Депрессия и вера в бога

Как вера в любящего Бога влияет на радость жизни

«Блажен, кто верует, — писал поэт. – Тепло ему на свете». И наука за 20 лет исследований это подтверждает. Правда, Россия по этому счастью лишь на 122 месте

О внимательной молитве

В XXI веке проведено уже не одно масштабное исследование о связи религиозной веры и счастья. Самое последнее было закончено летом 2017 года в Техасском университете. Ученых интересовали исключительно люди пожилого возраста – старше 65 лет. Среди тысячи испытуемых были христиане, убежденные атеисты и те, кто отошел от веры.

Исследователи с помощью специально составленного опросника оценивали их оптимизм, уверенность в себе и удовлетворенность жизнью.

Самыми счастливыми оказались те, кто молится – регулярно и внимательно.

И чем более частой и cосредоточенной была их молитва, тем более оптимистичными, уверенными и довольными жизнью оказывались старички.

В общем-то ничего нового техасские ученые не открыли. Только подтвердили то, что человечество знает уже две тысячи лет, а ученые за последние 20 доказали не один десяток раз – с цифрами и фактами.

В 2009 году Журнал старения и здоровья (Journal of Aging and Health) опубликовал результаты опросов 791 человек. На протяжении восьми (!) лет эти люди скрупулезно отвечали на вопросы ученых о своем настроении. Удалось доказать, что посещение храма обладает защитным для психики действием и с возрастом верующие участники эксперимента испытывали значительно меньше эмоциональных проблем, чем их неверующие или не ходящие на службы ровесники.

И это лишь одно из десятков и сотен аналогичных исследований.

Сотрудники факультета психиатрии и поведенческих наук Даремского университета (США) проанализировали 115 статей о связи религии и склонности к депрессии, тревожности, зависимостям и суициду. В 92% этих научных трудов, написанных не позднее 2008 года, доказывается положительное влияние религиозности на психическое здоровье человека.

Счастье в цифрах

Институт Гэллопа (Gallup) на протяжении трех лет измеряет качество жизни американцев – в субъективном ощущении. Для этого используется специальный «индекс счастья» (Well-Being Index, WBI), созданный на основе работ лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана (Принстонский университет) и Эда Денера (Университет штата Иллинойс).

Исследование, в котором принимает участие более полумиллиона человек, опять же демонстрирует, что верующие меньше склонны к тревоге, депрессии и больше довольны жизнью, чем неверующие. Причем, чем глубже вера, тем выше WBI. Как измеряли ученые эту глубину? Очень просто, на основании двух вопросов: «Как часто вы посещаете храм?» и «Насколько важное место занимает вера в вашей жизни?».

Россия по индексу счастья находится лишь на 122 месте.

По данным ВЦИОМ, среди «факторов счастья» у россиян доминируют благополучие в семье (29%), наличие детей и внуков (18%) и в целом удавшаяся жизнь (17%).

Быт и успех тут ни при чем

Отечественных исследований, посвященных зависимости ощущения счастья от веры и религиозности, к сожалению, очень немного. Одним из самых масштабных можно считать работу православного психолога Наталии Ининой (МГУ). В статье, опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия» в 2011 году (№ 3. С. 114–132), она рассматривала субъективные представления людей о вере, используя качественные методы исследования (опросы, направленную беседу и т.д.)

Одной из целей работы было как раз изучить связь «между формами веры и субъективным представлением о счастье». Участники беседы размышляли на следующие темы (помимо прочего): «Что значит для вас счастье?», «Считаете ли вы себя счастливым человеком?», «Связаны ли для вас переживание веры и переживание счастья?».

Типичными ответами здесь были: «вера — это искреннее стремление к высокому осознанию счастья и полноты», «вера — это возможность быть по-настоящему счастливым» и т.д.

Темой другой беседы стало непосредственно наличие или отсутствие связи между понятиями «вера» и «счастье». Испытуемых поделили на две группы: студенты православного университета и люди разных возрастов с высшим образованием. В первой группе все ответили на вопрос о наличии связи между «верой» и «счастьем» утвердительно. Типичными ответам были: «счастье вытекает из веры», «вера – условие переживания счастья», «вера выводит к счастью».

«Верующие испытуемые рассматривают свою веру как некоторый идеальный духовный план жизни, общий для всех людей, — пишет Инина. — Это переживание позволяет им соотносить собственную жизнь с чем-то существенно большим, чем сам человек, дает силы чувствовать себя счастливыми, несмотря на трудности и проблемы. При этом представление о счастье у религиозных людей не связано с чем-то относящимся к собственной жизни (благополучие, здоровье, удача). Для них это состояние напрямую связанно с их верой, порождаемо ею».

Религии радостные и не очень

В 2013-м году кандидат социологических наук из Иваново Инна Кодина решила изучить связь между счастьем и религиозностью исключительно у студентов – российских, украинских и киргизских. 189 молодым людям было предложено написать эссе, которые и легли в основу выводов социолога. Главный из них звучит так: «Факторы счастья гораздо глубже и деликатней, чем лежащие на поверхности материальные и социальные причины. Одним из них выступает религия».

Российские студенты чаще остальных отмечали, что полностью счастливым человек может быть только «в своей религиозной среде».

Киргизские в этом отношении были абсолютно единодушными. Наиболее счастливой религией они считают, разумеется, ислам.

Российские студенты назвали самой счастливой верой Православие (а также вообще христианство) и буддизм.

А вот индуизм, по их мнению, никакой радости не приносит. Украинские студенты затруднились назвать самую «счастливую» религию.

Студентка университета штата Пенсильвания Шина Йенгар для своей дипломной работы выбрала похожую тему. Она пришла к выводу, что чем ортодоксальнее религия, тем большим оптимизмом обладают люди, ее практикующие. Таким образом, православные и католики оказались более счастливыми людьми, чем разного рода протестанты.

Пластика мозга делает нас добрее

«Нервные клетки не восстанавливаются!» — помните усвоенную с детства «аксиому»? Между тем, уже довольно давно ученые доказали, что никакая это не аксиома, а самый что ни на есть миф. Углубляться в механизмы явления, известного под названием «нейропластичность» мы не станем (не место столь сложным материям в коротком тексте о психологии и статистике). Говоря предельно упрощенно, представляет оно собой способность одних нейронов заменять собой другие, восстановление утраченных связей между ними.

Более того, разные участки мозга могут изменять свою структуру под влиянием мысли — или молитвы. У тех, кто молится, «тренируются» и укрепляются части мозга, отвечающие за снижение тревожности, депрессии, улучшение душевного здоровья в целом, а также чувства радости, получаемой от жизни.

Два нейробиолога – Эндрю Ньюберг и Марк Уолдман — на основе своих исследований данного явления написали книгу «Как Бог изменяет ваш мозг» (How God Changes your Brain). Немаловажный факт: оба доктора являются людьми неверующими, что в свою очередь, делает результаты их работы особенно заслуживающими доверия. В книге они основываются на данных МРТ, КТ и прочих современных методов сканирования мозга.

вера в любящего Бога стимулирует переднюю поясную кору головного мозга (ППК). Именно здесь мы принимаем решения, этот участок отвечает за наши эмоции, за способность к эмпатии.

Как пишут Ньюберг и Уолдман, молитва, «стимулируя активность ППК, делает человека более чутким и внимательным к чувствам других людей».

Однако религии, в которых Бог предстает грозным и карающим, напротив, способны пагубно влиять на развитие ППК.

«Религиозные практики, основанные на страхе, — продолжают исследователи, — вносят нарушения в этот участок мозга, что приводит к равнодушию или даже агрессии по отношению к окружающим».

Доктор Ньюберг и доктор Уолдман склонны считать, что такие религии могут вызывать симптомы, полностью идентичные проявлению посттравматического синдрома.

Депрессия и прочие ужасы

В 2012 году в Американском журнале психиатрии (American Journal of Psychiatry published) были опубликованы результаты еще одного долгосрочного исследования, призванного выяснить, влияет ли религиозность на возникновение и протекание глубокой депрессии.

В его ходе опрашивались не сами страдающие депрессией или находящиеся в группе риска люди, а их взрослые дети. Многие вещи со стороны понятнее, особенно когда речь идет о психическом заболевании.

Вывод, к которому пришли социологи за 10 лет опросов: у людей, принадлежащих к традиционным христианским конфессиям, риск впасть в тяжелую депрессию ниже на 76%, чем у всех остальных.

Несколько ранее ученые проанализировали 147 независимых исследований, посвященных этой теме. Вывод: чем более религиозен человек, тем меньше симптомов депрессии он испытывает в течение своей жизни. И эта связь становится более отчетливой в критические периоды жизни. (Подобный феномен называют «эффектом буфера»).

Верующие люди спокойнее переносят неожиданные несчастья, сваливающиеся на них и вообще непредсказуемость бытия. Согласно опросам, люди религиозные лучше справляются с самыми трагическими и сложными ситуациями жизни: смерть близкого человека, развод, рождение «особого» ребенка, инвалидность, тяжелая болезнь, потеря работы.

Поскольку «все болезни от нервов», физическое здоровье у верующих тоже лучше, чем у неверующих. А болея, они легче переносят страдания.

В Техасе продолжают изыскания

Два года продолжалось исследование, инициированное Университетом Дьюка и фондом Темплтона. Цель его заключалась в определении связи между удовлетворением от жизни и религией. Здесь, правда, дело ограничилось приверженцами методистской церкви США. Возглавлявший работу доктор Роберт Мак-Кеон определенно заявляет, что религия оказывает на здоровье – в том числе, и психическое — положительное воздействие. Но вот вопрос, отчего так происходит, ставит их в тупик.

Ответ пытаются найти те самые техасские ученые, с которых мы начали рассказ.

Ученые решили, что все дело в общении и социальной поддержке, которую чувствуют люди, ходящие на церковные службы.

Как минимум раз в неделю они встречаются с близкими друзьями, разделяющими их взгляды на мир – в этом все дело, уверены остинцы.

И чем чаще люди посещают службу, тем выше их уровень удовлетворенности жизнью. Этот факт исследователи считают доказательством того, что именно церковное общество оказывает столь благотворное воздействие на психику респондентов.

Впрочем, здесь они натолкнулись на небольшое препятствие, которое надеются ликвидировать в ходе дальнейшего изучения вопросов. Отчего-то среди ровесников этих прихожан, активно вовлеченных в жизнь местного «комьюнити», но не посещающих храма, счастливых людей оказалось несколько меньше. «Не исключено, что здесь действует еще какой-то механизм, который нам еще предстоит обнаружить», — итожат исследователи.

www.miloserdie.ru

Как уберечься от депрессии?

Журнал «Трезвое слово», май 2009, с.16-18.

Депрессия от латинского слова depressio, что означает “прижимать, угнетать”) – сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего. Страдание это известно человечеству с незапамятных времен. С того времени, как произошло грехопадение человека. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние, которое именовалось как “меланхолия”. В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета. Достаточно вспомнить, например, царя Саула, которому облегчение от тоски приносили псалмы Давида.

Современное понимание депрессии как болезни начинается с середины XIX века. Около 75% людей, страдающих депрессией, хотя бы единожды помышляли о самоубийстве, а 10-15% лиц от этого числа совершали его. Поэтому сложно переоценить всю важность и сложность поднимаемой темы.

Депрессия оказывает неблагоприятное воздействие на соматическое (телесное) здоровье. В случае депрессии страдает иммунитет, снижается сопротивляемость организма. Депрессия поражает одновременно тело, ум и душу.

Невроз – это личностный кризис

К психогенным депрессиям относят невротическую депрессию, реактивную депрессию, возникающую после тяжелых стрессов и потрясений. Невроз – это личностный кризис. Это столкновение желаемого и действительного. И зачастую это проблема духовная.

Во все времена были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, одна – в безверии, в потере человеком духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность, внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. По словам святителя Феофана, “внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения”. Глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.

Святитель Феофан Затворник указывает и на то, что “естественное отношение составных частей человека должно быть по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, тело должно подчиняться душе, душа – духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом – от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу”.

Профессор Д.Е. Мелехов полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический). Повторим, что невроз – это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. “Вера же есть смирение”, – говорит святой Варсонофий Великий.

Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые сродни греховным страстям печали и уныния. Депрессия – своего рода сигнал о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучение нераскаянной души, которой демоны нашептывают: “Все плохо, надеяться не на что…”

Депрессивный невроз чаще всего начинается из-за жизненных сложностей. При этом у человека снижается настроение, его ничто не радует, все раздражает, он впадает в уныние, тоску, печаль, окружающее предстает в мрачном свете. Очень часто подобные состояния возникают из-за того, что “жизнь сложилась не так, как хотелось бы”, не осуществилось желаемое, произошел какой-то конфликт, нанесена была та или иная обида.

Но не всякая печаль греховна. Во дни горести и печали человек становится равнодушным ко многим страстным движениям своей души. Честолюбие, деньги, чувственные удовольствия – все это в такие периоды жизни отодвигается на задний план. Как в счастье человек скоро забывается, так и в несчастье он волей-неволей обращает свои мысли к самому себе, глубже и лучше осознает свою греховность.

Но если этого нет, если печаль – для печали, а покаяние подменяется невротическим “самоедством”, которое, кроме разрушения, ничего не дает душе, то, очевидно, что произошла подмена. Такая печаль – греховная страсть.

Конечно, и ложь, и клевета, и обиды не приносят душе радости. Но если человек, а тем паче православный христиан, ими совершенно сломлен и длительно пребывает в печальном настроении или, более того, в состоянии отчаяния, полной потери самообладания, надежды на милость Божию и веры в святость Промысла Божия о человеке, то это – отнюдь не христианский настрой, это уже грех. В таком случае лукавый так и ждет, что человек оступится и ввергнется в пучину тяжких переживаний и тоски.

Печаль – это всегда сожаление о потерянном, неосуществившемся. Унынию же зачастую предшествуют леность, чрезмерное любление комфорта, самовлюбленность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховные страсти уныния и печали следующим образом:

ПЕЧАЛЬ – огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение во обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста. УНЫНИЕ – леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Печаль приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. К примеру, человек не получил ту сумму денег, какую хотел, или чувства были отвергнуты его избранницей и тому подобное.

Греховные страсти взаимосвязаны и находятся во взаимном влиянии друг на друга. Так, гордость и тщеславие “поддерживаются” чревоугодием и блудом. Уныние, печаль подстерегают того, кто не обрел крепкую веру в Бога.

Лечение депрессии

Если говорить о лечении депрессии, то понятно, что психогенные депрессии – это проблема личности, и лечится такой вид депрессий преимущественно духовными и психологическими средствами. Для православного человека – это борьба со страстями, путь терпения, смирения, незлобия и любви. Наряду с этим, конечно, важны: отдых, физическая активность, свежий воздух, достаточный сон.

Депрессия эндогенная, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач-психиатр. Различают множество разновидностей эндогенной депрессии: тревожная депрессия, депрессия с утратой эмоциональных реакций на окружающее, депрессия с раздражительностью или злобой, с навязчивыми страхами. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться, потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения, возможные пути решения этого конфликта, взвесить все “за” и “против”, усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства. Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем дольше будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое “клише”. По опыту известно, что можно “спотыкаться”, терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно, в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Переключение – простой и эффективный прием. Одному доставляет радость работа на даче, другому – вечер в общении с семьей. Умение отдыхать с пользой для души – премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться, побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот.

Терпение скорбей. Как говорил преподобный Серафим, “нет скорбей – нет спасения”. А преподобный Симеон Новый Богослов наставляет нас так: “Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей”.

По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), “искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым людьми, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесными болезнями, если все это претерпят до конца, то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения”.

Духовный совет
святителя Игнатия (Брянчанинова)

“Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особенно в минуты усиленных страданий, и душевных, и телесных… Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова, следующее:

“Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь, достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!”

Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву, отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, пока не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этого ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии.

Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, – отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1Сол. 5,18)”.

По кн. Д.А. Авдеева “Уныние и депрессия.
Сходства, различия, врачевание”. М., 2008

www.daavdeev.ru

Я знаю, что такое боль депрессии

Я помогаю преодолеть её

Психолог, психотерапевт, коуч Максим Белоусенко

Социальные сети:

Нужно ли психотерапевтам говорить о Боге?

Современная психотерапия амбивалентна по отношению к Богу: создатель психоанализа и первый, по сути, психотерапевт, Зигмунд Фрейд считал веру в Богу неврозом, а Карл Юнг, который может считаться вторым патриархом психотерапии, придерживался того мнения, что без духовного пробуждения и нового духовного опыта человек не может достичь целостности и не может позитивно меняться. Сам Юнг обладало опытом постижения мистической глубины жизни, о чем говорит хотя бы его «Красная книга».

Каждый может сам оценить, какой из этих основателей психотерапии ему ближе, однако нельзя не заметить пессимизм и грусть Фрейда в отношении человека и позитивное отношение к личности, к ее изменениям у Юнга. Юнг, ко всему прочему, был одним из косвенных основателей Программы 12 Шагов, чему есть документальные свидетельства. Его идея «дух против алкоголя» (spiritus contra spiritum) и утверждение о том, что единственно верный и оправданный путь к новому жизненному опыту — это путь, который ведет к высшему пониманию, тому, что когда-то называлось «соединением с Богом», говорят о том, что, как минимум, часть психотерапии может быть построена на активной помощи человеку в приобретении веры и доверия к Высшей Силе, или же на исправлении его веры и на примирении с Богом, если у него были страхи и обиды не Всевышнего.

Страхи и обиды на Бога, чувство отверженности и тотальной греховности отвечает за значительную часть депрессий у множества людей. Неверные и болезненные убеждения, модель Высшей Силы как наказующей, строгой и справедливой Силы или Старика-Сидящего-На-Месте-Судьи, следящего пристально за моими действиями и составляющего список моих прегрешений, приводят к фобиям и отвержению самого себя из-за того, что нелюбовь и неуверенность в себе выдаются за нелюбовь и наказание Божье.

Однако тем, кто ищет свой выход из депрессии, нужно знать, что существует психотерапия, которая в состоянии исправить их отношения с Богом или даровать умение верить в Него и доверять Ему. Слово «вера» в Библии-Торе на иврите звучит как эмуна и дословно переводится как «доверие». Я знаю, что Бог есть, но доверяю ли я Ему (или Ей, кому как угодно)? Через Терапию 12 Шагов Вы сможете обрести того Бога, какого вы бы хотели: мягкого, мудрого, надежного и поддерживающего Брата, Сестру, Отца или Мать, которых, возможно, Вам ох как не хватало при живых родителях и прочих близких людях.

И не только Программа 12 Шагов говорит о Боге прямо и открыто. Мудрые современные психотерапевты также честно ставят вопрос о вере своих клиентов:

«Люди в Великобритании не очень религиозны по сравнению с другими странами, хотя специальные исследования показывают, что большой процент британцев все-таки верят в Бога и в жизнь после смерти. В США процент верующих еще выше. Такой высокий процент наводит на мысль, что религиозные верования нормальны и даже важны, но для подавляющего большинства психиатров и психотерапевтов наличие религиозных верований у человека служит доказательством того, что человек, в лучшем случае, наивен и глуп, а в худшем, что он невротик или даже психотик.

Я спрашивала многих клинических психологов, верят ли они в жизнь после смерти, и они обычно отвечали, что нет. А когда я им говорила, что при терапии депрессивных людей было бы неплохо исследовать их религиозные чувства, многие из моих коллег смотрели на меня несколько странно, возможно, думая, что я не совсем в своем уме, раз на старости лет начала исследовать религиозные чувства людей.

Я была шокирована тем фактом, что некоторые из моих коллег, которых я всегда считала довольно свободомыслящими людьми, были настолько враждебно настроены к религии, что отказывались серьезно относиться к религиозным чувствам других людей. Они не понимают, что, если терапевт верит (не озвучивая), что смысл терапии в том, чтобы сделать жизнь клиента более счастливой и успешной, и при этом враждебно относится к религии, а вера или надежда клиента (также не озвученная), заключается в том, что терапия поможет ему стать лучше и примириться с Богом, то такая терапия обречена на провал, так как клиент и терапевт идут разными путями.

Терапевт должен понимать, что, когда вы находитесь в процессе спасения своей души, счастье для вас неважно. То, что психология является наукой, а наука всегда противопоставляет себя религии, часто является оправданием пренебрежения психотерапевтов к религиозным чувствам. Более того, сам Фрейд когда-то авторитетно заявил, что религиозные чувства – это доказательство невроза, а религия – это универсальный невроз. Юнг возражал Фрейду в этом вопросе, но именно взгляды Фрейда, наряду с научными взглядами на религию, оказали самое сильное влияние на британскую психиатрию.

Как результат, основной учебник по клинической психиатрии Слейтера и Рота дает всего лишь одну ссылку по теме религиозные чувства…

Увы, не только скептически относящиеся к религии психотерапевты и психиатры не смогли понять этого, но и многие чиновники от религии, приверженные христианству, и даже те, кто считает себя продвинутым в духовном плане. И если вам не повезло доверить ваши проблемы такому человеку, то вы поймете, что его скептическое отношение к всепрощению Бога или к утешительной силе божественного только все дальше и дальше отбрасывает вас во тьму депрессии, и лучше вообще об этом не говорить…» (Дороти Роу «Депрессия: выход из вашей тюрьмы»)

Со своими клиентами и друзьями в процессе поиска выхода из депрессии, если это необходимо, мы открыто и честно говорим о Боге, как каждый Его понимает.

antidepressant.zp.ua

Депрессия и вера в бога


Интересно:
Рекомендуем посетить:

Доброго времени суток.
У моего сына глубокая депрессия с августа этого года. Но по его словам – это копилось уже очень давно.
Его состояние: постоянные, сильные головные боли, дрожь во всем организме, навязчивые мысли и страх, напряжение мышц в ногах постоянное, плохой сон, не связанность речи, потеря смысла жизни. Ему 25 лет, трудоголик.
Мы обращались ко многим врачам, определяют неврологию с глубокой депрессией. Назначили лекарства: флюаксол, ципролекс, ивадал, труксал. Но состояние не улучшается. Улучшился только аппетит.
Что Вы посоветуете? Ирина Сироткина
27.12.2005 14:12
Пойти в Храм помолиться попоститься побеседовать с хорошим батюшкой- обязательно Исповедоваться и причаститься
Лучше причащаться три дня подряд- думаю поможет- Мне помогло Стало легче
Да Хранит Вас Бог Сергей
01.01.2006 16:37
У моей жены было такое состояние, она думала, что заболела. Но мы стали молиться и Господь ответил на молитву таким образом.
Один раз она сидела дома одна и вдруг увидела, как в одном углу комнаты появилось небольшое серо_грязное облако, как дым от папиросы. И от этого облака к ней потянулась струйка этого облака и по мере приближения этой струйки к ней ей становилось плохо, на неё нападала депрессия, и она видела как это облако постепенно обвалакивало её голову, и у неё стали появлятся плохие мысли и тут она поняла кто это облако.
Но она была как парализованная не было желания ни жить ни молиться, хотя она понимала, что надо обратиться к Богу в молитве. И она через силу, сползла с дивана и стала на колени и начала молиться к Богу. И по мере молитвы облако стало исчезать и наконец совсем исчезло вместе с тем состоянием, которое оно давало.
Не к врачам надо идти, а к Богу и молиться, и вам и ему самому. И главное покаяться. И просите верующих молиться о вас и вашем сыне.
Да даст вам Бог покаяние и очищение от сатаны Анонимно
02.01.2006 21:42
глупо верить в то чего нету! бога никто не видел и следовательно его нет! и упавать на него не имеет никакого смысла.
у меня сейчас глубокая депрессия и что удивительно на помощь пришли люди ,которые меня совсем не знают. для меня лучше побыть в одиночестве ..побродить ночью по кладбищу..обдумать всё. Но не врачи ,не бог ,о котором вы говорите не смогут вам помочь.
Только вы сами ,если попытаетесь,найти причины ,а они есть,это точно,только ВЫ сами можете помочь ему. Sivilla
18.01.2006 15:50
КАК БОРОТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ

1. Во время депрессии доверяйте Богу и надейтесь на Него.
Псалтирь 41:6 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».
Филиппийцам 4:4-8 «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
1 Петра 5:6-7 «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».

2. Вера
Не смотря на трудности, христиане способны преодолеть депрессию. И в этом нам поможет наша вера: вера в Господа и полное доверие Ему во всём!
2 Коринфянам 4:8-9, 16-18 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу».
Исаия 40:29-31 «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся».
Аввакум 3:17-19 «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня».

3. Помните, через что прошёл Иисус Христос ради каждого из нас, и тем не менее, Он не поддался депрессии, являя нам пример. И сегодня Он призывает нас иметь мир в душе, а не депрессию. И этот мир дарует нам сам Христос: Иоанна 14:27 «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

4. Помните, что пережил Апостол Павел, тем не менее, он всегда сосредотачивался на непреходящем, вечном, а не на временном.
2 Коринфянам 11:23б-28 «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах».
Если в наших обстоятельствах мы будем смотреть на Господа Иисуса, твёрдо держаться нашей веры, надежды нашего призвания к вечной жизни и Слова Божия, то и мы сможем с честью пройти любые испытания, в том числе – депрессию.

5. Следуйте Божьему совету
Притчи 3:5-6 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

6. Устраняйте причину депрессии, а не её симптомы.
Часто люди, пытающиеся избавиться от депрессии и её последствий, борются с симптомами, нежели пытаются устранить причину депрессии. Самоё простое решение проблемы депрессии, которое предлагает человеку сегодня общество – это таблетки против депрессии. Но это не выход. Это попытка уйти от проблем, которая ещё больше усугубляет депрессию. Таблетки, так же как и наркотики и алкоголь, не решают проблемы, а имеют тенденцию маскировать её и помогают человеку на время забыть о ней.

7. Не позволяйте своим эмоциям руководить вашей жизнью.
Очень трудно доверять Господу. Гораздо легче доверять своим чувствам. Но чувства – это то, что приводит человека к депрессии, а не наоборот. Поэтому нужно доверять Богу и Его Слову, а не своим обманчивым чувствам.
Но христиане должны базировать своё мировоззрение и отношение к жизни не на чувствах, а на Божьей истине. Послание к Филиппийцам 4:1 призывает нас радоваться, не зависимо от обстоятельств, в которых мы находимся. Иакова 1:2 призывает нас: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…» Обратите внимание на то, что Иаков не говорит, чтобы мы «ощущали или чувствовали радость», но он призывает нас радостно встречать любые искушения и проблемы. Это означает, что мы должны сделать выбор, выбрать позитивный подход к любой ситуации.

8. Обращайтесь за помощью и советом к братьям и сестрам во Христе.
Вспомните Христа за ночь до распятия: как он скорбел: Матфея 23:36-38 «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною».
Даже Господь Иисус, когда скорбел, просил Своих учеников бодрствовать в молитве, чтобы поддержать Его. Мы также не должны избегать помощи братьев и сестер во Христе, ибо Слово Божье призывает нас «носить бремена друг друга» (Галатам 6:2).

9. Избегайте одиночества.
Если вы чувствуете надвигающуюся депрессию, ни в коем случае не старайтесь уединиться вместе с ней. В первую очередь старайтесь приблизиться к Господу, а во вторую очередь, старайтесь быть с людьми. Не избегайте людей, избегайте одиночества!

10. Молитесь и Пойте
Слово Божье призывает нас молиться в сложных ситуациях: Иакова 5:13 «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы».
Также и музыка может приподнять ваш упавший дух, как в случае с царём Саулом: 1 Царств 16:14-23.

11. Прославляйте и благодарите Бога:
1 Фессалоникийцам 5:16-18 «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Псалтирь 102 1:-5 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».

12. Уповайте на Бога
Псалтирь 41:6 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Библия учит, что Бог никогда не даст нам испытаний больше, чем мы можем вынести, и в любых испытаниях всегда поможет нам: 1 Коринфянам 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Александр
02.02.2006 21:10
Здравствуйте дорогая Иринушка:)То о чём вы пишите,я в своё время испытал в полной мере,да и сейчас испытываю отголоски прежних страданий.ВАШЕМУ СЫНОЧКУ МОЖНО ПОМОЧЬ,ПОЖАЛУЙСТА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ. )Сначала нужно более точно выяснить что с вашим сыном,причины такого тяжёлого состояния,а потом уже с Божией помощью будем ДУМАТЬ что делать в этой ситуации и как помочь вашему сыночку.Вот мой e-mail:[email protected] а так же icq:100007740.С уважением и любовью к Вам,Александр:) Валерий
25.02.2006 03:58
Радуйтесь тому, что нас , слава Богу, не бомбят и не прибивают живьём гвоздями ко кресту. Научитесь ценить каждый прожитый день, спешите делать добро, ибо вся наша жизнь — подготовка к встрече с Богом. Лень — вот наш главный внутренний враг. А они чуть что — сразу уныние и дипрессия. Православие не для слабаков. Павел
25.02.2006 19:53
Извените, я недаю совета вам, но в своё время на мою дипресию один монах скозал:» Прими слабительное,всё пройдёт и изменятся взгляды.»
Спаси Господи. Александра
27.02.2006 21:33
Очень Вам сочувствую. У меня были похожие проблемы. Я заказывала в монастыре сорокоуст, еще
заказывала молебн Тихону Задонскому. Через какое-то время болезнь отпустила. А вообще в современной Православной литературе написано, что
депрессия — это болезнь, которую надо лечить. И лекарства тоже помогают. Попробуйте все вместе. Илья
08.03.2006 15:31
О внутреннем враче
(по книге философа Ивана Ильина)
«Как это томительно, все время думать о сво¬ем здоровье. вечно беречься, всего опасаться, обходиться без запрещенного и все спраши¬вать: не повредит ли мне то-то и то-то? Вся жизнь наполняется страхом и опасениями. Все время наблюдаешь за собой, живешь с ог¬лядкой, становишься сам себе тюремным на¬блюдателем. ра-дость жизни исчезает. Душой овладевает мнительность, ипохондрия. Не жизнь, а прозябание. Кому и зачем нужна та¬кая жизнь. »
Так жаловался я однажды в письме к моему деду, когда у меня начался процесс в легких и я должен был лечь в санаторий на много меся¬цев. Вот была тоска! Один этот градусник три раза в день, который я называл тогда «тюрьмо-метром».
Я был молод, подвижен, разговорчив и как раз начал интересную научную работу, кото¬рая требовала постоянных справок в библиоте¬ке и выписок. И еще одно: я был влюблен. и не уверен в ее отношении ко мне. Ах, как я то¬гда терзался.
Милый мой дед. Он давно уже скончался. Но я сохранил его ответное письмо. Оно настоль¬ко значительно и глубокомысленно, что его сле¬довало бы непременно напечатать. У моего деда философия вырастала из сердца, питалась созер¬цанием и сливалась с жизнью; но больших фило¬софских трудов после него не осталось.
Вот его письмо от слова до слова.
«Ах ты, мой нетерпеливец, — писал он мне. — Чего ты томишься? Ведь я по твое-му письму слышу, как ты тоскуешь. Пожалуйста, успо¬койся и не мешай твоему Врачу. Да нет, не са¬наторному, Бог с ним; он все равно будет де¬лать свое дело. Я разумею твоего собственного, внутреннего Врача, с которым ты не в ладах. А ты о нем ничего и не знаешь? Тогда я должен рассказать тебе про него. Но ты изволь спокой¬но лечь, поудобнее. Вот так, на спину. Удоб¬но? Ну и не напрягайся, не де-лай угрюмого ли¬ца! Если будешь предаваться мрачным мыс¬лям, то ничего не ус-лышишь и не поймешь из моего рассказа. Пожалуйста, не хмурь бровей. Дыши спокойно и глубоко, будто засыпаешь. Ну вот, а теперь слушай меня сердцем и внут¬ренне проверяй каждое мое слово.
У всякого из нас есть свой собственный, внут¬ренний Врач. Его нельзя ни видеть, ни слы¬шать. Он ведет скрытую, таинственную жизнь и не отвечает на прямые во-просы. Но к нему можно и должно «прислушиваться». Это и есть наш внутренний Врач, который нам дан на всю жизнь и с которым мы должны жить в ладах.
Ты, конечно, спросишь, как до него доби¬раться? А видишь ли, у нас есть особый дар внутреннего созерцательного внимания, и нам надо упражнять его. Надо при-слушиваться к жизни нашего собственного инстинкта, той ве¬ликой и умной силы, без которой наша жизнь была бы совсем невозможной. Эта сила растит и строит человеческий организм — это удиви¬тельное сожительство или «земное единожи-тельство» личного тела и личной души. Он пе¬чется о нас, ведет нас и охраняет, присутствует во всех органах нашего естества. Можно было бы сказать, что каж-дому человеку дан от Бога некий внутренний «строитель». Это он «просы¬пает» тебя по утрам, потому что ты достаточно поспал; он именно «просыпает» тебя изнутри, тогда как другие люди могут тебя только раз¬будить. Ты видал, вероятно, людей, которых никак не добудишься? Понятно почему: ты их насильно и произвольно будишь, а «их» орга¬нически — внутренне «спит». Ты подскольз-нешься на ходу — а он уже позаботился о том, чтобы ты не упал: он поддержал твое равнове¬сие. Ты порезал палец, и уже все сделано для того, чтобы ты не истек кровью; и пока ранка не заживет, она будет изнутри залечиваться твоим заботливым Врачом. Что бы ты ни пред¬принял, он все время заботится о тебе. Ты сегодня много поработал и хотел бы просидеть над книгами еще всю ночь; он считает это вредным и заявляет об этом в форме усталости и сонли¬вости. И если ты будешь настаивать на своем, нач-нешь много курить и пить крепкий кофе, то ты окажешься с ним в разладе, и он может уст¬роить тебе внутреннюю «забастовку». Трудный и напряженный день прошел, тебе пора спать, и он сигнализирует тебе об этом: глаза твои слипаются, ты начинаешь зевать и становишь¬ся вял и сонлив. Это от него идут чувства голо¬да, жажды, холода, скуки и тоски: ты не бере¬жешь себя, ты не знаешь, что тебе нужно, а он знает все потребности твоего организма и бере¬жет тебя. Это он предупреждает тебя о том, что тебе нужно больше углеводов (сахар), меньше соли, гораздо больше витаминов; это от него «мороз по коже», чихание, зубная боль, повы¬шенная темпе-ратура, обложенный язык. Если ты не считаешься с этим — тем хуже для тебя; он не может и не будет «уговаривать» тебя, а сделает тебя слабым и больным — оду-мывайся и опоминайся, забрел в тупик — ищи выхода. О каждом излишестве (ви-но), о каждом упу¬щении (отморозил нос) он все время дает тебе знать. Живой че-ловек есть целая система рав¬новесий: равновесие тепловое, пищевое, сонно-бодрственное; равновесие в напряжении мус¬кулов и нервов; кровообращение, мера движе¬ния и покоя, мера горя и радостей, мера чувст¬венных наслаждений и мера целомудрия, мера сосредоточенной мысли и мера отвлечения и развлечения. Это он блюдет во всем необходи¬мую меру и надлежащее равновесие и знает, что тебе необходимо; это он сокращает твою ра¬ботоспособность, посылает мигрень или бессон¬ницу, или желание прыгать и бегать; или ва¬лит тебя на теплую лежанку, или устраивает тебе длительный невроз.
Это он побуждает беременную женщину есть мел или древесный уголь, потому что они ей необходимы для ребенка. Когда ты в темноте подходишь к незримой для те-бя опасности — он предупреждает тебя замиранием сердца и чувством непонятно-го ужаса. Надо приучиться прислушиваться ко всему этому. Таинствен¬ный Врач твоего инстинкта мудрее и дально¬виднее тебя. Он во всем требует равновесия, це¬лесообразности и меры. Он есть воплощение молчаливой творческой мудрости. А от нас он требует внимания и повиновения; и за это он посылает нам здоровье: са-мо себя поддержи¬вающее равновесие жизни и легкое, бодрое са¬мочувствие.
Это искусство прислушиваться к бессловесному голосу своего инстинктивного Врача со¬временный человек, к сожалению, утратил. Первобытный человек обла-дал этим даром и был счастлив.
Но теперешний злосчастный умник не спосо¬бен к этому. Он гордится своим рассу-дочным мышлением и воображает, что сознательная мысль составляет главную суть и силу жизни. Он воображает, что «культура» одолела приро¬ду и подчинила ее себе. Он самодовольный рас¬судочник и гордец; и думает, что его произвол призван покорить богозданную природу и, мо¬жет быть, даже впоследствии заместить ее. Он доходит до того, что выдумывает всякие проти¬воестественные теории и способы жизни и ста¬вит все вверх ногами. А его безбожие ослепляет его все более и более и завлекает его все дальше и дальше. Грех противоестественности стано¬вится все глубже у современного человека — и ему уже не избежать справедливого возмез-дия. Упорное неповиновение природе может сло¬мать человеку хребет, ибо тот, кто восстает против богозданной природы,— бунтует против Бога.
Поэтому нам надо кое в чем вернуться на¬зад — к богозданной природе, чтобы вер-нуть себе дары неба. Мы должны научиться ладить с нашим инстинктивным строи-телем и таинст¬венным Врачом. Мы должны научиться вопро¬шать его, не надеясь на словесный ответ: чего бы ему «хотелось», чего бы он желал «избе¬жать», что ему подходит и что — нет, и что он решительно отклоняет как вредное. Тут не сле¬дует умничать, не надо ничего изобретать само¬му. Советоваться со своим Врачом — со-всем не значит потакать своим страстям и вожделени¬ям. Это — совсем иное: чело-век внутренне со¬средотачивается и прислушивается к голосу своего организма; он внемлет голосу своего ин¬стинкта, но не его слепоте и страстности, не его противо-духовной жадности, а его духовной мудрости, данной ему от Бога и возлелеянной от природы. Человек как бы возрождает в себе тот акт, при котором дух владеет инстинктом до самой его глубины и из самой его глубины. Он совещается с духом своего инстинкта и оли¬цетворяет его в образе своего «Врача». Это про¬буждает в душе древнюю, первозданную глуби¬ну, которая, может быть, уже совсем заглохла, а может быть, только засушена рассудком. Че¬ловек как бы стучится в дверь своего богодан¬ного и естественного Врача, чтобы приобщить¬ся его самодеятельной муд-рости и возобновить в себе органическое самочувствие природы. Врач отвечает без слов; его мудрость не «ло¬гична», а «органична»; он молча указует «нужное», «одоб-ряет», «подтверждает» или «отводит — не советует». Именно там, в этой глубине инстинктивной духовности, живет творческое зерно здоровья, тот дивный дар ор¬ганического самоисцеления, с которым мы должны вступить в связь.
Вот в этом-то и дело, мой нетерпеливый мальчик! Ты тоже утратил живую непо-средст¬венную связь с твоим строителем и Врачом; и вследствие этого ты заболел. Теперь тебе надо во что бы то ни стало восстановить эту связь. Тебе нужно не про-сто вылечиться от кашля и зарастить «раненое» легкое; тебе нужно начать новый образ жизни.
Ты должен вступить в живой ритм природы, как бы окунуться в поток. естествен-ного са¬моподдержания. Это нельзя сделать насильно, простым решением, в крат-чайшее время. Ты должен постепенно освоиться с мыслью, что здесь надо не при-казывать, а повиноваться; не эксплуатировать свои силы по произволу, а блюсти меру напряжения и равновесия во всей жизни. Только повинуясь природе, можно ей повелевать. Кто живет и творит вместе с ней, из нее, того она несет охотно и ра-достно как своего господина.
Ибо природа. ведет послушного и насильно тащит непокорного. Поэтому, если ты будешь доверять своему инстинктивному Врачу и слу¬шаться его тихих указаний и предупреждений, то тебе не надо будет постоянно тревожиться о своем здоровье: он будет делать это за тебя, Ты будешь жить, любить и творить, а он будет под¬держивать твое здоровье. Ты будешь блюсти его органические пожелания, а он бу-дет идти навстречу всем твоим духовным требованиям. Вы будете сообща живым, здоровым единст¬вом. И ты будешь здоров и будешь наслаждать¬ся прекрасным, уверенным спокойствием за себя и за свое дело.
Так-то, мой милый. Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают. Здо-ровье есть предначертанная Богом и угодная Ему гармония между личною при-родою и личным духом. Каждый человек создан для здоровья и призван к тому, чтобы быть здоровым. В боль¬ном виде мы не соответствуем нашему назначе¬нию и Божьему замыслу; какая Ему радость от наших уродств и мучений. Он посылает нам недуг для того, чтобы мы выздоровели,— как путь к здоровью. Поэтому бо-лезнь есть как бы таинственная запись, которую нам надо рас¬шифровать: в ней за-писано о нашей прежней, неверной жизни, и потом о новой, предстоя¬щей нам, мудрой и здоровой жизни. Этот «шифр» мы должны разгадать, истолковать и осу-ществить. В этом — смысл болезни.
И все это есть чудо, живое чудо природы, ве¬ликое чудо Божие, которого мы по привычке не замечаем; мы проходим мимо него, и наше заглохшее сердце остается холодным и безраз¬личным. Подумай только, как это дивно: в ка¬ждом из нас зало-жена способность осуществ¬лять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела. ; каждому из нас дан таинствен¬ный строитель и Врач, призванный к осущест¬влению этой гармонии. ; каждый из нас обла¬дает даром погрузиться в себя духом и воззвать к этой предначертанной и обетованной гармо¬нии. Это значит — сразу вернуться к природе и придать себя воле Божией.
Но не верь мне на слово. Постарайся увидеть это все самостоятельно. Воспользуй-ся для это¬го своей болезнью: она должна не только исцелить тебя (ибо в этом ее призвание), но и умуд¬рить. А мудрость дается только через испыта¬ние и страдание. Поэтому не сердись на свою болезнь; «дай себе отпуск»; представь себе, что ты уе-хал в путешествие и должен привезти с собою дружбу со своим Врачом, дар здоро-вья и органическую мудрость. Пережив все это сам, проверь, удостоверься и дове-ди себя до очевид¬ности. Для этого нужно терпение. Все прекрас¬ное на свете растет и развивается медленно. А ты ведь хочешь именно прекрасного — предна¬чертанной от Бога жизненной гармонии. Взра¬сти ее, и вся жизнь твоя озарится по-новому: и любовь, и семья, и творчество, и старость. »
С тех пор я и в самом деле пережил все это, проверил, удостоверился и дошел до очевидно¬сти. А письмо деда я читал и перечитывал мно¬го раз, так что теперь знаю его почти наи¬зусть.
Из книги «Физическая культура православного христианина» Ирина Сидоренко
19.03.2006 22:09
Дорогая Ирина!

Мне думается, что здесь скрыта некая неведомая причина. Если Вам нетрудно, пришлите на мой электронный адрес [email protected] ответы на следующие вопросы:
— Постарайтесь вспомнить, была ли подобная депрессия у Вашего сына около 16 лет (плюс-минус один год), 10 лет и около 6 лет. Возможно, было серьёзное заболевание или критическая жизненная ситуация, чем-то сходные с настоящими.
— В первый год жизни Вашего сына были у него особо критические ситуации? Если да, то каков был их характер?
— Какой образ вызывает у него слово «фонарь»? Опишите его подробнее.

Может, я смогу найти какой-то ответ.

Возможно, состояние Вашего сына это следствие надрыва психики во время постоянного перенапряжения на работе. Отдых на море поможет ему восстановить свои силы. В его возрасте не найдена любимая девушка, которая смогла бы стать его спутницей жизни и постоянно помогать ему преодолевать жизненные невзгоды? Если нет, то это серьёзный пробел, необходимо начать поиски.

Но состояние глубокой депрессии, как Вам многие писали, преодолевается глубокой верой – это так.

Да хранит Вас Господь и даёт Вам сил в заботе о Вашем сыне!

С уважением,
Ирина

Высылаю Вам некоторые сведения по различным антидепрессантам, которые содержатся в обычных продовольственных продуктах и в препаратах (но спорт и прогулки по свежему воздуху в солнечную погоду незаменимы).

Согласно материалам Шукшина Н. А, марьин корень, мёд, пустырник и валериана применяются при неврозах; настойка пиона – при общих поражениях центральной нервной системы. Овёс посевной и изюм повышают устойчивость к стрессам, овёс с мёдом и молоком – отличное седативное средство; изюм, благодаря содержанию калия, укрепляет сердце. Мелисса – лёгкое снотворное, хорошо влияет на работу сердца, а также на общее состояние при климаксе. Антидепрессанты – пустырник, валокордин, валериана, чай, особенно зелёный, кофе, шоколад, коласодержащие напитки, манго, бананы, кинза, сельдерей. В бананах содержится алкалоид харман, в основе своей имеющий «наркотик счастья» мескалин. Цинк, дефицит которого ведёт к депрессии, содержится в моллюсках, мякоти индейки, буром рисе, грибах, редисе. При незначительной депрессии принимают зверобой продырявленный, но он даёт много нежелательных побочных эффектов. (В последнее время установлено, что многие антидепрессанты, в том числе, валериана, подготавливают к старости болезнь Альцгеймера – И. С.) Гормоны и другие вещества, улучшающие настроение и здоровье в целом, вырабатываются при занятиях спортом, прогулке, дыхательной гимнастике и общей позитивной психологической установке. Вредные же субстанции в это время изгоняются из организма. Например, во время потения выходит излишек адреналина. Итак, практикующая фармакология счастья, представленная Шукшиным Н. А., имеет крайне широкий диапазон.

Наркотические медицинские средства
В качестве наркотизирующих средств ранее применялись хлороформ, эфир, морфий, гашиш, но в настоящее время используют барбитураты: барбамил, гексанал, пентотал, гексобарбитал. Панке, вызывая у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков, обнаружил, что данные наркотики порождают позитивный взгляд на жизнь и состояние, которое характеризовалось как «радость, блаженство и покой». Полученный эффект сохраняется полгода.
В целом, психотропные средства имеют следующие виды, стимулирующие переживание: 1) нейролептики (успокоительное воздействие за счёт блокировки ретикулярной формации мозга и снижения скорости возбуждения: подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, агрессивность, психомоторное возбуждение), 2) транквилизаторы (снимают чувства тревоги, эмоциональное напряжение за счёт снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, регулирующих эмоциональное состояние), 3) седативные средства (валериана, бромиды; сглаживают невротические расстройства за счёт снижения процессов возбуждения), 4) антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксадазы; улучшают общий психический статус, выводят из депрессии за счёт тонизирования центральной нервной системы и способствования адренэргическим процессам в мозге), 5) психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина) повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают утомляемость и сонливость за счёт стимулирования процессов возбуждения в коре головного мозга и воздействия на обмен норадренолина), 6) психотомиметики (мескалин, псилоцибин; вызывают галлюцинации и бред).
Самих веществ, стимулирующих удовольствие, на настоящий момент открыто достаточно много: акситоцин, вазопрессин, серотонин (поднимает настроение, недостаток серотонина вызывает депрессию, тревогу), дофамин (гормон удовольствия, длинный ген), феромоны (гормоны любви), норадренолин (улучшает настроение, дефицит норадренолина вызывает тоску) и пр. Причём, одни и те же вещества могут выступать одновременно в качестве препаратов, гормонов и генов. Поэтому в данном исследовании не будет строгого разделения между гормонами и генами. В настоящее время готовится прорыв в фармакологии, а именно генная терапия, которая изучает приём тех или иных генов в качестве препаратов. Дин Хаммер обнаружил ген экстрима, который отвечает за стремление к острым ощущениям и находится в 17-й хромосоме DuDR. Недавно открыт ген туз, I вариант которого влияет на физическую выносливость, II вариант – на физическую силу, но уменьшает продолжительность жизни. Фитцжеральд и его коллеги установили, что оланзапин, который содержит серотонин и дофамин, подавляет безудержный смех у шизофреников. Активное изучение влияния гормональной системы на состояния началось сравнительно недавно: «Участие lobulo temporal в чувстве грусти было выявлено работами Д. М. Бэра и П. Фодио; начинают просматриваться неврологические и биохимические основания депрессии – недостаток серотонина, норадреналина или обоих веществ, гиперсекреция кортизола в гипоталамусе, последовательные гормональные нарушения (Б. Дж. Кэрролл и его сотрудники, П. Флор Генри). Можно надеяться, что вскоре эти исследования дадут нам в руки ключ к известному генетическому или конституциональному нарушению, которое лежит в основе депрессивных аффектов». Эксперименты показывают усиливающее воздействие юмора на людей, у которых подавленность инстинктов ослаблена алкоголем, в этом случае юмор приобретает катартическую функцию (катарсис здесь понимается не в духовном смысле, а в смысле психотерапевтическом).
Серотонин – важный нейромедиатор и гормон для блокировки болевой чувствительности в экстремальных ситуациях, координации моторной активности, эмоционального поведения, поддержании ритма сна и бодрствования, терморегуляции и пр. Выявлено два различных типа личностей: «агрессивные конкуренты» (амбициозные, энергичные, эгоцентричные, готовые преступить моральные запреты – «маккиавелевский тип»), у которых содержание серотонина… возрастает по мере повышения социального ранга; «уступчивые моралисты» (убежденные, что «можно совершать поступок, только если ты уверен, что он морально справедлив»), у которых, наоборот, содержание серотонина убывает по мере повышения социального ранга». Денис
05.06.2006 04:09
Валерий, извиняюсь, но Вы по моему идиот. Прости меня Господи. Не дай Бог Вам такого испытать. Что испытываем мы. Денис
05.06.2006 04:12
Я сам нахожусь в глубокой депрессии, три недели не выхожу из дома, шторы всё время закрыты, много ем не сплю, врач посоветовал Ципролекс. Я живу в небольшом городке, и в аптеках разводят руками при вопросе о Ципролексе. Сейчас нашёл ссылку, немного почитал, там многое сходится, моя мать говорила не сиди и не лежи, займись чем то.. Ну вобщем почитайте, это не вирус(ссылка).http://www.passion.ru/s.php/3419.htm, почитайте, дай Бог Вам здоровья. К сожалению я не могу даже на улицу выйти у меня вдобавок ещё и социофобия, лечусь я у доктора Горбатого по интернету, иногда по телефону, но. дорого звонить в Германию.. у меня с 14 лет начались проблемы, боязнь взглядов и т.д. Несколько раз лечился, но безуспешно. Потратил уйму денег на врачей в Москве.
Перепил кучу таблеток, Паксил, Аврорекс,Фенозепам(который уже не помогает) сейчас пью Алпразолам. Было ещё много препаратов, всё не упомнишь. А точнее у меня память немного сломана после( я не знаю как это назвать, пусть будет сдвиг), так что память провалами.
Года четыре назад ходил в храм, стоял и молился, тяжело на самом деле покаятся от чистого сердца и не каждому дано по настоящему поверить, мы просто думаем, что мы верим, а на самом деле нет. Так вот прошло много времени и всё таки я начал верить и от всего сердца не знаю как сказать, каяться, просить прощения и в один день я проснулся, я молился чтобы избавится от фобии(страх народа, взглядов, короче не мог и не могу находится на улице) так вот я проснулся и пошёл тут я почувствовал радость того, что я вообще просто иду по улице, я испытывал радость от того, что просто шагал и смотрел всем в лицо с улыбкой.
Пришёл на очередную службу и тут началось(поверьте это не из области фантастики) я поругался с кем то в самом храме, послал его , сами поняли куда, ну про себя, потом я подумал, а зачем мне эти службы, мне теперь ничего не надо я , что хочу то и делаю, я сам бог для себя и мне ничего не нужно, на следующий день я проснулся у «разбитого корыта» я никуда не пошёл и всё встало на свои места, я потом долго просил прощения у Господа, но увы. Не знаю, вот выложил всё Вам полегчало вроде, хоть чем то занят. Я дал Вам ссылку, я там обратил внимание на то, что нужно загружать себя физическим трудом. Ходите в храм и молитесь с верой, постарайтесь поверить и я уверен Господь услышит Вас. Извиняйте может чего лишнего написал, но всё это правда. Те три или не помню два дня, когда я ходил гулял и радовался, тому, что я просто иду по улице без страха и не прячу лицо(это фобия, она со школы), я бы жизнь отдал, чтобы почувствовать ещё раз это. Хотя последнее время иногда у меня бывают мысли о самоубийстве. Вы и не представляете как это сидеть в 4 стенах, выходя иногда из комнаты поесть(мать с отцом меня кормят), покурить, при этом не разговаривая ни с кем, всё тебя раздражает, мысли не поймёшь какие, я уже здорово прибавил в весе, потому как , сижу, лежу.. У меня Есть много хороших книг, но читать я их не могу, я берусь и тут же бросаю, в 30 метрах огород с беседкой( но я не могу туда придти и заняться чем то, например копать что грядки, есть машина(наглухо затонированная), месяца полтора я уволился с работы, работал я в такси, года полтора.
Думаю есть выход только один: вера, но смогу ли я поверить снова по настоящему в Бога. Попробуйте.И если есть возможность пусть ваш сын, был всё время чем то физически загружен, не будет времени для мыслей, да и мышцы будут расслаблены. Дай Бог Вам здоровья. Ночь. Снегопад. Метёт.
09.06.2006 02:36
Ирине,
не в утешение и не в назидание,
но от сердца – к сердцу.

8 июня 2006 г. Павел Бобцов
09.06.2006 02:38
Марии,
не в утешение и не в назидание,
но от сердца – к сердцу.

Сказано:
в здоровом теле – здоровый дух.
Верно.
Но верно и то, что тело здорово,
лишь когда дух здрав.
Итак: попечёмся о здоровье духа;
но и о чистоте и здоровье храма, его вмещающего,
не позабудем.
А посему –
пост и сердечная молитва.
Сорокадневное сознательное полное воздержание от пищи
и прошение о помощи у Сил Высших –
лекарство столь мощное,
что способно излечить не только депрессию.
Знаю, как труден первый шаг:
покаяние и благословение помогут его сделать.
Если верить в успех и уповать на Бога –
верую! – не исцелиться невозможно:
ибо тьма – ничто перед Светом.
Да будет воля Его!
И не будьте опечалены, но с Христом в сердце
станьте светлой путеводительницей сыну.
И ещё верую:
любящее сердце матери
на многое способно.
Молитесь,
и дано вам будет по вере вашей.

Господь с вами.
Павел

8 июня 2006 г. Виктор Чистов
22.07.2006 20:43
Как Вас зовут, христиаин?
Ваше имя — у Бога.
Не верите? — Тогда диавол Ваш господин.
Бог — благо, даже когда страдать приходится.
Диавол — беда, даже когда все, казалось бы, хорошо.

Непременно надо читать:
Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Читайте много раз.

И молитесь батюшке Серафиму Саровскому.

Бог поможет Вам по вере Вашей. Для написания ответа авторизуйтесь

www.priestt.com

Это интересно:

  • Кетамин и депрессия Кетамин как антидепрессант Исследователи из Oxford Health NHS Foundation Trust вместе с учеными Оксфордского университета изучили использование внутривенных инъекций кетамина для лечения людей с резистентной (устойчивой) депрессией. Это первое подобное исследование в Великобритании. Подробные результаты этого […]
  • Деменция антидепрессанты Популярные антидепрессанты увеличивают риск развития деменции Некоторые препараты, назначаемые пациентам с депрессией, болезнью Паркинсона и недержанием мочи, могут быть связаны с риском развития деменции. Группа британских ученых призывает врачей выписывать эти лекарства только в самых необходимых […]
  • Психоз латынь Сенильный психоз Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 . Смотреть что такое "Сенильный психоз" в других словарях: СЕНИЛЬНЫЙ ПСИХОЗ — См. слабоумие, сенильное … Толковый словарь по психологии F03.4х Сенильный психоз неуточненный — Следует отметить: В этот подраздел включается […]
  • От чего развивается болезнь альцгеймера От чего развивается болезнь альцгеймера Кандидат медицинских наук Мхитарян Е.А. Болезнь Альцгеймера (БА) начинается незаметно в основном в старческом возрасте, постепенно прогрессирует и приводит к нарушениям памяти и высших мозговых функций, вплоть до полного распада интеллекта, сокращая жизнь пациентов. В последнее […]
  • Можно ли определить аутизм во время беременности Можно ли определить аутизм при беременности Новость опубликована: 5 Апрель 2014 в 1:19 Как показали свидетельства одного из последний исследований, в действительности аутизм начинает развиваться еще во время беременности. Ученые проанализировали 25 генов при посмертном изучении тканей мозга детей с аутизмом и без […]
  • Сосудистая деменция сд Деменция.ру Сайт о проблеме деменции для пациентов и их родственников Сосудистая деменция Сосудистая деменция представляет собой вторую по значимости причину развития слабоумия (деменции) у пожилых людей. В настоящее время известно, что причина 15% всех деменции - это сосудистая деменция. Соотношение мужчин и […]
  • Риск болезни альцгеймера 9 факторов риска, ответственных за 2/3 случаев болезни Альцгеймера К таким выводам пришли ученые, проанализировав имеющиеся данные, - результаты опубликованы онлайн в «Журнале неврологии, нейрохирургии и психиатрии» (Journal of Neurology Neurosurgery & Psychiatry). Причем, на каждый из девяти факторов можно повлиять, […]
  • Великая депрессия уровень безработицы Часто задаваемые вопросы о Великой депрессии и Великой рецессии Источник перевод для mixednews – Anastasia Клиенты и партнёры часто спрашивают о Великой депрессии и недавней рецессии, которую часто называют Великой. Вот пять важных аспектов, которые должны вам помочь рассмотреть эти два периода с исторической […]