Логопедическая программа для детей с умеренной умственной отсталостью

Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях СКШ VIII вида, класса социальной адаптации является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:

    Примерная структура логопедического занятия

    Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

    1. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
    2. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
    3. Развитие элементарных произносительных навыков.
    4. Развитие понимания обращённой речи.
    5. Развитие активной речи.
    6. Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

      Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Рабочая программа на тему:
      Рабочая программа Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности (1 класс)

      Задачи логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения

      Предварительный просмотр:

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

      ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА

      Протокол № ___ от

      Заместитель директора школы по УВР

      Директор ГБОУ СКОШ №162 ___________________ФИО

      Приказ № ___ от «___»____20_ г.

      логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности

      Составитель: Макурина Н.А.

      Исторически так сложилось, что долгое время в нашей стране детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считали необучаемыми. И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности, говоря, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

      В инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

      У глубоко умственно отсталых детей, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Глубоко умственно отсталые дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Коррекционная работа, проводимая с глубоко умственно отсталыми детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств.

      При обучении и воспитании детей – имбецилов, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка. Не все умственно отсталые дети могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребёнок усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, имбецилы часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков. Многие дети не в состоянии овладеть техникой счёта, они зазубривают таблицу сложения, вычитания, даже умножения, не понимая смысл этих действий. К обучению имбецилов грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребёнка. Не следует превращать занятия в бессмысленное, механическое заучивание букв, чисел.

      Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности в ГБОУ СКОШ VIII вида №162 является:

    7. расширение представлений об окружающем мире,
    8. формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,
    9. повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей возможной социализации.
    10. Задачи логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения:

    11. побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему
    12. учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей
    13. развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи
    14. развивать подвижность артикуляционного аппарата
    15. развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания)
    16. обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
    17. закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность
    18. учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции
    19. учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов
    20. учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы
    21. учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова
    22. называть простейшие действия с предметами
    23. учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога
    24. сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой
    25. учить внятно выражать свои просьбы и желания
    26. учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом
    27. учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках
    28. упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога
    29. Содержание работы по логопедическому сопровождению детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения:

    30. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
    31. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
    32. Развитие понимания речи.
    33. Развитие ручной моторики.
    34. Развитие речевой моторики.
    35. Организация работы по программе

      Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

      Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся. Занятия с детьми строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика, достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.

      Предлагаемая программа логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности 1 класса ГБОУ СКОШ VIII вида №162 с учетом учебного плана 3 часа в неделю, 102 часа в год и программы для коррекционных школ под редакцией И.М. Бгажноковой. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

      Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит в соответствии со структурой логопедических занятий.

      Примерная структура логопедического занятия

      Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

    36. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
    37. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
    38. В работе с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию — это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения.

      Конечной целью логопедической работы в школе VIII вида с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

      Методическое обеспечение программы

      Литература, используемая логопедом в работе над программой:

    39. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
    40. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
    41. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
    42. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
    43. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
    44. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
    45. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
    46. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
    47. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская Как научить ребёнка думать и говорить? НПФ «Унивсерв» Москва, 1993
    48. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
    49. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
    50. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
    51. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
    52. Учебные пособия для работы с детьми:

      1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
      2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
      3. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
      4. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
      5. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
      6. Планирование логопедической работы

        с группой СНР умеренной и тяжёлой степени 1 класс

        Развитие связной речи.

      7. формирование умения называть своё имя и имя учителя, по произнесенному имени показывать учеников своего класса, соотносить названия предметов с реальными предметами, находящимися в классе, в школе, дома;
      8. развитие мотивации на высказывание и повторение отдельных слов, обозначающих просьбы и действия;
      9. формирование понимания смысла коротких простых сюжетов (сказок, потешок и т.д.);
      10. проговаривание вслед за учителем чистоговорок;
      11. обучение детей высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу.
      12. Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко).

        Я сам, мое тело (уметь показывать части тела у себя и товарища: руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.

        Элементарные наблюдения за погодой (тепло, холодно, осадки, ветер).

        Временные представления (утро, день, ночь).

        Экскурсии по школе, на школьный двор (элементарные наблюдения за живой природой).

        Одежда (платье, брюки, рубашка).

        Обувь (туфли, тапочки, ботинки).

        Формирование элементарных навыков чтения.

      13. развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию,
      14. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, обращаться с просьбами.
      15. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

        Развитие слухового внимания.

        Различение звуков окружающей действительности.

        Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).

        Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения .

        Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).

        Работа над звукопроизношением.

        Отработка всех гласных звуков и простых по артикуляции согласных.

        Фронтальная отработка трудных для произношения звуков.

        Формирование элементарных навыков письма.

        На занятиях решаются задачи:

      16. развития и коррекции мелкой моторики
      17. развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
      18. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и выполнять их инструкции;
      19. формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.

      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

      Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч, кубик, один и несколько).

      Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.

      Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.

      Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый.

      Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.

      Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).

      Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох. Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру. Развивать тактильное восприятие: игры на распознавание мягкого-твердого, холодного-теплого, большого-маленького.

      nsportal.ru

      Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

      Транскрипт

      1 Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Адаптированная программа логопедической коррекции для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (5 класс) Учитель-логопед Хруслова Е.А учебный год

      2 Структура программы 1. Концептуальная часть. а) Пояснительная б) Цели и задачи в) Программы, технологии, лежащие в основе данной программы. 2. Содержательная часть. а) Разделы и темы курса. б) Этапы изучения и распределение времени в) Результаты. 3. Методическая часть. 1. Концептуальная часть Пояснительная записка Данная программа разработана для коррекции речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Её создание вызвано отсутствием программ для логопедической коррекции данной категории учащихся, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно развивающей работы по логопедии в формировании языковых средств для дальнейшего совершенствования коммуникативной функции речи. В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются дети со сложными дефектами: с генетическими и хромосомными заболеваниями (болезнью Дауна, фенилкетонурией, Х-ломкой хромосомой и др.), с общими расстройствами развития (аутизм, синдром Ретта, синдромом Аспергера), с множественными нарушениями развития. Эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, недостаточной сформированностью операций анализа синтеза, сравнения. Значительно страдает речь как пассивная, так и активная. Это — трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное тяжелой умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией. Грубо нарушен лексико грамматический строй речи. Все это приводит к затруднению, а иногда и к невозможности интеграции и социальной адаптации данной категории детей.

      3 Основой для написания программы логопедической работы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью послужила Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Также и программа логопедической коррекции разрабатывается с учётом уровня интеллектуального развития каждого обучающегося и соответствующих ему образовательных потребностей в речевом развитии. Программы Логопедической коррекции связана с содержанием коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и предметной области «Язык и речевая практика», учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», АООП образования (вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Исходя из этого можно сформулировать цель и задачи логопедической работы с обучающимися, имеющими умеренную и тяжёлую умственную отсталость. Цель программы: стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, развитие коммуникативной функции речи. Задачи: 1. Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков — вызывать их. 2. Развивать фонематическое восприятие.

      4 3. Работа над анализом и синтезом звукового состава речи: выделение звука из состава слова; членение слов на слоги, а слоги — на звуки; объединение звуков в слова; членение предложений на слова. 4. Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей. 5. Формировать связную грамматически правильную речь: работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение; учить диалогической речи. 6. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия. 7. Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.). 8. Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль. 9. Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению). Связь с содержанием коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и предметной области «Язык и речевая практика», учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» Разработка содержания логопедической работы осуществлялось с учётом планируемых результатов освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы и содержательного раздела курсов коррекционно-развивающей области «Речь и альтернативная коммуникация». Язык и речевая практика. Язык и альтернативная коммуникация 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях.

      5 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения — вербальными и невербальными 1. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.). 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: S использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; S пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; S общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 1 Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 361

      6 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1). Содержательный раздел курсов коррекционно-развивающей области Речь и альтернативная коммуникация Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения — формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная

      7 работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Примерное содержание предмета Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания

      8 звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда,

      9 мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения. Примерная структура логопедического занятия Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

      10 1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. 2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. 3. Развитие ручной моторики. 4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи. 5. Развитие элементарных произносительных навыков. 6. Развитие понимания обращённой речи. 7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы. 8. Развитие активной речи. 9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков. Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Логопедическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью детьми проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии. Работа с безречевыми детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов: — комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений); — максимальной опоры на различные анализаторы; — опоры на сохранные звенья нарушенной функции; — поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности; — учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда; — усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу. Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с

      11 системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи. Организация коррекционной логопедической работы Основная идея коррекционной логопедической работы слияние двух видов деятельности игровой и учебной, и на ее основе целенаправленная организация взаимодействия детей между собой и учителем в рамках логопедического занятия. Интерактивное обучение обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой. Примерами игр могут стать следующие: «Прием у врача», «Магазин», «Расскажи сказку», «Напои куклу чаем» «Напои куклу чаем» и т.д. Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделирования на ее основе той или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Учащиеся в играх используют вербальные и невербальные способы общения. Задачи учебно-игровой деятельности: формирование информационно-коммуникативного компонента деятельности, которое заключается в знакомстве детей с основными приемами по обмену информацией, в обучении умению ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких либо проблем; формирование интерактивного компонента коммуникативной деятельности налаживание взаимодействия, сотрудничества между членами детского коллектива; формирование перцептивного компонента коммуникативной деятельности формирование у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью образа другого человека. В условно-импровизированных ситуациях общения, создаваемых на логопедических занятиях, благодаря игровому моделированию уроков, мы имеем возможность тренировать все компоненты коммуникативных умений (информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный) и одновременно развивать речь. Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умеренной умственной отсталостью. Методическое обеспечение программы: 1. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/е.в. Кириллова.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

      12 2. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой М.: «Просвещение», Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии.-м.: «Просвещение», Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-м.: «Владос», Е. Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: «Просвещение», Л.Н. Ефименкова. Корорекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.:Просвещение», М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- Тула, О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.(Пособие для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение» Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Шипицына. — СПб. : Речь, Наумов, А.А. Разработка программы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения./ А.А. Наумов, В.А. Герасимова // Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных учреждениях на этапе внедрения ФГТ и ФГОС/ФГБОУ ВПО Перм. гос.пед.ун-т.- Пермь, Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация./и.а. Коробейников. М. : Академия, На основе содержательного раздела коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и планируемых результатов освоения программы по предметной области «Язык и речевая практика», а также по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация», с учётом уровня интеллектуального развития обучающихся было составлено тематическое планирование логопедических занятий с учащимися, имеющими умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости

      docplayer.ru

Это интересно:

  • Избавляю от невроза Любовь Никитина Работаю с людьми лично и по скапу, разных возрастов и полов, разных национальностей, рас и вероисповеданий, разных уровней и социальных статусов, разных стран и континентов (да поможет нам Skype! 🙂 Чем я полезна? Нестандартные легкие методики работы дают мгновенные результаты и улучшают состояние. Я […]
  • Боязнь новых мест Виды фобий Фобия в переводе с греческого обозначает страх, боязнь. Но это не просто страх. Чтобы поставить диагноз фобии, необходимо, чтобы страх был устойчивым, постоянным и иррациональным, т.е. не основанным на здравом рассуждении. Кроме того, в пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих […]
  • Презентации по теме анорексия Презентация на тему: Анорексия ОпределениеАнорексия — синдром, заключающийся в полном отсутствии аппетита при объективной потребности организма в питании, который сопровождает большинство метаболических заболеваний, инфекций, болезней пищеварительной системы, в частности паразитарных инфекций, а также возникающий по […]
  • Психическое расстройство бывшего мужа Бывший муж Умы Турман сделал шокирующее заявление Арпад Бюссон назвал актрису психически больной Два года длится судебная тяжба между Умой Турман и ее бывшим гражданским супругом, швейцарским финансистом Арпадом Бюссоном, за опеку над четырехлетней дочерью. 13 января в Манхэттенском суде Нью-Йорка состоялось […]
  • Как называется боязнь числа 13 Боязнь числа 13 Дата пятница, 13-е вызывает суеверный ужас у многих людей. Страх перед «чертовой дюжиной», характерный для народов западной культуры, в последнее время стал проникать и в нашу страну. В чем же таятся истоки этих суеверных опасений? Существует масса вариантов объяснения. Некоторые связывают его с […]
  • Великая депрессия уровень безработицы Часто задаваемые вопросы о Великой депрессии и Великой рецессии Источник перевод для mixednews – Anastasia Клиенты и партнёры часто спрашивают о Великой депрессии и недавней рецессии, которую часто называют Великой. Вот пять важных аспектов, которые должны вам помочь рассмотреть эти два периода с исторической […]
  • Курск дети с синдромом дауна синдром дауна Нет на свете женщины, которая мечтала бы родить ребенка с отклонениями, которая радовалась бы появлению именно такого ребенка, как здоровому. Но, тем не менее, такие дети рождаются, и, к сожалению, довольно таки часто. Узнав о своей беременности, я плакала от счастья, я не могла поверить в это чудо. […]
  • Ограбление банка клаустрофобия квест отзывы Квест «Ограбление банка» г. Москва, Волгоградский проспект, д. 9 стр. 1 рублей за команду Обзор квеста «Ограбление банка» Вы можете выбрать и забронировать другие популярные квесты Москвы. Один богатый коллекционер захотел приобрести редкий кубок, который хранится в недрах банка. Хозяин артефакта и банка ему в […]