Борьба со стрессом педагог

Борьба со стрессом: учитель начинает и выигрывает

Осваиваем техники преодоления стресса, которые используют политики, бизнесмены, специалисты службы спасения

Сегодня мы продолжаем курс семинаров по психотехнике учителя. Начало читайте, пожалуйста, в № 57 и № 73 «ПС».

Тренинг – одна из форм интерактивного метода преподавания в последние годы, по крайней мере в педагогической практике «продвинутых» преподавателей психологии и педагогики.
Ключевая особенность тренинговой формы преподавания – ее практическая ориентированность: здесь «знать» – значит «уметь». Существенная особенность тренинга как формы групповой психотерапевтической работы также состоит в ориентации на практику: здесь «знать» – значит «заново пережить опыт». Проанализируем кратко возможности этих подходов к тренинговой работе в контексте перспективы для психологической подготовки педагогов-практиков.

«Знать» – значит «уметь»

Именно тренинги умений заполнили в последние годы первые строчки в рейтингах продаж программ повышения квалификации работников образования. Вот несколько самых популярных: «Тренинг уверенного поведения педагога» (обучение учителей приемам совладания с нарушителями дисциплины); «Тренинг гендерного измерения в образовании»; «Практический менеджмент в образовании» (как оказывать влияние на педагогов, учеников и их родителей); «Тренинг педагогической креативности»; «Тренинг сензитивности» (развитие эмоциональной чувствительности к индивидуально-психологическим особенностям учеников).
Учителей обучают новым образовательным технологиям, современным дидактическим приемам, техникам управления классом и т.д. Однако сами по себе эти эффективные технологии могут использоваться для достижения совершенно разных целей. Поэтому необходимо отметить недостатки такого раздробленного, одностороннего подхода к психологической подготовке учителей.
Действительно, при ближайшем рассмотрении общий смысл тренингов умений оказывается таким же, как и при авторитарном методе обучения: я (психолог, кандидат или доктор наук) – Учитель; ты (педагог-практик) – ученик. Я кое-что умею; ты (я так думаю!) этого точно не умеешь или делаешь плохо. Я (дань времени!) свое «что-то» заворачиваю в блестящие обертки привлекательных и научно-непонятных названий, добавляю в название слово «тренинг» и – куда ты денешься?!
Кроме того, в традиционной школе, например, применение педагогом этих технологий вполне может привести совсем не к гуманизации, а к укреплению существующей авторитарной структуры отношений. Здесь опять-таки учитель выступает в качестве инструктора, ученики – в роли пассивных исполнителей, в результате чего увеличивается дистанция между учителем и учениками, обезличиваются взаимоотношения.
И наконец: неужели к приемам совладания с нарушителями дисциплины, уверенному поведению, влиянию на людей и даже к дидактическим приемам сводится профессиональная (не говоря уже о личной) жизнь педагога-практика?
Получается, что не только в тренинге умений кроется секрет современной психологической подготовки педагогов-практиков.

«Знать» – значит «заново пережить опыт»

Цель этого подхода, который с полным правом можно назвать психотерапевтическим, – обеспечить психическое здоровье взрослых и детей в школе, а главный способ работы – консультирование учителей. Именно учитель с этой точки зрения является центральной фигурой, создающей эмоциональную атмосферу в школе.
Здесь заочный консультант, в роли которого выступает сейчас автор (или же ведущий реального тренинга), старается повлиять на изменение обычной установки учителя видеть в преподавании своего предмета главную и чуть ли не единственную задачу. Консультант пытается обратить внимание педагога-практика и на его собственное психологическое состояние до и после работы, и на психологическое состояние его учеников во время преподавания.
Консультант – это коллега в совместном решении проблем, а не элитарный эксперт, как при тренинге умений; консультант не навязывает чего-то одного, а предоставляет на выбор готовые к употреблению простые и эффективные техники, приговаривая: «Если сочтете нужным, вы можете ими воспользоваться».
Каковы же аспекты психического здоровья учителя и его учеников?
Мэри Джехода (Jahoda, 1958) выделила шесть:
– способность к эмоциональной саморегуляции;
– положительное отношение к себе;
– оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности;
– личная автономия (наличие возможности побыть одному);
– реалистическое восприятие окружения;
– умение конструктивно и эффективно воздействовать на свое окружение.

