Курсовые на темы невроза

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подрастковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.

Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

— Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностю. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывавшей непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

Как избавиться от невроза?

Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

xreferat.com

Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков

Курсовая работа на тему:

« Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков»

1) понять причины и особенности нарушений в состоянии и поведении детей и подростков

2) выявить главные психотравмирующие ситуации у детей и подростков

3) профессионально определять необходимые методы психотерапии

Работа состоит из двух частей – теоретической и практической.

В теоретической части рассмотрен опыт разных психотерапевтов и психологических школ по направлениям психотерапевтической и коррекционной работы. В практической проведено психодиагностическое исследование по выявлению подростков с проявлениями различных неврозов. Использована методика «Детский опросник неврозов». Текст методики изложен в приложении.

1. Историческая справка

Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это заболевание пограничное между нормой и патологией. Оно характеризуется нерезко выраженными нарушениями психической деятельности.

В XX веке, особенно в конце его, наблюдается увеличение неврозов в связи с ускорением темпа и ритма жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, шквалом социальных перемен и др. факторами. Не каждый человек может своевременно адаптироваться, перестроиться, возникают нарушения типа психогений.

Научные достижения в области неврозов принадлежат многим отечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослых внесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко, А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).

Остановимся на более полном определении невроза.

Невроз – это психогенное заболевание, причиной которого является действие психотравмирующих раздражителей и ситуаций, психических травм.

Невроз проявляется в форме обратимых нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств. Эти нарушения обычно осознаются личностью и переживаются ею как болезненные явления.

В качестве самостоятельной, болезненной формы невроз чаще возникает у детей 6–7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе и окружающим, понимают социальные мотивы поведения, нравственные оценки, значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста развиваются реакции невротического типа в ответ на эмоционально неприятные воздействия микросоциальной среды.

Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте создается за счет тех подростков, которые страдают с детства. В период восьмидесятых годов в психоневрологических диспансерах по данным Личко А.Е. на учете состояло около 15% подростков. В 90-х годах этот процент увеличился. Период полового созревания, «пубертатного кризиса» не дает резкого возрастания заболевания неврозами. Некоторые авторы (А.Е. Личко, 1985) считают, что вероятно в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. Те же психогенные факторы, которые у детей и взрослых вызывают невроз, у подростков в период становления характера ведут к девиантному поведению.

К возникновению неврозов предрасполагают индивидуальные особенности личности: особенности характера и темперамента, тип высшей нервной деятельности (ВНД) и др. Большое значение имеют отклонения в воспитании ребенка, приводящие к формированию «невротической диспозиции» – повышенной чувствительности к определенным психогенным раздражителям. Имеют значение и многие другие факторы: церебрально-органическая недостаточность, как следствие патологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм. Соматическая ослабленность также предрасполагает к неврозу.

Патофизиологической сущностью неврозов является срыв ВНД в результате перенапряжения или сшибки основных нервных процессов, наличие конкурирующих очагов возбуждения и торможения.

Наши наблюдения подтверждают, что напряженная работа в школе, вузе, на производстве, окрашенная положительными эмоциями и стимулами не приводит к неврозам. Но большие перегрузки без положительного эмоционального фона могут привести к неврозам.

Существуют разные формы неврозов: неврастения, невроз страха и навязчивых состояний, истерический, депрессивный невроз, моносимптомные (моносимптоматические) неврозы.

2. Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекцион н ой работы

Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках.

Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головные боли, снижение настроения.

А.Е. Личко выделяет два типа неврастении – гиперстенический и астеноипохондрический.

Ведущий симптом – крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении и в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают по ничтожным поводам.

Проявляются также непереносимость шума, реже яркого света и резких запахов. Выражена вегетативная лабильность и разнообразные вегетосимптомы: изменения со стороны ССС, кожных покровов, потовыделения, кишечные спазмы, головокружения и т.д.

Нарушение сна характеризуется трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями. Головная боль характеризуется чувством стягивания, сжатия, болезненностью колеи головы. Головные боли сильнее по утрам (воскресные утренние боли). У подростков наблюдается трудность сосредоточения во время занятий.

Характеризуется повышенной утомляемостью, вялостью, сниженным настроением, склонностью к. желанию постоянно лежать и отдыхать. Наблюдается слезливость у женщин и апатия у мужчин. Плохой сон, отсутствие свежести после сна, вялость, сонливость в течение дня. Масса соматических жалоб: сердцебиения, перебои, неприятные ощущения в области сердца; схватки в животе и др.

У мальчиков-подростков ведущим соматическим симптомом являются неприятные ощущения в области сердца, а у девочек-изменения со стороны ЖКТ.

Течение неврастении обычно длительное, месяцами, годами. Наблюдается ухудшение состояния при новых психогенных травмах.

Дифференциальный диагноз: исключить хронические соматические заболевания, церебрастению после черепно-мозговых травм.

Цель психотерапии – разрешить психогенную ситуацию рациональным путем (психологическую терапию студенты изучают в курсе: «Основы психотерапии»).

Психотерапия у подростков всегда начинается с установления контакта, анализа типа акцентуаций характера (Личко, и другие). Затем выясняется сущность внутриличностного конфликта (используются методы психодиагностики).

Выбор типа психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная) осуществляется индивидуально.

Направления психотерапевтической и психокоррекционной работы:

1. Главное средство лечения неврозов – психотерапия.

2. Исключение перегрузок.

3. Отдых, отпуск, направление в санатории неврологического профиля, направление к психоневрологу.

Медикаментозное лечение осуществляет только врач.

Психолог медикаментозно не лечит, у него свои профессиональные функции:

1) Психодиагностика психического состояния в данный момент;

2) Психотерапия: рациональная терапия, аутогенная терапия, музыкотерапия, трансактный анализ, психосинтез и др.;

3) Психореабилитация после лечения в клинике;

4) Психопросвещение (беседы, лекции) и психопрофилактика;

5) Психокоррекция с членами семьи.

2. 2 Невроз страха и тревожного ожидания

Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы предвещает наступающую психогению. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не вериг в успех своей попытки избежать опасности. Таким образом, страх – чувство, связанное со стремлением избежать опасность, обусловленное инстинктом самосохранения в его оборонительной форме.

Определяющим симптомом невроза страха является наличие свободного страха – общая неопределенная боязливость. Кроме этого к невротическому страху также относятся следующие формы:

– Многообразные фобии, когда страх накрепко связывается с определенными содержаниями представлений.

– Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и других формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта или приступа свободного страха.

Высокая степень общей неопределенной боязливости, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания» всегда имеет отношение к заболеванию неврозом страха или тревожного ожидания. При неврозе страха внутренний конфликт заключается в неспособности защитить себя, сохранить свое «Я» от внутренних и внешних угроз. Это конфликт самоопределения: уверенности в себе, прочности своего развивающегося «Я» при встречах с воображаемой или реальной опасностью.

works.doklad.ru

Неврозы — реферат

1. Сущность понятия «невроз» 3

2. Природа невротических расстройств 5

3. Клинические проявления неврозов 8

Последние десятилетия отмечены ростом пограничных нервно-психических расстройств во всем мире. Специального обсуждения заслуживает проблема распространенности психических расстройств непсихотического уровня, в частности невротических, что объясняется отмечаемым многими исследователями беспрецедентным ростом их числа. Так, за последние 25 лет по 60 странам мира средний ежегодный показатель прироста уровня их распространенности составил 10.8%, в том числе в развивающихся странах – 30.4%, в развитых странах – 8.4%, в странах Восточной Европы – 5.4%, в России – 20-33% среди городского и 33.3-40% среди сельского населения. Кроме того, у 718-868 из 1000 работающих выявлены лёгкие, быстро проходящие пограничные расстройства в виде невротических реакций. Между тем, эти эпидемиологические данные отражают не истинную распространенность нервно-психических расстройств, а лишь показатели обращаемости.

По данным литературы, наиболее распространёнными являются невроз страха и фобии, которые составляют примерно 20% всех неврозов, ими страдает не менее 7.8-23.3% населения. Распространённость невроза навязчивости среди населения стран Западной Европы и США составляет от 0.6 до 1.9-3.3%. В нашей стране наиболее распространенным невротическим расстройством является неврастения, которой страдают 15.7-41.9% населения.

Таким образом, изучение сущности неврозов, их природы и особенностей клинических проявлений представляется чрезвычайно актуальным и практически значимым, поскольку способствует решению задач совершенствования системы профилактики невротических расстройств, разработки методов их своевременной диагностики и эффективной терапии. Это определило выбор темы настоящего теоретического исследования, посвященного изучению клинических особенностей и проявлений неврозов.

1. Сущность понятия «невроз»

Невроз – это собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Термину «невроз» более двухсот лет. Он был введен в медицину в 1776 г. шотландским врачом Уильямом Кулленом. С тех пор этот термин претерпел многочисленные перерассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. Из первоначального определения этого заболевания сохранилось только представление о неврозе как о функциональном нарушении [5]. Кроме того, в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности [3].

referatbox.com

Курсовая работа «Неврозы как функциональное расстройство психики»

Год исполнения: 2014 год.

В последнее столетие наблюдается высокий рост психических расстройств в большинстве стран мира, в том числе и в России: среднегодовой уровень распространенности психических болезней увеличился в 10 раз, в том числе психозов – в 3,8 раза, невротических расстройств – в 61,7 раза [19,с.14]. Политико-экономические изменения последних 10 лет в России привели к демографическому кризису страны, относящейся к разряду депопуляционных, появлению дезадаптационных реакций у большей части населения. Они оказали неблагоприятное влияние на состояние психического здоровья населения [10,с.95]
В XXI веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание числа неврозов, как у взрослых, так и у детей. Изменения социально-политической структуры общества, научно-технический прогресс, сопровождающийся нарастанием темпа жизни, информационные перегрузки, создают почву для роста заболеваемости неврозами. В связи с этим проблема невротических расстройств является значимой как для медицины, так и психологических наук [2,c.127].
В истории изучения невротических расстройств существуют две тенденции. Одни учёные признают зависимость невротических феноменов от патологических механизмов биологической природы. В то же время, учёные данной группы не отрицают роли психических травм в возникновения неврозов.
Последователи второй модели предполагали, что в основе возникновения неврозов лежат только психологические механизмы [2,c.329].
Таким образом, современное понимание природы невротических расстройств все более смещаются от биомедицинской к биопсихосоциальной модели, где важное значение приобретает личность больного (Каменецкий Д.А., 2009, Н.Н. Мурачёва, 2010, Г.К. Ушаков, 1987 и др.).
Кроме этого, формирование и динамика неврозов в значительной степени определяются социальными факторами, общественными ценностями, сдвигами в общественном сознании (Мясищев В.Н., 1998; А.М. Свядощ, 1990).
Следовательно, в настоящее время учение о неврозах объединяет в себе анализ биологических, психологических и социальных механизмов, которые рассматриваются в неразрывном динамическом взаимодействии.
Актуальность темы исследования определяется тем, что невротические расстройства представляют собой проблему медицинского, социального и экономического плана в связи с широкой распространенностью среди пограничных нервно-психических заболеваний. В то же время, в России, начиная с 60-х годов XX века, активно проводятся эмпирические исследования в клинике больных с невротическими расстройствами. В данной связи на современном этапе назрела необходимость обобщить накопленные знания и проанализировать их через призму наиболее авторитетных отечественных и зарубежных теоретико-методологических концепций, существующих в современной клинической психологии.
Целью исследования является изучение невроза как функционального расстройства психики.
Задачи исследования:
1.Изучить причины и механизмы развития невротических расстройств.
2.Исследовать роль премобидных состояний в возникновении неврозов.
3.Определить классификационные подходы к невротическим расстройствам.
4.Описать характеристику и клинические проявления невростении, истории и невроза навязчивых состояний.
Объект исследования – функциональные расстройства психики.
Предмет исследования – невроз как функциональное расстройство психики.

Содержание

Введение
Глава 1. Причины и механизмы развития невротических расстройств
Глава 2. Роль премобидных состояний в возникновении неврозов. Классификационные подходы к невротическим расстройствам
2.1. Премобидные состояния и невроз
2.2.Подходы к классификации неврозов
Глава 3. Классификация невротических расстройств
3.1. Неврастения
3.2. Истерический невроз
3.3. Невроз навязчивых состояний
Заключение
Список литературы

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Проблемы теории, диагностики, терапии. – М: Перре. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2004. – 340 с.
2. Александров A.A. Интегративная психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
3. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства (этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия) – М.: Литтерра, 2010. – 272 с.
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Институт психотерапии, 2010. – 427с.
5. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. – СПб.: Питер-Юг, 2009. – 472 с.
6. Васильева А. В. Затяжные формы невротических расстройств – актуальное состояние проблемы // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2011. – №8. – С. 35-41.
7. Вейн, A.M. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика). – М.: Академия, 1995. – 231 с.
8. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия. – СПб: СОТИС, 2011. – 412 с
9. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. – М.: Гелиос ассоциации российских вузов, 2009. – 439с.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Просвещение, 1985. – 438с.
9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высшая школа, 2007. – 464с.
10. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств / Под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 224 с.
11. Кречмер Э. Медицинская психология. – СПб.: Союз, 2008. – 428с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. – № 4. – С. 87-97.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1998. – 204с.
14. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. – М.: Персонал, 2008. – 336с.
15. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СП-б.: Питер, 1998. – 752с.
16. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. – Ташкент: Медицина, 1999. – 336с.
17. Тарабрина, Н.В. Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007. – 208 с.
18. Малкина – Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. – М.: Эксмо. СПб.: Сова. 2003. – 423с.
19. Мурычева H.H. Клинико-психологическое исследование системы отношений личности больных с невротическими расстройствами (в связи с задачами диагностики и оценки эффективности психотерапии) // Психическое здоровье – 2010. – № 8. – С. 14-19.
20. Свядощ A.M. Неврозы и их лечение. – М.: Медицина, 1990. – 324с.
21. Туманов М.В. Психологические предикторы заболеваемости // X Царскосельские чтения. – СПб, 2006. – С. 175–177
22. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства – М.: Медицина, 1987. – 304 с.
23. Холмогорова А.Б. Клиническая психология: В 4 т. Т. 1. Общая патопсихология. – М.: Академия, 2010. – 464 с.
24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997. – 428с.
25. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. – М.: Вече, 2011. – 704 с.

Вы можете купить курсовую работу «Неврозы как функциональное расстройство психики» — готовую с помощью формы ниже.

Либо заказать курсовую работу по теме «Неврозы как функциональное расстройство психики» — новую (по вашим требованиям).

www.nice-referat.ru

Это интересно:

  • Как проявляется аутизм у детей в год Как не пропустить аутизм у ребенка? Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах: 1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения […]
  • Препарат от белой горячке Препарат от белой горячке Весьма эффективен также левомепромазин (тизерин) при внутримышечном, а еще лучше внутривенном введении (50 мг левомепромазина в 15—20 мл 40% раствора глюкозы). Вводить медленно, при необходимости 2—3 раза в день. Нейролептики. Хороший терапевтический эффект оказывает внутривенное или […]
  • Аутизм как оформить инвалидность Медико-социальная экспертиза В настоящее время - основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности - является вступивший в силу с 23.12.2014г. Приказ Минтруда России № 664н от 29.09.2014г. Инвалидность устанавливается при […]
  • Снохождение и сноговорение лечение Сноговорение и снохождение Сноговорение - ребенок во сне может произносить какие-то звуки, слова, целые фразы; чаще бывает связано с дневными стрессами, усталостью и дефицитом сна. Обычно произношение неотчетливое, и нечасто удается разобрать слова и понять, о чем идет речь. Длительность от нескольких секунд до […]
  • Развитие синдрома дауна при беременности Синдром Дауна при беременности Растить ребенка с синдромом Дауна очень нелегко, так как эти дети требуют повышенного внимания, да и в дальнейшей жизни без сторонней помощи им не обойтись. Лишняя хромосома провоцирует физическую и умственную недоразвитость детей с таким диагнозом. Также у половины из них – порок […]
  • Депрессияпути выхода из депрессии Депрессия и пути выхода из нее Почему так важно выйти из депрессии? Проблема депрессии сегодня стоит довольно остро. И причин этому довольно много, например, ежедневная скучная работа, после которой не остается ни времени, ни сил для любимых занятий, современные гаджеты, которые ограничивают общение человека в […]
  • Артрит из за стресса Болезни на нервной почве лечение Напряжённое, эмоциональное состояние психики приводит к 80% болезней на нервной почве у человека - это мнение уже давно было высказано американскими учёными Айкером и Шмейлом. Распространенные заболевания на нервной почве Часто происходит такое, что на нервной почве начинают болеть […]
  • Депрессия от латинского 1 Депрессия • быть/пребывать в депрессии - abjectus, demissus, fractus, debilitatus, abjecto animo sum; См. также в других словарях: депрессия — Состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого […]