Депрессия грех

Уныние и депрессия.

С первого взгляда, кажется, что это синонимы, но если присмотреться к этим словам, то можно увидеть некоторую разницу.

Уныние – это термин, описывающий состояние человека с духовной точки зрения. В Библии, мы находим практически только одно упоминание этого состояния.
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. (Притчи 17:22) Но если исходить из того, что антонимом унынья является радость, то все становится на свои места. Радость – это плод Святого Духа, и ее отсутствие указывает на серьезные опасения для христианской жизни. Грех уныния является одним из семи смертных грехов в католицизме и входит в один из восьми греховных страстей в православной церкви.

Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») – это все таки более медицинский термин и христиане должны оперировать им с некоторой осторожностью. Википедия определяет депрессию, как
психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами. Я конечно же отношусь к психологии с огромным скептицизмом и для этого есть существенные предпосылке, о которых, более детально, я расскажу когда-нибудь в будущем. Но на два важных фактора, я все-таки укажу.

  • Психология – это реальный бизнес, в котором крутятся большие деньги, особенно на Западе. Это такая мутная водичка, в которой неплохо ловится рыбка, большая и маленькая.
  • Последние утверждения разнообразных ассоциаций психологов показывают нам, что психология идет вразрез с Божественными принципами. Я не буду перечислять их многочисленные анти-библейские утверждения – времени не хватит, укажу только их последние «исследования», по поводу легализации педофилии.

Но тем не менее, депрессия относится к медицинской части. Ведь доказано, что некоторые виды депрессия – это чисто физиологическая реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Эмоциональным настроением человека во многом зависит от таких гормонов, как серотонин, норадреналин и дофамин.

Функциональность деятельности таких гормонов может зависеть от количества солнечного света, принимаемой пищи, лекарства, реакция организма на болезни и даже паразитов. Есть и другие причины для проявления депрессии, но если мы будем исходить только из физиологических, то назвать депрессию грехом мы не можем.

Вам может показаться, что я оправдываю депрессию и уныние. Нет, не оправдываю, а только разделяю, чтобы более ясно увидеть причину и следствие. Удар молотком по пальцу, мы не называем грехом, но если человек в ответ на это действие начнет крыть матом и проклинать все на свете, то это уже будет грех. Усталость не грех, а вот раздражительность, как следствие усталости – это уже грех. Если в вышеприведенных случаях, нам легко провести черту, то в отношении депрессии и уныния намного сложнее. Любой из нас может впасть в депрессию из нарушения некоторых физиологических процессов в организме, и Христос не будет осуждать нас за это, но избегать уныния должны. Христос бывал уставшим, но не раздражительным.

Депрессия и уныние связаны между собой и зачастую вытекают одно из другого. Депрессию мы можем лечить одним способом, например, увеличить свое пребывание на свежем воздухе и на солнце, изменение рациона питания и другими вещами. В некоторых случаях, возможно лечение лекарствами. Кстати, Гиппократ был знаком с депрессией и один из советов по лечению – теплая очистительная клизма. А что? Многим должно помочь. 🙂

Уныние же лечится духовными методами. Зачастую, для этого нужна помощь другого духовного лица. Возможно человеку нужна исповедь, освобождение от зависимости и пристрастие к греху, нужно изменить свою молитвенную жизнь, чтение Библии и общение с Богом. Нужно вернуться к полной вере такого чудесного Божьего обетования, как:
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.(К Филиппийцам 4:4-7). К сожалению, огромное количество христиан находится в унынии. У некоторых, это находится в настолько запущенной стадии, что справиться с этим самостоятельно бывает очень сложно. Я настоятельно рекомендую вам обратиться к человеку с духовным опытом. Скорее всего, это будет ваш пастор. Пусть Господь благословит вас обильно.

www.word4you.ru

Депрессия: грех или болезнь?

Трудолюбивой семье хронически не хватает денег; у признанной красавицы появились первые морщины; мужчина, который уже не подходит под определение «молодого человека», не устроил личную жизнь; а молодая мама устала от бесконечного крика своего первенца; да и просто на улице слякоть, бесконечно идёт дождь, рано темнеет… Все эти разнообразные причины могут служить началом того, что в современной психиатрии называется депрессией. Правда, их может и не быть — механизмы возникновения депрессии известны не до конца. Но депрессия — это всегда очень тяжёлое состояние человеческой психики, порой приводящее к самому худшему — к самоубийству.

«Чума двадцать первого века»

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами «психическим насморком», распространяется в мире не менее активно, чем простуда в холода. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире, обогнав сегодняшних лидеров — инфекционные, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Именно она будет убийцей номер один, потому что уже сегодня более половины всех суицидов на планете совершают люди, находящиеся в депрессии.

Несмотря на то, что депрессию называют «чумой двадцать первого века», это состояние известно ещё древнему человечеству. Самый ранний из дошедших до нас эпизодов, описывающих депрессию в современном её понимании, можно найти в Библии. Правда, тогда ещё не было ни слова «депрессия» (от лат. depressio — прижимать, угнетать), ни употреблявшегося ранее слова «меланхолия». Но всё, что происходило с первым царём иудеев Саулом, жившим в 11 в. до н.э., имело типичные признаки депрессии.

Это был гневный и мрачный человек — «от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар. 16: 14). Шло время, и Саула всё чаще одолевали приступы мрачного настрое-ния. «Отраднее и лучше» становилось ему, когда Давид играл на лютне. Но чёрная зависть к Давиду разъедает сердце Саула, всё больше страдает его самолюбие: всё, что с таким трудом доставалось Саулу, легко даётся Давиду. Его ранит то, что после победы над филистимлянами народ славит в песнях Давида: «Саул истребил тысячи, а Давид — десятки тысяч». Саул пытается убить будущего царя, бросая в него копьё.

В этой библейской истории чётко прослеживаются признаки, характерные для депрессии, — мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, ненависть, зависть. Также среди причин «депрессивного» настроения Саула — его чувство вины перед Господом, поскольку однажды он нарушил слово Господне. Всё это, в конце концов, приводит к тому, что Саул кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Многие места из Псалтири свидетельствуют о том, что и сам Давид также испытывал нападения тяжёлого уныния. «Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего» (Пс. 37, 4-9). «Утомлен я воздыханиями моими, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Пс. 6,7).

Были знакомы с подобным чувством и древние греки. У многих философов можно найти рекомендации, как избежать и побороть меланхолию. Именно под таким названием на протяжении более чем двух тысяч лет была известна депрессия. Термин «меланхолия» впервые введён великим врачом древности Гиппократом (460-370 г. до Р.Х.), в переводе с греческого (melaina chole) он означает «чёрную желчь». Гиппократ видел причину огорчения, печали, недовольства, тревоги и страха в наполнении мозга «чёрной желчью».

В XVIII веке происходит смещение в оценке психических состояний: тосковать и скучать становится модно. Романтики начала XIX в. немыслимы без своей «мировой скорби». То, что некогда считалось смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утончённую лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для многих авторов.

Итак, стоит ли винить в распространении депрессии современный темп жизни с его информационным бумом, если история этого недуга уходит в глубину веков? Быть может, причина его кроется всё-таки в искажённой грехом душе, не изменившейся за последние тысячи лет?

ДЕПРЕССИЯ — медицинское понятие

Понятие депрессии, пожалуй, одно из самых широких в современной психиатрии. «У каждой душевной печали сто отражений», — сказал когда-то Шекспир. Порой мы употребляем слово «депрессия» в отношении плохого настроения или отрицательных эмоций, которые встречаются в жизни у каждого. Депрессия же — это длительное (от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет) подавленное состояние, сопровождающееся тоскливым настроением, замедленным мышлением и двигательной заторможенностью. К второстепенным проявлениям относят нарушенный сон, плохой аппетит, утрату прежних эмоциональных реакций, отсутствие интереса к жизни, мучительную нерешительность, ощущение собственной неполноценности, мысли о самоубийстве.

Медики различают невротическую депрессию (возникает в результате нервных потрясений, стрессов у психически здорового человека — смерть близкого, потеря работы, конфликты в семье, одиночество, несбывшиеся мечты и проч.); соматогенную (психические нарушения в результате соматических, т.е. телесных, заболеваний, например, спустя 6-12 месяцев после инфаркта у 90% пациентов обнаруживается депрессия); эндогенную (её развитие не зависит от жизненных ситуаций, часто это наследственный недуг, могут наблюдаться и сезонные обострения); скрытую депрессию (проявляется в различных телесных недомоганиях, болях в сердце или в желудке, головных болях — то есть не телесная боль становится причиной депрессии, а сама депрессия проявляется болью).

Считается, что депрессия присуща талантливым людям. И это отнюдь не миф. Взаимосвязь творчества и продолжительного упадка настроения заметил ещё Аристотель. От визитов незваной гостьи страдали Линкольн, Черчилль, Хемингуэй, Гоголь, Эйнштейн, Бетховен, Бердяев, Пастернак и многие другие. «Великие люди должны чувствовать на земле великую скорбь», — писал и Достоевский. Однако психологи считают, что как раз процесс творчества освобождает личность от мощной депрессивной энергии.

В лечении большинства депрессий сегодня используют антидепрессанты. Но открыты эти лекарства были всего 50 лет назад. До этого против депрессии использовали самые невероятные средства: от кровопусканий, рвотных или слабительных препаратов до длительных погружений в холодную воду и наркотиков.

«ДЕПРЕССИЯ» равно «УНЫНИЕ»?

Отдаляясь от Бога на протяжении своей истории, человечество тем самым всё больше ограничивает себя рамками мира материального. Это естественный «прогресс» падшей души. Поэтому совершенно понятно, что и в оценке психических расстройств происходит полное пренебрежение духовным опытом. Когда речь заходит о депрессии, большинство светских людей даже не задумывается о том, что корни болезни могут находиться в их греховной жизни, в неисправленных и неосмысленных ошибках молодости, что таким образом на поверхность их сознания пробивается заглушённая когда-то совесть. И, наверное, можно предположить, что нынешнее распространение депрессии имеет своей причиной именно духовный упадок.

В православной же среде одна из самых распространённых ошибок, бытующих относительно депрессии, состоит в том, что этот недуг воспринимается только как духовная болезнь, порождённая грехом. Многие верующие изо всех сил пытаются соединить психотерапевтическое лечение с практикой церковной жизни. Результаты такого «мичуринского» метода нередко бывают трагическими.

«К сожалению, с подобной практикой, когда молитвы и Таинства «православные врачи» «прописывают» при различных, особенно душевных недугах, как какую-то, прости Господи, микстуру, в наши дни приходится сталкиваться всё чаще, — пишет в своей работе «Православие и психиатрия» Валерий Ильин. — А почему бы, прежде чем прибегать к такого рода новаторствам, зачастую, граничащим с кощунством и магическим восприятием церковных Таинств, не задаться вопросом: а что, собственно, плохого в том, что психотерапия, по выражению Фрейда, работает там, где нет Бога? Православная аскеза имеет своей целью уход от «мира сего», приближение человека к Богу и, в конечном счёте, соединение с Ним. Она служит средством к спасению души. Психотерапия же, если это на самом деле психотерапия, а не оккультная практика, ни в коем случае не претендует на спасение души. Её задача — помочь человеку жить в этом мире, мире безбожном, не превращаясь окончательно в хищных волков или в скотов».

Безусловно, как отмечают специалисты, воцерковление не только полезно, но и необходимо при лечении душевных расстройств, как, например, необходимы физические нагрузки после переломов. Но полезны они только тогда, когда человек хочет и способен им следовать. Ведь ни один врач не станет прописывать усиленную зарядку тому, кто лежит с сотрясением мозга. А вот ревнители веры вполне могут настоять, чтобы больной депрессией вычитал длинное непонятное молитвенное правило.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 году, рекомендуется разграничивать депрессию как страсть и депрессию «от естества», т.е. как психическое заболевание: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной повреждённости человеческой природы. Выделяя в личной структуре духовный, душевный и телесный уровни её организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

Действительно, в православной аскетике очень много внимания уделено страсти уныния («уныние» — в переводе с греч. аcedia, буквально «не старание, не труд» — беспечность, нерадивость, расслабление). Святые отцы, подвизавшиеся в пустынях и скитах, в отдалении от мира и даже от себе подобных монахов, отмечают, что уныние — одно из главных и неотъемлемых искушений такой жизни. Особенный пик страданий приходится на полдень, когда жара достигает своего апогея, до трапезы ещё далеко (монахи кушали один раз в день — вечером), а молиться уже нет сил. Нападая на душу инока, уныние внушает ему омерзение к своей келье и братьям. Возникает отчаянная мысль, что все усилия напрасны, никогда не достигнуть спасения и прощения грехов. Такому монаху хочется оставить свою келью, пойти в гости к другим инокам, заняться делами милосердия, а то и вовсе бросить свой подвиг. Преподобный Иоанн Лествичник даже описывает физические страдания того, кто впал в уныние. «Бес уныния производит трёхчасовое дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, даёт немного возникнуть; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст».

В понимании святых отцов, уныние нераздельно связано с ленью. Потому одним из главных средств в борьбе с этой страстью, кроме молитвы и послушания, считается рукоделие. Иоанн Кассиан Римлянин рассказывает о неком авве Павле, опытнейшем между отцами. Будучи обеспечен плодами пальм и маленьким садиком, он не имел нужды в пропитании. Однако Павел собирал пальмовые листья и каждый день заставлял себя заниматься плетением, как будто этим он должен содержаться. Когда за целый год пещера наполнялась разными изделиями, он, разложив огонь, всё это сжигал. Работа нужна была ему для очищения сердца, собранности помыслов, постоянного пребывания в келье и преодоления уныния. Ведь, по наблюдению св. Иоанна Лествичника, тяжесть этого греха состоит в том, что «каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть». Но победа над ним даёт и больше всего венцов.

Как видим, духовное понятие страсти уныния частично перекликается с медицинским диагнозом «депрессия». Однако, как верно заметил психиатр Валерий Ильин, эти понятия из совершенно разных плоскостей. Каждый конкретный случай должен рассматриваться всесторонне и очень аккуратно. Некоторые специалисты склонны ассоциировать невротическую депрессию с унынием, рекомендуя в лечении использовать преимущественно духовные средства. Такого мнения придерживается известный в православной среде врач Дмитрий Авдеев. Однако он призывает при этом не игнорировать и курс общеукрепляющей терапии, отдых, физическую активность, свежий воздух и достаточный сон. В отношении других депрессий этот доктор считает, что они не могут быть излечимы без медикаментов, а часто и госпитализации. Попытки ограничиться лишь наставлениями, увещеваниями практически безрезультатны. Оценивать такого рода депрессию как греховную страсть — неверно. Это болезненное состояние.

Однако какого бы рода депрессия ни постигла человека, к каким бы лекарствам — духовным или медицинским — ни пришлось прибегнуть, никогда нельзя терять надежду. В этом однозначно сходятся и психиатры, и святые отцы. Ведь надежда — это то, на что в первую очередь посягает недуг, всё больше и больше увлекая человека в трясину переживаний, сомнений, отчаяния. Ведь надежда — это то благое проявление человеческой воли, которое всегда связывает нас с Врачом душ и телес, помогая Ему освобождать нас от страданий.

www.pravoslavie.by

Православный взгляд на депрессию 1 min read

Беседва с иеромонахом Петром (Семеновым). Разговор пойдет о важной проблеме – распространенной в наши дни страсти уныния, причинах ее возникновения и развития, а также секретах церковной терапии души, возвращающей человеку внутренний мир и истинную радость.

– Отец Петр, сейчас часто приходится слышать: «У меня депрессия». Конечно, каждый подразумевает под этим словом свое, особое состояние, но в общем его можно охарактеризовать как снижение настроения, чувство грусти, тоски, неудовлетворенности… А что такое депрессия с православной точки зрения и почему она возникает?

– Названные вами признаки позволяют определить это состояние как синоним двух из восьми главных страстей – уныния и отчаяния. Они соотносятся друг с другом как легкая и тяжелая формы заболевания. Продолжительное уныние переходит в отчаяние, а затянувшееся отчаяние может окончиться самоубийством. Обе эти страсти достаточно изучены в святоотеческой традиции, но, к сожалению, опыт Отцов Церкви редко используется нашими современниками для борьбы с душевными недугами.

– Каковы, на Ваш взгляд, причины депрессивных состояний у большинства людей?

– Очень часто тяжкое душевное томление испытывают неверующие – те, кто не познал истинного смысла жизни и не имеет опоры в Боге. Такие люди верят в себя, в свои силы или еще во что-то, надеются на свои материальные средства, образование, влиятельных родственников и проч., т. е. имеют неких кумиров. Причина их страданий – гордость, ибо, по слову Писания, Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5). Это означает, что Господь смиряет таковых, чтобы они познали свое безсилие, суетность упования на самих себя или на то тленное, что представляется им значимым, и уверовали в Него, истинного Бога. Поэтому когда гордого человека постигают неудачи, скорби, он ощущает подавленное психическое состояние – у него депрессия. Если он не покается, не смирится, то может и вовсе погибнуть, и духовной причиной этого станет именно его гордыня, хотя внешние обстоятельства могут быть различными.

