Дизартрия это заикание

Мозжечковая дизартрия

О функции мозжечка известно, что он:
• оказывает значительное влияние на деятельность мускулатуры, регулируя правильность и координацию движений;
• влияет на координацию движений мускулатуры голосового аппарата.

При повреждении и заболеваниях мозжечка разрушается речь, больные не могут связывать звуки в слоги и слова. Мозжечок управляет, регулирует тонус мышц, и при его поражении наступает диссеметрия, выражающаяся в неправильном сокращении мускулатуры голосового аппарата. При этом нарушается плавность, громкость, темп речи. Речь приобретает форму скандирования.

Значение влияния мозжечка на развитие речи согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе, оно объясняет, почему расстройство координации движения мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение и развитие речи. И. П. Павлов доказал, что человеческая речь проводится кинестическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре больших полушарий головного мозга и образующими там систему сигналов.

Эти кинестические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов – восприятия и мышления.

Если из за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные артикуляционные движения, обусловленные стимулирующим влиянием моторно кинестических ощущений, то развитие речи задерживается. Многочисленные исследования причин возникновения нарушения речи позволяют отнести к группе моторных дизартрий такие дефекты артикуляции, как нарушение темпа речи и заикание.

Нарушение темпа речи
Темп речи является одним из выразительных средств устной речи, он зависит от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Нормально говорящий человек произносит за одну секунду от 9 до 14 звуков, при ускорении темпа речи возможно произнесение 15–20 звуков в секунду, но произношение все же не теряет своей ясности и разборчивости, при дальнейшем ускорении речь теряет смысл, становится непонятной, смазанной.

Нарушение темпа речи может проявляться и в чрезмерном замедлении. Замедленный темп речи в большинстве случаев сочетается с монотонностью, нечеткостью, смазанностью произношения. Причиной брадилалии являются общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, обусловленные поражением подкорковых структур головного мозга вследствие перенесенных травм, инфекционных заболеваний, кровоизлияний в мозговую ткань.

Значительно чаще встречается противоположный брадилалии дефект речи – тахилалия – чрезмерно быстрый темп произношения слогов, слов и фраз. Тахилалия – это стремительная речь, сопровождаемая повторением и проглатыванием слогов и искажением звуков, при этом слушателю бывает очень трудно следить за содержанием речи, понимать ее. Как правило, ускоренный темп речи скрывает за собой более глубокие нарушения речи, затрагивающие словарь, грамматический строй, письменную речь.

Наиболее заметным признаком тахилалии, как уже говорилось, является проглатывание и повторение слогов.

Длинное слово или словосочетание больной произносит настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, с другой стороны, ускорение и поспешность речи вызывают многократное повторение слога только для того, чтобы заполнить пробелы в речи. Чаще всего повторяется первый слог или смысловой слог внутри слова. Еще одним признаком тахилалии является искажение звуков и редуцирование (проглатывание) группы гласных звуков. Это происходит от неточных и быстрых движений при артикуляции. Течение речи настолько быстрое, что не хватает времени для сложных артикуляционных движений и начинаются искажения речи, называемые параартриями.

Нарушаются и другие движения больного, которые становятся также быстрыми, стремительными. Отмечаются быстрая ходьба, внезапные остановки, моторное беспокойство во время сна: человек мечется в постели, невнятно бормочет во сне. Больные, как правило, вспыльчивы и легко возбудимы, их называют взбалмошными, сумасбродными. Во время возбуждения у больных ярко проявляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание рук и т. п. Больные эмоционально лабильны, недисциплинированны.

Быстрая, искаженная речь производит неблагоприятное впечатление на окружающих, что отражается на нервно психическом состоянии больного, он замыкается, ограничивает общение.

Однако значительно чаще (в 90% случаев) больные с ускоренной речью не сознают своего недостатка, т. е. нарушается и импрессивная речь, потому что больные не осознают, как и что они говорят. Таким образом, нарушение темпа речи (и брадилалия, и тахилалия) обусловлено органическим нарушением центрального речевого механизма, т. е. поражением центральной нервной системы, что имеет решающее значение в лечении этой патологии.

