Лечение тревожного состояния у детей

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Повышенная тревожность детей и подростков

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.
  • Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

    Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

    Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

    Классификация

    Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.
  • Симптомы повышенной тревожности

    Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

    У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

    При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

    Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

    Диагностика

    Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.
  • Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

    Лечение повышенной тревожности

    Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.
  • Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

    Прогноз и профилактика

    Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

    www.krasotaimedicina.ru

    Лечение тревожного состояния у детей

    Это нормально, когда ребенок время от времени переживает или испытывает тревогу, особенно, если начинает ходить в детский сад, школу или переезжает на новое место. В таких ситуациях тревога – естественная реакция детей на окружающие изменения. Но такую эпизодическую тревогу необходимо отличать от тревожного состояния у ребенка. В случае тревожного состояния у ребенка волнение носит устойчивый характер, не имеет видимой причины и отражается на повседневном поведении и мыслях.

    Причины тревожного состояния у детей

    Причины тревожности у детей можно объединить в три группы.

    Личность ребенка и гены. Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными. Они менее способны справиться со стрессом, чем другие. Определенную роль в развитии тревожной личности играют гены – родители могут узнать в детях чувства и переживания из своего детства.

    Внешнее окружение и стресс. Внешние причины, связанные с влиянием родителей, особенностями воспитания и напряженной обстановкой, очень часто нарушают психическое равновесие и служат причиной тревожного состояния у ребенка.

  • Нередко сами родители ведут себя очень тревожно , и дети перенимают у них манеру поведения
  • Гиперопека формирует у ребенкачувство беззащитности и неуверенности из-за обилия тех мнимых угроз, от которых его пытаются защитить
  • Противоречивые требования от разных членов семьи (например, папа разрешает то, чего не разрешает мама) расшатывают устойчивость и уверенность ребенка
  • Серия стрессов – с редкими напряженными ситуациями ребенок, как правило, может справиться сам, но несколько стрессовых событий подряд могут выбить ребенка из колеи: переезд, смена школы или детсада, развод родителей.
  • Психические расстройства. Тревожность у ребенка может быть симптомом таких состояний как дефицит внимания с гиперактивностью и детский аутизм. В этом случае изменяется функционирование головного мозга и нужна помощь специалиста.

    Симптомы тревожного состояния ребенка

    Так как нормальная эпизодически возникаюшая тревога и тревожное состояние у ребенка имеют много общего , родителям бывает трудно распознать это расстройство. Тревожность у ребенка – это не только беспокойство и страхи, она влияет на его повседневную жизнь:

  • Ребенок плохо спит или просыпается по ночам из-за кошмаров
  • Жалуется на плохое самочувствие, говорит, что у него болит голова или животик
  • Прицепляется за родителей и отказывается оставаться без них
  • Капризничает, постоянно плачет
  • Плохо ест
  • Часто бегает в туалет
  • Чем опасно тревожное состояние ребенка?

    Длительная тревожность у детей младшего школьного возраста серьезно влияет на личностное развитие, обучение и дальнейшую жизнь. Тревожное состояние, начавшись в детстве, часто переходит в подростковый возраст. А у подростков оно может проявится конфликтами с родителями, проблемами с наркотиками и даже суицидом. Поэтому нужно обязательно обратиться к детскому психологу, как только вы заподозрили такое расстройство.

    Как избавиться от тревожного состояния у детей?

    Работа с тревожными детьми требует терпения и деликатного подхода. В лечении тревожного состояния у детей используются:

  • психотерапевтическое воздействие
  • лекарственная коррекция
  • нейротерапия.
  • Помощь опытного врача нужна, чтобы правильно определить причину тревожности ребенка и в зависимости от этого назначить курс лечения. В нашем центре работают ведущие детские психологи, психотерапевты, психиатры, неврологи, которые используют как проверенные временем, так и эффективные инновационные методики коррекции тревожности у детей.

    Не откладывайте на потом посещение врача – верните ребенку спокойствие и уверенность!

    www.centerdushi.ru

    Тревожные расстройства у детей: лечение, симптомы, причины

    Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.

    Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз клинический. Лечение — поведенческая терапия и медикаментозное лечение.

    Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях.

  • Большинство малышей начинают бояться, когда отделены от своей матери, особенно в незнакомой обстановке.
  • Страх темноты, монстров, жуков и пауков часто встречается у 3- и 4-летних детей.
  • Застенчивые дети могут первоначально реагировать на новые ситуации страхом или преувеличенной тревогой.
  • Страх травмы и смерти чаще всего встречается среди детей старшего возраста.
  • Дети старшего возраста и подростки часто нервничают, анализируя книгу на глазах у одноклассников.
  • Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако если проявления беспокойства стали настолько преувеличены, что сильно ухудшают функционирование или вызывают серьезные проблемы, тревожное расстройство должно быть оценено.

    Причины тревожных расстройств у детей

    Эти расстройства, вероятно, имеют генетическую основу, но в значительной степени модифицируются психосоциальным опытом; наследуемость полигенетическая, и только небольшое число специфических генов было охарактеризовано до сих пор.

    У тревожных родителей, обычно, тревожные дети; наличие таких родителей может сделать проблемы детей острее, чем они могли быть в противном случае. Даже нормальным детям сложно сохранять спокойствие и владеть собой в присутствии тревожных родителей, и дети, которые генетически предрасположены к тревожности, имеют еще большие трудности. В 30% случаев полезно лечение тревоги у родителей в сочетании с беспокойством ребенка.

    Симптомы и признаки тревожных расстройств у детей

    Пожалуй, наиболее распространенным проявлением повышенной тревожности является отказ от школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно, боятся разлуки с родителями, им свойственны социальные фобии, паника или их комбинация. Некоторые имеют специфические фобии.

    Диагностика тревожных расстройств у детей

    Диагноз клинический. Тщательный психосоциальный анамнез, как правило, подтверждает его.

    Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тестирование на физические расстройства проводится до того, как врачи заподозрят тревожные расстройства.

    Прогноз тревожных расстройств у детей

    При раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

    Лечение тревожных расстройств у детей

  • Поведенческая терапия.
  • Препараты, как правило, СИОЗС.
  • При поведенческой терапии дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства.

    В легких случаях поведенческая терапия сама по себе, как правило, достаточна, но лекарственная терапия может быть необходима в более тяжелых случаях или когда доступ к терапевту, имевшему опыт работы с поведением ребенка, ограничен. СИОЗС, как правило, являются препаратами выбора.

    Большинство детей переносят СИОЗС без труда. Иногда могут возникнуть расстройства желудка, диарея или бессонница. Некоторые дети имеют поведенческие побочные эффекты.

    СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ

    Социальная фобия является постоянной боязнью смущения, насмешки и унижения в социальных условиях. Лечение — поведенческая терапия, а в тяжелых случаях СИОЗС.

    Отказ от школы часто является первоначальным проявлением социальных фобий. Жалобы часто сфокусированы на соматических проблемах, У некоторых детей в анамнезе имеется множество визитов к врачу и оценок в ответ на эти соматические жалобы.

    Такие дети боятся, что они будут унижены перед своими сверстниками, если дадут неправильный ответ, скажут что-то неуместное, и реагируют смущением или даже рвотой. В тяжелых случаях дети могут отказаться разговаривать по телефону или даже выходить из дома.

    • Иногда анксиолитики.
    • Дети не должны пропускать занятия в школе: это только усиливает их нежелание посещать ее.

      Если дети и подростки недостаточно мотивированы, чтобы участвовать в поведенческой терапии или реагируют на нее неадекватно, анксиолитики, такие как СИОЗС, могут помочь. Лечение СИОЗС может уменьшить беспокойство и облегчить участие детей в поведенческой терапии.

      www.sweli.ru

      Тревожные расстройства у детей

      Что такое Тревожные расстройства у детей —

      Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

      Эпидемиология

      Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

      Тревожные расстройства – вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте – поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

      Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей:

      Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется – повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

      Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

      Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько – одновременно или через какой-то промежуток времени – может проявиться эмоциональное расстройство.

      Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога – и особенно тревога в связи с разлукой – часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

      Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

      Симптомы Тревожных расстройств у детей:

      Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

    • потливость;
    • учащенное сердцебиение;
    • затруднение дыхания;
    • тремор или дрожь;
    • ощущение комка в горле;
    • тошнота или абдоминальный дистресс;
    • боль и дискомфорт в груди;
    • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
    • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
    • приливы жара или ознобы;
    • страх потери контроля;
    • страх смерти;
    • страх сойти с ума;
    • мышечное напряжение или боли;
    • онемение или ощущение покалывания;
    • чувство нервозности;
    • беспокойство и неспособность расслабиться;
    • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
    • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
    • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
    • постоянная раздражительность.
    • Диагностика Тревожных расстройств у детей:

      Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

      Лечение Тревожных расстройств у детей:

      Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

      Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

      Прогноз

      Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

      У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

      К каким докторам следует обращаться если у Вас Тревожные расстройства у детей:

      Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Тревожных расстройств у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

      Как обратиться в клинику:
      Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

      Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

      У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

      Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

      www.eurolab.ua

      Тревожное расстройство у детей

      Понятие «тревожные расстройства» включает в себя комплекс эмоциональных расстройств различного характера. Состояние связано с присутствием постоянного ощущения тревоги, негативными эмоциями и ожиданиями каких-либо неудач в своей жизни. Существует целая классификация тревожных расстройств, обусловленная разнообразием и особенностями проявлений состояния.

      Тревожные расстройства – проблема, с которой сталкиваются примерно 5-8% детей и подростков. Такие проявления отличаются от обычных страхов и детских тревожных состояний, поскольку могут возникать без видимых на то причин и способны повлиять на эмоциональное состояние ребёнка в будущем.

      Особенности того, как проявляются тревожные расстройства, дали основание для выделения классификации эмоциональных состояний такого типа:

    • расстройство, выраженное страхом разлуки;
    • генерализированные тревожные состояния – негативные эмоции, возникающие по любому поводу;
    • социофобия – расстройства, связанные с проблемами социальной адаптации ребёнка;
    • навязчивые состояния, связанные с неконтролируемым возникновением негативных навязчивых мыслей, желанием повторно выполнять какие-либо действия;
    • посттравматическое расстройство – состояние, вызванное пережитым во время травмы стрессом.
    • Точные причины, от чего может быть тревожное расстройство у ребёнка, не установлены. Однако специалисты выделяют ряд способствующих таким изменениям факторов:

    • генетическая предрасположенность к психоэмоциональным расстройствам,
    • влияние социума,
    • воздействие окружающей среды,
    • воспитательный фактор.
    • Генетическому фактору уделяется особое внимание. Медики отмечают, что тревожные расстройства у родителей могут вызвать проявление аналогичных состояний у ребёнка.

      С развитием тревожных расстройств у ребёнка родители могут заметить характерные первые признаки в его самочувствии и поведении. Соматические проявления эмоциональных расстройств – это:

      • повышенная потливость,
      • онемение или покалывание в различных частях тела,
      • чувство жажды и озноб,
      • дрожь в теле,
      • головокружения и полуобморочные состояния,
      • затруднённость дыхания,
      • учащённый сердечный ритм.
      • Признаки тревожного расстройства могут проявляться и в поведении ребёнка:

      • ребёнок теряет связь с реальностью, осознание себя во времени и пространстве;
      • ребёнок чувствует необоснованный страх смерти, потери, разлуки с кем-то из близких людей;
      • ребёнок боится сойти с ума;
      • состояние ребёнка сопровождается его неспособностью отдохнуть и расслабиться;
      • ребёнок часто повторяет одни и те же действия (перепроверяет что-то, моет руки, поправляет предметы в доме);
      • ребёнок слишком эмоционально реагирует на испуг.

      Распознать такие проявления родителям зачастую удаётся самостоятельно. Тревожные расстройства в будущем времени способны повлиять на психическое и эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому такие симптомы нельзя оставлять без внимания.

      Диагностика тревожного расстройства у ребёнка

      Если у ребёнка начинается тревожное расстройство, его необходимо показать специалисту. Получить консультацию по данному вопросу можно у врачей:

      Специалисты смогут охарактеризовать состояние ребёнка и определить его причину. Диагностировать тревожное расстройство посредством проведения анализов невозможно. Диагноз определяется с помощью:

    • опроса ребёнка и родителей для выяснения характерных симптомов,
    • осмотра маленького пациента,
    • изучения истории болезни.
    • Осложнения

      Тревожные расстройства у ребёнка могут негативно повлиять на качество жизни в будущем. Основные осложнения, чем может быть опасно такое состояние, связаны с психическим здоровьем ребёнка. При отсутствии терапии тревожные расстройства способны вызвать:

    • депрессивные расстройства,
    • невроз,
    • приступы паники,
    • возникновение страхов во взрослой жизни,
    • осложнение эмоциональных расстройств,
    • параноидальное состояние.
    • Затяжное неэффективное лечение тревожных расстройств может спровоцировать злоупотребление антидепрессантами в будущем.

      Чтобы предотвратить такие последствия, родителям необходимо внимательно относится к эмоциональному состоянию и поведению ребёнка.

      Что можете сделать вы

      При диагностированных тревожных расстройств без помощи специалиста не обойтись. Однако вы можете поспособствовать назначенному лечению. Основное, что необходимо делать в такой ситуации, – это:

    • изменить образ жизни ребёнка, позаботиться об обеспечение полноценного питания;
    • нормализовать режим сна ребёнка;
    • уменьшить количество потребляемого сахара (колебание уровня глюкозы в крови может спровоцировать эмоциональные перепады у ребёнка);
    • уделять ребёнку больше внимания, обсуждать его проблемы;
    • проявлять особое терпение и понимание в течение курса лечения.
    • Вылечить эмоциональные расстройства такого типа у ребёнка поможет ответственное и внимательное отношение родителей к существующей проблеме.

      Что делает врач

      Лечить тревожное расстройство у детей принято тремя способами:

    • путём приёма медикаментов,
    • с помощью психотерапии,
    • путём сочетания медикаментозной и психотерапии.
    • При лёгких формах тревожного расстройства применяется поведенческая терапия. Её действие заключается в создании тревожных ситуаций для ребёнка и предотвращении негативной реакции на них.

      Профилактика

      Полностью предотвратить развитие тревожных расстройств у ребёнка невозможно. Однако вы можете приложить усилия для того, чтобы защитить его от возможных психоэмоциональных расстройств:

    • приучать ребёнка соблюдать здоровый образ жизни;
    • обеспечивать правильное полноценное питание (это поможет снизить уровень тревоги);
    • исключать плохие привычки у подростков (курение и употребление алкоголя);
    • уделять больше внимания эмоциональному состоянию ребёнка;
    • сообщать о возможных угрозах семейному врачу, если тревожные расстройства наблюдались у кого-либо из родителей.
    • detstrana.ru

    Это интересно:

    • Мелодия против стресса Скачать 100 лучших мелодий против стресса Дворжак. Славянский танец №10 ми минор, соч.72 №2 Шопен. Вальс №10 си минор, соч.69 №2 Любовь Брук, Марк Тайманов Сен-Санс. Карнавал животных: Лебедь Бах. Ария из сюиты №3 ре мажор, BWV 1068 Глазунов. Концертный вальс №1 ре мажор, соч.47 Шуберт. Ave Maria Шуман. «Детские […]
    • Шизофрения виды шизофрении Типы шизофрении, их характеристика и отличия Самый частый и типичный вариант болезни - параноидная шизофрения, которая проявляется бредовыми идеями преследования, отношения, воздействия, слуховыми или обонятельными галлюцинациями того же содержания, психические автоматизмы, с постепенным нарастанием негативной […]
    • Егэ русский язык проблема взаимоотношения людей Проблемы текстов на ЕГЭ Как определить главную проблему текста? 1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы. 2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.3. Выберите главную из них.4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых […]
    • Определение уровня депрессии ти балашова На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для Определение уровня депрессии (Т.И.Балашова) Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не […]
    • Реабилитационные центры алкогольной зависимости Одна из самых страшных болезней 21 века – алкоголизм. Под влиянием этого пагубного пристрастия может оказаться любой человек: близкий друг, родственник или коллега. Алкоголизм – это тяжёлая болезнь, которая затрагивает все стороны жизни человека. Не успеешь оглянуться, как со стремительной скоростью лишаешься […]
    • Окислительный стресс и сахарный диабет научная статья по теме САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС Биология Цена: Авторы работы: Научный журнал: Год выхода: Текст научной статьи на тему «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС» САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ОКИСЛИТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС © 2011 г. И. Б. […]
    • Аффирмация при депрессии Аффирмация при депрессии Аудионастрой позволит Вам поверить в себя, спокойно воспринимать изменения, научит управлять своими эмоциями и с радостью смотреть в будущее. Стоимость: 1490 рублей (добавить в заказ) Аффирмации на диске «Свобода от страхов, депрессий и стресса» 1. Моя душа поет от счастья, от радости […]
    • Панические атаки и тревожные состояния Страх и фобия Панические атаки Паническое расстройство – весьма распространенное заболевание, появляющееся в молодом, социально активном возрасте. Основным проявлением панического расстройства (ПР) являются повторяющиеся приступы тревоги (панические атаки). Панические атаки (ПА) представляют собой необъяснимые, […]