Деменция симптомы у детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Причины органической деменции у детей

  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
  • В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    www.krasotaimedicina.ru

    Органическая деменция у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.
  • Симптомы органической деменции у детей

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Осложнения

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
  • Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
  • Прогноз и профилактика

    Деменция в детском возрасте

    Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).

    Отличительные черты и степени тяжести

    Детскую деменцию не стоит путать с олигофренией (умственная отсталость), так как их симптоматика имеет определенное сходство, долгое время эти понятия не отделяли друг от друга. Основными отличиями деменции от олигофрении является их разграничение по таким критериям (признакам):

    • время возникновения (деменция – постнатальный период, олигофрения — пренатальный, натальный и ранний постнатальный);
    • тип дизонтогенеза (деменция – стойкое недоразвитие, олигофрения – поврежденное развитие);
    • характер поражения центральной нервной системы (деменция – локальный (редко тотальный), олигофрения – тотальный);
    • структура дефекта (деменция – мозаичность дефекта, олигофрения – иерархичность дефекта);
    • течение (деменция – прогрессирующий (прогредиентный) характер, олигофрения – непрогредиентный характер).

    Также, в отличие от деменции, олигофрению по степени тяжести разделяют на три формы (дебильность, имбецильность, идиотизм):

  • слабо выраженная форма (дебильность), характеризуется нарушением познавательной деятельности, отсутствием у ребенка абстрактного мышления и повышенной формой внушаемости;
  • средняя степень (имбецильность), форма, которая характеризуется наличием элементарных навыков самообслуживания, отсутствием самостоятельного мышления и простой речью (у имбецила словарный запас состоит из набора стандартных фраз);
  • крайняя степень (идиотизм), характеризуется отсутствием внятной речи и невозможностью интеллектуально развиваться.
  • Симптомы и причины развития

    Симптомы (признаки) деменции зависят не только от формы, но и от возраста ребенка:

    1. Ясельный возраст и дошкольный период (от года до семи лет). Деменция у детей в этом возрасте проявляется сужением словарного запаса, потерей ранее приобретенных навыков, сложностями с изложением (формулированием) мыслей, снижением двигательной активности вплоть до утраты способности ходить. Также возможно развитие равнодушия и отсутствия привязанности к родным людям.
    2. Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет). В этот период отмечается снижение работоспособности и проблемы с памятью (ребенку сложно запоминать новую информацию, а также начинают путаться раннее усвоенные знания).
    3. Подростковый возраст (от одиннадцати до восемнадцати лет). Ребенок начинает быстро уставать, ухудшается речь (становится нечеткой). Возникают проблемы с памятью и вниманием.

    Деменция, возникающая на фоне различных генетических заболеваний, также может отличаться по скорости и характеру течения. Например, если причиной деменции является болезнь Нимана-Пика, то проявить себя она может только в подростковый период, а если деменция проявилась из-за болезни Лафора, то ребенок может умереть и в более раннем возрасте, так как такое заболевание протекает стремительно.

    Деменция у детей может быть врожденной или приобретенной по таким причинам:

  • генетические (наследственные) заболевания, которые проявляются через некоторое время после рождения;
  • некоторые заболевания инфекционного характера;
  • любого рода травмы головы;
  • воздействие ВИЧ-инфекции;
  • недостаточное питание тканей мозга, в связи с нарушением сосудистого кровотока;
  • отравление лекарственными средствами.
  • Диагностика и лечение

    Диагностировать данное заболевание в детском возрасте достаточно сложно, так как некоторые психические расстройства или болезни психосоматического характера имеют схожую симптоматику.

    Для того чтобы правильно поставить диагноз, необходимо:

  • длительное наблюдение за поведением ребенка;
  • оценка общего состояние и сбор информации о наследственности;
  • проведение определенного количества диагностических тестов;
  • диагностика состояния сосудов головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии;
  • назначение клинического и биохимического анализа крови.
  • Так как деменция у детей – это заболевание достаточно серьезное, то наблюдение и обследование должно носить всесторонний характер. Поэтому помимо педиатра, состояние ребенка должны контролировать и другие специалисты (невролог, психиатр, психолог).

    Тактика лечения зависит от течения и причины возникновения этого заболевания. Чтобы снизить скорость развития деменции, психиатр назначает препараты, влияющие на кровоток и обмен веществ нервных клеток мозга.

    Для улучшения всех процессов мозговой деятельности, при деменции назначают ноотропные препараты. Детям назначают малотоксичные лекарственные средства, которые хорошо переносятся маленькими пациентами (Ноотропил, Пирацетам, Нооцетам, Луцетам).

    Помимо традиционных методов лечения, возможно также использование народных методов (настойки из лекарственных растений из женьшеня, элеутерококка, лимонника, левзеи).

    При терапии народными методами, важно помнить, что они не в состоянии заменить полноценное традиционное лечение.

    Витамины и различные диетические добавки также способны положительно воздействовать на организм при детской деменции:

    • витамин Е (доказано, что в умеренных количествах он замедляет процесс прогрессирования болезни);
    • витамин С (повышает иммунитет и укрепляет сосуды);
    • жирные кислоты Омега-3 (снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний).
    • к оглавлению ↑

      Возможные осложнения, профилактика и прогноз

      Основным осложнением в процессе болезни является развитие депрессивного состояния на ранних стадиях болезни. Ухудшение умственных и физических способностей, без соответствующего лечения негативно сказывается на общем состоянии ребенка (вплоть до утраты элементарных навыков, освоенных ранее в т. ч. и бытовых). Дети с деменцией нуждаются в максимальном внимании и тщательном уходе.

      Поскольку обнаружить данное заболевание оказывается возможным только тогда, когда уже проявляются явные симптомы, то и профилактика заболевания становится достаточно затрудненным, а иногда и невозможным процессом (особенно если причина болезни – наследственный фактор).

      Со стороны родителей представляется возможным выполнение таких поддерживающих мер:

      • бережное отношение к здоровью и своевременное лечение заболеваний;
      • занятия с ребенком различного характера;
      • избегание умственных и физических перегрузок;
      • оберегание от эмоционального перенапряжения;
      • соблюдение режима дня и здорового образа жизни;
      • поддержание иммунитета;
      • избегание даже слабых травм (ударов, сотрясений) головы.
      • Самым главным условием комфортного эмоционального состояния ребенка, страдающего деменцией, является проявление любви, внимания, заботы и терпения со стороны близких людей.

        Деменция – это заболевание, которое относится к неизлечимым, и на сегодняшний день можно только замедлить ее течение. Процессы (симптомы), которые проявляются постепенно или стремительно, носят необратимый характер.

        oinsulte.ru

    Это интересно:

    • Психотерапевт неврозы Невротические расстройства (невроз) Невроз — это расстройство, которое развивается вследствие срыва адаптационных механизмов из-за длительно существующего внутреннего напряжения. Причиной его является противоречие в системе значимых отношений человека, которое приводит к тревоге, приступам паники, снижению […]
    • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
    • Истерия озерки Ресторан «Истерия», ул. Сикейроса, 10 корп. 4 Ресторан-клуб "Истерия" открыт для своих посетителей и утром и днем и ночью. В дневное и утреннее время заведение работает в режиме респектабельного ресторана, с изысканной кухней и богатым выбором традиционных блюд итальянской, европейской, японской и восточной кухни. […]
    • Невроз срок лечения О длительности психотерапии. Или сколько нужно сеансов, чтобы избавиться от невроза? Вопрос, озвученный в заголовке статьи – по праву один из наиболее актуальных для человека, планирующего обратиться за помощью к психотерапевту. И всем предельно ясно, почему: Психотерапия – недешевое удовольствие. Чем больше ты […]
    • Можно ли рожать при неврозе Невроз и беременность Согласно статистическим данным, не менее четверти представительниц прекрасного пола страдают невротическими расстройствами. Особого подхода требуют ситуации, когда невроз развивается у беременной женщины. Причины невроза у беременных Неврозы у беременных возникают из-за сочетания многих […]
    • Синдром дауна проявляются Синдром Дауна: признаки и проявления Синдром Дауна – это генетическая патология, связанная с изменениями в 21-ой хромосоме. Патология не такая и редкая, хотя страдающих деток меньше, чем могло бы быть. Это связано с тем, что большинство беременностей прерывается при обнаружении больного плода. Сегодня в мире отмечают […]
    • Невроз глотки лечить Невроз глотки Невроз глотки — нарушение чувствительности слизистой глоточной воронки с развитием анестезии или дискомфортных ощущений: боли, жжения, першения, зуда. Возникающие изменения усугубляют негативные личностные особенности, имеющиеся психические отклонения, что закрепляет невроз. Невроз глотки […]
    • Как вылечить себя от заикания в домашних условиях Как лечить заикание? В настоящее время нет единственно верного ответа на вопрос о том, как лечить заикание. Дело в том, что это заболевание сложное и многоуровневое, как правило, уходящее своими корнями в раннее детство, и к тому же имеющее много форм и проявлений. Механизмы заикания Заикание представляет собой […]