Другой возможный фактор – нераскаянные грехи. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что в наше время «люди оставили духовников и наполнили тюрьмы и психбольницы». И мы помним буквальные примеры исполнения этих слов из советского прошлого, когда в закрытых монастырях и храмах содержали преступников и умалишенных. Но замечание старца актуально и сейчас: хотя храмы открыты, еще далеко не все обрели веру; безбожие и греховная жизнь не перестают вызывать душевные болезни.

Предположим, за день жизни человек совершает всего лишь один грех, пусть даже легкий, например, празднословие. В таком случае через неделю его душу будут отягощать уже семь грехов. Если он их исповедует священнику в храме Божием, то его душа очистится. Но в противном случае за месяц наберется при самом лучшем раскладе 30 грехов, а за год – 360, за два года – 700 и т. д. И они уже начнут тяжелым грузом давить на сердце, вызывая безпричинную на первый взгляд тоску, уныние. И человеку будет казаться, что вроде бы никаких оснований для скорби нет, а в душе – отсутствие мира, какая-то скука, томление… Он станет пытаться каким-либо способом выйти из этого состояния, но, не понимая его истинной причины, скорее всего, предастся страстям, пьянству… Однако это, конечно, не выход, а путь в тупик, в погибель, к еще большему унынию и отчаянию. А надо простопойти в храм и исповедать свои грехи с 7-летнего возраста, и при искреннем и глубоком раскаянии помощь Божия не замедлит – человек ощутит, что у него словно гора свалилась с плеч.

Отдельный случай – люди с тонкой душевной организацией, совестливые, зачастую одаренные какими-то музыкальными или художественными способностями. Преподобный Паисий предупреждает о кознях диавольских в отношении таковых: «Враг грубых делает еще более грубыми, а благочувствительных – еще более благочувствительными, и тем губит тех и других». Например, лукавый может начать «бомбардировать» сознание такого человека некими навязчивыми помыслами. А тот не поймет, что эти мысли – не его, а вражии. Святые Отцы пишут, что источников помыслов у нас три: Бог, естество и диавол. Но, не зная православной аскетики, страждущие от происков сатанинских люди нередко принимают посторонние внушения, начинают считать себя какими-то особенными, тонкими натурами, и в итоге психически повреждаются. А они нуждаются в том же – в покаянии и исповедании духовнику своих сомнений и переживаний, чтобы последовать его советам и преодолеть искушения.

Еще одним поводом к депрессии становится наша действительно непростая жизнь. В безбожное советское время людям тоже было нелегко, но после «перестройки» положение усугубилось. Социальные нужды населения из предмета заботы о человеке теперь стали способом получения прибыли, мы предоставлены сами себе. Недостаток материальных средств на пропитание, на лекарственные препараты и оплату жилья у людей маловерных, духовно неукрепленных вызывает скорбь, ощущение постоянной тревоги и безысходности.

Другая категория – те, кто имеет некоторый достаток, но трудится ради него с утра до вечера на двух или трех работах. Они зачастую унывают от нервного и физического переутомления.

Стоит сказать и о наших взаимоотношениях с ближними, например, в семейном кругу, где, к сожалению, нередко присутствует какое-либо немирствие. Родители и дети, мужья и жены, братья и сестры враждуют между собой вместо того, чтобы друг друга жалеть, поддерживать, помогать. И когда приходит скорбь, беда, человек не знает, где и в чем искать утешение. Во многих по предречению Спасителя (см.: Мф. 24, 12) охладела любовь. Как же тут не огорчаться, не терзаться внутренними переживаниями?

Но отрадно то, что несчастья и беды часто становятся для страждущего благословением Господним. Потому что, начиная искать выход, он, с помощью Божией, может его найти. Так, например, после молитвы у мощей блаженной Матроны Московской непреодолимые, казалось, проблемы вдруг легко разрешаются: раковая опухоль рассасывается, сын, погибавший от наркомании, обретает силу воли оставить пагубное пристрастие, неправедный судья увольняется, оставленные в автобусе документы возвращают, в семье, находившейся на грани развода, восстанавливаются мир и согласие… И подобные чудесные случаи можно перечислять еще долго. Верующие порой недоумевают: как можно жить без Бога, особенно сейчас, в наше смутное время? Ведь современные люди сталкиваются с массой невероятных проблем, и как же они их решают? Но все-таки Господь и невоцерковленных не оставляет – не дает им погибнуть, призывает на путь покаяния и скорбями, и чудесами.

– Батюшка, а отчего тоскуют и томятся сами христиане, те, кто уже пришел к вере? Зависит ли уныние от степени духовного развития, внешних обстоятельств и образа жизни человека?

– У новоначальных тоска, томление могут возникать от неисполнившихся желаний, которые, как правило, находятся в области мира сего – когда уверовавший еще сильно душой привязан к мирским обманчивым благам, удобствам, комфорту и т. п. Преподобный Оптинский старец Лев по этому поводу пишет: «Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения».

Также подавленное состояние происходит при отсутствии надежды на Бога. «Бедствие христиан от того, что не имеют христианской надежды, – замечает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Вот у человека теснота греховная на сердце, тоска, скука грешная; если надежды христианской нет у него на сердце, то что он делает? Прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго благо сердцу нашему и бремя легко (см.: Мф. 11, 30), – не к молитве, не к раскаянию во грехах, не к Слову Божию, которое полезно к научению, к обличению, утешению (см.: 2 Тим, 3, 16; ср.: Рим. 15, 4)».

Тоска, уныние у православных бывают и наказанием Божиим за гордость. «Мрачность-то духа, хотя и ко искусу посылается иногда, однако все надобно испытать: не за гордость ли посылается? – и надобно смириться», – советует преподобный Макарий Оптинский.

Праздность – еще одна духовная причина скуки и внутренней тесноты. Преподобный Никон Оптинский в «Дневнике» передает следующий разговор со своим духовным отцом, старцем Варсонофием: «Один раз, когда я каялся Батюшке, что проспал лишнего, час ли или около этого, не помню, Батюшка сказал мне: „Это вас борет бес уныния. Он всех борет. Борол он и преподобного Серафима Саровского, и преподобного Ефрема Сирина, который составил всем известную молитву: ‘Господи и Владыко живота моего’. Смотрите, что он поставил на первом месте: ‘Дух праздности’, – и, как последствие – праздности, ‘уныния не даждь ми’. Это – лютый бес. На Вас он нападает сном, а на других уже наяву – унынием, тоской. На кого как может, так и нападает. Ведь Вы не можете сказать, что Вы находитесь в праздности?“ „Да, Батюшка, почти нет минуты свободной“. „Ну, вот он на Вас и нападает сном“».

А ученик преподобного Амвросия Оптинского иеромонах Климент (Зедергольм) говорит, что и чтение пустых, безполезных книг (в наше время также просмотр развлекательных, а тем более греховных передач и фильмов) тоже является праздным времяпрепровождением и неизбежно вызывает уныние.

– Неверующие и невоцерковленные унывающие часто обращаются к психологам и психотерапевтам и пытаются избавиться от скорби с помощью их сеансов или же прибегают к медикаментозным средствам – принимают антидепрессанты, снотворные, либо, напротив, возбуждающие энергетики… Каково отношение Церкви к таким способам врачевания душевных недугов уныния и отчаяния?

– Церковь не отвергает врачебных средств: Почитай врача по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание (Сир. 37, 1), – говорит премудрый Иисус, сын Сирахов. Если человек страдает от психического заболевания, возможно, ему как-то и помогут лекарства. Только в таком случае нужно обращаться не к психологу или психотерапевту, а к психиатру (не забывая при этом, что таблетки устраняют лишь симптомы, причину же вылечить они не могут). С другой стороны, сейчас аптеки завалены фальшивыми фармацевтическими препаратами, о чем публично предупреждал даже Г. Онищенко, главный санитарный врач нашей страны.

