Конспект занятия с детьми с РАС
Наталья Кривенко
Конспект занятия с детьми с РАС
«В ГОСТЯХ У ЗАЙКИ»
Цель: Формировать эмоциональный контакт. Развивать коммуникативные
навыки. Побуждать к простым игровым действиям. Закреплять
геометрические фигуры, различать называть цвета.
Материал: Игрушка-зайчик, мешочек, геометрические фигуры, цветные
Ребята, мы отправляемся в путешествие на поезде.
И вагончики повез.
Воспитатель «превращается» в паровоз и едет по группе. Дети- «вагончики».
— А мы приехали с вами на полянку. Смотрите кто сидит на полянке. (ребенок в маске зайчика сидит на корточках)
Это зайка. У него есть маленький, пушистый хвостик. Зайка любит прыгать, бегать и грызть морковку.
Игра «Мы на луг ходили».
— Ребята, давайте возьмем зайчика и наш поезд отправится дальше.
Останавливаемся около «Волшебного мешочка».
— Что же в этом мешочке? Смотрите, здесь геометрические фигурки.
-Что это? (произношу вместе с детьми).
Правильно, это-круг, а это- треугольник. А какого цвета круг?
А какого цвета треугольник?
Этот круг какой по размеру? (большой).
А этот? (маленький).
Большие фигурки будут домиками. А маленькие- ключики. Вот вы и попробуйте найти свой замочек.
Д/и «Найди свой домик».
— Молодцы, ребята, все нашли свой домик.
(Если кто-то не нашел, воспитатель помогает вместе с детьми найти свой домик).
— Поехали дальше. Смотрите какой летает жук на полянке! (воспитатель в костюме жука)
Инсценировка песни «Встаньте дети, встаньте в круг…»
Хоровод «По малину в сад пойдем»
Жук. Смотрите какая у меня «малинка». А какого она цвета? Правильно красная. А какая она большая. Давайте с ней поиграем.
Игра «Догони малинку».
— Ребята, нам пора домой. Давайте попрощаемся с зайчиком и жуком. Все вместе скажем до свидания. И наш поезд поедет домой.
Аппликация из пластилина на стекле с детьми с РАС Слово «аппликация» в переводе с латинского означает прикладывание, это очень древний вид искусства. Аппликации из пластилина на стекле –.
Аппликация «Путешествие в космос» для детей с РАС Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.
Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.
Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.
Конспект занятия «Круг — Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.
Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.
Особенности игры детей с РАС Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают.
Поделка из ваты с детьми РАС «Мой любимый барашек» Цель: развивать мелкую моторику (отрывать и скатывать из кусочков ваты шарики, умение вырезать, приклеивать детали поделки. Определять.
Рекомендации для родителей детей с РАС 1. Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому нужно учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе,.
Веселые старты с детьми РАС Цели: Привлечь детей с РАС к коллективному участию в спортивных соревнованиях. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Способствовать.
www.maam.ru
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет
Наталия Кунденок
Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет
Цели:
Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой,массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.
2. Кубики Денеша.
На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).
Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.
Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.
3. Пальчиковая гимнастика.
Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,
показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.
-не палец, а мышь.
-а будешь кусаться
4. Рисование осенних листочков.
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).
Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.
Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.
5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»
Цель: формировать умение подражать действиям педагога.
6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой.
Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.
Инструкция: найди игрушки.
Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.
7. Задание с мелкой мозаикой.
Инструкция: выложи по образцу цветочки.
Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,
закрепить основные цвета.
8. Пальчиковая гимнастика.
Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.
Тук-тук- стучим кулачками
Да-да- бьём в ладоши
Можно к вам- кулачки
Рад всегда- ладоши
9. Прощание.
Конспект индивидуально-коррекционного занятия с ребенком-ринолаликом в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ Тема: Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р]. Автоматизация звука [Ш]. Цель: развитие подвижности мягкого неба и разработка.
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Чермянина Марина Александровна Автоматизация звука Р (конспект индивидуального занятия).
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: •Развитие фонематического слуха (восприятия,.
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.
Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией по теме «Домашние животные» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные» Задачи: Образовательные: Активизировать.
Конспект занятия на подготовительном этапе с ребенком с дизартрией Конспект занятия на подготовительном этапе с ребенком с дизартриейТема: артикуляционная моторика, воздушная струя. Цель: подготовка артикуляционного.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «З»» Тема: Автоматизация звука «з». Задачи: 1. Автоматизировать звук «з» в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3.
Чем можно занять ребенка с аутизмом?
Различные занимательные виды деятельности можно использовать в качестве «мостика» между аутичным ребенком, окружающими его людьми и физической средой. Существует множество занятий, которые могут улучшить социальные навыки ребенка, одновременно укрепив связи между ним и его ближайшим окружением. Все дети уникальны, поэтому каждому специалисту и родителям полезно будет обзавестись разнообразными идеями для проведения досуга с аутичным ребенком и сохранения его сосредоточения на выполняемых заданиях.
Работа над терапевтическим процессом и академическими целями не должна превращаться в рутину ни для специалиста, ни для самого ребенка. Если немного подумать, вы сможете организовать увлекательные занятия в форме игры для ребенка любого возраста.
Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза. Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:
Коробки с фасолью (сенсорные коробки): Наполните большой пластиковый контейнер сенсорными шариками или сухой фасолью из супермаркета. Разложите в ней маленькие игрушки и предложите ребенку опустить руки в контейнер и достать оттуда интересующие его предметы. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.
Ароматические мыльные пузыри: Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих аутичных детей.
Рисование пальцами: Хлопотное, но веселое рисование пальцами помогает детям с аутизмом научиться различать цвета, а также предоставляет им возможность открыть для себя новые тактильные ощущения при помощи прикосновения. Это также может способствовать снижению сенсорной чувствительности.
Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен. Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.
В дошкольном возрасте многие дети с аутизмом переживают первые значительные контакты со своими сверстниками. Кроме того, они начинают тяжелее переносить изменения в окружающей среде и в привычном порядке вещей. Это такой период времени, когда многие дети с расстройствами аутистического спектра получают интенсивную, целевую терапию и вмешательство, включающее методику Floortime и продвинутый прикладной поведенческий анализ (ABA).
Дошкольные занятия могут помочь ребенку с аутизмом научиться тому, как выражать свои эмоции, регулировать сенсорные проблемы и взаимодействовать с другими детьми. Занятия с ребенком в этом возрасте могут быть направлены на овладение теми навыками, в которых ребенок будет нуждаться при переходе в начальную школу.
На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой буллинга или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений. Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.
«Я – шпион»: Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.
Игра «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза. Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.
«Нарисуй мое лицо»: Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.
Танцевальная вечеринка: Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.
Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.
В подростковые годы дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать сложности с коммуникацией, социальными навыками, исполнительными функциями или аспектами планирования в повседневной жизни. Использование языка и речи может помочь аутичным подросткам улучшить свои навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми, а выстраивание всех дел в определенной последовательности будет способствовать тому, что подросток научиться планировать свое ежедневное расписание в школе и дома.
Вы также можете использовать некоторые занимательные социальные виды деятельности при работе с аутичными подростками:
Полоса препятствий с завязанными глазами: Организуйте полосу препятствий, которая будет требовать от ребенка обойти, переступить или пройти под различными предметами. Подростки работают в парах, и одному из двух членов команды завязывают глаза. Другой ребенок дает указания своему сверстнику с завязанными глазами, тем самым помогая ему пройти через весь кросс. Это отличный метод работы над теорией психического (theory of mind).
Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей, особенно когда присутствует большое количество отвлекающих стимулов. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.
Импровизационные сценки: Предложите детям поработать в группе и дайте им какой-либо опорный предмет, например, рулевое колесо, доску для магнитов или пару штанов. Работая вместе, дети должны будут создать импровизированную сценку, касающуюся предоставленного им предмета, меняя ее сценарий по мере выступления. Это отличный способ вырваться из рутины и поощрить сотрудничество.
Вы можете найти дополнительные образовательные и увлекательные игры и занятия для детей с аутизмом в книжных магазинах и магазинах игрушек, а также в сети Интернет. Приведем несколько примеров отличных наборов для игр, которые популярны в США:
- «О лицах», или About Faces: помогает детям в изучении выражений лица и эмоций, связанных с ними, и содержит ряд разноцветных карточек, демонстрирующих базовые эмоции. Цена игры составляет около 12 дол. США.
- Emotto: игра на сопоставление, которая помогает ребенку научиться различать выражения лица на игровом поле, изображая их и находя им соответствия на фишках. Игра продается в США за 25 дол.
- «Давай поговорим», или Let’s Talk: отличная игра для обучения социальным навыкам и навыкам ведения беседы. Предлагает множество различных тем, которые увлекут ребенка и позволят ему поговорить о любимых или новых для него предметах. Цена: 27 дол.США.
Кроме того, можно обратиться к огромному разнообразию логических игр и игр на сопоставление с образцом, таких как конструкторы, сортеры, паззлы, пирамидки, мозаики и т.п.
Детей с аутизмом следует занимать такими видами деятельности, которые связаны для них с определенными сложностями, но проходят в веселой и занимательной форме, доставляя им удовольствие. Построение такой деятельности представляет собой довольно непростую задачу. Предлагаем вам принять во внимание следующие нюансы:
• Внимательный подбор участников группы. Выбирайте таких детей, которые будут особенно полезны для аутичного ребенка или подростка. Не забывайте постоянно наблюдать за всеми участниками группы и будьте начеку с теми из них, кто может попытаться высмеять или исключить из игры ребенка с аутизмом.
• Перед началом любой деятельности, продумайте все возможные трудности, которые могут возникнуть. Если вам удастся избежать появления некоторых проблем, таких как сенсорная перегрузка, изменения в расписании или социальное перенапряжение, это обеспечит аутичному ребенку удовольствие и полное участие в выбранном вами виде деятельности.
• Обратите внимание на игрушки, которые были специально разработаны для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они могут помочь в достижении некоторых специфических целей. Это могут быть цели, обозначенные в Индивидуальном Плане Обучения (ИПО) у ребенка, цели, сформулированные родителями или учителями, или же области, над которыми сам ребенок хотел бы поработать.
• Если это возможно, используйте какой-либо особый интерес ребенка, чтобы сохранять его сосредоточение на игре. Например, если ребенок интересуется космосом, придайте вашей деятельности космическую тематику.
Независимо от того, каким видом деятельности вы решили заняться, увлечение ребенка с аутизмом зачастую является сложной задачей для родителей и педагогов. С практикой и большим количеством хороших идей этот вид взаимодействия, в конце концов, перестанет вызывать серьезные затруднения. Помните, что каждая игра, в которую вы играете, помогает ребенку узнать, как объединиться и общаться с окружающими его людьми.
autism-aba.blogspot.com
Конспект занятия для педагогов «Аутизм. Пути коррекции»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Коррекционная работа с аутичными детьми.
Исследования таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М.Дульнев и существующий опыт коррекционной работы показывают, что в основу такой работы должны быть положены следующие принципы:
принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности — основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы)
принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития)
принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями)
принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком)
принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию)
Аутизм — это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов. Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.
Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно «благополучные» аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.
Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным — тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
3. Работа с родителями.
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит не один год.
Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком. Существует целый ряд исследований, посвященных проблемам психологического функционирования семей, имеющих аутичных детей. В них отмечается, что каждая такая семья, сталкиваясь с экстраординарными проблемами, испытывает хронический стресс, тяжесть которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. Стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность.
Постоянное взаимодействие с родителями аутичного ребенка одна из основ коррекционной работы. И наша задача, научить родителей взаимодействию с их ребенком, помочь им установить с ребенком эмоциональный контакт. Одна из форм установления контакта ребенка и матери – это холдинг – терапия. Метод разработан доктором M . Welch (1983). Как психотерапевтическая техника, холдинг выглядит очень просто. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Итак, холдинг – терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга – удержание ребенка на руках у матери до его полного расслабления (физического и эмоционального). Очевидно, что нормальное полнокровное развитие ребенка не возможно без установления тесной связи, в первую очередь, с матерью. От контактов с матерью ребенок гармонично переходит к контактам с обществом.
Врачи чаще всего назначают своим пациентам, страдающим данным заболеванием, препараты из группы нейролептиков и стимулянтов, которые помогают немного успокоить больного и сделать его поведение менее невыносимым для окружающих. Но эти методы никак не помогают аутисту найти общий язык с обществом.
Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.
По данным ученых органы желудочно-кишечного тракта у больных аутизмом не перерабатывает некоторые виды протеинов пищи, в том числе белок, присутствующий в молочных продуктах и в злаках. Не переработанные остатки этих веществ находятся в крови аутиста и нарушают работу его головного мозга, вызывая эйфорию. Именно поэтому аутисты так привязаны к молочной и мучной пище.
Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом — снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет работать с группой детей.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр.
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу.
Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Итак, приемы коррекционной работы с аутичными детьми.
На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды — ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Поэтому некоторые релаксационные игры будут полезны в работе с аутичными детьми.
Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.
Известно, что рисунок часто используется в практике психологической коррекционной работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Однако традиционно психотерапевтические возможности рисования раскрываются преимущественно в русле арттерапии: это установление и развитие контакта с ребенком, повышение его психического тонуса и соответственно активности, облегчение вывода во вне его внутренних переживаний, уменьшение аффективной напряженности, тревожности, страхов, агрессии. Обязательным условием при этом является такая организация ситуации взаимодействия, когда ребенок начинает рисовать самостоятельно, выражая свое состояние в цвете, в интенсивности линий. Позиция же психолога – побуждение ребенка к рисованию без активного вмешательства в сам процесс.
При работе с аутистами речь идет о принципиально другом подходе к использованию рисунка – о совместном с ребенкомсюжетном рисовании. При этом взрослым, рисующий для ребенка или совместно с ним, берет инициативу на себя – он рисует и одновременно эмоционально комментирует, наполняя изображение смыслом. Рисуя, взрослый проговаривает, изображает и тем самым организует события жизни и значимые впечатления ребенка, эмоционально заражая, помогает ему осмыслить его индивидуальный аффективный опыт. Таким образом, процесс сюжетного рисования по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней.
Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.
Многие специалисты отмечают важность использования музыкальных средств в коррекционной работе с аутичными детьми. Это направление выделяется как подкрепленная музыкой коммуникативная терапия.
Этот метод берет начало в подходе, который предполагает, что нормально развивающиеся младенцы чрезвычайно предприимчивы в своих социальных взаимоотношениях. Младенец от рождения обладает способностью использовать невербальные навыки общения, такие как, контакт глаз, хватание, положение головы и тела, улыбка. Таким образом, ребенок способен не только сам реагировать на взрослого, но и предлагает взрослому откликнуться на его призывы.
Целью программы является предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы почувствовать свои возможности, которые для нормального младенца являются естественным видом коммуникации, и таким образом создать паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.
Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.
Совместные занятия ребенка с учителем и музыкотерапевтом позволяют: во-первых, формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку. Учитель в дальнейшем может использовать в своей работе ритмы и диалоги, проработанные в музыкальной комнате. Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая,чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.
С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.
Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.
infourok.ru