Доклад стресс и стрессоустойчивость

Стресс и стрессоустойчивость (3)

Темой данной курсовой работы является: «Стресс. Стрессоустойчивость.»

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» (Вейн А.М., 1977, С. 3). В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» (Судаков В.К., 1998, С. 11).

Целью данной работы является анализ причин возникновения стресса. Объект исследования – стресс, как психологический феномен. Предмет – особенности поведения человека в состоянии стресса.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

Рассмотреть подходы к пониманию стресса.

Рассмотреть физиологические основы и виды стресса.

Рассмотреть динамику развития стресса и процесс реагирования.

Рассмотреть методы борьбы со стрессом.

Глава 1. Понятие стресса.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., «Просвещение», 1994] Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма. [http://lib.ru/PSIHO/SELYE/distree.txt]

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.[http://www.abcpeople.com/typework/psychology/adaptacia3.htm] Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

1.2. Психическая адаптация.

Психическая адаптация – процесс приспособления психической деятельности человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды путем сохранения психического гомеостаза. Одним из ее вариантов является социально-психологическая адаптация, осуществляющая преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную функции жизнедеятельности человека.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта :

а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.[ http://marks.on.ufanet.ru/PSY/PSYADA2.HTM]

Глава 2. Виды стресса.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.[ Маклаков А.Г. Общая психология. — СПБ, 2003.]

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак : невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4) страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Стресс и стрессоустойчивость (1)

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Понятие стресса и стрессоустойчивости

Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Результаты исследования стресса

Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше (14, 3).

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие (13, 79).

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объектом исследования является стресс. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

К задачам данной работы относится: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятию стресса и расшифровка свойств стресса; во второй главе мы рассматриваем методологические исследования; третья глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово « stress » происходит от латинского « stringere » — затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

works.doklad.ru

Стресс и стрессоустойчивость

Что такое стресс, его положительные и отрицательные стороны. Пути решения проблемы обеспечения стрессоустойчивости. Перечень стрессоров, природа эмоционального стресса, его воздействие на здоровье. Классификация типов людей по стрессоустойчивости.

Подобные документы

Понятие стресса и стрессоустойчивости, основные методы ее повышения. Теоретический анализ научной литературы по проблеме проявления устойчивости к стрессу у людей экстремальных профессий. Экстремальные виды профессий и их психологическая характеристика.

курсовая работа, добавлен 22.11.2012

Стресс как эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Анализ стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека. Методы его предупреждения и преодоления, релаксации. Положительные и отрицательные стороны.

реферат, добавлен 01.04.2009

Виды и функции эмоции. Признаки синдрома эмоционального выгорания. Стресс и стрессоустойчивость как факторы, влияющие на процесс эмоционального выгорания. Модели поведения при стрессе. Методики изучения уровня эмоционального выгорания у продавцов.

дипломная работа, добавлен 18.03.2010

Оценка стрессоустойчивости по динамике регуляторно-адаптивного статуса. Формирование стрессоустойчивости в учебной деятельности. Влияние аутогенной тренировки в конце учебного года на стрессоустойчивость у студентов с разными уровнями стрессоустойчивости.

статья, добавлен 20.05.2017

Психофизиологические признаки стресса. Стресс и управление им в деятельности руководителя, понятие дистресса, основные стрессоры. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации доктора Холмса и доктора Раге, тест на стрессоустойчивость.

курсовая работа, добавлен 05.09.2012

Раскрытие теоретических основ проблемы изучения стрессоустойчивости в профессиональной деятельности бухгалтеров. Анализ связи стрессоустойчивости и трудового стажа работника. Рекомендации бухгалтерам по профилактике, снижению и устранению стресса.

дипломная работа, добавлен 10.09.2015

Понятие стресса и его виды в зависимости от раздражителя, внешние и внутренние причины, влияние на человека. Определение стрессоустойчивости личности. Приемы ее повышения. Синдром эмоционального выгорания. Естественные способы регуляции организма.

реферат, добавлен 13.06.2017

Суть стресса как критического события и перманентного жизненного состояния. Виды стрессоров, последствия их воздействия. Характерные черты кризиса среднего возраста. Зависимость уровня стрессоустойчивости и жизнестойкости работников от полового признака.

курсовая работа, добавлен 24.06.2011

Стресс как совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы. Рекомендации по проблеме напряжений.

реферат, добавлен 06.04.2015

Методики определения актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности. Прогнозирование поведения человека в экстремальных условиях. Диагностика профессиональных стрессоров, ресурсов стрессоустойчивости человека.

allbest.ru

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Секция: 7. Психология

VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия наиболее существенным становится такой вопрос, как способность организма, к так называемой, стрессоустойчивости или же сопротивляемости организма к стрессам.

В условиях современности на человека постоянно воздействуют различные стрессоры — это те факторы, которые оказывают, довольно таки, сильное негативное влияние на психическую деятельность человека. Как правило, в большинстве случаев возможность быть подверженным подобного рода перегрузкам возникает именно в конфликтных ситуациях. Поэтому, на мой взгляд, в конфликте наиболее четко выражается уровень стрессоустойчивости человека к тем или иным стрессорам.

Для полного раскрытия содержания данной темы, рассмотрим понятия «стресс» и «стрессоустойчивость», и их основных составляющих.

Итак, под стрессом следует понимать состояние сильного эмоционального напряжения человека, возникающее в ответ на определенные ситуации. Т. е. стресс — это некая ответная реакция организма на результат внешних воздействий (стрессоров) окружающей среды. Как правило, стресс ведет к дезорганизации или же нарушению функций организма, вследствие чего, нарушается жизнедеятельность индивидуума.

Исследователи выделяют следующие виды стрессов:

  • Эмоционально положительный — возникает на приятные для человека события, где стрессовая ситуация выступает, как контролируемая;
  • Эмоционально отрицательный — приводит человека к стрессовому состоянию, вызывая у него, при этом, отрицательные эмоции;
  • Физиологический — возникает при воздействии на организм человека негативных факторов внешней среды;
  • Психологический — ведет к нарушению психологической целостности и устойчивости личности:
  • информационный;
  • эмоциональный;
    1. Кратковременный — возникает на короткий промежуток времени, тесно связанный с инстинктивными действиями человека;
    2. Долгосрочный — приводит к расстройствам и депрессиям, в силу своей продолжительности и затянутости;
    3. Хронический — возникает при наличии или же, существующей длительное время, умственной и физической нагрузки на человека;
    4. Острый — предполагает потерю психологического равновесия человека, вследствие какого-либо неприятного для него события или явления; [3,с.215—225].
    5. Стресс, равно как и конфликт, имеет тесную связь с потребностями самого человека, с не возможностью их воплотить в реальности, что ведет, к усилению действий, с одной стороны — это механизмов психологической защиты человека, с другой — усилению его физиологических возможностей.

      Основными факторами, влияющими на возникновение стресса, считают:

    6. организационные факторы, действующие внутри организации, группы (плохие отношения с коллегами, отсутствие рабочей нагрузки);
    7. личностные факторы, действующие под влиянием заниженной или завышенной самооценки, эмоциональной неустойчивости человека;
    8. Если же говорить о стрессоустойчивости, то под этим термином следует понимать способность человека адекватно реагировать на какую-либо напряженную ситуацию и легко переносить ее, не погружаясь в состояние стресса. Как правило, стрессоустойчивость предполагает взаимодействие всех компонентов психической деятельности человека, а именно, эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных, которые обеспечивают успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке. Т. е. данное свойство предоставляет возможность человеку преодоления различных экстремальных ситуаций, обеспечивающих ему специфические формы поведения для психической адаптации, позволяющая, индивидууму удовлетворять свои потребности и реализовывать на этой основе наиболее значимые цели, обеспечивая соответствие поведения человека требованиям среды. В свою очередь, эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности [2, с. 107].

      Основными факторами, способствующими улучшению психической адаптации человека, являются:

      • социальная сплоченность;
      • умение строить межличностные отношения;
      • возможность открытой коммуникации, свободного общения.

      Как правило, устойчивость человека в момент возникновения различных стрессовых ситуаций определяется, прежде всего, его индивидуально-психологическими качествами и мотивационной сферой. Следует отметить, что негативно сказывающиеся на человеческой психике экстремальные воздействия не всегда приводят к ухудшению эффективности выполняемой им деятельности. Однако, работая в стрессогенных условиях, человек стремится мобилизировать активность своих внутренних энергоресурсов, что не может не сказаться на его психологическом состоянии.

      Типичными болезнями «стрессовой этиологии» принято считать болезни сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психосоматические расстройства, депрессии и т. д.

    9. Как правило, в жизни мы неоднократно сталкивается со стрессовыми для нас ситуациями, и каждый из нас реагирует на них по-разному. По степени сопротивляемости к стрессовым факторам люди подразделяют на четыре типа: 1. Стрессонеустойчивые — люди такого типа в стрессовых ситуациях склонны проявлять повышенную эмоциональность, они крайне возбудимы и неуравновешенны;
    10. Стрессотренируемые — люди этого типа при не однократно возникающих напряженных ситуациях пытаются привыкнуть к ним, вследствие чего, реагируют на них уже более спокойно;
    11. Стрессотормозные — люди данного типа к внезапным внешним изменениям относятся, довольно таки, спокойно, хотя отличаются жесткость по отношению к мировоззренческим установкам;
    12. Стрессоустойчивые — люди, в этом случае абсолютно спокойно реагируют на любые перемены в жизни, какой характер они б не носили, будь то он длительным или временным.
    13. В силу данной проблемы — изучения стресса и стрессоустойчивости, его влияния на психическое спокойствие человека в различных конфликтных ситуациях, я решила провести исследование на людях — добровольцах среди людей старшего и младшего поколения для выявления у них стрессоустойчивости, а также степени раздражительности, нервозности в ситуациях конфликтности.

      В ходе данного исследования было выявлено, что молодежь, а их 73 % более адаптивна к стрессовым ситуациям и в меньшей степени в условиях тревожности подвержена внешним воздействиям окружающей среды, нежели говорить о людях старшего возраста — 43 %. Т. е. молодежь достаточно адекватно реагирует на экстремальные ситуации, их не так то просто вывести из психологического равновесия, а это гарантия против стрессов. У людей старшего поколения более слабая нервная нервна система, они легко раздражаются, выходят из себя.

      Не зря великим ученым Гансом Селье выдвинута гипотеза о том, что старение — есть, результат всех стрессов, которым подвергался организм человека в течение всей его жизни.

      Отсюда можно сделать вывод о том, что чем человек моложе, чем гибче его нервно-психическая система, тем легче и быстрее протекает его адаптационный период, менее болезненно переживаются стрессовые ситуации.

      Таким образом, необходимо отметить, что стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

      В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.

      Список литературы:

      1. АлександровскийЮ.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.Инфра-М, 1996.
      2. АнтиповВ.В. Психологическая адаптация к экстремальным условиям. Киев.: Довгань, 2005.
      3. АхмедееваН.М. Стресс: как его победить. Защита от стресса. М.: Психология, 2004.
      4. nauchforum.ru

    Это интересно:

    • Слова песни но стресс Слова песни но стресс Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. Для этого нужно отправить свои контакты администратору сайта. 3. Стать спонсором или партнером сайта. Подробности можно узнать […]
    • Сегодняшний новости про девочку с синдромом дауна Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф Помогите собрать "ДСА" на занятия с детьми и публикацию литературы (бесплатно распространяемой!) деньги, очень легко, от 30 до 180 рублей - или больше, если привлечете других участников, - при этом вам ничего не нужно платить. ДСА пишет: "В эти предновогодние дни […]
    • Что такое негативизм у детей Негативизм Детский Психологический словарь . 2000 . Смотреть что такое "Негативизм Детский" в других словарях: негативизм детский — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости. Словарь […]
    • Либлинг мМ Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики" Пункт проката технических средств реабилитации Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология, 1998, № 1. - […]
    • Расстройств сна у детей Нарушение сна у детей В своей работе, я ежедневно сталкиваюсь с проблемой нарушения сна у детей. Именно проблемой! Меня поддержат тысячи родителей, которые еженощно и ежедневно с этим сталкиваются. Распространенность нарушений сна у детей очень большая. Канадские учёные провели длительное исследование сна у детей, […]
    • Гляжу на будущность с боязнью википедия Слово боязнь Слово боязнь английскими буквами(транслитом) - boyazn Слово боязнь состоит из 6 букв: б з н о ь я Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой б Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н Буква ь встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ь Буква я […]
    • Презентация аутизм дошкольников Презентация: детский аутизм Презентация на тему : Детский аутизм. Презентация создана к докладу на педсовете: Изучение проблемы детского аутизма в системе специального(коррекционного) образования. Просмотр содержимого документа «презентация: детский аутизм» Загадка третьего тысячелетия С 2008 года Генеральная […]
    • Болезнь альцгеймера эпидемиология Болезнь альцгеймера эпидемиология Это заболевание, описанное Алоизом Альцгеймером, известное также под названием деменция альцгеймеровского типа, характеризуется нарастающей в течение нескольких лет корковой де-мениией, при которой вплоть до поздних стадий отсутствуют неврологические проявления. Болезнь Альигеймера […]