Юношеские психопатии

Психопатия

Психопатия — в переводе — психические страдания. Это особая группа психических больных, относится к малой психиатрии (как и невроз)

Состояние стабильное, сопровождает всю жизнь, проявляется в дисгармоничной личности. Это особенности личности человека.

Корсаков, Ганнушкин занимаются психопатией. Психопаты — 5-15% всего населения. Это заболевание проявляется у мужчин в 2 раза чаще, чем у женщин. Психопатии характерны для юношеского возраста.

Причины: биологические, социальные.

Биологические причины психопатии — наследственность, алкоголизация родителей, патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма.

Социальные причины психопатии — дефекты воспитания в раннем возрасте, влияние социума.

Ганнушкин — психопатия проявляется с юности, представляет собой ряд особенностей, отличающих их от так называемых нормальных людей и мешающих им безболезненно для себя и других приспособиться к окружающей среде. Речь идет о таких чертах и особенностях, которые проявляются во всем. Психопатия тотальна, захватывает всю личность.

Ганнушкин разработал свою классификацию в 30 годах 20 века.

Психопатии возникают рано (это говорит о наследственности).

  • начальная стадия 4-11 лет. Признаки фрагментарны, малочисленны, размыты
  • структурирование психопатии — пубертат. Меняются роли подростка, статус, поведение. Первым дезадаптируется поведение. Ставится первый диагноз.
  • завершающее формирование, определение ее типа. Повторная декомпенсация (повторное проявление признаков, формирование психопатологических реакций).
  • По Кербикову существует 2 типа психопатии:

    1. ядерная психопатия, которая заключается в индивидуально-конституциональных особенностях. Именно они обуславливают основные характеристики психопатии. Врожденные характеристики.
    2. социопатия — возникает относительно социального влияния.
    3. Классификация психопатии.

      Крепелин — первая попытка классификации. Нет общего критерия для выделения группы. Группы носят описательный характер.

      Ганнушкин — классификация описательная. Строгих критериев нет.

    4. циклоиды, астеники (невыносливые к требованиям жизни)
    5. неврастеники, психастеники, шизоиды (люди-схемы) — не чувствительные к другим, очень ранимы к себе
    6. параноики — очень активны в реализации своих сверхценных идей. Мышление незрелое, неглубокое, аффективно окрашеное
    7. эпилептоиды — агрессивны
    8. истерические характеры — человек хочет быть в центре внимания. В мышлении нет объективной программы. Противоречивость суждений.
    9. неустойчивые характеры — зависимость от чужого влияния
    10. антисоциальные характеры — нарушение требований общества, угроза для жизни окружающих
    11. конституционально-глупые — лица, которые могут усвоить все необходимые навыки, системы понятий, могут хорошо учиться, не могут понять эмоциональные нюансы определенных ситуаций.
    12. Основные черты психопатии:

      1. тотальность личностных изменений

      2. их относительная стабильность

      3. выраженность черт личности. Дисгармония до степени социальной дезадаптации.

      Нарушение мышления связано с эмоциональностью. Они не демонстрируют эти нарушения в ситуации эмоционально незначимой для них. Этим и отличаются от шизофреников.

      4. аффективная логика — особенности аффективно-насыщенного отношения к ситуации приводят к нарушению мышления, при этом мышление психопатов определяется не значимостью конкретной конечной цели, а субъективно переживаемой, аффективно окрашенной потребностью (Быть лучше всех, во что бы то ни стало). Эта потребность определяет последовательность их действий, приводит к нарушению процессов прогнозирования и считывания прошлого опыта.

      Психопатия приравнивается к личностным расстройствам.

      Эксперимент Гульдан. Исследование касалось особенностей самооценки больных и уровня притязаний. Была выявлена тенденция к выбору более трудных задач, особенно при первых выборах. Неадекватное реагирование на успех и неуспех.

      1. В ситуации неуспеха психопаты выбирают еще более трудные задачи. Характерно для психотипов истерического круга, параноидных, иногда эпилептоидов. Опыт их не учит.

      2. Реакция на успех — реагирует выбором более трудной задачи. Тактика закрепления успеха. Характерна для психотипов — астеников.

      Эксперимент 4 шкалы. Шкалы: здоровье, счастье, характер, ум. Для психопатов характерно тяготение к полюсам. Для истерических психотипов — наблюдается тяготение к «+», для астеников к «-«.

      Самооценка у психопатов весьма специфичная. Высокая зависимость от значимого окружения. Через мнение окружающих происходит реализация своего «Я».

