Характеристика эмоциональной сферы при умственной отсталости

Нарушение эмоциональной сферы умственно отсталых детей

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Изучение специфики выражения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью – вопрос, лежащий на стыке нескольких областей психологического знания: психологии эмоций, психологии состояний и специальной психологии (олигофренопсихологии). Без знания механизмов формирования эмоциональной сферы умственно отсталых детей, без учёта специфики эмоциональных проявлений школьников с лёгкой умственной отсталостью невозможно качестве выстроить и коррекционную работу с ними. Следует отметить, что в настоящее время интеллектуальная деятельность и познавательные процессы умственно отсталых школьников изучены в специальной психологии более глубоко, чем эмоциональная сфера.

В специальной психологической литературе имеется ряд сведений об особенностях проявления и понимания эмоциональных состояний детьми с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии. Проблему понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с лёгкой умственной отсталостью изучали О. К. Агавелян [1999]; Н. И. Кинстлер [2000]; Е. П. Кистенева, [2000]; Н. В. Скоробогатова, Е. В. Хлыстова [2005]; Н. Б. Шевченко, [1999] и др. Т. З. Стернина [1988] рассматривала проблему понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития. Е. В. Щетинина [2002] описывает специфику эмоциональной сферы детей с проблемами психического развития, О. Л. Якоцуц [2004] изучала особенности эмоциональных состояний детей с различным уровнем двигательных возможностей. В трудах М. К. Бардышевской [2003, 2006], Л. С. Выготского [1983], Д. Н. Исаева [2003], Л. В. Занкова [1939], В. В. Лебединского [2003], В. И. Лубовского [2006], С. Я. Рубинштейн [1979]и др. описываются чувства и эмоции умственно отсталых школьников.

Л. С. Выготский [1983] отмечал, что умственно отсталый ребёнок отличается от нормально развивающегося не только наличием нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, но и характером взаимодействия этих двух сторон психики. Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.

Л. В. Занков указывал на то, что «умственно отсталого школьника характеризует своеобразие, недостаточность всей психики, в том числе и эмоций. Однако своеобразие это выражается не в том, что эмоциональная жизнь умственно отсталого ограничивается так называемыми «низшими» эмоциями . » [Занков, 1939, с.55]. По мнению Л. В. Занкова, своеобразным для школьника с умственной отсталостью является переживание успеха и неуспеха. Он переживает неуспех как нечто неприятное. Однако неудача в выполнении этой задачи является для него частным событием, относящимся к определённому времени, а не моментом, в котором отражаются его возможности в целом. Переживания неуспеха не достигают значительной степени остроты, а главное, не затрагивают общего уровня личности. У дебилов, как отмечает Л. В. Занков, чувства, относящиеся к физической личности развиты относительно сильнее других групп чувств. Дебилы не отличаются особым самолюбием, самоуверенность, самодеятельностью и самодовольством. Им, как и имбецилам, присуще сознание собственного бессилия. По сравнению с нормальными детьми дебилы вялы, нерешительны, несамостоятельны и прозаичны. Дебилы не способны к высшим идейным эмоциям [Занков, 1939].

С. Я. Рубинштейн характеризует чувства умственно отсталых школьников как недостаточно дифференцированные, более примитивные, полюсные, неадекватные. Переживания школьников с лёгкой умственной отсталостью либо чрезмерно лёгкие и поверхностные, либо чрезмерно сильные и инертные. «У них отмечаются частые переходы от одного настроения к другому. Проявлением незрелости личности умственно отсталого школьника является большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко школьник оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно» [С. Я. Рубинштейн, 1979, с.164].

Подобным образом характеризует эмоциональную сферу умственно отсталых младших школьников Н. В. Шкляр [2007], отмечая их ограниченность в возможностях выражения переживаний и отношений социально приемлемыми способами. Учащиеся специальной (коррекционной) школы не всегда способны управлять своими эмоциями, их реакции часто не соответствуют внешним воздействиям по силе и содержанию, узок диапазон их переживаний. Н. В. Шкляр отмечает также затруднения в понимании школьниками эмоциональных состояний других людей.

