Лекция невроз

Неврозы — функциональные нарушения высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы. Установить диагноз «невроз» можно только после исключения сходных с ним по клинике психиатрических, неврологических и соматических болезней. Лечение имеет 2 основные составляющие: психотерапевтическую (психокоррекция, тренинги, арт-терапия) и медикаментозную (антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, общеукрепляющие средства).

Невроз как термин был введен в 1776 году в Шотландии врачом по фамилии Куплен. Сделано это было в противовес высказанному ранее утверждению Дж. Морганьи о том, что в основе каждого заболевания лежит морфологический субстрат. Автор термина «невроз» подразумевал под ним функциональные нарушения здоровья, не имеющие под собой органического поражения какого-либо органа. В последующем большую лепту в учение о неврозах внес известный российский физиолог И.П. Павлов.

В МКБ-10 вместо термина «невроз» использован термин «невротическое расстройство». Однако на сегодняшний день понятие «невроз» широко употребляют в отношении психогенных расстройств высшей нервной деятельности, т. е. обусловленных действием хронического или острого стресса. Если те же нарушения связаны с влиянием других этиологических факторов (например, токсическим воздействием, травмой, перенесенным заболеванием), то их относят к так называемым неврозоподобным синдромам.

В современном мире невроз является довольно распространенным расстройством. В развитых странах различными формами невротических нарушений страдает от 10% до 20% населения, в т. ч. и дети. В структуре психических расстройств на долю неврозов приходится около 20-25%. Поскольку симптомы невроза зачастую носят не только психологический, но и соматический характер, эта проблематика является актуальной как для клинической психологии и неврологии, так и для ряда других дисциплин: кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, педиатрии.

Причины возникновения невроза

Несмотря на многообразные исследования в этой области, истинная причина невроза и патогенез его развития доподлинно не известны. Долгое время невроз считали информационной болезнью, связанной с интеллектуальными перегрузками и большим темпом жизни. В связи с этим, более низкая частота заболевания неврозами у жителей сельской местности объяснялась более спокойным образом их жизни. Однако, исследования, проведенные среди авиадиспетчеров, опровергли эти предположения. Оказалось, что, несмотря на напряженную работу, требующую постоянного внимания, быстрого анализа и реагирования, диспетчеры болеют неврозами не чаще людей других специальностей. Среди причин их заболеваемости указывались преимущественно семейные неурядицы и конфликты с начальством, а не переутомление в процессе работы.

Другие исследования, а также результаты психологического тестирования пациентов с неврозами, показали, что определяющее значение имеют не количественные параметры психотравмирующего фактора (множественность, сила), а его субъективная значимость для конкретного индивидуума. Таким образом, внешние триггерные ситуации, провоцирующие невроз, очень индивидуальны и зависят от системы ценностей пациента. При определенных условиях любая, даже житейская, ситуация может лечь в основу развития невроза. В тоже время, многие специалисты приходят к выводу, что имеет значение не сама стрессовая ситуация, а именно неверное отношение к ней, как к разрушающей личное благополучное настоящее или угрожающей личному будущему.

Определенная роль в развитии невроза принадлежит психофизиологическим особенностям человека. Отмечено, что данным расстройством чаще заболевают люди с повышенной мнительностью, демонстративностью, эмоциональностью, ригидностью, субдепрессивностью. Возможно, большая эмоциональная лабильность женщин является одним из факторов, приводящих к тому, что развитие невроза у них наблюдается в 2 раза чаще, чем у мужчин. Наследственная предрасположенность к неврозу реализуется именно через наследование определенных личностных особенностей. Кроме того, повышенный риск развития невроза существует в периоды гормональных перестроек (пубертат, климакс) и у лиц, имевших в детстве невротические реакции (энурез, логоневроз и др.).

