Менеджер и стресс управление стрессами

Управление стрессами в менеджменте — теория и практика

Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать стрессовых ситуаций. Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.

Необходимость управления стрессами

Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются причины стресса. Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.

Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:

  • управление напряжением на уровне всей структуры компании;
  • выход из стресса отдельной личности.

Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.

На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.

Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.

Причины стресса в организации

Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:

  • Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
  • Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
  • Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
  • Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
  • Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
  • В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
  • Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
  • Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
  • Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
  • Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
  • Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.
  • Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.

    Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.

    Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации

    Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:

    1. Выявление источника напряжения.
    2. Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
    3. Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.
    4. В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:

      Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.

      Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:

    5. Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
    6. Описать стрессовую ситуацию, оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
    7. Разработка плана по снижению стресс-факторов.
    8. Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.
    9. Задача вторая – работа с психическими состояниями

      Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:

    10. Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
    11. Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
    12. Обучение включает переход из одного состояния в другое.
    13. Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.
    14. Задача третья – самовосстановление

      Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.

      К основным средствам восстановления относят:

    15. Мышечная релаксация, гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
    16. Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
    17. Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
    18. Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
    19. Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.

    Что может предпринять руководитель

    Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:

  • Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
  • Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
  • Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
  • Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
  • Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.
  • Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.

    Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»

    Что может предпринять сотрудник

    Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.

    1. Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
    2. Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
    3. Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
    4. Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
    5. Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
    6. Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.
    7. Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»

      Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.

      ostresse.ru

      Менеджер и стресс управление стрессами

      Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стр рес может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организацииції.

      Стресс — эмоциональное состояние организма, обусловленное избыточным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информац ции, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др.. Стресс — это обязательный компонент человеческой деятельноститі.

      В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями [ [11, с388-3899].

      Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов — болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и с спине, артрит, астма и др..).

      Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др.. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, ств оренню и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз опасности, образ. Человек становится ро здратованою, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общениюування.

      Основными причинами стресса являются следующие [15, с546-547]

      организационные факторы — перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

      конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, либо дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

      неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у него есть права;

      обязательность, это повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собраниях и совещаниях, которые насыщены в организации;

      ответственность за выполнение задачи, особенно в условиях неопределенного будущего;

      постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрых технологических изменений, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

      взаимоотношения с подчиненными — неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонировании властью;

      взаимоотношения с коллегами — нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом трудности в достижении сотрудничества;

      ненадежность рабочего места, связано с опасением сокращения штатов, старением, досрочной пенсии;

      чувства, вызванные работой или карьерой — разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

      влияние организации, связан с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

      внешнее воздействие, который включает: конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки

      Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, имеющих давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс

      Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, которое состоит в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться у управлять ими.

      Управление стрессами это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом [11, с389]

      Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы:

      разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать»сегодня»,»завтра»,»когда придет время»);

      научиться говорить»нет», когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

      наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с. Вашим руководителем, научите руководителя уважать. Ваше рабочую нагрузку;

      не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не занимайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для. Вас противоречивыми);

      сообщите руководителю, что. Вы уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

      определите цель своей карьеры, по. Вашим самооценка реальная, проверьте каких-либо способностей и квалификации. Вам недостает;

      найдите время каждый день для отключения и отдыха;

      выделите время для расслабления, когда. Вы находитесь под убыточным давлением;

      реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

      следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой

      Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо:

      определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

      позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

      четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

      используйте стиль лидерства зависимости от конкретной ситуации;

      обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника

      Одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера — это его способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длит. Вало пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье’я.

      . Учебный тренинг. Основные понятия

      Конфликт. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Функциональный конфликт. Дисфункциональ-ный конфликт. Функции конфликтов. Управление конфл локтя. Структурные методы разрешения конфликтов. Межличностные стили разрешения конфликтов. Изменения в организации. Модель управления организационными изменениями. Стресс. Виды стрессов. Управление стрессамвління стресами.

