Дети с особенностями аутизма

Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

Строка навигации

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Физическое здоровье /
  4. Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм — это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройствах. Так, что такое аутизм, каковы причины аутизма, и чем отличается поведение аутиста от поведения обычного ребенка или взрослого?

  • • ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены. Как диагностировать аутизм и отличить его от других умственных расстройств, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

Так, что такое аутизм, какие именно отделы и функции мозга расстроены, что происходит и откуда берутся дети с аутизмом?

• Механизм мозговых нарушений при аутизме

Однозначного ответа на вопрос, что именно нарушается в работе мозга, к сожалению, и по сей день не существует. В отличие от большинства расстройств работы мозга, к примеру, болезни Паркинсона, у аутизма не имеется единого чёткого механизма, причем, как на клеточном, так и на молекулярном или системном уровнях. В действительности неизвестно, что именно объединяет название аутизм — это несколько расстройств сразу, при которых на некотором количестве общих молекулярных цепочек сходится влияние мутаций, либо это большая группа расстройств, механизмы сильно различаются (как нарушения интеллекта).

Аутизм, фото:

Единственное, что не вызывает особых сомнений, это то, что аутизм — это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество или все абсолютно функциональные системы мозга, и в большей степени нарушают именно временной процесс развития человеческого мозга, нежели являются конечным результатом данного процесса. Именно поэтому вылечить аутизм у взрослых или детей, по сути, невозможно, можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутиста и способность к относительно самостоятельной его жизнедеятельности.

  • • ПРИЧИНЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ
  • Родители, деткам которых поставили этот диагноз, озадачены вопросом: почему? В чем причины аутизма у детей, что повлияло на его развитие, кто виноват в этом?

    В действительности и здесь ученые не достигли особых результатов, точно установить причины аутизма у детей не удается до сих пор. Ученым еще только предстоит разгадать тайну аутизма. Собственно изучение этого вопроса до недавнего времени вообще не проводилось, поэтому большого опыта исследования природы аутизма нет, вообще заговорили о данном нарушении только в ХХ веке. Тем не менее, кое-какие возможные причины аутизма и его развития уже найдены, в частности: генные нарушения, гормональные, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах развития организма и самого мозга.

    • Генные нарушения.

    У достаточно большого процента аутистов (не у всех) можно наблюдать мутацию определенного гена. Как выяснили ученые, в данном случае значимую роль играет ген под названием «неурексин-1». Кроме того, «подозрения» вызывает и еще один ген, который находится в 11 хромосоме, но его пока еще не удалось выделить.

    Оказать влияние на развитие нарушения, может, и конфликт генов матери и отца. Дело в том, что после зачатия блокируются гены в яйцеклетке, которые могут негативно отразиться на состоянии здоровья матери. А в мужском сперматозоиде «отключаются» гены, которые потенциально опасны для эмбриона будущего человечка. И данный конфликт может также подтолкнуть развитие нежелательных процессов: генные изменения, в случае смещения в «мужскую» сторону, могут вполне стать причиной развития у ребенка аутизма.

    Ученым удалось достоверно установить связь между развитием аутизма и синдромом Х-хромосомы.

    Несмотря на обширность исследований, эта область знаний в целом так и продолжает оставаться невспаханной целиной. Собственно даже роль наследственности в данном расстройстве обсуждается, обосновываясь весьма противоречивыми гипотезами. По мнению одних исследователей, вероятность развития аутизма существенно увеличивается, если в семье имеется, хоть один аутист. В противовес им, другие исследователи опровергают это утверждение, поскольку подобные случаи (в одной семье больше одного аутиста) встречаются крайне редко, а значит и наследственной связи процесс развития аутизма не имеет.

    • Гормональные нарушения.

    Ученые установили, что значимую роль в развитии данного расстройства играет мужской гормон, называемый тестостероном (возможно, именно это и объясняет тот факт, что мальчики чаще страдают аутизмом).

    Повышенный уровень тестостерона – это один из факторов риска, который в сочетании с прочими факторами, может привести к дисфункции мозга, а именно, к угнетению левого полушария. Кстати, именно это и может объяснить, по какой причине среди аутистов встречаются невероятно одаренные или даже гениальные личности в какой-то области: полушария аутиста начинают функционировать в компенсаторном режиме, проще говоря, одно из полушарий старается компенсировать недостаточность работы другого полушария.

    • Неблагоприятная беременность, роды.

    Если в период вынашивания ребеночка мать переболела тяжелыми инфекционными заболеваниями (на подобии краснухи), а также перенесла сильные нервные потрясения (расстройства, переживания, стрессы), то все это могло наложить свою негативную печать на дальнейшую судьбу малыша. Существует предположение, что когда женщина носит потенциального аутиста, то беременность проходит с осложнениями, находясь под угрозой срыва. Однако, в таком случае почти каждую беременную женщину можно было бы причислить с данной категории. Лучше этот фактор во внимание не брать вовсе, поскольку угроза прерывания беременности возникает по огромнейшему количеству различных причин, и их комплекса в том числе.

    По мнению медиков, к формированию аутизма причастными могут быть также и осложнения, которые встречаются в родовом периоде. Среди наиболее вероятных причин аутизма у детей — родовые травмы и стремительные преждевременные роды.

    • Действие ядовитых веществ.

    Положить начало развитию болезни, могут отравление организма человека тяжелыми металлами или значительные дозы радиоактивного облучения, полагают ученые. Собственно, к данной группе причин также относятся тяжело перенесенные человеком вирусные заболевания и различные вакцины.

    Вместе с тем, официальная медицина категорически отрицает факт, что дать толчок аутизму может прививка. Однако в мире наблюдается определенная связь между частотой развития аутизма и увеличением числа прививок у детей. Тем не менее, какой-то четкой статистики на этот счет нет.

    • Химическо-биологические процессы.

    По мнению ученых, аутизм может развиться у человека на фоне дефицита одного специфического белка, а именно Cdk5. Данный специфический белок отвечает за выработку в организме синапсов — структур, которые влияют на умственные способности. Кроме того предполагается, что влиять на развитие аутизма способна усиленная концентрация в крови серотонина.

    _____________

    Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу), могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу.

    Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя, ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода — дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом.

    Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. А также, наверняка, решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

  • • АУТИЗМ: СИМПТОМЫ
  • Ученые выделяют следующие признаки и симптомы аутизма, позволяющие определить аутизм у взрослых или аутизм у детей, «сознательного» возраста:

    • 1. Нарушение социального взаимодействия;
    • 2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;
    • 3. Особенности поведения.
    • Предлагаем подробнее рассмотреть симптомы аутизма, и то, как они проявляются, выделив в отдельную главу аутизм у детей. А о том, как диагностировать аутизм, отличить его от других умственных расстройств, типа шизофрении, умственной отсталости и прочих, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

      • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

      Страдающий аутизмом человек, не может построить с другими людьми здоровые взаимоотношения. Нарушение может оказаться настолько серьезным, что способно повлиять на отношения ребенка и матери в самом начале жизни малыша. Важно знать, что дети с аутизмом проявляют свою привязанность к маме и людям, заботящимся о нем. Однако, способ, которым выражают свою привязанность и любовь дети с аутизмом, сильно отличаются от тех способов, которые используют нормальные детки.

      Ребенок, мало общающийся со своими родителями и другими детками, не всегда могут иметь диагноз аутизм. Однако дальнейшее развитие ребенка отмечается все более странным его взаимодействием с обществом. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом, обычно трудно устанавливают, какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причем совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

      Кроме того, поведение аутиста ребенка отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. Детки с данным расстройством не желают в принципе играть в какие-то игры. Также детки могут вообще не замечать присутствия других людей, в тяжелых случаях.

      Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, проще говоря, способность к общению с людьми. Взрослые люди могут попросту не понимать, о чем и что им говорят, детки — не понимать смысла детских игр, к примеру, таких как прятки.

      В диалоге аутисты зачастую не участвуют. То, как выражается и что говорит другой человек, обычно воспринимается ими как что-то непонятное. Обычно речь аутистов монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски. Фразы их, как правило, оборваны, к примеру, аутист говорит: «хочу воды», вместо «я хочу воды». Отличительной особенностью аутистов является повторение предложений и фраз, сказанных другими людьми. К примеру, вы говорите «посмотри на самолет!», а взрослый или ребенок вторит: «самолет», не осознавая того, что произносит и вообще, что делает это. Такое повторение фраз и слов называют эхолалией. В противовес того, что повторение принято считать признаком ума (повторение песен, стихов и др.), тренировки памяти, аутисты зачастую вообще не понимают содержания, произносимого ими.

      • Поведение аутиста

      Поведение аутиста, будь-то ребенок или взрослый, может отличаться острой чувствительностью, к примеру, тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильнейшая непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Шумные компании или вечеринка для некоторых аутистов способны иметь опасные последствия. Как нечто болезненное могут восприниматься даже ярлыки на одежде. Непереносимыми вещами также могут являться: хождение босиком, праздничный торт, игра с моделированием предметов (к примеру, изготовление аппликации).

      При этом, возможно и обратное реагирование, у человека могут быть неразвитыми реакции на те же виды стимуляции. Вместо того, чтобы сказать что-то, аутист может закричать или поднести к глазам. Поведение аутиста нельзя предсказать. Часто такие люди трогают разные предметы и вещи, чтобы просто ощутить их форму.

      Взрослые и дети с аутизмом могут иметь нечто вроде ритуала. Самое обычное, казалось бы, занятие, такое, к примеру, как принятие ванны для аутиста может быть очень сложным. Аутисту требуется точная температура воды, четко определенный объем воды, всегда одно полотенце и именно то мыло, которое он пользовал ранее.

      Кроме того может наблюдаться нецеленаправленное поведение аутиста или действия. К примеру, человек может постоянно хлопать в ладоши, дергать самого себя за волосы или мотать их на палец, передвигаться на цыпочках, и прочее. Взрослый или ребенок может постоянно играть в какую-то одну игру и только в нее, или постоянно носить с собой игрушку, всегда одну и ту же. К примеру, ребенок каждый день может выстраивать в ряд все свои игрушки, а взрослый проделывать это с одеждой, ежедневно повторяя это же действие. Если попробовать помешать ему, сделать это, можно ожидать с его стороны непредсказуемой реакции, включая агрессию и нападение на препятствующего.

      Больше всего внимание аутистов привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать. Если оставить его одного, он может часами сидеть в одиночестве, поворачивать или крутить какую-то вещь, включать-выключать свет. Некоторые аутисты «обзаводятся» особенной «любовью» к некоторым неодушевленным предметам, типа скрепок или кусочков бумаги.

    • • ДЕТИ С АУТИЗМОМ
    • У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что детки, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем детки, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным.

      Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет. К 7-летнему возрасту у деток становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников.

      Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных деток, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих деток все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам.

      Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей.

      Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции.

      Больные детки могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, детки не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир аутиста зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Аутичных деток очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

      Умственная отсталость — к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% аутистов уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30.

      Тем не менее, среди аутичных детей, встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т.п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же, гениальные детки, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

      Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие-либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными.

      На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Деток с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка, сделать полноценного члена общества. Подробнее о методиках адаптации и способах лечить аутизм у взрослых и детей, читайте в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

      Еще немного о том, что такое аутизм:

      ladyvenus.ru

      Что вы знаете об аутизме? О его причинах? О методах реабилитации? О жизни людей с этим диагнозом? 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в этом году он отмечается в десятый раз. «О!» поговорил с тремя мамами детей с РАС (расстройствами аутистического спектра), которые живут в Англии, Израиле и России. У каждой из них своя история.

      У меня трое детей, три девочки. Моя старшая дочка, Лиза, родилась в Лондоне. Сейчас ей 8 лет, у нее аутизм. Мы узнали об этом, когда Лизе было 2 года. Я беспокоилась, что она никак не начнет говорить, только болтает на своем «птичьем языке». У нас с Лизиным папой раньше не было опыта общения с маленькими детьми, так что нам казалось, что все в порядке, просто она заговорит попозже, так как растет в билингвальной среде. По дочке всегда было видно, что она девочка сообразительная, умная, она в 2 года собирала суперсложные пазлы, знала книжки наизусть и не давала перевернуть страницу, если не дочитали. Когда у Лизы родилась сестренка, мы заметили, что она не проявляет к ней никакого интереса, даже не смотрит на нее. Вот тогда в нашей семье впервые прозвучало слово «аутизм».