Исследования О. Е. Шаповаловой [2000], Н. Б. Шевченко [1999] и др. направлены на выявление способности понимания эмоциональных состояний другого человека умственно отсталыми школьниками по внешним экспрессивным признакам (мимика, жесты, поза, особенности голоса, интонационные установки). Н. Б. Шевченко [1999] пришла к выводу, что адекватность восприятия и понимания эмоциональных состояний по интонации связана с уровнем развития познавательной сферы школьника: чем сильнее выражено нарушение познавательной деятельности, тем ниже возможность адекватного восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека. Специфичность восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека, формирование его образа, возможность понимания социально-психологических ситуаций по установкам связана не столько с нарушением восприятия умственно отсталых школьников, сколько с неполноценностью их ощущений, недостаточностью организации и интерпретации чувственного материала, а также с особенностями перестройки фиксированной установки и нарушением регуляторных функций ЦНС.

В исследованиях О. Е. Шаповаловой [1998, 2001] рассматриваются некоторые аспекты эмоциональной сферы умственно отсталых школьников. В ходе эксперимента она выясняла, понимают ли школьники с умственной отсталостью значение и причины страха, выявляла их отношение к страшному, добру и злу. Большинство испытуемых описывают страх как очень сильное и неприятное чувство. О. Е. Шаповалова выявила, что умственно отсталые школьники способны узнать данное эмоциональное состояние по выражению лица и положению тела человека, особенно если эмоциональное переживание представлено достаточно ярко. При этом характерных для эмоции мимических и пантомимических признаков школьники не выделяют. Все участники эксперимента отнесли страх к отрицательным эмоциям, связывая его с переживанием какой-либо опасности, угрозы. Исследование О. Е. Шаповаловой подтвердило данные о низком уровне развития у школьников с умственной отсталостью средств эмоциональной выразительности: с заданием изобразить чувство страха большинство испытуемых не справились. Изучение особенностей переживания умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному показало, что многие школьники данной категории нуждаются в помощи по преодолению различных страхов.

Исследования О. Е. Шаповаловой [2001] показали, что процесс взаимодействия умственно отсталых школьников с окружающей действительностью в значительной степени зависит от состояния их эмоциональной сферы. Школьники данной категории достаточно глубоко осознают своё отношение к понятиям «добро» и «зло». Однако необходимость раскрыть своё отношение на вербальном уровне вызывала у испытуемых существенные затруднения.

Т. И. Янданова [2000] проводила изучение эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью в конфликтных ситуациях с педагогами. Результаты эксперимента, проведённого в группе умственно отсталых школьников подросткового возраста, показали наличие стрессогенных факторов, которые могут явиться источниками конфликтов школьников с ближайшим социальным окружением, в том числе и с педагогами. «Переживаемые эмоциональные состояния подростков связаны в основном со сферой межличностных отношений, при этом подростки с умственной отсталостью более концентрируются на объектах эмоционального отношения с конкретными известными им людьми . » [Янданова, 2000, с.171]. По мнению, Т. И. Яндановой, эмоциональное состояние тревожности у школьников с умственной отсталостью связано с конкретными бытовыми ситуациями.

Особенности понимания эмоциональных состояний школьниками с умственной отсталостью связаны с уровнем их познавательного развития. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер умственно отсталого школьника связано с тяжестью и местом локализации поражения коры головного мозга. Данные нейропсихологических исследований О. А. Сидоровой [2001] показывают доминирующую роль правого полушария в опознании интонации и реализации эмоции страха, левого – в опознании мимических компонентов эмоционального состояния и реализации эмоции гнева. Выявлено, что произвольное опознание и воспроизведение эмоций преимущественно связано с моторными и сенсорными речевыми центрами левого полушария, а непроизвольное – с симметричными зонами правого полушария. Поражение височных областей ведёт к более глубокому нарушению распознавания мимики и интонации, чем поражение лобно-теменных отделов. Лобным отделам правого полушария принадлежит существенная роль в оценке конфликтных ситуаций, где содержание высказывания противоречит его интонационной окраске. Вероятность ошибок при распознавании отрицательных и нейтральных эмоциональных состояний выше у больных с поражением правого полушария, а положительных – у больных с поражением левого [Сидорова 2001]. Выявленная О. А. Сидоровой связь между знаком эмоции и различными характеристиками нейрофизиологических процессов может являться ключом к пониманию механизмов проявления и распознавания эмоциональных состояний школьниками с умственной отсталостью.

Классики отечественной психологии Л. С. Выготский [1983], А. Н. Леонтьев [1975], С. Л. Рубинштейн [2000] в своих взглядах обосновывают теснейшую взаимосвязь эмоций и познавательных процессов. Важным для понимания регулятивной функции эмоций является положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. С. Я. Рубинштейн [1979] связывает становление механизмов эмоциональной саморегуляции у умственно отсталых школьников с изменением отношений между аффектом и интеллектом. «Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается у школьников с умственной отсталостью в том, что они ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся . с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д.» [Рубинштейн, 1979, с.165]. «Развитие эмоций в онтогенезе выражается не только в дифференциации их качеств и усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик, но и в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение» [Корнеева, Шевченко, 2003, с.73].

Данные исследования Л. А. Метиевой [2001] свидетельствуют о значительной несформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью в сравнении с детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися детьми. Л. А. Метиева отмечает также явно выраженное недоразвитие эмоционально-волевой сферы школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Помимо неадекватного проявления эмоций у школьников с умственной отсталостью отмечаются болезненные расстройства настроения в виде дисфории, эйфории, апатии. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, переходят в свойства характера умственно отсталого школьника, закрепляются как патологические черты личности [Рубинштейн, 1979].

Что касается эмоциональной сферы школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, то об её развитии в литературе имеется совсем немного сведений. Нам не удалось встретить специальных исследований, посвящённых изучению эмоций школьников данной категории. Становление механизмов эмоциональной саморегуляции и развитие эмоциональной сферы школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью происходит на фоне выраженного недоразвития познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия). Эмоционально-волевая сфера школьников данной категории характеризуется незрелостью, неадекватностью эмоций, неустойчивостью настроений, о чём свидетельствуют научные работы Л. Б. Баряевой [1994], С. Д. Забрамной [1982], А. Р. Маллера [1988, 1996,], Г. В. Цикото [1979], С. Я. Юдилевич [1981] и др. Школьников отличает низкий уровень развития познавательной и речевой деятельности, отсутствие самоанализа и способности к рефлексии собственных состояний. Уровень познавательных процессов школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью невысок. Развитие психических процессов школьников данной категории отличается дисгармоничностью и во многом определяется тяжестью поражения коры больших полушарий головного мозга, зависит от природы первичного дефекта. Психические процессы обеспечивают восприятие, понимание и интерпретацию как собственных эмоциональных состояний, так и состояний другого человека. Они способствуют осознанию эмоциональных состояний и оказывают влияние на их регуляцию.

Анализ литературы, таким образом, показал, что в области специальной психологии имеется достаточно большое количество сведений об особенностях развития эмоциональной сферы школьников с умственной отсталостью. Современные экспериментальные исследования направлены на выявление уровня понимания умственно отсталыми школьниками понимания эмоциональных состояний другого человека. Отдельные психологические исследования связаны с диагностикой конкретных видов эмоциональных состояний школьника, выявлением специфики их поведения в конфликтных ситуациях.

Эмоциональные состояния школьников с умственной отсталостью характеризуются неадекватностью, ограниченностью школьников в возможностях выражения переживаний социально приемлемыми способами. Интеллектуальная регуляция состояний у умственно отсталых школьников резко снижена. Недостаточность ощущений и ограниченность интерпретации чувственного материала, нарушение регуляторных функций ЦНС у школьников этой категории приводят к неполноценному восприятию ими эмоциональных состояний других людей и не всегда адекватному, недифференцированному выражению собственных эмоций.

Ведущим в оценке и понимании особенностей эмоций умственно отсталых школьников является положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. Адекватность восприятия, понимания и выражения эмоциональных состояний связана с уровнем развития познавательной сферы школьника. Психологическая характеристика высших психических функций школьников с умственной отсталостью позволяет сделать вывод о том, что регуляционные механизмы эмоциональных состояний у них формируются на патологической основе, на базе грубого недоразвития эмоциональной и когнитивной сфер.

Список литературы:

1. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми [Текст] / Л. Б. Баряева // Дефектология. – 1994. — № 6. — С.56-58.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 5. Основы дефектологии. – 1983. – 368 с.
3. Забрамная, С. Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) [Текст] / С. Д. Забрамная // Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка / МГПИ им. В. И. Ленина. – М.: 1982. – С. 108-113.
4. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст]: книга для студентов / Занков Л. В. — М. : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. — 64 с.
5. Корнеева В. А., Методики коррекции эмоциональной сферы [Текст] / В. А. Корнеева, Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 4. — С. 73-84.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
7. Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
8. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с.
9. Метиева, Л. А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов [Текст] / Л. А. Метиева // Дефектология. – 2001. — № 6. — С. 11-18.
10. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн; 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2000. – 712 с.
12. Сидорова, О. А. Нейропсихология эмоций [Текст] / О. А. Сидорова / отв. ред. П. В. Симонов. — М.: Наука, 2001 – 147 с.
13. Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов [Текст] / Г. В. Цикото // Дефектология. — 1979. — № 1. – С. 14-19.
14. Шаповалова, О. Е. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Е. Шаповалова // Дефектология. – 2001. — № 4. — С. 15-20.
15. Шаповалова, О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному [Текст] / О. Е. Шаповалова // Дефектология. – 1998. — № 1. — С.37-41.
16. Шевченко, Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Б. Шевченко ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 1999. – 19 с.
17. Шкляр Н. В., Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников [Текст] / Н. В. Шкляр // Начальная школа. – 2007. — № 8. — С. 71-73.
18. Юдилевич, Я. Г. Учёт индивидуальных особенностей одигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. — № 3. – 1981. — С. 51-57.
19. Янданова, Т. И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях [Текст]: дис. . канд. психол. наук / Т. И. Янданова ; РАО Ин-т корр. пед. – М.: [б. и.], 2000. – 190 с.

superinf.ru

Статья на тему:
Статья «Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование»

Предварительный просмотр:

БОУ РА «Центр психолого-медико

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью.
Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных детей и детей ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие в эмоционально-волевой сфере . Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития остаются эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К.
Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

У ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального дошкольника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.
Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя».

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Нами было проведено исследование особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 4 до 8 лет с диагнозом – олигофрения в степени дебильности неясного генеза, компенсирующей группы МДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида г.Горно-Алтайска».

На констатирующем этапе исследования объем выборки составил 10 детей.

1. На основе анализа полученных результатов по методике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» (или Методика «Маски»), автор Н.П. Фетискин, было выявлено, что у большей части детей эмоциональное состояние в следующих вариациях: неудовлетворенного и пресыщенного эмоционального состояния у детей не наблюдалось. 3 ребенка из 10 выбрали радостное состояние и 2 из 10 – светлое, приятное.

2. На основе анализа результатов ис следования по методике «Дневник эмоций» было выявлено, что часто испытываемые эмоции у данной категории детей варьируют, так же как и редко испытываемые. (рис. 1 и 2)

Можно констатировать, что среди часто испытываемых эмоций у детей с УО были любовь (9) и гнев (9), а наиболее редко испытываемые эмоции – это одиночество (7).

3. Что касается уровня тревожности , (Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен), то мы получили следующие результаты:

Высокий уровень тревожности наблюдается у 2-х детей, средний – 3, низкий уровень тревожности – 5 детей. Что, скорее всего, связано с незрелостью эмоциональной сферы. (рис. 3)

4. Как видно из диаграммы по результатам Опросника для родителей «Уровень эмоционального стресса» средний и низкий уровень тревожности, по мнению родителей, преобладает у детей данной группы. (рис. 4)

В среднем по группе детей можно сказать, что уровень тревожности низкий, эмоциональные состояния выражены достаточно слабо, так как слабо развиты. Что дает нам возможность выделить следующие особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей, это:

  1. Трудности общения;
  2. низкий уровень тревожности;
  3. слабо развита эмоциональная сфера у детей с УО.

Таким образом, в ходе данного иссле дования было выявлено, что психологические особенности оказывают влияние на процесс социально-психологической адаптации детей в обществе, посредством эмоционально развитой сферы личности, учет которых необходим при организации развивающей, воспитательной и обучающей деятельности. Знание особенностей эмоциональной сферы детей с УО явля ется необходимым условием организации коррекционной деятельности в учебно-воспитательного процессе ДОУ и будет способствовать выбору наиболее эффективных методов пси холого-педагогического взаимодействия с детьми.

Таким образом, экспериментальная работа позволила получить важные данные, на основе которых нами сформулированы следующие выводы:

  • Необходимо специально организовывать коррекционно-развивающую работу по развитию эмоциональной сферы детей с УО, которая должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.
  • В снятии негативных проявлений у детей.
  • Имеет место связь между уровнями тревожности, самооценки и уровнем общительности и уровнем адаптации ребенка в обществе и развитием его эмоционально и личностной сфер.
  • В результате экспериментального исследования эмоциональной сферы по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

    Исследование эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказывается ниже. Это подтвердили данные эксперимента. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта – поражения головного мозга.

    При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

  • Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] / С.Д. Забранная — М., 1993.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — Учебное пособие. –5-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во УРАО, 1999.
  • Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
  • Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — М., 1998.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.[Текст] / С.Я. Рубинштейн — М., 1986.
  • Рис. 1 Часто испытываемые эмоции у детей с УО.

    Рис. 2 Редко испытываемые эмоции у детей с УО.

    Рис. 3 Результаты количественного анализа по методике отпределения уровня тревожности ( Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен)

    nsportal.ru

    Это интересно:

    • Шизофрения когнитивные нарушения Когнитивная терапия при шизофрении Шизофрения является хроническим и глубоко нарушающим жизненные функции психиатрическим расстройством. Текущие оценки показывают, что 70-80% пациент с шизофренией являются безработными, и только ½ от 1% пациентов с шизофренией, получающих социальное страхование (SSI/SSDI) […]
    • Аутизм методики обучения Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом По данным исследований последних лет распространенность синдрома раннего детского аутизма и сходных с ним расстройств возрастает и составляет в настоящий момент 15-20 детей на 10 000 детского населения (Д. Вольф, Э. Мэш, 2003). Многие годы продолжаются исследования по […]
    • ГСелье виды стресса Виды стресса Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства [Гринберг, 2002]. В зависимости от природы стрессоров и характера их влияний выделяют различные виды стресса. Селье впервые описал физиологический стресс, который возникает в ответ на переживание […]
    • Т питерс аутизм Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие и педагогическое воздействие УДК 376 ББК 74.3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и […]
    • Булимия антидепрессанты Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Нервная булимия. Подскажите. medovai 28 Янв 2010 Semenov 29 Янв 2010 Помогите советом! диагноз нервная булимия очистительного типа. уже около 8 лет. лежала в психиатрической больнице, но в отделение неврозов ( открытое отделение), контроля […]
    • Индивидуальная чувствительность к стрессу Психологический стресс: развитие и преодоление 116. Крюкова Т.Л., Сапоровская В.Д. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000. С. 95–98. 117. […]
    • Башина вМ аутизм в детстве м медицина 1999 Рекомендуемые книги по РАС Айрес Э. Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития Издательство: Теревинф, 2010 г. , 272 стр. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. Аппе Фр. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. […]
    • Синдром психической истерии Синдром психической истерии Истерические (диссоциативные) психозы представлены неоднородными по клинической картине психотическими состояниями — истерическим сумеречным помрачением сознания, псевдодеменцией, пуэрилизмом, синдромом бредоподобных фантазий, синдромом регресса личности, истерическим ступором. В […]