Картинки стресс у детей

Депрессия и стресс

Причины, симптомы и лечение

Стресс у детей, и как от него избавится

В большинстве своем, мы склонны забывать о своих детских переживаниях. Взрослые зачастую не понимают, почему ребенок может испытывать стресс, ведь у детей, в отличие от них, нет проблем, где найти работу, как прокормить семью. Разве могут малыши испытывать стресс? Давайте разберемся.

стресс у детей и подростков

Причины детских стрессов

Стрессы у людей происходят из-за того, что часто мы не в состоянии сделать что-то, что, как нам кажется, ждут от нас окружающие. Причина стрессов может находиться не только внутри нас, но и прийти извне, например, от друзей, ситуации на работе, в ВУЗе или же в школе. Следовательно, стрессу могут быть подвержены все возрастные категории.

Как правило, маленькие дети очень боятся остаться одни, без родителей. В школьном возрасте на первое место выходят другие причины: отношения со сверстниками, учителями, родителями или же чрезмерная нагрузка. Многие дети практически не имеют свободного времени, так как во внеурочное время посещают дополнительные занятия или секции. Детская психика такова, что ребенок не сознает нарастающую усталость. Следить за тем, чтобы у ребенка не было переутомления – задача родителей.

Если у вашего ребенка появилось ничем не обоснованное беспокойство, он стал раздражительным, капризным, – задумайтесь, не слишком ли он занят в свободное от школы время. Может, стоит отказаться от какого-либо кружка или от занятий с репетитором? Поговорите об этом с ребенком. Если же отказаться от дополнительных занятий никак не получается, помогите ему правильно распланировать свое время.

Детский стресс может быть обусловлен не только его детскими проблемами, но и тем, что он слышит от взрослых. Это могут быть разговоры о постоянной нехватке денег, о болезни знакомых ему людей, просто ссоры родителей.

В присутствии детей лучше не вести «взрослых» разговоров. Ребенок может все понять по-своему, и это только усилит его страхи.

Даже просмотр некоторых телепрограмм может вызвать у ребенка стресс. Видя по телевизору новости, в которых рассказывают о войнах, ураганах, эпидемиях, дети начинают волноваться за себя, за свою семью, за друзей. Чаще разговаривайте со своими детьми. Если вы заметите, что ребенок что-то принял слишком близко к сердцу, попытайтесь его успокоить, объяснить, что причин для волнения нет.

Факторами, усиливающими стрессовое состояние, являются развод, болезнь или смерть близкого человека. Это происходит из-за того, что претерпевают изменения их ценности, их семья.

Если родители разводятся – это является большим стрессом для ребенка, поэтому никогда нельзя заставлять его выбирать с кем он будет жить, с папой или с мамой. Ни в коем случае нельзя в присутствие ребенка «поливать друг друга грязью».

Нельзя забывать, что есть вещи, для взрослого человека, может быть, не очень значительные, но вызывающие стресс у детей. Дайте понять своему ребенку, что вы его понимаете, любите и всячески поддерживаете.

Как распознать детский стресс? Симптомы

Распознать детский стресс бывает нелегко. Вас должно насторожить, если у вашего ребенка появились хотя бы некоторые из приведенных признаков:

  • Немотивированные истерики;
  • Скачки настроения;
  • Бессонница или тревожный сон;
  • Головные боли;
  • Расстройства желудка;
  • Энурез (ночное недержание мочи).

Если у вашего ребенка никогда не было проблем с учебой, а теперь он не может сосредоточиться, сделать домашнюю работу, стал рассеянным, перестал успевать в школе, а до этого хорошо учился – это тоже тревожные «звоночки».

У малышей могут вдруг появиться вредные привычки. Иногда это сосание пальца, ковыряние в носу. Ребенок начинает грызть ногти, накручивать волосы на палец. Дети постарше могут начать вести себя вызывающе, лгать.

Как помочь ребенку избавиться от стресса

Для начала, обеспечьте ему правильный режим и питание. Чаще говорите со своим ребенком, спрашивайте о проблемах, но, если ребенок не хочет вам рассказывать, не настаивайте, просто побудьте рядом. Иногда этого бывает вполне достаточно. Важно дать понять ребенку, что вы любите его, беспокоитесь за него, что он может рассчитывать на вас в трудную минуту.

Проанализируйте вместе с ребенком, что вызывает у него беспокойство. Может быть, вы найдете решение, как с этим справиться: ходить вместе в кино, музеи, заниматься спортом, а, может, придется отказаться от какого-то кружка.

