Как стресс влияет на сердечно-сосудистую систему

Стресс: реакция сердечно-сосудистая системы (ССС)

На стрессорное воздействие реагирует сердечно-сосудистая система (ССС), чему способствует повышенный уровень катехоламинов в крови. Так, погружение руки до локтя в холодную воду (+5*С) на 4 мин в сочетании с воздействием на лицо холодного воздуха увеличивало адреналин в крови, причем у мужчин сильнее, чем у женщин [ McLean ea 1992 ].

При напряженной умственной работе скорость кровотока во внутренней сонной артерии возрастала на 38%. Увеличивался тонус артерий головного мозга. Суммарный кровоток в одних областях коры головного мозга возрастал, в других — понижался [ Федоров ea 1991 ]. Акустический стресс в течение 2 ч на фоне жесткой иммобилизации вызывал у крыс сильную реакцию ГГАС , особенно у самок, и цереброваскулярные повреждения [ Анищенко ea 1992 ]. Появлялись мелкоочаговые геморрагии вследствие нарушения проницаемости мозговых сосудов. Такая реакция мозговых сосудов была отмечена у 100% самцов и 62% самок. Среди самок встречались особи, резистентные к изменениям мозговой гемодинамики. Количество периваскулярных геморрагий у самцов было в 1.7 раза больше, чем у самок [ Анищенко ea 1992 ].

В исследованиях [ Судаков ea 1981 ] кроликов подвергали электрической стимуляции вентромедиальных ядер гипоталамуса. У животных возникали отрицательные эмоции — чувство страха и тревога. Затем кроликов фиксировали в станке. Электростимуляция гипоталамуса продолжалась часами. Вначале у большинства животных наблюдалось неустойчивое повышение АД. Оно то повышалось, то снижалось. Преобладали депрессивные реакции. Начиная со 2-3-го часа непрерывной стимуляции гипоталамуса наступала 2-я фаза реакции — устойчивое повышение АД . Нарастал отек сердца, распадались митохондрии кардиомиоцитов. Патологические изменения в сердце прогрессировали вплоть до появления инфаркта миокарда . Представляет интерес, что такая двухфазная реакция кролика на многочасовую стимуляцию эмоциогенных зон гипоталамуса в условиях иммобилизации наблюдалась преимущественно у самцов. У самок же реакция часто ограничивалась лишь первой фазой [ Судаков ea 1981 ]. Это значит, что у многих женских особей проявлялась устойчивость ССС по отношению к осложнениям, вызванным длительным тяжелым эмоциональным стрессом. Охлаждение водой (+4*С) повышало АД и частоту сердечного пульса (ЧСП) у крыс, причем у самцов в большей степени, чем у самок. Нормализация АД у самцов шла замедленно. У мужских особей, но не у женских, концентрация нейропептида Y в плазме крови при стрессе повышалась в 2 раза [ Zukowska ea 1991 ]. Можно предположить, что нейропептид Y, как вазоконстриктор. является причиной более сильного стрессорного повышения АД и ЧСП у самцов крыс. Реакция АД и ЧСП на иммобилизацию также оказалась более сильной у самцов, чем у самок [ Игошева ea 1995 ]. Так, у мужских особей ЧСП увеличилась на 24-28%, у самок же — на 7%, причем достоверные сдвиги в функции сердца у самок наблюдались лишь в первые 10 мин иммоби- лизации. Продолжительность электрической систолы сократилась у самцов на 22%. У самок этот показатель в период стресса не отличался от исходной величины [ Игошева ea 1997 ]. Таким образом, у самок по сравнению с самцами кардиоваскулярная чувствительность к стрессу понижена, устойчивость — повышена [ Игошева ea 1995 ].

humbio.ru

Как стресс влияет на сердечно-сосудистую систему

Большое значение в развитии нарушений деятельности сердца и сосудов: атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и других заболеваний — имеют длительные отрицательные эмоции, нервные стрессы.

В последнее время перенапряжение центральной нервной системы становится бичом жителей высокоразвитых стран. Непрерывный рост потока информации, напряженный темп жизни, рост личной ответственности работников не только высшей, но к средней и низкой квалификации, резкое расширение ежедневного круга общения с большим числом различных людей, предъявляющее высокие требования к выдержке и терпению, — все это истощает нервную систему современного городского человека.