Однако эффективность этого подхода тоже имеет серьезное ограничение.
Во-первых, опыт показывает, что само по себе желание учителя овладеть, например, техниками саморегуляции, равно как и понимание им принципов психического здоровья, далеко не всегда приводят к положительным изменениям в его эмоциональном состоянии и поведении. Оказывается, что ежедневное общение с коллегами, требования школьной администрации часто влияют на учителя больше, чем кратковременные, эпизодические газетные или очные консультации, и довольно быстро педагог возвращается в исходное состояние, соответствующее жизненной реальности.
Таким образом, основная сложность, с которой сталкивается подобного рода психологический тренинг для учителей, – это сложность переноса освоенных установок и навыков на реальные жизненные ситуации.
С этой точки зрения наш заочный психотехнический тренинг для учителей – довольно смелый эксперимент. Но давайте попробуем осуществить эту идею, договорившись о нескольких вещах:
мы – и ведущий, и участники тренинга – отдаем себе отчет в ограниченности своих возможностей в плане грядущих изменений (так, например, учитель может изменить психологическую атмосферу в своем классе, но не может изменить всю психологическую культуру отношений в школе);
предлагаемые приемы должны не только содержать компонент личностного роста (преподноситься и применяться, так сказать, для общего развития на досуге), но в первую очередь должны быть связаны с жизнью и поведением вас – участников тренинга – в вашей профессиональной роли;
для этого нам, участникам, необходима постоянная поддержка друг друга и коллег вне тренинга, т.е. конструктивный диалог.
Пишите, если сочтете это необходимым, в «Школу для учителя» о типичных и экстремальных критических ситуациях в вашей профессии, связанных с трудностями их переживания или преодоления.

Скорая антистрессовая помощь

(В статье использованы материалы книги А. Каменюкина и Д. Ковпака «Антистресс-тренинг»)

И в личной, и в профессиональной жизни есть ситуации, которые нельзя исправить. Их нужно пережить. Чтобы жить.
Чтобы конструктивно разрешить доступные воле человека проблемы и критические ситуации, необходимо сначала выйти из-под власти стресса.
Уважаемый учитель! Сегодня, в начале третьего тысячелетия, не знать базовых психотехник или не применять их (ссылаясь на занятость или на что-то еще) – все равно что для освещения школьного класса жечь свечи взамен энергосберегающих ламп!

Существует два уровня работы со стрессом:
– скорая антистрессовая помощь, когда мы уже находимся под влиянием негативных переживаний и, не смиряясь с ними, пытаемся произвольно изменить физиологические параметры деятельности своего организма и таким образом уменьшаем отрицательные последствия для него. Именно с этого мы начнем на сегодняшнем и следующем занятиях;
– профилактика стресса, когда мы специально готовим свой организм к решению возможных проблем, требующих эмоциональных затрат, или изменяем отношение к уже свершившейся критической ситуации, тем самым предотвращая развитие негативных переживаний. Об этом уровне работы со стрессом – в одном из будущих выпусков «Психотехники учителя».

Итак, представим, что уже находимся во власти стресса – тем более что скорее всего так оно и есть. В таком состоянии очень сложно заставить себя сформировать принципиально иное отношение к любой новой проблемной ситуации и конструктивно справиться с нею. Поэтому действовать будем пошагово.
Наиболее эффективным будет использование следующего алгоритма скорой антистрессовой помощи:
– во-первых, произвольно изменим некоторые свои физиологические параметры (это и есть эмоциональная саморегуляция). Это тема сегодняшнего тренинга;
– во-вторых, направим свои мысли в оптимальное и конструктивное русло. Это тема следующего занятия.

Вот некоторые базовые техники саморегуляции организма при стрессе: самодиагностика своего состояния, дыхательная релаксация, мышечная релаксация, активирующая техника.

