Депрессия в вузе

От сессии до сессии живет студент в депрессии

Нагрузка в университете, постоянные подработки, нехватка времени для отдыха — с этими и другими проблемами сталкиваются студенты в Германии. А в результате — стресс, нервные срывы и депрессии.

Согласно данным исследования немецкой страховой компании Techniker Krankenkasse (ТК), каждой третьей студентке хотя бы раз в год ставят диагноз психосоматического расстройства. У мужчин эта цифра несколько ниже. Среди них каждый восьмой выходит из приемной врача с таким диагнозом.

Психотерапия в университете

Просьба не мешать, идет сеанс терапии!

В ноябре 2010 года 29-летняя студентка психологии Андреа (имя изменено по просьбе собеседницы — примеч. ред.) из Кельна обратилась к психологу. «Я начала терапию, потому что больше не могла выносить это постоянное напряжение, — объясняет девушка. — Впереди опять экзамены, боюсь, что я их провалю. В последнее время я работала по 30 часов в неделю, чтобы заплатить за учебу, поэтому учиться было совершенно некогда». Кроме того, страх не найти интересную, хорошо оплачиваемую работу или разочаровать родных и друзей заставил студентку начать курс психотерапии. Теперь раз в неделю она встречается с университетским психологом и обсуждает все проблемы, с которыми сама справиться не может.

Как показал опрос Общества содействия учащимся вузов в Кельне (Studentenwerk Köln), 26 процентов студентов, которые обращаются к психологу, делают это именно в связи с трудностями, возникающими в процессе обучения. 19 процентов опрашиваемых жалуются на страх перед экзаменами. Почти 20 процентов респондентов называют основной причиной их визита именно депрессию.

Во всем виновата Болонская система?

Ангелика Вутке (Angelika Wuttke) работает психологом в Университете Дюссельдорфа уже 22 года. Проблемы, с которыми к ней приходят учащиеся, изменились за последние несколько лет. «Особенно после перехода на Болонскую систему студенты жалуются на стресс, — подчеркивает Ангелика Вутке. – На отделении бакалавриата учебная нагрузка рассчитана примерно на 30 часов в неделю. Но если еще и работать, то тогда студенты не успевают готовиться к экзаменам, и вынуждены учиться дольше шести–восьми семестров, как это предусмотрено программой». Пресс-секретарь страховой компании Techniker Krankenkasse Михаэла Хомбрехер (Michaela Hombrecher) ни подтвердить, ни опровергнуть такой вывод не может. Но предполагает, что именно изменения в системе обучения — основные причины психических расстройств у студентов.

m.dw.com

12 историй студентов, которые столкнулись с депрессией

Не для всех студенческие годы проходят весело и непринужденно. Многие люди сталкиваются с душевными проблемами, которые непросто решить. Ниже приведены 12 реальных историй студентов, которые пережили депрессию.

1. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти

Мой первый год обучения в университете проходил в очень большом здании, и я была буквально проглочена им. Я интроверт, и мне крайне непросто знакомиться с новыми людьми. Отсутствие друзей в университете загнало меня в бесконечный круг грусти. В принципе, я вообще ничего не чувствовала, и это привело к тому, что я начала забивать на занятия. В итоге мои оценки заметно ухудшились, а я стала погружаться все глубже и глубже в депрессию. Я смогла закончить первый курс, но после него я перевелась в другой университет, чтобы быть ближе к своей семье во время прохождения терапии; до этого родные были в шести часах езды и я их ни разу не видела. В школьные годы, я училась в маленьком здании в получасе от дома. Это был правильный выбор – там мне было проще заводить друзей, многие из которых будут со мной на протяжении всей жизни. Мой совет студентам – серьезно задумайтесь над тем, подойдет ли вам среда, в которой будете учиться не один год.

2. Нужно собраться духом и обратиться за помощью, если у вас проблемы

Моя депрессия сопровождалась расстройством пищевого поведения, которое медленно развивалось во время моего второго семестра в Корнелльском университете. Я пыталась справиться с учебой, пережить развод родителей и разлуку с парнем, который и без того не очень хорошо мне относился. Я принимала это все слишком близко к сердцу и начала будто назло заниматься упражнениями, что в итоге привело к тому, что я перестала есть. Я не понимала, что со мной не так – я просто знала что устала, замерзла и ужасно несчастна. Мне казалось, что я некая прозрачная сущность, которая летает по общежитию, и я никогда не ходила никуда с друзьями, даже если они очень меня просили. Летом, когда я жила одна и работала лаборантом, все стало еще хуже, потому что не было никого, кто бы увидел мое плачевное состояние. В конце концов, я рассказала все своим родителям, так как не могла быть больше наедине со своими мыслями. Я взяла академический отпуск и в течение года ходила в реабилитационный центр. Сейчас прошло уже два года с момента возвращения на учебу, у меня уже есть планы на стажировку этим летом, и каждый день для меня лучше предыдущего. Собраться и обратиться за помощью, возможно, самое трудное, но это спасет вашу жизнь.

3. Я не в порядке, но, мне кажется, все наладится

Люди говорили мне, что эти годы станут лучшими в жизни, из-за таких слов, мне кажется, депрессия только сильнее ранит. Я ожидала веселья, которое мы видим в популярных фильмах, но на деле же это огромное количество бессонных ночей из-за домашних заданий; профессоры, которые намекают на то, что я должна сменить дисциплину или даже учебное заведение; неумелые интервью которые заставляют меня чувствовать себе неподготовленной к дальнейшей жизни; вечно растущая плата за обучение, которая заставляет меня сомневаться в моем будущем; проваленные работы, которые я делала неделями; а так же худшие люди, которых я когда-либо встречала. Я ожидала от университета настолько большего, что даже если бы у меня не было депрессии, все равно мои ожидания бы не оправдались. Я та самая странная девочка, которая ходит с наушниками везде, потому что не может вынести собственных мыслей. Я готовлюсь в своей комнате, потому что не хочу сидеть одна в библиотеке. Я смотрю сериалы всю ночь, потому что не хочу спать. У меня не получилось справиться с депрессией. Я все еще борюсь, и я уже ходила в клинику. Я не в порядке, но мне кажется все наладится.

4. Из-за низких оценок я постоянно плакала и не ходила на занятия

Мне пришлось сменить 3 учебных заведения из-за моей депрессии. Я неплохо начинала семестр, а потом вообще не появлялась в классе. Я плакала часами и не приходила на занятия, потому что была уже слишком истощена даже для того, чтобы встать с кровати. В конце концов, я оказалась в университете неподалеку, в котором я опять продержалась семестр и затем все пошло наперекосяк, когда родители перестали за мной приглядывать. Я попробовала себе в дизайнерской школе, из которой тоже вылетела. Это продолжалось бы вечно, пока я не оказалась у психиатра, который поставил мне диагнозы: маниакальная депрессия и расстройство пищевого поведения. Я снова поступила, и уже скоро получу диплом.

5. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за помощью

Мне повезло, что преподаватели отнеслись ко мне с пониманием, и у меня была возможность находиться рядом с медсестрой, социальным педагогом, куратором и деканом для того, чтобы я мог приспособиться. Присутствие рядом людей, которым я не безразличен, помогает во время наиболее тяжелых периодов. Я рассказал все своим друзьям, и они тоже меня поддержали. Так трудно найти в себе силы, чтобы обратиться за необходимой помощью, но результат стоит того. Больше всего я ценю тех своих друзей, которые относятся ко мне так же, как к любому другому нормальному человеку, которые просто могут смотреть со мной телевизор или разговаривать, не боясь того, что я могу их расстроить.

6. Иногда было просто невозможно встать из кровати

К тому времени я уже почти получила диплом младшего специалиста и готовился начать обучение в университете. В середине первого осеннего семестра меня накрыла депрессия. Я ходила на занятия, не подготовившись к ним, а иногда просто не могла выбраться из постели. В моем университете была бесплатная психологическая помощь, и я ходила как на групповые, так и на индивидуальные занятия, до тех пор пока я просто перестала выходить из дома. Я постоянно прогуливала занятия, прогуливала индивидуальные консультации, не говорила ни с кем, и чувствовала себя абсолютно потерянной среди толп студентов, которые окружали меня когда я выбиралась куда-нибудь. Это засасывало, словно черная дыра, и я приняла решение отдохнуть немного от учебы, чтобы поправиться. Теперь я учусь в совершенно другом университете, изучаю то, что мне всегда хотелось, и несмотря на то, что я еще не до конца вылечилась, я стараюсь не пропускать занятия. Пока все идет неплохо.

