Модели психических расстройств в психологии

Модели психических расстройств в психологии

Позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга – позиция ведущих психиатров 2-ой половины 19 века; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу.

Биомедицинская позиция не полностью вытеснила другую точку зрения, согласно которой болезни духа или психики все-таки существуют. Когда Крепелин в Мюнхене активно разрабатывал биомедицинскую модель, Фрейд в Вене сформулировал новую модель для чисто психических болезней. Основная мысль в модели Фрейда: психические расстройства можно объяснить центральным дефектом, наличествующим в самом индивиде. Но дефект этот лежит не в физической, а в психической сфере и вызван каким-то не переработанным конфликтом.

Кроме психоанализа концепцию душевной болезни поддерживали и гуманитарно-феноменологические направления психиатрии. Согласно этой концепции, «психическая болезнь» означает болезненно измененную психику. Карл Ясперс (1883-1969): путь к пониманию этих изменений лежит главным образом через сферу переживаний больного. Поэтому диагностические единицы уже не являются, как у Крепелина, этиологически обоснованными, — для разграничения единиц используется первичное нарушение, первичный дефект, который видят в психической сфере, а именно дефект переживания, независимо от того, обусловлен он психическими, социальными или соматическими причинами.

Психологические концепции расстройства. Психологи предпочли иначе подойти к нарушенному и отклоняющемуся от нормы поведению и переживанию и искали психологические причины. В США, начиная с рубежа веков, для исследований в этом направлении укоренилось понятие abnormal psychology. В немецкоязычных странах Гуго Мюнстерберг (1912) предложил понятие «патопсихология». Отличие от «психопатологии»: континуум между нормальными и патологическими психическими процессами. Психические расстройства представляют собой лишь «ускорения или торможения нормального психического процесса»; наличие дефекта не предполагается.

Не человек является больным, а конкретный тип поведения и конкретные психические функции обнаруживают экстремальные отклонения, которые в данном случае расцениваются обществом и самой личностью как анормальные и нуждающиеся в изменении.

Социально-научные концепции расстройств. В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные точки зрения на психические расстройства. Общее в этих подходах – акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.

Навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя (и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли. Т. о., получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.

Центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значение. Социальные условия являются не только причинами индивидуальных расстройств, но сами представляют собой истинное расстройство (семейная терапия). Нарушение заключается в социальной системе (семье), в интеракции, коммуникации и отношениях членов системы между собой. Отклонение у отдельных лиц – только следствие или выражение этого социального, не индивидуального «базисного нарушения».

Гуманистические концепции расстройства. Представители ГП игнорировали концепцию болезни. Расстройства ничем не различаются между собой ни в принципиальном их понимании, ни относительно условий возникновения, ни в отношении терапии. Они даже считали, что здоровый и больной принципиально ничем не отличаются друг от друга. ГП говорит о непрерывном процессе становления и самоактуализации. Если бы этот процесс не нарушался, в результате получилась бы некая полностью функционирующая личность. Однако процесс самореализации у всех людей блокируется или нарушается влияниями извне, и разница заключается лишь в степени этих нарушений.

Ф. Перлз: основа – общий для всех процесс физического и психического развития. Условия окружающей среды в различной мере мешают всем людям удовлетворять определенные потребности или изживать аффекты.

Т. о., психические расстройства – это расстройства физического или психического развития. Ни один человек не достигает идеального состояния зрелой или полностью функционирующей личности, а значит, нет принципиальной разницы, качественного развития между психически здоровым и психически больным. Люди различаются только по степени их возможности справляться с актуальными жизненными проблемами. В центре терапии в гораздо большей степени находится «встреча» и особые отношения пациента и психотерапевта.

Другие концепции расстройств.

Психические отклонения как экстремальная выраженность отдельных психических процессов и функций;

Психические отклонения как выражение неадекватных или нарушенных процессов в социальных системах;

Психические расстройства как следствие задержки естественного процесса роста.

Различные точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими. Не все психические расстройства одинаковы, вероятно, они различаются не только причинами и условиями, но и локализацией дефекта.

Дефект может лежать и в физической сфере, скажем в нервной системе. Соответствующие психические расстройства можно тогда понимать как следствия Соматических болезней.

Дефект может изначально находиться в сфере, в виде приобретенного в процессе научения «ошибочного программирования».

Отклонения поведения можно равным образом описать и как «ошибки программы», и как «ошибки в неврологически-биохимической передачи информации». Если понимать такие нарушения программ только как временные реакции на чрезмерные требования системы, то понятия «реакция на кризис» или «дезадаптация» представляются очень точными.

Когда о поведении говорят, что оно неадекватное, неадаптивное, нарушенное или отклоняющееся, виной тому не обязательно ошибочное программирование. Во всех этих может иметь место такое поведение, которое «нормальное» социальное окружение назовет «ненормальным» и «нуждающимся в изменении», притом что в индивиде отсутствует какой бы то ни было дефект; здесь было бы уместно использовать понятие Отклоняющееся поведение.

Т. о., можно выделить различные типы психических расстройств. В основе наблюдаемых отклонений от нормы лежат расстройства, расположенные в разных плоскостях внутри и вне индивида: нарушения в организме и НС, нарушения психики – то есть программы, которые перерабатывают информацию и регулируют поведение, а также лежащие в их основе процессы биохимической передачи информации, — или нарушения в окружающей среде. Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и таким образом может повлиять на другое нарушение, за счет наличия внутренних и внешних связей.

shporiforall.ru

Модели психического расстройства в клинической психологии и родственных науках

Модель болезни в психиатрии и психоанализе. Психиатрия примыкала к естественнонаучной медицине и позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга – позиция ведущих психиатров 2-ой половины 19 века; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу.

Между тем эта позиция была в широком объеме заимствована психиатрией. В соответствии с этим по коду МКБ и DSM последствия неврологических заболеваний одновременно обозначаются как психические болезни, а именно как органически обусловленные, или «симптоматические», психические расстройства (атрофия ГМ — деменция).

Психологические концепции расстройства. Психологи предпочли иначе подойти к нарушенному и отклоняющемуся от нормы поведению и переживанию и искали психологические причины. В США, начиная с рубежа веков, для исследований в этом направлении укоренилось понятие abnormal psychology. В немецкоязычных странах Гуго Мюнстерберг (1912) предложил понятие «патопсихология». Отличие от «психопатологии»: континуум между нормальными и патологическими психическими процессами. Психические расстройства представляют собой лишь «ускорения или торможения нормального психического процесса»; наличие дефекта не предполагается.

Благодаря психологии научения Скиннера появилось и иное понимание психических расстройств: отклонение поведения не являются следствием дефекта в самой личности, они – результат прямого воздействия неблагоприятных условий окружающей среды, регулирующих поведение. Причины и поддерживающие условия симптомов или отклонений поведения следует искать в конкретных обстоятельствах конкретного же случая.

Социально-научные концепции расстройств. В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные точки зрения на психические расстройства. Общее в этих подходах – акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.

Навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя (и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли. Т.о., получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.

Центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значение.

Гуманистические концепции расстройства. Представители ГП игнорировали концепцию болезни. Расстройства ничем не различаются между собой ни в принципиальном их понимании, ни относительно условий возникновения, ни в отношении терапии. Они даже считали, что здоровый и больной принципиально ничем не отличаются друг от друга. ГП говорит о непрерывном процессе становления и самоактуализации. Если бы этот процесс не нарушался, в результате получилась бы некая полностью функционирующая личность. Однако процесс самореализации у всех людей блокируется или нарушается влияниями извне, и разница заключается лишь в степени этих нарушений.

Ф.Перлз: основа – общий для всех процесс физического и психического развития. Условия окружающей среды в различной мере мешают всем людям удовлетворять определенные потребности или изживать аффекты.

Т.о., психические расстройства – это расстройства физического или психического развития. Ни один человек не достигает идеального состояния зрелой или полностью функционирующей личности, а значит, нет принципиальной разницы, качественного развития между психически здоровым и психически больным. Люди различаются только по степени их возможности справляться с актуальными жизненными проблемами. В центре терапии в гораздо большей степени находится «встреча» и особые отношения пациента и психотерапевта.

Другие концепции расстройств. психические отклонения как экстремальная выраженность отдельных психических процессов и функций; психические отклонения как выражение неадекватных или нарушенных процессов в социальных системах; психические расстройства как следствие задержки естественного процесса роста.

Различные точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими. Не все психические расстройства одинаковы, вероятно, они различаются не только причинами и условиями, но и локализацией дефекта. Дефект может лежать и в физической сфере, скажем в нервной системе. Соответствующие психические расстройства можно тогда понимать как следствия соматических болезней. Дефект может изначально находиться в сфере, в виде приобретенного в процессе научения «ошибочного программирования».

Когда о поведении говорят, что оно неадекватное, неадаптивное, нарушенное или отклоняющееся, виной тому не обязательно ошибочное программирование. Во всех этих может иметь место такое поведение, которое «нормальное» социальное окружение назовет «ненормальным» и «нуждающимся в изменении», притом что в индивиде отсутствует какой бы то ни было дефект; здесь было бы уместно использовать понятие отклоняющееся поведение.

Т.о., можно выделить различные типы психических расстройств. В основе наблюдаемых отклонений от нормы лежат расстройства, расположенные в разных плоскостях внутри и вне индивида: нарушения в организме и НС, нарушения психики – то есть программы, которые перерабатывают информацию и регулируют поведение, а также лежащие в их основе процессы биохимической передачи информации, — или нарушения в окружающей среде. Во многих случаях нарушения различного типа сочетаются, так как каждое из них оказывает воздействие на поведение и таким образом может повлиять на другое нарушение, за счет наличия внутренних и внешних связей.

scicenter.online

Модели объяснения в клинической психологии

· Выделение условий, вызывающих или поддерживающих расстройство.

· Выделение носителя диспозиции.

· Выделение условий манифестации.

· Установление этиологии и динамики расстройства в исторической перспективе

· Филогенетические и онтогенетические объяснения

· Среда и генотип как классические модели историко-генетического объяснения

· Невозможность исчерпывающего описания и анализа условий

· Ненадёжность анамнестических данных

· Объяснения ex post facto

Модель основного эффекта

· Конституциональные особенности и среда влияют на развитие расстройства независимо друг от друга

· Конституциональная дефицитарность нарушает развитие независимо от среды

· Негативное влияние среды не может быть компенсировано конституцией

· Объяснения данные в общих чертах

Методологические проблемы объяснительных моделей

Проблема каузального объяснения. Нужно объяснить причинно-следственные отношения. Проблемы:

· Выбор причинной связи

· Ограничения каузального объяснения

· «Пересечение» каузальных цепей

Проблема выбора модели:

· «экологическая» валидность модели

Проблема интеракции (взаимодействия):

· механизм интерактивного взаимодействия

· поиск «истинного» нарушения

· Расстройство есть следствие взаимодействия двух и более независимых факторов

· В причинно-следственных отношениях различные факторы создают условия последовательного проявления, принципиальна их временная последовательность

· В отношении кумулятивного эффекта порядок проявления факторов не имеет значения, принципиальное значение имеет интенсивность их проявления

· В отношениях субститутивной каузальности определённый эффект у отдельного индивида производится определённым фактором, но у различных индивидов он может вызываться различными факторами

· причиной расстройства являются два или более факторов, но эти причины имеют не стабильный характер, а имеют изменчивый характер

· расстройство является не простой реакцией индивида на патологический фактор, а динамической попыткой адаптации к патологическому процессу

· патологический процесс включает в себя динамическую структуру адаптивных реакций

Основные модели психических расстройств:

· медицинская (клиническая, биомедицинская)

Медицинская модель психических расстройств:

· патологическое поведение рассматривается как симптом скрытой за ним болезни

· эта болезнь существует внутри индивида и может быть описана в терминах болезненной сущности, имеющей причину и специфическое развитие

· «истинные» причины болезни имеют органический характер, но могут существовать неорганические условии их запуска

· патологический процесс развивается как независимый от индивида и его социальной среды

Психосоциальная модель психических расстройств:

· патологическое поведение есть обученная форма поведения, не имеющая принципиальных качественных отличий от нормального поведения

· различия «нормального» и «патологического» поведения определяются в соответствии с социальными и культурными нормами

· причины патологического поведения есть следствие настоящих или прошлых социальных условий, определяющих обучение данным патологическим формам поведения

Биопсихосоциальная модель психических расстройств:

· за исключением редких случаев, патогенез как психических, так и соматических расстройств, имеет мультифакторный характер и есть результат постоянного взаимодействия множества независимых переменных

· с патогенетической точки зрения не существует принципиального отличия между соматическими и психическими расстройствами

· психосоциальные факторы могут детерминировать патогенез соматических болезней, а биологические – патогенез психических расстройств

· не существует достаточного методологического основания для выделения психосоматических болезней, поскольку все болезни являются психосоматическими

Факторы предиспозиции (что включено в причину болезни):

· факторы, существующие до начала заболевания и определяющие его дальнейшее развитие

· могут быть не реализованы при благоприятных условиях: наследственные факторы, условия пре-, пери- и постнатального развития, свойства нервной системы, темперамента, зрелости психологических защит, ресурсов адаптации и пр.

Внутренние и/или внешние психические условия, предшествующие проявлению расстройства, его провоцирующие, превосходящие возможности адаптации индивида: психологический или физический стресс, предшествующие заболевания, тяжёлые утраты, резкие изменение условий существования, критические периоды жизни и пр. (в острой или хронической форме).

