Дошкольное обучение детей с аутизмом

Дошкольное обучение детей с аутизмом


Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи в его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п. Нарушения в общении в виде страха речи могут наблюдаться у детей с заиканием.

При возникновении всех этих нарушений ребенка следует обязательно показать специалистам: логопеду, психологу, врачу-психоневрологу или невропатологу.

Ранний детсктй аутизм.

Кроме этих форм нарушения способности к общению у детей всречаются и особые стойкие нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова autos — `сам`, аутизм — погружение в себя). При аутизме у ребенка наблюдается особое нарушение его психического развития. Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте.

Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Отличительной особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.

Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразитеьная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

edu.rin.ru

Международная конференция «Эффективные технологии в образовании детей с РАС»

Конференция Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» посвящена Всемирному дню распространения информации об аутизме. Мероприятие соберет ведущих мировых и российских специалистов в области образования детей расстройствами аутистического спектра (РАС), а также родителей детей с аутизмом. Откроет конференцию основатель фонда Наталья Водянова.

Среди тем выступлений и мастер-классов — модели организации обучения детей с РАС в образовательных учреждениях, интенсивная поведенческая программа для дошкольников с РАС ASSERT, подготовка кадров для работы с детьми и РАС в образовательных учреждениях, развитие коммуникации у детей с РАС, системная помощь родителям детей с аутизмом и многие др.

Для успешного обучения детей с РАС в школах и дошкольных учреждениях необходимы знания об особенностях детей с РАС, обучение педагогов и сотрудников образовательных учреждений эффективным технологиям, доказавшим свою эффективность, и специальная организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Фонд «Обнаженные сердца» с 2013 года ведет работу по внедрению современных эффективных технологий работы с детьми с РАС в образовательных учреждениях. На данный момент эти проекты реализуются в 10 школах и 27 дошкольных учреждениях Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Твери, Тулы и Москвы. В Нижнем Новгороде проект по обучению педагогов школьных и дошкольных учреждений работе с детьми с РАС реализуется почти пять лет.

На конференции специалисты озвучат самые передовые и эффективные способы работы с особыми детьми, выступят участники проектов фонда, международные эксперты по детскому развитию Рейчел Харкавик (Кеннеди Кригер Институт США), Эйжер Пелегрино и Лорейн Бессера (Университет Юты, программа ASSERT).

С программой конференции можно ознакомиться здесь.

www.asi.org.ru

Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального

РАЗВИТИЯ (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)

Трудности эмоционального развития детей в раннем возрасте — проблема, с которой сталкиваются, прежде всего их близкие, а также воспитатели и психологи дошкольных учреждений, в которых могут воспитываться такие дети. Эти трудности представляют собой широкий спектр особенностей реагирования маленького ребенка, осложняющих его взаимодействие с окружающим миром: его повышенную возбудимость, впечатлительность, пресыщаемость в контактах со средой, малую активность во взаимодействиях с ней, легкую тормозимость, трудности адаптации в непривычных условиях, сложности развития отношений с близкими людьми и взаимодействия с посторонними, с другими детьми, возникновение ранних поведенческих проблем: страхов, агрессии, негативизма, влечений и др.

Именно психологи, педагоги и воспитатели как специальных, так и общеобразовательных дошкольных учреждений часто первыми обнаруживают у ребенка особенности эмоционального развития. Перед ними неизбежно встают крайне важные и ответственные задачи правильно оценить эти особенности, подобрать наиболее адекватный подход к воспитанию и обучению такого ребенка, помочь ему «прижиться» в дошкольном учреждении, ориентировать, при необходимости, родителей на нужного специалиста (психолога, дефектолога, детского психиатра).

Различно может быть происхождение наблюдаемых особенноетей эмоционального развития. Причиной могут быть последствия раннего органического поражения; неблагоприятные условия воепитания; соматическое неблагополучие ребенка; его характерологические особенности; проявления возрастных критических периодов нормального психического развития; наконец, раннее нарушение и искажение аффективного развития. Конечно, в каждом случае различно качество и интенсивность наблюдаемых признаков эмоционального неблагополучия; отличается их динамика и отзывчивость по отношению к коррекционным воздействиям.

Обычно к специалистам обращаются именно по поводу выраженных нарушений эмоционального развития, когда необходимость ранней коррекционной помощи очевидна всем. Одним из таких случаев является ранний детский аутизм — наиболее сложный тип дизонтогенеза, связанный с ранними тяжелыми нарушениями организации отношений ребенка с миром. Частота раннего детского аутизма по последним данным составляет 1—15 случаев на 10000 детей. Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, среди многообразия проявлений психической де-фицитарности аутичных детей в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования их аффективной сферы, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития.

1. Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5—3-летнему возрасту. Традиционно, вслед за Л. Каннером, описавшим клинический синдром раннего детского аутизма в 1943 г., его характерные черты определяются следующим образом:

-нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

-стереотипность в поведении. Она проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений;

-как наличие в поведении ребенка однообразных действий — моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

-совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхо-лалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Постараемся систематизировать обнаруженные зарубежными и отечественными исследователями данные, свидетельствующие о раннем нарушении аффективной сферы при РДА.

Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам

Состояние аутичных детей до года в целом рассматривается как спокойное и достаточно комфортное. Вместе с тем, склонность к сенсорному дискомфорту (возникающему в ответ, чаще всего, на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также характерная сосредоточенность на неприятных впечатлениях отмечается у них уже на первом году жизни. Характерна не только легкость возникновения неприятных ощущений, но и «застреваемость» на них, фиксация на негативных переживаниях, пугающих впечатлениях.

В ряде случаев наблюдались парадоксальные реакции испуга на тихие, слабые звуки (например, шуршание бумаги). В то же время у ряда более старших детей (от 2 до 3 лет) наоборот, было выражено стремление к пугающим, неприятным впечатлениям.

Особенность реакций на сенсорные стимулы проявляется и в другой, очень характерной тенденции развития, проявляющейся у таких детей уже в первые месяцы жизни. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная захваченность, очарованность отдельными определенными впечатлениями — тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое затем может смениться другим, таким же устойчивым. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и больше может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене, самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д.

Известно, что пристрастие к ритмическим повторяющимся впечатлениям характерно для раннего возраста и в норме. Принципиальным отличием при аутистическом типе развития является тот факт, что близкому практически не удается включиться в действия, которыми очарован ребенок.

Таким образом, можно отметить, что уже очень рано начинает обнаруживаться тенденция к формированию характерных для раннего детского аутизма особых аффективных стереотипных форм.

Нарушение чувства самосохранения

Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности отсутствии «чувства края»), причем достаточно характерным оказалось противоречивое сочетание этих крайностей у одного и того же ребенка: бесстрашие в реально опасных ситуациях могло сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов.

Нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением

Признаки нарушения аффективного контакта с людьми и, прежде всего, с близкими, являясь главным симптомом аутизма, также прослеживаются уже на самых ранних этапах аутистического дизонтогенеза.

1. Приспособление к рукам матери.

Одной из первых важнейших адаптивных реакций младенца является, как известно, принятие антиципирующей позы (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). У многих аутичных детей отсутствует такая поза готовности. На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо он «висит как мешочек» (по выражению родителей), либо бывает чрезмерно напряжен, оказывает сопротивление.

2. Фиксация взгляда на лице матери.

Как известно, в норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу. Уже в первый месяц жизни ребенок может проводить большую часть бодрствования в глазном контакте с матерью. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития нарушения глазного контакта может проявляться особенно ярко. В известных работах этологического направления они рассматриваются как центральный дефект аутизма (Hutt, Tinbergen, 1972). Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого, т. е. избегание глазного контакта.

Ряд экспериментальных работ доказал, что особенности глазного поведения аутичного ребенка (по сравнению с контрольной группой нормальных и умственно отсталых детей) заключаются не в меньшей частоте, с которой он смотрит на взрослого, а в большей кратковременности фиксации взгляда и более частом колебании дистанции в коммуникативных актах — между приближением и удалением (В. Hermelin, N. O’Conner, 1970). Кроме того, этими же авторами было обнаружено, что специфика реакции аутичного ребенка на лицо — сосредоточение на нижней его части (в то время, как в норме, как известно, наибольшую частоту фиксаций взгляда и их продолжительность вызывают глаза).

3. Особенности ранней улыбки.

Признаком благополучное™ аффективного развития традиционно считается своевременное появление улыбки и ее направленность близкому.

Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она могла быть не столько адресована человеку, сколько возникать в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий орнамент на халате матери и т. д.). Обычно снижение избирательного внимания к людям, столь характерного для младенческого возраста в норме. У части детей не возникало в раннем возрасте известного феномена «заражения» улыбкой. Этот феномен развивается, как известно, в «комплекс оживления» — первое направленное коммуникативное поведение ребенка, когда он не только радуется при виде взросло-го (повышается двигательная активно1;ть, гуление, удлиняется продолжительность фиксации лица взрослого), но и активно требует общения, расстраивается, если взрослый недостаточно реагирует на его обращения (М. И. Лисина, О. В. Баженова).

Нарушение развития эмоционального контакта с близкими обнаруживается у аутичных детей уже на этом уровне, причем преимущественно оно может проявляться в пассивности, вялости такого младенца в эмоциональном общении. Некоторые дети, на-; против, проявляют страстность, сверхчувствительность в контакте, но ограничивают его продолжительность, отстраняясь от взрос- ( лого, который пытается продлить взаимодействие.

4. Особенности формирования привязанности к близкому чело-! веку.

Как известно, одним из наиболее значимых для нормального! психического развития ребенка является феномен «привязанное-! ти» (М. Эйнсворт). Признаками формирования последней являет-1 ся выделение младенцем на определенном возрастном этапе близ-1 ких, очевидное предпочтение одного ухаживающего лица, чаще] всего — матери, переживание разлуки с ней.

Существуют неоднозначные представления о формировании! привязанности у аутичных детей. По данным P. Mundy (1989), при-? вязанность у таких детей формируется, что доказывается наличи-1 ем реакции на отделение у аутичного ребенка, но она совершенно! особая. Главное ее отличие от нормы состоит в том, что аутичный] ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реак-! ций для ее выражения. Поэтому очень характерный вариант такой! привязанности выражается в фиксации симбиотической связи ре-| бенка с матерью, которая становится особенно очевидной при,| появлении угрозы ее разрушения.

Развитие особых форм аффективного поведения

В клинической картине раннего детского аутизма многократно были описаны формы стереотипного поведения, внешне не имеющие смысла, но имеющие чрезвычайно важное аффективное] значение для самого ребенка. Особая аффективная направленность аутичных детей, стремление получать определенные впечатления может проявляться очень рано. Для раннего возраста наиболее характерно раскачивание и кручение головой, игра с пальчиками, потряхивание кистями рук; сверхсосредоточенность на определенных зрительных впечатлениях (светящихся, блестящих объектах), особое пристрастие к музыке. Также еще до формирования в окончательном виде синдрома раннего детского аутизма отмечалась направленность многих детей больше на аффективные формы речи, чем на бытовые, причем особенно характерно было увлечение слушанием стихов, а также раннее их одержимое декламирование, повторение слов со сложным звукосочетанием, коверкание слов, рифмование.

Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому

1. Сложности выражения собственного эмоционального состо­яния.

Способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым — одно из наиболее ранних адаптивных достижений нормально развивающегося младенца. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им; утешить его, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. Как показывают экспериментальные данные матери аутичных детей часто испытывали трудности в понимании оттенков эмоционального состояния своих младенцев (P. Hobson, 1989).

2. Трудности в выражении просьбы.

В ряде случаев родители вспоминают, что обращения ребенка не носили дифференцированного характера, было трудно догадаться, чего он просит, что его не удовлетворяет. Так, малыш мог однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не усложняя интонационно свои вокализации, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляда к желаемому объекту.

У многих детей формировался направленный взгляд и жест — протягивание руки в нужном направлении, но без попыток называния предмета желания, без обращения взгляда и вокализации к взрослому. В норме это характерно для определенного этапа раннего развития, и в дальнейшем это движение трансформируется в указательный жест. У аутичного ребенка этого не происходит, и на более поздних стадиях развития движение руки не превращается в показывание пальцем. Даже в старшем возрасте при выражении своего определенного желания такой ребенок обычно берет взрос-мого за руку и кладет ее на желаемый объект — чашку с водой, игрушку, пластинку и т. д.

Трудности произвольной организации ребенка

Эти проблемы становятся заметнее после года и к 2—2,5 годам ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются гораздо раньше. Это может выражаться в следующих, наиболее характерных тенденциях:

1. Отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя.

В ряде случаев эта тенденция настолько сильно выражена, что у ребенка начинают подозревать снижение слуха. Хотя внимательные родители бывают при этом озадачены тем, что ребенок слышит интересующий его звук, даже если он негромок (например, шуршание целлофанового пакета), или по поведению ребенка понятно, что он слышал разговор, не обращенный прямо к нему.

Достаточно часто такие дети позже могут настораживать родителей тем, что не начинают выполнять простейших просьб: «Дай мне», «Покажи», «Принеси».

2. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова («Посмотри на. »). Даже если в ряде случаев вначале слежение за указанием матери есть, то постепенно оно может угасать, и ребенок перестает обращать внимание на то, что она показывает, если только это не совпадает с объектом его особого интереса (напри­мер, лампа, часы, машина, окно).

3. Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда — очень длительная задержка в его формировании. Обычно родители вспоминают, что их малыша было всегда трудно чему-нибудь научить, он до всего предпочитал доходить сам. Часто трудно бывает организовать такого ребенка даже на самые простые игры, требующие элементов показа и повторения — типа «ладушек», затруднено бывает обучение жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия.

4. Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля. В районе годовалого возраста практически все дети при нормальном развитии проходят этап, когда они попадают в плен «полевых» тенденций (термины «поле», «полевые» тенденции здесь и далее в тексте используются как понятия, данные К. Левином), и у взрослых возникают реальные трудности регуляции их поведения. В случае раннего детского аутизма захваченность сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира, наблюдается гораздо раньше и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека. Часто взрослый, не имея эмоционального контакта с ребенком, выступает лишь в качестве инструмента, с помощью которого ребенок получает необходимую сенсорную стимуляцию (может покачать, покружить, пощекотать, под-11ести к желаемому объекту и т. д.). Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь внимание к себе, ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

В этих условиях несформированности эмоционального контакта с близкими особенно тяжело проходит момент физического отрыва малыша от матери в районе года. Часто с этим временем связана резкая смена характера ребенка, ощущаемая родителями — он полностью теряет чувство края, становится совершенно неудержимым, непослушным, неуправляемым. Он может демонстрировать катастрофический регресс в развитии, потерять тот минимум эмоциональных связей, форм контакта, начинавших складываться навыков, в том числе и речевых, которые он сумел приобрести до того, как научился ходить.

Все перечисленные выше известные родителям и специалистам особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции — перевеса стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной.

studfiles.net

Внимание: специалист начнет работать совторой половины сентября 2016 года

Расстройства аутистического спектра (РАС) — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Дети с такими нарушениями, нуждаются в особой мультидисциплинарной помощи в силу выраженности психопатологической симптоматики, дефицитарности общения, неравномерности или задержки развития, а также особенностей семьи. Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врождённой или приобретённой способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Помощь аутичным людям сопряжена с определёнными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию. Значение общения в жизни человека велико. В процессе общения осуществляется взаимный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями и чувствами. В общении усваивается опыт, выработанный человечеством. При аутизме нарушение общения преобладает во всём поведении человека и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития.

В современной системе дошкольного образования неконтактные дети практически не получают профессиональной помощи со стороны специалистов по причине отсутствия коррекционных заведений. Задача воспитания, обучения и подготовки к школе такого ребенка полностью ложиться на плечи семьи, вследствие чего он оказывается крайне ограниченным в формировании коммуникативных навыков. Не имея опыта дошкольной социализации, ребенок-аутист испытывает сильнейшую дезадаптацию в школе, далее, как правило, следует перевод на домашнее обучение, изоляция и полная инвалидизация. Несмотря на трудности общения, составляющие сущность аутизма, интеллект и речь этих детей остаются достаточно сохранными и ребенок имеет потенциал для освоения базовой школьной программы. У них достаточно развито логическое мышление, хотя в мышлении могут обнаруживаться тенденции к рассуждательству, символизму и амбивалентности заключений. Речь при всей ее грамматической правильности обычно не направлена к собеседнику, изменены и ее мелодика, и темп. Знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы. До настоящего времени не существует способов лечения заболеваний аутистического характера. Это не означает, что выхода нет. Специалистами разработаны различные методы психолого-педагогической коррекции детей, позволяющие развивать любые их способности, в зависимости от заложенного в ребёнке потенциала, и использовать их в зрелом возрасте.

«Институт семьи» предлагает индивидуальные консультации родителей и занятия с детьми:

Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей с РАС. Диагностика и коррекция речевого развития. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей имеющих особые потребности (РАС, ЗПР, синдром Дауна)

Прием родителей и детей: расписание будет уточнено в ближайшее время.

Стоимость первичной консультации — 900-00 рублей, стоимость коррекционного занятия с ребенком — 600-00 рублей. Предварительная запись. Детям необходима вторая обувь.

Специалист: Крекова Лилия Георгиевна — учитель-дефектолог.

— в 1989 г. закончила Томский Государственный Университет;

— в 1989-1999 г.г. работала в СШ № 9 г.Томск учителем математики;

— в 1999-2003 г.г. учеба в аспирантуре ИОМ СО РАН;

— в 2002-2005г.г. учеба в МГОПУ им. М.А. Шолохова (дефектологический факультет, специализации олигофренопедагогика, обучение и воспитание детей с ЗПР);

— в 2003 г. возглавила работу методического отдела МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»;

— в 2003 г. ГДОУ №81 г.Томска, заведующая группой для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) «Маленький Принц», учитель-дефектолог;

— в 2005-2012 г.г. НОУ Сиб ИРО «Пеленг», заведующая группой дошкольной подготовки для детей с РАС «Маленький Принц», учитель-дефектолог;

— в 2012-2013г.г. Детский Психологический Коррекционно -Развивающий Центр «Ступени», учитель-дефектолог.

Имеет:

— сертификат Министерства Образования РФ о повышении квалификации педагогических кадров по курсу «Специальная педагогика раннего детского аутизма».

— свидетельство о стажировке в благотворительном фонде «Даунсайд Ап» по поддержке детей с синдромом Дауна (2002);

— сертификат участника цикла семинаров «Создание интегративного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в целях профилактики социального сиротства» Фонда поддержки интегративного образования «Шаг навстречу» (2003);

— удостоверение о повышении квалификации на курсах ТОИПКРО «Организация развивающей среды в образовательном пространстве» (2006);

— удостоверение участника Всероссийской научно-практической конференции «Организация психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра» (2006).

Публикации:

— Крекова Л.Г., Пустовойтова Н.Г., Кондратьева И.В. Модель поэтапной интеграции особого ребенка в условиях ГДОУ. «Особый» ребенок в современном обществе: теория и практика интеграции. Материалы научно-практической конференции. — Томск, 2003;

— Крекова Л.Г., Пустовойтова Н.Г. Диагностика и коррекция когнитивного развития аутичного ребенка в интегративном пространстве.//Материалы межрегиональной конференции «Особое детство», Красноярск, 2004;

— Пустовойтова Н.Г., Крекова Л.Г. Трудные шаги интеграции особого ребенка в общество. // Вопросы охраны психического здоровья в детско-подростковом возрасте: Матер. Междисциплинарного симпозиума с международным участием / Под ред. Корнетова Н.А. — Томск: Изд.-во СибГМУ, 2004.

fc.duny.ru

Это интересно:

  • Ранний аутизм и шизофрения Ранний аутизм и шизофрения Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической […]
  • Аутизм дети дождя Дети дождя или аутизм у ребенка «Дети дождя» - именно так принято называть детей с медицинским диагнозом «аутизм». Это необычные дети: для них не существуют стандартные правила, они часто не понимают того, что делают их сверстники, потому что для них это неинтересно. Дети-аутисты повернуты внутрь своего мира: они не […]
  • Коррекционные занятия с детьми с детским ранним аутизмом Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что […]
  • Бесплатные программы от заикания Скачать бесплатную DAF FAF программу Скачать бесплатную DAF FAF программу Бесплатный Auto - DAF - CAF - софт от НИЦ БКБ. Данная программа создана в НИЦ Биокибернетики и предназначена для коррекции заикания, речевых спазмов у взрослых, а также у детей, имеющих достаточный словарный запас. Auto-DAF-CAF программа […]
  • Этиологии синдрома раннего детского аутизма Autism.com.ua Профессионально об аутизме Последняя новость 28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей […]
  • Детский аутизм курсовая работа Детский аутизм Нижегородский институт менеджмента и бизнеса По клинической психологии Красильникова Екатерина Александровна г.Нижний Новгород 2010 г. Диагноз ранний детский аутизм Причины раннего детского аутизма Основные признаки раннего детского аутизма Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся […]
  • В россии нет диагноза аутизм Судьба аутистов в России Число аутистов катастрофически растет во всем мире. В России же аутисты редко становятся полноценными членами общества. Как правило, диагностика аутизма в России проводится на относительно позднем этапе, когда многие возможности уже упущены. Большинство малышей-аутистов в нашей стране не […]
  • Детский аутизм статьи Детей с ранним детским аутизмом врачи называют особенными. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился. В связи с неоднозначными […]