Детский аутизм статьи

Детей с ранним детским аутизмом врачи называют особенными. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился.

В связи с неоднозначными подходами к оценке расстройств аутистического спектра в разных странах распространенность аутизма у детей колеблется от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. По статистике аутизм чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и соответствует 4:1. Несмотря на то, что это заболевание считается относительно «молодым», примеры описания симптомов аутизма можно встретить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм». Термин «autismus» появился благодаря швейцарскому психиатру Блейлеру в 1911 году, он использовал его при описании симптомов шизофрении. В основу этого термина он положил греческий корень autos, «сам», тем самым подчеркнув уход пациента в свой внутренний мир, изоляцию от окружающих и погружение в мир собственных фантазий.

Так что же это за заболевание и как можно помочь таким детям? С этим вопросом мы обратились к специалистам в области детской психиатрии.

Елена Викторовна Малинина — доктор медицинских наук, заведующая кафедрой детской, подростковой психиатрии и медицинской психологии УГМАДО:

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр австрийского происхождения Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера. Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны многообразные проявления, впервые отмечаемые в младенческом или детском возрасте. Заболевание характеризуется выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки проявляются в возрасте до трех лет.

Существует несколько теорий происхождения этого расстройства. Наиболее утвердившаяся теория — генетическая. Семейные и близнецовые исследования отчетливо демонстрируют роль наследственного фактора в происхождении аутизма. Так, частота встречаемости аутистических проявлений у родителейаутистов во много раз превышает встречаемость аутистических симптомов в популяции. Существует мнение, что аутизм вызывается повреждениями головного мозга, как врожденного, так и приобретенного характера, что способствует нарушению процессов созревания отдельных структур и функций мозга. Некоторые ученые считают, что аутизм встречается при различных метаболических и хромосомных заболеваниях, например, при фенилкетонурии, синдроме Дауна, туберозном склерозе и т. д. Зарубежные исследователи считают, что аутизм может встречаться у детей, воспитывающихся в условиях лишения родительской заботы и любви. То есть то, что мы обычно наблюдаем у детей-сирот. Спорными и еще не научно обоснованными являются мнения отдельных ученых о связи аутизма с иммунологическими, нейрохимическими процессами, вакцинацией детей. Такое многообразие теорий происхождения аутизма только подчеркивает неоднозначность данного расстройства.

В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Основное, что мы видим в клинике этого заболевания, — это нарушение коммуникативных функций, связи ребенка с окружающим миром, отмечаемые впервые в младенческом возрасте. В чем это выражается?

Такой ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм. Игры таких детей тоже особенные, они не являются ролевыми, не несут творческого начала. Предпочитают играть неигровыми предметами: фантиками, веревочками, бумагой, но не игрушками. Стереотипная деятельность проявляется во всем. Если дети играют в кубики, то выкладывают их только с одним цветом и только в ряд. Они гуляют по одним и тем же маршрутам, избирательно едят одну и ту же пищу и т. д. Для них характерны двигательные стереотипии — бесцельное размахивание руками, перебирание пальцами, прыжки, подпрыгивания. Наблюдается склонность к рутинному порядку. Характерный симптом аутизма, когда дети не выделяют живое и неживое. Для них все равно, кукла перед ними или человек. Отсутствие подражания также специфично для данных детей.

При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определяются формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, — синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие учебные заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.

Пик выраженности симптомов аутизма — дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на прогноз, ребенка следует как можно быстрее показать специалисту.

Признаки, которые должны насторожить:

По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.

Некоторых родителей пугает посещение психиатра, однако роль этого специалиста очень важна в решении этой проблемы. Не менее важна роль и психотерапевта, психолога, логопеда-дефектолога, педагогов и социальных работников. Без их помощи детей с подобным расстройством нельзя социализировать. Чтобы помочь таким детям, во многих городах нашей страны стали открывать специализированные центры.

В Челябинске тоже открыт такой центр, он называется «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Центр работает уже на протяжении семи лет. За эти годы в нем обучились и получили квалифицированное лечение сотни детей. О его работе рассказывает Ирина Валентиновна Забозлаева — ассистент кафедры детской подростковой психиатрии и медицинской психологии УГМАДО, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории:

— Инициатором открытия специализированного центра для детей с аутизмом и его директором является Лариса Евгеньевна Селиверстова, педагог высшей категории. За время работы центра существенно изменилось отношение к коррекции данной патологии. На данный момент применяются два основных вида специализированной помощи для детей дошкольного и школьного возраста. Кроме того, в последние годы появилось много детей раннего возраста (1/3 пациентов — дети до трех лет).