Патогенетические аспекты невроза

Современное представление о патогенезе невроза отводит основную роль в его развитии функциональным расстройствам лимбико-ретикулярного комплекса, в первую очередь гипоталамического отдела промежуточного мозга. Эти структуры головного мозга ответственны за обеспечение внутренних связей и взаимодействие между вегетативной, эмоциональной, эндокринной и висцеральной сферами. Под воздействием острой или хронической стрессовой ситуации происходит нарушение интегративных процессов в головном мозге с развитием дезадаптации. При этом никаких морфологических изменений в мозговых тканях не отмечается. Поскольку процессы дезинтеграции охватывают висцеральную сферу и вегетативную нервную систему, в клинике невроза наряду с психическими проявлениями наблюдаются соматические симптомы и признаки вегето-сосудистой дистонии.

Нарушения работы лимбико-ретикулярного комплекса при неврозах сочетается с нейротрансмиттерной дисфункцией. Так, исследование механизма тревоги, выявило недостаточность норадренергических систем головного мозга. Есть предположение, что патологическая тревожность связана с аномалией бензодиазепиновых и ГАМКергических рецепторов или уменьшением количества воздействующих на них нейромедиаторов. Эффективность терапии тревожности бензодиазепиновыми транквилизаторами является подтверждением этой гипотезы. Положительный эффект антидепрессантов, влияющих на функционирование серотонинергической системы мозга, указывает на патогенетическую связь невроза с нарушениями обмена серотонина в церебральных структурах.

Классификация неврозов

Личностные особенности, психофизиологическое состояние организма и специфика дисфункционирования различных нейротрансмиттерных систем определяют разнообразие клинических форм неврозов. В отечественной неврологии выделяются основные 3 вида невротических расстройств: неврастения, истерический невроз (конверсионное расстройство) и невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство). Все они подробно рассмотрены в соответствующих обзорах.

В качестве самостоятельных нозологических единиц также выделяют депрессивный невроз, ипохондрический невроз, фобический невроз. Последний частично входит в структуру обсессивно-компульсивного расстройства, поскольку навязчивости (обсессии) редко имеют изолированный характер и обычно сопровождаются навязчивыми фобиями. С другой стороны, в МКБ-10 тревожно-фобический невроз вынесен отдельной позицией с названием «тревожные расстройства». По особенностям клинических проявлений его классифицируют как панические атаки (пароксизмальные вегетативные кризы), генерализованное тревожное расстройство, социальные фобии, агарофобию, нозофобию, клаустрофобию, логофобию, айхмофобию и т. п.

К неврозам также относят соматоформные (психосоматические) и послестрессовые расстройства. При соматоформном неврозе жалобы пациента полностью соответствуют клинике соматического заболевания (например стенокардии, панкреатита, язвенной болезни, гастрита, колита), однако при детальном обследовании с проведением лабораторных анализов, ЭКГ, гастроскопии, УЗИ, ирригоскопии, колоноскопии и пр. данная патология не выявляется. В анамнезе имеется наличие психотравмирующей ситуации. Послестрессовые неврозы наблюдаются у лиц, переживших природные катастрофы, техногенные аварии, боевые действия, террористические акты и др. массовые трагедии. Они подразделяются на острые и хронические. Первые преходящи и проявляются во время или непосредственно после трагических событий, как правило, в виде истерического припадка. Вторые постепенно приводят к изменению личности и социальной дезадаптации (например, невроз афганца).

Этапы развития невроза

В своем развитии невротические расстройства проходят 3 этапа. На первых двух этапах в силу внешних обстоятельств, внутренних причин или под воздействием проводимого лечения невроз может бесследно прекратить свое существование. В случаях затяжного воздействия психотравмирующего триггера (хронический стресс), при отсутствии профессиональной психотерапевтической и/или медикаментозной поддержки пациента, возникает 3-й этап — заболевание переходит в стадию хронического невроза. Происходят стойкие изменения в структуре личности, которые сохраняются в ней даже при условии эффективно осуществляемой терапии.

Первым этапом в динамике невроза считается невротическая реакция — кратковременное невротическое расстройство длительностью не более 1 мес, возникающее в результате острой психотравмы. Типична для детского возраста. В качестве единичного случая может отмечаться у совершенно здоровых в психическом плане людей.

Более длительное течение невротического расстройства, изменение поведенческих реакций и появление оценки своего заболевания говорят о развитии невротического состояния, т. е. собственно невроза. Не купируемое невротическое состояние в течение 6 мес — 2 лет приводит к формированию невротического развития личности. Близкие пациента и он сам говорят о существенном изменении его характера и поведения, зачастую отражая ситуацию фразой «его/ее как подменили».

Общие симптомы неврозов

Вегетативные нарушения носят полисистемный характер, могут быть как перманентными, так и пароксизмальными (панические атаки). Расстройства функции нервной системы проявляются головной болью напряжения, гиперестезией, головокружением и чувством неустойчивости при ходьбе, тремором, вздрагиваниями, парестезиями, мышечными подергиваниями. Нарушения сна наблюдаются у 40% пациентов с неврозами. Обычно они представлены инсомнией и дневной гиперсомнией.

Невротическая дисфункция сердечно-сосудистой системы включает: дискомфортные ощущения в сердечной области, артериальную гипертензию или гипотонию, нарушения ритма (экстрасистолию, тахикардию), кардиалгию, синдром псевдокоронарной недостаточности, синдром Рейно. Расстройства дыхания, отмечающиеся при неврозе, характеризуются чувством нехватки воздуха, комка в горле или удушья, невротической икотой и зевотой, боязнью задохнуться, мнимой потерей дыхательного автоматизма.

Со стороны органов пищеварения может иметь место сухость во рту, тошнота, снижение аппетита, рвота, изжога, метеоризм, неясные абдоминалгии, диарея, запор. Невротические нарушения работы мочеполовой системы вызывают цисталгию, поллакиурию, зуд или боли в области гениталий, энурез, фригидность, снижение либидо, преждевременное семяизвержение у мужчин. Расстройство терморегуляции приводит к периодическим ознобам, гипергидрозу, субфебрилитету. При неврозе могут возникать дерматологические проблемы — высыпания по типу крапивницы, псориаза, атопического дерматита.

Типичным симптомом многих неврозов является астения — повышенная утомляемость как в психической сфере, так и физического характера. Часто присутствует тревожный синдром — постоянное ожидание предстоящих неприятных событий или опасности. Возможны фобии — страхи навязчивого типа. При неврозе они обычно конкретные, имеющие отношение к определенному предмету или событию. В отдельных случаях невроз сопровождается компульсиями — стереотипными навязчивыми двигательными актами, которые могут быть ритуалами, соответствующими определенным обсессиям. Обсессии — тягостные навязчивые воспоминания, мысли, образы, влечения. Как правило, сочетаются с компульсиями и фобиями. У некоторых пациентов невроз сопровождается дистимией — пониженным настроением с чувством горя, тоски, утраты, уныния, печали.

К мнестическим расстройствам, зачастую сопровождающим невроз, относятся забывчивость, ухудшение запоминания, большая отвлекаемость, невнимательность, неспособность сконцентрироваться, аффективный тип мышления и некоторое сужение сознания.

Диагностика невроза

Ведущую роль в диагностике невроза играет выявление в анамнезе психотравмирующего триггера, данные психологического тестирования пациента, исследования структуры личности и патопсихологического обследования.

В неврологическом статусе у пациентов с неврозом не выявляется никакой очаговой симптоматики. Возможно общее оживление рефлексов, гипергидроз ладоней, тремор кончиков пальцев при вытягивании рук вперед. Исключение церебральной патологии органического или сосудистого генеза проводится неврологом при помощи ЭЭГ, МРТ головного мозга, РЭГ, УЗДГ сосудов головы. При выраженных нарушениях сна возможна консультация сомнолога и проведение полисомнографии.

Необходима дифференциальная диагностика невроза с подобными по клинике психиатрическими (шизофрения, психопатия, биполярное расстройство) и соматическими (стенокардия, кардиомиопатия, хронический гастрит, энтерит, гломерулонефрит) заболеваниями. Пациент с неврозом существенно отличается от психиатрических больных тем, что он хорошо осознает свою болезнь, точно описывает беспокоящие его симптомы и желает от них избавиться. В сложных случаях в план обследования включается консультация психиатра. Для исключения патологии внутренних органов в зависимости от ведущей симптоматики невроза назначается: консультация кардиолога, гастроэнтеролога, уролога, гинеколога и др. специалистов; ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, ФГДС, УЗИ мочевого пузыря, КТ почек и др. исследования.

Лечение невроза

Основу терапии невроза составляет устранение воздействия психотравмирующего триггера. Это возможно либо при разрешении психотравмирующей ситуации (что наблюдается крайне редко), либо при таком изменении отношения пациента к сложившейся ситуации, когда она перестает быть для него травмирующим фактором. В связи с этим, ведущей в лечении является психотерапия.

Традиционно в отношении неврозов применяется преимущественно комплексное лечение, сочетающее психотерапевтические методы и фармакотерапию. В легких случаях может быть достаточным только психотерапевтическое лечение. Оно направлено на пересмотр отношения к ситуации и разрешение внутреннего конфликта больного неврозом. Из методик психотерапии возможно применение психокоррекции, когнитивного тренинга, арт-терапии, психоаналитической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Дополнительно проводится обучение методам релаксации; в некоторых случаях — гипнотерапия. Терапию осуществляет психотерапевт или медицинский психолог.

Медикаментозное лечение невроза базируется на нейротрансмиттерных аспектах его патогенеза. Оно носит вспомогательную роль: облегчает работу над собой в ходе психотерапевтического лечения и закрепляет ее результаты. При астении, депрессии, фобиях, тревожности, панических атаках ведущими являются антидепрессанты: имипрамин, кломипрамин, амитриптилин, экстракт травы зверобоя; более современные — сертралин, флуоксетин, флувоксамин, циталопрам, пароксетин. В терапии тревожных расстройств и фобий дополнительно используют препараты анксиолитического действия. При неврозах с мягкими проявлениями показаны травяные успокаивающие сборы и короткие курсы мягких транквилизаторов (мебикар). При развернутых нарушениях предпочтение отдают транквилизаторам бензодиазепинового ряда (алпразоламу, клоназепаму). При истерических и ипохондрических проявлениях возможно назначение небольших доз нейролептиков (тиаприда, сульпирида, тиоридазина).

В качестве поддерживающей и общеукрепляющей терапии невроза применяются поливитамины, адаптогены, глицин, рефлексотерапия и физиотерапия (электросон, дарсонвализация, массаж, водолечение).

Прогноз и профилактика невроза

Прогноз невроза зависит от его вида, этапа развития и длительности течения, своевременности и адекватности оказываемой психологической и медикаментозной помощи. В большинстве случаев вовремя начатая терапия приводит, если не к излечению, то к значительному улучшению состояния пациента. Длительное существование невроза опасно необратимыми изменениями личности и риском суицида.

Хорошей профилактикой неврозов является предупреждение возникновения психотравмирующих ситуаций, особенно в детском возрасте. Но лучшим способом может быть воспитание в себе правильного отношения к приходящим событиям и людям, выработка адекватной системы жизненных приоритетов, избавление от заблуждений. Укреплению психики также способствует достаточный сон, добротворчество и подвижный образ жизни, здоровое питание, закаливание.

www.krasotaimedicina.ru

Рефераты по медицине
Неврозы

Говоря о психопатиях можно перекинуть мостик к психиатрии, которая называется малой психиатрией (пограничной). Слово малая неоднозначно, имеется в виду что в этой части психиатрии нет больших размахов психопатологической симптоматики — нет бреда, галлюцинаций, расстройств сознания, психомоторного возбуждения и т.д. По количеству пациентов, страдающих малыми расстройствами, эта психиатрия во много раз превышает количество пациентов большой психиатрии. Лучше вместо термина малая употреблять термин пограничная психиатрия.

Пограничная психиатрия — психические расстройства, которые лежат как бы на границе между здоровьем и болезнью. Вроде бы человек не совсем здоров, но и нельзя сказать что он тяжко болен. Психопатии также относятся к малой психиатрии. Различают такое понятие как динамика психопатий — ведь человек с такими чертами характера может декомпенсироваться, и если это человек с эпилептоидными чертами, у него могут участиться аффективные вспышки, они могут стать брутальными (жестокими); если это человек с паранояльными чертами, то у него может возникнуть декомпенсации с возникновением неправильного поведения, сверхценных идей. Поэтому у психопатов мы можем различать такие явления как декомпенсация психопатии ( те периоды, когда они нуждаются в медицинской помощи). Могут быть декомпенсации социально-обусловленные, декомпенсации обусловленные не какими-то внешними факторами, а могут быть обусловлены эндогенными факторами (Ганнушкин называл это фазами). Декомпенсации могут быть частыми, несколько раз в году. У личности с психопатическими чертами может наблюдаться развитие патологической личности. В этом случае мы имеем дело с неким патологическим процессом — если декомпенсации начинаются и заканчиваются, то патологическое развитие личности — это процесс, который где-то имеет начало, а вот конца уже нет.

Обычно выделяют два вида процесса: паранояльное развитие личности и ипохондрическое. У таких личностей возникают сверхценные идеи, которые расширяются, дополняются новыми подробностями, идет постоянная борьба за их внедрение в жизнь и осуществление. Человек не может больше ни чем заниматься, он занят этими идеями. Причем эти идеи как правило не носят нелепого характера, они всегда имеют реальную основу. Например, сейчас есть один психиатр, которому дали возможность организовать свою лабораторию. Он лет 30 назад вдруг решил заняться изучением механизмов галлюцинаций, и решил он зрительные галлюцинации фотографировать, слуховые записывать на магнитофон. Он изобрел специальное приспособление — фотоаппарат со специальной маской, которая надевалась человеку с делирием. У него была идея, что галлюцинации это электромагнитное излучение, которое выходит через глаза. Его статьи печатали газеты, журналы. С ним дискутировали — но бесполезно. Ипохондрическое развитие личности — если при паранояльном развитии личности деятельность направлена на внешний мир, то при ипохондрическом развитии личности — больной сконцентрирован на себе, переживания направления внутрь себя. Например, они считают что они очень больны, неизлечимым заболеванием, и недовольны, как их лечат, и они будут добиваться правды и справедливости, а доктора который их лечил — «раздавить», лишить диплома и т.д.

Существует некое, довольно зыбкое понятие — психическая норма. Что такое психическая норма не знает никто. Примерно норма — это законопослушный человек, отличающийся завидными аппетитом, хорошим сном, пищеварением. Если все были такими было бы не интересно жить. Существует еще одна градация между психопатией и нормой — акцентуированная личность. Все разнообразие человеческого характера проявляется в акцентуированности. У человека на какой-то черте характера поставлен акцент, что может выявляться, но не всегда, а когда человек попадает в экстремальную ситуацию, в ситуацию в которой надо принимать решение, действовать. Одни люди акцентуированы по тревожному типу, мнительному типу, и в таких ситуациях они становятся мнительными, нерешительными. Педантичные люди будут педантично исполнять свои обязанности. Демонстративные люди буду демонстрировать свои качества — быть не такими какие они есть, а какими им хотелось бы быть. Это учение стало развиваться с конца 60-х годов, автором является Карл Леонгард. В нашей стране это учение продолжал и развивал профессор Андрей Евгеньевич Личко. Леонгард приводил в своей книге примеры из произведений Толстого, Достоевского и др. Он привел пример о писателе Карле Мэе. Мэй был вором, который неоднократно сидел в тюрьме. И во время одной из отсидок, он решил написать роман об индейцах. Все романы он писал от первого лица — заслуженный, авторитетный вождь. Роман напечатали, ему писали как вождю индейского племени, он отвечал как вождь этого племени. Его демонстративная акцентуация в характере проявилась и стабилизировалась. Карл Мэй стал профессиональным писателем, вел переписку с читателями как индейский вождь. Свою квартиру он оформил как вигвам. Так он прожил до конца жизни.

Практически все мы акцентуаты. Заранее сказать трудно какая акцентуация у человека, но в экстремальных ситуациях они проявляются.

Существует большая группы расстройств, к которой мы можем быть подвергнуты — неврозы. Само по себе понятие невроз возникло в конце прошлого века. Первое упоминание об астении возникли в начале 18 века, а первые понятия об навязчивых состояниях возникли в середине 17 века. Люди обращали внимание, что существуют некоторые психические состояния, которые время от времени возникают под действием психической травматизации, а потом проходят.

