Модели психических расстройств в психологии
Позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга – позиция ведущих психиатров 2-ой половины 19 века; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу.
Биомедицинская позиция не полностью вытеснила другую точку зрения, согласно которой болезни духа или психики все-таки существуют. Когда Крепелин в Мюнхене активно разрабатывал биомедицинскую модель, Фрейд в Вене сформулировал новую модель для чисто психических болезней. Основная мысль в модели Фрейда: психические расстройства можно объяснить центральным дефектом, наличествующим в самом индивиде. Но дефект этот лежит не в физической, а в психической сфере и вызван каким-то не переработанным конфликтом.
Кроме психоанализа концепцию душевной болезни поддерживали и гуманитарно-феноменологические направления психиатрии. Согласно этой концепции, «психическая болезнь» означает болезненно измененную психику. Карл Ясперс (1883-1969): путь к пониманию этих изменений лежит главным образом через сферу переживаний больного. Поэтому диагностические единицы уже не являются, как у Крепелина, этиологически обоснованными, — для разграничения единиц используется первичное нарушение, первичный дефект, который видят в психической сфере, а именно дефект переживания, независимо от того, обусловлен он психическими, социальными или соматическими причинами.
Психологические концепции расстройства. Психологи предпочли иначе подойти к нарушенному и отклоняющемуся от нормы поведению и переживанию и искали психологические причины. В США, начиная с рубежа веков, для исследований в этом направлении укоренилось понятие abnormal psychology. В немецкоязычных странах Гуго Мюнстерберг (1912) предложил понятие «патопсихология». Отличие от «психопатологии»: континуум между нормальными и патологическими психическими процессами. Психические расстройства представляют собой лишь «ускорения или торможения нормального психического процесса»; наличие дефекта не предполагается.
Не человек является больным, а конкретный тип поведения и конкретные психические функции обнаруживают экстремальные отклонения, которые в данном случае расцениваются обществом и самой личностью как анормальные и нуждающиеся в изменении.
Социально-научные концепции расстройств. В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные точки зрения на психические расстройства. Общее в этих подходах – акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.
Навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя (и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли. Т. о., получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.
Центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значение. Социальные условия являются не только причинами индивидуальных расстройств, но сами представляют собой истинное расстройство (семейная терапия). Нарушение заключается в социальной системе (семье), в интеракции, коммуникации и отношениях членов системы между собой. Отклонение у отдельных лиц – только следствие или выражение этого социального, не индивидуального «базисного нарушения».
Гуманистические концепции расстройства. Представители ГП игнорировали концепцию болезни. Расстройства ничем не различаются между собой ни в принципиальном их понимании, ни относительно условий возникновения, ни в отношении терапии. Они даже считали, что здоровый и больной принципиально ничем не отличаются друг от друга. ГП говорит о непрерывном процессе становления и самоактуализации. Если бы этот процесс не нарушался, в результате получилась бы некая полностью функционирующая личность. Однако процесс самореализации у всех людей блокируется или нарушается влияниями извне, и разница заключается лишь в степени этих нарушений.
Ф. Перлз: основа – общий для всех процесс физического и психического развития. Условия окружающей среды в различной мере мешают всем людям удовлетворять определенные потребности или изживать аффекты.
Т. о., психические расстройства – это расстройства физического или психического развития. Ни один человек не достигает идеального состояния зрелой или полностью функционирующей личности, а значит, нет принципиальной разницы, качественного развития между психически здоровым и психически больным. Люди различаются только по степени их возможности справляться с актуальными жизненными проблемами. В центре терапии в гораздо большей степени находится «встреча» и особые отношения пациента и психотерапевта.
Другие концепции расстройств.
Психические отклонения как экстремальная выраженность отдельных психических процессов и функций;
Психические отклонения как выражение неадекватных или нарушенных процессов в социальных системах;
Психические расстройства как следствие задержки естественного процесса роста.
Различные точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими. Не все психические расстройства одинаковы, вероятно, они различаются не только причинами и условиями, но и локализацией дефекта.
Дефект может лежать и в физической сфере, скажем в нервной системе. Соответствующие психические расстройства можно тогда понимать как следствия Соматических болезней.
Дефект может изначально находиться в сфере, в виде приобретенного в процессе научения «ошибочного программирования».
Отклонения поведения можно равным образом описать и как «ошибки программы», и как «ошибки в неврологически-биохимической передачи информации». Если понимать такие нарушения программ только как временные реакции на чрезмерные требования системы, то понятия «реакция на кризис» или «дезадаптация» представляются очень точными.
Когда о поведении говорят, что оно неадекватное, неадаптивное, нарушенное или отклоняющееся, виной тому не обязательно ошибочное программирование. Во всех этих может иметь место такое поведение, которое «нормальное» социальное окружение назовет «ненормальным» и «нуждающимся в изменении», притом что в индивиде отсутствует какой бы то ни было дефект; здесь было бы уместно использовать понятие Отклоняющееся поведение.
Т. о., можно выделить различные типы психических расстройств. В основе наблюдаемых отклонений от нормы лежат расстройства, расположенные в разных плоскостях внутри и вне индивида: нарушения в организме и НС, нарушения психики – то есть программы, которые перерабатывают информацию и регулируют поведение, а также лежащие в их основе процессы биохимической передачи информации, — или нарушения в окружающей среде. Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и таким образом может повлиять на другое нарушение, за счет наличия внутренних и внешних связей.
shporiforall.ru
Модели психического расстройства в клинической психологии и родственных науках
Модель болезни в психиатрии и психоанализе. Психиатрия примыкала к естественнонаучной медицине и позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга – позиция ведущих психиатров 2-ой половины 19 века; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу.
Между тем эта позиция была в широком объеме заимствована психиатрией. В соответствии с этим по коду МКБ и DSM последствия неврологических заболеваний одновременно обозначаются как психические болезни, а именно как органически обусловленные, или «симптоматические», психические расстройства (атрофия ГМ — деменция).
Психологические концепции расстройства. Психологи предпочли иначе подойти к нарушенному и отклоняющемуся от нормы поведению и переживанию и искали психологические причины. В США, начиная с рубежа веков, для исследований в этом направлении укоренилось понятие abnormal psychology. В немецкоязычных странах Гуго Мюнстерберг (1912) предложил понятие «патопсихология». Отличие от «психопатологии»: континуум между нормальными и патологическими психическими процессами. Психические расстройства представляют собой лишь «ускорения или торможения нормального психического процесса»; наличие дефекта не предполагается.
Благодаря психологии научения Скиннера появилось и иное понимание психических расстройств: отклонение поведения не являются следствием дефекта в самой личности, они – результат прямого воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, регулирующих поведение. Причины и поддерживающие условия симптомов или отклонений поведения следует искать в конкретных обстоятельствах конкретного же случая.
Социально-научные концепции расстройств. В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные точки зрения на психические расстройства. Общее в этих подходах – акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.
Навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя (и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли. Т.о., получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.
Центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значение.
Гуманистические концепции расстройства. Представители ГП игнорировали концепцию болезни. Расстройства ничем не различаются между собой ни в принципиальном их понимании, ни относительно условий возникновения, ни в отношении терапии. Они даже считали, что здоровый и больной принципиально ничем не отличаются друг от друга. ГП говорит о непрерывном процессе становления и самоактуализации. Если бы этот процесс не нарушался, в результате получилась бы некая полностью функционирующая личность. Однако процесс самореализации у всех людей блокируется или нарушается влияниями извне, и разница заключается лишь в степени этих нарушений.
Ф.Перлз: основа – общий для всех процесс физического и психического развития. Условия окружающей среды в различной мере мешают всем людям удовлетворять определенные потребности или изживать аффекты.
Т.о., психические расстройства – это расстройства физического или психического развития. Ни один человек не достигает идеального состояния зрелой или полностью функционирующей личности, а значит, нет принципиальной разницы, качественного развития между психически здоровым и психически больным. Люди различаются только по степени их возможности справляться с актуальными жизненными проблемами. В центре терапии в гораздо большей степени находится «встреча» и особые отношения пациента и психотерапевта.
Другие концепции расстройств. психические отклонения как экстремальная выраженность отдельных психических процессов и функций; психические отклонения как выражение неадекватных или нарушенных процессов в социальных системах; психические расстройства как следствие задержки естественного процесса роста.
Различные точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими. Не все психические расстройства одинаковы, вероятно, они различаются не только причинами и условиями, но и локализацией дефекта. Дефект может лежать и в физической сфере, скажем в нервной системе. Соответствующие психические расстройства можно тогда понимать как следствия соматических болезней. Дефект может изначально находиться в сфере, в виде приобретенного в процессе научения «ошибочного программирования».
Когда о поведении говорят, что оно неадекватное, неадаптивное, нарушенное или отклоняющееся, виной тому не обязательно ошибочное программирование. Во всех этих может иметь место такое поведение, которое «нормальное» социальное окружение назовет «ненормальным» и «нуждающимся в изменении», притом что в индивиде отсутствует какой бы то ни было дефект; здесь было бы уместно использовать понятие отклоняющееся поведение.
Т.о., можно выделить различные типы психических расстройств. В основе наблюдаемых отклонений от нормы лежат расстройства, расположенные в разных плоскостях внутри и вне индивида: нарушения в организме и НС, нарушения психики – то есть программы, которые перерабатывают информацию и регулируют поведение, а также лежащие в их основе процессы биохимической передачи информации, — или нарушения в окружающей среде. Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и таким образом может повлиять на другое нарушение, за счет наличия внутренних и внешних связей.
scicenter.online
Модели объяснения в клинической психологии
· Выделение условий, вызывающих или поддерживающих расстройство.
· Выделение носителя диспозиции.
· Выделение условий манифестации.
· Установление этиологии и динамики расстройства в исторической перспективе
· Филогенетические и онтогенетические объяснения
· Среда и генотип как классические модели историко-генетического объяснения
· Невозможность исчерпывающего описания и анализа условий
· Ненадёжность анамнестических данных
· Объяснения ex post facto
Модель основного эффекта
· Конституциональные особенности и среда влияют на развитие расстройства независимо друг от друга
· Конституциональная дефицитарность нарушает развитие независимо от среды
· Негативное влияние среды не может быть компенсировано конституцией
· Объяснения данные в общих чертах
Методологические проблемы объяснительных моделей
Проблема каузального объяснения. Нужно объяснить причинно-следственные отношения. Проблемы:
· Выбор причинной связи
· Ограничения каузального объяснения
· «Пересечение» каузальных цепей
Проблема выбора модели:
· «экологическая» валидность модели
Проблема интеракции (взаимодействия):
· механизм интерактивного взаимодействия
· поиск «истинного» нарушения
· Расстройство есть следствие взаимодействия двух и более независимых факторов
· В причинно-следственных отношениях различные факторы создают условия последовательного проявления, принципиальна их временная последовательность
· В отношении кумулятивного эффекта порядок проявления факторов не имеет значения, принципиальное значение имеет интенсивность их проявления
· В отношениях субститутивной каузальности определённый эффект у отдельного индивида производится определённым фактором, но у различных индивидов он может вызываться различными факторами
· причиной расстройства являются два или более факторов, но эти причины имеют не стабильный характер, а имеют изменчивый характер
· расстройство является не простой реакцией индивида на патологический фактор, а динамической попыткой адаптации к патологическому процессу
· патологический процесс включает в себя динамическую структуру адаптивных реакций
Основные модели психических расстройств:
· медицинская (клиническая, биомедицинская)
Медицинская модель психических расстройств:
· патологическое поведение рассматривается как симптом скрытой за ним болезни
· эта болезнь существует внутри индивида и может быть описана в терминах болезненной сущности, имеющей причину и специфическое развитие
· «истинные» причины болезни имеют органический характер, но могут существовать неорганические условии их запуска
· патологический процесс развивается как независимый от индивида и его социальной среды
Психосоциальная модель психических расстройств:
· патологическое поведение есть обученная форма поведения, не имеющая принципиальных качественных отличий от нормального поведения
· различия «нормального» и «патологического» поведения определяются в соответствии с социальными и культурными нормами
· причины патологического поведения есть следствие настоящих или прошлых социальных условий, определяющих обучение данным патологическим формам поведения
Биопсихосоциальная модель психических расстройств:
· за исключением редких случаев, патогенез как психических, так и соматических расстройств, имеет мультифакторный характер и есть результат постоянного взаимодействия множества независимых переменных
· с патогенетической точки зрения не существует принципиального отличия между соматическими и психическими расстройствами
· психосоциальные факторы могут детерминировать патогенез соматических болезней, а биологические – патогенез психических расстройств
· не существует достаточного методологического основания для выделения психосоматических болезней, поскольку все болезни являются психосоматическими
Факторы предиспозиции (что включено в причину болезни):
· факторы, существующие до начала заболевания и определяющие его дальнейшее развитие
· могут быть не реализованы при благоприятных условиях: наследственные факторы, условия пре-, пери- и постнатального развития, свойства нервной системы, темперамента, зрелости психологических защит, ресурсов адаптации и пр.
Внутренние и/или внешние психические условия, предшествующие проявлению расстройства, его провоцирующие, превосходящие возможности адаптации индивида: психологический или физический стресс, предшествующие заболевания, тяжёлые утраты, резкие изменение условий существования, критические периоды жизни и пр. (в острой или хронической форме).
Поддерживающие и хронифицирующие факторы
Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии: реакция ближайшего окружения, получение «вторичной выгоды», позитивное подкрепление болезненного поведения, патологическая адаптация, инфантилизация, избегание ответственности.
Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии
· Каковы бы ни были внешние условия, прямо они не производят никаких изменений в организме животного (Ламарк)
· Изменения могут возникнуть только при наличии соответствующего внутреннего основания (Келликер)
· Внешние факторы сами по себе не создают в организме специфических изменений, но последние возникнут с неизбежностью, когда внешний фактор найдёт себе специфическое, т.е. адекватное функциональное и морфологическое преломление (И.В. Давыдовский)
· При одном и том же уровне воздействия содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы (А.А. Ухтомский)
· Чем выше возбудимость «прибора», тем более слабые физические факторы могут воздействовать на него как сильные раздражители (А.А. Ухтомский)
· Ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия (В.М. Бехтерев)
Каузальная цепь биопсихологомедицинской модели
1. Причины болезни (биологические, психологические, социальные) →
2. Болезнь (патологические изменения (дефект) в индивиде) →
3. Плохое самочувствие (жалобы, симптомы и данные осмотра) →
4. Следствия болезни (роль больного и ограничение нормального ролевого поведения)
Следствия болезни в свою очередь оказывают обратное влияние на плохое самочувствие и болезнь.
studopedia.org
Системные биопсихосоциальные модели психической патологии в современной психиатрии и клинической психологии.
Понятие болезни в современной медицине: отказ от линеальных причинно-следственных связей
В современной медицине понятие «болезнь» претерпело очень большие изменения по сравнению с моделью инфекционной болезни Р. Коха и во многом построенной на ее основе моделью психической болезни Э.Крепелина (Weiner Н. — 1978). Во-первых, современные исследования не подтверждают принцип единства этиологии и патогенеза — сходные возбудители могут вызывать разное развитие болезни у разных носителей. Во-вторых, происходит отказ от простых причинно-следственных моделей в пользу более сложных и системных.
Критика биологического и социалогического редукционизма
В современной психиатрии, а также клинической психологии биологический, социологический и психологический редукционизм сменяется осознанием необходимости целостного комплексного подхода к проблеме психических расстройств.
Холистический, всеохватывающий, мультифакторный теоретический подход необходим для науки о человеческом здоровье и болезнях, а значит, и для психиатрии.
Общая характеристика современных представлений о психологических и социальных факторах психических расстройств
Психическое расстройство — это психологический конструкт для определения комплексного феномена, который используется в различных социальных контекстах. Таким образом, данный конструкт не является независимым от социальных оценок и конвенций, а подвергается модификации в рамках медицинского, юридического, политического и общекультурного контекстов. Не существует естественных, природных критериев разделения психической нормы и патологии. Они зависят от статистических, социальных, идеальных и функциональных критериев, касающихся проявлений и структуры психических процессов; их можно обозначить как конвенции, в основе которых лежат научно обоснованные и социокультурные нормы.
Важнейшими достижениями в разработке проблемы психической патологии на современной этапе можно считать все большее признание методологии системного подхода, тенденцию к синтезу различных частичных научных проекций, за которыми стоят знания и практика разных специалистов (психиатров, психологов, социологов).
Понятие психической болезни является порождением развития культуры и общества в связи с необходимостью решать экономические, социальные и нравственные проблемы, которые возникали в связи с наличием душевно страдающих или выпадающих из общественного уклада людей.
Системная биопсихосоциальная модель Энгеля
Джордж Энгель — биопсихосоциальная модель — это динамическое единство, включающее различные подструктуры, находящиеся в процессе постоянного изменения и взаимного влияния. Эти подструктуры имеют иерархическую организацию, в основании которой лежат физикальные подсистемы (частицы и атомы), а далее следуют — органические подсистемы (в виде клеток, органов и систем органов), личностные подсистемы (в виде переживаний и поведения личности), культурные и общественные подсистемы. Каждая Подсистема функционирует по собственным законам и поэтому для анализа феноменов каждого уровня необходимы специфические и адекватные этому уровню средства. Находящиеся в иерархическом единстве подсистемы состоят в непосредственном и постоянном контакте и взаимно влияют друг на друга, что выражается в постоянном взаимодействии органических, психологических и социокультурных факторов. В их взаимовлиянии не существует простых линейных причинно-следственных связей: все причинные связи комплексные и сложные.
Реализация принципов системного подхода в разработке проблемы нормы и патологии Дж.Энгелем привела к созданию так называемых биопсихосоциальных моделей различных расстройств. Эти модели стали основой комплексных подходов к изучению и лечению психических расстройств.
В рамках этих моделей снимается вопрос о том, какие факторы главные, он заменяется вопросом о характере их взаимодействия.
Диатез-стрессовые модели психических расстройств
Многие современные биопсихосоциальные модели опираются на теорию стресса как основу для системного объединения различных факторов. Это синтетические модели, получившие название диатез-стрессовых. В рамках этих моделей выделяются факторы, предрасполагающие к болезни (факторы «диатеза» или уязвимости, риска) и факторы, провоцирующие болезнь (факторы-стрессоры).
Понятие биологического диатеза
Они связаны между собой в определенную систему.
Генетические факторы исследуются при выявлении роли наследственности в происхождении тех или иных заболеваний.
Наличие у индивида определенного аллеля (одного из парных генов) может повышать риск заболевания, но болезнь не является неизбежным следствием определенного генотипа. Поэтому говорят об экспрессии генов — изменчивости их фенотипического выражения. Современные авторы все чаще пишут о том, что экспрессия генов во многом определяется воздействиями окружающей среды, в том числе особенностями интерперсональных отношений. Также показано, что генетические влияния на психические нарушения осуществляются полигенно — через совместное действие многих снов. Эти гены могут приводить к анатомическим и биохимическим нарушениям, а также к нарушениям реактивности нервной системы.
Для изучения роли генетических факторов в психической патологии широко используется генеалогический метод — исследования родственников разной степени родства с целью выявления связимежду степенью родства и частотой встречаемости заболевания. Более надежным методом, тестирующим роль генетических факторов является близнецовый метод. Он основан на сравнении монозиготных и дизиготных близнецовых пар в плане наличия у них той или иной психической патологии.
Важные данные о вкладе генетических факторов дают исследования приемных детей, при рождении разлученных с больными родителями или, наоборот, усыновленных больными родителями.
Несмотря на раздельное воспитание, у близнецов или обычных сиблингов отмечается значительное сходство в психических нарушениях, это может быть достаточно надежно связано с генетическим фактором.
Под конституцией понимаются врожденные или очень рано приобретенные физические и психические особенности. Термин конституциональная предрасположенность используется для обозначения суммы негативных характеристик, которые являются факторами диатеза или риска по развитию того или иного психического расстройства.
Многие генетические влияния опосредствованы биохимическими процессами (факторами).
Биохимия помогает понять функции нервной, гормональной и иммунной систем при различных психических расстройствах. Особенно большое значение для понимания биологических механизмов психических расстройств в последнее время приобрела нейротрансмиттерная биохимия. Нейротрансмиттеры — вещества, регулирующие работу нервной системы. Они синтезируются в нервных клетках и высвобождаются их аксонными окончаниями в синаптическую щель, где выполняют функцию стимуляции рецепторов, принимающих сигнал.
После передачи сигнала происходит распад нейротрансмиттеров, а также их частичный обратный захват пресинаптической мембраной. Обратный захват — важный механизм инактивации клеток после передачи сигнала. К наиболее важным нейротрансмиттерам относятся так называемые биогенные амины — дофамин, норадреналин, серотанин, а также аминокислоты, в первую очередь глютоминовая кислота и гамма-амино-масляная кислота. Нарушения трансмиттерного обмена (например, слишком быстрый обратный захват нейротрансмиттеров в синаптической щели, который ведет к снижению их концетрации) обнаружены при многих психических расстройствах, а существующие психотропные средства направлены на нормализацию трансмиттерной функции ЦНС.
Последние исследования показывают, что в основе разных расстройств лежат довольно сложные нарушения трансмиттерного обмена, несводимые к дисбалансу отдельных трансмиттеров. Большую роль в психической патологии играют тесно связанные с нейрохимией мозга гормональная и иммунная системы.
Важна роль таких факторов, как хороший физический уход, правильное кормление, а также достаточная физическая стимуляция для нормального психического развития. Физическая депривация, как правило, приводит к различным задержкам развития. Последствия физической депривации в раннем детстве с трудом поддаются компенсации в дальнейшем развитии.
Понятие психологического диатеза
Личностные (ценности, установки, смыслы, мотивы), когнитивные (процессы памяти, внимания, мышления), аффективные (процессы переживания, способы эмоционального реагирования) поведенческие (поведенческие реакции, навыки, стратегии).
К личностным факторам относятся мотивы, потребности, ценности, смыслы, установки, убеждения, личностные черты. Они могут способствовать или препятствовать успешной адаптации человека, его способности справляться с различными требованиями жизни.
Патогенную роль конфликта различных ценностей и мотивов подчеркивали многие представители психодинамической традиции, начиная с З.Фрейда. В социальном психоанализе К.Хорни конфликту христианских ценностей любви к ближнему и ценностей личного успеха и превосходства приписывается центральная роль в неврозах современного человека.
В современной когнитивной психологии и психотерапии проведены исследования, доказывающие важную роль системы убеждений человека в его психическом здоровье.
В отечественных исследованиях шизофрении было показано, что у этих пациентов снижается социальная направленность личности — направленность на другого человека. Были также описаны изменения мотивационной сферы при различных психических расстройствах, которые показали, что при психической патологии происходит обеднение мотивационной сферы, нарушается иерархия мотивов.
Когнитивные факторы — способы переработки информации человеком могут быть более или менее эффективными, разрабатываются модели психической патологии, в которых во главу угла ставятся нарушения переработки информации. Так, на основе этих моделей исследователи выявляют специфические нарушения внимания при шизофрении, связанные с трудностями селектирования (вычленения) нужной информации в общем ее потоке. В настоящее время описаны когнитивные стили или способы переработки информации, характерные для разных форм психической патологии.
Важность аффективных факторов в психической патологии представляется особенно очевидной. В классическом психоанализе в качестве важнейшего механизма психической патологии описывается вытеснение аффектов в бессознательное.
В рамках экзистенциально-гуманистической традиции еще К. Роджерс подчеркивал важность адекватного осознания своего эмоционального опыта, так как неосознанные и вытесненные эмоции ведут к формированию ложной Я-концепции и становятсм источником патологических симптомов.
В рамках теории черт Г.Айзенка доказана непосредственная связь психического здоровья и такой личностной черты, как нейротизм, тесно связанной со стилем эмоционального реагирования.
Поведенческие факторы акцентировались в бихевиоральных моделях психической патологии, которые рассматривают психические расстройства как результат дефицита конструктивных навыков и формирование патологических поведенческих реакций в результате неадекватных средовых влияний (Селигмен – выученная беспомощность).
В современных исследованиях показана важность конструктивных поведенческих стратегий при решении различных проблем, неконструктивные же стратегии (уход отрешения проблемы, неумение обратиться за помощью, расчленить проблемы на составные части и решать их последовательно и т.п.) могут способствовать возникновению различных патологических симптомов.
Попыткой максимально полной систематизации социокультуральных факторов является модель, предложенная У. Бронфенбреннером, который включил в нее следующие типы социальных систем:
1. Микросистема, под которой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место.
2. Мезосистема, которая охватывает все важнейшие микросистемы и представляет собой типичные социальные системы и институты, в которые человек вовлечен в данный период своей жизни.
3. Экзосистема представляет собой формальные и неформальные структуры, в которые человек вовлечен не непосредственно, но которые оказывают влияние на его жизнь, например: система профессионального трудоустройства, особенности проживания с соседями, СМИ и т.д.
4. Макросистема перекрывает все упомянутые уровни и включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.
К микросоциальным факторам относится система межличностных отношений и связанные с ними негативные нагрузки и поддерживающие позитивные влияния.
1970 г. Концепция социальной поддержки — позитивные социальные связи являются важным источником психического здоровья и способности успешно справляться с различными негативными влияниями.
В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам, к которым относятся особенности организации жизни семьи, стиль родительского воспитания, эмоционального взаимодействия и т.д. (исследования Брауна – влияние семьи на течение шизофрении).
1950 г. Исследования — важное влияние макросоциальных факторов на распространение и течение психических заболеваний. Влияние культуральных и социоэкономических факторов на характер и распространенность психических расстройств. Так, известный американский исследователь социальных факторов Дж. Кассел в 1950-х гг. писал, что при условии предоставления ему соответствующих средств для исследования он мог бы продемонстрировать рост случаев шизофрении, туберкулеза и суицидов в социально неблагополучных областях штата, где он проживал. Он подчеркивал роль неблагоприятных социальных факторов в происхождении всех трех заболеваний и предлагал дать этому триумвирату болезней общее название «шизотуберсайд».
Биопсихосоциалъные модели — важный шаг на пути преодоления биологического, психологического и социологического редукционизма в подходе к комплексной проблеме психического здоровья человека. Однако это лишь первый шаг в направлении создания системных моделей.
Определение психического расстройства (Карсон, Батчер, Минека)
«Мы определяем поведение как анормальное, как проявление психического расстройства, если оно является устойчивым и в значительной мере противодействующим продолжительному благополучию индивида и (или) того человеческого сообщества, членом которого он состоит».
Модель шизофрении Л. Чомпи, как пример биопсихосоциальной модели психического расстройства
По мнению Л. Чомпи современный уровень знаний о шизофрении не согласуется с крепелиновской биологической моделью прогрессирующего органически обусловленного заболевания. Накопленные знания свидетельствуют о том, что в развитии заболевания большую роль играютличностные, социальные и, конечно, конституциональные и соматические факторы.
«С одной стороны генетические, органические и биохимические, с другой стороны — психологические и социальные комплексы факторов в различных комбинациях ведут к формированию преморбидно уязвимых личностей, склонных чрезмерно сильно реагировать на различные нагрузки напряжением, страхом, растерянностью, нарушениями мышления, переживаниями дереализации и деперсонализации вплоть до бреда и галлюцинаций. После одного или нескольких острых психотических эпизодов дальнейшее развитие, видимо, определяется взаимодействием личностных особенностей и психо-социальных факторов. При этом возможно огромное разнообразие течения от полного выздоровления до различных резидуальных состояний и тяжелейшей хронификации.»
Чомпи считает, что комбинация генетических, соматических (особенности нейрохимии, влияющие на характер нервной регуляции) и психосоциальных факторов (в частности, таких как семейный коммуникативный стиль) ведут к преморбидной уязвимости относительно болезни (vulnerability) или диатезу в виде нарушения процесса переработки информации. На фоне любых неспецифических стрессов и перегрузок преморбидная уязвимость может приводить к психотической декомпенсации. При этом исход и течение болезни во многом зависят от комплекса психосоциальных факторов. Трехфазная мультифакториальная модель Л. Чомпи:
sci.house