7. Во время депрессии каждый день — это борьба

Переезд в общежитие в 18 лет очень тяжело дался мне, и из-за него у меня было несколько панических атак в день. У меня была диагностирована депрессия в 15 лет, и я знала, что нужно было искать помощь. Я начала посещать центр здоровья, встречаться с куратором, но это не помогало. Я получила направление от своего лечащего врача и начала искать доктора в городе, куда приехала учиться. 3 года спустя я все равно вижусь с врачом каждую неделю. В большинстве случаев мне удается поднять себя из постели и пойти на занятия, но это выматывает. Я часто боюсь сказать людям о своем недуге из-за стереотипов о депрессии, но мои близкие друзья знают о моей борьбе. Они стараются видеться со мной, когда могут, и это много для меня значит. Учебное заведение, однако, не столь терпеливо и понимающе отнеслось ко мне. Меня выгнали из общежития в мой первый год обучения из-за неприятного случая, что, очевидно, лишь усугубило мое состояние. К счастью, это вылилось в злость, которая позволила мне закончить обучение на одни пятерки, что-то вроде «никогда не сдавайся». Идет последний семестр обучения, и моя депрессия, которая несколько месяцев была под контролем, медленно возвращается назад. Я стараюсь как могу, но во время депрессии каждый день — это борьба.

8. Я думала, люди никогда не будут ко мне относиться как к нормальному человеку

После того, как на третьем семестре учебы в университете меня изнасиловал парень, которого я считала другом, у меня началась депрессия. Я прогуливала занятия, потому что у меня пропала мотивация. Я состояла в университетском «сестринстве» в течение года, но после того, как у меня была диагностирована депрессия, мне не хотелось выходить из комнаты. Все, чего мне хотелось – это есть и спать; это помогало мне поддерживать хоть какую-то коммуникацию с внешним миром. Депрессия и другие душевные заболевания сопровождаются социальным отторжением, и я думала что люди не будут относиться мне как к нормальной. В итоге я рассказала все своему преподавателю, и он настоятельно рекомендовал мне посетить психиатра. Вот уже два месяца я прохожу лечение, и высвобождаю свой искусственный страх и гнев в спортивном зале. Хотела бы обратиться к людям, которые страдают так же, как и я – ваше состояние улучшится. Обратитесь к врачу – это помогает. Не бойтесь, все будет хорошо.

9. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей

Я думала, что учась заграницей я смогу убежать от своей депрессии, что я буду так занята приключениями и путешествиями, что на депрессию у меня просто не останется времени. Как оказалось, твои проблемы с тобой, где бы ты ни был. Я жила в чужой стране, разговаривала на чужом языке и была постоянно окружена незнакомцами. Единственным способом связи с друзьями и родственниками был крайне нестабильный интернет. Я не только чувствовала себя крайне одинокой в своей депрессии, еще я чувствовала себя безумно виноватой – я должна была наслаждаться жизнью. Добрые люди помогли мне справиться с проблемами при учебе заграницей. Семья, в которой я жила, была замечательной, и я старалась проводить все свое свободное время с ними. Я завела там прекрасных друзей, у которых тоже были тяжелые времена, и мы помогли друг другу не просто пережить этот семестр, но еще и преуспеть. Ты не можешь убежать от своей депрессии, неважно, где ты находишься, у тебя всегда есть возможность победить свою депрессию. Депрессия не должна помешать твоей заграничной учебе, не должна помешать «лучшим годам твоей жизни» или твоей жизни вообще. Есть множество способов себе помочь. Нужно просто набраться терпения.

10. Никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами не расскажете

Депрессия – это полный отстой, но у меня был около-положительный опыт в университете. Официальный диагноз был поставлен в последний семестр в школе, когда я физически не мог делать ничего. Я был отличником, и меня очень пугали мысли о том, что я могу не закончить школу, если не соберусь. Я искал помощь в школьном центре здоровья, где психиатр выслушал меня и назначил мне Флуоксетин. В университете я стал посещать консультативный центр, платный, но не дорогой. Хотя я не могу с уверенностью сказать, что именно помогло больше всего, я очень благодарен своим терпеливым и понимающим преподавателям. Я ходил в маленькую, частную школу, где я рос на глазах учителей, и они понимали, что это не просто лень. Они постоянно спрашивали, как у меня дела, предлагали всевозможную помощь, а так же давали мне больше времени на выполнение заданий. Я закончил школу достойно, и этим я обязан учителям и родителям. Если бы я мог сказать что-нибудь всем людям, которые страдают от депрессии, я бы сказал следующее – «никто не догадается, как вы себя чувствуете, пока вы сами им не скажете, и они не могут помочь, пока не знают об этом».

11. Я безумно благодарна своим близким за поддержку

Я очень боялась поступать в университет, переживая депрессию. Университет настолько отличается от школы – огромные объемы работ, нарастающее давление. Я начала изучать биологию, одну из самых трудных специальностей, и я старалась. Было много дней, когда я не хотела идти на занятия, делать домашнюю работу или вставать с кровати. Я спала все время, предпочитая сон домашней работе, и мои оценки ухудшились. Я хотела закончить учиться, но не смогла. Я нашла любимый класс и друзей, с которыми мы вместе ели. Я почувствовала себя лучше. Но я еще страдала от депрессии, и так было пока мой парень не уговорил меня обратиться к психиатру чтобы у меня был кто-нибудь, кому бы я могла поведать о своих трудностях. По рекомендации психиатра я стала принимать антидепрессанты, мое состояние стабилизировалось – я смогла сосредоточиться на учебе и избавиться от тревоги. Я поменяла специальность на философию и чувствовала себя намного лучше. Благодаря помощи своего парня и друзей, я снова была счастлива. У меня было полно надежд на будущее и чувство, что я могу все. Я безумно благодарна своим близким за поддержку, а так же школьному психиатру. Сейчас мой первый год обучения в университете, и я счастливей, чем когда бы то ни было. Депрессия и тревога никуда не пропали – я все еще получаю помощь и принимаю лекарства. Депрессия не лечится быстро, лечение требует времени и усилий для улучшения состояния. Но мне обязательно станет лучше.

12. Если мне и было хорошо, то только потому, что им было не все равно

Вот уже 9 лет я борюсь с депрессией. В университете было сложно, потому что он находился в пяти часах езды от дома. Я хочу прятать мои страдания от близких мне людей, что делает меня холодной и отдалившейся. Но внутри мне безумно не хватает общения. Недавно было неплохо, но последняя неделя была трудна. Я пропустила два дня занятий, просто потому что не смогла встать с кровати. На второй день я кое-как поднялась, но все равно пропустила первую пару, потому что слишком долго смотрела на себя в зеркало. Я, честно говоря, даже не помню, о чем думала или что делала. В конце концов, я заползала обратно в кровать и спала остаток дня. Я открылась нескольким своим близким друзьям, которым я доверяла, и, честно говоря, благодаря ним у меня хорошее настроение. Они пишут мне, чтобы удостовериться, что я моюсь, и что я поела, и просят меня звонить домой, зайти к ним или посетить консультативный центр. Если мне было плохо – они были рядом. Если мне было хорошо – это потому, что им не все равно.

tmstudent.ru

10 изменений, которые произойдут с вами после школы

1) Вы будете не так много общаться с друзьями и знакомыми из школы

Это не хорошо и не плохо, просто жизнь так устроена, что у каждого — свой путь. Как бы грустно ни было расставаться (пускай даже на время) со старыми друзьями, вы все равно сможете видеться с ними. Просто не так часто, как раньше. Конечно, поначалу изменения скорее всего будут вызывать у вас печаль. Но надо двигаться дальше, и постепенно вы начнете ко всему привыкать, а также поймете, что это было неизбежно.

Чтобы не впасть в депрессию, важно не забывать о положительных моментах, которые будут ждать вас после окончания школы — об интересных открытиях, знакомствах и потрясающих перспективах. Сконцентрируйтесь на неизведанном и новом вместо того, чтобы постоянно вспоминать былое. Не зря говорят, что молодым везде дорога, и со временем вы почувствуете это. Кроме того, больше нет необходимости поддерживать связь с теми, кто по каким-либо причинам не нравился вам или обижал вас, и для кого-то это станет лучшим, что только могло произойти после выпуска.

2) Новая обстановка и новые люди

Несколько лет вы ходили в одни и те же кабинеты, общались с одними и теми же людьми и, казалось, знали школу как свои пять пальцев. Теперь вас ожидает нечто совершенно новое и, быть может, еще более захватывающее — жизнь первокурсника. В университете или колледже больше возможностей не только для получения образования, но и для личностного развития. Разнообразные кружки по интересам, дискуссии, студенческие организации, культурные мероприятия и, конечно же, совсем другие правила жизни и учебы — все это требует пристального изучения. Не бойтесь делать первые шаги, задавать вопросы (в большинстве случаев студенты старших курсов охотно помогают «первакам») и принимать участие в мероприятиях вашего учебного заведения. Так вы наверняка с кем-то подружитесь и сможете при необходимости попросить помощи у товарища, будь то одолжить конспект или объяснить сложное задание.