      Братусь: выявление особенностей уровня притязаний — жизненная линия таких личностей формируется под влиянием нарушений тактики целеполагания, недостаточного различения разноуровневых целей. Например: цель добиться успеха в жизни вообще. Цель — удержаться на работе. Психопат плохо ориентируется в целях. Это приводит к снижению продуктивности деятельности, смысловой сфере психопатов — они видят в каждой ситуации непосредственное испытание своего «Я». И поэтому так зависит от внешних оценок, болезненно реагируют на экспериментально и жизненно вызванные успехи и неуспехи.

      Специфические особенности смысловой сферы, нарушения опосредования реальных целей — идеальными — приводит к тому, что для психопатов, оказывается, невозможно встать на наблюдающую позицию, актуальную потребностям.

      Для психопатов невозможен отстраненный взгляд со стороны.

      Исследования уровня притязаний Лавриновича. Данные исследования на психопатах.

      В качестве материала лабиринты Хикхаузена (карточки с лабиринтами, один уровень сложности). Больных просили зафиксировать за сколько они прошли лабиринт и за сколько они пройдут следующий и остальные 5 лабиринтов.

      Оценивается учет обучения в процессе:

    13. у тормозимых — отмечалось — не изменялся ли уровень притязаний в случае неуспеха
    14. у истерических психотипов — после неуспеха повышался уровень притязаний. Отмечалась субъективная ненужность состояния плана, и формулируемый план — либо вообще не определял динамику целеполагания, либо в случаях искусственно заниженного плана позволял испытуемым достигать заведомо положительной внешней оценки.
    15. у возбудимых психопатов — отмечалось ригидное следование составленному плану и в ситуации неуспеха целью деятельности становится субъективно принятый результат.
    16. у тормозимых психопатов — субъективная невозможность изменения плана. Для контроля и планирования — они слишком ригидны.
    17. Исследования Бульдана: исходная гипотеза о том, что криминальность психопата не является врожденным качеством, а обусловлена общей направленностью личности с содержанием системы ценностей.

      Исследование: биографический метод. Использовались материалы судебного дела, проективные методики ТАТ, Роршах, Розенцвейг. Обнаружены основные дефекты, согласно данным: личностная дисгармония локализуется в направленности личности. Исследования проводились более чем на 1000 человек.

      Два основных механизма мотивообразования:

      1. нарушение опосредования потребности (формируется при жизни)

      3 типа патологических мотивов:

      1. аффектогенные мотивы, когда все поведение испытуемых подчиняется актуальному аффективному состоянию. Оно направлено на нанесение ущерба другому человеку. При этом отсутствует опосредованность данного мотива другими целями, задачами.
      2. ситуационныеимпульсивные мотивы. Схожи с полевым поведением. Случайные ситуационные требования.
      3. анэтические, асоциальные мотивы. В своем поведении больной не опирается на этические правила, социальные нормы. Социальные нормы часто бывают чисто декларируемые.

      2. Механизмы нарушения опредмечивания потребности

      • возникновение мотивов суррогатов (заменяющих)
      • возникновение мотивов психопатической самоактуализации (отмечается крайний эгоцентризм — стремление, во что бы то ни стало добиться цели). Крайняя манипулятивность другими для достижения желаемого результата.
      • суггестивные мотивы — мотивы, внушенные другими людьми. Эти мотивы формируются как влияние других людей, группы. Человек не может противостоять группе.
      • Патопсихологический синдром у психопатов не выявлен.

        Мы говорим о симптомокомплексе. Те черты, которые есть у психопатов, есть и в норме, но у психопатов они более выражены:

      • неучитывание прошлого опыта в необходимом объеме
      • несформированность личностной направленности или чрезвычайная жесткость. Не адаптивно.
      • недостаточная опосредованность мотивационной сферы (произвольно поставленные цели)
      • неадекватность и неустойчивость самооценки. Ее недифференцированность (самоограничительная позиция, тяготение к полюсам)
      • зависимость от оценки извне
      • диссоциация между когнитивной и аффективной сферами (человек знает, что нехорошо драться, но ничего не может поделать)
      • эгоцентризм (ярко выражен в ситуации личностного общения)
      • www.psyworld.ru

        Юношеские психопатии и алкоголизм

        Юношеские психопатии и алкоголизм

        В последние годы увеличивается число несовершеннолетних с нарушениями поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. Таким образом, аддиктивное поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

        Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения рвоты, снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность, вряд ли им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».

        Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов «выпить» или «не выпить». Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами» 1

        Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей – неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, т.к. и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.