Коррекционные программы проводятся в зависимости от возраста ребенка. Детям младшего возраста проводится психологическая и психотерапевтическая коррекция, направленная на то, чтобы помочь им интегрироваться в среду своих сверстников. Дошкольников готовят к школе по индивидуальной программе. С детьми работает логопед, психолог, дефектолог. Специалисты развивают сенсорное восприятие, тонкую моторику, учебные навыки счета и чтения. В лечении помимо индивидуальной коррекции применяются также групповые занятия с психотерапевтом. Это необходимо для того, чтобы обучить этих детей заниматься в группе хотя бы из трех человек. Школьники обучаются по обычной образовательной программе. Расписание занятий построено как в обыкновенной школе: русский язык, математика, чтение, обществознание и т. д. Уроки в центре по времени намного короче (не более 25 — 30 минут). На переменах дети имеют возможность уединиться в специальные домики, сухие бассейны, наполненные разноцветными шариками, так как им это просто необходимо.

В центре используют особенные программы, одна из них — обучение технике глобального чтения, т. е. зрительное запоминание написанного слова целиком и соотношение его с конкретным предметом. В последнее время вводится система использования обучения как у слабослышащих детей. Было замечено, что почти все дети с чертами аутизма проходят обследование у сурдолога. Это вполне объяснимо, так как многие родители, столкнувшись с особенностью поведения своего ребенка, думали, что он плохо слышит. Этим и объясняли его нежелание контактировать с окружающим миром. А методики, которые применялись при лечении слабослышащих детей, вполне подходят для коррекции аутизма. Специалисты центра работают не только с самими детьми, но и с родителями. Важно, чтобы они поняли, что быстрого эффекта от лечения ждать не следует. Положительная динамика появляется постепенно: ребенок начинает реагировать на обращение к нему, способен выполнить просьбу родителей, а это значительно облегчает взаимодействие родителей и детей в быту.

Терпение и любовь в работе с такими детьми — вот ключ к успеху!

www.med74.ru

«Другие, но не хуже»: жить с аутизмом в США

Жить с аутизмом в США

No media source currently available

Жить с аутизмом в США

Бетси Филдс – мать двоих детей с аутизмом. Каждый ее день расписан поминутно, а короткие прогулки – возможность собраться с силами, чтобы продолжить воспитание сыновей, которых общество назвало «особенными», «другими». «Другие, но не хуже» (Different Not Less) – такая татуировка нанесена на теле женщины. Именно это она пытается донести до общества, говоря о своих детях.

«Автор этого выражения — Тэмпл Грандин, известная женщина-аутист. А это части головоломки – символ аутизма. А здесь имена моих мальчиков. Все головоломки разные, как и все дети с аутизмом», – рассказывает Бетси.

Хантеру – 12 лет, а Колби – 10. В обоих случаях, мать узнала о расстройстве детей, когда им было чуть больше двух лет. С первым ребенком Бетси сомневалась в правильности диагноза. Да и сами врачи успокаивали ее, объясняя причину задержки речевого развития Хантера стремлением матери научить его разговаривать сразу на двух языках – английском и испанском.

По словам Бетси, у мальчика не было ярко выраженных признаков аутизма. «Он не выкладывал игрушки в ряд, он смотрел людям в глаза и был веселым ребенком. Однако со временем я начала замечать, что мой сын отличался от ровесников. Со вторым ребенком я уже знала, чего ожидать. – вспоминает женщина. – Это сложно. Я сказала себе – Боже, что теперь делать?! Это мои дети и пути назад нет. Я сделаю все возможное, чтобы у них было счастливое детство, и чтобы однажды они смогли жить самостоятельно».

Чем отличаются дети с аутизмом и как помочь им интегрироваться в повседневную жизнь общества?! Ответ на эти вопросы сегодня ищут миллионы американских родителей. В США примерно один из шестидесяти восьми детей страдает аутизмом. Причем это расстройство наиболее часто встречается у мальчиков. У одного из сорока двух юношей – аутизм.

Что такое аутизм?

Впервые термин «ранний детский аутизм» использовал американский психиатр Лео Каннер в 1943 году. Он же описал это расстройство. Однако многие научные статьи подчеркивают, что еще в 1925 году советский психиатр Груня Сухарева подробно описала клиническую картину заболевания, которое позже было названо аутизмом.

Среди типичных проявлений аутистического спектра – стремление к однообразию во всем, эмоциональная чувствительность, гиперинтерес к чему-то одному, отсутствие зрительного контакта с собеседниками. Все эти особенности учитываются при работе с детьми с аутизмом, говорит специалист по адаптации в жизнь людей с ограниченными физическими и психическими возможностями Крисс Лаковаро. Она работает со школьниками с особыми потребностями. По ее словам, чаще всего родители детей с аутизмом просят помочь развить социальные навыки ребенка.

Как помочь аутистам?

«В нашем центре все волонтеры и специалисты обучены тому, чтобы смотреть на мир глазами человека с аутизмом. Если ребенок начинает биться в истерике – это вовсе не означает, что он невоспитанный. На самом деле, у него из-за присутствия большого количества людей, шума, света случается эмоциональный срыв. Ему нужно дать время, и он успокоится. Мы с вами, например, сейчас слышим только друг друга. У человека с аутизмом повышенная чувствительность. Он слышит звук света, работу камеры, дыхание оператора… Все на одном громком уровне. Ему сложно сконцентрироваться. Это большой стресс», – рассказывает Лаковаро.

У обоих сыновей Бетси – повышенный интерес к одному занятию. Специалисты описывают подобное состояние людей с аутизмом словами «аффинитет, влечение»». Они рекомендуют родителям и учителям обратить внимание на эти повышенные способности детей с аутизмом и помочь им развивать талант в тех сферах, где они могут применяться.

Бетси рассказывает, что предпочитает не загружать детей дополнительными занятиями – знания и основную помощь по развитию они получают в школе: «Мы не должны перестать жить только потому, что у них аутизм. Я стараюсь делать с ними все то, что делают после школы остальные дети – плавание, бейсбол… Они посещают занятия для детей с особенными потребностями, но главное то, что у них появляется еще одна возможность общаться со сверстниками. Это намного важнее, чем еще несколько часов речевой терапии со специалистом».

Сегодня в США дети с аутизмом учатся в обычных школах. В зависимости от способностей и желания ребенка, одни дисциплины он изучает по специальным программам для обучения детей с аутизмом, а другие – по стандартной программе, в одном классе с детьми без каких-либо физических или психических отклонений. По такой схеме учатся оба сына Бетси. Женщина говорит, что довольна качеством образования.

Джон Донван, лауреат Пулитцеровской премии, автор книги «В другом ключе: История аутизма» считает, что возможность для детей с аутизмом учиться в обычных школах – большая победа.

«Об аутизме известно уже примерно 75-80 лет, и большую часть этого времени родители детей с аутизмом жили в социальной изоляции, в тени. Им буквально говорили – поместите свою дочь или сына в специальные учреждения и никому не рассказывайте о них. Было столько стыда и стигмы за подобного ребенка. Однако постепенно родители начали говорить об этой проблеме громко и бороться за права своих детей», – говорит Донван.

Что делать после окончания школы?

Работая над книгой об истории и борьбе за права детей с аутизмом, Джон Донван общался со многими родителями, которые воспитывают «других» детей. Он рассказывает, что для одного ребенка с аутизмом помощь – это понимающий и внимательный учитель, а для другого – постоянное сопровождение на занятиях куратора, который при необходимости сможет помочь школьнику справиться с эмоциональным срывом, принять школьный режим, понять преподаваемую дисциплину и адаптироваться к правилам. Это дорогостоящие услуги, но муниципальные власти обязаны предоставлять их детям и подросткам с аутизмом до 21 года.

Что делать дальше – для многих остается вопросом. По словам Донвана, после 21 года аутисты они будто «падают с обрыва». «Нет никакого прогресса в попытке поддержать взрослых людей с аутизмом. Нет программ для того, чтобы помочь им трудоустроиться, сохранить работу, быть самостоятельными и при желании продолжить учебу», – добавляет писатель.

Некоторые штаты предоставляют людям с аутизмом всех возрастов доступ к недорогостоящим занятиям, которые помогают им развить коммуникационные навыки и тем самым интегрироваться в общество. Крисс Лаковаро говорит, что главная цель – помочь аутистам выйти из зоны комфорта и начать общаться с окружающими.

«Люди с аутизмом сконцентрированы на настоящем, на вот этом данном моменте. Когда они чем-то увлечены – их сложно остановить, переориентировать. Они не готовы к резким переменам. Но мы здесь постоянно делаем что-то новое – рисуем, играем в баскетбол … и так далее. Наши волонтеры заранее настраивают людей с аутизмом на следующее занятие. Они отсчитывают минуты, помогают им закончить одно дело и приступить к другому. Мы понимаем, что им сложно находиться в большой группе людей и работать вместе со всеми. Но это важнейший, жизненно необходимый навык, и мы хотим помочь им приобрести его», – рассказывает специалист по интеграции людей с аутизмом в общество Лаковаро.

Научиться жить в обществе – пока единственная возможность скорректировать проявления аутизма. Разработать «волшебную» таблетку от аутизма врачам еще не удалось. Причины возникновения расстройства до сих пор неясны.

Причины аутизма

Никто не знает, отчего возникает аутизм. Существует множество разных теорий. Отношение родителей к детям, чем мать питалась во время беременности, как питается ребенок, возраст отца, воздействие окружающей среды. Однако мы можем сказать, что у большинства людей с диагнозом «аутизм» предрасположенность наблюдалась с рождения. Некоторые с первых дней жизни демонстрировали поведение, свойственное людям с аутизмом, а у других признаки стали заметными на 2-3 году жизни.

Среди других опровергнутых теорий о возникновении аутизма – связь с вакциной против кори, краснухи и свинки. Или негативное влияние «мам-холодильников».

По словам Джона Донвана, теория о «мамах-холодильниках» – безумная. «Ее впервые выдвинули здесь, в США. Основная ее идея – дети вели себя подобным образом, потому что мамы недостаточно любили их и уделяли им мало внимания. И они в результате становились необщительными и замкнутыми. 35 лет назад это была теория номер один. Доказательства не были найдены. Мало того, матери, с которыми я общался и у которых дети больны аутизмом – наиболее заботливые и преданные родители, которых я когда-либо встречал», – считает Донван.

Понять и смириться

Бетси пришлось смириться с фактом, что у ее ребенка аутизм, дважды. Сначала с первенцем, а потом и со вторым сыном. Это она называет самыми сложными периодами своей жизни. Позже она научилась понимать своих особенных детей и вовремя обратиться за помощью. Ее главное правило – не сравнивать их с другими и не спешить, предоставляя им шанс жить по-своему.

«Я стараюсь рассказать всем – в мире есть люди с аутизмом. Не игнорируйте их, попытайтесь их понять», – говорит Бетси Филдс.

Ануш Аветисян

С 2012 — продюсер и корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Вашингтоне. Выпускница факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета. Основные направления деятельности — социальные вопросы, права женщин, политика и культура

www.golos-ameriki.ru

Детский аутизм : симптомы и лечение

Есть ребята, совсем не похожие на своих сверстников: они живут в своем замкнутом мире и не пускают туда даже близких людей. Виной всему расстройство — аутизм, которым страдают 10 детей из 10 тысяч. Понять, почему в семье родился такой ребенок, сложно. Есть много теорий — генетическая предрасположенность, разлады в формировании нейронных цепей головного мозга, прививки, родовые травмы, искусственное вскармливание и т.д. Но ни одна из этих теорий окончательно не доказана.

Однако, что бы ни вызывало это заболевание, важно знать, что это не приговор. О том, как преодолеть этот диагноз, мы говорили с психологом, директором учебно-реабилитационной школы-сада «Ребенок с будущим» Натальей Стручек.

Симптомы аутизма

На Западе адаптация и развитие детей-аутистов контролируется на государственном уровне. Там большинство из них ходят в обычные школы (в сопровождении взрослого). В Украине детсады и школы для таких деток закрыты, они вынуждены учиться дома, а значит, их развитие полностью ложится на плечи родителей. Поэтому очень важно определить заболевание как можно раньше — от этого будет зависеть результат лечения.

Родители могут заподозрить неладное по отсутствию концентрации внимания малыша на предметах и игрушках, по безразличию к маме (когда малыш не выделяет ее среди других членов семьи) или чрезмерной привязанности к ней, и т.д. Особенно такие изменения заметны, если в семье уже есть дети — тогда родители четко понимают: что-то не так. Немного позже изменения в поведении ребенка становятся более явными: ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза. У него развиваются стереотипные движения и «эхолалия» (бессмысленное многократное повторение слов, вопросов).

С каждым годом черты аутизма становятся ярче, и в 2-2,5 года чаще всего ставят диагноз «аутизм». Ребенок плохо говорит, ведет свои «беседы» с пустотой, боится всего нового. Он не играет с другими детьми, зато выделяет любимую игрушку, в компании с которой проводит большую часть времени.

10 способов привлечь внимание

Диагноз «аутизм» — огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим.

Запаситесь терпением

Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу

Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого — прекрасно получаются пасочки.

Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно — ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня — набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра — переворачиваем ее и т. д.

Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право-лево, верх-низ.

Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль — он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры

«Ладушки», «ку-ку», «зайчик» — такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!

Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

Лечение аутизма в США

Анастасия, мама Вовы (7 лет): «Я поняла, что с моим ребенком что-то не так, задолго до того, как нам поставили диагноз. Мы долго не могли найти толкового специалиста, который бы объяснил нам, что происходит. Те врачи, с которыми мы сталкивались, предлагали лечиться сугубо медикаментозно. Поэтому мы решили поехать в США, подтвердить диагноз и проконсультироваться там.

Взгляд американских врачей на проблему аутизма кардинально отличался от наших. Там нам объяснили, что это не лечится медикаментозно, таким детям из-за особенностей пищеварительной системы не хватает витаминов, которые питали бы головной мозг. Ребенку показана строгая диета, не содержащая казеин и глютен — на эти вещества головной мозг ребенка реагирует, как на опиаты — наркотические составляющие опиума (из-за сходства химической формулы). Получается, что молочные продукты, хлеб, макароны и т.д. — наркотики и аллергены для аутистов (понять это можно, просто сдав кровь на аллергены). С тех пор мы строго придерживаемся правил: принимаем витамины и микроэлементы, едим только правильные продукты.

Кроме того, мы посещаем барокамеру (насыщает кровь и клетки головного мозга кислородом), посещаем специальную школу и постоянно «шокируем» ребенка — путешествиями по разным странам, дельфинами, лошадьми и т.д. Только так можно вывести аутиста из его замкнутого мира.

На сегодняшний день у Вовы есть небольшие проблемы с формулировкой предложений, а в остальном — он обычный ребенок, который по многим показателям опережает своих сверстников».

Что бывает, когда полушария мозга лишаются связи между собой

Функциональный ядерно-магнитно-резонансный томограф (фЯМР) позволяет видеть возбуждение участков коры и подкорковых образований головного мозга, активирующихся при решении той или иной задачи. С помощью фЯМР, например, исследователи увидели различие картин возбуждения мозга участников игры с заведомо несправедливыми требованиями к одной из сторон.

Томограф было решено применить для получения «картинок» мозга детей, страдающих аутизмом. В развитых странах эта проблема становится все более острой для системы здравоохранения. Изучение белковых профилей показало, что при аутизме и связанных с ним расстройствах затрагиваются сотни генов. У детей с аутизмом имеются нехватки в 15-й и 16-й хромосомах, а также в длинном плече женской половой хромосомы Х («икс»).

В последней, как считается, расположено много «генов ума», мутации которых тесно связаны с умственными расстройствами. Именно в Х-хромосоме локализуется ген протеина FMRP, мутации которого приводят к фрагментации куска хромосомы, сопровождающейся тяжелой формой умственной отсталости. Отсутствие функции белка приводит к нарушениям синтеза белка в синапсах, то есть в местах соединения нервных клеток.

Сотрудники Центра аутизма при Калифорнийском университете в Сан-Диего решили использовать фЯМР для количественной оценки состояния, считающегося расстройством нервной синхронизации. Они сравнивают работу нормального мозга с игрой музыкантов большого оркестра, характеризующейся высокой степенью координации усилий. При нейропсихиатрических расстройствах работа различных отделов мозга нарушается, в результате чего синхронизация их активности пропадает. Возникает эдакая какофония, что переводится с греческого как «нарушение гармонии звучания».

В исследовании участвовали 29 аутичных детей, только что научившихся ходить, 13 с задержкой развития речи и 30 здоровых контролей. Проблему «обездвиживания» детей, что крайне важно при исследовании, проводимом с помощью фЯМР, ученые решили довольно просто — сеанс проводили тогда, когда дети спали.

Известно, что наш мозг разделен на два полушария, которые соединены друг с другом большой коммутационной «шиной», состоящей из миллионов нервных отростков, посредством которых осуществляются согласование и синхронизация работы нервных клеток. Именно поэтому левая рука у правшей не мешает правой (при некоторых навязчивых состояниях человек может что-то брать одной рукой и тут же «исправлять» другой), синхронизированы движения губ при произношении слов, движения глаз и т.д. При этом встречаются вполне нормальные люди, которые способны «разводить» глаза в разные стороны и писать одновременно обеими руками слева направо и наоборот.

У детей с аутизмом нарушены корреляции работы полушарий, что особенно проявляется в десинхронизации активности участков коры в нижней лобной и верхней височных извилинах, считающихся центрами речи. Во лбу левого полушария расположена зона Брока, поражение которой приводит к моторной афазии, то есть неспособности говорить при сохранении понимания обращенной речи и написанного текста, а в виске — зона Вернике. При повреждении нейронов этой области возникает сенсорная афазия, человек теряет способность понимать смысл сказанного.

По мнению ученых, слабая межполушарная синхронизация свидетельствует о нарушенной функциональной связи, причем степень нарушения синхронности работы коррелирует с вербальной-речевыми способностями ребенка. Более чем в 70% случаев выявленная с помощью фЯМР десинхронизация способствовала подтверждению поставленного детскими психологами диагноза, при этом точность инструментального анализа достигала 84%.

В заключение своей статьи сотрудники центра приходят к выводу о том, что «нарушенная синхронизация участков коры представляется характерной для нейрофизиологии аутизма, проявляясь на ранних стадиях его развития».

m.doorinworld.ru

Это интересно:

  • Времена великой депрессии в россии Трудные времена: Великая депрессия Собственные трудности всегда кажутся нам более тяжелыми, чем то, что происходит у соседей. Оно и понятно – своя рубашка ближе к телу. А потому нынешний кризис мы склонны считать чем-то из ряда вон выходящим. Но не стоит преувеличивать: раньше такое бывало. Бывало и похуже – скажем, […]
  • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
  • Аутизм взрослых что это за болезнь симптомы Что такое аутизм у ребенка: причины Еще несколько десятков лет назад аутизм считался редким недугом. Современные реалии жизни вносят свои неумолимые коррективы. По данным статистики, еще в 70-ых годах аутизм диагностировался у одного из 10 000 детей, сейчас такой патологией страдает один ребенок из 90. Как распознать […]
  • Ранний детский аутизм картинки Ранний детский аутизм На сегодняшний день диагноз ранний детский аутизм (РДА) — расстройство, о котором хотя бы один раз слышал любой родитель. И, поскольку частота встречаемости этого заболевания растет (5 −20 случаев на 10 000 человек), необходимо дальнейшее распространение информации о его симптомах, так как […]
  • Лечить заикание москва Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании Клиника неврозов (Москва) Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Модераторы: Inkognito, Skif в чем она заключается ? МРТ - 5500 Р. ( томограф премиум-класса GE Signa HDxt 3.0 Tесла ) это цены […]
  • Шизофрения умирают от Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Сколько живут психически больные с тяжелым. Gastello 02 Июл 2013 Вот что я нашел быстро пробежавшись по интернету: Смертность. При анализе данных о более чем 168 000 граждан Швеции, получавших психиатрическое лечение, продолжительность жизни […]
  • Занятия психолога для детей с синдромом дауна Занятия психолога для детей с синдромом дауна Просмотров научной работы: 7767 Комментариев к научной работе: 9 Поделиться с друзьями: Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs […]
  • Альцгеймера болезнь самый ранний Болезнь Альцгеймера в молодом возрасте Болезнь Альцгеймера, еще совсем недавно считавшаяся заболеванием людей старшего возраста, сегодня встречается и у лиц более молодого поколения. Как свидетельствует статистика, среди пациентов, не достигших 65-летия, количество заболевших составляет 67-81 случаев на каждые 100 […]