Самодиагностика

Техника самодиагностики своего эмоционального состояния активно практикуется успешными политиками, бизнесменами, представителями средств массовой информации в ходе публичных выступлений, при проведении переговоров и телевизионных передач, а также летчиками и специалистами службы спасения в экстремальных ситуациях. И не стоит учителям отставать от них в этом плане.
Цель самодиагностики – выявление и произвольное преодоление состояния эмоциональной напряженности. Технически оно осуществляется следующим образом.
Необходимо мысленно «пройтись» по своему телу и ответить самому себе на вопросы:
Какова в данный момент моя мимика: не наморщен ли лоб, не сжаты ли челюсти, не напряжены ли губы и подбородок?
Как мои мышцы? Не подняты ли плечи, не сжаты ли в кулаки пальцы, не напряжены ли судорожно мышцы, будто я собираюсь сдавать стометровку?
Как я дышу? Свободно ли, глубоко?
При выявлении негативных признаков необходимо срочно заняться их устранением: нормализуется дыхание, регулируется поза, расслабляются мышцы лица и всего тела. Придавая своему телу уверенную позу, поддерживая спокойную мимику, мы добиваемся появления таких же позитивных психологических ощущений, так как психологические и физические компоненты взаимосвязаны и могут обусловливать восприятие друг друга.
Дело в том, что наш мозг постоянно отслеживает состояние организма и если не фиксирует никакого напряжения (например, частого сердцебиения, дрожи, мышечных зажимов), то уменьшается количество поводов для эмоционального беспокойства, и мы чувствуем себя лучше.

Техника дыхательной релаксации

Фундаментальную технику саморегуляции представляет собой современная разновидность медитативного дыхания. В целом дыхание обладает грандиозным потенциалом в сфере регулирования человеком своего состояния. Изменяя произвольно режим дыхания, мы меняем одновременно режимы своей психической деятельности. Надо только научиться правильно дышать.
Предлагаемая техника является экстренным средством и дает быстрый эффект.
При первом выполнении сядем, примем наиболее удобную позу.
Располагаем одну руку в области пупка, а другую кладем на грудь (эту часть нужно делать только в начале освоения техники при первом выполнении, для того чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и верные ощущения).
Делаем глубокий вдох, в начале которого немного выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь (совершая таким образом подобие волнообразного движения). Вдох длится не менее 2 секунд.
Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.
Выдыхаем медленно и плавно не менее, чем в течение 3 секунд. Выдох обязательно должен быть длиннее вдоха!
Затем снова, без всякой паузы, следует глубокий волнообразный вдох, и цикл начинает повторяться.
Необходимо осуществить 2–3 подобных цикла дыхания (предел – 5 циклов за один подход).

Рекомендации по применению техники.
·Не следует стремиться выполнить технику в совершенстве с первого раза. Дело в том, что она принесет вам пользу, даже если ее выполнение не будет идеальным!
Необходимо знать, что в некоторых случаях при выполнении техники может возникнуть легкое головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В этом случае, сохраняя соотношение фаз дыхания, сократить количество циклов, выполняемых за один подход.
Выполнять технику необходимо в моменты эмоционального возбуждения, взбудораженности, в состоянии некой напряженности, при возникновении на пике переживаний сильного сердцебиения, для уменьшения усталости после работы, в конфликтных ситуациях для сохранения спокойствия. Благодаря технике вы добьетесь сохранения своего внутреннего равновесия. А это решающий шаг в решении сложных жизненных задач.
Использовать эту технику можно в любых условиях: в транспорте, дома, на работе, в классе, на совещании, на приеме у начальства, так как, будучи внешне практически незаметной (при наблюдении со стороны воспринимается как простой вдох, не более), она работает вне зависимости от того, сидите ли вы, стоите или лежите, и неизменно вызывает более спокойное и комфортное состояние, чем было до этого.
Не приводить к состоянию спокойствия предлагаемая техника просто не может, потому что ее действие основано на элементарных физиологических механизмах.
Техника эффективна даже в самых тяжелых экстремальных ситуациях. Обеспечивая большее спокойствие, она сохраняет стабильность мировосприятия личности даже в том случае, когда повлиять на ход событий человек не в силах. Ведь потеря контроля над происходящим на какой-то период времени не означает, что невозможно регулировать свое собственное психоэмоциональное состояние!
Для выполнения техники саморегуляции дыхания необходимо выделить совсем незначительное количество времени и использовать этот прием не только в неприятных ситуациях, но и в течение дня несколько раз (до 10 – 15), уделяя ей максимум одну минуту. Отвлекаясь от текущей работы всего на одну минуту, вы разгружаете свое сознание, освобождаете его от текущих дел, а это приводит к восстановлению сил и сохранению работоспособности. Кроме того, в момент выполнения техники вы приходите в расслабленное эмоциональное состояние.
Хрестоматийным стало утверждение: что делается регулярно, создает привычку. В том числе и полезную. Как, например, систематическое использование дыхательной релаксации. И если ощущение спокойствия становится привычным, то поводов для ненужных тревог и волнений будет становиться все меньше и меньше. Вы сможете решать прежде беспокоившие проблемы, не разрушая себя, гораздо эффективнее, сохраняя ясность мысли и эмоциональное спокойствие.
Итак, результат применения техники дыхательной релаксации мы ощущаем немедленно и в виде целого комплекса положительных эффектов.
Во-первых, мы устраняем ненужный зажим диафрагмы.
Во-вторых, нормализуем ритм дыхания.
В-третьих, сохраняем в рамках нормы или возвращаем к норме работу сердца.
В-четвертых, восстанавливаем нормальный баланс в крови жизненно важных газов.
В-пятых, стабилизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мы нормализуем протекание биохимических процессов в организме и тем самым предотвращаем развитие негативных последствий стресса.
В-шестых, развиваем способности саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

Учитесь расслабляться

Связаны ли друг с другом излишнее напряжение мышц и невозможность конструктивно разрешить проблемную ситуацию?
Во-первых, сверхнапряжение мышц, связанное с готовностью либо нападать, либо убегать, – это наследство от друзей наших меньших, которые реагируют подобным образом на любое неблагоприятное изменение обстановки. Так и у нас – эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде напряжения скелетной мускулатуры.
Во-вторых, очень часто у людей, не выражающих адекватно свои эмоции и не умеющих произвольно сбрасывать мышечное напряжение, формируется так называемый мышечный панцирь, в который превратились годами копящиеся неотреагированные переживания.
Таким образом, пока мы не снимем у себя излишнее мышечное напряжение, будем в любой критической ситуации или нападать, или убегать; третьего – конструктивного – выхода не дано.
Переходя к техникам, отметим, что один и тот же эффект мышечного расслабления (и обретение покоя) может быть достигнут с помощью прямо противоположных подходов: можно либо усиливать это напряжение до предела, либо целенаправленно его снимать.
Первый способ мы часто используем, не имея на это сознательного намерения. Например, переживая какое-то неприятное происшествие, мы можем пройтись в одиночестве по улице быстрым шагом, стукнуть кулаком по столу, перестирать вручную все белье или сделать генеральную уборку квартиры. Но в результате всей этой физической нагрузки мышечное напряжение реально сбрасывается. И в эмоциональном плане мы можем почувствовать себя лучше.
Однако такая понижающая напряжение активность не всегда возможна, не всегда целесообразна и эффективна. Она хороша после стресса, но неуместна до или во время. В этих ситуациях придет на помощь техника мышечного расслабления, которая избавит как от предвосхищающего, так и от остаточного напряжения, тем самым предотвратив развитие стресса.
В нашем тренинге, проходи он очно, можно было бы отразить многие типы релаксационных техник, подтвердивших свою эффективность многовековой успешной практикой. Однако в качестве базовой мы воспользуемся техникой прогрессирующей мышечной релаксации, описанной еще в 1929 году Эдмундом Джекобсоном.

Техника мышечной релаксации

Вслед за Джекобсоном мы предлагаем добиваться расслабления парадоксальным образом: быстро и активно переутомлять мышцы за счет их интенсивного статического напряжения, после чего их расслабление естественно и физиологически неизбежно.
1. Перед выполнением упражнения необходимо потратить некоторое время на разогрев и растяжение мышц и сухожилий, на разминку суставов.
2. Начнем с мышц ладоней. Крепко сожмите руки в кулак. Мысленно отсчитайте десять секунд – спокойно, не торопясь. При этом удерживайте максимальное напряжение мышц все это время – только тогда они успеют растратить весь тот заряд энергии, который был в них выброшен эмоциональным взрывом.
3. Теперь задействуем мышцы, расположенные между запястьем и локтевым суставом. Для этого согните руки в лучезапястном суставе, стараясь максимально приблизить кулаки к внутренней стороне запястья.
4. Следующий шаг – напряжение мышц плеч. Делайте то же, что и на предыдущих этапах, и плюс к этому разведите руки в стороны, согните их в локте и подобно атлету напрягите свои бицепсы как только можете. Не забывайте считать до десяти.
5. Далее напрягаем мышцы спины. Чтобы сделать это эффективно, но безопасно, необходимо, во-первых, максимально свести лопатки вместе, а во-вторых, из этого положения опустить их вниз. Именно в таком положении позвонки расположены друг над другом, и вы не рискуете «защемить корешки» или «выбить диски» позвоночника неловким движением, как при поднятии тяжелого веса. Итак, напрягаем мышцы спины вместе со всем тем, что делали раньше.
6. Переходим к самому сложному этапу работы с лицевой мускулатурой: ведь лицо – главный выразитель всех эмоций.
– Для того чтобы напрячь лоб, можно либо поднять брови как можно выше, либо с усилием их нахмурить. Лучше использовать поднятие и сведение бровей поочередно.
– Чтобы напрячь мышцы вокруг глаз, достаточно сильно зажмуриться, как будто вам в глаза попало мыло.
– Для полноценного напряжения мышц носа нужно наморщить его, будто от отвращения из-за неприятного запаха. Одновременно постарайтесь сознательно напрячь крылья носа.
– Мышцы челюстей, губ и скул можно эффективно вовлечь в напряжение, если сжать челюсти и одновременно в максимально возможной улыбке растянуть углы губ «от уха до уха».
Теперь надо соединить все эти части воедино, что непросто: ведь невозможно одновременно поднимать брови и жмуриться. Поэтому просто вспоминайте напряжение, которое возникает в области лба, когда вы поднимали брови, и мысленно помогайте себе, когда будете жмуриться. Либо используйте в комплексе только сведенные вместе брови.
В итоге вы должны выглядеть следующим образом: нахмуренные брови, зажмуренные глаза, разведенные в стороны крылья наморщенного носа, крепко сжатые челюсти, желваки вместо щек и, конечно, улыбка до ушей. Главное здесь – не эстетика и даже не правильность выполнения, а интенсивность напряжения всех мышц лица, которые очень чувствительны к текущим эмоциям. Не забывайте мысленно считать до десяти, но концентрируйтесь не столько на счете, сколько на напряжении.
7. Сложность работы с шеей заключается в том, что просто непривычно одновременно напрягать и переднюю, и заднюю группы ее мышц. Поэтому сначала опустите подбородок до груди, а затем аккуратно откиньте голову назад и запомните возникающие ощущения. Затем вам придется напрягать их сразу волевым усилием.
8. Для того чтобы напрячь мышцы брюшного пресса, представьте себе, будто вас хотят ударить в живот. Проделайте эту часть упражнения 2–3 раза, считая про себя до десяти. После этого выполните ее в сочетании со всем тем, что делали прежде.
9. Займемся ногами.
– Для того чтобы напрячь мышцы стоп, нужно с усилием согнуть пальцы ног – примерно так, как вы сжимали кулаки. Почувствуйте напряжение свода стоп.
– Напрягая мышцы голени, следует потянуть стопы на себя, а после этого вторым движением свести носки и развести пятки.
– Далее напрягаем бедра и ягодицы. Для этого сядьте ровно, почувствуйте себя куклой-неваляшкой и чуть-чуть покачайтесь из стороны в сторону. Теперь из этого положения вытяните ноги под прямым углом и почувствуйте, как при этом напрягутся мышцы бедра.
Соединим напряжение мышц бедер и ягодиц с напряжением стоп и голеней, чувствуя в течение 10 секунд напряжение всех мышц нижних конечностей.
10. Теперь сведем все отдельные, прежде изученные напряжения вместе.
Соберите пальцы в кулак, согните кисть к внутренней стороне запястья, а руки в локтях. Разведите руки в стороны и напрягите мышцы обоих плеч. Сведите вместе лопатки и, почувствовав между ними кожную складку, опустите вниз. Зафиксируйте голову в процессе наклона вперед, создав при этом противодействие. Добавьте к этому соответствующую мимику. Напрягите мышцы брюшного пресса и нижних конечностей. Считайте про себя до десяти и делайте упражнение с полной самоотдачей. Приложите максимум усилий, чтобы исчерпать всю негативную энергию, находящуюся в мышцах.
11. Вот вы и готовы к тому, чтобы напрячься целиком.
Вспомните то ощущение напряжения, которое вы вызывали прежде в верхней части вашего тела. Повторите все от начала до конца быстро, но стараясь ничего не упустить.
А теперь сядьте, напрягите все тело целиком и с максимальным усилием. Сосчитайте до десяти и откиньтесь на спинку стула, внимательно исследуя свои ощущения. Скорее всего значительная часть вашего тела расслабится, однако вы сможете найти и участки, где напряжение хотя бы в минимальной степени сохранилось. Если число этих участков больше трех, необходимо повторить весь подготовительный комплекс заново, в той же последовательности. Затем вновь прочувствуйте текущее состояние своих мышц плавно и не торопясь, подмечая все, даже минимальные ощущения на пути от стоп до затылка.
Если зон напряжения, пусть и минимального, осталось три или менее, цикл можно уже не повторять, а давать нагрузку только тем мышцам, которые это напряжение сохраняют. Причем для создания этой нагрузки можно использовать не только статическое напряжение из только что изученного комплекса, но и динамическую нагрузку из известных вам физических упражнений.
Главный принцип – это не столько правильное выполнение всех элементов комплекса в указанной последовательности, хотя и это немаловажно, сколько полноценность проделанной мышцами работы и следующего за напряжением расслабления. Именно расслабления мы и стремимся добиться, а предшествующее ему напряжение – лишь средство достижения желаемого результата.

Активирующая дыхательная техника

Вспомните, что произвольно изменяя параметры дыхания, его ритм и глубину, мы способны достигать определенного функционального состояния нервной системы. То есть с помощью дыхания можно не только расслаблять, успокаивать организм, но и активизировать его работу, повышать общий тонус организма.
Активирующее дыхание имеет древнее происхождение. В описаниях ритуалов древних культур встречается упоминание об особенном дыхании воинов перед битвой. Применяя в качестве обряда, призванного придавать силу, изменение параметров дыхания, они достигали значительного подъема духа и сил.
Для того чтобы повысить свой психический тонус, необходимо дышать следующим образом.
Глубокий вдох продолжительностью не менее 3 секунд.
Резкий, форсированный выдох с затруднением (за счет напряжения мышц языка и гортани) через нос.
Для достижения необходимого эффекта за один подход необходимо повторить цикл не менее 5–6 раз.
Показания к применению техники: состояние утомления, слабости, сонливости.
Благодаря выполнению этого приема достигается достаточно быстрое повышение общего тонуса организма. Все просто и эффективно.

В следующий раз вы узнаете о базовых техниках, которые позволяют избавиться от мыслей, вызывающих психоэмоциональный дискомфорт.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

ps.1september.ru

Самоменеджмент учителя. Борьба со стрессом

Повседневная жизнь современного человека не застрахована от стрессов. Стресс — универсальная ответная реакция организма на самые разнообразные влияния внешней среды, испытывающие его на прочность. Это — перегруженность производственными и домашними обязанностями, конфликты и иные сложности человеческих взаимоотношений.

Этапы развития стрессовой реакции

Селье идентифицировал три стадии адаптационного синдрома, каждая из которых связана с изменениями в нервном и эндокринном функционировании: реакцию тревоги, стадию сопротивляемости и стадию истощения.

Работы отечественного физиолога Г.И. Косицкого (1970) показали, что типичная стрессовая реакция развивается по свойственным ей закономерностям в четыре этапа.

1. Стадия активации.

Сопровождается приливом сил, повышением умственной и физической работоспособности. На этом этапе стресс играет положительную роль, помогая человеку мобилизовать свои резервные возможности для преодоления возникшей перед ним проблемы.

2. Стадия стенических, “активных” эмоций.

Если проблема не разрешается, наступает вторая стадия, как правило, она сопровождается раздражением, гневом, Различными проявлениями агрессивности. На этой стадии важно вовремя “выпустить пар”, разрядиться эмоционально.

3. Стадия астенических, “пассивных”, отрицательных эмоций.

Когда это сделать не удается, стресс переходит в следующую фазу. У человека просто опускаются руки, возникает переживание неудачи, зачастую сопровождающееся тоской и депрессией. Но и здесь груз негативных эмоций человек может сбросить с себя с помощью специальных психологических методов.

4. Стадия срыва, невроза.

Если же это не сделано, и время упущено, наступает четвертая стадия — срыва. Стресс перерастает в болезнь. Симптомы, возникающие на четвертом этапе, являются не столько проявлениями стресса, сколько его последствиями. Они могут быть очень разными. Это и всевозможные неврозы, и психосоматические заболевания, и различные поведенческие изменения, и эмоциональные нарушения. Признаки проявления стресса. Проявление стресса на физиологическом уровне

На физиологическом уровне наиболее характерны следующие проявления стресса:

  • скачки артериального давления (обычно в сторону его повышения);
  • боль в области сердца, возникающая вне связи с физической нагрузкой и имитирующая стенокардию;
  • боль в области живота, имитирующая заболевания органов пищеварения (особенно боли блуждающего или “схватывающего” характера; последние могут сопровождаться расстройством стула, носящим народное название “медвежья болезнь”);
  • сердцебиение или перебои в работе сердца;
  • боли в спине, часто имитирующие радикулит;
  • боли в области шеи и головы (особенно в затылочной области; или мигренозного характера, захватывающие половину головы);
  • “перехватывание” голоса, ощущение “комка” в горле могут появляться нарушение глотания и тошнота;
  • одышка, не связанная с болезнями органов дыхания, часто возникающие ощущения онемения и покалывания в руках; аналогичные ощущения в ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икроножных мышц;
  • кратковременное нарушение зрения (предметы как бы расплываются перед глазами, и человеку приходится напрягать зрение, чтобы сфокусировать его);
  • • приливы жара, которые могут сопровождаться мышечной дрожью;
    • нарушение аппетита — от полного отвращения к еде до приступов “волчьего” голода;
  • нарушения сна — бессонница или, наоборот, сонливость (с ощущением того, что сна было недостаточно; либо тревожный, беспокойный сон с частыми пробуждениями, нередко из-за тяжелых сновидений);
  • обильное мочеиспускание, которое обычно возникает после приступов паники;
  • разнообразные сексуальные проблемы.

Проявления стресса на психологическом уровне

Наиболее часто на психологическом уровне проявляются следующие стрессовые расстройства:

  • беспокойство, тревога (тревога — это не что иное, как страх, не направленный на какой-либо конкретный предмет); особенно характерна для затяжного стресса так называемая “свободно плавающая”, немотивированная тревога, беспочвенные опасения по поводу маловероятных событий, которые, возможно, никогда не произойдут;
  • подавленное настроение (вплоть до стойко пониженного, доходящего до степени депрессии); возможны также резкие перепады настроения, эмоциональная неуравновешенность с неконтролируемыми бурными вспышками эмоций и “выплескиванием” агрессивности;
  • раздражительность и конфликтность, вызванные не внешними причинами, а внутренним состоянием человека; нарушение отношений с людьми, эмоциональных контактов — от эмоциональной холодности, бесчувственности, “замораживания” эмоций до открытой враждебности к окружающим;
  • стремление отгородиться от реальной жизни как источника стресса, изолироваться от повседневной суеты, напоминающей о стрессовых событиях, и от людей, с ними связанных, — уединиться в воображаемой келье или “башне из слоновой кости”.
  • Сочетанный — и психологический, и физиологический — характер носят приступы паники, варьирующие от опасения потерять контроль над собой до всепоглощающего страха смерти.

    Проявление стресса на поведенческом уровне

    На поведенческом уровне наблюдаются проявления:

    • грубость;
    • замкнутость;
    • булимия (обжорство);
    • злоупотребление спиртными напитками;
    • курение (количество выкуриваемых сигарет растет);
    • секс как попытка освободиться от напряжения;
    • “хроническая” усталость;
    • чрезмерная увлеченность работой;
    • навязчивые действия;
    • чрезмерная трата денег.
    • Стрессы можно подразделить на:

      • эмоционально положительные и эмоционально отрицая тельные;
      • кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические;
      • физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные.

      Эмоционально отрицательные и эмоционально положительные стрессы. Да-да, такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже по сути факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина.

      В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна, и вы ее контролируете. Обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря “борьба со стрессом”, “последствия стресса”, будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса.

      Кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия. Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова. Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами или родственниками)

      Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боли, холода, жары, голода, жажды, физических перегрузок и т.п.)

      Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

      Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

      Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

      Стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влияний сильных воздействий. Различают 3 стадии при стрессе: мобилизация, сопротивление и истощение.

      Выделяются следующие виды стресса:

      профессиональный (или рабочий) стресс;

      Стресс — проблема многогранная. Ответив на один вопрос, мы оказываемся перед десятком других. Можно ли осуществлять профилактику стресса? Почему субъективная оценка ситуации часто не соответствует ее объективной сути? Как эффективно помочь человеку в состоянии стресса? Как найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе?

      Можно выделить четыре основных способа борьбы со стрессом.

      1. Противострессовое дыхание.
      2. Релаксация.
      3. Рациональное восприятие окружающей обстановки.
      4. Аутотренинг.
      5. Упражнение для снятия стресса “Глубокое дыхание”

      6. Принять удобную позу. Закрыть глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно свободно дышать.
      7. Медленно и глубоко вдохнуть через нос. Дышать грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).

      Тест “Умеете ли вы справляться со стрессом”

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Это интересно:

  • А невроз либидо ПРЕМЬЕРА: "АРХЕТИП, НЕВРОЗ, ЛИБИДО" Пресс-служба телеканала «Россия - Культура» тел: (495) 780 57 07 [email protected] С 12 по 15 декабря в 23:00 телеканал «Россия - Культура» представляет премьеру документального сериала «Архетип, невроз, либидо». Документальный сериал «Архетип, невроз, либидо» (12-15 декабря, […]
  • Тренинговое занятие для подростков стресс Занятие "Я учусь владеть собой". Тревожность. Стресс. Навыки саморегуляции Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу. Задачи: Раскрыть понятия тревожность и стресс. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности. […]
  • Чем питаться при депрессии Питание при депрессии В. Н. Сергеев,д. м. н., заведующий лабораторией нутрициологии отдела биомедицинских исследований ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии» Минздрава России В. Б. Лебедев, научный сотрудник ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии» […]
  • Стрельникова и заикание Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны […]
  • Что делать худею от стресса Что делать худею от стресса 23 марта 2010 г., 14:14 23 марта 2010 г., 14:57 что проходили. Может поджелудочная, может глисты, может гормональное, онкология-масса вариантов. 23 марта 2010 г., 15:13 может быть что угодно.. у меня такая же машна, я весила 73, заболела хр. тонзиллитом, похудела до 61. учитывая свой […]
  • Синдром дауна инвалидность после 18 лет Синдром дауна инвалидность после 18 лет Инвалидность оформлять. -18 (продолжение) ltnrf2006: Надо продолжить. alter-sun пишет: [quote]Руководителю федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, г. Воронеж, 20-летия Октября,73, Бухтоярову И. В. Богатыревой Яны Владимировны, проживающей по […]
  • Помогают ли слезы при стрессе Не держи в себе: плакать полезно, если накопилось Радость, грусть и даже импотенция иногда являются причиной появления слез. Знаете ли вы, что плакать полезно, особенно если в душе накопилось. Выплесните все то что вы держите через слезы и очиститесь. По словам Чарльз Дарвина, слезы выпущенные сквозь смех, являются […]
  • Александровский юа психические расстройства Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях Введение Опыт работы сотрудников Федерального центра пограничной психиатрии в общесоматических стационарах (Л.В.Ромасенко и соавт.), обобщенный во многих публикациях и методических рекомендациях, показал, что среди пациентов […]