минтимер Шарипович, поймите меня, я не хочу, у меня своя работа, свои планы, дайте мне возможность заниматься любимым делом. Я пару раз предлагал, потому что в Зеленодольске главы часто менялись. Затем предлагал должность главы еще в одном из районов республики. И он отказывался.
– Это вызывает уважение.
– Абсолютно.
– А, с другой стороны, согласись он, вы бы уже чувствовали себя ответственным.
– В подтверждение того же тезиса. Парень не поддался и успешно работает. А мы же всегда ставим на успешных. Я к чему говорю – а вдруг бы взяли, а потом что-нибудь не получилось бы, с его-то порядочностью, деловитостью, с его совестью. Он действительно личность.
– Это не о каждом скажешь, что совесть есть.
– Он такой. И сколько лет, главное, работает в этом хозяйстве. Знали бы, как люди его уважают! Это поселок Осиново.
– А помните, раньше на 23 февраля привозили первые огурцы? По килограмму давали, чтобы всем хватило.
– Да. А благодаря таким ребятам сейчас у нас изобилие свежих овощей с республиканской грядки.
– Я понял. С кадрами понятно. Я хотел спросить. С Алтынбаевым, как вы знаете, я встречался, писал про него. Материал назывался «Станет ли алтын червонцем». Я с ним встречался и рассказал откровенно об этих встречах. Он меня пригласил в Москву, оплатил дорогу, гостиницу. Хотел, чтобы я был в его команде. Я приехал познакомиться, поговорить. Он собирался в президенты и хотел, чтобы я был пиарщиком. Я участвовал в думских кампаниях, у меня был опыт. Нам надо было с ним поговорить, понять, что к чему, договориться о цене и так далее. Это же работа. Я приехал, мы сидим у него в шикарном офисе на Тверской, и там присутствует какой-то его спонсор, как я понял. Бизнесмен крутой, компания «Селена».
– Руководитель этой компании, по-моему, Рустам Исхаков, по словам тех, кто с ним имел дело, не отличался порядочностью.
– Я ему говорю: мне видится такая концепция – если вы идете в президенты, то вы должны пойти и сказать, что будете делать все так же, как Шаймиев, только лучше, потому что на отрицании Шаймиева вы не пройдете.
– Невозможно.
– А этот бизнесмен говорит: да что там Шаймиев сделал хорошего?
– По-моему, он хулиганистый.
– Я вас знаю, я ведь вас всю жизнь критиковал и критикую. Я ему сказал: вы поезжайте в татарскую деревню и там вот так спросите, что Шаймиев сделал, и посмотрите, сколько вы там голосов соберете. А Алтынбаев все ждал. Почему у нас и не сложилось, хотя мне было бы интересно. Я хотел вам оппонировать – пусть честные выборы будут. Он же ждал, что эта поправка не пройдет, насчет третьего срока. То есть с вами не хотел связываться. А потом, как приняли поправку, разрешили третий срок, он даже не стал выдвигаться.
А мне тогда сказал, что через две недели мы встретимся в Казани – он приезжает в Татарстан. Но так и не приехал. Ну ладно. В следующий раз мы встретились, когда его сняли с поста сенатора, я приехал к нему после сессии Госсовета. Мы с ним делали интервью. Он был очень растроган, я был единственным журналистом, который не побоялся прийти к опальному политику. Он меня обнял, мы сели, выпили. Я понимал, человека обуревают такие эмоции. И тут он мне рассказывает, что встречался с вами перед президентскими выборами. Я его спросил, почему он все-таки не пошел, он же обещал, люди ждали, интересная была бы кампания. Ну, разрешили Шаймиеву идти на третий срок, но баллотироваться же тебе никто не запрещает. Так вот, он говорит, что Минтимер Шарипович якобы ему сказал: ну зачем ты будешь выставлять свою кандидатуру? Что, два татарина будут бороться на потеху всей России? И вы будто бы предложили ему идти в сенаторы. Вот такая была история.
– Да, такой был разговор.
– Вы ему это предложили?
– Да, так и сказал.
– Нет, но какая интересная мотивировка – два татарина. А если бы я вышел против вас? Это что вообще было бы? Еврей против.
– Понимаете, я бы не на это упор делал. В части «два татарина» – это выражение воспринимается с некоторым укором нами самими же, татарами. У нас говорят: «Татар барда хэтэр бар».
– Это был свойский разговор, я понимаю, он предал гласности.
– И потом, он же не глупый – он понимал, что да, со мной можно идти на выборы, даже можно отнять какое-то количество голосов.
– Но победить нельзя.
– Победить нереально.
– Это я понимал. Я ему сразу сказал, что против Бабая он получит 15 процентов максимум, и никакой пиарщик ему большего не обеспечит.
– Он это понимал, но – тем не менее. Я ему сказал: Рафгат, коли ты не хочешь раствориться после выборов, я внесу предложение, чтобы ты пошел в сенаторы. Вот такой был разговор.
– Я вас должен был об этом спросить. Я думал, человек вроде бы ответственный, и говорит такие вещи. Вы же с глазу на глаз говорили, как говорится, свидетелей нет.
– Нет, мы втроем были, еще Фарит Газизуллин. Мы сидели у него в кабинете, у Газизуллина. Нормальный у нас разговор был, спокойный. Еще, наверное, и Фарит повлиял. Он-то уже крутился в федеральных структурах и так далее, знал, как там в столице живется. Рафгат, как вы успели, наверное, раскусить, такой по натуре, он все время чего-то большего хочет. Получается, не очень-то стесняясь методов достижения цели. Почему мы его потом и освободили от должности сенатора? Он же снова свою игру затеял, не о республике думал.
– Партия жизни тут не имела успеха по этой причине? Потому, что Алтынбаев ее возглавлял, был сопредседателем ? Все так считали.
– Знаете, почему? Больше всего не из-за Рафгата даже. Конечно, этот фактор тоже был. Миронов сам заявил в одном из своих интервью, что единственный регион, где он не был, это Татарстан. Потому что, говорил, Шаймиев меня не приглашал. Я, действительно, его не приглашал. Я Миронова, вот, можете себе представить, не воспринимал как крупного государственног о деятеля. Я и раньше это говорил.
– Не переваривали?
– Да. Я чувствовал, видел, что он не рожден для того, чтобы вести людей за собой. Он хотел приехать в республику договариваться о своей партии и так далее.
– То есть не принимали в большей степени из-за Миронова, не из-за Алтынбаева?
– Видимо, тут вкупе.
– А все считали, что Алтынбаев, поэтому так. Что он выступает против, все такое.
– Нет. Я Рафгату непосредственно даже не говорил об этом. Чего уж тут говорить, когда все и так понятно. Даже то, что он примкнул к Миронову, тоже в какой-то степени раскрывает Алтынбаева. Он себя не уважает – почему остальные люди, уважающие себя, должны его уважать?
– Мне это понятно. А вы не задумывались над тем, что все-таки Алтынбаев прекрасным был руководителем города и, может быть, был бы замечательным премьером – это одна отрасль. А политика – это совсем другое.
– Считаю, что порядочность человека превыше всего. Рафгат оказался неразборчивым.
– Может ведь быть великолепный, крепкий хозяйственник, абсолютно не понимающий ничего в политике. Алтынбаев с этой «Селеной» мечтали вам бросить вызов на вашем поле, сказать, что плохо то, другое, что вы что-то делаете неправильно. Я всегда был к вам в оппозиции и всегда буду – это, я считаю, нормально. Но мне не приходило в голову, что можно вас критиковать с позиции того, что у вас все неправильно, что вы все неправильно делаете. Вы же можете сказать – давай, сделай лучше.
– А руководителя «Селены» я пару раз видел еще до того.
– Он, кажется, преступник какой-то.
– Не знаю – не мне об этом судить. Непомерно много времени мы уделили вашему другу Алтынбаеву! Мой ему совет – быть более разборчивым.
Лев ОВРУЦКИЙ.
(Из книги «Беседы с Минтимером Шаймиевым».)

m.facebook.com

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

Страх татар

Владимир Путин видит в многонациональном российском государстве угрозу для своей власти. Поэтому президент прибегает к средствам, напоминающим о советских временах — ведь в скором времени он хочет быть переизбранным на очередной срок.

Казань — крупный городской центр на Волге. Казань могла бы быть обычным провинциальным российским городом, который пришел к процветанию: крепость, стоящая на реке, в центре города старинные церкви и музеи. На первых этажах помпезных жилых домов сталинской эпохи шикарные кафе и бургерные привлекают молодых клиентов, которые даже при двузначных минусовых показателях на термометрах прогуливаются по пешеходным зонам. Казань — это Россия, но не только.

Москва завоевала бывшую столицу мусульманских феодальных правителей в XVI веке. Но и сегодня русские составляют менее половины от 1,3 миллиона жителей столицы республики Татарстан. За побеленными стенами Казанского кремля видны маковки Благовещенского собора и минареты мечети Кул Шариф, второй по величине в Европе. Неля Гареева уже год снова живет на своей родине. После 15 лет, проведенных в Москве, 46-летняя татарка со своим 12-летним сыном Русланом переехала в Казань. «В Москве мой татарский язык заржавел», — говорит врач. Ее сын говорит только по-русски, ее муж, хотя он и татарин по национальности, тоже не знает татарского. Теперь Руслан должен учить национальный язык. Но с недавнего времени второй официальный язык республики перестал быть обязательным предметом в школах.

Еще летом прошлого года президент России Владимир Путин на российском Совете по межнациональным вопросам разъяснил, что в его стране основной язык — русский. В многонациональном государстве Россия каждый народ имеет право изучать свой национальный язык, но обязанности в этом нет, сказал Путин. «Поэтому обязательные занятия языками нерусскоязычных народов недопустимы». В конституциях многих российских республик закреплено обязательное изучение национальных языков в школах, в том числе и для русскоязычных учеников.

Слова Путина пробудили воспоминания о процессе русификации в советские времена, когда региональные языки считались неприличными деревенскими диалектами. В Татарстане и соседнем Башкортостане, который также называют Башкирией, сотни родителей приняли участие в несанкционированных демонстрациях за сохранение для их родного языка статуса обязательного для изучения предмета, что является весьма рискованным предприятием в России. Верховный муфтий Татарстана призвал к защите татарского языка, десятки представителей татарской интеллигенции подписались под открытым письмом Путину. Но Путин своей политикой русификации может набрать дополнительные очки среди националистов на президентских выборах, назначенных на 18 марта.

Для них особый статус, которым пользуются национальные республики, представляет собой наследие Советского Союза, от которого они хотят избавиться. Поэтому нерусское население очень опасается того, что в долгосрочной перспективе Путин может даже упразднить национальные республики, хотя с момента его вступления в должность они уже в значительной степени потеряли свой особый статус. Так Кремль, проповедующий многообразие и федерализм, не считается с региональными конституциями, если это может помочь сохранению власти Путина: однородной народной массой легче управлять, зарождение этнического сепаратизма практически невозможно: сохранение «государственного единства» России — одна из главных целей сформулированной Кремлем «Концепции национальной политики до 2025 года».

Русских воспитали татары

Татарстан — образец толерантности

Татарстан: особые отношения с Москвой

Это оскорбление для процветающей республики Татарстан, которая со своей нефтедобывающей промышленностью является одним из немногих регионов-доноров российского бюджета. Татарский язык — пока второй по распространенности язык в России, но он исчезает. Согласно результатам последней переписи населения, с 1989 по 2010 годы количество носителей языка по стране сократилось примерно на одну пятую часть и составляет около 4,3 миллиона человек.

«Мы теряем свою культуру от поколения к поколению», — говорит врач Гареева. Многие татары в ее возрасте полностью русифицированы, как и ее муж. Язык их народа ассоциируется у них разве только с летними каникулами за городом. «Молодые люди практически не говорят на нашем языке», — говорит и Фарит Закиев, отставной авиационный инженер и председатель Татарского общественного центра — националистической организации, которая в начале 1990-х годов, во времена развала Советского Союза, требовала отделения Татарстана от России.

Но тогда местные элиты, объединившиеся вокруг первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, договорились с Москвой о широкой автономии и собственной системе образования. По сравнению с поздним Советским Союзом, это был прогресс. На протяжении 25 лет юные татары, а также русские ученики и все остальные этносы в регионе учили татарский язык.

Хотя у русских, которые составляют 40% населения республики, это и не вызвало восторга, но большинство смирилось с обязательными уроками. В конечном итоге, хотя это и не привело к новому расцвету национального языка среди татар, но по крайней мере помогло замедлить гибель языка, говорит Закиев.

После решения Путина гибель языка скорее всего ускорится. Тенденция и так уже идет по нисходящей. К следующей переписи населения, которая пройдет в 2020 году, татарский язык может потерять еще миллион носителей, опасается Закиев. Это связано еще и с тем, что сегодня три четверти населения Татарстана живут в городах, где преобладает русский язык. На улицах Казани слышен только русский язык, ни в одном ведомстве не ведутся акты на официальном татарском языке, ни один университет не предлагает обучения на татарском языке. Даже заседания регионального парламента проводятся на русском языке.

Неудивительно, что, несмотря на все эти проблемы, парламент единогласно проголосовал за отмену обязательного предмета и тем самым нарушил конституцию — ни один из парламентариев не захотел пойти на открытое противостояние с Москвой, хотя их избиратели этого требовали: согласно результатам опросов две трети населения Казани хотят сохранить обязательные уроки, по крайней мере, для детей татарской национальности.

Во всяком случае, врач Гареева считает изучение татарского языка необходимым. «Наш язык олицетворяет собой большую семью, которая каждому обеспечивает необходимую поддержку», — говорит она. Конечно, ее родной язык — русский, ведь ее родители были современными советскими гражданами. Когда они поздно возвращались домой после работы, они говорили с дочерью практически только на языке советской власти, тогда так было принято. Татарскому языку Гареева научилась от бабушки, она научила ее старым песням, почти забытым рецептам и татарским орнаментам для вышивки. «Если язык исчезнет, наш народ станет сиротой». Павел Шмаков тоже не хочет этого допускать. 60-летний учитель математики и специалист по методике обучения руководит городской школой «Солнце», в которой учится сын Гареевой Руслан.

В маленьком кабинете Шмакова висит не портрет Путина, как это обычно принято у российских госслужащих, а фотографии его лучших учеников. То, что директор школы придерживается неправославных взглядов, видно уже по его внешности. Он носит волосы до плеч и иногда вышитую тюбетейку, традиционный головной убор татар. Хотя он, уроженец Казани, по национальности русский, но тем не менее, в отличие от многих других директоров школ, выступает за поддержку национального языка татар в республике.

«Мы, русские, должны уважать язык и культуру народов, с которыми живем вместе», — говорит Шмаков. Он вступает в противостояние с Министерством образования, с прокуратурой, со всеми ведомствами, которые в данный момент насаждают в Татарстане путинскую политику русификации. Он не боится, напротив, он чувствует за собой силу всех тех, кто не отваживается протестовать: «Мне звонят другие директора школ и даже парламентарии. Они говорят: „Шмаков, ты же понимаешь, мы не можем»». Слишком велико давление Москвы. Шмаков и его адвокаты ведут четыре процесса против властей, на судебные заседания директор школы демонстративно надевает свою тюбетейку.

Запрет Путина на обязательные уроки Шмаков обходит с помощью одного трюка. Хотя сейчас и его школа вынужденно предлагает изучение татарского языка факультативно. Но он смог убедить всех родителей в том, чтобы они обязательно отправили своих детей на два факультативных урока: «На случай запроса из прокуратуры, у нас есть подписи от всех родителей учеников». Кроме того, Шмаков предлагает три дополнительных урока татарского языка в качестве кружка: ученики не учат грамматику, а беседуют о татарском рэпе или посещают музеи, чтобы больше узнать о татарской культуре. Почти все ученики принимают участие в работе кружков, говорит директор школы. Шмаков и его учителя смогли сделать уроки татарского языка увлекательными даже для юных русских. При этом изучать тюркские языки далеко не просто. Но злейший враг, говорит Шмаков, — не труд, а скука.

Неля Гареева благодарна за то, что и ради ее ребенка Шмаков рискует своей карьерой. Как и другие матери его учеников, она часто сопровождает его на судебные заседания. Несмотря на конфликт с государством, в школе Шмакова царит мир, говорит она. В других местах обостряются конфликты между противниками и сторонниками нового распоряжения Путина. Говорят, что на одном из родительских собраний дело даже дошло до рукоприкладства.

От таких ссор она предпочитает держаться подальше — так же, как и от демонстраций татарских националистов, которые привлекают всего по несколько десятков активистов. Вместо того чтобы искать новые стратегии сохранения языка, они предпочитают предъявлять такие изначально невыполнимые требования, как, например, признание татарского языка вторым официальным языком по всей России.

Тем не менее в марте Гареева думает голосовать за Путина, несмотря на его языковую политику. Ведь он выступает за стабильность и сильную Россию — а это хорошо и для Татарстана. После десятилетий русификации кажется, что татарский язык ушел на второй план и для татарки.

inosmi.ru

Обсуждения

«Насильственного крещения татар не было.» — Опровержение утверждения Динары Бухаровой

4 сообщения

В данной статье рассмотрено утверждение представителя кряшенской общины г.Москвы Динары Бухаровой, которая заявила:

«Но здесь я могу, момент ключевой заметить, что в умах обычных татар сегодня, почему то бытует такое мнение, что если татарин крещеный этнически, то значит это было насильно при взятие Казани Иваном Грозным. Но это совершенно неверно и мы с этим не согласны.»[1]

Стоит заметить, что Динара Бухарова не имеет ни религиозного, ни исторического образования, а является только представителем и руководителем православных татар. По сути подобные заявления даже не стоит комментировать, поскольку в них нет даже исторической информации. Подобное утверждение Динары Бухаровой схоже с заявлением губернатора Орловской области Вадима Потомского о Иване Грозном, который ехал вместе с сыном из Петербурга в Москву.[2]

К большому сожалению Динара как и многие православные христиане не читает и не изучает историю собственной церкви, из-за чего и делает такие необоснованные утверждения, которые опровергаются с православными источниками.

Но прежде чем начать опровергать слова Бухаровой, нужно отметить, что после взятия Казани к насильственному крещению ни кто не прибегал, но это было только первые года и только из-за боязни восстаний. Как пишет знаменитый активист кряшенов Аркадий Фокин:

«Задача крещения нерусского населения, в первую очередь татар, была главной целью миссии архиепископа Гурия. При этом на первом этапе, учитывая, что Казанская война была в разгаре, от насильственных методов христианизации воздержались. Православные миссионеры крестили только тех татар, которые сами этого пожелали.
И даже непредсказуемый Иван Грозный обречён был с этим считаться. Осторожный тон его наказа архиепископу Гурию относительно обращения в христианство, как утверждает Роберт Джераси, объясняется изначально существовавшей угрозой восстаний против власти русского царя.»[3]

Однако, из этого не исходит, что у Ивана Грозного не было идей о насильственной христианизации и тем из этого нельзя делать вывод, что насильственной христианизации вообще не было. Падение Казани можно считать начальной точкой в истории насильственной христианизации. Причиной по которой Иван Грозный сразу не стал разворачивать политику насильственной христианизации — это боязнь восстания татарского населения, по этому обращение в Православие стало «поощряться» т.е. за обращение в Православие просто платили(эта практика существовала всю историю насильственной христианизации):»Наверняка одной любви оказалось недостаточно и какие-то поощрения, льготы, надо полагать, применялись с самого начала.»[4].

Казалось бы Динара Бухарова права, да и по словам других кряшенов при Иване Грозном татар насильственно не крестили. Но это не более чем слова, которые ни чем не подкреплены, кроме слов самих кряшен. По мнению же татарских мусульманских историков все происходило иначе.

По мнению Ф.А. Рашитова:

«Принудительное выселение татар из Казани и запрещение им даже входить в город сопровождалось фактическим приказом русского правительства — «все мечети пометать и в конец их извести». Тем самым был взят курс на отвращение татар от мусульманства и замещение последнего православной верой.»[5]

Подобные же мнения другой татарский историк Шамиль Султанов:

«Мы все знаем как происходило завоевание Булгарии(оговорился), Казанского ханства, а не Булгарии Иванов Грозным, но мы забываем что на самом деле это был очень жесткий религиозный момент. Потому что фактически, это совпало через 100 лет Иван Грозный самое крупное мусульманское государство на евразийском пространстве, для того что бы дать ответ туркам-османам. Татар в течении длительного времени запрещалось селиться в Казани, там были разрушены все мечети. Все что произошло имело характер религиозного столкновения.»[6]

Но все вышеприведенное является «мнениями» двух противоборствующих лагерей в науке ценится не мнение а факты. А факты в нашем случае содержатся в рукописях, которые восхваляют дела Ивана Грозного в борьбе с магометанами.

«Божию милостью и православного царя Ивана Васильевича великою верой по его желанию сердечному прадеде ему Господь Бог безбожный татар казанских и бесерменскую их веру благочестивый их государь разори, и мизгиты(т.е. мечети) их разсыпа и попра, и мрачныя их места своим благочестием просвети и божи церкви воздвигнув и православие устрои и архиепископию и многие священства по церквам учини»[7]

Даже американский богослов Дональд Фербен утверждает о притеснениях мусульман после завоевания Казанского ханства:

«Первой из завоеванных территорий стал Татарстан, оказавшийся под властью Ивана Грозного после захвата Казани в 1552 г. Взяв город, русские силой обращали массы мусульман в русское православие, а вопрос «христианской империи» приобрел первостепенное значение.»[8]

После первых «проб» насильственной христианизации последующие правители России ужесточили свое отношение к Исламу и мусульманам.

Достаточно вспомнить об указе Петра I 1715 г. «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы.
Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.

Так в Казани была создана Казанская семинария, которая занялась миссией среди мусульман, возглавил эту епархию Лука Конашевич, который прибегал к насилию.

Описывая деятельность епископа Луки свящ. А.Колчерин пишет:

«Епископ Лука использовал насильственные методы христианизации нерусского населения епархии. Это были времена императрицы Елизаветы Петровны, и на подобные вещи смотрели весьма упрощенно: религиозная политика отличались нетерпимостью к иноверцам. Во исполнение указа императрицы епископ Лука занялся разрушением мечетей: за два года из 536 культовых мусульманских зданий в Казанском уезде было разрушено 418.»[9]

В добавление к анти-мусульманским законам можно упомянуть:

«Сенатский указ 1749 года запрещал проповедь Ислама. За нарушение предусматривались наказания вплоть до смертной казни виновных.[10]
Так остаются слова Динары справедливыми после всех вышеперечисленных аргументов ? Пусть на этот вопрос, каждый для себя сам.

Подобных примеров крайне много, но вместить все исторические факты в данную статью просто невозможно, да и не нужно поскольку утверждение Динары Бухаровой полностью. Как мы видим утверждения православных татар анти-научны и не выдерживают ни какой критики. Подобные интерпретации истории вредят обществу и его вековой истории, и в своем итоге приводят к росту национализма и радикализма с обоих сторон. Нынешним православным татарам в первую очередь нужно принести извинения перед татарами мусульманами за все те гонения, которые претерпели их предки от Православия, нынешняя РПЦ ни когда не принесет подобные извинения и тем более не захочет хоть-как то возместить принесенный ущерб, по этому если кряшены в реальности хотят находиться в братских отношениях с татарами мусульманами, основным вопросом обсуждения будет:»Возмещение ущерба мусульманам нанесенный насильственной христианизацией !» — как этот вопрос решится, все националистические и религиозные обсуждения перейдут на другой уровень и решат сразу многие проблемы. /

m.vk.com

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 211 общеразвивающего вида» Советского района г.Казани

Визитная карточка

Детские страхи

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей.

· Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых.

· Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенных квартир. Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться с взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими.

· Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов.

· Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней.

· Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

· Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны.

· Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.

Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей
  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи
  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
    • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
    • Боязнь родительского наказания
    • Страх перед животными
    • Боязнь страшных снов
    • Боязнь потерять родителей
    • Страх смерти
    • Боязнь опоздать
    • Страх перед заражением какой-то болезнью
    • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
    • Страх “быть не тем”
    • Боязнь сделать ошибку
    • Боязнь плохой оценки
    • От 10 до 16 лет

    • Страх перед изменением своей внешности
    • Страх “быть не собой”
    • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.
    • Вот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

      · Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

      · Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

      · Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.

      · Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, чаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

      · Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

      · Находите больше времени для рисования

      · Играйте всей семьей

      · Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.

      · Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

      · Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

      · Будьте своему ребенку настоящим другом!

      К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком, и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

      Этап первый — “Рисуем страхи”

      Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос,“боишься или нет”, нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один: каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

      После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

      На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

      С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

      Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающего в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

      Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет, также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

      Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

      Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное , чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

      Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

      edu.tatar.ru

    Это интересно:

    • Неврозы по карвасарскому Симптомы и причины невроза «Невроз это психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека». Лечение невроза, сложный и трудоёмкий процесс, как для специалиста, так и для клиента, страдающего неврозом. Так как задачи лечения […]
    • Алкогольную энцефалопатию вернике Алкогольную энцефалопатию вернике В 1881г. Карл Вернике описал заболевание с острыми симптомами, характеризующиеся расстройствами психики, с отеком зрительных нервов, кровоизлияниями в сетчатку, глазодвигательными нарушениями и нарушениями координации при ходьбе. Наиболее частые причины развития данного заболевания, […]
    • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]
    • Невроз беременность Невроз беременность 28 июля 2017 г., 11:35 привет,можно при неврозе заводить детей?Есть ли такие которые рожали уже после,как заболели?Принимали ли Вы таблетки соответствующие до беременности во время нее и после?Или может врачи не рекомендуют рожать в таких случаях? 28 июля 2017 г., 12:37 Нет,нельзя. Вы просто […]
    • Панель аутизм Панель аутизм Ключевыми симптомами заболеваний, включенных в панель, являются недифференцированная задержка психо-речевого развития (или умственная отсталость, УО) и/или расстройства аутистического спектра (РАС). При исключении негенетических причин УО и РАС, таких как внутриутробное поражение плода (например, […]
    • Клаустрофобия альбатрос Турфирма «Альбатрос», Москва Квест раcсчитан на 2-4 человека. Стоимость квеста: 2500-4500 руб. Обзор. Имеются отзывы игроков. Турфирма «Альбатрос» Совсем немного, и Вы наконец-то отправитесь на отдых своей мечты. Однако, случилось самое неожиданное – Вы оказались заперты в четырех стенах офиса турфирмы. […]
    • Заговор от депрессии Заговор от депрессии Первопричиной любого заболевания является депрессия. Что вызывало ее, нужно решать в каждом отдельном случае, но пока вы будете это делать, человек может уйти глубоко в себя и вы не сможете ему помочь и спасти от серьезных последствий. Психика человека постоянно подвергается внешним атакам. За […]
    • Пушкин клаустрофобия В Пушкине открылись квесты в реальности «Клаустрофобия» У жителей Пушкина появилась новая возможность разнообразить свой досуг. Здесь начали работать квесты в реальности «Клаустрофобия». Проходить квесты, разгадывать тайны и жить в мире, полном приключений, можно не только за монитором компьютера, но и в реальной […]