Поддерживающие и хронифицирующие факторы

Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии: реакция ближайшего окружения, получение «вторичной выгоды», позитивное подкрепление болезненного поведения, патологическая адаптация, инфантилизация, избегание ответственности.

Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии

· Каковы бы ни были внешние условия, прямо они не производят никаких изменений в организме животного (Ламарк)

· Изменения могут возникнуть только при наличии соответствующего внутреннего основания (Келликер)

· Внешние факторы сами по себе не создают в организме специфических изменений, но последние возникнут с неизбежностью, когда внешний фактор найдёт себе специфическое, т.е. адекватное функциональное и морфологическое преломление (И.В. Давыдовский)

· При одном и том же уровне воздействия содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы (А.А. Ухтомский)

· Чем выше возбудимость «прибора», тем более слабые физические факторы могут воздействовать на него как сильные раздражители (А.А. Ухтомский)

· Ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия (В.М. Бехтерев)

Каузальная цепь биопсихологомедицинской модели

1. Причины болезни (биологические, психологические, социальные) →

2. Болезнь (патологические изменения (дефект) в индивиде) →

3. Плохое самочувствие (жалобы, симптомы и данные осмотра) →

4. Следствия болезни (роль больного и ограничение нормального ролевого поведения)

Следствия болезни в свою очередь оказывают обратное влияние на плохое самочувствие и болезнь.

studopedia.org

Системные биопсихосоциальные модели психической патологии в современной психиатрии и клинической психологии.

Понятие болезни в современной медицине: отказ от линеальных причинно-следственных связей

В современной медицине понятие «болезнь» претерпело очень большие изменения по сравнению с моделью инфекционной болезни Р. Коха и во многом построенной на ее основе моделью психической болезни Э.Крепелина (Weiner Н. — 1978). Во-первых, современные исследования не подтверждают принцип единства этиологии и патогенеза — сходные возбудители могут вызывать разное развитие болезни у разных носителей. Во-вторых, проис­ходит отказ от простых причинно-следственных моделей в поль­зу более сложных и системных.

Критика биологического и социалогического редукционизма

В современной психиатрии, а также клинической психологии биологический, социологический и психологический редукцио­низм сменяется осознанием необходимости целостного комплекс­ного подхода к проблеме психических расстройств.

Холистиче­ский, всеохватывающий, мультифакторный теоретический подход необходим для науки о человеческом здоровье и болезнях, а зна­чит, и для психиатрии.

Общая характеристика современных представлений о психологических и социальных факторах психических расстройств

Психическое расстройство — это пси­хологический конструкт для определения комплексного феноме­на, который используется в различных социальных контекстах. Таким образом, данный конструкт не является независимым от социальных оценок и конвенций, а подвергается модификации в рамках медицинского, юридического, политического и общекультурного контекстов. Не существует естественных, природных критериев разделения психической нормы и патологии. Они за­висят от статистических, социальных, идеальных и функциональ­ных критериев, касающихся проявлений и структуры психических процессов; их можно обозначить как конвенции, в основе которых лежат научно обоснованные и социокультурные нормы.

Важнейшими достижениями в разработке проблемы психиче­ской патологии на современной этапе можно считать все большее признание методологии системного подхода, тенденцию к син­тезу различных частичных научных проекций, за которыми стоят знания и практика разных специалистов (психиатров, психологов, социологов).

Понятие психической болезни является порождением развития культуры и общества в связи с необходимостью решать экономические, социальные и нравственные проблемы, которые возни­кали в связи с наличием душевно страдающих или выпадающих из общественного уклада людей.

Системная биопсихосоциальная модель Энгеля

Джордж Энгель — биопсихосоциальная модель — это динамическое единство, включающее различные подструкту­ры, находящиеся в процессе постоян­ного изменения и взаимного влияния. Эти подструктуры имеют иерархиче­скую организацию, в основании ко­торой лежат физикальные подсисте­мы (частицы и атомы), а далее следу­ют — органические подсистемы (в виде клеток, органов и систем орга­нов), личностные подсистемы (в виде переживаний и поведения лич­ности), культурные и общественные подсистемы. Каждая Подсистема функционирует по собственным законам и поэтому для анализа феноменов каждого уровня необходимы специфические и адек­ватные этому уровню средства. Находящиеся в иерархическом единстве подсистемы состоят в непосредственном и постоянном контакте и взаимно влияют друг на друга, что выражается в по­стоянном взаимодействии органических, психологических и со­циокультурных факторов. В их взаимовлиянии не существует простых линейных причинно-следственных связей: все причин­ные связи комплексные и сложные.