Вы также можете заранее оградить своего ребенка от некоторых стрессовых ситуаций, как, например, прием у стоматолога. Объясните ребенку, что с ним будут делать на приеме у врача. Но всегда имейте в виду возрастные особенности. Малышам не нужно объяснять все в подробностях – это еще больше их напугает. А подростку лучше рассказать все досконально.

Не переусердствуйте, не следует полностью ограждать ребенка от негативных ситуаций. Пусть он знает, что существует страх, гнев, тревога, одиночество, что все это нормально, что все люди время от времени это испытывают. Но дайте ему понять, что вы рядом, и, в случае необходимости, всегда поможете ему.

Если вы видите, что у ребенка какие-то проблемы, но он не хочет обсуждать их с вами, а пытается закрыться, – не настаивайте. Чтобы разговорить ребенка и дать понять, что вы готовы ему помочь, начните рассказывать ему о своих проблемах. Возможно, это снимет блокаду, и ребенок захочет вам все рассказать. Если же нет, то обязательно обратитесь к детскому психологу, чтобы не было поздно.

depressnyak.ru

Стресс у детей

Стресс, или нервное напряжение является физиологической реакцией организма и может возникать не только у взрослых, но и у детей. Рождение и знакомство с новым миром, первые шаги, поступление в школу, половое созревание — это лишь некоторые из множества факторов, способные вызывать стресс у детей. Уберечь ребенка от нервного напряжения невозможно, тем более, что каждый ребенок реагирует на ту, или иную ситуацию по-разному. Однако родители могут научить своего малыша справляться со стрессовой ситуацией, адекватно снимать нервное напряжение.

Как проявляется стресс у детей

Стресс у детей проявляется по-разному — это зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния, особенностей его нервной системы. Однако можно выделить общие признаки стресса. Изменение поведения, перепады настроения, судорожный тик — главные признаки стресса. Если речь идет о маленьком ребенке, то нервное напряжение у него проявляется зачастую младенческим поведением — ребенок начинает мочиться в постель, сосать палец. Как проявляется стресс у старших детей? Основными признаками нервного напряжения в этом возрасте является замыкание ребенка в себе, угрюмость, молчаливость, нередко и беспочвенная агрессия. Нервный тик проявляется такими признаками, как подергивание отдельных мышц, повторение ребенком однотипных действий (наматывание волос на палец, частое сглатывание слюны).

Задание родителей — вовремя распознать признаки стресса и помочь своему ребенку справиться с ним.

Почему может возникнуть стресс у ребенка

Важно знать не только, как проявляется стресс, но и что могло послужить причиной его возникновения. Стрессовое состояние у детей возникает в ответ на нечто совсем новое, с чем ребенок из-за своего небольшого опыта еще не умеет справиться. Это может привести к вторжению в жизнь малыша детских страхов, ужасающих воспоминаний. Причины, из-за которых может развиться стресс у детей, во многом зависят от возраста.

Самой частой причиной стрессового состояния у деток этого возраста является разлука с мамой, ее болезнь — дети чувствуют, если с их близкими что-то не так, и очень чутко реагируют на это. Стрессовое состояние могут вызвать и неудачи при попытке сделать первые шаги, прорезывание зубов, постоянные ссоры в доме.

Нервное напряжение у ребенка дошкольного возраста может быть связано с долговременной разлукой со своими близкими, болезненной адаптацией к детскому саду, посещением врача, или парикмахера.

В этот период стресс у ребенка могут спровоцировать непонимание одноклассников, насмешки старших ребят, неудачи в учебе, постоянные замечания учителей.

Как помочь ребенку побороть стрессовое состояние

Справиться со стрессом не так просто, как кажется. Чтобы помочь ребенку снять напряжение, нужно придерживаться некоторых правил.

Решайте проблему общими усилиями

Если малыш отказывается говорить, что его беспокоит, Вам, то возможно он захочет рассказать это другому близкому человеку, который является для него авторитетом. За помощью также можно обратиться к психологу, или психотерапевту.

Помогите найти выход его эмоциям

Справиться со стрессом можно только в том случае, когда ребенок будет выражать все, что его беспокоит. Это не обязательно должны быть живые беседы. Альтернативой могут послужить дневники, рисование, или другое хобби.

Компенсируйте негативные эмоции спортом

Спорт отлично справляется с негативными эмоциями, так во время физических упражнений выделяются эндорфины — гормоны счастья. Ребенка можно записать на секции с плаванья, бокса, тенниса, или других видов спорта, зависимо от его предпочтений. Часто это наилучшим образом помогает справиться с нервным напряжением.

Придерживайтесь режима

Нужно обеспечить ребенку рациональное питание, полноценный здоровый сон, физические, или умственные упражнения обязательно должны чередоваться с отдыхом.

Попытайтесь повысить уверенность ребенка в себе

Дети нуждаются в поддержке даже больше, чем взрослые. Попытайтесь объяснить ребенку, что за черной полосой всегда идет белая, что в любой период жизни вы будете его поддерживать и помогать ему справляться с трудностями.

Помогайте ребенку расслабиться

Иногда, чтобы справиться со стрессом, достаточно просто хорошо расслабиться — это касается не только взрослых, но и детей. Сводите своего малыша по магазинам, в игровую комнату, кино, или на мультфильм, разрешите ему чуть дольше поиграть с друзьями, съездите с ним за город, или в лес.

Если выше перечисленные рекомендации не помогли ребенку, тогда целесообразными окажутся лекарственные препараты.

Данный препарат обладает рядом эффектов (успокаивает, улучшает память, позволяет ребенку чувствовать себя более свежим и отдохнувшим, улучшает его настроение), на фоне применения Тенотена детского минимальная вероятность побочных эффектов.

tenoten.com.ua

Аллергия у ребёнка на нервной почве

Аллергия у ребёнка на нервной почве? Мало того, что современные детки не могут есть множество продуктов, так теперь причина их недугов и стресс? Существует мнение, что может возникнуть аллергия у ребёнка на нервной почве. Так ли это на самом деле?

С медицинской точки зрения, это не совсем так. Патогенетическую основу аллергических болезней у детей составляют иммунопаталогические реакции, развитие которых связано с сенсибилизацией (чувствительностью) организма к веществам и соединениям, обладающим аллергенными свойствами. Проникновение аллергенов во внутренние среды организма может происходить через пищеварительный тракт (пищевые продукты, лекарственные препараты, химические добавки в пищевых продуктах), ингаляционным путем (аэрроаллергены жилищ, пыльцевые аллергены, химические соединения), парентерально — через кровь (фармакологические средства, вакцины), при попадании аллергена на кожу (химические соединения).

Прослеживается влияние возраста ребенка на развитие сенсибилизации к определенным аллергенам. Например, пищевая аллергия более часто развивается у детей первых лет жизни. Сенсибилизация организма к аллергенам быстрее происходит у детей с наследственным предрасположением к аллергической патологии, с низкой барьерной функцией полостных органов в отношении чужеродных антигенов и при длительном контакте ребенка с аллергеном. Вот здесь будет уместным сказать о значимости стрессогенных факторов, под действием которых развивается аллергическая реакция. Таким образом, стресс не является причиной аллергии у ребенка, а носит провокационный характер, усугубляя состояние.

В раннем возрасте стрессом для малыша может стать переход на искусственное вскармливание и прекращение матери кормить ребенка грудью, а также первое введение прикорма. Значительным негативным эмоциональным фактором является изоляция ребенка, отрыв от матери, недостаток общения и любви родителей. В школьном возрасте ребенок может переживать из-за оценок, взаимоотношений с учителями и сверстниками. Надо помнить, что все негативные эмоции, переживаемые ребенком, могут в той или иной степени повлиять на развитие аллергического заболевания. В связи с увеличением аллергических болезней у детей возникает необходимость в разработке и реализации специальных профилактических программ.

Избыточный прием матерями во время беременности продуктов, обладающих высокой аллергенной активностью (молоко, яйца, рыба, сок и др.), может быть причиной сенсибилизации плода. К развитию атопических болезней (диатезов) у детей раннего возраста могут предрасполагать перенесенные матерями во время беременности инфекционные заболевания и проводимая в связи с этим антибактериальная терапия, и прежде всего антибиотиками пенициллинового ряда. Влияние пассивного курения на плод во время беременности отмечено у 46% детей, больных бронхиальной астмой. Высокая распространенность аллергических болезней кожи и органов дыхания, наблюдается у детей, рожденных женщинами, работавшими во время беременности на текстильных и химических предприятиях. Гипоксия плода, угроза выкидыша, сердечно — сосудистые и бронхолегочные заболевания матери, паталогическое течение родов значительно влияют на развитие аллергии. Риск развития атопических болезней у детей повышается после перенесенных матерью в период беременности вирусных заболеваний.

Представленные данные обосновывают необходимость уменьшения аллергической нагрузки: исключение продуктов, обладающих высокой сенсибилизирующей активностью, ограничение лекарственной терапии строгими показаниями, избежание профессиональных вредностей, прекращение курения, предупреждение развития вирусных заболеваний.

У детей раннего возраста ведущей причиной развития пищевой аллергии является непереносимость белков коровьего молока. Грудное вскармливание – наиболее эффективный способ предупреждения ее развития. В грудном молоке содержится бетталактоглобулин в 60000-100000 раз меньше, чем в молочных смесях. Поэтому при грудном вскармливании детей группы риска, связанного с возникновением аллергической патологии, необходимо устранять из питания их матерей коровье молоко.

Пусковым фактором для возникновения аллергических заболеваний органов дыхания и прежде всего бронхиальной астмы является вирусная инфекция. Снижение вирусной заболеваемости может быть достигнуто путем физического оздоровления этой группы детей и соблюдения щадящего в аллергенном отношении режима.

Курение родителей и других взрослых членов семьи способствует увеличению риска ОРЗ, повышает реактивность бронхов к специфическим и неспецифическим стимулам. В связи с этим пассивное курение является фактором высокого риска возникновения аллергических проявлений и особенно бронхиальной астмы. Прекращение курения в семье может быть отнесено к числу наиболее эффективных мер первичной профилактики аллергических болезней у детей.

Теперь вы знаете, что такое аллергия у ребёнка на нервной почве, и как нужно бороться с аллергией в жизни малыша.

www.allwomens.ru

Как влияет ссоры родителей на здоровье ребенка

Ученые доказали, в семьях, где родители часто ссорятся, дети постоянно находятся в стрессовом состоянии и часто болеют. Уже с 4-х месячного возраста дети, мамы которых часто нервничают, начинают плохо спать и есть. При этом, чем серьезнее семейные конфликты, тем хуже развивается ребенок и чаще болеет.

В медицине снижение иммунитета на фоне регулярных стрессов принято называть психосоматической причиной развития болезни. Дети сильнее подвержены болезням, вызываемых стрессовыми ситуациями, так как они еще не привыкли к ним и не знают, как вести себя, когда ругаются люди, которых они сильно любят.

Родители могут поругаться и помириться через 5 минут, а ребенок уже пережил сильный стресс и на следующий день у него поднимается температура. Чтобы убедиться в том, что иммунитет ребенка ослаб по психосоматическим причинам не нужно быть врачом. Надо только быть более внимательным и вспомнить, когда ваш ребенок заболел и как недавно вы ругались с супругом в его присутствии.

Вот и получается, родители, которые стараются защитить своего ребенка от всех жизненных невзгод и болезней, сами становятся причиной ослабления его иммунитета и ухудшения самочувствия. Устраивая постоянные ссоры и выяснения отношений, они сами нарушают здоровье ребенка, а потом пичкают его антибиотиками, жаропонижающими и противовоспалительными таблетками, которые, как известно, «одно лечат, а другое — калечат».

Конечно, в каждой семье мама и папа иногда выясняют отношения на повышенных тонах. Ведь семья — это живая система, которая состоит из индивидуальностей с разными взглядами на жизнь и характерами. Поэтому конфликты и споры даже в счастливых семьях неизбежны. Они даже в некотором смысле полезны, если не сводятся к личным нападкам, приводят к решениям конструктивных проблем и снятию эмоционального напряжения.

Однако ссоры бывают разные. Есть семьи, где мама и папа ругаются с явной периодичностью, игнорируя присутствие ребенка в квартире. Если даже он сидит в другой комнате, хорошо слышит, как родители оскорбляют и обвиняют друг друга. Все слова, сказанные сгоряча, сами родители могут забыть спустя время, а в детское сердце они врежутся навсегда.

Постоянные крики, ругань и ссоры между родителями могут привести не только к снижению иммунитета ребенка, но и к серьезным нарушениям его психики. Можно привести много случаев, когда ребенок из конфликтных семей заикается, страдает энурезом, нервным тиком и ночными кошмарами. Не стоит родителям, которые регулярно ругаются в присутствии ребенка, радоваться тому, что никаких серьезных невротических расстройств у их ребенка не наблюдается. Результат своего неправильного поведения они ощутят спустя годы, когда их сын или дочь станет подростком и начнет проявлять неуважение по отношению к ним самим.

Часто дети, которые растут в атмосфере непрекращающихся конфликтов, в подростковом возрасте начинают вести себя подобным образом. Ведь ребенок копирует поведение родителей и уже в подростковом возрасте, чтобы решить свою проблему, кричит на взрослых и грубит им. Корни неадекватного поведения подростков нужно искать в семейных отношениях между родителями.

Некоторые родители после ссор пытаются загладить свою вину перед ребенком, одаривая его повышенным вниманием и ласками, задаривая ему подарки или организовывая совместные прогулки в парк развлечений. К сожалению, такой подход в воспитании ведет лишь к тому, что ребенок начинает понимать, что он может манипулировать родителями, нужно только подождать, когда они опять поругаются и потом можно попросить у них купить все, что он хочет.

Чтобы снизить негативное влияние семейных ссор на здоровье ребенка, постарайтесь не высказывать претензии супругу в присутствии ребенка. Если же избежать спор не удалось, попытайтесь по-максимуму воздержаться от оскорблений и грубых слов. Нельзя при ребенке грозить друг другу разводом, поскольку супругов эти слова могут не задеть, а для ребенка то, что скоро у него не будет рядом отца или матери, станет большим стрессом.

Чтобы ссоры родителей не сильно травмировали психику ребенка, старайтесь свести скандалы к минимуму, если уж вам не удалось уберечь детские уши от вашей ругани, сделайте так, чтобы он стал свидетелем не только вашей ссоры, но и нежного примирения. Так ребенку будет гораздо легче пережить стресс в следующий раз. Он поймет, что родители могут кричать друг на друга, но потом обязательно успокоятся и обнимутся. Значит, они любят друг друга.

Опаснее всего для детской психики и иммунитета, когда родители в пылу гнева, не умея решать свои проблемы, вовлекают в конфликт ребенка и рвут его на части требованиями и расспросами: «Пойдем со мной, я ухожу от папы!», «Мы с тобой папе не нужны, одевайся, мы сейчас же уходим!», «Выбирай, с кем ты хочешь остаться, мы разводимся» и т.д. Ребенок любит папу и маму одинаково, ему трудно выбрать кого-то одного. Если даже он сделает выбор в пользу мамы, спустя годы он обязательно напомнит ей, что был маленьким и лицемерил, когда решил остаться с мамой и обвинит ее в том, что она лишила его отца.

«Но ведь есть много семей, где родители редко ругаются, а дети у них постоянно болеют и вырастают агрессивными и злыми» — скажут многие. Да, таких семей немало. В таких семьях родители предпочитают обвинять в неправильном воспитании своих детей «плохие гены», влияние улицы, воспитание бабушки и т.п. Мало кто из них при этом признается в том, что никогда не чувствовали к супругу уважения и любви, поэтому и не выясняли отношений. Они жили, считая, что у ребенка должен быть отец и мать, хоть уже даже не уважали друг друга и были на грани развода.

Между тем, развод хоть и оказывает негативное влияние на психику ребенка, его воздействие на здоровье детей во много раз меньше пагубного действия постоянных ссор и скандалов между родителями. Если даже мама с папой не ссорятся и внешне семья производит впечатление благополучной, ребенок хорошо видит и чувствует, что в доме присутствуют враждебность и фальшивая вежливость. Такая домашняя обстановка может быть более разрушительной для детской психике и здоровья, чем развод.

www.vl.ru

Сила стресса потери близкого – 100%, а стресса 1 сентября 1 класса – 70%.

– Первый класс – огромное потрясение в жизни всей семьи. Есть таблица стрессов, которые может пережить семья. Максимальный стресс – это трагические события в жизни, он оценивается как стресс 100%. Так вот поход первого ребенка в семье в школу – это 70%.

Это очень серьезный стресс. Это системные изменения в семье, в семейной обстановке. Неудивительно, что люди так тревожатся и переживают.

И дети так же относятся к этому? Ощущают ли они это как кризис?

– Ребенок до определенного возраста, а именно лет до семи-восьми, все ощущает через призму родительских реакций. Как родители будут относиться к тому событию, что ребенок становится школьником, так и ребенок подхватит это отношение, усвоит его, отразит как будто в зеркале.

Поскольку избежать этого кризиса невозможно, можно ли сделать его более мягким, смягчить как-то нашему первокласснику этот момент?