Что же касается психотерапевтов, то теперь встречаются даже, как они говорят, православные психотерапевты. «Psyche» – в переводе с греческого – душа, «therapeia» – лечение. Т. е. психотерапевт – это как бы врач души. Но ведь мы знаем, что всемощный Врач душ человеческих только Один – это Господь наш Иисус Христос, Который и сотворил эти души. Он основал и лечебницу для них на земле – Святую Церковь, самая действенная терапия в которой – благодатные Таинства. Есть также необходимый «медперсонал» – священнослужители, иереи, Таинствами Исповеди, Причащения и Елеосвящения врачующие души – освобождающие их от причин болезней, в том числе и душевных – грехов. «Специалисты высшей категории» в данном деле – старцы, и по сравнению с ними академики-психиатры – как студенты перед профессорами.

Психология же – это наука о душе. Соответственно, психолог – ученый, изучающий души. Но когда знакомишься с рекомендациями некоторых психологов, то понимаешь, что они сами духовно больны и потому, конечно, не могут возвратить здравие человеку, пребывающему в состоянии депрессии.

– А как учит бороться со страстью уныния Церковь, какими методами?

– Прежде всего, если печали предается человек некрещеный, ему нужно принять Таинство Крещения. Многие сразу же после этого успокаиваются, чувствуют облегчение своей скорби – по действию Божественной благодати.

Если же речь идет о крещеном, то ему можно посоветовать вспомнить содеянные за всю жизнь грехи и исповедать их священнику. Например, знаю такой случай, что человек, давно воцерковленный, причащавшийся и исповедовавшийся, сильно унывал. А дело было в том, что у него оказались смертные грехи, которые он не считал важными и не называл на Исповеди. Когда же милостью Божией ему это открылось, он искренно покаялся в них и наконец ощутил душевный мир и внутреннюю тишину.

Кроме того, если человек живет в нецерковном, зарегистрированном лишь государством браке, следует повенчаться и постепенно изменить свою жизнь по требованиям Закона Божия (не говорю уже о т. н. гражданском браке, т. е. совершенно безответственном блудном сожительстве). В результате такой «терапии» обыкновенно все проблемы разрешаются, а порой даже отступают физические болезни.

Воцерковленному же христианину необходимо побеседовать с духовным отцом или духовником и таким образом найти причину своего состояния – гордость это или праздность, или неправильный распорядок труда и отдыха, или, быть может, взятые на себя сверх сил обязанности.

Преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопрос об унынии и способах борьбы с ним, наставляет: «Есть уныние естественное – от безсилия, и есть уныние от беса. Если хочешь распознать их, распознавай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение, ибо, когда человек начнет что-нибудь делать, оно, прежде, нежели совершится треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать. Тогда не надобно слушать его, но должно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением, и враг, видя, что человек о сем творит молитву, перестает бороть его, ибо он не хочет давать повода к молитве. Естественное же уныние бывает тогда, когда человек трудится выше силы своей и понуждается еще более прибавить себе труда; и так образуется естественное уныние от безсилия телесного; при сем должно испытать силу свою и упокоить тело, по страху Божию».

Тот же святой в другом ответе замечает: «Когда же уныние овладеет кем, то прогоняется не иначе, как большим трудом, если и другие возносят о таком молитвы».

Наш же русский преподобный Оптинский старец Амвросий в своих облеченных в легкую форму наставлениях советовал: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись. А если терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Также он рекомендовал: «Нападет на тебя тоска – читай Евангелие». А его учитель преподобный старец Макарий предлагал отягченным скорбью следующие средства: «Терпение, псалмопение и молитва». Еще же один Оптинский светильник преподобный Антоний заповедовал: «Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную“ – оные отражать».

– Батюшка, как известно, основа духовной жизни – покаяние, глубокое осознание своей внутренней поврежденности, печаль об оскорблении Бога, плач о грехах… Как же все это сочетается с заповедью апостола постоянно радоваться (см.: 1 Фес. 5, 16)? О какой радости тут идет речь и как ее можно достичь?