3) Возможно, вы решитесь на кардинальные перемены

Кто-то после окончания школы решает продолжить образование в другом городе или стране, ведь вариантов учебы сегодня очень много. И это, конечно же, очень волнительный, уникальный опыт, шанс пожить вдалеке от семьи и погрузиться с головой в новую жизнь. Если вы думаете о больших переменах, тщательно взвесьте все «за» и «против», проконсультируйтесь с родителями, спросите совета у друзей и не забудьте почитать отзывы студентов и выпускников вуза или колледжа, который вы выбрали. В первые годы учебы вы будете нуждаться в средствах на питание и проживание, смогут ли ваши родные содержать вас? С какой целью вы хотите уехать учиться, собираетесь ли вернуться? Сможете ли долгое время не видеть близких людей? Хорошо подумайте о том, как ответить на эти вопросы.

4) «Обязаловки» станет гораздо меньше

В школе обычно говорят: «Все должны прийти на линейку», «Те, кто не принесут с собой учебник или не сделает домашнее задание, получат „два“», «После уроков собираемся и идем в музей». Однако теперь никто не будет заставлять вас что-то делать и постоянно напоминать о том, почему нужно носить с собой ту или иную книгу, а также готовиться к занятиям. В вузе или колледже предполагается, что раз вы выбрали образовательную организацию и поступили, то понимаете, почему вам нужно получить образование, серьезно подходите к процессу и знаете, что никому другому не нужна ваша учеба — ни маме и папе, ни классному руководителю (которого, к слову, у вас не будет). Поэтому совет такой — готовьтесь к тому, что многое придется делать и узнавать самостоятельно, а преподаватели не всегда будут ставить хорошие оценки с первого раза. Даже, возможно, что-то придется пересдавать, «вылавливая» нужного вам профессора несколько дней подряд. При этом оценки, на самом деле, не будут иметь такого уж большого значения, как «двойки» в школе, когда вас ругают всей семьей за плохую отметку или хвалят перед классом за отличное сочинение. Значение имеют только полученные во время учебы знания и навыки. При приеме на работу никто не станет смотреть на то, как вы сдали экзамены, — только на то, что вы представляете из себя.

5) А возможностей — больше

Отныне вам больше нет нужды усиленно готовиться к ЕГЭ, регулярно посещая репетитора и решая типовые экзаменационные задания. Проводите освободившееся время с пользой: запишитесь на курсы иностранного языка, займитесь спортом, прочитайте книги, с которыми давно хотели познакомиться, получите дополнительное образование, отслеживайте афишу интересных событий в вашем городе — почему бы и нет, все это, к слову, может еще пригодиться вам в будущем.

И, разумеется, начинайте потихоньку делать шаги для реализации в профессиональном плане — принимайте участие в конкурсах, посещайте тематические мероприятия (лекции, мастер-классы, конференции), знакомьтесь с новыми людьми и узнавайте о возможностях для студентов (стажировки в компаниях или учебных заведениях, гранты и стипендии). Многие рекрутеры говорят, что первые шаги лучше делать как можно раньше, поэтому не стоит откладывать их на потом.

6) Можно начать зарабатывать деньги

Согласно Трудовому кодексу РФ, работать полный рабочий день можно с 18 лет, а до этого подросткам разрешается сокращенный день. Первая работа необязательно должна быть прибыльной и по вашему профилю обучения. В начале своей карьеры Генри Форд получал $2,5 в неделю за труд в литейном цехе, а Элвис Пресли водил грузовик за $1 в час. Не забывайте, что вы только вступаете во взрослую жизнь и начинаете получать о ней знания, так что сойдет и вакансия промоутера, официанта или администратора на ресепшн. Все равно вы не сможете устроиться на более высокооплачиваемое место без необходимого трудового стажа. Да и условия на подобных позициях, как правило, ориентированы на студентов и предполагают гибкий график занятости, а иногда и временный характер работы. Зато какое счастье будет потом понимать, что вот он, ваш первый заработок, который можно потратить по своему усмотрению.

7) Самоорганизация все решает

Студенческие годы — одни из лучших в жизни любого человека. Это беззаботное и веселое время, полное ярких впечатлений, недаром говорят: «От сессии до сессии живут студенты весело». Однако в этой фразе кроется одна из основных сложностей в жизни каждого учащегося вуза или колледжа. Во время напряженного периода сдачи экзаменов придется напрячься по максимуму — перечитать все конспекты, поработать над ответами к билетам и постараться выучить как можно больше терминов и формул, а также разобрать сложные моменты теории. Как со всем этим справиться, если товарищи из другой группы зовут погулять? Выход только один — не соглашаться и сконцентрироваться на учебе. И, да, это действительно будет тяжело, особенно во время первых экзаменов. Но со временем многие начинают привыкать к такому режиму и организовывать свое время так, чтобы не только не запускать получение образования, но и успевать повеселиться с друзьями.

8) Смена социального статуса

Взрослые товарищи больше не будут снисходительно называть вас «школьником» и подшучивать над вашими страхами перед ЕГЭ. Будучи студентом, можно посещать многие интересные мероприятия бесплатно или за символическую сумму, а также получать стипендию, если вы учитесь очно на бюджетном отделении. Кроме того, учащиеся вправе пользоваться различными скидками (они предоставляются не только в некоторых магазинах и кафе, но и, к примеру, при покупке билетов на общественный транспорт или поезд). Смело пользуйтесь всеми своими преимуществами, ведь студенческие годы летят так быстро.

9) Самоопределение

Так получается, что во время учебы в вузе или колледже многие начинают думать о том, правильный ли они сделали выбор программы и места, не нужно ли им что-то поменять. Кто-то, проучившись год, поступает снова, другие переводятся на смежные специальности. В этом нет ничего удивительного, потому что вариантов много, а жизнь одна, и не всегда выходит определиться с тем, в каком направлении вы бы хотели развиваться, с первого раза.

Как бы то ни было, даже если вас все устраивает, после окончания бакалавриата перед вами встанет выбор — стоит ли идти в магистратуру, и если да, то куда. Или другой вариант — вы можете понять, что по каким-либо причинам не хотите работать по профессии, и начать, к примеру, заниматься чем-то другим еще со студенческой скамьи. Совет во всех подобных случаях один — нужно осознавать, что интересно именно вам, к чему вы чувствуете большую тягу. Для этого стоит научиться прислушиваться к своему внутреннему голосу и извлекать из этого ценные советы для себя.

10) Взросление

Взрослый человек — это тот, кто способен принимать решения и брать за них на себя ответственность. В ходе продолжительного обучения поневоле приходится постепенно взрослеть — становиться старше и даже мудрее. Если выпуск из школы проходит с размахом и чаще всего воспринимается как некое прощание с детством, то в преддверии окончания вуза или колледжа студенты, в основном, думают о том, как получить диплом и куда потом пойти работать. Происходит смена приоритетов: молодые люди учатся сами планировать будущее и предпринимать шаги для достижения своих целей.

www.ucheba.ru

Медицинские интернет-конференции

Самедов С.В., Беляева Ю.Н.
Научный руководитель: д.м.н., профессор Шеметова Г.Н.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
Кафедра поликлинической терапии

В статье проведена оценка уровня депрессии и факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа. Приведен опыт разработки и использования методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества.

Ключевые слова

Данная статья получила высокую оценку рецензентов и будет опубликована в журнале «Психосоматические и интегративные исследования»

Введение

Всемирный день здоровья 07 апреля 2017 года, отмечаемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), будет посвящен проблеме депрессии, от которой страдают люди всех возрастов, всех категорий населения и во всех странах [7]. Депрессия причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями, а также способности человека зарабатывать себе на жизнь [2,7]. В крайних случаях депрессия может привести к самоубийству – на сегодня второй ведущей причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет [2]. ВОЗ выделяет три категории населения, затронутые проблемой депрессии в гораздо большей степени, нежели остальные: молодежь в возрасте 15-24 лет, женщины детородного возраста (особенно молодые матери), а также пожилые люди (старше 60 лет) [2,3,7]. Студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии и является целевой группой, в которой возможна работа по профилактике и раннему активному выявлению этого недуга [5,6]. Скрининговые методы, такие как анкетирование, позволяют быстро, не инвазивно, активно выявить начальные проявления и предотвратить появление многих заболеваний [4]. Более глубокое понимание того, что собой представляет депрессия и как ее можно предотвратить, выявить на ранних этапах или излечить, поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня депрессии у студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» Минздрава России (СГМУ), а также наличия факторов риска данного состояния у студентов медицинского ВУЗа.

Материалы и методы

Данное исследование основано на результатах анкетирования студентов первого и шестого курсов лечебного и иностранного факультетов СГМУ. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе нами была использована шкала-опросник «Center for Epidemiological Studies Depression Scale» (CES-D; Radloff, США, 1977) (далее CES-D), которая состояла из 20 пунктов, измеряющих депрессивные нарушения, отмечающиеся у обследуемых за последнюю неделю/месяц. Общий балл по данной шкале от 0 до 60 отражала уровень депрессии. Шкала CES-D была разработана для эпидемиологических исследований депрессии, широко используется и переведена на многие языки. Она используется в качестве скринингового инструмента для выявления у пациентов депрессивного расстройства. На сегодняшний день это наиболее часто используемый опросник в мире для проведения эпидемиологических исследований депрессии. Он был переведен и валидизирован в России [1].

На втором этапе респондентам было предложено ответить на тринадцать вопросов авторской анкеты, касающихся изучению распространенности факторов риска депрессии. Дальнейшая обработка материала произведена с использованием программ математической статистики.

Нами было опрошено 156 человек: 48,7% (76 чел.) составляли студенты 1 курса и 51,3% (80 чел.) студенты 6 курса. Средний возраст респондентов 23,5±0,25 лет. Женщины в количестве 69,2% (108 чел.), преобладали почти в 2 раза над мужчинами — 30,8% (48 чел.), что объясняется гендерной особенностью ВУЗа.

Данное анкетирование вызвало интерес у исследуемых, отказов в проведении не было.

Результаты исследования

Первым этапом мы определили уровень депрессии у всех респондентов. В результате опроса было выявлено следующее:

· тяжелый уровень депрессии имеют 7,05% (11 чел.) опрошенных, среди которых студентов 1 курса 3,8% (5 чел.) и 6 курса 3,85% (6 чел.);

· средний уровень депрессии наблюдался у 7,7% (12 чел.), 4,5% (7 чел.) из 1 курса и 3,8% (5 чел.) из 6 курса;

· легкий уровень депрессии диагностирован у 25,6% (40 чел.) респондентов, из которых 14,1% (22 чел.) студенты 1 курса и 11,5% (18 чел.) 6 курса.

Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имеют признаков депрессии: 26,9% (42 чел.) первокурсников и 32,7% (51 чел.) студентов 6 курса.

По возрастам и уровням депрессии распределение слудующее:

· Среди всех опрошенных тяжёлый уровень депрессии выявлен в возрасте от 23 до 25 лет в количестве 3,85% (6 чел.);

· Средний, лёгкий и нормальный уровень депрессии выявлен в возрасте от 17 до 19 лет: 3,85% (6 чел.) – средний уровень, 12,8% (20 чел.) – легкий уровень и 23,1% (36 чел.) – нормальный уровень депрессии.

Вторым этапом исследования респонденты ответили на вопросы авторской анкеты, в которой были отражены факторы, влияющие на развитие и уровень депрессии. Авторов интересовала информация о месте проживания студента (дома, в общежитии и на съёмной квартире), о его привычках (курение табака, распорядок дня, средняя продолжительность ночного сна, особенности питания, кратность и время потребления пищи), об отношении к занятиям спортом, вопросы наследственной предрасположенности к депрессии.

· Большая часть респондентов с тяжёлым уровнем депрессии проживает на территории собственного дома или на съёмной квартиры — это 2,6% (4 чел.);

· Со средним уровнем депрессии большее количество респондентов проживает на съёмной квартире – 3,3% (5 чел.);

· Среди лиц опрошенных с легким уровнем депрессии большинство проживают в собственном доме – 8% (14 чел.).

Подавляющее большинство студентов, не имеющих депрессию проживают на съёмной квартире – 34% (53 чел.). Положительным фактором явилось то, что 83,9% (131 чел.) респондентов не имеют вредной привычки курение табака. Среди всех опрошенных было выявлено большое количество лиц, не имеющих интереса к занятию спортом – 64,1% (100 чел.): 1 курс 30,8% (48 чел.) и 6 курс 33,3% (52 чел.). Треть опрошенных отмечает у себя вредную привычку — «заедание» стресса – 30,8% (48 чел.): студентов 1 курса 11,5% (18 чел.) и 6 курса 19,2% (30 чел.), что влечет за собой риск возникновения не только депрессии, но многих других заболеваний. Средняя продолжительность ночного сна у большинства опрошенных составляет 5-6 часов: 44,2% (69 чел.), среди которых 21,8% (34 чел.) из 1 курс и 22,4% (35 чел.) 6 курс. Большая часть респондентов указала, что кратность приёма пищи в сутки варьируется от 2 до 3 раз: 42,3% (66 чел.) – 1 курс 19,2% (30 чел.) и 6 курс 23,1% (36 чел.). Принимать пищу в течение учебного дня получается у 69,9% (109 чел.) всех респондентов. Время основного приёма пищи приходится у большинства опрошенных на период с 17:00 до 23:00 часов – 50,6% (79 чел.): 1 курс 23,7% (37 чел.) и 6 курс 26,9% (42 чел.). Важным фактором риска развития депрессии является наследственная предрасположенность. Среди всех опрошенных 5,1% (8 чел.) уже имеют неврологические заболевания и состоят на учете у невропатолога и 6,4% (10 чел.) имеют родственников, страдающих нервными заболеваниями.

Заключение

Таким образом, студенты медицинского ВУЗа в течение учебы испытывают стрессовые нагрузки. Положительным является тот факт, что подавляющее большинство респондентов 59,6% (93 чел.) не имели признаков депрессии. Но как среди первокурсников, так и среди студентов шестого курса в ходе исследования выявлены лица, имеющие тяжелый, средний и легкий уровни депрессии. Среди выявленных факторов риска депрессии основными можно назвать: нерациональное и нерегулярное питание, недостаточную физическую активность, нарушение режима сна и отдыха. Причем вышеуказанные факторы выявлялись преимущественно у лиц уже имеющих признаки депрессивного состояния, обнаруженного на первом этапе исследования. Поэтому актуальным является разработка методов скрининга факторов риска и первых доклинических проявлений депрессии, в том числе среди студенчества. Анкетирование как метод скрининга является удобным, дешевым, доступным для применения в любом помещении и легким в обработке методом. Он может быть включен в амбулаторно-поликлиническую практику и в систему ежегодного профилактического осмотра студентов — медиков. Мы считаем, что необходимо проводить работу со студенческой молодежью по информированию о факторах риска и методах профилактики депрессий, формированию здорового образа жизни.

medconfer.com

Это интересно:

  • Рексетин от невроза Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Хорошка_Я 29 Июн 2016 Biggie 29 Июн 2016 Я вас прошу ответьте как мне быть?пью 5 месяцев рексетин.2 месяца всё было отлично.потом наступила аппатия.2 месяца терпели.добавили ломодрижин.щас на 200мг.пью его 2месяца.аппатия ушла.но […]
  • Алкоголь и паническое расстройство Механизм и причины появления панической атаки после алкоголя На правах рекламы: Панические атаки серьезно отравляют жизнь обычного человека. Приступ необъяснимого страха может накатить практически в любом месте, из-за чего некоторые начинают ограничивать себя от активной социальной жизни. Иногда атаки случаются […]
  • Курсы стресс тестирования Проект Положения Банка России “О требованиях к методикам стресс-тестирования рисков и оценки точности модели центрального контрагента, а также порядку и срокам предоставления информации о результатах стресс-тестирования и оценки точности модели центрального контрагента” (по состоянию на 08.06.2016) Настоящее […]
  • Наташа анорексия пусть говорят Пусть говорят - Мечты под Новый Год! (итоги года и как сложилась судьба героев после передачи) Дата первого выхода в эфир: Две части от 29 и 30 декабря 2014 года Пусть говорят - Мечты под Новый Год! (итоги года и как сложилась судьба героев после передачи) Ведущий программы: Андрей Малахов.Телеканал: Первый […]
  • Америка в период великой депрессии "Черные дни". 80 лет Великой депрессии Ровно 80 лет назад 29 октября на Нью-Йоркской бирже произошло беспрецедентное падение котировок акций. Этот день вошел в историю как "черный вторник". Обвал начался еще в "черный четверг" 24 октября, затем продолжился в "черный понедельник" 28 октября, а во вторник уже […]
  • Пресняков депрессия Владимир Пресняков (младший) - биография, информация, личная жизнь Владимир Пресняков (младший) Владимир Владимирович Пресняков. Родился 29 марта 1968 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Советский и российский эстрадный певец, музыкант-клавишник, композитор, аранжировщик, актёр. Владимир Пресняков родился 29 […]
  • Виши стресс резист отзывы Виши стресс резист отзывы Уход за жирной кожей головы Ваша корзина пуста Правильное очищение кожи лица Почему антиоксиданты необходимы для красоты кожи? Что брать с собой в отпуск - солнцезащитные средства - Vichy Все, что нужно знать для создания безупречного цвета лица Природная сила Минерализирующей […]
  • Боязнь раков Страх заболеть раком – как его предолеть? Эпидемия канцерофобии распространяется по России С начала XXI века уровень заболеваемости раком у женщин увеличился на 35%, а у мужчин – на 47%. Онкозаболевания «косой» прошлись по звездам российского кинематографа, унеся жизни Олега Янковского, Александра Абдулова, Анны […]