Диагностика
В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения являются общими чертами индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, только с небольшими исключениями, проявляются в первые 5 лет. Обычно, но не постоянно, для них характерна некоторая степень нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости). Подразделение этой группы общих расстройств развития является в некоторой степени дискутабельным.
В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми медицинскими состояниями, среди которых наиболее часты детские спазмы, врожденная краснуха, туберозный склероз, церебральный липидоз и фрагильность Х-хромосомы. Тем не менее, расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия сопутствующих медицинских (соматических) состояний; однако, любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно. При наличии умственной отсталости важно отдельно кодировать и ее (коды по МКБ-10 — F70—F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
Классификация выглядит следующим образом:
- Детский аутизм (F84.0) — Подробнее >>
- Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга (F84.01)
- Детский аутизм вследствие других причин (F84.02)
Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3) — Подробнее >>
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями /умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями/ (F84.4) — Подробнее >>
Синдром Аспергера (F84.5) — Подробнее >>
Другие общие расстройства развития (F84.8)
www.autism.ru
Общие расстройства психологического развития (F84)
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.
Исключена: аутическая психопатия (F84.5)
Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.
Атипичный детский психоз
Умственная отсталость с чертами аутизма
При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).
Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.
Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.
При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.
Исключен: синдром Ретта (F84.2)
Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.
Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.
mkb-10.com
Autism.com.ua
Профессионально об аутизме
Последняя новость
28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.
Главное меню
Авторизация
МКБ — 10
F84 Общие расстройства развития
Общие диагностические указания:
- детские спазмы;
- врождённая краснуха;
- туберозный склероз;
- церебральный липидоз;
- фрагильность Х-хромосомы.
- Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
- При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
F84.0 Детский аутизм
- отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
- отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
- отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
- нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
- нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
- Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
- тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
- в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
- моторными стереотипиями;
- особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
- Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития. - Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
- Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
- Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
- У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
- Четвёртый знак указывает на причину расстройства:
F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;
F84.02 … вследствие других причин.
Включаются:- аутистическое расстройство;
- инфантильный аутизм;
- инфантильный психоз;
- синдром Каннера.
- аутистическая психопатия (F84.5).
- Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А — С, а именно:
- достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
- ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
- тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
- Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх — F79.хх);
F84.11 — …с умственной отсталостью
F84.12 — …без умственной отсталости
Включаются:- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
- атипичный детский психоз.
- Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
- Раннее развитие нормально или внешне нормально.
- Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
- Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
- Замедление роста головы.
- Наиболее характерно:
- потеря спонтанных движений рук.
- стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной;
- неполное пережёвывание пищи;
- одышка.
- В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко — эпилептических припадков.
- Исход заболевания — тяжёлая психическая инвалидность.
- Сочетание признаков:
- расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма);
- двигательные дисфункции (как в F82. — )
- сохранные интеллект и речь,
- встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).
- аутистическая психопатия,
- шизоидное расстройство детского возраста.
- шизотипическое расстройство (F21),
- простая шизофрения (F20.6),
- нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
- ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
Включаются:
Исключаются:
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое
Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.
Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 «О принятии МКБ-10 с 01.01.1999».
autism.com.ua
Детский аутизм
Рубрика МКБ-10: F84.0
Содержание
Этиология и патогенез [ править ]
Чаще всего детский аутизм возникает при органическом поражении головного мозга.
Клинические проявления [ править ]
Детский аутизм: Диагностика [ править ]
а. Характерны глубокие нарушения развития, особенно навыков общения и речи. Дети не испытывают привязанности к близким, примерно у половины нормальная речь так и не развивается. К школьному возрасту больные становятся менее замкнутыми.
б. Типичны гиперкинезы, стереотипные движения, вспышки гнева, страхи.
в. У 75% детей отмечается умственная отсталость.
г. Часто встречаются эпилептические припадки и патологические изменения на ЭЭГ.
д. Детский аутизм наблюдается при фенилкетонурии, фетальном синдроме краснухи, синдроме ломкой X-хромосомы.
Диагноз ставится на основании следующих симптомов:
а. Отчужденность, замкнутость (ребенок не смотрит в глаза собеседнику, не различает людей, не улыбается, избегает физического контакта).
б. Нарушения речи (непонимание, эхолалия, неправильное использование местоимений), затруднение общения.
в. Ритуалы, настойчивое требование однообразия.
г. Начало болезни в возрасте до 30 мес.
Дифференциальный диагноз [ править ]
Детский аутизм: Лечение [ править ]
а. Выбор условий воспитания зависит как от уровня развития ребенка, так и от психологической ситуации в семье. Детям необходима спокойная, доброжелательная обстановка, обучение по специальной программе. Если ребенок неуправляем, опасен для себя и окружающих, его помещают в специальный интернат.
б. Поведенческая терапия способствует развитию навыков общения, формированию приемлемого поведения.
в. Нейролептики (хлорпромазин) эффективны при поведенческих расстройствах и возбуждении, но могут усугубить эпилептические припадки.
Психотерапия при детском аутизме направлена как на самого ребёнка, так и на его родных. В первом случае её цель — исправление поведенческих расстройств и снятие у ребёнка тревожности, страхов, во втором — смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, особенно у родителей, и привлечение их к повседневной работе с ребёнком после ознакомления с приёмами правильного обращения с ним, обучения особенностям воспитания.
Психотерапия при детском аутизме — неотделимая часть общей психокоррекционной работы, поэтому её проводят различные специалисты. В состав группы специалистов, осуществляющих лечение и психолого-педагогическую коррекцию детей-аутистов, должны входить детские психиатры, неврологи, логопеды, психологи, педагоги-воспитатели, сёстры-воспитательницы, музыкальные работники (эвритмисты).
При детском аутизме коррекционную работу осуществляют поэтапно. Этапы определяют индивидуально в соответствии со степенью выраженности аути-стического дизонтогенеза. Практическое осуществление коррекционной работы основано на специальных программах обучения и организации целенаправленных занятий и игр, адаптированных для специализированных детских садов, а также обычных детских ясель и садов, домашних условий и дневных стационаров. В зависимости от особенностей состояния больных используют два режима лечения (щадящий и активирующий). В большинстве случаев коррекционную работу проводят с детьми раннего возраста. Большое место в ней занимает использование индивидуальной и групповой игротерапии.
На предварительном этапе в коррекционных программах на основе простейших тактильных, пантомимических и других видов контактов с ребёнком в условиях свободного выбора и полевого поведения выполняют оценку уровня его развития, запаса знаний и поведенческих навыков специалистами разного профиля. Эта оценка служит основой для разработки индивидуального плана лечебно-коррекционных мероприятий.
В большинстве случаев к периоду начала работы с детьми запас знаний у них и характер игровой деятельности отстают приблизительно на 2-3 возрастных порядка и более применительно к возрастному уровню ребёнка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствуют партнёрство, соотнесение игры с истинным назначением игрушек, реакции подражания, не возникают ориентировочные реакции на новые игрушки и лиц, участвующих в игре.
На первых этапах работы с ребёнком отрабатывают реакции оживления и слежения, формируют зрительно-моторный комплекс. В процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое и мышечное восприятие. Одновременно вырабатывают связи между определёнными частями тела, их словесными обозначениями и видами движений. Всё это даёт возможность сформировать у ребёнка представление о собственном теле (его частях, правой и левой сторонах). Постоянно проводят работу по воспитанию навыков самообслуживания, участия в элементарной целенаправленной деятельности.
На следующем этапе задачу усложняют переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Основное направление работы — побуждение к деятельности, многократное повторение одних и тех же игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. Постепенно осуществляют переход от более простых к более сложным формам игр и к самой моторной деятельности. Конкретно, последовательно, многократно излагают и показывают порядок всех игровых действий. Словесные комментарии дают в максимально краткой и похожей форме.
Собственно педагогические программы направлены на обучение детей понятиям числа, счёту, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов и в пространстве. Дети-аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроизводят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно по требованию врачей воспроизводить недавно усвоенные знания и особенно знания из долговременной памяти (но такие знания могут легко всплывать аутохтонно, вне связи с контекстом занятий). Следует учесть, что при становлении речи у них обнаруживают декодирование слов.
От этапа к этапу решают задачу усложнения деятельности. Следует обратить внимание на увеличение предлагаемого объёма навыков и знаний. Любые задания следует по возможности предлагать в наглядной форме. Речевые объяснения должны быть всегда простыми, одинаково выраженными, повторяющимися по несколько раз в одной и той же последовательности голосом разной громкости (от тихого до громкого) и тональности. После усвоения определённых программ деятельность ребёнка начинает постепенно видоизменяться и иногда скачкообразно может перейти на более высокий уровень. В этом случае дети переходят от пассивного к осознанному овладению некоторыми навыками. У них формируются осознание «Я» и способность к отграничению себя от других лиц.
Задача последующих этапов коррекционной работы — постепенное усложнение деятельности с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, ещё позднее — к сложным играм и упражнениям в группах из 3-5 детей.
После определения речевой патологии логопедическая работа должна быть направлена на развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Осуществляют постановку звуков, их автоматизацию; вводят дыхательные, голосовые упражнения.
Особенно важные задачи — расширение словарного запаса; развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям; работа над текстом, состоящим из бесед, пересказа, проигрывания, «драматизации» разных тем; воспроизведение стихотворной речи, пословное чтение и др.
При оценке эффективности логопедической работы нужно иметь в виду, что речь, как наиболее молодая функция, страдает у аутистов в первую очередь, поэтому её восстановление происходит постепенно и позже других функций.
Её начинают с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребёнка в условиях игровой деятельности. Основная задача такой коррекции — вовлечение детей-аутистов в разные виды индивидуальной и групповой деятельности, формирование способности к регуляции поведения. В этом случае используют игры с жёсткой последовательностью событий и действий, осуществляют их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей памяти, внимания, восприятия. В процессе таких занятий создают возможность переноса усвоенного в игровой ситуации на предметно-практическую ориентировку в окружающем.
Таким образом, коррекционную работу можно рассматривать как коррекционную реабилитацию. Такая реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребёнка сроки (возраст 2-7 лет). Однако коррекционные мероприятия необходимо продолжать и в последующие годы (возраст 8-18 лет). Они должны заключаться в ежедневном проведении коррекционных занятий в течение месяцев и лет, так как только в этом случае можно добиться социальной адаптации больных.
Клиническую и педагогическую работу на всем её протяжении желательно дополнять нейрофизиологическими исследованиями (электроэнцефалография), которые позволяют объективизировать структурно-функциональное созревание ЦНС у детей с аутизмом в процессе онтогенеза и терапии.
Наличие аутистических расстройств у детей, приводящих к задержке, остановке психического развития, служит основанием постоянного поиска новых терапевтических подходов в целях реабилитации этих групп больных.
Профилактика [ править ]
Прочее [ править ]
Прогноз. Чем выше IQ и чем лучше к 5-летнему возрасту развита речь, тем благоприятнее прогноз. Около 60% детей остаются инвалидами, не способными к самостоятельному существованию. В 15% случаев больные испытывают трудности в общении, но приспосабливаются к жизни в обществе. Прогноз для остальных 25% находится между этими двумя крайностями. В любом случае необходимо длительное наблюдение.
wikimed.pro
Атипичный аутизм
Рубрика МКБ-10: F84.1
Определение и общие сведения [ править ]
В него включены атипичный детский психоз (первая группа) и умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами (вторая группа).
Атипичный детский психоз
К нему относят детский психоз, развивающийся в возрасте 3-5 лет, с клинической картиной, сходной с детским процессуальным аутизмом, формирующимся в более раннем возрасте (от 0 до 3 лет).
Оба психоза (атипичный детский психоз и процессуальный детский аутизм) развиваются сходно. После периода нормального или стигмированного психического развития формируются изменения аутистического типа в поведении, общении, умственном развитии, которые обычно возникают аутохтонно (их нередко провоцируют экзогенные стрессовые и соматические факторы) и углубляются постепенно. В самом начале проявляются черты отрешения, пропадает общение, речь регрессирует; игра, взаимодействие с окружающими обедняются постепенно или подостро; остро могут присоединяться неврозоподобные, аффективные нарушения. Далее становятся заметны черты регресса или остановки развития; у всех детей формируются кататонические, кататоно-гебефренные, полиморфные позитивные симптомы, свойственные детской шизофрении.
Продолжительность психоза может составлять в среднем от 6 мес до 2-3 лет и более. Кроме того, заболевание может иметь непрерывный, приступообразно-прогредиентный, приступообразный характер течения. Кроме позитивных психотических симптомов происходит остановка в умственном и речевом развитии, возникают моторные стереотипии, расстройства самосознания, симптомы тождества, эмоциональное обеднение, аутизация.
Выход из психоза обычно растянутый. При этом в клинической картине сохраняются аутистические проявления меньшей степени выраженности, черты задержки в умственном развитии, изменения в моторной сфере в виде атетозоподобных и других типов моторных стереотипий, нарушения речи, расстройства самосознания, симптомы протодиакризиса, эмоциональное оскудение, симптомы инфантилизма. Формируются особые дефицитарные состояния разной степени выраженности, сходные с синдромом детского аутизма. В этих случаях могут сохраняться остаточные позитивные расстройства преимущественно кататонического, аффективного и неврозоподобного типа (иногда с периодическим их усложнением и последующим уменьшением). Формируются психопатоподобные и более глубокие личностные изменения, повреждения дефицитарного типа.
Течение детского процессуального аутизма с началом болезни в возрасте 0-3 лет и атипичного детского психоза с началом 3-5 лет сходно. В последнем случае позитивная симптоматика в самом психозе более оформлена и полиморфна в связи с предшествующим психозу более высоким умственным развитием ребёнка. В этих случаях (в аспекте сложившихся в общей психиатрии представлений) формируется нажитое дефицитарное состояние, похожее на детский аутизм, но не идентичное ему. Его характеризует более сложный комплекс резидуальных психопатологических расстройств по сравнению с детским аутизмом.
F84.2 Синдром Ретта
F84.5 Синдром Аспергера
Диагностические критерии
Исключается:
F84.1 Атипичный аутизм
Диагностические критерии: