Дисгармоническое развитие психопатии

Дисгармоническое развитие психопатии

Как отмечалось, показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологические развития личности — аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики.

Ее клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.

Систематика психопатий и в настоящее время представляет большие трудности. Это связано с рядом факторов. Основными из них являются многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. Большое значение имеют социальные факторы, определяющие личностную структуру инеукладывающиеся в клиническую терминологию. Так, в классификации психопатий Е. Крепелина (1915) выделяются семь групп: возбудимые, безудержные, импульсивные, лгуны и фантасты, враги общества, патологические спорщики. Очевидно отсутствие единства критериев этой классификации (наличие феноменологического, социального, клинико-описательного принципов). К. Шнайдер (1923) выделял гипертимных личностей, депрессивных, неуверенных в себе, фанатичных, ищущих признания, эмоционально-лабильных, эксплозивных, бездушных, безвольных, астенических. Е. Кан (1928) в основу группировки положил недостаточность определенного «слоя» психики: темперамента, влечений, характера — и, кроме этого, выделял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер (1921) предложил критерии сходства клинико-психологической картины ряда психопатий с особенностями личности при шизофрении, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом основании выделял шизоидные, циклоидные, а впоследствии и эпилептоидные психопатии.

pedlib.ru

Дисгармоническое развитие. Характеристика

Основной особенностью дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Зачастую в качестве проявления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модальности эмоций (страха, гнева, печали и т.д.) – порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии –это аномалии развития эмоционально волевой и мотивационной сферы личности. В словарепо коррекционной педагогике и специальной психологии – патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измененным условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, в повышенной реактивности.

В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Происхождение психопатий может быть связано либо с наследственными, генетическими факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания).

В детском возрасте выделяют 4 основные группы психопатических состояний: 1) органическая психопатия; 2) психопатия вследствие врожденной недостаточности отдельных мозговых систем; 3) психопатоподобные состояния; 4) патология развития личности. Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

К дисгармоническому развитию личности можно отнести также и невропатию – нарушение эмоционально-волевой сферы, обусловленное неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эти нарушения вегетативной нервной системы часто имеют врожденный характер, могут быть и следствием заболеваний, перенесенных в первые месяцы жизни, либо неправильное воспитание ребенка.

Невропатия проявляется уже в раннем детском возрасте: у грудных детей выражается в беспокойстве, срыгиваниях, плохом аппетите, неустойчивости температуры тела, чувствительности к погоде; у дошкольников наблюдается капризность, недисциплинированность, кишечные колики, лабильность (нестойкость) температуры; у школьников проявляется в виде синдрома раздражительной слабости. С возрастом обычно контроль мозга над вегетативными функциями совершенствуется и явления невропатиии сглаживаются.

Такое неустойчивое самочувствие способствует вторичным эмоционально-волевым изменениям, на базе которых возникает невроз и невротическое развитие личности, либо проявления ограничиваются неврастенией (при неблагоприятных условиях воспитания). Возможно угасание проявлений невропатии к младшему школьному возрасту, если ребенок растет в благоприятной обстановке.

К типу дисгармоничного развития кроме психопатий относит­ся также патологическое формирование личности. Если причиной психопатий, как правило, являются наследственные или другие биологические факторы, то при патологическом формировании личности основными факторами являются неблагоприятные усло­вия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в се­мье

В патогенезе патологического формирования личности основ­ная роль принадлежит двум факторам: закреплению патологиче­ских реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые пред­ставляют собой форму ответов на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспитанию та­ких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истерич­ность в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Отклонения темпа полового созревания также рассматри­ваются как особый вид дисгармоничного развития. При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер. Ус­коренное половое созревание вследствие церебрально-органичес­кой патологии мозга также приводит к аномалии психического развития. К его проявлениям относится односторонняя взрос­лость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальнос­ти, а также аффективность, взрывчатость, ограниченность позна­вательной активности, примитивность.

Таким образом, дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или ра­но приобретенная диспропорциональность развития психики ре­бенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

mydocx.ru

Детская патопсихология

7. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

7.1. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ОСНОВА ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности. Зачастую в качестве проявления этих состояний выступают стойкие поведенческие нарушения. Сочетание динамических расстройств эмоциональной сферы: повышенной возбудимости, лабильности, инертности, вязкости аффекта и преобладающей модальности эмоций (страха, гнева, печали и т. д.) – порождает многообразие конкретных вариантов дисгармонического развития личности.

Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Происхождение психопатий может быть связано либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

При психопатиях происходит усиление либо ослабление функционирования одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции. Базальная система эмоциональной регуляции создает и интенсивность, и направленность бессознательной оценки воздействий окружающей среды (насколько какой-либо раздражитель воспринимается как сильный или слабый, приятный или неприятный, вызывающий стремление к избеганию, приближению или агрессии). В дальнейшем, в зависимости от этого базального тонуса, происходит построение мотивационных структур личности и волевой регуляции (как возможности реализации мотива, достижения цели). Неравномерность, дисгармоничность развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением либо ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней приводят к формированию психопатии.

Возможна классификация психопатий в зависимости от усиления либо ослабления функций и уровней эмоциональной регуляции. Базальные уровни эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) возникли вследствие необходимости активного контакта человека со средой и в норме обеспечивают ему успешное избегание опасностей и достижение целей, удовлетворение потребностей. Выделяют 4 уровня базальной аффективной организации, каждый из которых разрешает свойственную ему задачу адаптации.

1-й уровень (полевой реактивности) связан с предварительной оценкой допустимости контакта с объектом внешнего мира. Эффективная ориентировка на этом уровне производится вне активного избирательного контакта с окружающим, как целостное восприятие интенсивности и притяжения – отталкивания со стороны объекта.

2-й уровень (стереотипов) регулирует процессы удовлетворения телесных потребностей; задача – обработка эмоциональных стереотипов сенсорного контакта с миром. Происходит оценка качества впечатления: соответствие – несоответствие нуждам организма. Эмоционально окрашиваются ощущения всех модальностей: вкусовые, обонятельные, зрительные, тактильные и т. д. Особо сильная чувствительность к ритмическим, повторяющимся воздействиям. Задержка в исполнении желания вызывает резкую неудовлетворенность.

3-й уровень (экспансии) обеспечивает активную адаптацию к нестабильной ситуации. Происходит разрешение задач достижения значимой цели и преодоления препятствий. Выделяются не только объекты желания, но и препятствия. Для этого уровня характерны сгенические и астенические переживания. Высокая чувствительность к переживаниям контрастных эмоций, ситуациям борьбы, риска, достижений.

4-й уровень (эмоционального контроля) отвечает за организацию эмоционального взаимодействия с другими людьми. Оценка окружающего начинает зависеть от оценок другого человека или группы. Значимым стимулом становится похвала, оценка и т. п. Важна эмоциональная уверенность в силе и значимости других людей.

Усиление либо ослабление функции каждого уровня изменяет восприятие субъектом самого себя и окружающего мира. На основании этого восприятия формируются ведущие мотивы деятельности. В дальнейшем, под воздействием воспитания, обучения, приобретения опыта возникают индивидуальные средства реализации своих ведущих потребностей. Конкретное поведение, направленное на реализацию потребностей, может в большей или меньшей мере отклоняться от общепринятых норм. Успешное функционирование относительно более сохранных уровней аффективной регуляции создает возможность успешной компенсации и социальной адаптации личности. При усилении рассогласования уровней эмоциональной регуляции возникает тотальность изменений эмоционально-мотивационной сферы личности, стабильность этих изменений и социальная дезадаптация – формируется психопатия (табл. 2).

bookwu.net

6.Дисгармоническое развитие

Встречается у 30% городской популяции детей (В.В.Ковалев, Г.В.Козловская). По своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других.

Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности (О.В.Кербиков, 1960, 1965; В.В.Ковалев, 1969, 1979) в результате неправильных условий воспитания.

Отсутствие как грубых психопатологических расстройств, так и прогрессирования нарушений развития, характерных для текущего болезненного процесса, ограниченность дизонтогенеза преимущественно личностной сферой переносят акцент ряда закономерностей становления данной аномалии развития с биологического фактора на социальный. Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований (Г.Е.Сухарева,1959; А.Е.Личко,1977; В.В.Ковалев,1979 и др.).

И.А.Юркова, исследовавшая клинические особенности психического инфантилизма, выделяет 2 его варианта (1971).

1.Нестойкий вариант психофизического инфантилизма, при котором развитие с годами достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой)

При этом варианте задержка темпа развития обусловлена главным образом такими неблагоприятными факторами, которые оказывают токсическое влияние на организм ребенка или вызывают тяжелые расстройства питания (рахит, длительные кишечные расстройства, последовательно протекающие инфекции, алкоголизм родителей).

Особенности эмоциональной сферы этих детей также говорят о незрелости психики. Отмечается большая живость эмоций (дети приветливы, доверчивы, добродушны, ласковы, всегда оживлены, легко откликаются на все занятия, которые вызывают у них удовольствие), но вместе с тем поверхностность их (нет стойких привязанностей к взрослым). Например, будучи в детских учреждениях, дети при свидании с родителями легко с ними расстаются, если их зовут играть или предлагают гостинцы. Они быстро забывают обиды, легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость, в поведении и играх следуют за другими детьми.

Психической незрелости соответствуют и признаки задержки физического развития: пропорции тела, рост детей соответствует более младшему возрасту, у многих отмечается задержка роста зубов.

При проведении соответствующей терапии — общеукрепляющей и стимулирующей, при щадящем учебном режиме с учетом индивидуальных особенностей — дети становились целенаправленнее в занятиях и проявляли возможность более продуктивно усваивать учебный материал. В дальнейшем исчезала выраженная детскость поведения и свойственная ребенку двигательная расторможенность, хотя некоторая беспечность, несамостоятельность в действиях, внушаемость, ограниченность интересов оставались и при повторном обследовании в возрасте 11-12 лет.

scicenter.online

Для многих детей с шизоидной психопатией харак­терны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки. Нередка склон­ность к коллекционированию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают интереса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредоточенностью на внутреннем мире. Внешняя эмоциональная сухость, вя­лость, отсутствие детской жизнерадостности часто соче­таются с внутренней сензитивностью и ранимостью, тон-кой чувствительностью, По мнению Л.С. Выготского и М.С. Певзнер, аутистические установки шизоидов не обу­словливают полного отрыва от окружающих, как это ха­рактерно для шизофрении, а порождают замещающие формы общения и деятельности: вместо контактов с деть­ми — общение со взрослыми, вместо игры — ранняя фикса­ция на интеллектуальной деятельности.

Циклоидный тип психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного до повышенного ма­ниакального, в детском возрасте диагностируется редко. Несколько чаще речь идет о гипертимном варианте, при котором имеется преобладание повышенного фона на­строения со склонностью к шуткам, озорству, чрезмерной общительности. В коллективе сверстников эти дети труд­ны из-за своей неугомонности, гиперактивности, невынос­ливости ограничений (А.Е. Личко).

Психастенические личности, склонные к тревожно­сти, мнительности, диагностируются и в детском возрасте. Уже в 3-4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко воз­никающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школь­ном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасе­ния, патологическая нерешительность. Ближе к подростко­вому возрасту мнительность принимает нередко характер ипохондричности, навязчивые страхи часто «обрастают» защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменно­му режиму, любое нарушение которого вызывает состоя­ние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет конститу­циональный характер, в части случаев она может быть

обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, неред­ко обменно-трофического характера, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизо­идной, эпилептоидной, психастенической психопатий, час­то встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психо­патия наиболее часто наблюдается у женщин и, соответст­венно, у девочек.

Психопатии типа неустойчивых также представляют собой вариант дисгармонического инфантилизма. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностно­стью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продуктивность в занятиях при хорошем интеллекте связа­на с неспособностью к длительной целенаправленной дея­тельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бродяжничеству. Безответст­венность, информированность моральных запретов обу­словливают выход из затруднительных ситуаций посред­ством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваивают социально отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попада­ют в асоциальные группы, где, как правило, играют под­чиненную роль.

Психопатия типа неустойчивых может быть как кон­ституционального генеза, так и возникать под влиянием ранних, чаще первых лет жизни, вредностей. В первом случае ее проявления будут частично сходны с чертами конституционального инфантилизма, однако будут отли­чаться от него наличием более выраженной психической дисгармонии: частой аффективной возбудимостью, склон­ностью к расторможению влечений.

Органические психопатии связаны с ранним пора­жением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип. Он чаще на­блюдается у мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2-3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, аг­рессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффектив­ные разряды чаще имеют астенический исход с расслаб­ленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значительные трудности в коллективе: они бьют сверстни­ков и младших, дерзят взрослым. При органической пси­хопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотиви­рованные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В подростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуация в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение, делает его угрожае­мым в отношении правонарушений.

Для органической психопатии по бестормозному типу (Г.Е. Сухарева) характерны повышенный, эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно со­хранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует формированию патологии влечений, импульсивным сексу­альным эксцессам, склонности к бродяжничеству и т. д. М.С. Певзнер описал такой тип психопатии после перене­сенного в раннем возрасте эпидемического энцефалита.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в фор­мировании различных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, способствующих ее формированию. По мнению Г.Е. Сухаревой, «врожденной или рано приобретенной недостаточностью определяются лишь основные структурные особенности данной дисгар­монической личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания». Роль небла­гоприятного средового фактора особенно очевидна в де­компенсации состояния у так называемых акцентуирован­ных личностей, представляющих собой варианты, погра­ничные между нормой и психопатией. И наоборот, благо­приятные средовые условия способствуют сглаживанию патологических черт характера, компенсации психопатии.

Помимо социальных факторов большая роль в де­компенсации психопатии принадлежит биологическому фактору: соматическому неблагополучию, кризисным воз­растным периодам, характеризующимся эндокринно-вегетативньм дисбалансом.

studfiles.net

Это интересно:

  • Состояние стресса у растений Состояние стресса у растений ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИТОСТРЕССА Согласно концепции Сслье, стрессовые реакции присущи и высшим, и низшим животным, не имеющим нервной системы, и даже растениям. В настоящее время убедительно показано, что у большинства растений под действием самых различных неблагоприятных факторов […]
  • Психические расстройства и их классификация Психические расстройства и их классификация Классификация психических расстройств Принципы классификаций. Классификация психических расстройств – одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют три основных принципа классификации психических расстройств. 1. Синдромологический принцип. […]
  • Стресс и его место в жизни человека Стресс в жизни современного человека По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессом. Стресс (от англ. stress – напряжение) – состояние общего напряжения организма, возникающее у человека под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основоположником учения о стрессе является канадский физиолог Ганс Селье. […]
  • Умственная отсталость по лебединскому Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. Ее этиологию можно разделить на две основные группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную. По мере развития ряда естественных наук (генетики, биохимии, эмбриологии, общей биологии и т. д.) все большее значение придается генетическим факторам, […]
  • Признаки тревожного состояния Тревога и тревожность С тревогой знаком каждый из нас. Это смутное, неприятное эмоциональное состояние, когда человек ожидает неблагоприятного развития событий, мучается от наличия дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, в то время как страх […]
  • Растения в условиях стресса Стресс растений Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды – обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, часто объединяют терминам «адаптационный синдром», а также широко распространившимся термином […]
  • Боязнь в кинотеатре Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
  • Стресс картинки мультяшные "Женские" способы снять стресс Женщины и мужчины справляются со стрессовыми ситуациями по-разному, при этом для того, чтобы успокоиться и прийти в себя, не нужно делать ничего сверхъестественного. Вот несколько простых способов снять стресс, которые подойдут любой женщине. Выводы ряда независимых исследований […]