        При злокачественном варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки ведут себя неадекватно: отказываются от лечения, не соблюдают режим лечебного учреждения. Как правило, попытки близких избавить подростков от злокачественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения, предоставляют подросткам полную свободу, фактически отказываясь от них. Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной формой алкоголизма весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют «армию» бомжей.

        Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, 1 можно выделить несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

        Тип первый: Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

        Тип второй: Имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

        Тип третий: Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка застенчивости, нерешительности. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

        Таков далеко не полный анализ развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «смену» из молодых.

        Развивающееся в настоящее время медицинская наркологическая служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, т.к. имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные же меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профилактическую работу с непьющими и малопьющими.

        Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку.

        Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение.

        К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков 1 .

        В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.

        Следующей группой отклонений в психическом развитии являются психопатии и акцентуации характера 2 . Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, возбудимый, истероидный типы акцентуаций характера у подростков. Чаще всего среди подростков с аддиктивным поведением встречаются акцентуации характера по неустойчивому типу. Это и понятно: изменить свое настроение от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект «в чистом виде», без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

        Социальные причины – это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

        Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него. Этими факторами могут быть:

        works.doklad.ru

        Юношеские психопатии и алкоголизм (стр. 1 из 6)

        1. Юношеские психопатии и алкоголизм

        Алкоголизм – это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

        Наиболее актуальна в настоящее время проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности в сравнении с пьянством и алкоголизмом взрослых. Это связано с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.

        Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте — уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

        В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса, происходящей по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышается переносимость спиртного, формируется влечение к нему. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к «подвигам», ищет «приключений». Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда — драки, кражи, грабежи, а затем — беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

        Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.

        Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стремительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов «выпить» или «не выпить». Возникшее влечение без раздумий реализуется изначальным отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами»[1]

        К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие — высшее.

        Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова,[2] можно выделить несколько типов приобщения девочек подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

        а) совместная алкоголизация со сверстниками-мальчиками;

        б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.

        И в том и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающий злокачественно.

        Подтип первый: Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболевания замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

        Подтип второй: Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых, по мере развития заболевания, возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

        Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

        Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        mirznanii.com

    Это интересно:

    • Когда обнаруживают синдром дауна Синдром Дауна - описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение. Краткое описание Синдром (трисомия 21, трисомия G) Дауна — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по хр. 21, как правило, вследствие нарушения расхождения хромосом во время мейоза яйцеклетки. Код по международной классификации […]
    • Великая депрессия жертвы голода Историк и публицист Борис Борисов: «Настоящий голодомор был не в СССР, а в США!» При этом многие из них погибли по вине правительства США . Почему же сегодня за океаном предпочитают стыдливо помалкивать об этом, мы поговорили с исследователем истории XX века Борисом Борисовым . ОНИ ПОДДЕЛАЛИ СТАТИСТИКУ - Борис, […]
    • У ребенка слабоумие 2 степени Симптомы умственной отсталости у детей Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего). Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую […]
    • Синдром дауна можно ли лечить Лечение зубов у детей с синдромом Дауна Синдром Дауна – это одна из форм хромосомной патологии, при которой кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, 21-ая хромосома обнаруживается не в двух (в норме), а в трех вариантах. Синдром Дауна является самой распространенной генетической аномалией, в среднем […]
    • Синдром дауна возраст отца Справочник химика 21 Химия и химическая технология Дауна возраст отцов Вероятность рождения детей с синдромом Дауна зависит от возраста матери (рис. 25.28), тогда как корреляции с возрастом отца не обнаружено. В возрасте 20 лет риск составляет 1 из 2000, в 30 лет — 1 из 900, в 40 лет — 1 из 100 и в 44 года — 1 из 40. […]
    • Старческая шизофрения симптомы Шизофрения у женщин: причины, симптомы и лечение Провоцирующих моментов для проявления шизофрении масса. Иногда собственные комплексы у лиц женского пола, приводит к возникновению этой болезни. Наиболее вероятно, что заболевание начинается с наличия дефектных генов в организме женщины. Они влияют на появление […]
    • Может ли быть депрессия с рождения Почему бывает депрессия перед днем рождения? У людей часто возникает депрессия перед днем рождения. Как правило, за несколько недель до дня рождения портится настроение, никого не хочется видеть. Такое состояние бывает у многих людей каждый год перед каждым днем рождения. Но мало кто знает истинные причины такого […]
    • Ранний детский аутизм картинки Ранний детский аутизм На сегодняшний день диагноз ранний детский аутизм (РДА) — расстройство, о котором хотя бы один раз слышал любой родитель. И, поскольку частота встречаемости этого заболевания растет (5 −20 случаев на 10 000 человек), необходимо дальнейшее распространение информации о его симптомах, так как […]