Исследование стресса опросники

Диагностика стресса

Диагностика стресса.

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  • опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  • методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  • шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  • тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  • комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  • тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  • методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
  • Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  • опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  • шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  • шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  • опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
  • 2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

    Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  • симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  • методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
  • 3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

    Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

    1. Гиссенский опросник;
    2. шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
    3. шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
    4. К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

    5. «Опросник суицидального риска»;
    6. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
    7. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
    8. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
    9. 4. Диагностика профессиональных стрессоров.

      В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

      4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

      В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

    10. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
    11. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
    12. опросник «Причины деятельностного стресса»;
    13. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
    14. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
    15. оценка уровня деятельностной стрессогенности.
    16. В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

      Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

      4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

      В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

      Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

    17. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
    18. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
    19. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
    20. 4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

    21. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
    22. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
    23. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
    24. 4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

    25. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
    26. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
    27. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
    28. 5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

      Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

      5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

      Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

      В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

      К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

      Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

      5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
      Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

    29. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
    30. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
    31. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
    32. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
    33. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
    34. Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

      5psy.ru

      Наиболее известные тесты на стресс. Фазы стресса

      Жизнь современного человека полна впечатлений и переживаний. Стрессовые факторы действуют на организм отовсюду, тем самым требуя от человека огромной выдержки для нормального существования.

      Под стрессом понимают реакцию организма на воздействие внешних факторов в виде неспецифических проявлений физиологического и психологического характера. В состоянии стресса организм адаптируется к условиям посредством различных внутренних реакций. Все органы и системы человеческого тела приводятся в «боевую» готовность, активируется так называемая защитная функция. Активно начинает работать симпатическая нервная система, выделяя в кровь адреналин и норадреналин. Увеличивается кровообращение мышц и мозга, тогда, когда к внутренним органам и кожным покровам кровь поступает медленнее. Длительное воздействие стрессовых факторов негативно сказывается на работе внутренних органов, например, при постоянном стрессе риск заболеть инфарктом миокарда повышается в 3 раза.

      Специфика болезни

      Существуют два основных воздействия стресса на организм человека:

      Под позитивным воздействием понимают положительную реакцию организма на стресс в виде повышения активности и стрессоустойчивости.

      Дистресс, или негативный стресс, отрицательно влияет на организм, приводя его в стадию истощения и вызывая различные заболевания внутренних органов.

      Выделяют следующие фазы:

      • тревожная реакция;
      • сопротивляемость;
      • истощение.

      Стадия тревоги является начальным этапом стрессового состояния, готовя тело к активным действиям. Симпатический отдел нервной системы начинает работать в быстром темпе: адреналин выбрасывается в кровь, повышается концентрация кислорода, повышается метаболизм.

      Следующей фазой является сопротивляемость, которая длится дольше остальных. Организм адаптируется к сложившимся условиям, вырабатывает защитные механизмы. Фаза сопротивляемости имеет два исхода: положительный (когда организм приспосабливается к трудным условиям) либо отрицательный, который приводит к третьей фазе – истощения.

      В стадии истощения происходит упадок жизненно важных функций, ухудшается иммунитет, страдает пищеварительная и сердечно-сосудистая система. При дальнейшем воздействии стрессора организм может погибнуть.

      Психодиагностика стрессовых состояний

      Для диагностики состояния используют следующие методики:

    35. Оценка нервно-психического напряжения Т. А. Немчина;
    36. Шкала определения психологического стресса;
    37. Тест определения доминирующего состояния Л. В. Куликова;
    38. Опросник на определение актуального состояния;
    39. Диагностика стрессового состояния А. О. Прохорова;
    40. Опросник на определение склонности к стрессу Тейлора и Т. А. Немчина;
    41. Методика «УМПС» А. Б. Леоновой.
    42. Методика «Определения нервно-психического напряжения» состоит из 30 утверждений, с вариантами ответов – тремя уровнями выраженности стресса. Испытуемый должен оценить высказывания в зависимости от особенностей своего состояния. Данный тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. При интерпретации суммируется количество баллов, чем больше их количество, тем выше уровень стресса. Методика позволяет определить стрессовый диапазон и уровень нервного напряжения.