– Действительно, духовная жизнь начинается слезами – плачем о своих грехах. Но когда человек кается и получает прощение от Господа, то ему даруется благодатное утешение Святаго Духа. Постоянная же радость свойственна высокой мере духовного преуспеяния. Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Хотя апостол Павел в числе других плодов [Духа]упоминает и о радости (см.: Гал. 5, 22), но должно быть весьма осторожну, чтобы не увлечься ложным ощущением радости, как пишет о сем святой Лествичник, говоря: „Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря“. Истинная и непрелестная радость, как видно из самого исчисления апостолом плодов духовных, принадлежит и великой мере духовной. Как дары Духа Святаго начинаются от меньшего, т. е. от страха Божия, и восходят постепенно – так равно и плоды духовные начинаются не высшими, но низшими, т. е. воздержанием во всем и кротостию, которым последует живая вера, всякое милосердие к ближнему; потом благость, о которой говорят пророк Аввакум и святой Исаак Сирин: „Око благое не узрит зла“. Далее – долготерпение в скорбях и искушениях, внутренних и внешних, и мир от помыслов и всякой страсти. Ежели кто сими добродетелями, названными от апостола плодами, растворяет молитву свою и достиг в свое время радости духовной, тот может наслаждаться оною достойно и праведно, быв исполнен смирения и любви, которая, по слову апостола, „никогда не перестает“ (1 Кор. 13, 8)».

– А как можно научиться всегда и за все благодарить Бога и сохранять душевный мир в любых обстоятельствах?

– Только на практике, стараясь следовать совету святителя Иоанна Златоуста: «Случилось хорошее – благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось плохое – благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за все!»

Но для сохранения душевного мира во всех случаях необходимо терпение и великодушие. В «Добротолюбии» сказано: «Дом души – терпение, а пища души – смирение. Когда душе пищи не достает, тогда она вон выходит». Поэтому нужно прежде всего смиряться, что согласно и с заповедью нашего Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 8, 28–29). Воистину, когда человек смиренномудр и имеет навык укорять себя, тогда, по слову святых, если и небо упадет на землю – он не смутится и не убоится.

Но приобретение этих добродетелей и несокрушимого внутреннего мира – дело не одного дня и даже года, что, кстати, весьма промыслительно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рассуждает: «Почему Господь попустил быть нищим? – потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и проч. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях».

Итак, каков же путь к непрестающей духовной радости? – Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам (Лк. 11, 9), ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется(Рим. 10, 13).

www.odigitria.by

Это интересно:

  • Депрессия может привести к смерти Даже незначительная депрессия может привести к быстрой смерти Масштабное многолетнее исследование подтвердило, что у людей, в жизни которых был хотя бы один серьезный депрессивный эпизод, значительно выше риск ранней смертности. Причем этот риск выше для женщин. Депрессия является одним из наиболее распространенных […]
  • Психологические упражнения при депрессии Как лечить Депрессию- упражнение в помощь. Затраты психофизических ресурсов и как лечить депрессию. Вспомогательное упражнение для восполнения энергетических затрат. Доброго времени друзья! Прежде всего я хочу сразу сказать, что это упражнение не направлено на полное избавлении от депрессии, а служит лишь помощью […]
  • Как узнать есть ли у тебя депрессия Как понять, что у тебя депрессия, требующая похода к специалисту «Настоящая депрессия – это болезнь. Это не эпизод плохого настроения, не переутомление или каприз, который на завтра после удачного похода по магазинам улетучится». Почему люди боятся идти к специалистам со своими проблемами? А если и идут, то с какими? […]
  • Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом Материал по теме: Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития такой системы обусловлена высокой частотой данной патологии развития. Учитывая то […]
  • Лечение невроза народной медициной Народные средства против нервоза Неврозы — группа функциональных расстройств нервной системы, обусловленные длительным психическим перенапряжением. Неврозы нередко встречаются среди, чаще у лиц со слабым типом нервной системы. Неврозы развиваются чаще всего вследствие длительного воздействия стрессовых факторов […]
  • Ребенок с синдромом дауна инвалидность Медико-социальная экспертиза Вопрос от Kate1982: Здравствуйте! Уважаемый astra71 полистала форум,прежде чем зарегестрироваться, ОГРОМНОЕ спасибо за Вашу просвятительскую работу! Приятно читать Ваши ответы. Решила задать свой вопрос. Ситуация. Родилась дочь. Врожденный порок сердца (операцию уже сделали)+синдром […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Психология тревоги и депрессии Депрессия, страхи, тревога. Здравствуйте, помогите, пожалуйста. Летом у мужа был инфаркт и я сильно испугалась. У меня появились страхи, что и у меня он может быть. Накручивала себя поднималось давление. Вызывали скорую кардиограмма сказали норм ,но мне лучше не стает камень на душе не проходит. На меня свалилось […]