Дифференциация умственной отсталости

Дифференциация нарушения развития у детей дошкольного возраста

Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающиеся дети; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии, в том числе дети – инвалиды. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны:

— отягощённая наследственность;
— патология беременности и родов у матери;
— хронические заболевания у родителей;
— неблагоприятные экологические ситуации;
— профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка;
— курение матери во время беременности;
— алкоголизм родителей;
— неполная семья;
— неблагоприятный микроклимат в семье и школе [1].

Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций. В настоящее время принято несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

— с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
— с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
— с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
— с тяжёлыми нарушениями речи;
— с задержкой психического развития;
— умственно отсталые;
— с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
— с нарушениями поведения;
— со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения [5].

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8% детей с наследственной патологией, 8 – 10% имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стёртые нарушения развития.

По данным МОРФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [1].

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она позволяет не только выявить детей с нарушениями развития, но и определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим возможностям. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение [5].

Зачастую дифференцировать нарушение бывает достаточно сложно. Известно, что нарушения развития, имеющие разные причины, могут иметь сходные, а иногда и почти совпадающие психологические проявления. Особенно большие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, причины которых близки, а основные психологические проявления сходны. Например, дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой степени умственной отсталости: и в том и в другом случае причиной нарушения развития является органическая недостаточность мозга, а существенным проявлением дефекта — отставание в умственном развитии. Между тем разная степень выраженности этого отставания и качественные различия в структуре дефекта очевидны.

Отставание в умственном развитии, прежде всего, характеризуется особенностями развития таких психических процессов, как мышление, память, восприятие, внимание. То же относится и к нарушениям речевого развития.

Для наиболее качественного проведения дифференциальной диагностики потребовалась систематизация особенностей психологического развития умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (см. таблицу).

Таблица по отграничению сходных состояний

Умственная отсталость

Задержка психического развития

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

6.5. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний

Одной из важных задач психолого-педагогической диагностики является дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноцен­ность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его не­успеваемость, обнаруживающаяся в процессе обучения.

Отождествление неуспеваемости с умственной отсталос­тью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой.

В работах педагогов и психологов, посвященных изучению причин неуспеваемости, указывается, что в большинстве слу­чаев неуспеваемость не обусловлена нарушениями познава­тельной деятельности, а вызывается иными причинами.

Одна из наиболее распространенных причин неуспевае­мости — это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятель­ности. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, класс, где невысокий уровень учебно-воспитательного процесса, его неус­певаемость перерастает в педагогическую запущенность.

Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприят­ные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-пе­дагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы жизни ребенка. Если в раннем и дошкольном возрасте дети были лишены эмоционально положительного контакта с ро­дителями, другими взрослыми и: детьми, когда им длительное время приходилось находиться в дошкольных учреждениях интернатного типа, может возникнуть педагогическая запу­щенность, проявляющаяся в том, что эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словар­ный запас, не владеют элементарными логическими операци­ями. У этих детей запас знаний и способностей к приобрете-

нию новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в первом классе они оказываются в числе неуспевающих, именно эти социально и педагогически запущенные дети ошибочно на­правляются на медико-педагогические комиссии, комплектую­щие специальные школы. Следует помнить, что педагогически запущенные дети в такие школы не должны приниматься. Им должна быть оказана помощь в условиях общеобразователь­ной школы.

Неуспеваемость может быть связана также и с астеничес­ким состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, в результате чего ребенок быстро устает, ослабляется память, внимание, нарушается поведение. Но все это не носит стойкого характера и не имеет в основе органических нарушений.

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психофизического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими в первые годы обучения.

В настоящее время эта категория детей глубоко и всесто­ронне изучена как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, консти­туционального, соматогенного, психогенного), времени воз­действия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере, в познавательной деятельности. Задержки психического развития церебрального происхож­дения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных пора­жениях, родовых травмах встречаются чаще других и представ­ляют наибольшую сложность при отграничении их от умствен­ной отсталости.

В исследованиях отечественных дефектологов 1 указывается, что при задержке психического развития имеет место нерав­номерность формирования психических функций, причем от­мечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных пси-

1 Власова ТА., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изу­чения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. №6. С. 8-17; Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.

хических процессов. При олигофрении же характерны тоталь­ность и иерархичность поражения.

В результате изучения психических процессов и возможнос­тей в обучении детей с задержкой психического развития выяв­лен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмо­ционально-волевой деятельности, поведении и всей личности.

Были выявлены следующие основные черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас об­щих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая де­ятельность сформирована также не полностью. Восприятие ха­рактеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Не­обходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.

К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции— анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умс­твенно отсталых у них выше обучаемость, они лучше исполь­зуют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

При обследовании чтения, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при сла­бой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания по­нять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме обращает внимание неудовлетворитель­ный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Им труден звуковой анализ. У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десятки, решение задач с кос­венными вопросами и т. д. Но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при диф­ференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятель­ности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость.

Даже незначительные нарушения функции анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекват­ному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.).

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых, если с ними не велись специальные занятия. Но стоит предложить слабослышащему задание логического порядка, не требующее от него совершенного слуха <классификация, раскладывание карти­нок с учетом причинно-следственных связей и т. п.), а слабовидя­щему — соответствующие устные задания, то они их выполняют.

При отграничении состояний, вызванных нарушением ана­лизаторов, от умственной отсталости необходимо, выяснить, что является первичным и доминирующим в отставании; умс­твенная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отста­вание наступило в результате нарушения анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос, в каком коррекционном уч­реждении нуждается ребенок.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с рас­стройствами речи от умственно отсталых, для которых рече­вые нарушения являются одним из характерных признаков. Известны виды речевых нарушений, имеющих и разную сте-

пень выраженности в зависимости от силы и времени пораже­ния. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, некоторые из них страдают общим недоразвитием речи. При сохранном слуховом анализа­торе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении (нечетко воспринимают обращен­ную речь, не дифференцируют сходные звуки, поэтому сло­жен звукобуквенный анализ и т. д.). При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произ­ношения. Все это следует учитывать при проведении логопеди­ческого обследования.

Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчет­ливо видна при выполнении заданий, которые не требуют учас­тия речи. У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.

Все перечисленные временные затруднения в познаватель­ной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической за­пущенности, которая чаще всего и отождествляется с умствен­ной отсталостью. Литература

Выготский А.С. Собрание сочинений. М., 1983. Т. 5.

Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок. М., 1956.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

Голик А,Н. Лекции по психопатологии детского возраста. М.: Классик Стиль, 2005.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.

Забрамная С.А. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреж­дения. М., 1988.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. 2-е изд. М.: Академия, 2004.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? 2-е изд. М.: Флинта, 2000. 9. Рубинштейн С.Я. Психология умстве нно отсталого школьника. М., 1979.

studfiles.net

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

При дифференциации умственной отсталости важно разграничение двух ее форм — олигофрении и деменции.

При дифференциальной диагностике прежде всего учитывается, что олигофрения представляет собой врожденное или рано приобретенное недоразвитие психических функций, и прежде всего интеллекта, а деменция — распад более или менее сформированных интеллектуальных функций, т. е. приобретенное слабоумие. Поэтому тщательно проанализированные данные анамнеза имеют важное значение для дифференциальной диагностики. При этом следует иметь в виду, что при деменции всегда бывает период нормального психического развития.

Кроме того, важно учитывать, что структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые проявляются прежде всего в неравномерной недостаточности различных познавательных функций. При деменции может наблюдаться несоответствие между более высоким запасом знаний и низкой возможностью их реализации.

Характерным признаком деменции является более выраженное, чем степень снижения интеллекта, нарушение так называемых предпосылок интеллекта: умственной работоспособности, памяти, внимания, произвольной регуляции и мотивации. Часто наблюдается также несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности. Личностные расстройства оказываются более выраженными: наблюдается снижение критики, примитивность эмоций в более выраженной степени, чем снижение интеллекта.

При общей неравномерной структуре нарушений познавательных функций и личностных параметров процессы обобщения и абстрагирования являются в ряде случаев менее недостаточными

по сравнению с другими психическими расстройствами. В этом заключается основное отличие деменции от олигофрении.

Классификация деменции основывается на этиопатогенетическом и нозологическом принципах с учетом психопатологической структуры интеллектуального дефекта. Выделяют органическую, в том числе травматическую, эпилептическую и шизофреническую, деменцию.

Наиболее часто органическая деменция наблюдается при наследственных заболеваниях ЦНС, а также в результате инфекционного, травматического, гипоксического поражения мозга в постнатальном периоде, в возрасте старше двух-трех лет, когда многие психические функции были уже сформированы.

Неравномерный по своей структуре интеллектуальный дефект при органической деменции сочетается с психоорганическим синдромом. Последний проявляется в нарушениях умственной работоспособности, расстройствах памяти, внимания и поведения.

Проявление деменции в раннем возрасте характеризуется утратой поздно приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то сначала утрачивается речь, навыки самообслуживания, опрятности, затем могут исчезнуть и рано приобретенные — ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.

Характерными признаками деменции являются: появление нецеленаправленного («полевого») поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, иногда с преобладанием повышенного эйфорического фона настроения.

При наследственно-дегенеративных заболеваниях ЦНС органическая деменция имеет свои характерные особенности в зависимости от нозологической специфики заболевания.

Во всех случаях требуется отграничение от олигофрении резидуально- органических деменций и прогрессирующих деменций при текущих органических заболеваниях головного мозга.

Для дифференциальной диагностики с олигофренией прогрессирующих деменций одним из важных признаков является прогрессирование клинических симптомов с постепенным нарастанием слабоумия. Важна также оценка развивающихся неврологических и соматических расстройств. Комплексное клиническое обследование помогает дифференциации различных нозологических форм прогрессирующих органических заболеваний ЦНС, сопровождающихся нарастанием слабоумия. Правильная клиническая диагностика умственно отсталого дошкольника способствует более эффективной его медико-психолого- педагогической реабилитации.

В системе медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья человека и предупреждение умственной отсталости, важное значение приобретают уровень и качество медико-генетического консультирования, вопросы ранней диагностики и лечения заболеваний ЦНС, сопровождающихся умственной отсталостью.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 61 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемПавел Ярилов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития.» — Транскрипт:

1 Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития

2 Трудности дифференциальной диагностики Клинико-психологические проявления общего недоразвития речи и нарушений интеллектуального развития сходны; Нарушение интеллекта всегда влечёт за собой нарушение речи, и наоборот.

3 Дети с тяжёлыми нарушениями речи Речевой дефект носит системный характер (затрагивает все стороны речи) Речевой дефект является ведущим Имеет место при различных клинических патологиях (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия) Подразумевается сохранность физического слуха и интеллекта (с учётом тяжести речевого дефекта)

4 Дифференциация общего недоразвития речи и умственной отсталости ОНР Неравномерность развития психических функций Способны к переносу умственных действий на аналогичные задания Критичны к своей деятельности Хорошо принимают помощь Умственная отсталость Тотальный дефект психических функций Инертность мышления Некритичны к себе и своей деятельности Низкая обучаемость даже при оказании индивидуальной помощи

5 Дифференциация ОНР и ЗПР ОНР Неравномерность развития психических функций (преобладание речевого дефекта) Обычно высокий уровень познавательной активности Невербальное мышление относительно сохранно Критичны к себе ЗПР Неравномерность развития психических функций (преобладание эмоционально-волевых или интеллектуальных нарушений) Низкий уровень познавательной активности Невербальное мышление нарушено Недостаточно критичны к себе

6 Критерии дифференциальной диагностики Данные о предречевом развитии Динамика речевого развития Понимание речи, установление логических связей Состояние грамматического строя речи Запас общих представлений Состояние невербального мышления Степень обучаемости Критичность

www.myshared.ru

Дифференциация умственной отсталости

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определенные трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания и воспроизведения, применения их на практике при выполнении аналогичных и новых заданий.

Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями.

Разрабатывая клиническую классификацию, в основу которой была положена структура дефекта, М. С. Певзнер (1959) подчеркивала, что олигофрены даже одной и той же клинической группы имеют неодинаковые возможности обучения, что связано с глубиной и распространенностью нарушений.

Существующая неоднородность в уровнях усвоения программного материала давно обращала на себя внимание исследователей и практических работников, побуждала их искать способы дифференциации учащихся, пути и методы преодоления трудностей в обучении. Поиски шли в нескольких направлениях.

Сотрудники отдела дефектологии Института педагогики Украины под руководством И. Г. Еременко (1969) провели экспериментальное обучение в младших классах вспомогательной школы в условиях дифференцированного распределения учащихся (сильные и слабые классы) Исследователи пришли к мысли о необходимости комплектования сильных и слабых классов на основе уровня обучаемости. Возможность школьников к обучению определялась в период первоначального обследования на медико-педагогической комиссии.

Обучение детей с учетом глубины их дефекта не является новым. Значительный опыт работы имеется в некоторых зарубежных странах. Например, в ГДР весь состав учащихся делился на классы А, В, С, а позднее на первое и второе отделение.

Кроме того, в школьной практике одно время стихийно возникло деление учащихся на сильных, средних и слабых, что позволяло дифференцировать задания для самостоятельного выполнения с учетом возможностей каждой группы. В исследованиях Н. М. Барской (1970), В. А. Пермяковой (1979) учащиеся распределялись на подобные группы на основе выявления общих способностей к учебной деятельности.

pedlib.ru

Это интересно:

  • Методика выявления шизофрении Диагностика шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 В начальном периоде заболевания диагностика шизофрении довольно сложна, поэтому психиатры обычно не торопятся с постановкой диагноза, наблюдая пациента не менее полугода. На […]
  • Конспект логоритмических занятий для детей с заиканием Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием «Взрослые и дети» Елена Кадырова Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием «Взрослые и дети» Конспект логоритмического занятия для детей с заиканием на тему «Взрослые и дети» - развивать слуховое внимание; - развивать ритмический слух; - […]
  • Детский центр неврозов на чапыгина 13 Детский центр неврозов на чапыгина 13 Амбулаторная служба работает по территориальному принципу. Районные Психоневрологические диспансерные отделения (ПНДО) осуществляют консультативно-лечебную, реабилитационную, социальную помощь детям и подросткам Санкт-Петербурга и их семьям. Отделения работают в контакте с […]
  • Сильно похудела при депрессии Похудение от стресса – как предотвратить его и сохранить здоровье? Современная жизнь человека изобилует стрессами. Очень часто стресс ведет к значительному снижению веса. Это связано с особенностями психики человека. В том случае, если организм человека во время стресса реагирует на него, как на […]
  • Как бороться с дородовой депрессией Дородовая депрессия и эмоциональные нарушения у будущих мам Согласно результатам современных исследований практически каждая десятая беременная женщина страдает от предродовой депрессии. Такое состояние вызвано множеством изменений в период ожидания ребенка. Дородовая депрессия у беременных является далеко не […]
  • Лечение от заикание в домашних условиях Лечение заикания в домашних условиях. А наша задача - очень прикладная: ”Московский врач стал ближе Вашего логопеда” благодаря Скайпу. Врач следит за экраном Вашего компьютера, видит Вас, слышит Вас и полностью контролирует лечение. Хотя наш Центр находится здесь . Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве […]
  • Егэ это стресс Стресс, металлоискатели, изнасилование: ЕГЭ глазами школьников Экзамены – как первый секс в новых отношениях. Он обязателен везде. Ты готовишься к нему, иногда даже по полгода, читаешь тонны литературы, тренируешься на пробных вариантах и даже смотришь прошлогодние, хотя они наверняка не пригодятся. Кто-то схватывает […]
  • Шизофрения как успокоить Особые переводы 60 советов в помощь тем, кто ухаживает за больным шизофренией 60 советов в помощь тем, кто ухаживает за больным шизофренией Перевод: Ирина Гончарова Редактор: Анна Нуруллина Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/ Копирование полного текста для […]