Современное понятие неврозов — неврозы — это патологические состояния, которые возникают под действием психотравмирующих факторов, значимых для данной личности, но состояние преходящее. Понятие невроз сформировалось не сразу. 100-200 лет в группу неврозов включали все, что было непонятно. Было время когда в группу неврозов включали эпилепсию, до тех пор пока не узнали патогенез. Включали в группу неврозов базедову болезнь и др. Со временем группа неврозом стала сужаться, однако количество больных неврозом стало расширяться. Чем становится тяжелее и интенсивнее жизнь, чем больше психических и физических затрат жизнь требует от человека, тем больше количество неврозов. Поэтому четко заметили, что при развитии страны, резко возрастает количество неврозов. С начала 20 века и по сегодня количество неврозов увеличилось в 50 раз. В настоящее время нуждается в помощи психолога, психотерапевта каждый пятый человек, а в начале 21 века будет нуждаться каждый третий человек. Эту патологию понимают все по разному, и существует несколько теорий возникновения неврозов: биологические-конституональные теории — действуют по принципу негативной диагностики — ставят диагноз невроз, когда при обследовании никаких морфологических, биохимических, физиологических нарушений нет. Существует позитивная диагностика, которая рассматривает невротическую симптоматику, с точки зрения личности, психологических конфликтов, которые возникают внутри личности, между личностью и обществом. Одна из самых рекламно-завлекательных теорий — психоанализ. В тех странах где развит психоанализ количество неврозов больше всего. Психоанализ — это учение имело свое время и место, когда-то оно было очень прогрессивно, продуктивно, но сейчас уже от него отказываются, так как это лечение очень дорогое, длительное. Психоаналитик в своей жизни может пролечить 5-6 больных. На обучение психоаналитика требуется 16 лет минимум. ( у нас в стране опытных психоаналитиков нет). Цикл лечения длится годами. Сейчас существуют более адекватные методы психотерапии.

Существовало множество классификаций неврозов.

· исходя из этиологического фактора

· по соматическим проявлениям

На протяжении многих десятилетий большинство исследователей четко уверены, что существует три основных невроза, которые встречаются в практике всех врачей. Основные неврозы: неврастения (астенический невроз, около 70% всех невротических состояний), невроз навязчивых состояний (15%), истерический невроз (истерия, 15%).

Неврастения.

Для того чтобы возникла неврастения, необходимо психическое травматизирование, растяженное во времени, длительными повторными травмами, которые значимы для личности. Главный синдром при неврастении — астения — нет сил. Внутри каждого невроза существует основной психологический конфликт, при неврастении его можно выразить 2 словами — хочу, но не могу. Неврастения бывает у деятельных людей, у энергичных людей. Неврастения не появится у бездельников. На западе говорят, что это болезнь менеджеров, бизнесменов и др. Человек теряет трудоспособность, он только начинает работать, как он моментально устает и не может сосредоточится — не может смотреть на экран компьютера, бумаги и т.д. Начинается гиперестезия, все начинает раздражать, отвлекать. При этом ужасно хочется спать. Неврастеник не может заснуть — в голове начинает прокручиваться — это не так сделал, то не сделал и т.д., утром надо сделать колоссальное усилие встать, одеться. Он приходит немного в себя и потом опять быстро устает. Неврастения — это раздражительная слабость. Слабодушие с одной стороны, и эмоциональная лабильность с другой стороны. Беспокоят головные боли — сжимающая головная боль, «шапочка неврастеника». У больных наблюдается колебания АД, симпатоадреналовые кризы, вазоинсулярные кризы, тахикардия (не больше 120), единичные экстрасистолы, неприятные ощущения в животе, диспепсические явления по поводу чего обращаются к врачу. Самое главное отдифференцировать проявления неврастении и проявления соматических заболеваний. Неврастеник может так жить долго. Знаменитый хит неврастеника — это «на недельку до второго, я уеду в Комарово» — все это событие отодвигается и отодвигается. Лечение заключается, в том чтобы выбить его из заколдованного круга. Необходимо отдохнуть, сменить обстановку. Если подходить с рациональной стороны, то надо научить жить человека правило — очень важен жизненный ритм — во время работать, есть, спать, отдыхать, поддерживать в себе силы (баня, пробежки и т.д.). лекарственная терапия — витамины, ноотропы. Психотерапия очень важна в лечении неврастении — желание надо соотнести с возможностями.