      . Контрольные вопросы и задания

      1. Сформулируйте понятие конфликта и существующие мнения на конфликтную ситуацию?

      2. Какие существуют в менеджменте типы конфликтов и их характеристика?

      3. Ответьте характеристику основных причин конфликтов

      4. Какие есть последствия функционального конфликта?

      5. Перечислите последствия дисфункционального конфликта

      6. Какие существуют функции конфликтов и их характеристики?

      7. Дайте характеристику структурных методов разрешения конфликтов

      8. В чем заключаются межличностные стили разрешения конфликтов?

      9. В чем заключается необходимость изменений и управления изменениями?

      10. Какой смысл модели проведения организационных изменений. ЛГрейнера?

      11. Охарактеризуйте способы распределения власти

      12. Какие причины сопротивления переменам?

      13. Дайте характеристику основным методам устранения сопротивления изменениям

      14. Какие виды стрессов. Вы знаете?

      15. Основные причины стрессов

      16. Какими методами менеджер может управлять стрессами?

      Литература: 11, 15

      Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

      uchebnikirus.com

      7.5. Управление стрессами

      Согласно теории стрессов Г.

      Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требовала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать силы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

      Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

      Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.

      Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6-7 баллов по десятибалльной шкале

      О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что при

      чиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% — серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

      Исследования показывают, что стресс вызывает в организме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое состояние.

      Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздействий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом случае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.

      Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс «универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих случаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими расстройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.

      Таким образом, стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зависит от многих факторов, среди которых главным является эмоциональная устойчивость человека.

      Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

      Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая темпе

      ратура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

      Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.

      Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.

      Первый возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, предстоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

      Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

      Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению и сексуальным отношениям.

      Причины стресса в работе менеджеров:

      1. В бизнесе любое начинание всегда риск. Конечно, права поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Но, с другой стороны, работа в условиях повышенного нервного напряжения не проходит бесследно.

      2. «Ловушка богатства». Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль — любой ценой. Работа ради работы.

      3. Боязнь (страх) потери — семьи, имущества, денег. Заработав деньги, они зарабатывают страх. Ставят стальную дверь, оснащают машину «сторожем» и т. п. Они живут в состоянии вечного стресса.

      4. «Болезни разрушенных идеалов». Утрата ценностей и идеалов. Если в доперестроечное время преобладали недуги, вызванные невозможностью реализовать себя в советском обществе, — «болезни нереализованное™», то теперь причиной заболеваний гораздо чаще является утрата ценностей.

      «Болезни разрушенных идеалов» приводят к более тяжелым последствиям — угасанию, заканчивающемуся смертью, к неконтролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. В основном это болезни пожилых. Хотя возраст не играет решающей роли.

      Во что вы верите, ради чего живете? Человек с разрушенными идеалами, как правило, этого не знает.

      5. «Работоголизм», при котором теряется контакт с близкими, с собой, собственное прошлое становится чужим.

      6. «Деловой сумбур» — крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

      В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взваливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.

      Существует весьма большое количество факторов, способствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.

      Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, рост безработицы и т. п.

      Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, определенная организационная структура (например, двойное подчинение), стиль управления, связанный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.

      Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).

      Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд достигает критической силы, человек умирает. Данные ученые выявили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200-300 баллов, то он подбирается к грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.

      Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определения степени напряженности. Данная шкала построена на предположении, что стрессовые явления вызываются резкими изменениями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрицательный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную напряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.

      По степени устойчивости к стрессам все люди подразделяются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».

      Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей цели, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует потребность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.

      Тип «Б» прямо противоположный типу «А». Стрессы на него влияют меньше.

      Следует также заметить, что люди с теми или иными со-ционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания подверженности стрессам):

      Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факторов, вызывающих в организме человека состояния напряжения -стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

      — высокая напряженность труда;

      — неблагоприятные гигиенические факторы;

      — неудовлетворенность правами и обязанностями;

      — длительное пребывание на работе;

      — ощущение своей бесполезности;

      — неблагоприятные ситуации на работе;

      — тревога о должностном продвижении;

      1 Психологи по типу темперамента делят людей на следующие группы: ХОЛЕРИКИ — это социотипы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравновешенный: когда на пути социотипа возникает внезапное препятствие, он не в силах сдержать возбуждение — оно выплескивается наружу.

      ФЛЕГМАТИКИ — социотипы, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Он сдержан и закрыт, не отвлекается на внешние раздражающие факторы. Это не означает, что флегматик не способен вспылить, однако довести его до такого состояния весьма трудно. САНГВИНИКИ — социотипы, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Они среднеуравновешанные. После вспышек раздражительности быстро успокаиваются. Им достаточно переключиться на какой-то другой внешний стимул, что они и делают.

      МЕЛАНХОЛИКИ — социотипы, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Свои внутренние переживания скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. Проблема их — поиск внутренней гармонии, которую легко разрушить воздействиями внешних факторов.

      — конфликты с сотрудниками;

      — неблагоприятная атмосфера в семье;

      — волнение в связи с перемещениями;

      — неприятности с родственниками;

      — трудности взаимоотношений с руководством;

      — раздвоенность между семьей и работой;

      — конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;

      — неопределенность ролей в будущем;

      Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

      — кратковременные сигналы (раздражительность, усиленная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в затылке, изжога, икота);

      — долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, затухание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).

      Управление стрессами предполагает также применение методов профилактики стресса. Наиболее распространенным средством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

      Важным методом профилактики стрессовых состояний является применение упражнений по созданию и поддержанию мажорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражнения в течение дня. Данные специальные упражнения можно разделить на следующие группы:

      Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за

      счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. На уровне отдельного индивида справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определенным психологическим рекомендациям:

      — научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;

      — правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;

      — иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;

      — избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;

      — научиться понимать, прощать и принимать других;

      — стараться избегать излишней ненужной конкуренции;

      — регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения;

      — овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).

      В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

      Можно привести рекомендуемые канадским ученым Г. Се-лье пути преодоления стрессов:

      1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

      2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.

      3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.

      4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

      Другие специалисты по преодолениям последствий стрессов рекомендуют:

      — использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией;

      — в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;

      — постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние. Лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься;

      — если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его;

      — не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;

      — возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;

      — «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;

      — разработать систему приоритетов в своей работе;

      — научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;

      — наладить хорошие отношения с руководителем;

      — не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

      1. Кто такой менеджер?

      2. Какие уровни менеджеров выделяют?

      3. Руководитель какого уровня основную часть рабочего времени должен заниматься решением оперативных задач?

      4. Что такое стиль управления?

      5. Назовите и дайте характеристику основных стилей руководства.

      6. Какой фактор в наибольшей мере определяет стиль деятельности менеджера?

      7. Что включает в себя понятие «организаторские способности»?

      8. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

      9. Что такое имидж менеджера?

      10. Что включает в себя деловой этикет руководителя?

      11. Что такое деловая этика?

      12. Каким требованиям должен отвечать костюм делового человека?

      13. Какой должна быть речь менеджера?

      14. Каковы основные правила деловых переговоров?

      15. Каковы особенности делового этикета в государствах Азии и Дальнего Востока?

      16. Что такое стресс?

      17. Какие существуют методы профилактики стрессовых состояний менеджеров?

      18. Какие новые качества определяют профессионализм современного менеджера?

      19. Какой стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период формирования трудового коллектива?

      20. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

      21. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

      22. Какие наблюдаются изменения требований к личным и профессиональным качествам менеджера в современном российском бизнесе?

      23. Какова зависимость стиля руководства и эффективности управленческой деятельности?

      1. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.

      2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.

      3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гар-дарика, 2000.

      4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.

      5. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

      6. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

      7. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.

      8. Кнорринг В. И. Искусство управления: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996.

      9. Копейкин Д. П. Деловые переговоры в управлении торговлей. — М., 1994.

      10. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. Элементы менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993.

      11. Мазырин В. П. Руководитель в системе управления. Екатеринбург: Изд-во УПК УГТУ, 1999.

      12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Мак-симцова, А. В. Игнатьевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

      13. Набоков В. И., Хворое Ю. И., Штонда В. А. Деловой этикет менеджера. — Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1997.

      14. Ниссинен И.,’Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Пер с фин. / Авт. предисл. А. И. Китов. — М.: Экономика, 1998.

      15. Паркинсон С. Рустомжи М. Бизнес — это люди. — М.,

      16. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в бизнес-образовании: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.

      17. Пирожков В. А., Набоков В. И. Деловое общение менеджера. Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1998.

      18. Пирожков В. А. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке менеджеров. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.

      19. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

      20. Психология управления: курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов и др. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИН-ФРА-М, 1997.

      21. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: учебник. — М.: Экзамен, 2005.

      22. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

      23. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2005.

      24. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапус-ты. — М.: ИНФРА-М, 1996.

      25. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. 2-е изд., доп. — 2005.

      26. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. — М.: ВИПК энерго, 1992.

      27. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. — М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000

      28. Ферцов В. Г., Ферцова А. В. Менеджмент: комплексный подход: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Приор, 2005.

      29. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

      30. Экономика предприятия / Пер. с нем. — Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. — М.: ИНФРА-М, 1999.

      31. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

      lib.sale

    Это интересно:

    • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
    • Как избавиться от затяжной депрессии самостоятельно Как выйти из глубокой и затяжной депрессии Затяжная глубокая депрессия – аффективное нарушение, возникающее под влиянием внешних и внутренних факторов, характеризующееся плохим настроением, потерей интереса к работе, повседневной деятельности, которая до этого приносила удовлетворение, чрезмерной утомляемостью. […]
    • Дети с особенностями аутизма Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Строка навигации Главная / Здоровье и долголетие / Физическое здоровье / Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей? Аутизм – это неспособность […]
    • Программа выхода из депрессии Выход из депрессии: способы восстановления душевного покоя Депрессия – настоящая «душевная чума» современного человека. Иногда становится даже интересно – это действительно современное явление, или оно просто не было задокументировано в более давние времена, оттого и кажется, что раньше люди не страдали от […]
    • Паранойя hd 720 2007 Паранойя (2007) Год: 2007 Жанр: триллер , драма , детектив Категория: фильм Страна: США Альт. название: Disturbia Слоган: «Каждый маньяк - это чей-то сосед» Бюджет: $20 000 000 Режиссер: Ди Джей Карузо Продюсер: Джо Медьяк , Э. Беннетт Уолш , Джеки Маркус Сценарист: Кристофер Лэндон , Карл […]
    • Невротического расстройства лечение Разновидности невротических расстройств и их лечение Невротические расстройства составляют большую группу нарушений нервной системы, возникающих в ответ на психологические травмы. Существенно изменяя поведение людей, такие отклонения не приводят к психиатрическим заболеваниям, но значительно снижают качество жизни, […]
    • Лечение алкоголизма Лечение алкогольной зависимости Эффективное лечение от алкоголизма в Тюмени Лечение алкоголизма — это квалифицированная помощь специалистов, оказываемая пациенту для нормализации его физического и психологического состояния. Алкогольная зависимость — проблема мирового масштаба, не имеющая национальности и возрастного ценза. Алкоголизм разрушает […]
    • Темповая задержка моторного развития это Задержка моторного развития Задержка моторного развития проявляется у детей первых лет жизни. Малыш учится держать голову, ползать, сидеть и делать первые шажки. Одни детки развиваются быстрее и в восьмимесячном возрасте могут ходить, держась за опору. Другие - лишь уверенно ползают и еще не становятся на […]