Заикание
Заикание – это нарушение координации всех движений, участвующих в речи, не только дыхательных, фонаторных и артикуляционных, но и мимических, и жестикуляционных. При этом в мускулатуре аппарата появляются судороги, или клонические (порывистые), или тонические (задерживающие), при всех способах разговора: громком, шепоте, пении, даже при разговоре во сне. Причины развития заикания многообразны, однако в их основе лежат нарушения центрального речевого аппарата, т. е. патология центральной нервной системы, это полностью доказано современными научными исследованиями.

Внешние признаки заикания характеризуются главным образом судорожными движениями мускулатуры речевого аппарата. Клонические судороги называются клонусами, тонические – тонусами. Клонусы – это повторение звуков, слогов или слов; тонусы проявляются тем, что заикающиеся не могут правильно начать некоторые звуки или спастически их затягивают и не могут перейти к следующему звуку. Эти проявления придают речи заикающихся типичный характер и все время нарушают ее плавное, правильное течение.

Наиболее типичный внутренний (психический) признак заикания – страх перед речью – логофобия, страх перед определенными звуками или словами, которые особенно трудны. Под влиянием страха больной эти «опасные» звуки не может произнести, запинается на них, и заикание еще более усиливается. Некоторые больные предпочитают молчать и не произносить опасное слово, другие заменяют его синонимом, а иногда совсем другим словом. Если во фразе имеется несколько слов, которые больной старается заменить другими, то фраза становится аграмматичной или приобретает другой смысл. Страх вынуждает заикающихся все время думать о механизме артикуляционных движений речи (экспрессивная речь).

Страх бывает причиной того, что многие заикающиеся становятся малоразговорчивыми и нелюдимыми, озлобленными по отношению к обществу, окружающим людям. Заикающийся постоянно испытывает страх перед приступом, и каждый приступ наносит более глубокие психические травмы. Заикающийся человек боится, что над ним будут смеяться, духовная и личная жизнь разлаживается из за навязчивой идеи, что каждый замечает его недостаток, нередко появляются параноидные черты.

Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это приводит к полному обесцениванию личности. Как было уже сказано, что в результате страха перед приступом развивается болезненная настороженность к собственной артикуляции. В норме артикуляция полностью автоматическая, несознательная. Смысл произносимого слова осознается полностью, т. е. импрессивная речь сохранена, но из каких звуков оно составлено, в норме не осознается, так же, как не осознаются движения ног и рук во время ходьбы.

Если человек начинает следить за ходьбой, движения становятся неестественными. Самонаблюдение нарушает ход всех автоматических и полуавтоматических движений, и они выпадают из ансамбля точно координированных двигательных стереотипов и делаются неловкими, это касается и артикуляции. Таким образом, самонаблюдение, старание правильно произнести слово или фразу еще более усиливает заикание.

pactehok.ru

Из опыта работы с детьми 5-7 лет с сочетанным диагнозом «Заикание + Стертая дизартрия»

В статье представлен опыт работы с детьми 5-7 лет в психоневрологическом диспансере и детском отделении Центра патологии речи и нейрореабилитации, которым выставлен сочетанный диагноз: Заикание + стертая дизартрия. Предложенные материалы могут быть интересны специалистам, работающим в области речевой патологии у детей, а так же их родителям.

На занятиях с этими детьми необходим достаточно тонкий подход, так как плавность и слитность нередко прерываются на одни и те же звуки, и дети уже могут фиксироваться на них. Таким образом есть опасность, что звуки, которые придется ставить, могут оказаться «трудными».

Занятия проводят индивидуально и строятся по двум направлениям:

  • восстановление плавности и слитности;
  • коррекция звуков произношения (рассматриваем произношение свистящих, шипящих и сонорных «Л» и «Р»).
  • Занятия целесообразно разбить на два этапа:

    I. Подготовительный этап включает в себя коррекцию речевого дыхания и голосо подачи, а также выработку правильного ритма и темпа речи. Здесь даётся артикуляционная и мимическая гимнастика. Произносятся гласные звуки и их ряды, а также ряды слогов (всё произносится на мягкой атаке), что является началом выработки навыков плавной и слитной речи.

    II. На втором этапе активной тренировки плавной и слитной речи и коррекции звукопроизношения переходим непосредственно к постановке и автоматизации звуков с учётом мягкости, которые отработали на подготовительном этапе. Начинаем со свистящих звуков, в частности с твёрдого С. Автоматизируется звук в отражённой речи, что является одним из моментов восстановления плавности и слитности. Затем работаем над З и Ц и только потом переходим к автоматизации мягких вариантов С и З, так как они произносятся с большим напряжением, чем их твёрдые пары. Время корректировки и речевой материал по звукопроизношению дают больше времени на коррекцию плавности и слитности, что положительно сказывается на результате. Отраженная речь также в немалой мере способствует этому.

    Начинаем, как известно, со слов, далее даём словосочетание, а потом предложения. Всё это произносим очень мягко, слитно, на одном выдохе по подражанию логопеду: «Скажи как я». После предложения можно переходить к заучиванию коротких стихов на автоматизируемые звуки, что усложняет речевой материал и в работе с заиканием. Необходимо помнить, что речь здесь или замедленная, или ритмизированная; какая методика больше по душе специалисту или какую принял ребёнок. Не забываем, что всё проговариваем по подражанию и никаких «речевых правил» не заучиваем.

    Затем переходим к автоматизации шипящих и только потом к сонорным Л и Р, так как эти звуки произносятся с большим напряжением. Если ребёнок начал фиксироваться на каком-либо отрабатываемом звуке, и на нём появляются запинки, автоматизацию этого звука временно прекратить и перейти к более «удобному» для ребёнка звуку. Это необходимо!

    Параллельно с постановкой звуков после заучивания стихов даются маленькие рассказы и басни Л.Н.Толстого. Только потом начинаем работать над пересказыванием сказок, где действие повторяется, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и тому подобное. При их пересказе детям легче следить за автоматизируемыми звуками, а также за плавностью и слитностью. Когда отработаны данные сказки, переходим к пересказам более сложного речевого материала (это могут быть рассказы, сказки) и составлению рассказов по картинкам.

    Итак, необходимо помнить о том, что речевой материал для восстановления плавности и слитности даётся по подражанию; не дать зафиксироваться ребёнку на ставящихся звуках и сделать их «трудными»; длительный временной отрезок на отражённой речи положительно сказывается на результате занятий.

    Катамнестические данные в большинстве случаем подтверждают положительный результат такого подхода к проблеме заикания и стёртой дизартрия.

    1. В.М.Шкловский. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. (Методическое письмо). Ленинград 1966 г.
    2. А.Н.Ассмус, А.И.Блохина и др. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения. Москва 1959 г.
    3. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для детей. Санкт Петербург 1996г.
    4. И.И.Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. Москва 1996г.
    5. Е.М.Косинова. Уроки логопеда. Игровые тесты. Москва 2005г.
    6. Веникова Галина Петровна,
      учитель-логопед,
      ГБУ ДЗ г. Москвы Психиатрическая
      больница №13 филиал №1

      logoportal.ru

      Заикание у детей

      Заикание у детей — одна из наиболее частых форм нарушения речи, проявляющаяся наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппаратов. При этом, как пишут К.-П. Беккер и М. Совак (1981), происходит нарушение координации процессов, необходимых для продуцирования устной речи.

      В большинстве случаев заикание у детей возникает в возрасте 3—5 лет, хотя известны случаи как более раннего (на 2-м году жизни), так и более позднего (младший и средний школьный возраст) начала болезни. Его распространенность зависит от возраста обследованных, а также, по данным М. Е. Хватцева (1966), Л. Я. Миссуловина (1988), национальных черт характера и темперамента, характеризующих темп и ритм речи, расстановку пауз, интонацию. Эти авторы указывают, что в Европе, например, число больных с заиканием уменьшается с запада на восток (5,7% у французов и соответственно 2% и 1,2% у немцев и русских). У детей в возрасте 5—6 лет заикание встречается в 1,4% случаев, а в 6—14 лет оно составляет 0,7% по отношению к общему количеству детей данной возрастной группы. Общепризнано, что у мальчиков заикание бывает в 2—10 раз чаще, чем у девочек.

      Причины возникновения и механизмы развития заикания у детей. Заикание у детей — многопричинная болезнь, в возникновении которой играют роль как врожденные, в том числе наследственные, так и приобретенные факторы. Среди врожденных причин имеют существенное значение дородовые и родовые поражения нервной системы различной этиологии, особенно умеренно и слабо выраженные. Обращает на себя внимание высокая частота аналогичных расстройств у ближайших родственников, которая может достигать 55—60% случаев. В то же время заикание нельзя считать наследственным заболеванием. По-видимому, в подобных случаях могут встречаться врожденная слабость центрального и периферического отдела речевого аппарата, особенности высшей нервной деятельности и моторики, что способствует развитию заикания под влиянием дополнительных экзогенных воздействий. К тому же нельзя исключить возможность подражания детей в тех семьях, где заикаются родители, однако данный механизм является маловероятным.

      В анамнезе больных заиканием нередко встречаются указания на раннюю детскую нервность, в основе которой лежат пре- и перинатальная патология, а также наследственные факторы.

      Среди приобретенных факторов в возникновении заикания следует отметить острые и хронические соматические заболевания, детские инфекции, легкую черепно-мозговую травму и различные психотравмирующие конфликтные ситуации. По мнению В. В. Ковалева (1979), заикание у детей раннего и дошкольного возраста возникает после различных соматических заболеваний, и особенно в тех случаях, когда у ребенка уже есть различные расстройства речи (задержка темпов речевого развития, косноязычие, стертая дизартрия). Установлено появление заикания после перенесенного коклюша. Большое значение придается инфекциям и травмам центральной нервной системы. Указанная патология вызывает различные нервно-психические расстройства, особенно тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются на данном этапе. У детей преддошкольного возраста такой функцией является речь. В более поздние сроки (дошкольный и школьный возраст) придается значение повреждению корковых речевых зон при черепно-мозговой травме. В таких случаях может быть сочетание заикания с другими формами нарушения речи.

      Существенная (по данным некоторых авторов, ведущая) роль принадлежит острым и подострым психическим травмам. Они в принципе аналогичны тем психотравмирующим воздействиям, которые встречаются, например, при тиках и ночном энурезе. Н. А. Власова с соавт. (1983) особое внимание обращает на неправильное воспитание ребенка: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного ребенка». Так, избалованный ребенок неуверенно себя чувствует в случае необходимости самостоятельного решения различных вопросов, не находит контакта со сверстниками, что способствует возникновению различных невротических расстройств, в том числе и заикания. Императивное воспитание является противоположным предыдущему, когда ребенок лишен родительской ласки, любви и понимания. Фактически речь идет о факторах эмоциональной депривации. В ответ на принуждение у ребенка могут наступить поведенческие расстройства. Неровное воспитание — отсутствие единых требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей, т.е. сочетание изнеженности и излишней строгости. Это фон для возникновения общих и системных неврозов. Воспитание «примерного ребенка» способствует развитию тщеславия, желания любым путем выделиться среди окружающих. При наличии же трудных житейских ситуаций такие дети нередко выделяются необычными проявлениями невротических расстройств.

      Механизм возникновения заикания сложен и во многом окончательно не установлен. Несомненно одно: заикание— результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи. Среди предрасполагающих причин в широком понимании выделяются неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде, во время родов и в грудном возрасте. Они могут замедлить (реже — ускорить), приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в значительной степени, то заикание может возникнуть под влиянием незначительных и не-выявляемых внешних воздействий. Возможны и обратные соотношения: при отсутствии или минимальной выраженности предрасположения постоянно действующая нагрузка на речевой аппа-раттакже вызывает заикание. При этом прежде всего следует иметь в виду излишнее стимулирование и «шлифовку» речи, особенно у детей первых лет жизни.

      В прошлом патоморфологический механизм возникновения заикания объясняли с позиций учения о высшей нервной деятельности нарушением процессов возбуждения и торможения в коре полушарий большого мозга. Однако эти общие концепции о «срыве речи» не имеют конкретной детализации.

      Особого внимания заслуживает обсуждение механизма возникновения заикания у детей с позиций межполушарной асимметрии и доминантности полушарий большого мозга. Давно известно, что при заикании у детей часто выявляется леворукость. В то же время В. А. Куршев (1973), Л. Я. Миссуловин (1988) считают, что имеет значение не столько леворукость, сколько неумелая попытка перевоспитания леворукости. В таких случаях нарушается нормальное соотношение между доминантным и недоминантным полушариями, а насильственное перевоспитание с применением антипедагогических приемов является психотравмирующим фактором. Необходимо отметить, что клинические аспекты межполушарной асимметрии, данные о латерализованных синдромах в настоящее время рассматриваются в плане познания специфичности функций полушарий большого мозга. Исследования в этом направлении, несомненно, будут способствовать большему пониманию патологии речи вообще и заикания в частности.

      Классификация заиканий у детей. В детском возрасте различают две формы заикания: невротическое и неврозоподобное. Первая — одно из проявлений системного невроза и возникает после острых или хронических психотравмирующих нарушений, вторая — одна из форм невротического уровня реагирования («невротического регистра», по В. В. Ковалеву, 1979), в основе которой лежит умеренно или слабо выраженная резидуальная церебральная симптоматика и (или) соматическая патология. К.-П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют также неврозоподобное заикание при прогредиентных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия). По мнению В. В. Ковалева (197.9), в таких случаях часто речь идет Q сопутствующем невротическом или неврозоподобном расстрой^ стве (заикании) при данных болезнях. У взрослых подобное состояние обозначается как симптоматическое, или вторичное, заикание, куда Н. М. Асатиани (1978) относит заикание при патологии речи (дислалии, афазии), черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях и других болезнях.

      В плане неврологической терминологии пишут также об эволюционном заикании, относя туда заикание (невротическое и неврозоподобное), возникшее в возрасте от 2 до 5 лет (период формирования речи). Однако термин «эволюционное заикание» не является в настоящее время диагностическим.

      На практике часто используется термин «логоневроз». Согласно «Энциклопедическому словарю медицинских терминов» (1983), логоневроз (синоним — невроз речи) следует рассматривать как расстройство речи в форме заикания, обусловленное неврозом. Однако такую трактовку вряд ли можно признать правильной. Этот вопрос подробно обсуждается в монографии Л. Я. Миссуловина «Лечение заикания» (1988). По мнению автора, термин «логоневроз» применим к тем случаям заикания, которые обусловлены психотравмой. Но психотравма может вызвать и другие нарушения речи (без заикания), например невротический мутизм или афонию. Следовательно, понятие «логоневроз» должно рассматриваться шире, чем невротическое заикание. В то же время к логоневрозу не следует относить те случаи заикания, возникновение которых не связано с психотрав-мирующими факторами (неврозоподобное заикание), но в последующем возникают вторичные нарушения невротического реагирования в связи с переживаемостью своего дефекта. Здесь нет невроза как психогенно обусловленной патологии, а поэтому не может быть и логоневроза.

      По нашему мнению, термин логоневроз вообще не может использоваться в клинической практике, так как в настоящее время не выделяются неврозы органов (кардионевроз, вегетоневроз и др.). Есть неврозы вообще, которые у детей могут быть общими и системными. К последним и относится невротическое заикание.

      Таким образом, на современном уровне наших знаний у детей следует выделять два основных вида заикания— невротическое и неврозоподобное. Последнее встречается чаще, чем невротическое.

      Клинические проявления заикания у детей. Для обоих видов заикания (невротическое и неврозоподобное) характерны отсутствие плавности и ритмичности речи, наличие остановок или повторение слов, слогов, звуков во время разговора. Это обусловлено судорогами тонического, клонического или тонико-клонического (смешанного) характера в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре. При этом тоническая судорога сопровождается остановками или запинками речи, клоническая — повторениями.

      Для невротического заикания характерны тонические судороги дыхательно-речевой мускулатуры. Начало болезни может быть острым или подострым, постепенным, что зависит от характера психотравмирующего воздействия. При острой психотравме заикание начинается внезапно, неожиданно, при хронически действующей психотравмирующей ситуации болезнь развивается постепенно, с периодически возникающих запинок во время разговора. В большинстве случаев невротическое заикание встречается у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. Больные обычно рано замечают или осознают свой дефект, особенно при начале заикания в 4—б лет и позже. Если же заикание впервые появляется в раннем возрасте, то ребенок в течение года и больше может относиться индифферентно к своему состоянию.

      Выраженные дефекты речи сопровождаются эмоциональными и поведенческими расстройствами вплоть до формирования невротического развития личности. Последнее обычно происходит в подростковом возрасте.

      Во время разговора у детей с невротическим заиканием часто отмечаются выраженные вегетативные расстройства — потливость, тахикардия, нарушение ритма дыхания, гиперемия и бледность лица и т.д. Для уменьшения выраженности речевых расстройств непроизвольно возникают различные движения в области лица, шеи, верхних конечностей, туловища, по своему темпу и характеру существенно отличающиеся от жестикуляции во время обычного разговора. Больные находят различные приемы и уловки, чтобы облегчить произношение особенно «трудных» слов: в речь часто включаются добавочные слова («ну», «значит», «так», «вот» и др.), одни слова заменяются другими, что затрудняет возможность высказать определенную мысль и общение с другими. Дефект речи особенно заметен при волнении, при наличии посторонних лиц, в то время как в обычной, спокойной домашней обстановке заикание может быть слабовыраженным. Такие дети становятся замкнутыми, отказываются от выступлений в детском коллективе, а иногда и отвечать на уроках в школе. Постепенно возникает страх речи (логофобия). Одновременно с заиканием могут быть и другие невротические расстройства (тики, ночной энурез, ночные страхи и др.).

      Давно известно, что даже сильно заикающиеся могут хорошо петь, вполне удовлетворительно читают текст по книге.

      Невротическое заикание имеет, как правило, волнообразное течение, при этом периоды ухудшения связаны с психотравмирую-щим воздействием. В то же время заболевание имеет общую склонность к регрессу.

      Неврозоподобное заикание возникает постепенно, исподволь, вне связи с психотравмой. Оно нередко развивается у лиц с задержкой темпов речевого развития и другими дефектами речи (легкая дизартрия, косноязычие). В начале болезни судороги дыхательно-речевой мускулатуры в большинстве случаев носят клони-ческий характер. Такие дети длительное время индифферентно относятся к своему состоянию. Лишь к концу периода детства и в подростковом возрасте возникают вторичные невротические расстройства и переживаемость своего дефекта, однако выраженные логофобии встречаются редко. В раннем школьном возрасте во время заикания четко выражены сопутствующие движения, имеют место вегетативные расстройства.

      При обследовании больных с неврозоподобным заиканием во многих случаях выявляется резидуальная мозговая микроорганика, определяются изменения на электроэнцефалограмме и со стороны вестибулярного аппарата. В дошкольном возрасте может быть бедность моторики, или, наоборот, двигательная расторможенность (гиперактивность), сочетающаяся с затруднениями в выполнении тонких движений и наличием легких нарушений координации. Со стороны психики часто обнаруживаются инертность, затрудненная переключаемость, импульсивность, эйфоричность.

      Течение неврозоподобного заикания характеризуется большей стойкостью и стабильностью, чем невротического, отсутствуют выраженные ремиссии и рецидивы, оно трудно поддается лечебным воздействиям.

      Диагностика заиканий у детей. Выявление заикания как патологического состояния речи не вызывает особых трудностей. Определенные сложности возникают при дифференциации невротического заикания от неврозоподобного. Хотя между ними имеются определенные принципиальные отличия, в каждом конкретном случае они могут быть нечетко представленными. Так, наличие резидуальной церебральной микроорганики не противоречит диагнозу невротического заикания. Ведь при неврозах (общих и системных), как болезнях развития личности, существенную роль играет «выбор органа», т.е. возникновение определенных (а не других) расстройств вследствие психотравмы. Реагирует обычно та система, которая была ослабленной или пораженной (в состоянии компенсации) в преморбидном периоде. Отсюда естественно, что различная дородовая патология, легкое поражение нервной системы во время родов и в последующие годы могут способствовать возникновению заикания после острой или хронической психотравмы.

      Степень выраженности вегетативных и сопутствующих двигательных расстройств (гиперкинезов) не может иметь решающей роли в дифференциации заикания невротического и неврозопо-добного. Главное внимание следует обращать на начало заболевания (наличие или отсутствие связи с психотравмой) и характер течения. Если при невротическом заикании имеет место несомненная связь с психотравмирующими переживаниями, которые и в дальнейшем определяют наличие ремиссий и рецидивов, то при неврозоподобном заикании такая зависимость отсутствует, и заболевание характеризуется более стабильным течением. Диагностика невротического заикания — это прежде всего диагностика невроза со всеми характерными для него особенностями.

      Заикание как болезнь необходимо дифференцировать с нарушениями речи при гиперкинезах, особенно распространенной торсионной дистонии. В последнем случае речь идет о гиперкинезе артикуляционной мускулатуры, что мешает четкости и плавности речи и несколько напоминает заикание (оно еще называется органическим заиканием). Однако в таких случаях нарушение речи слФ дует рассматривать как одно из проявлений основной патологии и не относить к заиканию как нозологической форме болезни.

      Невротическое и неврозоподобное заикание необходимо также отличать от своеобразного нарушения речи, которое в зарубежной литературе обозначается как poLtern. Этот термин не имеет однозначного русского перевода. Внешне полтерн проявляется ускоренным темпом речи, ее невнятностью, нечеткостью произношения. Это состояние разносторонне изучалось К.-П. Беккер (1957_1981). По данным автора, полтерн встречается у 1,8% учащихся в возрасте 7—8 лет. Причиной его возникновения могут быть как органические, так и психогенные расстройства. Придается также роль наследственным факторам.

      Полтерн нередко возникает у гиперактивных детей во время бурного развития речи. Ускорение ее темпа приводит к пропуску букв, слогов и даже отдельных слов (слова как бы проглатываются), возможна перестановка букв в слове. Подобная речь с трудом понимается окружающими. Для таких детей, по данным К.-П. Беккер, М. Совак (1981), подростков и даже взрослых характерна чрезмерная самоуверенность и тенденция к самоутверждению. Возможны ошибки в написании букв и слов. Кроме ускоренного темпа речи часто встречаются двигательная расторможенность и общее беспокойство (суетливость).

      Полтерн нередко сочетается с заиканием, однако между этими состояниями имеются определенные различия. Они сводятся к следующему: при полтерне нет осознания собственного дефекта, речь улучшается при чтении незнакомого текста, коротких ответах на точные вопросы и при концентрации внимания на процессе речи; ухудшение речи наступает во время чтения знакомого текста. При невротическом заикании все указанные характеристики носят противоположную направленность.

      Лечение заикания у детей. Терапевтические мероприятия при заикании зависят от характера заболевания, возраста детей и выраженности речевых нарушений. Лечение обычно проводится логопедами с учетом рекомендаций неврологов и психиатров (психоневрологов).

      При невротическом заикании ведущее значение имеют различные виды психотерапии. Они в определенной степени зависят от характера психотравмирующей конфликтной ситуации (острая или хроническая). Если заикание обусловлено острой психотравмой шокового характера, то вначале рекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание («режим молчания»). При хронической психотравме на фоне семейного неблагополучия или неправильного воспитания следует проводить работу с родителями о правильном воспитании детей и по возможности ликвидировать или уменьшить выраженность воздействия на ребенка конфликтных взаимоотношений.

      Следует максимально щадить психику заикающегося ребенка, исключив всякие замечания и недовольства родителей по поводу нарушения речи. Большое значение имеет правильный речевой режим в семье — спокойная, несколько замедленная речь в присутствии больного, что может способствовать снятию страха и эмоционального напряжения.

      Из медикаментозных препаратов могут быть использованы психотропные средства, обладающие транквилизирующим действием — рудотель (медазепам), радедорм, седуксен (диазепам), тазе-пам. Для уменьшения спазмов артикуляционной мускулатуры назначается мидокалм. Показаны также электросон, водные процедуры, иглорефлексотерапия.

      При лечении неврозоподобного заикания психотерапия имеет меньшее значение. В таких случаях следует проводить лечение последствий неврологических расстройств (рассасывающие средства, ноотропил, энцефабол). В последние годы при различных формах заикания мы широко используем ноофен.

      В комплексном лечении заикания могут быть также использованы гомеопатические антигомотоксические препараты: нервохель (таблетки), спаскупрель (таблетки), нукс вомика — Гомаккорд (капли).

      Особое место в лечении заикания занимает система логопедических занятий, что подробно изложено в специальных руководствах и монографиях.

      В настоящее время создана система специализированной помощи детям с заиканием в виде речевых детских садов и речевых групп в детских садах общего профиля, сурдологических диспансеров и логопедических кабинетов детских поликлиник, школ, специализированные лагеря и санатории.

      psyera.ru

    Это интересно:

    • Гомеопатия для детей при неврозах Лечение невроза Пе­ред на­ча­лом ле­че­ния хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний и для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­мео­па­ти­че­ских средств ре­ко­мен­ду­ет­ся про­ве­сти очи­ще­ние ор­га­низ­ма пре­па­ра­том Кар­сат «ЭДАС-136» (кап­ли) или Кар­сат «ЭДАС -936» (гра­ну­лы), ко­то­рый ак­ти­ви­зи­ру­ет вы­де­ли­тель­ные […]
    • У меня начинается анорексия Первые признаки анорексии Анорексия относится к психическим заболеваниям и является одной из форм зависимости организма. Только зависимость эта имеет обратный характер. Если известные нам зависимости: от алкоголя, курения и наркотиков, — побуждают к тяге постоянного приема «препаратов», то анорексия имеет […]
    • Незавершенные действия у больных шизофренией хуже запоминаются вследствие Онлайн-тест МФПУ Основы патопсихологии Тест по Основам патопсихологии (МФПУ) (часть вопросов с ответами на них) на средний балл: 83 Помощь в сдаче этого теста студентам МФПУ Условия ЗДЕСЬ! галлюцинации иллюзии резонерство бред А.А. Токарский В.П. Сербский В.А. Гиляровский Л.Ф. Лазурский мягко и […]
    • Может ли болеть шея от стресса Боль в шее из-за стресса: напряжённость мышц шеи – причины и помощь Когда однажды впервые стресс проявляется через боль в шее, можно быстро прочувствовать отчетливое физическое последствие. Мышцы напряжены, и, как следствие, появляется боль в затылке или головная боль. Стресс и напряженность шеи часто связаны между […]
    • Как снять нервный стресс Нервное напряжение, как снять стресс. Симптомы и стадии Как снимать нервное напряжение и стресс Нервно психическое напряжение, симптомы, стадии и как снять нервное напряжение в различных его стадиях, что нужно знать, лечение. Доброго времени всем! Поговорим о нервном напряжении. Напряжение, которое возникает в […]
    • Когда депрессия одолевает Что делать если у тебя депрессия? Что делать, если депрессия забрала все силы? 7 простых способов избавиться от нее. Самым распространенным недугом современных людей считается депрессия. Под данным термином подразумевается угнетенное состояние психики. Проявляется депрессия в подавленности, грусти, ощущении […]
    • Испытала стресс при беременности Стресс при беременности: 5 способов расслабиться Ожидание ребенка – особенный период, наполненный минутами радости и счастья, душевного подъема и вдохновения. По крайней мере, именно такое состояние и хочется испытать каждой беременной женщине. Однако на практике мало кому удается избежать стресса при беременности и […]
    • Сайт анорексия я люблю тебя NRXA, я люблю тебя! Скачать книгу в формате: fb2 epub rtf mobi txt Читать книгу на сайте: Читать онлайн «NRXA, я люблю тебя!» В этой книге Вы НЕ найдете способы борьбы с анорексией. С уважением и искренним сочувствием к НЕ понимающим, К. Паника. Анорекси́я — полный или частичный отказ от приёма пищи под […]