Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью дошкольники

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью дошкольники

Ко ррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4.Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5.Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1.Убрать со стола руки быстро по команде.
2.Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3.Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4.Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5.Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6.Быстро вытереть доску.
7.В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование «Кто быстрее». Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

1.Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2.Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3.Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4.Складывание различных пирамидок.
5.Складывание матрешек.
6.Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7.Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8.Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

4.Бесшумно встать и сесть.
5.Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6.Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

defectus.ru

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

zdorovyedetei.ru

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью

Ольга Смольянинова
Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью

Государственное бюджетное (областное) специальное

(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа — интернат Vlll вида № 3

«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора Директор школы

Рабочая программа групповых

и индивидуальных коррекционных занятий

для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

Смольянинова О. В.

Цель программы: развитие психических процессов познавательной деятельности — внимания, восприятия, памяти, мышления.

Программа состоит из групповых и индивидуальных занятий с ребенком. Занятия включают упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, восприятия формы, цвета, размера, пространственной ориентировки, временных представлений; коррекцию зрительной и слухоречевой памяти, опосредованного запоминания; графических умений и навыков (обведение по точкам, раскрашивание, повторение узора, операций мышления: анализа, синтеза, обобщения, закономерностей.

Все задания направлены на закрепление знаний, полученные на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, составлен блок индивидуальных занятий по развитию моторики. Количество времени, необходимое для выполнения задания варьируется в зависимости от уровня развития детей и их способности усвоить предложенный материал. Коррекционно- развивающая программа составлена на основании данных, полученных по результатам диагностики, в соответствии с уровнем обученности детей (по классификации В. В. Воронковой).

Программа учитывает возраст, умственное развитие детей, требования школьной программы.

На основе комплексного нейропсихологического и педагогического обследования учащиеся 2-го класса условно разделены на 4 группы Учащихся 1 уровня в классе нет.

К группе 2 уровня определена: Ирина М.

Она испытывает небольшие затруднения в усвоении программного материала. Это связано с уровнем развития психических функций. Зрительная и слуховая память на среднем уровне, преобладает слуховая. Восприятие на среднем уровне, знает основные цвета, форму, ориентируется в схеме своего тела, но испытывает затруднения в ориентировке на плоскости и теле собеседника. Мыслительные операции сформированы средне. Обобщает группы предметов, выделяет 4-лишний, затрудняется без помощи объяснить выбор на слух, без наглядности. Словесной инструкции недостаточно. В виде помощи используются опорные таблицы, схемы, планы, подсказки, наглядный материал.

К 3 группе обученности относятся: Алексей К., Минора Н., Владимир М., Денис Л.

Учащиеся испытывают значительные трудности в овладении программным материалом. Зрительная и слуховая память развита средне, но это относится к кратковременному запоминанию. Долговременная память недостаточно развита. Дети знают основные цвета, форму, право- лево в схеме своего тела, но в ориентировке в схеме тела собеседника допускают ошибки. Это отрицательно влияет на работу в тетрадях и требует контроля со стороны взрослого. Временные представления сформированы слабо. Невысокий уровень развития операций мышления сказывается на том, что отличия учащиеся находят, но определить сходства самостоятельно им не удается, требуется совместный анализ. Затруднение вызывает установление причинно- следственных связей в явлениях, предметах.

Организация учителем предметно практической деятельности, использование наглядных средств обучения недостаточны. Им нужна массивная помощь в форме подробного анализа выполнения и привлечения доступного наглядного материала.

К 4 группе обученности относятся: Илья С., Данил П., которые овладевают учебным материалом на низком уровне. Фронтального обучения для них не достаточно, они нуждаются в дополнительных приемах обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Ошибок в работе не видят, требуется конкретное указание и объяснение. Знания усваиваются механически, быстро забываются.

Страдает произвольное внимание, невозможна длительная концентрация, малейшие помехи отвлекают. Восприятие на низком уровне: определяют 1 форму, 2 цвета, право-лево не различают, перенос на собеседника не доступен, разрезную картинку собирают из 2-х частей. Восприятие времени не сформировано. Память изучить не удалось, т. к. учащиеся не понимают инструкцию, картинки, слова, предназначенные для запоминания, не повторяют. Операции мышления не сформированы, закономерности не устанавливают, загадки не отгадывают,4-лишний не выделяют. Интерес к заданию не проявляют, помощь не используют. Требуется сокращение объема заданий и массивная помощь в форме подробного совместного анализа и привлечение простого в восприятии наглядного материала.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для учащихся 2 класса.

Учащиеся должны уметь:

— называть изученные объекты и явления;

— различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;

— ухаживать за комнатными растениями;

— различать овощи и фрукты;

— различать диких и домашних животных, рыб;

— различать признаки времен года;

— выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по элементарным математическим представлениям для учащихся 2 класса.

— образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа второго десятка;

— считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5) в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

— сравнивать числа в пределах 20;

— пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;

— записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);

— определять время по часам с точностью до одного часа;

— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд;

— решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени);

— решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);

— решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

— показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;

— измерять отрезки и строить отрезки заданной длины;

— строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертежного угольника;

— строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам).

Тематическое планирование групповых занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для учащихся 2-го класса.

№ Название темы Цель Кол-во часов.

1. Вода: горячая и холодная. Температура воды. Уточнить знания о воде, расширить их представления. 1

2. Вода в природе. Значение воды. Расширить представления о воде и ее значении. 1

3. Осень. Уточнить и систематизировать знания учащихся об осени. 1

4. Растения осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях осенью. 1

5. Животные и птицы осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных и птицах осенью. 1

6. Занятия людей осенью. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей осенью. 1

1. Комнатные растения. Обобщить знания о комнатных растениях. 1

2. Части растений. Дать четкие знания об основных частях растений. 1

3. Уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. 1

4. Зима. Уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме. 1

5. Животные зимой. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных зимой. 1

6. Птицы зимой. Уточнить и систематизировать знания учащихся о птицах зимой. 1

7. Занятия людей зимой. Зимние забавы. Уточнить и систематизировать знания учащихся о зимних забавах. 1

1. Огород. Закрепить понятие «Овощи».

2. Овощи. Овощи в питании человека. Закрепить понятие «Овощи». 1

3. Сад. Фрукты. Закрепить понятие «Фрукты». 1

4. Фрукты в питании человека. Уточнить и расширить знания о правильном питании, витаминах. 1

5. Уход за растениями сада и огорода. Правила ухода за растениями сада и огорода. 1

6. Животные. Расширить представления о диких и домашних животных 1

7. Кошка и рысь. Формировать умение сравнивать кошку и рысь 1

8. Собака и волк. Формировать умение сравнивать собаку и волка. 1

9. Рыбы. Закрепить знания учащихся о рыбах. 1

10. Весна. Уточнить и систематизировать знания учащихся о весне 1

11. Растения весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях весной. 1

12. Животные весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животныхвесной. 1

13. Занятия людей весной. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей весной. 1

1. Гигиена. Тело человека. Обобщить знания учащихся о частях тела человека, формировать умения по уходу за собой. 1

2. Питание человека. Уточнить и расширить знания о правильном питании. 1

3. Лето. Уточнить и систематизировать знания учащихся о лете. 1

4. Растения летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о растениях летом. 1

5. Животные летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о животных летом. 1

6. Занятия людей летом. Уточнить и систематизировать знания учащихся о занятии людей летом. 1

Тематическое планирование групповых занятий по направлению «Элементарные математические представления» для учащихся 2- го класса.

Название темы. Цель. Кол-во часов.

1. Число и цифра 10. Закрепление понятия числа и записи цифры 10. 1.

www.maam.ru

Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии

Поянительная записка

В последние годы особенно остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18 %, с задержкой психического развития на 20,2 %.

Следует отметить, что большинство современных исследований свидетельствует о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных детей, а также появлении на рубеже 90-годов XX века новых форм психического дизонтогенеза. Особенно сложными стали пограничные случаи, когда дифференциальная диагностика должна была дать определенный ответ на вопрос, к какой категории отклонений в развитии должно быть отнесено состояние ребенка. Последнее необходимо для максимально эффективного, безошибочного определения не только типа образовательного учреждения, соответствующего возможностям ребенка, но и создания индивидуально-ориентированных программ обучения, воспитания и специализированной помощи.

Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности детей с особенностями в развитии носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах их развития.

В системе психологической помощи детям с отклонениями в развитии в первую очередь необходимо учитывать природу дефекта, а вторую формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна, под руководством взрослых к компенсации существующих нарушений. Тем самым, в дальнейшем развивая сохранные возможности ребенка для более успешного “вхождения” его в социальную среду.

Нами составлен “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развития”.

За основу взят курс “Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта: программно-методические материалы”, авторы Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В.

Цикл состоит из 40 учебных занятий для детей начальных классов школ VII и VIII вида, с целью продвижения вперед психического и личностного развития ребенка на ранних этапах его обучения в школе.

Программа прошла экспертизу на кафедре педагогики и психологии ГОУ ДПО “Институт развития образования Омской области”, имеется рецензия зав. кафедрой педагогики и психологии Посашковой И.П., доцента, канд. психол. наук.

При организации занятий с детьми, нуждающихся в развитии, учителю, педагогу-психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития. Л.С. Выгодский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.

Цели и задачи курса.

Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.

Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:

  • Внимание;
  • Память;
  • Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
  • Способность к комбинированию;
  • Пространственное представление и воображение;
  • Способность предвидеть результаты своих действий;
  • Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.
  • Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

    Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы

    Программа “Цикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:

    1. Развитие ощущений и восприятия.
    2. Развитие пространственного восприятия.
    3. Развитие памяти.
    4. Развитие воображения
    5. Развитие мышления.
    6. Развитие внимания.
    7. Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.

      Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

      Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).

      Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.

      В занятие мы рекомендуем включать не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.

      Со 2 класса учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

      Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников, и детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться в любой временной промежуток учебного года с сентября по май и проходят 1-2 раза в неделю. Время проведения занятия 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.

      На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)

      Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.

      Учащиеся 1 – го класса должны:

      • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
      • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
      • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
      • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
      • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
      • сравнивать предметы по размерам;
      • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
      • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
      • прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
      • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
      • Учащиеся 2-го класса должны:

        • различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
        • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
        • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
        • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
        • (мяч деревянный и мяч резиновый);
        • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
        • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
        • Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

        4-й класс:

        • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).
        • Раздел II. Развитие пространственного восприятия.

          Учащиеся 1-го класса должны:

          • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
          • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
          • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.
          • Учащиеся 2-го клacca должны:

            • знать единицы времени: неделя, час;
            • определять время по часам с точностью до 1 часа.
            • Учащиеся 3-го клacca должны:

              • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
              • определять время по часам с точностью до 5 минут;
              • Учащиеся 4-го класса должны:

                • знать единицы времени и соотношение между ними:
                • 1 минута — 60 секунд;
                • 1 месяц — 28,29,30,31 суток;
                • 1 год – 12 месяцев.
                • определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
                • знать названия месяцев и их последовательность;
                • ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).
                • Раздел III. Развитие памяти.

                  Учащиеся 1 –го класса должны:

                  • запоминать несколько предметов (2 — З) и порядок их размещения;
                  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 — 2 мин);
                  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 — 2 позиции);
                  • удерживать в памяти 3 — 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
                  • играть в 1 — 2 игры по теме.
                  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
                  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек — 1 мин), удерживаемой в памяти;
                  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
                  • удерживать в памяти 5 — 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
                  • Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:

                    • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
                    • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 — 7 позиций);
                    • удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
                    • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
                    • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
                    • играть в 3 — 5 игр по теме.
                    • Раздел IV. Развитие воображения.

                      • В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
                      • 1-2-е классы — наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
                      • З-й класс — расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
                      • 4-й класс — способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).
                      • Раздел V. Развитие мышления.

                        Учащиеся 1 -го класса должны:

                        • анализировать несложные формы объектов;
                        • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
                        • строить умозаключения (с помощью взрослого);
                        • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
                        • решать простейшие логические загадки и задачи;
                        • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
                      • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
                      • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
                      • конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
                      • решать логические загадки.
                      • В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:

                        • Критичность,
                        • Основы логического познания,
                        • Решение творческих задач разного вида.
                        • Раздел VI. Развитие внимания.

                          Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:

                          • Объем;
                          • Концентрация;
                          • Распределение;
                          • Переключение;
                          • Устойчивость;
                          • при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые учащимся игровые задания и упражнения должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.

                            Использованная и рекомендованная литература.

                              Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998.
                            1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.4,5/ Под ред. Т.А.Власовой. – М.: Педагогика,1983,1984. (Акад. Пед. наук СССР).
                            2. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. г. Пермь, 2001.
                            3. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Ч. 1. – Иркутск: ИГПУ,2002.
                            4. Дубровина И.В., Акимова М.К. и др. Рабочая книга школьного психолога. – М.,1991
                            5. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили./Интеллектуальная игра для дошкольников. – М.: изд. Российского открытого ун–та, 1991.
                            6. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
                            7. Карабанова О.А, Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
                            8. Комплексная методика психомоторной коррекции/ Под ред. А.В.Семенович. – М., 1998.
                            9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
                            10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.
                            11. Майрамян.Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок./ Диссертация на звание канд. мед. наук. – М., 1976.
                            12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И, Переслени, Л.И. Солнцева и др./Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
                            13. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
                            14. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ Под ред.И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера,1998.
                            15. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
                            16. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.
                            17. Семаго М.М. Семаго Н..Я. Организация содержания деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
                            18. Соколова С.В. Оригами для дошкольников (методическое пособие для воспитателей ДОУ) — Санкт – Петербург Издательство “Детство – пресс”, 2004.
                            19. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0
                            20. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
                            21. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Это интересно:

  • Сектор газа слушать белая горячка Сектор Газа — Белая горячка mp3 и текст песни На этой странице вы можете слушать Сектор Газа — Белая горячка и скачивать бесплатно в формате mp3. Найдено 2 mp3 на быстрых серверах: Текст песни «Сектор Газа — Белая горячка» Как нажрался я вчера, пили с ночи до утра, А теперь башка трещит - словно я в тисках, Кто-то […]
  • Боязнь что-то менять Что же случится со мной, если я рискну менять свою жизнь? Комментарии 0 Просмотров 204 Мне нравится 2 Mы чacтo oзaбoчeны cтpeмлeниeм быть ycпeшными, пpи этoм oчeнь бoимcя, чтo – либo мeнять в cвoeй жизни. Кoнeчнo, нe дaй Бoг пoтepпeть нeyдaчy! Чтo жe cлyчитcя co мнoй, ecли я pиcкнy мeнять cвoю жизнь? Mнe пpидeтcя […]
  • Сильно похудела при депрессии Похудение от стресса – как предотвратить его и сохранить здоровье? Современная жизнь человека изобилует стрессами. Очень часто стресс ведет к значительному снижению веса. Это связано с особенностями психики человека. В том случае, если организм человека во время стресса реагирует на него, как на […]
  • Я склонна к шизофрении Тест на предрасположенность к шизофрении. Ваш результат в баллах: 70. Для данного теста нормой считается результат от 15 до 65 баллов.Ваш результат выходит за пределы интервала нормальных значений.Это не означает, что вы однозначно подвержены риску заболевания шизофренией. Возможно, что ваш образ жизни оказывает […]
  • Характеристики алкогольной зависимости Стадии алкоголизма Хронический алкоголизм (алкогольная болезнь) — прогредиентное заболевание, возникающее в результате длительного систематического злоупотребления спиртными напитками и характеризующееся тремя основными проявлениями: 1. измененная выносливость (толерантность) к алкоголю; 2. патологическое влечение […]
  • Журнал аутизм и нарушения Журнал аутизм и нарушения Аутизм и нарушения развития ISSN (печатная версия): 1994-1617 ISSN (online): 2413-4317 Издается с 2003 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: Русский Доступ к электронным архивам: открытый Тематика журнала - расстройства аутистического спектра, нарушения развития […]
  • Детский центр неврозов на чапыгина 13 Детский центр неврозов на чапыгина 13 Амбулаторная служба работает по территориальному принципу. Районные Психоневрологические диспансерные отделения (ПНДО) осуществляют консультативно-лечебную, реабилитационную, социальную помощь детям и подросткам Санкт-Петербурга и их семьям. Отделения работают в контакте с […]
  • Депрессия или энцефалопатия Цереброваскулярные расстройства в пожилом возрасте: Дисциркуляторная энцефалопатия Г. Р. Табеева, Ю. Э. Азимова Дисциркуляторная энцефалопатия Дисциркуляторная энцефалопатия — хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся прогрессирующим многоочаговым расстройством его функций, обусловленное […]