На большом статистическом материале показано что лица, чувствующие потребность одерживать верх, постоянно стремящиеся добиться признания, находящиеся в состоянии сильного умственного и физического беспокойства, часто испытывающие чувство недостатка времени и потому всегда спешащие, заболевают ишемической болезнью в 3—4 раза, а более молодые (39—49 лет) — в 6,5 раза чаще, чем те, кто не имеет в характере этих черт.

Вредное влияние на состояние сердечно-сосудистой системы оказывают длительные или часто повторяющиеся отрицательные эмоции — злоба, гнев, ревность, зависть, страх и т.п. Эти эмоции, как упоминалось ранее, сопровождаются настоящей «вегетативной бурей»: в крови увеличивается количество адреналина, усиливается работа сердца, мобилизуются энергетические ресурсы, подготавливая организм к действию, направленному на преодоление трудностей, вызвавших данное эмоциональное состояние. Но современный человек не спасается бегством от врагов, не вступает с ними в рукопашный бой, а, наоборот, часто в ответ на оскорбившее его действие или слово вынужден подавить естественную реакцию и «загнать внутрь» ту «вегетативную бурю», которая возникла вследствие данной ситуации.

Это не проходит бесследно. Ведь повышенное содержание адреналина сопровождается увеличением количества жирных кислот и холестерина в крови за счет мобилизации жировых депо. В печени усиливается синтез липопротеидов, в связи с чем повышается их выход в кровь. Кроме того, в таких ситуациях возникают спазмы сосудов, увеличивается вязкость крови, что усиливает процессы тромбообразования.

Все эти вегетативные реакции, не нашедшие выхода в движениях, повышают готовность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Не случайно кардиолог Г. Рассек, изучавший связь между эмоциональным стрессом и стенокардией, писал: «Богатая жирами диета и нервное напряжение должны рассматриваться как смертельно опасное сочетание».

Наш современник переживает стресс «сидя в кресле». Вместо разрешения конфликта движениями бега или наступления он пользуется обидными, злыми, унижающими человеческое достоинство словами. Ведь каждый словесный бой неизбежно сопровождается отрицательными эмоциями. Особенно вредно, когда после одной отрицательной эмоции следует другая и происходит суммация вредных воздействий, проторение путей для гипертонии, стенокардии, спазмов сосудов головного мозга, конечностей. Таким образом, современный горожанин подготавливает почву для заболевания сердечно-сосудистой системы и преждевременного старения.

Любая обида и огорчение в биохимическом выражении — это поступление в кровь больших количеств адреналина, вызывающего подъем артериального давления, усиление деятельности сердца, напряжение скелетных мышц. Эти реакции одинаковы и на грубость случайного собеседника, и на обидные слова любимого человека, на замечание соседки по дому и в ответ на острую полемику в научной дискуссии. Разные по социальному значению эмоции вызывают одинаковые биохимические и физиологические реакции.

Как ивестно, во время стресса значительно перестраивается гормональный фон человека. В кровь выбрасываются вещества, которые способствуют резкому уменьшению просвета периферических сосудов. В результате этого возникает состояние, называемое артериальной гипертензией.

Повышенное давление, на первых порах, переносится человеком легко и спокойно. Многие из нас годами не замечают ничего даже отдалённо указывающего на подобного рода проблемы. Когда человек становится старше, его сопротивляемость артериальной гипертензии значительно снижается. Если и в этом случае не придать заболеванию должного внимания, ситуация может обернуться гораздо более печальными последствиями, в числе которых инсульты и кровоизлияния.

Что же делать при отсутствии физической разрядки стресса? Ведь не бить же посуду при каждой ссоре, не решать спор кулаками! Известный советский нейрофизиолог П. К. Анохин писал: «Эмоции как физиологический феномен точно так же поддаются воспитанию к тренировке, как и наши мускулы. Поэтому, с психофизиологической точки зрения, во всех этих случаях речь может идти не о „задержании» эмоций и не об их беспрепятственном выходе, но внешнюю деятельность, а об их рациональной трансформации в бесконфликтную полезную деятельность».