      Шкала определения психологического стресса представляет собой список из 25 утверждений, которым необходимо дать оценку от 1 до 8, в зависимости от встречаемости данных симптомов. Испытуемому следует вспомнить своё состояние за последние 5 дней и оценить утверждения. Чем выше количество баллов, тем больше уровень стресса.

      Тест на определение доминирующего состояния был предложен Л. В. Куликовым. Данный тест на стресс определяет уровень тревожности, стабильность эмоционального фона, удовлетворённость жизнью и прочие аспекты. Методика предлагается в двух вариантах: кратком (6 шкал) и полном (8 шкал). Наиболее часто в психологической практике пользуются кратким вариантом теста. Опросник состоит из 42 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Минусы данной диагностики заключаются в трудоёмкости обработки результатов, сырые баллы переводятся в стандартные и подсчитываются арифметическим путём.

      Опросник на определение актуального состояния имеет 5 шкал и 38 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Данная методика отличается от Методики определения ДС своей направленностью на исследование психического состояния в данный период времени. Шкалы определяют активность мотивов, физическое самочувствие, эмоциональный фон, уровень тревоги и доминирование жизненных процессов. Оценка более чем в 55 балов по одной из шкал говорит о высокой степени выраженности того или иного симптома.

      Диагностика состояния, разработанная А. О. Прохоровым, определяет специфику переживаний в стрессовых ситуациях с точки зрения самоконтроля и эмоций. Методика состоит из 9 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». За каждый положительный ответ насчитывается 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Опросник предназначен для совершеннолетних испытуемых без ограничений по профессиональным предпочтениям и полу. Чем большее количество баллов набрал испытуемый в ходе исследования, тем ниже уровень саморегуляции.

      Кандидатом медицинских наук Т. А. Немчиным и американским психологом Дж. Тейлором была предложена методика определения склонности к стрессу. Опрос проводится путём складывания карточек в две стопки – с ответами «да» и «нет» на 50 вопросов. Методика определяет уровень тревожности и вероятность возникновения психологического стресса.

      Методика «Утомление – монотония – психическое пресыщение — стресс» является модифицированной и адаптированной версией немецкого теста на определение уровня стресса. Опросник состоит из 40 суждений, которые нужно оценить от 1 до 4. Если испытуемый набрал более 30 по одной из шкал, это свидетельствует о яркой выраженности признака.

      Данные методики достаточно валидны и определяют степень выраженности заболевания у испытуемых. Наиболее достоверные результаты тестирования получаются при проведении исследования психологом или человеком с психологическим образованием, в особенности, если методика является сложной для понимания и громоздкой по обработке.

      onevroze.ru

      Исследование стресса опросники

      В 21 веке человечество, осваивая все новые условия обитания, сталкивается с экстремальными условиями жизнедеятельности, природными и техногенными воздействиями. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека [6]. Все больше людей, оказываются под воздействием стрессогенных факторов. Основоположник теории стресса Г. Селье понимал под этим термином общий адаптационный синдром, т.е. неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование: умственные или физические усилия, эмоциональное возбуждение, утомление, боль [5]. Позднее понятие стресс стало использоваться преимущественно для описания психофизиологических реакций индивида на экстремальные воздействия [3]. Л.А. Китаев-Смык этим термином обозначал комплекс неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле, а неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов предлагал обозначать как стресс в широком смысле [3]. Исследователями подчеркивается тот факт, что не всякое даже эмоционально-негативное воздействие вызывает последующее развитие стресс-реакции. В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела [2].

      В настоящее время исследователи выделяют различные виды стресса: в одних источниках описан физиологический, физический, патологический и эмоциональный стресс [3], в других — физиологический и эмоциональный стресс, физиологический и психологический или эмоциональный и информационный стресс [4], иногда информационный рассматривается как разновидность эмоционального стресса. В данной работе предлагается классификация, в которой физиологический, эмоциональный и информационный стресс поставлены на одну ступень.

      Под научным руководством доцента кафедры психофизиологии и психофизики УрГУ Е.С. Ивановой была разработана методика по выявлению общего уровня стресса, который складывается у индивида из перечисленных выше составляющих. Необходимость такого опросника обусловлена тем, что на данный момент имеющиеся методики диагностируют стресс организационный, школьный, а также различные ситуации, которые могут (но не обязательно) вызывать стрессовые реакции. Ограниченность возможности применения таких методик для лонгитюдной диагностики, а также для диагностики сквозной — с целью сопоставления уровня стресса у различных возрастных побудили нас заняться разработкой методики «Стресс-ФИЭ». Проанализировав типичные физиологические, эмоциональные, когнитивные маркеры стрессового состояния, мы разработали опросник, который содержит 35 утверждений, из них 17 относятся к эмоциональному аспекту, 12 — к физиологическому и 6 — к информационному. Апробация методики производилась на выборке студентов-первокурсников биологического, исторического, физического и психологического факультетов, всего 222 человека, из которых 114 юношей и 108 девушек. Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики для оценки психометрических показателей теста.

      Частотное распределение общего уровня стресса (по всей выборке). Распределение соответствует нормальному, что доказывает соблюдение требование случайности показателей разных испытуемых, отсутствие влияния некоего фактора, способного сместить распределение в сторону более высоких или более низких значений.

      Различия уровня стресса в выборке юношей и девушек. Среднее значение уровня стресса у девушек выше (89,9), чем у юношей (86,5). Вычисление различий с помощью t-критерия Стьюдента показало, что достоверные различия отсутствуют: юноши и девушки обследованной выборки не различаются ни по одному из видов стресса, ни по общему показателю стресса. Это объясняется принадлежностью испытуемых к одной социальной — группе: учащиеся одного вуза, в рамках разных факультетов есть как проживающие с родителями, так и самостоятельно, работающие и неработающие. В целом, выявленные показатели стресса могут рассматриваться как некая групповая характеристика. Также полученный результат ставит задачу исследования уровня стресса и проверки гипотезы о гендерных различиях в стрессовых реакциях на других профессиональных и учебных группах.

      Корреляции общего уровня стресса и субшкал. Вычисление общегрупповых корреляций между общим уровнем стресса и его составляющими с помощью критерия Пирсона показало, что все шкалы значимо вносят свой вклад в итоговый результат: r крит. = 0,24 на уровне значимости 0,99. Для физиологического показателя коэффициент Пирсона у девушек составил 0,76, у юношей — 0,81, для эмоционального: у девушек — 0,92, у юношей — 0,82, для информационного: у девушек — 0,75, у юношей — 0,81. Все полученные коэффициенты существенно превышают критическое значение. Вычисление корреляций с учетом гендерного признака показало: в выборке девушек наибольший вклад в общий уровень стресса вносит эмоциональная составляющая, у юношей нет такого четкого разделения, то есть все виды стресса одинаково влияют на общий уровень стресса. Таким образом, гендерные различия проявляются не в уровне стресса, а в форме воздействий, способных вызвать стрессовую реакцию: если для юношей это самые различные варианты, то для девушек наиболее стрессогенными являются эмоциональные переживания негативного характера.

      Различия между факультетами. Значимые различия по t-критерию Стьюдента выявлены только по уровню эмоционального стресса между студентами физического и исторического факультетов и студентами психологического и исторического факультетов. Таким образом, самый высокий уровень эмоционального стресса среди студентов обследованных специальностей выявлен на историческом факультете. По показателю «эмоциональный стресс» обследованные факультеты распределились следующим образом: наиболее выражен — на историческом, далее — биологи, психологи, физики. По косвенным данным мы связали такое распределение со спецификой образования на каждом факультете, однако эта гипотеза требует дополнительной проверки.

      Ретестовая надежность. Проверка ретестовой надежности производилась на взрослой выборке испытуемых с интервалом тестирования 2 недели. В исследовании принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 23 до 65 лет (средний возраст 42 года). Оценка устойчивости ответов испытуемых осуществлялась с помощью критерия Пирсона. В результате, было установлено, что для эмоционального стресса r=0,59, для информационного r=0,34, для физиологического r=0,51, для общего показателя r=0,49. Все показатели, за исключением информационного стресса, превышают критическое значение (для уровня значимости 0,95 r крит.=0,34). Ответы испытуемых, связанных с оценкой информационного стресса, находятся на границе достоверности. В целом, можно признать ретестовую надежность данной методики удовлетворительной.

      Синхронная надежность. Для проверки синхронной надежности в случайном порядке были выбраны данные 60 испытуемых из обследованных студентов — первокурсников. Вычисление синхронной надежности по критерию Кронбаха показало высокие результаты согласованности ответов испытуемых (0,89), что позволяет считать уровень синхронной надежности удовлетворяющим предъявляемым требованиям.

      Конвергентная валидность — важный показатель, позволяющий утверждать, что методика, действительно, отличается от аналогов, но при этом имеет с ними некую смысловую взаимосвязь [1]. Определялось, существует ли взаимосвязь между основными видами стресса и эмоциональным выгоранием. Сравнивались два опросника: методика «Стресс-ФИЭ», и MBI К.Маслач и С.Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой. Взаимосвязь определялась по критерию Пирсона. Выборка: педагоги в возрасте от 28 до 59 женского пола (11 человек), сотрудники городской пожарной части в возрасте от 23 до 45 лет мужского и женского пола (15 человек), сотрудники сельской пожарной части в возрасте от 22 до 58 лет мужского пола (15 человек). Всего в исследование принял участие 41 испытуемый.

      В выборке педагогов взаимосвязь между видами стресса и шкалами эмоционального выгорания наблюдается лишь на уровне тенденции (0,90). Не достигают первого уровня значимости корреляции между эмоциональным истощением и физиологическим стрессом, эмоциональным истощением и эмоциональным стрессом, эмоциональным истощением и общим уровнем стресса. В выборке пожарных при сравнении с критическими значениями было обнаружено, что есть сильная взаимосвязь (на уровне 0,99) эмоционального истощения со всеми видами стресса, а также его общим показателем, аналогична по значимости корреляция деперсонализации и всех видов стресса, в том числе и общего показателя. Интересный факт наблюдается в обеих выборках: редукция личных достижений либо относительно независима, либо связана слабой отрицательной корреляцией с показателями видов стресса и его общим уровнем. То есть из этого можно предположить, что редукция личных достижений — концептуально независимое от видов стресса свойство. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи методик подтвердилась только на мужской выборке, причем не полностью, так как только два из трех показателей выгорания оказались значимо связаны с различными видами стресса и его общим уровнем.

      Данное исследование проводилось для оценки еще двух гипотез. Первая: территориальная расположенность места осуществления экстремальной профессиональной деятельности влияет на уровень стресса и эмоционального выгорания. С этой целью сравнивались данные сельских и городских пожарных. Вторая гипотеза, которая не получила своего подтверждения на группе студентов: существуют гендерные различия в проявлении видов стресса и уровня выгорания. Из нее вытекает третья гипотеза: различия в показателях стресса у мужчин и женщин существенно зависят от вида профессиональной деятельности.

      Первая гипотеза исследования не подтвердилась: различий в уровне стресса и выгорания между сельскими и городскими пожарными не обнаружено. Это объясняется тем, что данная профессия связана с риском, ответственностью за жизни людей, попавших в чрезвычайную ситуацию, за сохранность объектов, но самый главный риск — риск для жизни самих пожарных. Исходя из исследования, получается, что нет разницы, где работает пожарный — в большом городе или маленьком поселке, он в одинаковой степени подвержен влиянию стресса, который является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.

      Интересный факт выявился при сравнении уровня стресса женщин (13 человек) и мужчин (случайная выборка 13 человек из 28). По критерию Манна-Уитни было определено, что гендерные различия значимы. Пока сложно сказать, что является решающим фактором, гендер или профессия, так как среди педагогов традиционно преобладают женщины, а среди пожарных — мужчины. Требуются дополнительные исследования представителей разного пола, принадлежащих одной профессии. Однако, можно сделать вывод, что стресс, которому подвергаются представители этих профессий, отличается. У пожарных стресс кратковременный, но мощный по силе, он связан с риском для собственной жизни, столкновением с людским горем. У педагогов стресс хронический, связанный с ответственностью за образование, здоровье детей во время обучения, постоянным контролем за своими эмоциями. Сравнение этих двух специальностей обращает внимание на вопрос о том, что более безопасно для профессионала: стресс относительно небольшой по интенсивности, но длительный, или кратковременный, но связанный с риском для жизни и здоровья. Пока это открытый вопрос, требующий дополнительных исследований.

      Исходя из представленных данных, можно рекомендовать методику «Стресс-ФИЭ» для профотбора и мониторинга состояния сотрудников структуры МЧС. У спасателей стресс — это не просто часть жизни, это неотъемлемая составляющая их работы. Для представителей этих профессий возможность оперативно оценить уровень стресса и проследить динамику этого показателя во многом является условием успешности и эффективности трудовой деятельности.

      Выводы:

      1. Чувствительность методики к гендерным различиям: на юношеской выборке — низкая, что может быть связано с индивидуальными проявлениями стрессовых симптомов, не имеющих гендерной специфичности; на выборке взрослых вопрос остается открытым, так как полученные данные не дают однозначного ответа на вопрос о том, что повлияло на различия между выборками: гендер или род деятельности.

      2. Чувствительность к фактору первичной профессионализации: установлена. Это позволяет применять методику «Стресс-ФИЭ» для сравнительных обследований испытуемых, принадлежащих к различным профессиональным группам для выявления стрессогенности того или иного вида профессиональной деятельности.

      3. Возможность использования методики для обследования различных поло-возрастных выборок: методика может использоваться, начиная с подросткового возраста, что существенно расширяет спектр ее применимости по сравнению с имеющимися стресс-опросниками.

      4. Психометрические показатели методики удовлетворяют большинству имеющихся требований к такого рода опросникам.

      5. Воспроизводимость результатов тестирования на различных профессиональных, гедерных и возрастных группах позволяют рассматривать ее в качестве удобного и надежного инструмента в сфере практической психодиагностики уровней и типов стресса самых различных категорий населения.

      1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.

      2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000.

      3. КитаевСмык Л.А. — Психология стресса. Наука, 1983.

      4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

      5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

      6. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.

      www.rae.ru

    Это интересно:

    • Неврозы при панкреатите Психосоматика панкреатита Одно из наиболее распространенных заболеваний, связанных с дисфункцией поджелудочной железы, – это панкреатит. Данное заболевание характеризуется возникновением воспалительных процессов, а в последствие, возможно, и эрозии стенок поджелудочной железы, ее неспособности выделять секрет для […]
    • Невменяемость и психическое расстройство Невменяемость. Критерии и порядок определения Одним из критериев подсудности человека и возможности нести уголовную ответственность является вменяемость. Отсутствие вменяемости напрямую свидетельствует о невозможности человеком понести наказание за уголовное преступление. Определение невменяемости дано в ст. 21 УК […]
    • Психические заболевания симптомы психоза Психоз: признаки, симптомы, лечение Психоз является психической болезнью , при котором у пациента нет нормального восприятия действительности, и он не может реагировать на нее определенным образом. Часто этот недуг сопутствует шизофрении , старческому слабоумию и алкогольному делирию (безумию), однако возможно его […]
    • Паранойя 2013 в кинотеатрах Фильм «Паранойя» Бритый Харрисон Форд против Гэри Олдмана в триллере о промышленном шпионаже Адам Кэссиди — типичный белый воротничок, который пытается преуспеть на должности молодого специалиста в крупной телекоммуникационной корпорации. После одной весьма дорогостоящей ошибки он сталкивается лицом к лицу с […]
    • Лечение атипичной депрессии Атипичная депрессия: симптомы, лечение, диагностика Существует множество видов депрессивных расстройств, один из них «не как все» — это атипичная депрессия. Обычные типы депрессий состоят из трех частей: 1) падение настроения и невозможность испытывать эмоцию радости; 2) негативизм, пессимизм, общее негативное […]
    • Лечение булимии новосибирск Реабилитационная наркологическая клиника Лечение булимии в Новосибирске Булимия – болезнь, в основе которого лежит чувство неутолимого голода. Человек, страдающий булимией, чаще других чувствует слабость, расстройство желудка и неутолимый аппетит. Как правило, этой болезнью подвержены люди с низкой самооценкой, не […]
    • Деменция формы Деменция по старческому типу и что это такое? Деменция (приобретённое слабоумие) – это патология, представляющая собой тяжелую форму расстройства высшей мозговой и нервной деятельности, спровоцированное органическими по своей природе поражениями головного мозга. При проявлении приобретённого слабоумия весьма […]
    • Ситуационный невроз симптомы и лечение С течением болезни человек ощущает не только физический дискомфорт, но и внутреннее психологическое беспокойство, поэтому данный недуг требует обязательного лечения, которое зависит от симптоматических проявлений и степени запущенности болезни. Иногда человек попросту не отдает себе отчет в том, что с ним происходит, […]