– Безусловно, можно и нужно, особенно если у семьи большие надежды на этого нового школьника, на его успехи. Но, должна сказать, что многое стоит делать за год и за два до первого класса. Это не тема нашей беседы, и мы будем говорить только о том, что можно сделать в тот год, когда малыш (бывший малыш, а нынешний школьник, ученик) пошел в первый класс.

В первую очередь родители должны сами себе сказать, что это стресс – да, нам будет непросто. Это не то чтобы какой-то комендантский час или военное положение, но это некоторое объявление боевой готовности в семье. Часто люди не думают о том, что это что-то такое серьезное, а потом их состояние напрягается, и они начинают нервничать, не понимая из-за чего.

Причина есть: появление школьника в семье – это событие. Что можно сделать – так это действительно первый месяц-полтора постараться проводить с ребенком как можно больше времени, после того как он закончил занятия в школе.

И тут необязательно радикально оставлять работу. Но если вы часть отпуска перенесли бы на сентябрь или октябрь, то это было бы совсем неплохим вариантом, потому что некоторые вещи в налаживании жизни школьника могут сделать только родители. Их нельзя, к сожалению, передоверить бабушке или няне, потому что семилетний ребенок – это не пластилин.

Ребенок переживает кризис возраста семи лет – становится непослушным, менее управляемым, у него появляется собственное мнение. И совладать с этим мнением, и построить правильно все процессы в семье могут родители гораздо лучше, чем няня или бабушка.

Что же могут сделать родители, т.е. что они должны делать и чего не должны делать? Учить с ним уроки? Готовить его к следующему школьному дню? Собирать портфель?

– Родители должны помочь адаптироваться. Адаптация – это такой процесс перенастройки, привыкания к большому изменению. И он занимает время. В среднем это время от 6 недель до 3 месяцев, и во время адаптации надо помочь наладить ритмы новые жизни. Нужно помочь с уроками, но не делать уроки за ребенка, а научить его организовываться, и те небольшие домашние задания, которые в первом классе есть, делать самостоятельно, но с дозированной помощью взрослого.

Это вообще возможно, чтобы семилетний ребенок делал домашнее задание самостоятельно?

Это вполне возможно, но при грамотном подходе. У психологов есть такое очень важное понятие – «создание зоны ближайшего развития». Зона ближайшего развития – это то, что ребенок сам еще делать не может, но с дозированной помощью взрослого он уже это в состоянии одолеть.

Эта помощь взрослого для создания зоны ближайшего развития не должна подменять собой активность ребенка. Мы учим его, помогаем – как тренер по горным лыжам или по конькам: он не едет за ребенка, но он дает несколько необходимых советов, без которых ребенок на лыжи не встанет.

Вот это организующая помощь: «Смотри – у тебя есть уроки. Когда ты их собираешься делать? Давай мы с тобой подумаем, в какое время тебе лучше всего их начать делать, – может спросить родитель. – Давай подумаем, как лучше сесть – как тебе будет удобнее. Давай посмотрим, сколько времени тебе понадобится. Давай ты будешь 20 минут работать, а потом мы сделаем небольшой перерыв – переменку».

Т.е. к семи годам ребенок должен хорошо ориентироваться во времени, ощущать это время?

– Он должен начинать ориентироваться во времени, и автоматически это не произойдет. Если вы за год до этого учили ориентироваться во времени, он уже будет уметь. Если нет, то первый класс – как раз то самое время, когда нужно ребенка учить ощущать временные промежутки, учить его тайм-менеджменту.

Как это можно сделать? Как можно ощущать?

– Для этого потребуются часы или любое устройство с часами. Есть в тайм-менеджменте такое упражнение – «калибровка».

В принципе, это может быть даже хорошим подарком первокласснику.

– Конечно, это статусный подарок. Часы – это атрибутика взрослых, и дети очень любят такие штуки. Надо сказать: «Смотри, вот мы ставим с тобой часы – таймер со звуковым сигналом на 5 или на 10 минут (небольшой отрезок). Посмотрим, сколько ты успеешь за это время. Только ты не торопись – палочки и крючочки, штриховки должны быть красивыми. Постарайся не торопиться, делать хорошо, но успеть как можно больше. И тогда у тебя останется время…», – а дальше должно быть поощрение: что-то, что ребенку делать приятно и интересно.

Какое, например, это может быть поощрение? Любое?

– Зависит от ребенка. Хорошо бы, чтобы это не были мультики, сладкое и компьютерная игра. Это те поощрения, которые даются родителям легче всего, но это наименее полезные поощрения. Это может быть совместное чтение, это может быть какая-то настольная игра, это может быть приготовление чего-то вкусного вместе с мамой, это может быть прогулка. Это может быть любая вещь, связанная либо с тем, что ребенок предпочитает, либо связанная с общением со взрослым.

Зачем это нужно? Если ребенка не организовывать в плане времени, уроки, даже небольшие объемы уроков, могут растягиваться на очень большое количество часов, и практически вся вторая половина дня съедена уроками.

Многие родители говорят, что домашнее здание занимает весь вечер.

– Первый класс – это время установочное: как пойдет, какая привычка сформируется, так все дальше и покатится. Гораздо проще создавать правильные привычки, чем менять неправильные, неудачные на хорошие. Это трудно, почти невозможно. Поэтому первый класс – то время, когда ребенку требуется помощь.

А сколько, Вы считаете, стоит уделить времени домашнему заданию в первом классе?

– Есть даже нормы, и они прописаны в книжках для психологов, в книжках для педагогов. В первом классе (кстати, официально не имеют права задавать домашнее задание, но это правило почти нигде не соблюдается, все равно они есть) официально выполнение домашнего задания не должно превышать 40 минут по всем предметам, включая иностранный язык, если он изучается с первого класса. Все, что больше, идет во вред и ребенку, и его нервной системе, а главное – его желанию учиться, мотивации к учению.

Т.е. если уроки растягиваются на более длительное время, это значит, родители неправильно организовали это время?

– Либо неправильно организовали, либо вообще не организовывали, либо им попалась задача повышенной сложности: медлительный ребенок или ребенок с легким дефицитом внимания – ребенок с особенностями. Либо может быть, что семейная обстановка не способствует. Скажем, если ребенок делает уроки в комнате с включенным телевизором (бабушка смотрит телевизор, а ребенку надо делать уроки), естественно, у него не будет возможности сконцентрироваться, и он будет отвлекаться.

Кстати, по поводу места, где первоклассник делает домашнее задание? Насколько это важно? Может ли это быть кухонный стол, который освободили специально для него?

– Конечно, если есть возможность у семьи создать отдельное рабочее место для первоклассника, это поможет в организации новых ритмов и осознании себя школьником. Это может быть очень небольшой стол и полочки для учебников или ящичек.

Если такой возможности нет, то это может быть кухонный стол, но тогда нужна техника домашних превращений: на это время кухонный стол превращается в рабочий. И если ребенок с живым воображением, можно даже менять скатерть, либо класть какую-то другую поверхность, либо ставить что-то, какой-то атрибут того, что сейчас наступит учебное время.

Что-то, что поможет настроиться на рабочий лад?

– Да, и понять, что мы сейчас не будем все бутербродами пачкать, а сосредоточимся, и это место станет рабочим. А так кухонный стол даже удобен, потому что часто кухня – это мамино рабочее место, и мама будет недалеко.

А маме нужно быть недалеко или совсем рядом во время выполнения домашнего задания или лучше вообще не вмешиваться в этот процесс?

– Для большинства семей оптимальным является серединный вариант: маме хорошо бы быть недалеко, но в то же время не быть стопроцентно занятой именно домашним заданием ребенка. Объясню почему.

Дело в том, что, особенно когда школьник первый в семье, родители очень переживают. Переживают в основном мамы. Мамы-отличницы переживают больше других.

Это отчасти тоже создает тот самый кризис?

– Создает кризис, создает напряженность, и может очень нехорошо повлиять на ребенка и его отношение к учебе. Для того чтобы быть, но не присутствовать слишком сильно, не давить ребенка, хорошо чем-то занять либо голову, либо руки самой маме. Классическая картинка, все реже встречающаяся в городских семьях: мама, штопающая что-нибудь или что-нибудь вяжущая, читающая книжку, журнал, может быть, на худой конец, печатающая на своем планшете.

Мама, которая рядом, и внимание которой можно в любой момент привлечь, но которая не стоит над каждым крючком и не переживает по поводу его качества, – такое распределенное внимание родителей.

А почему это так важно – не быть полностью включенной? Ведь так хочется особенно в первые месяцы все проверить, проконтролировать, может быть, даже сделать за него – ведь он еще маленький, ничего не умеет.

– Это один из сложнейших вопросов. Дело в том, что, если вы сейчас возьмете на себя эту ответственность и будете делать все за школьника, вам придется это делать так долго, насколько вы сможете ребенка контролировать. А это не оптимальный вариант, потому что такие уроки, за которые отвечают родители, очень портят отношения.

Это в первом классе ребенок еще на все может быть согласен. Но уже к середине первого класса он уже начинает протестовать, в четвертом классе он становится почти неконтролируемым, а в седьмом классе к уже испорченным отношениям с родителями прибавляется нежелание контроля – ребенок вырос, он уже большой – и случается откровенное отпихивание родителей.

Он уже родителей (я извиняюсь за сленг) «посылает», а сам при этом не умеет организовываться, и научить его тут уже возможным не представляется. Поэтому – что в первом классе сложится и заложится как семейная традиция, то и будет дальше. Очень важно помочь ребенку стать школьником и создать ему долговременные привычки, которые пригодятся.

Можно ли какие-то сохранить дополнительные занятия, если ребенок пошел в первый класс? Вообще – нужны ли они?

– Стандартная рекомендация: вообще не совмещать ни с какой дополнительной нагрузкой, достаточно адаптации только к школе. Скажем, музыкальную или художественную школу начинать лучше либо за год до первого класса либо на следующий год. Если это невозможно, то, по крайней мере, брать паузу на полтора-два месяца обучения, потому что стресс суммируется с другим стрессом, нагрузку такую ребенок может не выдерживать – его результаты будут хуже по всем направлениям.

Научите вашего первоклассника учиться, научите его чувствовать время, не делайте уроки за него – возможно, вы дадите ему более полезный навык, чем умение читать и писать.

www.pravmir.ru

Это интересно:

  • Эфирное масло при неврозах Композиция эфирных масел при бессонице,неврозах и депрессии Препарат не является лекарственным средством. Перед применением ознакомьтесь с инструкцией Доставим товар по Москве курьером в день заказа! Заказы в регионы доставим EMS Почтой России Вы можете забрать товар в 18 магазинах Москвы Эфирные масла против […]
  • Хроническое нарушение сна Хроническое нарушение сна www.bessonnize.net создан для людей, которые страдают нарушением сна. Бессонница стала бичом нашего современного века. Люди плохо спят и отдыхают. Негативные последствия бессонницы портят жизнь одновременно взрослым и детям, мужчинам и женщинам, академикам и рабочим, здоровым и больным. […]
  • Виды и фазы депрессии Виды, формы и стадии депрессии Как только у человека ухудшается настроение, пропадает интерес к обычным вещам, нет желания общаться с друзьями, плохие мысли не дают покоя, его близкие сразу диагностируют депрессивное состояние. На самом же деле, депрессию стоит отличать от хандры. Ведь она не […]
  • Лечение гебефренической шизофрении Признаки и лечение гебефренической шизофрении Гебефреническая шизофрения — одна из наиболее злокачественных форм. Больные данной формой шизофрении ведут себя дурашливо, постоянно кривляются, своим поведением напоминают ребенка, внешнее проявление их эмоций отличает выраженная неестественность. Свое название […]
  • Чувство страха боязни Чем обусловлено постоянное чувство тревоги и страха? Очень часто человек, живущий в вечной тревоге, говорит эти слова друзьям и близким, докторам и даже самому себе. Он пытается найти понимание, отклик, а в итоге слышит о том, какие глупости он себе накрутил, и как он неправильно живёт. Постоянное чувство тревоги и […]
  • Давление от психоза Артериальная гипертензия и депрессия Артериальную гипертензию и депрессию можно назвать эпидемиями XXI века. Несмотря на то, что на изучение, диагностику и лечение данных заболеваний выделяются огромнейшие ресурсы, количество пациентов только увеличивается. Гипертония и депрессия идут бок о бок, и не всегда можно […]
  • Может ли быть депрессия от кофе Спорт и Здоровье Сайт о спорте и здоровом образе жизни Влияние кофеина на депрессию Кофеин сегодня прочно закрепился в понимании бодрящего вещества и многие регулярно потребляют его в различных напитках. Например, утренний чай или кофе является уже практически обязательным ритуалом, помогающим людям проснуться и […]
  • Тенотен от заикания для детей отзывы Тералиджен отзывы. Мобильное приложение«Happy Mama» 4,7 Общаться в приложении гораздо удобней! В субботу вызвала на дом платного, буду просить под её контролем назначать… Ого, это доче 7 лет! Она с рождения истерит у вас? Нам то 2,2 у нас инвалидность по неврологии-психиатрии А что уже пробовали? Тенотен, […]