Боязнь в кинотеатре

Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте?

ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда не возникают спонтанно. Но, имея под собой крепкий фундамент, все страхи и фобии совершенно не относятся к реальности.

Того, чего боится ВСДшник, как правило, не происходит, но больной так усердно ждёт воображаемого результата и морально готовится к нему, что сам запускает своё «смертельное состояние». Особенно наглядно это происходит при страхе езды в общественном транспорте, которым в разной степени «болеет» каждый 2-й ВСДшник.

По смертельному маршруту

«Сойду с ума, опозорюсь, обмочусь, умру у всех на виду от сердечного приступа или удушья», – вот лишь некоторые мысли, которые крутятся пластинкой в воспалённом воображении больного, ждущего автобус или электричку. Такие больные никогда не выезжают в отпуск из родного города и по возможности даже меняют место работы в ущерб финансам, лишь бы не пользоваться транспортными средствами. Лишь бы не умереть там бледными, непонятыми и беспомощными.

Приступы страха в транспорте среди пассажиров провоцируют у больного следующие симптомы:

  • Сбои сердечного ритма ( тахикардия , экстрасистолия );
  • Повышение артериального давления;
  • Дрожь в теле ;
  • Мерзлота в конечностях;
  • Уверенность в приближающейся смерти;
  • Головокружение ;
  • Шум или писк в ушах ;
  • Состояние аффекта;
  • Приступы удушья;
  • Если перечислить все эти симптомы обычному ВСДшнику и спросить, на что это похоже, ответ будет предсказуем: паническая атака. Никто не скажет, что такое состояние – это обязательно боязнь езды в транспорте. Да, ВСДшник испытывает самую «обычную» паническую атаку со всеми её прелестями.

    И почему он считает, что приступы, которые случаются с ним в автобусах и поездах, особенно опасны? Дело в том, что, находясь дома среди родных, больной сосредоточен лишь на своих панических ощущениях, но, попадая в замкнутый транспорт, в толпу незнакомцев, ВСДшник испытывает тройную панику:

    1. Меня «накрыло», я сейчас умру.
    2. Я не смогу даже выбежать наружу, дверцы закрыты, а я не хочу привлекать внимание: подумают, что сумасшедший.
    3. Сейчас мой рассудок перевернётся, и я сделаю такие вещи, которые в моём городе будут обсуждать ещё несколько лет, на меня будут показывать пальцем.

    Страх транспорта или пассажиров?

    ВСДшник, который боится ездить в общественном транспорте, как правило, боится не столько замкнутых пространств, визга тормозов и аварий, сколько публичного порицания.

    Поэтому нельзя говорить, что больной страдает амаксофобией – конкретным страхом езды в транспорте. Здесь правильнее назвать причиной агорафобию – боязнь многолюдных мест: кинотеатров, метро, автобусов, магазинов.

    Обе эти фобии так или иначе связаны с транспортом, и ВСДшники могут страдать любой из них или обеими сразу. Но всё-таки чаще всего у больных вегето-сосудистой дистонией развивается именно агорафобия – страх оказаться в толпе, опозориться, умереть беспомощным у всех на глазах.

    В то время как амаксофобия связана совсем не с пассажирами, а с самими машинами, и порой проявляется чересчур странным образом. Больной не просто боится попасть в аварию, а боится, например, ездить именно в чёрных автомобилях. Либо паникует о том, что определённый вид транспорта каким-то образом навредит его имиджу и карьере. Данные страхи могут присутствовать и у ВСДшника, но, как правило, с дистонией они мало связаны, хоть одно другому и «не мешает».

    Как бороться с фобией общественного транспорта?

    В жизни каждого ВСДшника наступает момент, когда больной говорит себе: «Хватит! Стоп! Пора с этим что-то делать!» От решительности больного, от его веры в себя и упорства зависит конечный результат. Если вегетатика со своей дисфункцией считается неизлечимым состоянием, то с фобиями можно и нужно бороться. Любая фобия излечима. И есть немало ВСДшников, кто избавился от страха транспортных средств, и теперь живёт счастливо, ходит в кино и рестораны, ездит на моря. Если принято решение победить агорафобию, на помощь придут следующие способы:

  • «Клин клином». Больной самостоятельно анализирует свой страх, его бесполезность и начинает медленно выводить себя из данного состояния. Начинает с малого: выходы с родными и друзьями в публичные места, но туда, где не так много людей: стадион, библиотека, парк. Как только первый этап начнёт приносить свои плоды в виде отсутствия фобических проявлений, можно «увеличить» публику. Этим способом спаслось много ВСДшников.
  • Гипноз. Психотерапевт вводит больного в транс, «вскрывает» причины, вызвавшие агорафобию, обрабатывает их и постепенно меняет отношение больного к ситуации.
  • Когнитивная психотерапия. Работа с личностным «Я» пациента, выстраивание адекватного отношения к своей фобии и её проявлениям, трансформация точки зрения на проблему.
  • Систематическая десенсибилизация (de – без, sense – чувство). Метод психотерапии, цель которого – уменьшить чувствительность ВСДшника к факторам, вызывающим панику, в данном случае, к поездкам в общественном транспорте и пребыванию на публике в целом.
  • ВСД может лишить своего «избранника» множества удовольствий, но право выбора остаётся за человеком. И всё меньше людей делают свой выбор в пользу фобий, потому что жизнь прекрасна и удивительна.

    vsdshnik.com

    Боязнь в кинотеатре

    Самые странные фобии, которые не поддаются лечению.

    Папафобия

    Папафобия – это состояние, когда страх возникает при виде или мысли о Папе Римском. Ученые всего мира не могут выяснить, что же является причиной такого страха, и никто до сих пор точно не знает, что способно вызвать данное заболевание. Возможно, люди боятся того, что находится под папским одеянием.

    Турофобия

    Фобия с таким странным названием выражается в страхе сыра. Люди с этой фобией покрываются потом, когда видят даже малюсенький кусочек сыра. Есть и те, кто даже слово «сыр» слышать не могут. Нелюбовь к сыру понятна, но страх его – нет, ведь, казалось бы, что может быть страшного в тертом сыре, например?

    Гениофобия

    Если кто-то бросился от вас наутек – это не значит, что с вами что-то не так! Возможно, человек просто испугался вашего подбородка. Люди, страдающие этим видом фобии, боятся сильно выдающихся подбородков, или двойных подбородков. Они стремятся не взаимодействовать с теми, у кого имеется такое счастье.

    Арахибутирофобия

    Люди с таким заболеванием боятся, что арахисовое масло прилипнет к их небу. Но что страшного в прилипшем к небу арахисовом масле? Возможно, это страх чего-то липкого, что может склеить ротовую полость и тем самым помешать нормальному дыханию. Если с носителем такой фобии случается то, чего он так боится, то человек впадает в панику, или начинает задыхаться. И непонятно в чем причина – в том, что арахисовое масло мешает им дышать, или в том, что они задыхаются от паники. Единственный выход для таких людей – не есть арахисовое масло вообще.

    Анатидаефобия

    Оказывается, люди боятся не только преследователей криминального толка, есть и такие, кого пугает сама мысль о том, что где-то существует гусь или утка, которые за ними следят. И неважно где эти страдальцы находятся – где-то существует всевидящая утка! От этой мысли люди приходят в состояние тревожности, начинают дрожать, и им даже становится трудно глотать.

    Трипофобия

    Трипофобия – это страх отверстий, скопления отверстий, дыр и т.д. Если вы испытываете недомогание, когда смотрите на пористый шоколад или ажурные блинчики, то, возможно, вы страдаете именно этой фобией. У людей с этим недугом сильный страх вызывает все – от пчелиных сот до любых других предметов и вещей с отверстиями. Психологи утверждают, что этот страх происходит из-за того, что любое отверстие у таких людей воспринимается мозгом как опасность и ассоциируется с отверстиями, которые проделывают опасные насекомые, или с незаживающими ранами.

    Эуфобия

    Это удивительный страх хороших новостей. Кто бы мог подумать, что фраза: «Ты выиграл миллион долларов» может привести человека к приступам паники. Одной из возможных причин называют опасения, что за так называемыми хорошими новостями могут скрываться какие-то неприятные вести. Такой человек намерено окружает себя негативными или пессимистическими представлениями. Поведенческая терапия может помочь таким людям обрести уверенность и оптимизм.

    Земмифобия

    Эта фобия характеризуется боязнью гигантских слепышей. Проблема в том, что такого вида животных не существует. Слепыши – это достаточно мелкие млекопитающие. Конечно, они не выглядят особенно привлекательно, но эти существа никак не могут навредить человеку. В чем же причина страха? А может корень этой фобии таится вовсе не в страхе этих грызунов? Дело в том, что эти животные похожи на большой человеческий пенис, и многие исследователи предполагают, что именно это и пугает тех, кто страдает земмифобией.

    Гномофобия

    Эта фобия выражена в страхе садовых гномов. Хотя фигурки гномов кажутся милыми, но у кого-то они вызывают панику. Понять, почему они пугают людей, нетрудно – те, кто страдает гномофобией, скорее всего, пугаются присутствия кото-то сильно напоминающего человека. Они боятся, что гномы следят за ними, и могут напасть, ведь из фильмов и книг мы знаем, что гномы и подобные им существа нападали на людей.

    Панофобия

    Верите вы или нет, но панофобия – это боязнь всего на свете! Человек, страдающий этой фобией, живет в постоянном беспокойстве и страхе из-за везде присутствующего зла. Он боится, что что-то плохое может случиться в любой момент. Без сомнений — это самая тяжелая фобия, потому что он нее нигде не спрячешься. Иногда эта фобия перерастает в фобофобию – боязнь фобий.

    comments.ua

    Кошмар большего города: боязнь толпы

    Несмотря на то, что человек — существо социальное, которому свойственно общаться с себе подобными, некоторые люди по тем или иным причинам не любят находиться среди скопления людей. Но если у одних это вызывает только небольшой дискомфорт, то у других данное чувство перерастает в настоящую болезнь и фобию. В науке с боязнью толпы связаны три специальных понятия — агорафобия, демофобия и охлофобия. «МИР 24» решил выяснить, что стоит за этими терминами и чем один страх толпы отличается от другого.

    Агорафобия

    Когда говорят о страхе пребывания среди огромного скопления людей, то обычно вспоминают об агорафобии. Данное понятие чаще используется для описания боязни открытого пространства и противопоставлена клаустрофобии — боязни замкнутого пространства. У данных двух фобий сходные механизмы возникновения, формы проявления и лечения. Их взаимодействие отражено даже в этимологии. «Агорафобия», как нетрудно догадаться, слово греческого происхождения. Оно, в свою очередь, состоит из двух слов, которые переводятся на русский как «площадь» и «страх». А площадь, как правило, это не только открытое, но и весьма людное пространство.

    Боязнь толпы проявляться может по-разному. Например, кто-то боится скопления большого количества народу (например, в общественном транспорте в час пик, во время манифестаций или музыкальных или спортивных мероприятий, на которые ходят многочисленные фанаты исполнителя или команды). Кому-то хватает и небольшого заполненного кинотеатра, а кто-то страшится даже кратковременного контакта с незнакомым человеком. При этом замечено, что некоторые агорафобы бояться именно пустынных улиц или открытых пространств.

    Страх агорафобов обычно вызван тем, что они оказываются в небезопасном и неподконтрольном им месте, где их поджидают реальные или воображаемые опасности, которые исходят от враждебного им окружающего мира. Многих пугает собственная потенциальная беспомощность в такой обстановке.

    Некоторые люди, страдающие этой фобией, придают слишком большое значение реакции окружающих на приступ паники — агорафобы, как правило, боятся, что на них будут показывать пальцем и смеяться над ними за их страх. Кроме того, они переживают, что кто-то может воспользоваться их больным состоянием и нанести им вред. Все это только подстегивает возникновение паники. Крайняя форма агорафобии характеризуется тем, что человек настолько боится толпы и контактов с незнакомыми людьми, что, в конце концов, просто напросто перестает выходить на улицу, спрятавшись в своем укрытии.

    Демофобия — более узкое понятие, которое означает страх перед большим скоплением людей (в метро, в очередях в магазине, на митингах и так далее). Некоторые насколько страшатся оказаться среди толпы, что испытывает приступ паники, только представив себя в ней или просто наблюдая за ней. Демофоб, как и многие люди, подверженные разнообразным страхам, стремятся избегать любых ситуаций, которые могут разбудить его панику. Однако для него таких ситуаций меньше, чем для страдающих агорафобией.

    Охлофобия — термин, который очень похож на демофобию. Одни психиатры даже ставят знак равенства между понятиями. В первую очередь потому, что механизмы возникновения, протекание симптомов и способы лечения у них практически те же. И все-таки есть одна деталь, которая разделяет эти фобии. В отличие от людей, страдающих демофобией, охлофобы начинают паниковать, когда видят неорганизованную толпу (на митинге или в транспорте), а не просто скопление людей (например, в кинотеатре). То есть охлофобы, не страшась, могут посетить выставочный комплекс, но не хоккейный матч. Неорганизованная толпа действительно более опасна — если попал в нее, то контролировать ситуацию гораздо сложнее.

    Стоит отметить, что боязнь толпы больше всего распространена в больших городах. Если эта напасть вас настигла, не стоит заниматься самолечением или пытаться избегать людных мест. Нужно обратиться к специалисты, который поможет преодолеть страх толпы, как бы она ни называлась.

    Жителям мегаполисов нередко приходится сталкиваться с различными опасностями. Какие еще неприятные сюрпризы скрывают «каменные джунгли», вы узнаете из нового шоу «Кошмар большого города» на телеканале «МИР». Программа выходит каждую неделю в ночь с пятницы на субботы.

    mir24.tv

    8 современных страхов – как от них избавиться

    На днях Джоан Роулинг, автор книг про Гарри Поттера, призналась, что страдает клаустрофобией – боязнью тесных или замкнутых пространств. Теперь догадайся, почему Гарри Поттер жил в чуланчике под лестницей.

    Сегодня привычные фобии уходят на второй план. Сейчас людей атакуют современные страхи. Они появились совсем недавно и чаще встречаются у тех, кто живет в мегаполисах.

    Woman’s Day узнал у челябинцев о восьми популярных страхах современного человека, а психолог Анастасия Горшенина рассказала, чем могут быть вызваны современные фобии и как с ними справляться.

    «Я боюсь, мне страшно выкладывать что-либо в социальные сети, хотя по натуре человек я вовсе не стеснительный. Я до одури боюсь, что люди подумают, что у меня неинтересная жизнь, в том числе мои бывшие одноклассники. В средней школе не умела общаться от слова «вовсе». И именно плохой оценки этих людей я боюсь в первую очередь. Да и вообще не хочу, чтобы записи набирали мало лайков – ощущение, что «недооценили великую мысль». бррр. Мне легче от мысли, что рядом со мной люди, которые меня любят и которым я могу ничего не доказывать. И я могу выкладывать свои записи для их внимания, к примеру, в личных сообщениях – близкие точно заценят».

    Что за страх: страх отвержения. Боязнь «я не буду любим людьми и обществом». Страх базируется на мыслях, что окружающие будут негативно оценивать – не поймут, засмеют, осудят, закритикуют.

    Корень, причины: такой страх может быть завязан на культуре общества, потому что в любую эпоху, как ни крути, чтобы быть принятым, «нужно» соответствовать культуре, моде, заданным правилам и рамкам. Собой быть страшно, выделяться страшно, чтобы не получить ярлык «белой вороны» или «человека со странностями». Индивидуализация не всегда поддерживается в обществе. Таким страхам больше подвержены жители больших городов.

    Связано это с тем, что в современном обществе принято общаться через интернет и социальные сети, а потому оценка качества жизни проходит тоже через них. Выложил «счастливую» или «спортивную» фотографию, получил лайк, значит, принят в обществе.

    Как преодолеть: повышать самооценку и уверенность в себе. Укрепляться в собственной уникальности, повышать внутреннюю ценность, силу и достоинство. Менять свое мировоззрение от шаблонного к индивидуальному. Посещать психолога, проходить психотерапию.

    «Очень боюсь оставить телефон дома, так как все рабочие моменты решаются по звонку на мобильный телефон. Я всегда должна быть на связи. Был случай, когда у меня разрядился телефон ночью из-за неисправного зарядного устройства. Он сломался и вместо того, чтобы заряжать, он разрядил батарею до 0%. Соответственно, у меня с утра не сработал будильник, и я опоздала на работу! Сейчас купила себе будильник, чтобы больше не опаздывать.

    И еще зависима от социальных сетей, поэтому всегда есть страх, что телефон вот-вот разрядится. Листаю новости, общаюсь с друзьями, которые живут в других городах. И обычно в социальных сетях анонсируются и происходят все самые важные события. Все встречи назначаются именно через них. Боюсь пропустить важную информацию. И с начальством общаюсь через соцсети, пересылаем важные документы. Это очень удобно, и вся информация отправляется очень оперативно. Уже не представляю себя, свою жизнь без телефона и интернета».

    Что за страх: в современном мире такой страх называю номофобией. Глубинный страх быть брошенным, страх взросления, страх остаться без помощи, не справиться с жизнью или новым опытом.

    Современные технологии принесли с собой не только способы быстрой коммуникации, получения информации, но еще и создали образ жизни, при котором человек отучается самостоятельно мыслить, опираться на себя и свои собственные ресурсы. В критических ситуациях человек без телефона ощущает себя полностью беспомощным и не может сориентироваться в решении происходящей ситуации. То есть новые технологии ограничивают человека во взрослении и творческом мышлении. Еще это способ избегать «напряженного» общения с людьми, способ избегания решения реальных жизненных проблем, а также способ снять усталость.

    Корень, причины: вхождение культуры использования технологий, неумеренное использование интернета и социальных сетей, без внутреннего контроля и понимания важности присутствия в реальной жизни. Следствие – инфантилизация общества и эмоциональная зависимость. Иногда поднять глаза от телефона и сосредоточиться на чем-нибудь во внешнем мире – это уже стресс.

    Как преодолеть: тренировкой. Постепенным отучением от зависимости. Повышением стрессоустойчивости, то есть отказом от телефона и выходом в мир.

    «Мой ритм жизни все чаще не совпадает с моими возможностями. Совмещать работу и учебу не так легко, как мне казалось. Сегодня я постоянно нахожусь в режиме дедлайн, а это приносит дискомфорт, так как я терпеть не могу опаздывать. Последний год страх не успеть что-то сделать к определенному сроку стал моим верным спутником. Я работаю переводчиком, и к нам часто поступают срочные заказы, которые приходится выполнять очень быстро, бывает, что за 10 минут от тебя требуют перевести большущий и непростой текст, с промышленной терминологией и кучей определений. А помимо этого нужно еще встречать иностранных гостей, делегации, нужно решать ряд организационных вопросов. Приходится работать в авральном режиме: лишь бы все успеть. А страх, что что-то забуду, упущу или не успею сделать вовремя, всегда в голове».

    Что за страх: страх отвержения. Страшно быть отвергнутым, не вписаться в рамки и шаблоны.

    Корень, причины: бич современного общества. Век потребительства, жадность. Все хотят построить бизнес и заработать много денег, не учитывая того фактора, что люди, которые помогают выстраивать бизнес – живые. Отношение к людям скорее потребительское – максимально использовать ресурс при минимальных энергетических и временных затратах.

    Как преодолеть: формировать зрелую, взрослую жизненную позицию. Осознавать ответственность за свою жизнь и свои личные выборы. Повышать самооценку и уверенность в себе. Укрепляться в индивидуализации, уникальности, повышать внутреннюю ценность.

    «Последние пять лет смотрю из-за плеча фуд-фотографов, портретистов, пейзажных фотографов, руферов, аутдорщиков и многих других специалистов с фотоаппаратом наперевес. Закономерно, что сам стал снимать, снимать крайне плохо, отчего желание познать все тонкости этого искусства достигло неимоверных размеров, что есть крайне хорошо».

    Что за страх: страх отвержения. Боязнь не справиться с высокой конкуренцией, быть непринятым, профессионально неоцененным.

    Корень, причины: опыт, полученный в родительской семье через воспитание и установки, связанный с принятием себя, своей индивидуальности, способности опираться на себя, приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни. Если степень неодобрения и критики была высокой по отношению к ребенку в детстве, то, как следствие формируется перфекционизм, высокие требования по отношению к себе и к людям.

    В данной истории обращаю внимание, наоборот, на высокие приспособленческие навыки молодого человека, интерес и любопытство к жизни. Здоровое стремление к самосовершенствованию – это всегда плюс. Также это вполне может быть связано с культурой и модой общества. Мир рекламы, фотошопа и шаблонной красоты.

    Как преодолеть: повышать самооценку и уверенность в себе. Укрепляться в индивидуализации, уникальности, повышать внутреннюю ценность, силу и достоинство. Менять свое мировоззрение от шаблонного к индивидуальному. Учиться принимать себя, не исключая заботу о себе, своем здоровье и самосовершенствование (в адекватной степени). Учиться бережному отношению к себе. Позволять себе небрежность и неидеальность. Посещать психолога, проходить психотерапию.

    «Переехав в Челябинск, стала замечать, что все чаще хочу закутаться во что-то серое или черное. Черная куртка, темные джинсы, мрачные ботинки.

    Раньше не задумывалась об этом, а сейчас ловлю себя на мысли: «Почему я забросила те свои модняцкие винно-красные брюки или ту ярко-желтую футболку? Может, потому что на улице обычно пасмурно и серо?! Но нет! Как только я надела те самые «вырви глаз» брюки, я то и дело ловила на себе взгляды окружающих, чаще оценивающие. Я поняла, что сейчас боюсь притягивать взгляды. Но помню, как в 16 мне казалось, что это круто, когда на тебя все смотрят… Теперь все чаще стою перед выбором: быть яркой и выставлять себя напоказ или быть незамеченной и серой, но чувствовать себя комфортно. Побеждает второе. Яркие и ультрамодные вещи могу надеть пару раз в год».

    Что за страх: страх отвержения. Боязнь не быть принятым, любимым людьми и обществом.

    Корень, причины: низкая самооценка, неуверенность в себе, непринятие своей индивидуальности.

    Как преодолеть: повышать самооценку и уверенность в себе. Укрепляться в индивидуализации, уникальности, повышать внутреннюю ценность, силу и достоинство. Менять свое мировоззрение от шаблонного к индивидуальному. Посещать психолога, проходить психотерапию.

    «Подобный страх, точнее, я бы сказала, опасение, появился у меня из-за достаточно переменчивой погоды и не всегда правдивого прогноза. Со мной часто так происходит: собравшись по каким-либо делам, надев красивое платье или летний лук, уехав за пару километров от дома, попасть под ливень – это все про меня. Почему так происходит – не знаю. То ли не научилась одеваться по погоде, то ли погода у нас такая переменчивая, что не угадаешь».

    Что за страх: страх взросления.

    Корень, причины: незрелая жизненная позиция, отсутствие опыта самостоятельности и опоры на себя и свой опыт.

    Как преодолеть: формировать зрелую, взрослую жизненную позицию. Осознавать личную ответственность за свою жизнь. Учиться опираться на себя и свой жизненный опыт. Учиться себя подстраховывать. Можно посетить психолога по направлению «поведенческая психотерапия».

    «Многие девушки, а в том числе и я, боятся выйти без макияжа. В моем случае это началось с 15 лет, когда мое лицо «захватил» переходный возраст. Ох, сколько я боролась. С кожными проблемами я практически справилась, а вот со страхом выйти без косметики на улицу – нет. В студенческие годы у меня был молодой человек со специфическим чувством юмором, который подшучивал, когда я была «натурель». Я уже не студентка, но, к сожалению, этот страх до сих пор остался при мне. Хотя иногда я думаю о том, что я просто очень люблю косметику и поэтому просто не могу себе позволить отказаться от нее. Меня всегда восхищали девушки, которые абсолютно свободно могут выйти на улицу без какой-либо «краски» на лице».

    Что за страх: страх отвержения. Боязнь, что «я» буду не любим людьми и обществом.

    Корень, причины: низкая самооценка и непринятие своей индивидуальности.

    Как преодолеть: повышать самооценку и уверенность в себе. Укрепляться в индивидуализации, уникальности. Повышать уровень внутреннего достоинства. Менять свое мировоззрение от шаблонного к индивидуальному. Посещать психолога, проходить психотерапию.

    Пользоваться косметикой и наносить макияж – это нормально и естественно. Это способ ухода за собой, заботы о себе и повышения самооценки. Но если страх выйти без макияжа приобретает хронический характер, то это повод задуматься о повышении самооценки.

    «У меня есть очень смешной страх – это страх ходить одной, не важно куда – театр, кино, просто гулять или путешествовать. Я почему-то думаю, что если меня видят одну, обязательно решат, что я одинока. Этот страх появился в подростковом возрасте, когда я договорилась с подружкой пойти в кино, однако почти перед самым сеансом она сказала, что не сможет прийти. Тогда я не придала этому особого значения и решила сходить одна, но оказавшись, по иронии судьбы, в окружении пяти влюбленных парочек в зале, я покрепче вжалась в спинку сиденья и хотела скорее убежать – настолько одинокой я себя еще никогда не ощущала. Мне казалось, что вместо фильма все они смотрят на меня и думают: «Какой ужас, разве можно ходить в кино одной, бедная девочка! Так ее жаль!» Сейчас, если я куда-то иду, то обязательно не одна – и тут не важно: мама, подруга, молодой человек. Главное, чтобы кто-то был рядом, иначе чувствую жуткий дискомфорт, а мысли возвращают к той ситуации, когда мне казалось, что я была самым одиноким человеком на свете, и весь мир это заметил».

    Что за страх: отвержение другими, что люди дадут тебе низкую оценку.

    Корень, причины: в детстве человек, скорее всего, чувствовал себя очень одиноким, поэтому фиксируется на таких страхах сейчас.

    Как преодолеть: повышать самооценку, уверенность в себе, взращивать свое женское достоинство, понимать, что она сама представляет ценность, независимо от того, что скажут о ней люди.

    www.wday.ru

    46. Техника «Быстрое лечение фобий»

    Александр Любимов

    В нашей жизни довольно много якорей на сильные состояния: страх, обида, любовь, ненависть, злость. И не все эти якоря нам нужны. Многие совсем наоборот. Так что хотелось бы иметь способ, как от этих сильных якорей избавляться. Вот техника «Быстрое лечение фобий» как раз эти самые сильные якоря и разрушает. Естественно, если это вам нужно.

    Не смотря на название, эта техника

    может разрушать якоря на любые сильные переживания: страх, злость, восторг, влюблённость, ненависть,

    а не только фобии и страхи.

    Ричард Бендлер как-то описывал, как придумал эту технику. В классической психотерапии если у вас есть психическое заболевание, вам нужно найти еще десяток — сотню таких же и изучить. Но Бендлер учился у Милтона Эриксона, а тот предлагал действовать наоборот – найти тех, кто с таким заболеванием справился самостоятельно и выяснить, как они это сделали. Вот Бендлер как раз и нашёл пару таких умельцев, справившихся с собственной фобией, смоделировал их и оп-па – у нас есть техника «Быстрое лечение фобий».

    Немного о фобиях

    Фобия: труднопреодолимый навязчивый страх.

    Страх и фобия

    Фобическая реакция – пример «мгновенного» научения. Её можно описать как быстрое создание устойчивого якоря: укусила собака – напугался – теперь пугаюсь постоянно.

    То есть за фобией обычно стоит конкретное переживание.

    Страх же больше похож на постепенное обучение. Сначала человек учиться бояться немного (началом может послужить даже не конкретная ситуация, а «предположение» о такой ситуации), потом сильнее и сильнее. В конце он может получить вполне интенсивное переживание. В процессе образования страха обычно большую роль играет внутренний диалог (Ад).

    Например, человек шёл вечером домой и сказал себе (Ад): «Вот я сейчас иду по тёмной улице, а на меня ведь могут напасть». Потом он начал представлять себе, как это может произойти (В К + А К ). И с каждым разом, когда он проходил по тёмной улице, страх становился сильнее. В какой-то момент человек начал бояться тёмных улиц и ходил только по освещённым. Потом вообще тёмных мест. Потом начал бояться спать в темноте. И т.д.

    А началось всё с вполне вроде бы безобидной мысли. Но люди существа творческие и могут испортить себе жизнь очень большим количеством способов.

    Названия для фобий

    Для многих страхов и фобий придуманы красивые научные названия:

    агорафобия – страх открытого пространства;

    акнефобия — страх перед появлением на коже угрей;

    апейрофобия — страх перед бесконечностью;

    арахнофобия – страх перед пауками;

    бромгидрофобия — боязнь, что окружающие могут заметить дурной запах;

    винофобия — навязчивый страх употреблять вино;

    гидрофобия – боязнь воды;

    гленофобия — боязнь взгляда куклы;

    интимофобия — страх перед выключением осветительных приборов;

    канцерофобия – страх заболеть раком;

    кейрофобия — навязчивый страх у парикмахеров, боязнь порезать клиента;

    клаустрофобия – страх закрытых помещений;

    ксенофобия – страх незнакомого;

    мизофобия – боязнь загрязнения;

    микрофобия — страх маленьких предметов;

    никтофобия – страх темноты;

    тениофобия — боязнь заразиться глистами;

    теофобия — боязнь бога, божьей кары, божьего вмешательства в судьбу;

    харпаксофобия — боязнь разбойников;

    хипенгиофобия — боязнь ответственности;

    фотофобия – страх света;

    эрейтофобия – страх покраснеть;

    эйхофобия — боязнь произносить или выслушивать добрые пожелания.

    Если вы немного знаете латыни или древнегреческий, вы тоже можете потренироваться.

    Многомерная диссоциация

    Для выполнения техники «Быстрое лечение фобий» нужен один полезный навык: многомерная диссоциация. Я его уже описывал, но могу ещё раз повторить. Мы можем наблюдать за собой – видеть себя в ситуации со стороны – это одномерная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой – это уже двойная диссоциация. А можем наблюдать за собой, наблюдающим за собой, наблюдающим за собой – это уже тройная диссоциация.

    Это всё конечно кажется извращением ума,

    но при каждом следующем уровне диссоциации, степень вовлечённость в ситуацию уменьшается.

    Так что если вам нужно уменьшить переживания от события, но при этом каким-то образом вспомнить о нём – двух-трёхмерная диссоциация может быть весьма полезной.

    Анекдот в тему. Объявление в публичном доме:
    «Женщина – 100$. Подглядывание – 200$. Подглядывание за подглядывающим – 400$.”

    Для выполнения техники вам нужно будет сделать несколько вещей: поставить себе сильный положительный якорь, сделать фильм про объект состояния и научиться его быстро проматывать вперёд и назад, ассоциироваться в этот фильм и пройти ситуацию изнутри задом-наперёд. То есть нужны навыки:

  • умение многомерной диссоциации и диссоциированного просмотр событий задом на перёд;
  • ассоциированное проживание события в обратном порядке;
  • быстрая ассоциация в визуальный образ и быстрая диссоциация из него.
  • А теперь подробнее.

    0. С чем работаем

    Определите, якорь на какое состояние вы хотите разрушить – я его буду обозначать Я – .

    При этом помните, что разрушается только якорь, состояния как были, так и остаются – то есть, если разрушить якорь на ненависть, то исчезнет ненависть к конкретному «объекту», но способность испытывать ненависть никуда не денется.

    С собой можно работать с якорями практически на любые сильные состояния, как положительные, так и отрицательные: влюблённость, злость, восхищение, восторг, злость, ненависть. А вот если у вас что-нибудь «парализующее» — фобия, сильный страх, ужас – то тут уже потребуется оператор.

    1. Создание мощного ресурсного якоря

    Поставьте себе якорь на сильное положительное состояние или состояния: счастье, радость, спокойствие… Можно использовать набор состояний из «Круга совершенства». Главное условие: якорь должен быть кинестетический – сжатие кулака, прикосновение к бедру, соединение пальцев. Здесь он будет обозначен как Я + .

    2. Диссоциация

    На этом этапе вам нужно создать диссоциированный фильм об объекте, вызывающем состояние. Напоминаю, что диссоциированный – это такой, в котором вы видите себя со стороны.

    а) 1-я ступень

    Вспомните два события – одно до «включения» Я – , когда ещё всё хорошо, — и другое – после «выключения» Я – , когда уже всё хорошо. Например, если вы на кого-то злитесь, то первое событие – когда вы ещё не злитесь, второе – когда вы уже не злитесь. Сделайте фотографии этих событий – чёрно-белую первого и цветную второго, будем их называть слайд №1 и слайд №2.

    б) 2-я ступень

    Представьте, что вы сидите перед телевизором, по которому будут показывать фильм про вас. А теперь шагните ещё назад – и вы видите себя, сидящем перед телевизором, по которому показывают фильм про вас. И у вас в руках пульт от видеомагнитофона, в который вставлена кассета с записью этой ситуации – и вы можете ускорить её, замедлить, остановить или вообще выключить.

    Можно взять любую другую метафору управления просмотром фильма – вы киномеханик в будке, вы смотрите фильм на экране и у вас пульт управления от проектора и т.д.

    3. Быстрый просмотр черно-белого фильма

    Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

    Теперь можно собрать и весь фильм – начинаться он будет с чёрно-белой фотографии первой ситуации, слайда № 1,

    потом чёрно-белый фильм про ситуацию с объектом, вызывающим нежелательное состояние Я – ,

    последний кадр – цветная фотография второй ситуации, слайд № 2.

    Весь фильм черно-белый, за исключением слайда №2 – он цветной!

    Находясь во 2-й ступени диссоциации просмотрите черно-белый фильм, удерживая якорь Я + , начинающийся со слайда №1 и заканчивающийся слайдом №2. Просмотрите фильм несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость просмотра. Повторяйте просмотр до тех пор, пока не научитесь делать его очень быстро.

    4. Разрушение паттерна

    1. Запустите положительный ресурсный якорь Я + и удерживайте его во время просмотра фильма.

    2. Находясь во 2-й ступени диссоциации очень быстро просмотрите черно-белый фильм, от чёрно-белого слайда № 1 до цветного слайда №2.

    3. После чего ассоциируйтесь с цветным слайдом №2 – то есть «войдите» в него.

    4. После ассоциации со слайдом №2, быстро ассоциированно проживите все события задом на перёд от слайда №2 до черно-белого слайда №1.

    5. Дойдя до слайда №1 вернитесь обратно во 2-ю ступень диссоциации.

    6. После этого погасите экран.

    Диссоциация

    Черно-белое кино от слайда № 1 до слайда №2. Последний слайд цветной.

    Ассоциация

    Ассоциация в цветной слайд №2
    Быстрый просмотр фильма задом наперед от слайда №2 до слайда №1

    Быстрая диссоциация
    Экран гасится

    Пройдите этот процесс несколько раз, пока не получится достаточно быстро.

    5. Проверка работоспособности

    Вспомните объект, раньше вызывавший нежелательное состояние и откалибруйте собственную реакцию. Сделайте, по возможности, поведенческую проверку. Если не сработало – вернитесь на первый шаг и пройдите процесс заново, при этом проверьте, что:

    • Проверьте Я + — якорь должен быть достаточно «мощным» и его нужно удерживать во время каждого просмотра фильма.
    • Прокрутка фильма должна быть максимально быстрой.
    • Во время диссоциированного просмотра фильма вы находитесь во 2-й ступени диссоциации – видите себя, сидящего перед телевизором и смотрящего фильм про себя.
    • Перепроживание ситуации должно быть ассоциированным, очень быстрым и задом-наперёд.
    • 6. Подстройка к будущему

      Представьте себе возможную встречу в будущем с объектом нежелательного. Найдите точную сенсорной информацию о «критериях осторожности»: как вы будете понимать, что ситуация безопасна, а когда стоит быть осторожным и аккуратным.

      Демонстрация работы с негативными эмоциями

      При работе с собой просто придётся регулярно переходить из состояния «Клиент» в состояние «Оператор». Этот вариант годится для работы с сильными эмоциями, вроде обиды, злости, влюблённости, раздражения и т.д.

      Тренер: — С чем будем работать?

      Клиент: — Злюсь.

      Т: — На кого или что ты злишься?

      К: — На себя я злюсь.

      Т: — На себя вообще или на себя в какой-то ситуации?

      К: — Была ситуации, где я мог бы поступить по другому. Но не поступил. И из-за этого до сих пор на себя злюсь.

      Т: — Давно это было?

      К: — Несколько лет назад.

      Т: — И до сих пор злишься?

      К: — Да.

      Т: — А как ты узнаёшь, что пора вспомнить об этой ситуации.

      К: — Когда попадаю в похожую ситуацию – вспоминаю, вот я как-то облажался.

      Т: — Как ты думаешь – зачем ты злишься на себя, какой в этом смысл?

      К: — Может быть это и имело смысл в том, чтобы в другой раз по-другому поступить. Но я вроде как всё понял и действую нормально, а злость не уходит.

      Т: — А если злиться перестанешь – это тебе никак не повредит?

      К: — Я уже думал – нет, не повредит.

      Т: — Хорошо. То есть ты готов прямо сейчас от этого избавиться?

      К: — Да. Готов.

      Т: — Отлично. Тогда для начала нужно, чтобы ты установил себе мощный положительный якорь. Какие состояния подошли бы для изменения оценки этой ситуации?

      К: — Спокойствие, уверенность, радость.

      Т: — Что бы ты предпочёл использовать как триггер для якоря?

      К: — Якорь должен быть кинестетическим?

      Т: — Да, только кинестетическим.

      К: — Тогда пусть будет сжатие левой руки в кулак.

      Т: — Замечательно. Теперь сделай следующее – вызываешь состояние спокойствия, доводишь до максимума, ставишь якорь. Аналогично с радостью и уверенностью. потом проверь насколько хорошо это всё работает.

      Т: — Отлично. Этот якорь нам будет нужен в дальнейшем. Теперь выбери две ситуации – одна, до того, как ты начинаешь на себя злиться и ещё чувствуешь себя хорошо, вторая – после того, как злиться закончил, и уже чувствуешь себя хорошо.

      К: — Это события, которые были до и после ситуации, на которую я злюсь?

      Т: — Нет, это события которые были до и после того, как ты вспоминаешь ситуацию, на которую злишься.

      К: — Да, вспомнил.

      Т: — Теперь сделай фотографии первой и второй ситуаций. Фотографию первой ситуации сделай чёрно-белой, второй – цветной. И давай так, чтобы не путаться будем называть их слайд один – это фотография первой ситуации, — и слайд два. И – важно – на этих ситуациях ты видишь себя со стороны.

      К: — Да. Сделал.

      Т: — Хорошо. Представь, что ты сидишь перед телевизором, на котором тебе демонстрируют последовательно эти слайды.

      К: — Представил.

      Т: — А теперь представь, что ты стоишь у себя за спиной – то есть видишь себя сидящим перед телевизором – и у тебя в руках пульт от видеомагнитофона, с которого идёт сигнал на телевизор. И ты можешь ускорить запись, остановить, выключить – то есть полностью ею управляешь. Попробуй.

      К: — Да, я представил.

      Т: — Запускай свой ресурсный якорь – сожми левую руку в кулак. И между первым и вторым слайдом вставь в запись фильм о ситуации, на которую ты злишься.

      Т: — Отлично. Теперь ты делаешь следующее: удерживая ресурсный якорь ты просматриваешь фильм, который состоит из первого чёрно-белого слайда номер один, фильма про проблемную ситуацию и заканчивается цветным слайдом номер два. После чего ты гасишь экран. Ты повторишь этот процесс несколько раз, с каждым разом делая его всё быстрее и быстрее, пока не получится сделать просмотр максимально быстрым.

      К: — Фильм со звуком?

      Т: — Немой. Но ты можешь на заднем плане пустить какую-нибудь весёлую музыку – знаешь, как в итальянских комедиях. Или в немых комедиях.

      К: — Да, сделал.

      Т: — Следующий шаг – ты просматриваешь быстро этот фильм, как сейчас просматривал, а потом прыгаешь в цветной слайд и ассоциированно проходишь фильм задом наперёд. Когда достигаешь слайда один – выпрыгиваешь обратно в позицию с пультом и гасишь экран. Повторяешь это, увеличивая скорость, пока не получится максимально быстро. Во время всего процесса удерживаешь ресурсный якорь.

      К: — Звук там есть?

      Т: — Если только музыка от итальянской комедии.

      К: — Сделал.

      Т: — Замечательно. Давай проверим, насколько хорошо сработало – вспомни ситуацию, в которой ты раньше на себя злился.

      К: — Она и не вспоминается теперь. Что-то смутное и нейтральное.

      Т: — То есть злости больше нет?

      К: — По крайней мере я её не чувствую.

      Т: — Отлично. Представь себя в трёх-четырёх ситуациях в будущем, когда ты раньше начинал вспоминать эту ситуацию. Что там изменилось.

      К: — Что-то я её там больше не вспоминаю – просто действую нормально и всё.

      Т: — Это то, что ты хотел?

      К: — Да, вполне.

      Т: — Спасибо

      Демонстрация работы с фобиями и страхами

      В случае работы со страхами и фобиями, настойчиво рекомендую выполнять данную технику с Оператором.

      Тренер: — Кто хочет избавиться от страха? Желательно, чтобы это был достаточно сильный страх.

      Клиент: — Я боюсь машин.

      Т: — Оля, а насколько сильно ты их боишься?

      К: — Я стараюсь на них не ездить.

      Т: — А как же ты сюда добралась?

      К: — На метро.

      Т: — То есть ты боишься только ездить на легковых машинах?

      К: — Не столько ездить — я к ним и подходить опасаюсь.

      Т: — А автобусы, троллейбусы, трамваи?

      К: — С ними всё нормально.

      Т: — Грузовики?

      К: — Тоже всё нормально.

      Т: — И давно это у тебя?

      К: — Около года.

      Т: — Итак, правильно ли я понимаю ситуацию – ты боишься ездить и даже приближаться к легковым машинам. И ты хочешь это изменить?

      К: — Да, я хочу это изменить.

      Т: — А как ты их боишься? Ты вообще ими не пользуешься, или боишься только подходить?

      К: — Я боюсь именно подойти к ним. [Тренер устанавливает К якорь Я — ]. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу.

      Т: — Хорошо. Посмотри вокруг. [Проверяет якорь Я — ]. Хорошо. Оля, для начала подумай о чём-то приятном. О чём-то действительно комфортном. Прочувствуй это максимально сильно. … [Ставит К якорь Я + ] Отлично! Вернись сюда, в эту комнату. [Проверяет якорь Я + ]. Что это было?

      К: — Я бы назвала это комфортом.

      Т: — Прежде чем ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают, мне бы хотелось узнать – что именно в них такого опасного? Чего стоит опасаться?

      К: — Ну. Я … Они могут тебя сбить.

      Т: — То есть ты опасаешься, что легковая машина может тебя сбить? Ты знаешь, я тоже этого опасаюсь. Правда это не мешает мне на них ездить.

      К: — Я головой понимаю, что бояться так сильно их не стоит. Но я ничего не могу с собой сделать.

      Т: — Ничего, сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит. Но подумай, что ещё тебе даёт то, что ты избегаешь легковых машин? Что ты ещё от этого получаешь?

      К: — Первое, что приходит в голову – я могу не обучаться водить машину. И не водить. Муж сам отвозит утром детей в школу. И меня подбрасывает к метро.

      Т: — И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?

      К: — Проявление внимания, забота. Да, проявление внимания.

      Т: — Итак, ты получаешь проявление внимания со стороны мужа. А что ещё?

      К: — Так как я стараюсь не ездить на машинах, я не попаду в трудную ситуацию. Ну, знаете, поймала машину. А тебя завезли не туда. Изнасиловали. Ну и так далее.

      Т: — И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?

      К: — Это понятно – безопасность.

      Т: — Итак, своё опасение машин ты можешь использовать для получения внимания от мужа и для обеспечения собственной безопасности? Есть ещё что-то?

      К: — Нет, это наверно всё.

      Т: — А может тогда всё так и оставим – столько пользы?

      К: — А можно пользу оставить, а страх убрать?

      Т: — Хорошо, давай попробуем. Как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?

      К: — Да, наверно так. Когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем.

      Т: — Ну что же. Давай сначала избавимся от страха. А потом подберём те варианты поведения, которые тебя больше устроят в конкретных ситуациях.

      Сначала нам нужно сделать небольшой фильм. Возьми ситуацию, когда ты последний раз боялась легковых машин.

      К: — Когда сюда шла – я боялась переходить улицу.

      Т: — Вспомни момент до перехода улицы, когда ещё всё хорошо.

      К: — Да, я иду от метро.

      Т: — Сделай фотоснимок: Оля идёт от метро. То есть, ты видишь себя со стороны. И пусть это будет чёрно-белый снимок.

      К: — Да, я сделала. Такая чёрно-белая фотография.

      Т: — Теперь подумай о ситуации, когда ты уже не боялась. И сделай цветную фотографию этого момента.

      К: — Да. Вхожу в здание.

      Т: — Замечательно. Следующее. Наверняка, у тебя есть видеомагнитофон.

      К: — Да, есть.

      Т: — Представь, что ты смотришь по телевизору кассету, которую воспроизводит видеомагнитофон. На кассете какой-то фильм про тебя.

      К: — Да, представила.

      Т: — А теперь представь, что ты наблюдаешь за собой, смотрящей фильм про себя. И в руках у тебя пульт управления видеомагнитофоном. Ты можешь остановить фильм, прокрутить его быстрее или медленнее, вперёд или назад.

      К: — Я вижу себя, смотрящую фильм о себе?

      Т: — Да, именно так.

      Т: — Поэкспериментируй с пультом управления: ты можешь прокрутить фильм быстрее или медленнее, остановить его и даже выключить видеомагнитофон.

      К: — Попробовала.

      Т: — Сейчас ты посмотришь фильм о себе, как ты сегодня шла от метро сюда. Фильм будет чёрно-белый: начинается с кадра как ты выходишь из метро, потом переходишь улицу, потом входишь в здание. Последний кадр цветной. И самое главное, ты будешь просматривать этот фильм быстро. Я бы сказал очень быстро. Итак, ставь кассету. [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Сейчас пойдёт ускоренный чёрно-белый фильм про то, как Оля идёт от метро. И ты наблюдаешь за собой, смотрящей этот фильм по телевизору. Готова?

      К: — Да.

      Т: — Запускай.

      К: — Да, просмотрела.

      Т: — [Снимает Я + ] Насколько комфортно тебе было смотреть?

      К: — Достаточно. Но немного чувствовался страх.

      Т: — А что помогло бы тебе чувствовать себя более комфортно? Плюс к этому состоянию [воспроизводит Я + ]

      К: — Возможно, уверенность в себе. И спокойствие. Расслабленность.

      Т: — Почувствуй себя максимально спокойной, на сколько только это можно. Ещё, ещё более спокойной. [Устанавливает Я + ]. Встряхнись, посмотри вокруг. Теперь почувствуй уверенность в себе. Просто гигантскую уверенность в себе. Колоссальную. [Устанавливает Я + ]. Хорошо, вернись сюда. И, расслабленность. Ты совершенно расслаблена. На сколько это вообще возможно. [Устанавливает Я + ]. Отлично. Давай посмотрим, что получилось. [Воспроизводит Я + ]. Как тебе это теперь?

      К: — Ух. Хорошо.

      Т: — Вернёмся к фильму. Просмотри его ещё несколько раз, с каждым разом увеличивая скорость. В конце ты его должна просмотреть очень быстро. Ты вышла из метро, вжик – и ты входишь в здание.

      Т: — [Снимает Я + ] Было ли тебе достаточно комфортно просматривать фильм.

      К: — Да, сейчас вполне нормально.

      Т: — Скорость просмотра было большой?

      К: — Да, очень.

      Т: — [Воспроизводит и удерживает Я + ]. Хорошо, просмотри фильм ещё раз на большой скорости, только задом на перёд. Ты двигаешься спиной, машины едут назад…

      К: — Хм, забавно.

      Т: — [Снимает Я + ] Сначала я расскажу, а потом ты сделаешь следующее. Сначала ты быстро просматриваешь фильм от того момента как ты вышла из метро и до того момента, как входишь в здание. Потом ты мысленно «впрыгиваешь» в цветную фотографию, где ты входишь в задние, и ты проживаешь этот фильм в обратном порядке изнутри, ассоциированно. Мысленно двигаешься назад, и видишь как едут машины задом на перёд, и вот ты подходишь спиной к выходу из метро… И тут ты выпрыгиваешь из фильма обратно, в себя, с пультом управления в руках. И выключаешь магнитофон. Готова? [Воспроизводит и удерживает Я + ].

      К: — Да, я сделала это.

      Т: — Это было быстро?

      К: — Не очень.

      Т: — Делай это столько раз, сколько тебе потребуется сделать это очень быстро.

      К: — Теперь очень быстро.

      Т: — [Снимает Я + ] Хорошо, подумай теперь о легковых машинах.

      К: — Ну, машины как машины.

      Т: — [Воспроизводит Я — — реакции нет]. Что ты сейчас чувствуешь, когда думаешь о них?

      К: — Да ничего особо.

      Т: — Хорошо, теперь подумай о следующем. По-видимому, есть некоторое количество ситуаций с машинами, в которых тебе следует быть бдительной.

      К: — Да, например когда даже зажегся «зелёный человечек», следует посмотреть «не едет ли кто?». Да и когда переходишь улицу без светофора. И если я собираюсь ехать в машине – стоит оценить, насколько безопасно мне ехать с данным человеком.

      Т: — Что тебе будет сообщать о том, что стоит быть бдительной? Это должно быть что-то достаточно сенсорное.

      К: — Вижу машину или машины на дороге. А в случае, когда я сажусь в машину – оценка водителя. У меня достаточно чёткие представления о том, с кем стоит ехать, а с кем – нет.

      Т: — И что ты делаешь, когда видишь машину на дороге? Представь, ты собираешься перейти на другую сторону…

      К: — Я чувствую … что-то вроде предупреждения. Какое-то волнение внутри. И начинаю оценивать ситуацию.

      Т: — Представь себе, что ты собираешься поймать машину.

      К: — Я встаю на дороге. Поднимаю руку. Останавливается машина…

      Т: — Что происходит в этот момент внутри тебя?

      К: — То же чувство, что и при переходе улицы – только более острое. И я себе чётко говорю: «Нет!», или: «Да, можно». В зависимости от того, кого я вижу за рулём.

      Т: — И что ты делаешь?

      К: — Если нет – машу, мол, проезжай. А если «Да» – то начинаю договариваться с водителем. Если мне что-то не нравится во время разговора, я тоже могу сказать «Нет».

      Т: — Хорошо, теперь подумаем о вождении машины.

      К: — Я уже подумала. У нас одна машина, так что у мужа будет возможность проявить внимание и отвезти детей в школу, а меня – к метро. Но зато, если я научусь водить, я смогу ездить по делам.

      Т: — Тебя устраивает то, что получилось?

      К: — Да, вполне.

      Т: — Спасибо.

      Вопросы и ответы

      — Почему якоря должны быть именно кинестетическими?

      Т: — Кинестетические якоря наиболее надёжны в данной ситуации.

      — Зачем устанавливать якорь на фобическую реакцию?

      Т: — Для проверки эффективности техники. Если фобия разрушена – разрушится и этот якорь. То есть на воспроизведение стимула практически не будет никакой реакции.

      — Почему сразу было не установить очень сильный положительный якорь?

      Т: — Вы его и устанавливаете достаточно сильным. Но и этого может не хватить. Тогда вы добавляете ресурсов до тех пор, пока Клиенту не будет достаточно комфортно просматривать фильм.

      — Обязательно нужно искать намерение и вторичные выгоды?

      Т: — Конечно. Фобическая реакция защищает. Вот только не всегда опасность пропорциональна интенсивности реакции. Но проявлять бдительным большинстве случаев всё-таки стоит.

      — С какими ещё переживаниями работает эта техника?

      Т: — Страхи, влюблённости, раздражение, восторг и так далее

      — Но ведь восторг – положительное переживание?

      Т: — И что с того, что переживание приятное? Оно может очень сильно вредить в жизни. Например, восторг может быть просто неуместен в определённых ситуациях. Представьте себе мужчину лет сорока, восторгающегося любой девушкой, попавшейся на дороге. Особенно если он идёт с женой.

      — Нужна ли многомерная диссоциация в случае восторга?

      Т: — Калибруется по состоянию Клиента. Может именно в этом случае вам потребуется трёх- или четырехмерная диссоциация.

      — Сильно ли отличается техника, в случае страха или фобии?

      Т: — Не отличается. Состояния в обоих случаях очень близкие, а страх или фобия – это история образования паттерна. При желании можно покопаться в структуре, чтобы понять как эта штука работает. Но в контексте выполнения техники различий не будет.

      nlp.trenings.ru

    Это интересно:

    • Депрессия или энцефалопатия Цереброваскулярные расстройства в пожилом возрасте: Дисциркуляторная энцефалопатия Г. Р. Табеева, Ю. Э. Азимова Дисциркуляторная энцефалопатия Дисциркуляторная энцефалопатия — хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся прогрессирующим многоочаговым расстройством его функций, обусловленное […]
    • Паразиты и невроз Паразиты и невроз Главная »» Научные учреждения, школы »» Институт фитотерапии »» Научные публикации версия для печати Стефановская И.В. Общероссийская медицинская ассоциация специалистов традиционной медицины и целителей (Москва) Гельминтозы - распространенная группа заболеваний человека и животных. В зависимости […]
    • Аутизм третьей степени Ранний детский аутизм, дети с РДА, признаки, симптомы, помощь, лечение Что такое аутизм? Болезнь аутизм, синдром аутизм, причины, понятие Аутизм – это погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, отгороженностью от внешнего мира, низкой эмоциональностью, склонностью к […]
    • Признаками алкогольной зависимости являются Признаки алкоголизма Признаки алкоголизма: 1. Влечение к алкоголю 2. Утрата контроля над дозой алкоголя 3. Отсутствие рвоты (рвота – защитный рефлекс защищающий организм от отравы) 4. Увеличение невосприимчивости к алкоголю (толерантности) 5. Регулярные выпивки Первый признак алкоголизма – влечение к […]
    • Методика выявления шизофрении Диагностика шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 В начальном периоде заболевания диагностика шизофрении довольно сложна, поэтому психиатры обычно не торопятся с постановкой диагноза, наблюдая пациента не менее полугода. На […]
    • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
    • Поведенческий признак стресса Симптомы стресса Стресс как реакция человеческого организма на те или иные негативные события имеет перечень симптомов, которые в зависимости от формы проявления принято разделять по группам. Физиологические симптомы Самые тяжелые, так как связаны с одновременным нарушением работы систем организма. К таким […]
    • Наркотическая анорексия НЕВРОТИЧЕСКАЯ АНОРЕКСИЯ НЕВРОТИЧЕСКАЯ АНОРЕКСИЯ НЕВРОТИЧЕСКАЯ АНОРЕКСИЯ — у детей младшего возраста анорексия является, как правило, невротической реакцией на самые разнообразные травматизирующие воздействия: испуг, насильственное кормление, ревность к вновь родившемуся ребенку и т. д. — и часто сопровождается […]