      Я тут же кинулась читать всё, что можно было найти по этой теме в Интернете, и у меня буквально начал сходиться пазл. Стало понятно, что это не задержка в развитии из-за двух языков, а аутизм. Мы обратились к врачам. Первым делом Лизу отправили к специалисту по коммуникации, он начал учить ее общаться с помощью карточек. Мы прозанимались у него примерно полгода, после чего доктор сказала: «Да, я вижу у вашей девочки признаки аутизма», и направила нас к педиатру. К этому врачу мы ходили еще где-то полгода. В основном, такой долгий срок обусловлен постоянными административными проволочками: то карточку потеряют, то очередь собьется. Педиатр провела с нами много разных тестов: на интеллект, на коммуникативные способности, на когнитивные способности. Параллельно мы прошли проверку на слух — это очень важно, потому что иногда ребенок не общается, потому что просто не слышит. Ну, а после всех тестов нам официально поставил диагноз «расстройство аутистического спектра». Я почему-то думала, что мы будем наблюдаться у этого педиатра еще очень долго, он будет следить за тем, как будет развиваться мой ребенок, но в этот же день она сказала: «Всё, я вас выписываю. Моя работа закончена. Это пожизненное состояние ребенка, мы не можем это вылечить, поэтому всего доброго».

      В Британии не считается, что аутизм можно лечить медикаментозно, так что всё отдается на откуп образовательной системы. С Лизой с самого начала занимались и продолжают заниматься логопеды, специалисты по речи и мелкой моторике. Они даже приходили к ней в садик и обучали персонал особенностям общения с Лизой. Мы двигались мелкими шажочками, ставили промежуточные цели: первая задача была — принести маме карточку, чтобы что-то попросить. Потом надо было из карточек составить целое предложение «Я хочу получить что-то». Потом попробовать сделать это без карточек, используя жесты. Всё, что я описываю, реализуется за счёт Национальной системы здравоохранения Британии, то есть совершенно бесплатно.

      Британцы — очень толерантные и отзывчивые люди, всегда пытаются чем-то помочь. Например, когда Лиза была совсем маленькой, она совершенно не могла ждать своей очереди на детской площадке, у неё была истерика, если она не могла покачаться на качелях, она просто рыдала и била ногами. Родители, видя это, просили уступить ей место, и дети с этим соглашались. За всю жизнь у нас было всего несколько странных эпизодов: однажды мы были в магазине, стояли в очереди на кассу, и Лиза начала потихоньку дергать стоящего перед ней дяденьку. Я несколько раз извинилась, попыталась ее отодвинуть. Он на меня покосился, и я сказала: «Извините, у моей дочки особые потребности, я постараюсь, чтобы она больше не беспокоила вас», а он на это очень грубо ответил, что совершенно не характерно для британцев, что раз у нее какие-то такие особенные потребности, то сидите с ней дома. Я потом очень сильно переживала, настолько неожиданным оказался этот опыт, здесь люди обычно так себя не ведут.

      Я скажу честно, нам абсолютно не на что жаловаться, наоборот, обычно нас все поддерживают и понимают. Детям сложнее объяснить, почему Лиза ведет себя необычно, они задают прямые вопросы: «А почему Лиза не говорит? А почему она так странно издает звуки?» Но им достаточно просто сказать, что Лиза особенная девочка, и они это принимают. Здесь в школах учат тому, что люди могут быть разными, принимать непохожих на нас самих, и никакой жестокости я не заметила. У моей средней дочки в классе есть мальчик с аутизмом, и она никогда не говорит про него, что он какой-то странный, она просто принимает его особенности и старается с ним дружить.

      Маме ребенка с РАС, независимо от того, в какой стране она находится, я бы посоветовала верить в своего ребенка. Когда ты узнаешь о диагнозе, твой мир переворачивается, непонятно, как жить дальше, что делать и как смириться с тем, что ребенок не такой, каким он должен был быть. Я бы посоветовала вам стараться вести журнал и записывать туда малейшие успехи ребенка, потому что, когда вам потом будет казаться, что вы застряли на одном месте и никуда не двигаетесь, развитие его остановилось, надо перечитывать этот журнальчик и понимать, что прогресс идёт. Еще я бы посоветовала никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его только с тем, каким он был вчера. А самое главное — любить его и постоянно говорить, что он самый хороший и самый любимый. Вы не представляете, как моя дочка расцветает, когда ей говорят: «Лиза, ты моя умница, ты хорошая девочка!» Она просто счастлива, а для меня видеть, что ребёнок счастлив — это самое главное.

      Моему сыну Саше 11 лет, у него высокофункциональный аутизм. Саша родился в Москве, там он пошел в школу, там же получил диагноз. Мы переехали в Израиль, когда ему исполнилось 9 лет. Саша — мой первый ребенок, первый младенец в моей жизни, которого я видела так близко. Если бы у меня сначала родилась моя младшая дочь, то я гораздо активнее забила тревогу в случае с Сашей. Но даже безо всякого опыта я все равно всегда чувствовала, что он отличается от других детей. Понятно, что я винила во всем себя: не доделала, неправильно воспитала, недодала, недолюбила, сломала хорошего мальчика. Где-то с полутора лет я показывала его психологам, прийти на прием к психиатру как-то даже в голову не пришло, мне казалось, что для этого нет никаких оснований. Тогда я себе представляла аутизм совсем иначе. Например, у моей подруги был 3-летний сын, который, приходя к нам в гости, залезал в шкаф и три часа там сидел. Честно признаюсь, я тайно подозревала, что у него могут быть особенности развития. А Сашу, который жаждал общения, но при этом, например, внезапно мог начать драку, я совсем не подозревала в аутизме, мне казалось, что это что-то совершенно иное.

      Дрался Саша как-то непонятно, в ущерб себе. Я бы поняла, если бы он махал кулаками, когда его обидели, или проявлял агрессию, чтобы отобрать игрушку — это свойственно всем детям. Но он приходил на площадку и сразу же толкал самого взрослого и самого клевого мальчика. В его голове выстроилась странная цепочка: он толкает мальчика, мальчик толкает его — и контакт налажен. Понятно, что и мальчики, и их мамы, реагировали на это не очень дружелюбно. Я мечтала о том, чтобы хоть кто-нибудь из этих ребят толкнул Сашу в ответ, но мальчики обычно просто начинали реветь, и нам приходилось уходить. От этих ужасных воспоминаний я до сих пор готова заплакать. Когда готовишься к материнству, представляешь себе что угодно, но только не то, что твой ребенок будет бить других детей. А когда он перестал драться, то начал дразнить окружающих. Сейчас я понимаю, что это просто был такой способ привлечь внимание, но тогда мне было очень тяжело.

      В 7,5 лет Саша пошел в обычную московскую районную школу. Там про него решили, что он очень умный и если его сейчас хорошенько нагрузить, то он покажет крутые результаты. Сын всегда выглядел очень взрослым, сосредоточенным, почти подростком. Они не поняли, что чем больше на него давить, тем хуже ему будет. К середине первого класса он перестал спать, заработал глазной тик и впервые в жизни начал плакать. В итоге я пообещала ему, что в эту школу он больше не пойдет, первый класс мы закончили на домашнем обучении, а во второй — пошли в школу, для которой получили специальное медицинское заключение из Института детской психиатрии. Когда Саша закончил второй класс, мы переехали в Израиль. Сейчас с ним регулярно работают арт-терапевт и психолог, администрация школы, где он учится, связалась со специальной организацией, которая помогает таким, как Саша, ребятам учиться дружить — у них группа из 3 или 4 мальчиков и двух психологов — когнитивного психотерапевта и специалиста по аутизму. Они собираются раз в неделю, болтают, играют во что-то, и, судя по всему, там очень классная атмосфера. Это государственная программа, мы за эти занятия ничего не платим.

      Еще у Саши в школе есть помощник. Это не тютор в серьезном смысле этого слова, это человек, который помогает сыну учиться общаться, налаживать контакты с детьми. В школе он может, например, услышав разговор мальчишек про «Майнкрафт», мимоходом заметить: «А вы знаете, что Алекс — настоящий эксперт в этой игре? Он с удовольствием поможет вам разобраться!» Сам Саша в жизни бы не сказал такие слова! Но благодаря помощнику сын вступает в коммуникацию с одноклассниками.
      Вообще функционал у помощников очень разный, как и потребности у аутистов: например, у нас в классе есть мальчик, который не может писать. Школа выделила ему ноутбук, а помощник сидит с ним на уроке и записывает, что говорит учитель и что мальчик ему отвечает. Благодаря этим конспектам ребёнок потом может готовиться к урокам. А еще у одной нашей знакомой девочки есть проблемы с восприятием текста. Когда она проходит тесты на слух, то набирает высший балл, 98 из 100. Но стоит дать ей задание на бумаге, и она получает не более 50 баллов. Ее помощник просто читает ей задания. И к этому все относятся нормально.

      Если вы просто встретите Сашу на улице, ни за что на свете не сумеете определить, что у него аутизм, он абсолютно не выглядит парнем с проблемами. Но это не столько хорошо, сколько плохо: все думают, что с ним все в порядке и просто отказываются помогать и понимать его.

      У нас была очень показательная история с классным руководителем, после которой отношения у них с Сашей немного испортились. Однажды учительница вошла в класс, а Саша в это время был чем-то увлечен, не заметил ее появления и не встал, чтобы поприветствовать. Тогда она поставила его у доски перед всем классом и спросила: «Расскажи-ка нам, Алекс, зачем ученики должны вставать, когда в класс входит учитель?» Саша немного подумал и сказал: «Знаете, для этого нет ни одной логической причины!» Класс, естественно, начал громко смеяться, а педагог на сына обиделась, подумав, что он над ней издевается. А он ведь совершенно искренне не понял, что сделал не так.

      Вообще в Израиле очень хорошо работает система помощи детям с особенностями развития. Я заметила такую интересную вещь: чем «тяжелее» ребенок, тем в большем объеме государство оказывает ему необходимую помощь, лучше, быстрее и эффективнее. Родители таких детей бесконечно благодарны Израилю.
      Я часто замечала в разных женских, мамских и родительских группах пугающую и изумляющую меня тенденцию: стоит кому-то посоветовать родителям обратить внимание на особенности поведения их ребенка, сразу же начинается волна агрессии и возмущения: «Да все нормально с ребенком! Ну и что, что он не говорит в 5 лет и не смотрит в глаза, его папа тоже был застенчивым! И вообще, у всех разный темп развития!» А лично мне кажется, что от лишней проверки, от дополнительного внимания родителей к данной сфере хуже точно не будет. И чем раньше вы начнете понимать, что происходит с ребенком, узнаете, как ему помочь, тем лучше будет результат! И от этого выиграете и вы, и ребенок, и весь окружающий мир. Кстати, тот мальчик, который прятался в шкафу на 3 часа, оказался просто очень застенчивым парнем, мама проверила его у всех возможных специалистов, он совершенно здоров, а мама теперь абсолютно спокойна.

      Моему сыну Сене 4 года. Он родился не таким, как все. У меня была тяжелая беременность, экстренные роды в 37 недель. И потянулось: затяжная желтушка, цитомегаловирус, наблюдение инфекционистом, медотвод от прививок до года, наблюдение в отделении детской онкологии и гематологии, анемия III степени (тяжелая), шесть ангин в течение первого года.

      Физически Сенечка развивался хорошо, моторика рук радовала, гулил, эмоционально выражал свои чувства и привязанность к родным. С рождения с небольшой трудностью воспринимал зрительный контакт. Когда сыну было 1,2 года, он начал плакать при виде детей, потом — просто людей. У него пропал сон, появился страх чужих помещений. Сеня начал снова брать предметы в рот, много лежал и смотрел в никуда. Появилась зависимость от ТВ, пустой взгляд. Со временем сын перестал лепетать, потом полностью замолчал. Несколько раз не узнал меня в чужой обстановке, это вылилось в жуткие истерики. А потом вообще перестал смотреть в лица, начал часто путать меня с чужими, пропал аппетит, указательный жест, Сеня игнорировал обращенную речь и любые, не так важно, громкие или тихие звуки. Это было страшно и тяжело. Так начался наш особенный путь.

      Каждый день мы боремся, чтобы не потерять Сенечку. Не потерять в психическом и психологическом плане. Каждый день я боюсь, что мой малыш вновь не отзовется на свое имя, не посмотрит мне в глаза, не скажет: «Ма!», не поцелует меня, не засмеется, не заметит старших братика и сестренку. Что наступит очередной регресс, и мы вновь переживем тот апрельский ужас и страх, что Сенечка всё глубже погрузится в свой мир, в котором нас нет. Мы радуемся тому, что многим кажется естественным — для нас это достижения, полученные в результате каждодневного повторения и закрепления. Диагноз у малыша смешанный, под вопросом сенсорно-моторная алалия, РАС.