Невроз навязчивых состояний.

Для возникновения этого невроза очень важно чтобы была акцентуация характера по тревожному типу, психастеническая психопатия. В самом названии звучит характеристика — легкое возникновение навязчивых состояний, идей, страхов, действий, движений. Происходит все в разных сферах — идеаторная (навязчивые идеи), аффективная (навязчивые страхи), кинетическая сфера (навязчивые действия). Навязчивые явления — то явления, которые приходят в сознание человека, с чувством чуждости, ненужности. При этом человек понимает что это чуждое ему, необычное, борется с этим, но как правило у него ничего не получается. Он вынужден жить с этим явлением, которое расширяется. Навязчивые явления характерны для всех, особенно когда человек устает — закрыл дверь или нет, выключил газ или нет, и человек возвращается домой чтобы проверить. Привязалась мелодия, и отвязаться от нее трудно. Описаны такие случаи и в литературе, например у Марка Твена рассказ «Режьте, братцы режьте», у Чехова — навязчивое воспоминание — «Лошадиная фамилия». Навязчивые идеи бывают безразличного содержания — воспоминания, а бывают неприятного содержания — огульные мысли — человек приходит в церковь и у него возникают циничные мысли в отношении святых и т.д., и человек мучается от них. Навязчивые страхи — фобии. Современное американское руководство насчитывает 379 страхов — страх публичного выступления, темноты, покраснения, закрытых помещений и др. Здесь очень четко срабатывает вегетативная сфера. Например при страхе закрытого пространства человек не может ехать в лифте, не может пользоваться метро, автобусом, и другим транспортом. Находясь дома у него всегда открыта дверь в комнату, потому что если пространство становится закрытым, то у него моментально наступает вегетососудистый срыв — начинается тахикардия, темнеет в глазах, покрывается потом, может упасть, не хватает воздуха. Это не просто нечто психическое, это тесная связь психического, вегетативного, соматического. Фобии бывают ипохондрического содержания — человек боится сердечного заболевания (кардофобия), онкологических заболеваний (канцерофобия), и т.д. Человек дезадаптирован, но всегда при этом сохраняется критика — «у меня есть неполадки в сердце, я могу умереть от этого, но это вероятно все пройдет». В основе невроза навязчивых состояний лежит астеническая симптоматика. Тревожно-мнительные черты как-бы утрированы, выходят на первый план. Психологический конфликт — «хочу, но нельзя». Тут велика роль запретов. Например, хорошая женщина изменила мужу, после чего в своих представлениях она стала считать себя плохой. Как-то раз говоря с мужем она стряхнула крошки со своего платья, и в это время она считала что, это не платье грязное, а она. Сначала у нее появился страх загрязнения, а потом навязчивое движение — ей постянно надо было смотреть и стряхивать свое платье. Формируются навязчивые действия их страхов. Например мытье рук, при страхе загрязнения микробами. У одной больной посещение туалета с мытьем рук уходило 6 часов, что сопровождалось вегетативными реакциями. Другой пример: больная ложась спать вешала платье на спинку стула, затем видела, что оно криво висит, и поправляла его, всю ночь. Спать она не могла.

Истерический невроз.

