Гульдан вВ мотивация преступного поведения психопатических личностей

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология >> РАЗДЕЛ II Преступное поведение лиц с психическими аномалиями Глава 7 МОТИВАЦИЯ Общие подходы к проблеме С позиций современной психологии, личность п.

РАЗДЕЛ II Преступное поведение лиц с психическими аномалиями Глава 7 МОТИВАЦИЯ Общие подходы к проблеме С позиций современной психологии, личность понимается как социальное явление, как социально — психологическая сущность каждого отдельного человека. Соответствено, личность определяется, главным образом, социальными и социально — психологическими свойствами, хотя и биологические (наследственные и др. ) качества при этом нельзя игнорировать, поскольку они накладывают определенный отпечаток на различные стороны психических процессов, составляющих основу личности (Б. В. Зейгарник, 1986, и др).

Побудительным стимулом, мотивом физической и психической активности являются потребности человека (А. Н. Леонтьев, 1965; Нюттен, 1975, и др. ). В экспериментальной психологии под мотивацией поведения подразумевается, прежде всего, биологические потребности и влечения (J. Nuttin, 1975), а под мотивом — стимул и фактор сенсибилизации и активации организма к данному стимулу. В жизни — это обычно объект — цель, а у человека — нередко и продукт воображения. У человека мотивация зависит от прошлого опыта и научения, от социальных, характерологических и культурных факторов. Уровень мотивации определяется выбором цели, уровнем притязаний, успехом и неуспехом. Можно выделить мотивации: биологическую, познавательную, социальную, положительную и отрицательную. Неуспех в результате препятствий и других неблагоприятных обстоятельств может порождать состояние конфликта и фрустрации, агрессии и регрессии, длительного психического напряжения, реакции замещения, смещения и генерализации. Мотивация преступного поведения является непосредственной причиной преступной деятельности. Ценность данных о мотивах преступного поведения заключается в следующем: — они помогают вскрыть внутреннюю предопределенность поступков на индивидуальном уровне; — мотивы отражают социальные условия, в которых рос и формировался человек, и поэтому дают возможность познать их. Давайте рассмотрим, что же такое мотив? Мотив — это внутреннее побуждение к деятельности, субъективный стимул человеческих поступков, в котором находят выражение движущие силы личности, связанные с удовлетворением его потребностей (Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан).

Знание мотивов не только дает ответ на вопрос, почему совершаются те или иные действия, но и в чем их смысл для данного индивида, какие нужды при этом удовлетворяются. Такой подход к мотиву дает возможность понять, на что направлена активность лица, ради чего выбран именно этот вариант поведения, а не другой, т. е. понять мотив как причину, определяющую направленность поведения. Еще сохраняются весьма упрощенные, а подчас и неверные представления о мотивах многих распространенных преступлений. Так, большинство криминологов полагают, что корыстные преступления всегда совершаются только из корыстных побуждений. Это происходит потому, что мотивы корысти обычно на поверхности и поэтому обращают на себя внимание в первую очередь. Однако поведение человека полимотивировано и наряду с названным мотивом могут существовать и другие, в том числе бессознательные или частично осознаваемые, которые также обусловливают преступные действия. Проведенное В. В. Гульданом и Ю. М.

Таким образом, все большее число исследователей приходят к выводу о том, что мотивы многих преступлений носят бессознательный характер. Неосознанность мотивов не освобождает от уголовной ответственности за совершение преступных действий, поскольку субъект осознает их уголовно наказуемый характер. Сегодня можно сказать, что мотивация поведения является ключевым понятием, на основе которого могут быть объединены усилия криминологов, психологов, судебных психиатров по изучению преступных и общественно опасных действий, а также по разработке мер по их предупреждению. В отечественной патопсихологии сложилось целое направление — школа Б. В. Зейгарник, в центре внимания которой находится анализ мотивационных изменений в зависимости от различных форм психических заболеваний и психической патологии. Многочисленные исследования показали, что патология личности и представляет собой, в основном, нарушения в сфере мотивов. В одних случаях заболевание меняет строение мотивов, нарушает их иерархию, опосредованность, в других — смыслообразующая функция мотива превращается лишь в знаемую. Установлено, что патологи ческие изменения личности состоят в утрате крити ности и подконтрольности поведения, в появлении новой ведущей деятельности или изменении прежней (при алкоголизме, анорексии и т. д. ). Т. П. Печерникова, Б. В. Шостакович, В. В. Гульдан высказали предположение о том, что за внешне схожими противоправными действиями психопатических личностей и психически здоровых лиц могут ле жать совершенно различные механизмы мотивообразования. Большинство авторов работ о мотивации поведения считают источником активности потребности, нужду организма в чем — либо. Множество различных объектов может выступать в качестве предмета этой потребности, т. е. становиться мотивом, обладающим побудительной и направляющей деятельность функцией. К основным потребностям относят такие, как: биологические (органические) — непосредственно обеспечивающие существование человека как индивида и продолжение его в потомстве, индивидуально — психологические (обеспечивающие безопасность в результате психологической адаптации в группе: иерархия взаимоотношений, механизмы конформизма и др. ) и социально — психологические (мораль, нормы поведения, этика и эстетика, идеология и мировоззрение, отношение к общественному труду и т. д. ) Однако социально — правовые нормы регламентируют как условия реализации потребности, так и предмет ее. При нарушении этих норм поведение, направленное на реализацию потребности, становится преступным или общественно опасным. Необходимо сказать, что большие трудности представляет отделение нормальных типов личности от ненормальных, патологических, разнообразие которых исключительно велико, тем более, что недостаточно разработаны критерии нормы и патологии личности, что одни и те же формы поведения, например асоциальные и антисоциальные, наблюдаются в обоих случаях.

Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Д., 1998.

azps.ru

Гульдан вВ мотивация преступного поведения психопатических личностей

* Электронная публикация:
Дышлевой А. Ю. Мотивация преступного поведения лиц с психическими аномалиями, совершивших сексуальные правонарушения [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. — Харьков, 2001. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper018.htm.

Проблема мотивации является одной из ключевых в социально-психологической характеристике любой человеческой деятельности, в том числе и противоправного характера. Мотивация является психологической формой активности субъекта, выражающей его потребности. Будучи социально детерминированной, непосредственно изнутри субъекта мотивация определяет криминальную направленность его действий. Без изучения проблемы криминальной мотивации невозможно уяснить себе вопросы детерминации преступного поведения. Исследование проблемы мотивации представляет особый интерес не только для познания причинности преступного поведения, но и в практическом плане, в частности, для правильной квалификации деяний и индивидуализации наказания, а также в плане прогнозирования и превенции преступлений.

У человека мотивация зависит от прошлого опыта и научения, от социальных, характерологических и культурных факторов. Уровень мотивации определяется выбором цели, уровнем притязаний, успехом и неуспехом. Можно выделить мотивации: биологическую, познавательную, социальную, положительную и отрицательную. Неуспех в результате препятствий и других неблагоприятных обстоятельств может порождать состояние конфликта и фрустрации, агрессии и регрессии, длительного психического напряжения, реакции замещения, смещения и генерализации.

Человеческое существование состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечить свою адаптацию, а тем самым и выживание. Человек ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей. Первоначально происходит активация мозга в результате сопоставления внутреннего состояния индивида с внешними объектами или ситуациями. Затем мозг обрабатывает поступающую от организма и из внешнего мира информацию с целью запустить третий этап — наиболее подходящее поведение с учётом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта.

Активация психической деятельности человека основывается на двух процессах: мотивации и восприятии, неразрывно связанных друг с другом на уровне экстравертированного сознания. Восприятие есть результат истолкования сигналов, поступающих из внешнего мира, а также сигналов внутреннего порядка, то есть мысленных образов и воспоминаний. Однако, поиск и выбор сигналов зависят от второго источника активации, который постоянно направляет эти процессы, то есть от мотивации. Без восприятия и осознания внешней действительности мы были бы неспособны направлять свою активность на удовлетворение наших потребностей во взаимодействии с окружающим миром. С другой стороны, без мотивации любое восприятие становится бесполезным.

Обработка информации не рефлекторном уровне и на уровне инстинктивного поведения осуществляется стереотипным образом, автоматически. При сложных процессах научения и, особенно, при сознательном принятии решения в обработке информации участвуют такие психические процессы, как память и мышление. Инстинкты сохранили у человека своё динамизирующее значение, однако они не могут направлять и контролировать эффективность его поведения. Биологические потребности человека проявляются в социализированных формах; любое влечение вменяемого человека на уровне сознания соотносится с действительностью, с реальными возможностями его удовлетворения. Поведение человека определяется в основном рассудочной деятельностью.

Человек является одновременно и частью природы, подчиняющейся её законам и субъектом, наделённым разумом и способным осознать свою беспомощность в мире. Не имея столь сильных инстинктов, которые присущи животным, человек обладает способностью самостоятельного принятия решения. Однако, сталкиваясь с веером альтернативных решений, он не всегда может выбрать правильное из них, что порождает тревогу и беспокойство.

Что же представляет собой мотивация? На физиологическом уровне мотивация (от фр. «motif» — побудительная причина) — является механизмом выбора реакций, направленных на удовлетворение банальных потребностей (например, поиск пищи или избежание опасности). В плане психодинамики под мотивацией понимается сфера импульсов — психоэнергетики — побуждений, придающих действию направленность, избирательность и стремительность. На личностном уровне мотивация есть селективный механизм, позволяющий выбрать из возможных форм поведения ту, которая лучше всего соответствует состоянию психики или планам данного лица. В самом общем смысле мотивация — это совокупность факторов, определяющих поведение. Данное понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют.

В конечном итоге разработка проблемы мотивации призвано ответить на вопрос: почему в конкретных ситуационных условиях человек выбирает данную, а не какую-то иную цель (активность) и некоторое время с определённой настойчивостью стремится её достичь? Причём ставить вопрос «зачем» и искать мотивацию имеет смысл лишь применительно к произвольным единицам активности, в которых осознаны преследуемая цель и возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов. Произвольная активность всегда проходит на фоне более или менее отчётливых ожиданий предполагаемого результата или возможных последствий такого результата. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, однако они прослеживаются и в сугубо импульсивных реакциях.

Любое преступление сугубо индивидуально не только по своей объективной характеристике, но и по своей мотивации. Причём оперативная часть действия в структуре правонарушения полностью подчинена мотивационной стороне и самостоятельного смыслового значения не имеет.

Изучение криминальной мотивации показывает, что причина преступного поведения заключается в том, что человек психологически готов ради разрешения стоящих перед ним утилитарных задач выйти за рамки нормативных ценностей, в том числе и правового характера.

Если рассматривать преступление как эпизод в жизни конкретного лица, то в таком случае преступные действия (бездействия) никак не могут быть самоцелью. Любое человеческое существо нацелено на выживание, соответственно индивид стремится улучшить как своё положение во внешнем мире, так и своё внутреннее психологическое состояние. Отсюда тенденция выбирать оптимальный, то есть наиболее выигрышный в данных условиях вариант поведения. Причём оптимальным в рамках конкретной жизненной ситуации и индивидуальных позиций субъекта, вполне может быть противозаконный способ действий.

Совершение преступления является разновидностью поведенческих актов человеческих существ. Оно обладает определённой спецификой, так как действие индивида имеет антисоциальную направленность и посягает на объекты, охраняемые уголовным законом.

Широкое понимание мотивации с углублением исследования данного феномена предлагает профессор В. В. Лунеев. По мнению профессора В. В. Лунеева, мотивацию следует рассматривать в двух измерениях: «по горизонтали», по элементам, и «по вертикали», то есть по уровням одновременно.

Горизонтальный срез: мотивация как внутренний психологический стержень генезиса преступного поведения. Соответственно, в этом смысле мотивация «пронизывает» весь механизм.

Здесь каждый последующий момент вытекает из предыдущего:

  1. Актуализация потребности.
  2. Формирование мотива.
  3. Целеполагание.
  4. Выбор пути достижения цели.
  5. Прогнозирование возможных результатов.
  6. Принятие решения.
  7. Контроль и коррекция действий.
  8. Анализ наступивших последствий.
  9. Раскаяние или выработка защитного мотива.

Это элементы (если рассматривать их в статике), либо этапы мотивации (если рассматривать их в динамике). Исходное побуждение «достраивается» (то есть уточняется и конкретизируется) остальными элементами, которые переводят его из сферы субъективных переживаний в действие и составляют вместе с исходным побуждением единый мотивационный вектор.

Вертикальный срез: мотивация как результирующая взаимодействия личности правонарушителя с социальной криминогенной средой. Исследование «по вертикали» проводится в криминологических целях. Здесь есть четыре уровня:

  • Психологический уровень позволяет рассмотреть связи интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов, а также сложных образований личности (направленности, способностей, характера) с преступным поведением.
  • На биологическом (психофизиологическом) уровне рассматривается влияние на преступное поведение особенностей нервной системы, темперамента и пограничных состояний.
  • Социально-психологический уровень позволяет раскрыть криминогенное влияние социальных традиций, настроений, правосознания как специфических явлений и общественного мнения, межличностного общения, моды, психологического влияния, внушения, подражания, конформизма как механизмов массового сознания.
  • На социальном уровне рассматривается криминогенное влияние социальных, экономических, демографических, идеологических, организационных явлений и процессов в социуме.
  • Такой многомерный и системный подход представляется оправданным, поскольку каждое конкретное действие всегда отвечает более общему жизненному отношению, определяемому потребностями и ценностями субъекта, его привычками, простым опытом, которые в свою очередь определяются ещё более общими закономерностями биологического и социального развития, и только в этом контексте оно может получить своё подлинное причинное объяснение. Проблема мотивации в широком смысле предполагает выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих, направляющих и поддерживающих поведение человека.

    Проведённое В. В. Гульданом и Ю. М. Антоняном изучение мотивов преступлений показало, что их личностный смысл обычно ускользает от сознания, слабо или вообще не охватывается им, носят бессознательный характер. У каждого человека есть основная мотивационная тенденция (или ведущие мотивы), составляющая, в определённом смысле, сущность его личности и, в целом, определяющая поведение. Учёт этой тенденции позволяет связать воедино и объяснить преступные действия в прошлом, поведение в период отбывания наказания и последующие поступки, а тем самым и прогнозировать поведение, учитывая и наличие аномалий психики.

    Однако несмотря на то, что мотивы многих преступлений носят бессознательный характер, неосознанность мотивов не освобождает от уголовной ответственности за совершение преступных действий, поскольку субъект осознаёт их уголовно наказуемый характер.

    Необходимо сказать, то большинство противоправных действий аномальных личностей носит полимотивированный характер.

    У лиц с психическими аномалиями разной нозологии выделяют три основных типа мотивации поведения, определящие механизм общественно опасных действий.

    Первый тип характеризуется отсутствием (разрывом) связи между потребностью, мотивом и поведением. Их называют и беспотребностными, и безмотивными.

    Второй тип мотивации общественно опасных действий лиц с психическими нарушениями связан с реализацией патологических (бредовых) мотивов, побудительная функция которых в результате болезненной трансформации приобретает характер сверхсильной мотивации. Ведущий бредовый мотив придаёт особое содержание всей деятельности больного, потому что им определяются не только побуждения, но и особенности смыслообразования, меняется смысл всех стимулов мира. Образуется порочный круг бредового поведения.

    Третий тип мотивации противоправных действий у лиц с психическими нарушениями подчиняется общим закономерностям поведения человека, формируется в процессе актуализации потребностей субъекта, ставящего перед собой определённые цели, в процессе деятельности, отражающей все стороны личности, в том числе и её патологические изъяны, дефекты мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.

    Б. В. Зейгарник выделила разные варианты нарушения строения мотивов при личностной патологии, в основе формирования которых лежат два психологических механизма мотивообразования:

  • нарушение опосредования потребностей;
  • нарушение их опредмечивания.
  • Нарушение опосредования потребностей заключается в несформированности или в разрушении социально детерминированных способов реализации потребностей.

    Нами изучена криминальная мотивация 120 лиц с психическими аномалиями, совершивших сексуальные правонарушения, у которых исходя из особенностей нарушения психической деятельности на патопсихологическом уровне выделены шизофренический психопатический, органичекий, олигофрренический и психогенной дезорганизации симптомокомплексы.

    Поведенный анализ показал, что аффектогенные мотивы часто наблюдаются в преступных действиях психопатических личностей и у лиц с психопатоподобными расстройствами. Это объясняется особенностью эмоциональных реакций этих преступников, их повышенной возбудимостью, застреваемостью аффективных переживаний, разрядка которых часто приводит к действиям, отличающимся жестокостью, агрессивностью, вандализмом.

    Эти психопатические аффективные реакции чаще всего являлись психогенно спровоцированными, особенно когда психогения была адресована «больному пункту», имеющемуся у данного человека.

    Условием возникновения аффективных реакций был внутренний конфликт между необходимостью действовать и субъективной невозможностью найти адекватные для этого средства, которые могли бы разрушить сложившуюся ситуацию.

    Пониженное настроение, переутомление, соматическая ослабленность и некоторые характерологические особенности психически здоровых лиц (недостаточно устойчивая самооценка, неспособность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях) способствовали облегчению возникновения аффективной реакции.

    У психопатических личностей и у лиц с психопатоподобными расстройствами (алкоголики, наркоманы, олигофрены и т. д.) наиболее аффектогенными являются следующие ситуации:

    а) предъявляющие повышенные требования к возможностям нервной организации, к слабым звеньям высшей нервной деятельности, лежащей в основе того или иного типа психопатий. Например, для астенических психопатов — это навязывание несвойственного им ритма работы;

    б) ущемляющие основные личностные позиции субъекта, его эгоцентрические и эгоистические притязания, разрушающие его самооценку (особенно это касается истерических психопатов);

    в) предъявляющие повышенные требования к когнитивной регуляции поведения (олигофрения);

    г) субъективно ощущаемые как несущие угрозу, в том числе биологическому существованию индивида (шизоидные психопаты);

    д) дающие возможность разрядки аффективных переживаний (астенические психопаты).

    Для различных психических аномалий действие таких ситуаций различно.

    Для возбудимых психопатических личностей аффектогенными чаще становились ситуации, затрагивающие их самооценку, притязания, требующие уступать занятые позиции, свои истинные или мнимые привилегии, поступиться своими правами или собственностью, требующие спокойствия, ожидания, хладнокровия, невмешательства, а также покушающиеся на индивидуальные стереотипы поведения.

    Для истерических психопатов аффектогенными условиями являются такие, которые ограничивают их внешние контакты, не дают возможности самовыражения в яркой форме, а также ситуации, снижающие самооценку, затрагивающие уровень притязаний, разоблачающие их манипулятивное поведение, разрушающие защитные механизмы личности. Конфликты с окружающими у психопатических лиц истерического круга возникают из-за того, что их притязания, потребность во внимании не находили отклика у окружающих. Намеренная аффектация использовалась как средство привлечения внимания, нажима на окружающих с целью добиться признания, причём на первый план в ней выступали самовзвинчивание и демонстративность.

    У психопатических личностей тормозимого круга аффектогенные мотивы реализовались в ситуациях, затрагивающих сенситивные стороны их личности, угрожающих компенсаторным личностным образованиям, требующих длительного физического и нервного напряжения, ответственности, множественности контактов с окружающими, решительности, смелости, необходимости отстаивать свои позиции. Аффектогенными для тормозимых психопатов являлись ситуации нарушения или изменения привычного стереотипа деятельности, требующие несвойственного им, навязанного извне ритма работы, принятия значимых решений в ситуации неопределённости.

    Ситуационно-импульсивные мотивы вели к непосредственному удовлетворению актуальной потребности с помощью «ближайшего» объекта без учёта существующих социальных норм, прошлого опыта, внешней обстановки, возможных последствий своих действий. Наиболее часто такие мотивы встречаются у олигофренов, возбудимых и неустойчивых психопатов.

    Как правило, ситуационно-импульсивные мотивы реализуются в противоправных действиях, для которых характерно отсутствие этапа предварительного планирования и выбора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной. потребности.

    Намерение совершить преступление формируется непосредственно в сложившейся ситуации. Решающую роль в этих случаях играет наличие объекта, способного удовлетворить актуальную потребность и субъективно воспринимаемого как весьма доступный.

    Анэтические мотивы — это мотивы, в которых нарушения опосредования деятельности затрагивают самый высший уровень регуляции поведения — морально-этические и правовые нормы.

    Наиболее часто они встречаются у больных олигофренией в степени дебильности, неустойчивых психопатов, истерических и возбудимых.

    Все противоправные действия по анэтическим мотивам совершаются при игнорировании существующих правовых и социальных норм. Ведущим условием формирования анэтических мотивов было преимущественное игнорирование социально-правовых норм.

    Изучение мотивации поведения психопатических личностей и лиц с психопатоподобными расстройствами показало, что их преступные действия часто связаны с реализацией потребностей в объектах биологически неадекватных или запрещённых существующими социальными нормами. Это, иными словами, объекты-«суррогаты», которые приобретали побудительную и смыслообразующую функцию.

    Наиболее многочисленную группу лиц, в основе противоправного поведения которых лежат мотивы-«суррогаты», составляют психопатические личности с сексуальными перверзиями, которые и обусловливают совершение различных сексуальных преступлений.

    В клинических исследованиях сексуальные перверзии рассматриваются как нарушение психосексуальной ориентации (искажение направленности полового влечения и форм его реализации).

    Таким образом, нарушение процессов опосредования и опредмечивания сексуальных потребностей и исполнение неадекватных типов сексуальной мотивации — это те мотивационные нарушения, которые очень часто встречались среди лиц с психическими аномалиями, совершивших сексуальные правонарушения. Глубокое исследование феномена криминальной мотивации тем более значимо, в плане прогнозирования преступного поведения лиц, уже совершивших преступление.

    www.psychiatry.ua

    .1. Принятие решений и планирование Общие подходы к проблеме

    Вслед за формированием мотивов преступного поведения наступает этап принятия решения.

    Мотивация, планирование и исполнение преступления составляют механизм преступного поведения при совершении умышленных преступлений.

    Под принятием решения в психологии понимают волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации.

    Основные этапы процесса принятия решения: —

    информационная подготовка решения; —

    процедура его принятия; —

    выбор программы действий; —

    прогнозирование изменений ситуации; —

    прогнозирование возможных последствий своих действий.

    В принятии решения участвуют различные уровни психического отражения — от познавательно перцептивного до речемыслительного. Однако вопрос о том, каким образом нарушения восприятия, памяти, мышления, интеллекта, прогнозирования преломляются в механизме преступного поведения, ранее не рассматривался и впервые был поставлен в исследованиях Ю. М. Антоняна, В. В. Гульдана. 8.2.

    Особенности принятия решений у лиц с психическими аномалиями

    Существуют особенности принятия решения у лиц с психическими аномалиями. Рассмотрим некоторые из них.

    Уже в первых работах, в которых психопатии были выделены в отдельную самостоятельную нозологическую единицу, содержатся сведения о нарушении интеллектуальной сферы. Е. Блейлер в своей работе, посвященной особенностям интеллекта психопатов, описал механизм так называемого относительного слабоумия. По мнению автора, «относительное слабоумие» проявляется в виде разрыва между приобретенными знаниями и практическим их применением. Это слабоумие является результатом неблагоприятного со отношения различных психических функций между со бой. В качестве предполагаемого механизма «относи тельного слабоумия» Е. Блейлер считал нарушение со отношения между возможностями интеллекта и целями, которые ставит перед собой субъект под влиянием аф фектов и влечений.

    Для проверки этого предположения Ю. М. Антоняном и В. В. Гульданом было проведено экспериментальное исследование. 15 карточек методики исключения предметов, заключающейся в необходимости обобщить три изображенных предмета из четырех, исключив лишний, раскладываются на столе изображением вниз по порядку — от 1 до 15. Испытуемым говорилось, что с увеличением номера карточки трудность задания возрастает и предлагалось выбрать одну из карточек. Ограничивалось и время. После каждого задания давалась оценка. Оценки «верно» и «неверно» давались в соответствии со схемой эксперимента и могли не совпадать с истинным уровнем выполнения задания.

    Результаты показали, что психопатические личности ставили себе более сложные задачи в условиях свободного выбора, чем здоровые люди в сходной ситуации.

    По-разному действовала на здоровых и психопатических личностей оценка результатов их действий. Несоответствие притязаний оценке не приводило у психопатических личностей к перестройке действий, как у здоровых испытуемых, а вызывало аффективные реакции и неадекватные тактики поведения.

    В 23% случаев у психопатических личностей отмечался «неадекватный по направлению» выбор заданий: более «легких» после успеха и более «трудных» после «неуспеха». Таким образом, аффективно обусловленные изменения поведения психопатических личностей определяются, прежде всего, особенностями выбора целей, нарушением звена регулятивной связи между уровнем притязаний, возможностями субъекта и предъявляемыми требованиями, т.е. нарушением регулятивной и прогностической функции мышления.

    Таким образом, было получено экспериментальное подтверждение гипотезы Е. Блейлера об «относительном» и «аффективном» слабоумии психопатических личностей, заключающееся в выборе непосильных для возможностей собственного интеллекта задач и сбоях мышления под влиянием аффективных моментов. В сочетании с переоценкой собственной личности, недостаточного прогноза возможных последствий своих действий эти особенности мышления находят отражение в, казалось бы, тщательно продуманных преступлениях.

    Данные литературы показали, что у психопатических личностей существует тесная избирательная связь между нарушением критичности к своим действиям и мотивами их деятельности.

    У психопатических личностей истеро-возбудимого типа нарушения критичности проявляются при актуализации мотива «восстановление уязвленного самолюбия».

    У тормозимых психопатов нарушение критичности проявлялось при актуализации мотива сохранения личностной автономии с собственным привычным стереотипом действий в условиях внешней регламентации деятельности.

    Нарушение критичности у психопатических личностей, проявляющееся в определенных ситуациях, чаще всего при актуализации мотивов психопатической самоактуализации, определяет особенности принятия решений и планирования преступлений в этих случаях.

    Особое внимание уделяется в литературе способности психопатических личностей к учету прошлого опыта, обучению на собственных ошибках, планированию и предвидению.

    Прогнозирование будущего дает возможность подготовиться к нему. И здесь наиболее существенным признаком является частота наступления каждого события в его прошлом опыте. На основе сведений о чередовании событий субъект создает внутреннюю модель вероятностной организации среды и предсказывает наступление определенных событий. Подготовку к действиям, которые надо совершить в предстоящей ситуации, прогнозируемой с определенной вероятностью на основе прошлого опыта субъекта, называют «преднастройка к движениям» (И. М. Фейнгенберг ).

    Для уточнения способности психопатических личностей к формированию опыта и его использованию для регуляции поведения проведена методика регистрации времени двигательной реакции при реагировании испытуемого на разновероятностные сигналы, появляющиеся в случайной последовательности. Сначала формировался опыт в установлении стабильной разницы во времени реакции на частые и редкие сигналы в соответствии с законом Хика. После установления этой разницы условия эксперимента варьировались. Различия между здоровыми и психопатическими личностями выявлялись в звене использования опыта для регуляции собственных действий. У психопатических личностей реагирование определялось непосредственным подчинением ситуации (а не знанием о статистической структуре сигналов), и в значительной степени подчинение ситуации определялось только последними предшествующими событиями, тогда как в норме использовался больший отрезок прошлого опыта.

    По данным ТАТ, касающимся временной перспективы, в рассказах психопатических лиц категории прошлого и будущего встречаются менее чем в 15% рассказов, тогда как у здоровых — в 75% рассказов.

    Типичные высказывания возбудимого психопата:

    «Я сначала ляпну, а потом уже думаю». «Когда начинаю думать, я сижу уже в тюрьме».

    Для истерического психопата характерно следующее: «Я планирую, причем очень далеко. Мои прогнозы похожи на шахматы. Вообще, у меня нет таких целей, которых бы я не добивался. Единственное, что мне может помешать,— это тюрьма».

    Характерной для этих испытуемых была определенная подмена понятий. В частности, под прогнозом они понимают поставленную цель, которую стараются достичь. Подмена понятий прогноза и цели носит, по- видимому, защитно-компенсаторный характер, является попыткой вытеснения, своеобразной маскировкой нарушений прогностической функции мышления.

    Тормозимый психопат, когда начинает строить планы, получает результат хуже, чем в случае действий без предварительной программы. Полученные, казалось бы, парадоксальные данные, что именно предварительное обдумывание своих действий психопатическими личностями тормозимого круга является в какой то мере дезадаптирующим фактором, ведущим к явному ухудшению результатов, находит свое подтверждение в материалах уголовных дел этих испытуемых. Их спланированные противоправные действия поражали своей вычурностью, недостаточной логичностью, неадекватностью прогноза возможных последствий.

    Как у здоровых, так и у психопатических личностей принятие решения основывается на двух моментах: анализе ситуации и учете собственных возможностей. Выбор одного из возможных действий и предсказание ожидаемых результатов должны выводиться из логического анализа ситуации с учетом собственных возможностей. Длительность и стойкость компенсации в этой группе психопатических личностей зависит во многом от иерархии мотивов, сложившихся межличностных отношений, возможности реализации главных для них ведущих мотивов.

    Для истеровозбудимых — это возможность доминирования над окружающими, лидерства в группировках, манипулирование их мнением и поведением.

    Для шизоидных психопатов — это стремление к личностной автономии. Как правило, они завоевывают авторитет своей независимостью, эмоциональной холодностью, жестокостью.

    Неустойчивые психопаты включаются в асоциальные группировки, находя в таком общении романтические аспекты.

    По данным В. В. Гульдана и Ю. М. Антоняна, психопатов, которые включаются в трудовую жизнь и соблюдают правила режима, находясь в компенсированном состоянии, было значительно меньше. Это, в основном, психопаты тормозимого круга, которые отличаются исполнительностью, трудолюбием, избегают ссор и конфликтов.

    Осужденные обеих групп стремятся произвести благоприятное

    впечатление, декларируя гиперсоциальные установки (более 70%). Здесь важно решить вопрос, насколько устойчивы эти установки, становится ли прошлый опыт фактором самоконтроля и регуляции поведения, так как вытеснение отрицательных аспектов содеянного ведет к неадекватной и идеализированной оценке, что нередко влечет за собой рецидив преступления.

    В основе дефектов принятия решений лежат особенности собственно мыслительной деятельности, выбор в условиях неопределенности программ поведения на основе искаженных представлений о ситуации, о самих себе, о своих возможностях. 8.2.

    scibook.net

    Это интересно:

    • Клиника неврозов им и п павлова Клиника неврозов им и п павлова Все контактные данные указаны в разделе "Контакты" «Клиника неврозов» располагается в старинном здании недалеко от церкви Успенского подворья монастыря Оптиной пустыни. В нескольких минутах ходьбы красивый вид на Неву с набережной лейтинанта Шмидта. Сотрудники больницы с трепетом […]
    • Конспект занятия для детей дошкольного возраста с заиканием Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с заиканием «Художники» Татьяна Осеева Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с заиканием «Художники» Цель: Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания на этапе вопросно-ответной формы речи. 1. […]
    • Надо лечить депрессию Нужно ли лечить депрессию? Принято думать,что депрессия – это просто плохое настроение, переутомление или слабость характера. Многие так и говорят: «У меня сегодня депрессия». И стоит отдохнуть (развлечься,попить пустырник/афобазол/персен/фенибут/, съездить куда нибудь и т.п.), как все пройдет, и состояние […]
    • Учебный стресс Учебный стресс у студентов при разных формах обучения 3180 В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого является сравнение уровня учебного стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов, получающих первое высшее и второе высшее образование. Обследовано 55 […]
    • Заикание по лСВолковой Заикание по лСВолковой 18. Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания? 19. В чем значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками? 20. Как реализуются дидактические принципы в логопедических занятиях с заикающимися? 21. Расскажите […]
    • Занятия для ребенка с синдромом дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Дарья Брутчикова Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна Конспект занятия для ребенка с синдромом Дауна. (занятие разработано для детей, не говорящих, но понимающих инструкцию). - научить ребенка квалифицировать предметы по признаку домашние, дикие животные. - […]
    • Возрастной риск синдрома дауна Интерпретация результатов пренатального скрининга Интерпретация результатов пренатального скрининга должна проводится врачом. Информация, размещенная на этой странице, является обобщенной справочной информацией. Для вычисления рисков используется специальное программное обеспечение. Простое определение уровня […]
    • Темповая задержка моторного развития это Задержка моторного развития Задержка моторного развития проявляется у детей первых лет жизни. Малыш учится держать голову, ползать, сидеть и делать первые шажки. Одни детки развиваются быстрее и в восьмимесячном возрасте могут ходить, держась за опору. Другие - лишь уверенно ползают и еще не становятся на […]