Для этой трансформаций, решающее значение имеет самовоспитание, в основе которого должны лежать убежденность в возможности достижения желаемых результатов, понимание основных механизмов возникновения эмоций, их воздействия как на собственное здоровье, так и на здоровье окружающих людей, а также твердое желание создать оптимальный психологический микроклимат в быту и на производстве. Здесь тесно переплетаются интересы здоровья и культуры общения. Надо всегда помнить, что конфликт вреден для всех участников и что отрицательные эмоции со всеми их опасностями возникают у обеих конфликтующих сторон: и у того, кого бранят, и у того, кто бранит.

Самое лучшее средство «прийти в себя» — это общение с природой. Хорошей физической разрядкой является ходьба. Поэтому в целях профилактики и смягчения болезненных симптомов, вызванных стрессовыми ситуациями, надо в любое время года и в любую погоду отправляться в лес, поле, к воде. Там с помощью приемов аутогенной тренировки отключиться от навязчивых мыслей, устать от прогулки, а придя домой — заснуть. После пробуждения можно вернуться к спокойному обдумыванию неприятной ситуации, опыт жизни и свежая голова помогут найти наилучший выход из сложившейся ситуации.

Владея методикой аутогенной тренировки и закаляя сердечно-сосудистую систему различными специальными гидропроцедурами, можно научиться не реагировать на различные рода случайные неприятности, а отрицательные эмоции по серьезным причинам — нейтрализовать.

Центр Здоровья желает вам здоровья, побольше положительных эмоций и позитивных новостей! Учитесь видеть хорошее во всем, что вас окружает!!

Целевое обучение в ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет»

В целях обеспечения в 2017 году целевого приема в ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет»

www.okb89.ru

В.Ф. Базарный: Стресс и сердечно-сосудистые заболевания у школьников

Общность некоторых хронических неэпидемических детских болезней

В ходе исследований наше внимание привлекла близость картины электрических потенциалов мозга у тех детей, которые систематически пребывают в обездвиженном стресс-напряженном учебном процессе, а также у страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, детским церебральным параличом и даже… болезнью Паркинсона. Попытаемся с этим разобраться.

Известно, что Джон Паркинсон еще в 1817 г. выделил непроизвольный тремор («дрожательный паралич») в качестве самостоятельного заболевания. Главным клиническим проявлением данного синдрома является непроизвольный высокочастотный тремор рук, сочетающийся со спастической низкочастотной тугоподвижностью.

Уже в те годы специалисты знали, что этот синдром обусловлен поражением мозга. Заметим, что в состоянии спазмотонической (спастической) мышечной напряженности наши дети пребывают в учебном процессе на протяжении 10–12 лет (и даже дольше).

И похоже, совершенно закономерно, что спустя более чем 1,5 столетия на Западе описывается необычное аномальное явление среди детской популяции — синдром «дисфункции мозга».

В 1987 г. данная патология получила определение как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (в том числе и «без гиперактивности» — СДВГ). Подчеркнем, что здесь также выявляется поражение мозга и моторный хаос.

Как мы отмечали выше, основными симптомами СДВГ является угасание способности ребенка концентрировать («собрать») свое внимание на фоне появления импульсно-взрывных хаотических движений (судорожности).

Имеющиеся работы, в том числе полученные нами данные, убеждают в том, что и при учебно-дидактическом стресссиндроме у детей («УДАВ-СУД»), и при СДВГ и ДЦП на ЭЭГ выявляется следующая симптоматика:

• задержка в развитии вестибуло-мозжечковой мышечно-координаторной системы;

• задержка в развитии базового сенсорного — ритма мозга;

• задержка в развитии лобных отделов мозга, ответственных за волевой контроль;

• дезинтеграция («разобранность») в работе различных структур мозга;

• наличие острых волн.

В этом плане представляют большой интерес исследования О.В. Богданова (1987), Е.М. Богомолова и Ю.А. Курочкина (1987), О.Б. Зубовой (1987) и других, изложенные в фундаментальном труде «Роль сенсорного притока в созревании функций мозга» (подред. Е.В. Максимова, К.В. Шумикина. — М.: «Наука», 1987).

В частности О.В. Богданов привел экспериментальные данные о том, что восходящая афферентация является базовым механизмом развития мозга.

Е.М. Богомолова и Ю.А. Курочкин выявили, что даже зрительная депривация негативно влияет на становление вертикальной позы. О.Б. Зубова также экспериментно подтвердила, что воспитание в сенсорно обедненной среде (в том числе при моторном закрепощении) негативно сказывается на развитии мозга и его интегративных функций.

Но если у животных пресечение восходящей энергетической афферентации и других видов моторной и сенсорной активности вызывает недоразвитие мозга, то что же говорить о детях, если на весь период взросления и развития пресечь приток к органам чувств полноценной сенсорной стимуляции и «образовывать» детей 10–12 лет вне собственного телесночувственного опыта.

Все это указывает на главное: пресечение процесса вертикализации, ограничения сенсорной и моторной активности детей — означает морфогенетическое недоразвитие мозга и его функций. При этом любое морфогенетическое недоразвитие органов и тканей означает их чрезмерную уязвимость и подверженность быстрому обратному развитию (старению).

Вот почему среди всех отмеченных выше синдромов общими оказались и недвигательные нарушения, выявляемые как при стресс-синдроме «УДАВ-СУД», так и при СДВГ, ДЦП и БП. Ниже приведем такие недвигательные нарушения, которые подробно описали М.Р. Нодель и Н.Н. Яхно (2008) у больных, страдающих болезнью Паркинсона. Это:

• нервно-психические нарушения: эмоциональные, когнитивные, психотические, поведенческие;

• нарушения сна и бодрствования;

• сенсорные нарушения и боль;

Особое внимание обратим и на общность тех митохондриальных изменений (дисфункций) при БП, подробно описанных С.Н. Иллариошкиным (2008) и тех, которые описали мы при учебно-дидактическом стресс-синдроме (см. раздел ГУ, 1).

Выполненными нами исследованиями установлено, что спазмотоническая и гиперкинетическая картина при отмеченных выше синдромах радикально и практически однонаправлено меняется при изменении поз тела, и особенно при изменении расположения телесной вертикали относительно земной гравитационной оси.

При этом наименьший моторный хаос наблюдается после специальной активизации вестибулярного аппарата (например, после вращательных движений тела, после качания на качелях и т. д.).

Обнаружен и следующий принципиальный факт. По мере укоренения тела в своей видовой вертикали (осанке) спазмотонические и гиперкинетические (в том числе дрожательный тремор) резко уменьшаются.

Постепенно мы пришли к убеждению, что спазмотонические состояния, в том числе гиперкинетические реакции зарождаются в недрах все более и более навязываемой детям той сидяче-согбенной стресс-напряженной обездвиженности, на основе которой выстроен учебный процесс.

Такой режим развития детей способствует недоразвитию вестибуло-мозжечковой телесно-координаторной системы, а в итоге ее обратному развитию. Проявлением же возврата к эмбриональным программам построения движений как раз и является гиперкинетический и спазмотонический моторный хаос.

Вот почему, как было показано выше, насильственная выработка у детей учебной «усидчивости» оказывает не только деструктивный эффект на состояние мозговых функций, но и негативный генотропный эффект (рис. 30).

Механизм зарождения непроизвольной мышечной судорожности при принудительной обездвиженности весьма ярко и точно описал в своем письме после прочитанной мною лекции педагог Иван Дорофеевич Зуев из Нефтекамска. С его разрешения, приведу текст его письма.

После того, как я обдумал ваш доклад, пришел к выводу, что ваша теория иногда применяется подсознательно (по интуиции) некоторыми людьми, которые медицинскими знаниями не обладают.

Приведу собственный пример. Я стоял на учете у терапевта Гапеевой, которая меня спрашивала, не бывают ли у меня судороги. Я отвечаю, что не бывают. Оказывается, судорогам я не давал проявляться.

Когда в школе я чувствовал, что стягивает пальцы руки, то я прятал руки в парту и совершал движения пальцами интенсивнее и чаще, чем пианист. Когда у меня начинало стягивать ступню ноги, то я ногу ставил на носок и совершал колебательные движения ногой с большой частотой.

Длительность в обоих случаях была 5—15 секунд. Сосед по парте, а иногда учителя считали это за шалость. Позу за партой я менял через каждые 5—6минут, что иногда раздражало учителя.

В первый год работы учителем, а мне пришлось после двух курсов уйти в академический отпуск, я играл зимой с учениками в фут бол. Восьмиклассники приглашали нас, четверых учителей, так как их не хватало на две команды.

Так я стабилизировал порок сердца. После того футбольного года у меня почти прекратились кровотечения, и я вернулся в пединститут.

Работая физиком, я уроки вел в постоянном движении, а что ученикам нужно тоже, я не понимал».

Детям, страдающим различными моторными нарушениями, в том числе ДЦП, мы еще в 80-е гг. XX в. рекомендовали реабилитационные мероприятия, опирающиеся на повышение уровня активности, а в итоге — на раскрепощение функциональных возможностей вестибуло-мозжечковой телесно-координаторной системы.

Это происходит за счет минимизации в образе жизни детей сидячей позы, а также специально разработанных зрительно-вестибулярных тренажей, выполняемых непосредственно на академическом уроке.

Результат был получен просто поразительный. Например, у некоторых детей практически отсутствовал базовый сенсорный ритм мозга. Спустя же 1–2 недели систематических занятий, такой ритм начинал четко проявляться.

Ниже приведем пример ребенка с ДЦП, у которого буквально за один сеанс вестибуло-мозжечковой и телесно-координаторной стимуляции оформился четкий — ритм мозга.

Отдавая дань поиску коллегами-медиками фармакологических и генетических средств реабилитации больных с синдромами СДВГ, ДЦП и БП, подчеркнем, что полученные нами результаты раскрывают перспективу такой реабилитации с помощью реактивации и запуска функциональной активности системы органов чувств, в эпицентре которых оказалась вестибуло-мозжечковая система.

Глава 8
Стресс и сердечно-сосудистые заболевания у школьников

2 ноября 2008 г. один из авторитетных отечественных специалистов по кардиологии профессор Ф. Агеев и ведущая теле-и радиопередачи «Здоровье» Е. Малышева по «Радио России» рассуждали о причинах того, отчего мужчины чаще женщин умирают от сердечно-сосудистых заболеваний.

Действительно, эта проблема является сверхактуальной для современной России. В итоге они пришли к следующему выводу: женщины реже умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, потому что больше обращают на себя внимание и чаще посещают врачей.

В таком выводе, пожалуй, больше влияния Фрейда, чем реальных научно выверенных фактов. Задумаемся, что означает чаще ходить к врачу в эпоху запредельно дорогой медицины и дорогих лекарств, эпоху, когда благополучие врача стало напрямую зависеть от кошелька больного.

При этом я не встречал ни одной серьезной работы, указывающей на то, что можно повысить уровень здоровья народа за счет частоты посещения наших поликлиник и больниц. Наоборот, Всемирная организация здравоохранения прямо предупреждает: «Берегитесь больниц»! («Медицинская газета», № 7, от 01.02.2008).

В этой газете постоянно публикуется список часто употребляемых и распространенных лекарств, которые вызывают серьезные, отсроченные во времени осложнения. Причем они нередко намного более тяжелые, чем само заболевание.

Согласно официальным данным в США ежегодно из-за врачебных ошибок погибают где-то около 100 тыс. человек. И это при том, что там в отличие от нас до частной практики допускают после многих лет учебы и практики под руководством многоопытных наставников.

Этот факт показывает, насколько сложным является организм и механизмы его саморегуляции. Да и врачи зачастую воспитывают в людях не волю и силу духа (как базовые механизмы самоисцеления), а психозависимость от врачей и лекарств.

Отрадно, что на планете живет самый здоровый, ничем не болеющий народ — хунзы. Так они вообще не знают, что такое медицина и что такое лекарства. При этом известно, сколько внимания в современной цивилизации уделяется проблеме питания. Хунзы же едят столько, чтобы не умереть с голоду.

В отличие же от нас, воспитанных школой в недвижении и косности тела, их отличает особо подвижное, стройное и гибкое тело. С детства воспитанные в постоянном движении, они запросто ходят (по горам) в гости к соседу за 100–200 км.

О том, что тренировка воли и духа, а также упор на свои силы бывает намного эффективнее любых лекарств, говорит и другой «парадоксальный» для нашего сознания факт.

Согласно специальным исследованиям авторитетных демографов (И.А. Гундаров, 2001) установлено, что за период Великой Отечественной войны, т. е. за годы лишений, недоедания, стрессов, отсутствия врачей и лекарств наш народ в целом стал… здоровее.

О том, что именно школа оказывает негативное влияние на сердечнососудистую систему, еще в 80-е гг. XX столетия отмечали такие авторитетные специалисты, как академик Г.Н. Сердюковская: «На усталость жаловались 80 % шестилеток… у некоторых замедлился рост. Это привело к тому, что у каждого 4-го ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе».

Четко указывал на эту связь и бывший министр здравоохранения СССР признанный авторитет в области сердечно-сосудистой патологии академик Е.И. Чазов (1989).

Выполненные под нашим руководством исследования показали: корни основных проблем телесной и духовной жизни, в том числе проблемы сердечно-сосудистой системы, начинаются с нарушений в развитии в учебном процессе видовой телесно-осевой стойки.

Это обусловлено тем, что качество оформленной и укорененной на этапах детства осанки определяет, с одной стороны, тонус (энергетику) вегетативной нервной системы, с другой — баланс симпатического и парасимпатического ее отделов, с третьей — полноту раскрепощения («парусность», пластичность, ритмичность, фазовый баланс) жизнетворной энергоинформационной волны (восходящей энергетической активации).

В этих условиях телесно-осевая стойкость — укорененная телесно-чувственная стойкость, стойкость биоритмальная, нейромышечная, энергоинформационная, а в итоге — вегетативная, сосудистая, нервнопсихическая, эмоциональная.

Стойкость, собирающая триединство из координаторного, чувственного и мыслетворного тела и формирующая его целостность и устойчивую «соборность».

Вот почему оптимальная ритмичность, пластичность и устойчивость сердечного ритма возможна только при идеально оформленной в детстве осанке (осанне).

И наоборот, любые нарушения в развитии телесно-осевой вертикали (осанки) в той или иной степени сопровождаются нарушениями в пластичности и ритмичности сердечных сокращений — синдром удлинения QT интервала (синдром «хромоты» сердечного ритма) (рис. 29).

На примере изучения непроизвольных микродвижений глаз установлено: оптимальный уровень функционального состояния вегето-кинетических ритмов (в том числе сосудистых) и, как следствие, уровень артериального давления поддерживается функциональной активностью гладкомышечных систем, пронизывающих стенки кровеносных сосудов, и в первую очередь энергетикой (мощностью и ритмичностью) их высокочастотной моторики.

При этом выявлен и следующий принципиальный факт: биоритмально организованная активность гладкомышечных систем определяется, с одной стороны, положением головы в гравитационном пространстве, с другой — укорененным на этапах детства шаговым динамическим стереотипом в образе жизни детей (рис. 16).

Также установлено, что невоссоздание и неукоренение на этапах детства телесно-осевой вертикальной стойкости тела, в том числе шагового ритма — это фрагментация, дезорганизация («разборка») биоритмальной организации вегетативной телесно-функциональной жизни, дезорганизация и «разборка» иерархии энергоинформационных контуров нашего тела (рис. 21).

Дезорганизация произвольно-волевых координаторных способностей тела, в том числе способностей свободно дозировать (соизмерять) и ритмично осуществлять целенаправленные психоконструирующие усилия (письмо, рисование, речь и т. д.).

В таких условиях дети начинают выполнять эти функции на фоне чрезмерных энергетических затрат за счет предельных статических мышечных напряжений и судорожных усилий, блокирующих все ритмы и функции жизнеподдержания, — от клеточного обмена и капиллярного кровообращения до работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и т. д.

Установлено, что до 90 % детей на занятиях, и особенно при письме, пребывают в состоянии именно таких пролонгированных во времени спазмотонических мышечных напряжениях (рис. 34). Внешним выражением стресс-напряжения является зажатие и недопустимо низкое склонение детей при письме.

Такие статические нейромышечные напряжения поперечно-полосатых мышечных систем постепенно захватывают и гладкомышечные, в том числе стенки сосудов.

В частности, при системных спазмотонических мышечных напряжениях происходит своеобразное «заклинивание» гладкомышечной моторики, в том числе сосудистой, обеспечивающей продвижение крови по сосудам.

В этом случае блокируется вся биомеханика обмена веществ между капиллярами и клеточными системами.

С одной стороны, клетки начинают испытывать голод в пластических и энергетических веществах, с другой — блокируется механизм выведения продуктов обмена и распада клеток.

В целом в гисто-гематических барьерах (ионных «обменниках») возникает хаос, затор и распад, что способствует тому, что ионы кальция (носители электрических зарядов и являющиеся ионами только при ритмических мышечных сокращениях) быстро выпадают в соли кальция. Кроме этого, организм постепенно наполняется недоокисленными продуктами обмена (свободными радикалами, солями, ядами и т. д.).

А все вместе — начало развития старческого атеросклероза, опущенного по воле взрослых на плечи несчастных детей. Данный синдром мы назвали синдромом прижизненной мумификации тела — СПРУТ (синдром «телесномышечного панциря» — в терминологии В. Райх, который он объяснил почему-то «сдерживанием сексуальной энергии»),

В конечном счете возникает порочный круг: с одной стороны, понижается проницаемость крове-тканевых (гисто-гематических) барьеров, с другой — голод клеток в пластических и энергетических веществах.

В связи с возникшей тканевой гипоксией организм вынужден компенсаторно (рефлекторно) повышать гемодинамическое давление. Вот почему начальные стадии повышения артериального давления являются симптоматическими.

И вся терапия здесь должна быть сконцентрирована не на понижении собственно артериального давления, а на «очищении» гисто-гематических барьеров, активизации сосудистой моторики и деятельности всей сердечно-сосудистой системы за счет радикального увеличения плотности шаговой и моторной активности тела, в том числе за счет воссоздания длительным упорным трудом идеальной осанки.

В этих условиях для людей, зависимых от врачей и лишенных собственной воли (атаких уже большинство), в 1000 раз легче глотать внутрь химические препараты, а при неуспехе — во всем винить весь мир, но не свои безволие, косность и лень.

А теперь обратим внимание на то, в каких позах сидят и пишут наши дети в школе. Они настолько сгибаются над тетрадкой, что буквально носами водят по бумаге. И если потрогать у детей мышцы рук, плеча, шеи и даже живота, то можно ощутить, что они от напряжения буквально «каменеют».

В результате, если накануне поступления детей в школу пограничная артериальная гипертензия встречалась у 11 % детей, то к концу первого года обучения таких стало уже 26 %, а спустя 3 года — уже 65 %.

О том, что все связано именно с учебным процессом подтверждают и данные такого авторитетного центра, как Научный центр здоровья детей РАМН, (1997). В частности, среди учащихся средних и старших классов, занимающихся в элитных школах, только за один учебный год число гипертонических реакций возросло вдвое. В итоге, нарушения артериального давления выявлены у 90 % учащихся.

Особо отметим, что речь идет не о безобидном (преходящем) повышении артериального давления. Авторитетные специалисты из МОНИКИ им. Владимирского изучат и у школьников Сергиева Посада мозговое кровообращение.

Ими было выявлено запредельное явление: 2/3 учащихся живут и учатся с вегето-сосудистой дистонией мозга, т. е. с сосудисто-мозговыми «цунами».

И они отмечают: «В классической неврологии сложилось представление, что мозговой инсульт — заболевание лиц пожилого возраста, почти не встречающееся у детей.

Однако, как показывают эпидемиологические исследования последних лет, инсульты, приводящие к тяжелым поражениям мозга, и иные формы нарушения мозгового кровообращения у детей не редкость и составляют 4–5 % в структуре заболеваний нервной системы, летальность от них — 25 %, около 50 % ребят остаются инвалидами.

Доказано влияние даже незначительных церебральных расстройств в детстве на последующее возникновение мозговых катастроф по достижении зрелого возраста.

Все это определяет важность развития детской ангионеврологии, главными актуальными задачами которой являются ранняя диагностика и профилактика реброваскулярных расстройств».

Итак, комплекс выполненных исследований позволяет раскрыть учебно-дидактический позностатический механизм («УДАВ»), в том числе сформировать соответствующую теорию в развитии сердечно-сосудистых заболеваний народа при современной системе образования, включающей следующие его механизмы.

Во-первых, это механизм «разборки» и фрагментации в работе целостной гемодинамической функциональной системы, обеспечивающей доставку крови от сердца по системе «шлюзов» к мелким капиллярам и тканям. Он включает:

• механизм систематического механического сдавления и блока активности грудной клетки при напряженно-склоненной зрительной работе, и как следствие, стесненной работы сердца и легких;

• стеснения и угнетения работы второго базового звена, содействующего работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, — активности диафрагмы;

• систематического выключения третьего звена в содействии гемодинамической активности (и особенно венозной) — ритмических сокращений мышечных систем тела и особенно нижней его половины;

• сдавления шейного симпатического ствола и его узлов — водителей высокочастотной сосудистой моторики (ритмов) — важнейшего звена в содействии гемодинамике и уу поддержании.

Во-вторых, это механизм расторможения шейных эмбриональных спазмотонических рефлексов, угнетающих симпатическую активность и блокирующих ритмическую организацию всех вегетативных (в том числе сердечно-сосудистых) и психомоторных ритмов жизнеобеспечения.

В-третьих, это систематическое поддержание окулокардиального рефлекса (Ашнера).

В четвертых, это синдром механического сдавления шейных сосудов, питающих головной мозг. В широком плане речь идет об отключении вегетативных жизнетворных ритмов от центрального ритма «водителя», ритма «дирижера» — от телесно-осевого гравитационного ритма (ТОГР — см. разд. II, гл. 13).

Так почему все-таки мужчины умирают намного чаще женщин от сердечно-сосудистых заболеваний? Оказалось, что среди мальчиков начальных классов учебный спазмотонический синдром стресс-напряжения, в том числе повышенное артериальное давление встречалось в 2,9 раза чаще, чем у девочек (Л.А. Алифанова, 2001).

Обусловлено это известным фактом: генетическая потребность (экспрессия) к движениям у мальчиков выше в 4–6 раз, чем у девочек.

Описанный учебно-дидактический статический механизм как раз и оказался базовым механизмом развития на этапе детства болезней сердечно-сосудистой системы взрослых.

При организации учебного процесса в режиме телесной вертикали, динамических поз, а также малых форм двигательной активности непосредственно на уроке картина резко изменилась.

В этих условиях распространенность среди таких учащихся повышенного артериального давления снизилась в 6–7 раз по сравнению с теми учащимися, которые занимались в сидяче-обездвиженном статическом режиме.

Полученные данные дают все основания для разработки по-настоящему эффективной государственной программы массовой первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

ss69100.livejournal.com

Это интересно:

  • Анорексия как становятся Как стать анорексичкой Дискорфоманическая форма. На этом этапе девушка подозревает, что ее вес несколько ненормальный и она выглядит полной. Свидетельствует о наличии дискорфоманического типа болезни длительное рассматривание отражения в зеркале. Затем следует быстрый перебор диет, девушка их может только […]
  • Нервная анорексия патогенез НЕРВНАЯ (ПСИХИЧЕСКАЯ) АНОРЕКСИЯ Девушки заболевают чаще юношей; соотношение мужчин и женщин 1:10. Число больных увеличилось в последние десятилетия — «анорексический взрыв в популяции», относительно участились случаи заболевания среди мужчин. Нервная анорексия чаще отмечается в возрасте 14—18 лет, но возможно ее […]
  • История болезни депрессия История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
  • Иглоукалывание шизофрения Акупунктура и иглоукалывание аппаратом "Эледиа" Категории раздела Лечение Шизофрения методом электроакупунктуры с помощью прибора "Эледиа" Перечень акупунктурных точек для лечения Шизофрения Е40 Фэн-лун на 8 цуней выше вершины латеральной лодыжки, на 1 цунь кнаружи от точки Тяо-коу Е.38, на два поперечных пальца […]
  • Курсовая по теме заикание Заикание, причины, профилактика СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Причины заикания 2. Обследование заикающихся 3. Профилактика 4. Содержание логопедических занятий 5. Наглядность и технические средства обучения 6. Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками 7. Критерии оценок речи после проведенного курса […]
  • Высший риск синдрома дауна Высокий риск синдрома Дауна Девочки, не писала свою ситуацию нынешнюю. но эта тема. рассказываю, тому "кто в теме" . мне сейчас 39 лет. УЗИ 12 недель - ТВП -2,2 , нос- 2,5 кровь: ХГЧ - 4, 2 Мом, РАРР- 0, 97 программа рассчитала риск по с. Дауна- 1: 6 . можете представить мое состояние? Земля уходит из под ног . Врач […]
  • Нарушение сна у детей от года до двух лет Причины и советы при нарушенном сне у детей 2 лет Потребность детского организма во сне больше, чем в пище. Хороший сон свидетельствует о здоровье ребёнка. Нарушения сна в той или иной степени возникают у многих детей Почему детям нужно спать? Сон – это физиологическое состояние, при котором происходят […]
  • Виды неврозов детей Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастению; 2) истерию; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы. Неврастения у детей, симптомы детской неврастении Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она […]