Самый яркий невроз. Известен с давних времен. Считалось, что истерией болеют исключительно женщины, но потом выяснилось что на 9 женщин страдающих истерией приходится 2 мужчины. Истерия — это многоликое заболевание. Истерия — это великая симулянтка, но больной при этом не симулянт. Больной страдает по настоящему. Истерия может имитировать любое заболевания. Для истерии необходим определенный тип личности — акцентуации по демонстративному типу, истерическая психопатия. Внутренний конфликт заключается — «хочу, но не дают». Психоанализ возник, как раз на примере истерии. Потому что, можно быстро понять конфликт, в толковании сновидений, оговорок, ошибок, а в прямую туда не пройти. Примером, может быть сублимация — сексуальная энергия направляется в другое русло — так возникают многие произведения. Механизм появления истерической симптоматики — психотравмирующие ситуации. Симптоматика — это уход в болезнь, уход от реальности. В болезни человека примут, будут уважать, жалеть и т.д. Человек уходит в болезнь, потому что это выгодно. Например, человек не справляется с ситуацией, и говорит себе: » я же болен, раз болен значит и спрос мал, и я буду болен, до тех пор пока будет перспектива работать». Когда кончается эта перспектива, человек выздоравливает. Например, Ирвин Шоу описывал Чарльза Дарвина — когда перед Дарвиным ставилась какая-то сверхзадача, крайне для него неприятная, он заболевал — у него возникали острые боли в животе, кончалась ситуация и боли проходили. Это типовая биологическая, приспособительная реакция («реакция мнимой смерти»). Болезнь возникает по механизмам условной привлекательности. Пример: мужчина уехал в Казахстан, сейчас его оттуда выгнали. На работу его взяли, а квартиру не достать, не обменять. Никаких перспектив нет. Как жена телеграмму даст, у него подъем АД, как по телефону жена скажет, чтобы быстрее приезжал, так у него острый живот. Потом у него появились симптомы бронхиальной астмы. Перед женой есть оправдание — болезнь. Картина истерии совершенно разнообразна — параличи, слепота, глухота, беременность, которые развиваются обязательно в присутствии публики. Сейчас люди при истерическом неврозе показывают внутренние болезни. Истерия совершила инверсию, она обернулась с ярких демонстративных проявлений во внутрь. Чаще всего жалуются не сердце, мигрень, острый хондроз. Самое главное, что больное по-настоящему страдает.

studentmedic.ru

Это интересно:

  • Аутизм признаки в 2 года Познавайка Детский развивающий центр Признаки и первые симптомы аутизма у детей. Причины, диагностика и лечение у детей младшего возраста В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к […]
  • Агрессивный невроз Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Предисловие Введение Глава 1. Острота невротических конфликтов Глава 2. Базисный конфликт Глава 3. Движение к людям Глава 4. Движение против людей Глава 5. Движение от людей Глава 6. Идеализированный образ Глава 7. Экстернализация Глава 8. […]
  • Акатинол мемантин детям при аутизме отзывы Акатинол Мемантин детям: инструкция по применению, отзывы При нарушениях памяти, восприятия и других функций головного мозга взрослым могут назначить препарат под названием Акатинол Мемантин. Но разрешено ли применять это лекарство в лечении детей? Форма выпуска Акатинол Мемантин выпускают в таблетированной форме. […]
  • Нарушения сна у ребенка 1 год Если ребенку 1 год и он плохо спит. Советы для хорошего сна Без пищи почти каждый взрослый человек сможет прожить около 2-х месяцев, а без ночного отдыха - намного меньше. Во сне мы проводим треть своей жизни. Каждому нужен здоровый крепкий сон, чтобы утром чувствовать в себе новые силы. Это справедливо для взрослых, […]
  • Смесь от невроза Лечение неврозов народными средствами Способы народных целителей против невроза. Неврозы — это группа нервно-психических заболеваний. Проявляются разнообразными нервно-психическими расстройствами. Неврозы широко распространены. Они легче возникают у лиц со слабой нервной системой. Неврозы относятся к пограничным […]
  • Деменция и её варианты Клинические варианты сосудистой деменции В МКБ-10 выделяют несколько вариантов сосудистой деменции: 1. Мультиинфарктная (множественноочаговая) деменция - самая частая и типичная форма сосудистой деменции, возникающая в результате серии ишемических эпизодов с появлением мелких некротических очагов, преимущественно в […]
  • Болезнь альцгеймера сколько с ней живут Болезнь Альцгеймера. Продолжительность жизни «С болезнью Альцгеймера сколько живут люди?» – такой вопрос волнует родственников больного, когда они узнают диагноз. Различают две основные формы болезни Альцгеймера: наиболее часто возникающую сенильную и пресенильную. Сенильная форма Альцгеймер – как долго живут. Эта […]
  • Работа с детьми с синдромом дауна в детском саду Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна Людмила Тюрина Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального […]