Методика стрельникова от заикания

Дыхательные упражнения от заикания

  1. Заикание
  2. Методы лечения заикания
  3. Дыхательные упражнения

Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

Роль дыхания в заикании

Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

  • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
  • Наружные межреберные мышцы
  • Внутренние межреберные мышцы
  • Другие мышцы пресса, живота и груди
  • В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

    • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
    • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма
    • При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

      По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

      Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

      Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

      И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой

      Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

    • Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
    • Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
    • Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
    • Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
    • Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
    • Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять
    • Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

      Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

      Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

      Истории от наших подписчиков

      1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
      1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
      2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
      3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
      4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

      2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

      3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

      4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

      5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

      При составлении статьи использована информация:

    • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
    • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.
    • zaikanie.info

      Преимущества дыхательной гимнастики при заикании у детей: упражнения и их специфика

      Как помогут дыхательные упражнения

      На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

      Дыхательная гимнастика на рисунке

      Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

      В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

      Правила и техника выполнения

      При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

      Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

      Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

      Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

      Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

      При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

      Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

      Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

      Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

      Комплекс упражнений при заикании

      Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

      Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

      Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

      Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

      Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

      В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

      Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

      Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

      Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

      В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.


      lechimdetok.ru

      Гимнастика

      Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

      Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

      Какие причины вызывают заикание:

      1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
      2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
      3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.
      4. В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

        Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка. В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

        Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом. Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам. Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

        По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков. Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности. Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

        Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

        Метод А.Н.Стрельниковой

        В дыхательной гимнастике от заикания у детей по методике А.Н. Стрельниковой даны двигательные комплексы, направленные на исправление дыхания, нормализацию деятельности голосовых связок, равномерное чередование вдохов и выдохов.

        Дыхательная гимнастика от заикания по этой методике устраняет так называемое ключичное дыхание. В начале разговора, перед произнесением слова или фразы ребёнок, совершая вдох, сильно поднимает плечи, что непроизвольно вызывает напряжение лицевых и шейных мышц, а лёгкие лишь частично заполняются воздухом. Сами слова он произносит на выдохе, невольно вызывая спазмы, мешающие ему говорить. Пассивно в такой ситуации ведёт себя и диафрагма – мышца, выполняющая важнейшую роль в фонации (звукообразовании).

        Суть методики А.Н. Стрельниковой:

      5. научить вдыхать воздух, максимально наполняя лёгкие;
      6. тренируя диафрагму, вовлечь её в процесс звукообразования;
      7. добиться плотного смыкания голосовых связок.

    Не нужно слишком надеяться на этот комплекс дыхательной гимнастики, заикание можно просто устранять методом проговаривания слов и предложений, создав для ребенка (или взрослого, если на него тоже нужно воздействовать лечебными упражнениями) комфортные психологические условия. Но методика Стрельниковой создавалась для разработки голосовых связок и дыхательных путей оперных певцов. Если человек должен был вследствие выполнения упражнения хорошо и громко петь, то и заикаться также может перестать. Этот метод предлагает несколько дыхательных комплексов для детей.

    В исходном положении «прямая стойка» сжатые кулаки находятся у живота в районе пояса. Немного наклонившись вперёд, вдыхая, резко опускаем кулаки к полу, не касаясь его. Во второй части упражнения осуществляется подъём туловища, одновременно с выдохом и возвращением кулаков в прежнее положение. Наклоны рекомендуется делать легко, а вдох коротко, с шумом и через нос. За один раз нужно сделать 8 подходов и через 4 секунды повторить упражнение «восьмёрка». В работе с заикающимися малышами рекомендуется проводить специальную зарядку каждый день по 2 подхода до приёма пищи или 1,5 часа спустя. Считается, что «Насос» одно из самых действенных средств исправления заикания. Не следует делать его при наличии травм, высокого артериального давления, камнях в почках, мочевом пузыре.

    «Обними плечи»

    Начало: согнутые в локтях руки подняты до плеч. Делаем «обнимания» движением рук навстречу до касания плеч, руки движутся параллельно, не напрягаясь, легко. После уверенного освоения движений при встрече рук следует немного отводить голову назад. Рекомендованная периодичность – 12 «восьмерок». Есть ограничения для больных сердечными заболеваниями. Упражнения «Насос» и «Обними плечи» разрешается выполнять сидя и даже лёжа.

    Руки согнуты в локтях, подняты до уровня головы, ладони открыты и обращены вперёд. Движения состоят из коротких вдохов через нос с одновременным сжиманием ладоней. Четыре резких носовых вдоха подряд и пауза в 3-4 секунды, и так 3-4 раза. Если что-то мешает, например, головокружение, паузы между подходами можно увеличить до 10 секунд. Важно запомнить, что вдыхание должно быть носовым и активным, а выдыхание пассивным, через рот. Периодичность: 2-4 подхода по 4 вдоха.

    Кроме основного курса, обычно предлагается выполнить специальные манипуляции для усиления голоса, которые, как считают врачи, помогут решить проблему з мовою.

    «Алфавит для заикающихся»

    Занимающийся на лёгком поклоне вперёд произносит поочерёдно согласные звуки по восемь раз. Манипуляции несложные и не требуют строго контроля над дыханием. Условие только одно: за время каждого вздоха нужно произнести несколько звуков.

    Цель – длительное задерживание дыхания. Занимающийся, наклоняясь, сдерживает в груди воздух, насколько это возможно, и считает до 8. Набрать «восьмёрок» нужно максимум, а если воздух заканчивается, то счёт прекращается и делается пауза. Через несколько секунд отдыха задержки дыхания продолжаются. Задача – добиться 10-15 «восьмёрок» на одном вдохе.

    Этот известный комплекс за время своего зарекомендовал себя эффективным инструментом устранения логоневрозов, кроме того с его помощью можно проводить лечебные процедуры в домашних условиях. Следует иметь в виду, что такому лечению должна предшествовать консультация специалиста. Кроме того, профессионалы уверяют, что эффективность лечения больше, если родители находят время делать такую зарядку вместе с детьми. Также родители должны больше общаться с детьми, непринужденная беседа также развивает речь у ребенка.

    gimnastikasport.ru

    Лечение заикания

    Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой успешно применяется при лечении заикания. В этой гимнастике, как уже говорилось, основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его. О выдохе совершенно не нужно думать, он происходит самопроизвольно. Вот это особое свойство дыхания по Стрельниковой и оказывает помощь при заикании.

    Особенно полезны упражнения «Насос» и «Обними плечи». Их нужно делать 2 раза в день. При выполнении первого упражнения происходит автоматическое заполнение легких воздухом и, что очень важно для страдающих заиканием, нижней их части, которая у заикающихся в дыхании вообще не участвует. Второе упражнение работает на смыкание голосовых связок, восстанавливает автоматизм действия, речь начинает течь свободнее.

    Заикающимся А. Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

    Во время выполнения упражнения «Насос» при каждом наклоне на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: «три», «тре», «тра», «тру»; «кри», «кре», «крам, „кру“; „при“, „пре“, „пра“, „пру“ и т. п.

    На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (произвольно): «рир», «рур», «рер», «рар»; «лил», «лул», «лел», «лал»; «мим», «мум», «мем», «мам»; «нин», «нун», «нен», «нан»; «вив», «вув», «вев», «вав»; «фиф», «фуф», «феф», «фав»; «зиз», «зуз», «зез», «заз»; «жиж», «жуж», «жеж», «жаж»; «шиш», «шуш», «шеш», «шаш»; «чич», «чуч», «чеч», «чач»; «щищ», «щущ», «щещ», «щащ».

    Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: сделайте короткий вдох с наклоном, потом дыхание максимально задержите; теперь, не разгибаясь, надо вслух сосчитать до восьми. Постепенно количество произнесенных на одном выдохе «восьмерок» увеличивается.

    На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше «восьмерок». С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися «восьмерок» сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «Полуприседы». Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество «восьмерок» на крепко задержанном дыхании. Разумеется, этому упражнению на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

    Кроме того, выполняются специальные упражнения для постановки голоса.

    Примите удобную позу стоя, проверьте мышечную свободу шеи и плеч. Теперь слегка подтяните внутрь и вверх нижнебрюшные мышцы живота, сделайте бесшумный вдох носом, слегка расширяя нижнюю часть ребер. При правильном вдохе диафрагма не делает резких движений.

    Выдох производится медленно, при ощущении легкого давления со стороны нижнебрюшных мышц внутрь и вверх. Губы ощущают тепло выдыхаемого воздуха. Это упражнение формирует правильную опору дыхания. Его нужно делать по несколько раз в день.

    Когда упражнение 2 станет для вас привычным, а его выполнение будет доведено до автоматизма, подключите звук. Затем, делая это упражнение, произносите фразы. Следующий этап тренировки – выполнение упражнения одновременно с движениями: ходьбой, танцем, бегом.

    Специальное упражнение на контроль вдоха и выдоха.

    Приложите ладонь к середине живота, чтобы контролировать его движение во время дыхания. В другую руку возьмите пропитанный духами платочек или цветок с сильным запахом, поднесите его к лицу и носом спокойно вдыхайте аромат.

    Тем временем наблюдайте за собой в зеркало. Плечи не должны приподниматься, а верхняя часть грудной клетки пусть двигается как можно незаметнее. Потом воздух медленно выдохните сквозь зубы со звуком «ш-ш-ш» или «с-с-с». Достаточно сделать 5-6 таких вдохов и выдохов.

    Учитесь владеть голосом в полной мере. Уподобьтесь певцу.

    Приложите сложенные вместе пальцы рук к носу с двух сторон. Наберите немного воздуха, затем произнесите протяжный согласный звук «м-м-м» или «н-н-н», направляя его вверх, в полость носа. Под пальцами должна ощущаться вибрация.

    Если не получается, то попробуйте повторять в нос слова «дон-н-н» или «бом-м-м». Постарайтесь, чтобы при этом звук отозвался колебаниями также в области верхней губы и в крыльях носа.

    На следующем этапе тренировок, выдыхая воздух, начинайте протяжно произносить целые буквосочетания: «ми-ми-ми», «мо-мо-мо» или «ма-ма-ма». Именно так, распеваясь, делают певцы. Можно еще напевать «ни-на-но», «би-ба-бо». В дальнейшем, используя звуки «м» или «н», можно «напевать» носом целые мелодии.

    Учитесь опускать голос. Расширяйте его диапазон.

    Опустите голову на грудь и, прижав к ней подбородок, вместе с выдохом произносите глубоким голосом звуки «о-о-о» или «у-у-у». Звук тяните, пока хватает дыхания.

    На верхнюю часть грудной клетки положите руку, можно слегка похлопать по груди ладонью. Это увеличит вибрацию голосовых связок и силу их колебаний.

    Учитесь пользоваться глубоким нижнереберным типом дыхания, в котором активно участвует диафрагма. Она должна так регулировать давление под голосовыми связками, чтобы им не приходилось перенапрягаться.

    Самое главное – не бойтесь говорить. Как только вы освоите дыхательную гимнастику, пройдет панический страх перед возможностью запинки в речи. Ваши легкие раскроются, ваши голосовые связки станут вас слушаться, и спазмы отступят.

    med.wikireading.ru

    Это интересно:

    • Пансионат деменция спб Уважаемые клиенты компания «Парацельс+» предлагает Вам воспользоваться новой услугой «Частный пансионат для пожилых людей» европейский уровень обслуживания. Патронажная служба «Парацельс+» предлагает долгосрочное и временное размещение пожилых людей и инвалидов в уютной и дружественной обстановке. В каждом […]
    • Признаки шизофрении у детей дошкольного возраста Проявление шизофрении у детей и подростков Шизофрения – это хроническая прогрессирующая патология психики, в которой сочетается уход от общения, обеднение эмоций, снижение активности, однообразное возбуждение, немотивированный смех и прочие психопатологические симптомы. Шизофрения у детей характеризуется расщеплением […]
    • Невроз глотки у детей Как лечить невроз глотки народными средствами Лечение зависит от причин заболевания. Если причины психологические, необходимо изменить образ жизни, устранить действие раздражающего фактора. Существуют народные рецепты, которые применяют при неврозах. Они оказывают успокаивающее действие, нормализуют сон. Гипо- или […]
    • Слабоумие средней степени Деменция (приобретенное слабоумие) Деменцией в научной среде называют приобретенное в течение жизни слабоумие, которое выражается в утрате функций головного мозга. В процессе поражения мозга происходит психический распад: человек не осознает себя как личность, теряет большую часть мышления и перестает распознавать […]
    • Ребенка тошнит от стресса Все, что вам необходимо знать про тошноту от нервов Волнение и переживание являются неотъемлемой частью жизни, но далеко не каждый человек способен справляться с такими проявлениями самостоятельно. Когда уровень стресса слишком велик, может наступить ощущение тошноты. Тошнота от нервов – привычное явление, […]
    • Лечение шизофрения в москве Лечение шизофрении Шизофрения – тяжелое психическое расстройство, которое затрагивает более 1% населения. Симптомы и лечение шизофрении определяется врачом-психиатром. Пациенты с таким заболеванием постепенно теряют контакт с реальностью, у них часто появляется бред и галлюцинации. При отсутствии помощи болезнь […]
    • Стресс после запоя Причины и способы борьбы с депрессией после пьянки Для большинства людей употребление алкоголя является способом избавления от стресса и депрессии, ухода от проблем, возможностью отдохнуть, отвлечься и расслабиться. Однако многие из них, наряду с этим, замечают, что после пьянки становится еще хуже и начинается самая […]
    • Симптомы психоза у женщины Психоз и сопутствующие психические расстройства у женщин Психоз — серьезное расстройство психики, такое глубокое нарушение мыслительной, эмоциональной и аффективной составляющих считается довольно опасным для больных. Заболевание проявляется в резком изменении поведения пациента, утрате адекватного отношения к жизни […]