      Самое тяжелое было принять то, что твой ребенок отличается от других. Вначале ты живешь, как все — радуешься, занимаешься периодически, иногда устаешь и ничего не делаешь, просто проживая день. Покупаешь методики и игрушки, экспериментируешь, гордишься, сравниваешь с братом и сестрой, сравниваешь с чужими детками. Было тяжело объяснить и доказать близким, что что-то пугающее и страшное появилось у вас в жизни. Ты сталкиваешься с резким отрицанием ситуации и начинаешь чувствовать себя очень напуганным и одиноким. Тебе плохо. Ты просыпаешься ночами от дикого страха и осознания, что это происходит именно с тобой, а не с кем-то другим. Ты продолжаешь звать своего ребенка, пытаться заглянуть ему в глаза, получить не механический поцелуй, а настоящую ласку. А ничего нет. Ты плачешь, расстраиваешься, и в один момент начинаешь ловить себя на мысли, что все чаще смотришь на малыша оценивающе и как бы со стороны, не как мама. И это тоже пугает и вводит в депрессию. Я жила как в аду, практически перестала спать, постоянно искала хоть что-то, что могло за одну минуту вытащить моего сыночка из его волшебного, загадочного и примитивного мира. Наша семья приняла тот факт, что проблема не в характере или поведении, мы поняли, что сокрытие этого приведет к еще большим расспросам и тому, что мы так глубоко погрузимся в свой мир без «человеков», что выйти из него будет практически невозможно.

      И стало легче. Как будто избавился от липкой и тяжелой ноши. Когда ты гуляешь в парке и твой ребенок из раза в раз бежит к одной и той же стучалке, не обращая внимания на детей или голубей, а ты не испытываешь стыда или неловкости перед мамами обычных деток, а только гордость и веселье, что ребенок счастлив и что он помнит, когда твои знакомые и друзья один раз удивляются вашим проблемам, а потом перестают следить исподтишка за малышом, выискивая проблемные черты и тестируя его вопросами — это свобода. И даже безвозвратный уход некоторых из твоей жизни воспринимается лишь с легкой обидой, но без осуждения. И как только появляется эта способность — принять как данность существующее положение вещей, то многое начинает меняться в лучшую сторону. Важно не просто принять ситуацию, но и принять себя в ней, как свершившийся факт. И начать искать пути ее изменения и исправления. Нужно любить своего особенного малыша таким, каким он был до года и каким остается и сейчас — самым родным, трогательным и нуждающимся в вашей заботе и любви. Если бы он мог говорить, то, я уверена, произнес бы слова, которые я недавно прочитала:

      «Научите меня понимать прежде всего себя — и тогда я пойму других. И еще. Учите меня с верой в то, что мне все под силу. Любите меня не за то, что я делаю или не делаю, а безусловно — просто потому, что я есть!»

      Мы приняли нашего особенного сыночка, поняли и полюбили.

      www.kanal-o.ru

    Это интересно:

    • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
    • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
    • Как избавиться от затяжной депрессии самостоятельно Как выйти из глубокой и затяжной депрессии Затяжная глубокая депрессия – аффективное нарушение, возникающее под влиянием внешних и внутренних факторов, характеризующееся плохим настроением, потерей интереса к работе, повседневной деятельности, которая до этого приносила удовлетворение, чрезмерной утомляемостью. […]
    • Лечение алкоголизма Лечение алкогольной зависимости Эффективное лечение от алкоголизма в Тюмени Лечение алкоголизма — это квалифицированная помощь специалистов, оказываемая пациенту для нормализации его физического и психологического состояния. Алкогольная зависимость — проблема мирового масштаба, не имеющая национальности и возрастного ценза. Алкоголизм разрушает […]
    • Программа выхода из депрессии Выход из депрессии: способы восстановления душевного покоя Депрессия – настоящая «душевная чума» современного человека. Иногда становится даже интересно – это действительно современное явление, или оно просто не было задокументировано в более давние времена, оттого и кажется, что раньше люди не страдали от […]
    • Заикания ростов на дону Все заболевания на «З» — Справочник заболеваний Заикание - что это такое? Заикание – дефект речи, характеризующийся тем, что человек запинается при разговоре, несколько раз произносит один и тот же слог, и все это создает значительные трудности в общении. Детское заикание, как правило, обнаруживается в период […]
    • Невротического расстройства лечение Разновидности невротических расстройств и их лечение Невротические расстройства составляют большую группу нарушений нервной системы, возникающих в ответ на психологические травмы. Существенно изменяя поведение людей, такие отклонения не приводят к психиатрическим заболеваниям, но значительно снижают качество жизни, […]
    • Анализ крови при беременности на синдром дауна Методы выявления синдрома Дауна при беременности С точки зрения медицины, синдром Дауна при беременности — это наличие у плода одной лишней хромосомы. А с точки зрения жизни — это серьезное бремя и ответственность, которые ложатся на плечи родителей, так как уход и воспитание особенного ребенка требуют немалых […]