Реализация принципов систем­ного подхода в разработке проблемы нормы и патологии Дж.Энгелем привела к созданию так называемых биопсихосоциальных моделей различных расстройств. Эти модели стали основой ком­плексных подходов к изучению и лечению психических рас­стройств.

В рамках этих моделей снимается вопрос о том, какие факто­ры главные, он заменяется вопросом о характере их взаимодейст­вия.

Диатез-стрессовые модели психических расстройств

Многие современные биопсихосоциальные модели опираются на теорию стресса как основу для системного объединения раз­личных факторов. Это синтетические модели, получившие на­звание диатез-стрессовых. В рамках этих моделей выделяются факторы, предрасполагающие к болезни (факторы «диатеза» или уязвимости, риска) и факторы, провоцирующие болезнь (факторы-стрессоры).

Понятие биологического диатеза

Они связаны между собой в определенную систе­му.

Генетические факторы исследуются при выявлении роли наследственности в происхождении тех или иных заболеваний.

Наличие у инди­вида определенного аллеля (одного из парных генов) может по­вышать риск заболевания, но болезнь не является неизбежным следствием определенного генотипа. Поэтому говорят об экс­прессии генов — изменчивости их фенотипического выражения. Современные авторы все чаще пишут о том, что экспрессия генов во многом определяется воздействиями окружающей среды, в том числе особенностями интерперсональных отношений. Также по­казано, что генетические влияния на психические нарушения осуществляются полигенно — через совместное действие многих снов. Эти гены могут приводить к анатомическим и биохимиче­ским нарушениям, а также к нарушениям реактивности нервной системы.

Для изучения роли генетических факторов в психической патологии широко используется генеалогический метод — исследования родственников разной степени родства с целью выявления связимежду степенью родства и частотой встречаемости заболевания. Более надежным методом, тестирующим роль генетических факторов является близнецовый метод. Он основан на сравнении монозиготных и дизиготных близнецовых пар в плане наличия у них той или иной психической патологии.

Важные данные о вкладе генетических факторов дают иссле­дования приемных детей, при рождении разлученных с больны­ми родителями или, наоборот, усыновленных больными родите­лями.

Несмотря на раздельное воспитание, у близнецов или обычных сиблингов отмечается значительное сходство в психических нарушениях, это может быть достаточно надежно связано с генетическим фактором.

Под конститу­цией понимаются врожденные или очень рано приобретенные физические и психические особенности. Термин конституцио­нальная предрасположенность используется для обозначения суммы негативных характеристик, которые являются факторами диатеза или риска по развитию того или иного психического рас­стройства.

Многие генетические влияния опосредствованы биохимиче­скими процессами (факторами).

Биохимия помогает понять функции нервной, гормональной и иммунной систем при различных психических расстройствах. Особенно большое значение для понимания биологических ме­ханизмов психических расстройств в последнее время приобрела нейротрансмиттерная биохимия. Нейротрансмиттеры — веще­ства, регулирующие работу нервной системы. Они синтезируют­ся в нервных клетках и высвобождаются их аксонными оконча­ниями в синаптическую щель, где выполняют функцию стимуля­ции рецепторов, принимающих сигнал.

После передачи сигнала происходит распад нейротрансмиттеров, а также их частичный обратный захват пресинаптической мембраной. Обратный захват — важный механизм инактивации клеток после передачи сигнала. К наиболее важным нейротрансмиттерам относятся так называемые биогенные амины — дофа­мин, норадреналин, серотанин, а также аминокислоты, в первую очередь глютоминовая кислота и гамма-амино-масляная кислота. Нарушения трансмиттерного обмена (например, слишком бы­стрый обратный захват нейротрансмиттеров в синаптической щели, который ведет к снижению их концетрации) обнаружены при многих психических расстройствах, а существующие психо­тропные средства направлены на нормализацию трансмиттерной функции ЦНС.

Последние иссле­дования показывают, что в основе разных расстройств лежат до­вольно сложные нарушения трансмиттерного обмена, несводимые к дисбалансу отдельных трансмиттеров. Большую роль в психи­ческой патологии играют тесно связанные с нейрохимией мозга гормональная и иммунная системы.

Важна роль таких факторов, как хо­роший физический уход, правильное кормление, а также доста­точная физическая стимуляция для нормального психического развития. Физическая депривация, как правило, приводит к раз­личным задержкам развития. Последствия физической депривации в раннем детстве с трудом поддаются компенсации в даль­нейшем развитии.

Понятие психологического диатеза

Личностные (ценности, установки, смыслы, мотивы), когнитивные (процессы памяти, внимания, мышления), аффек­тивные (процессы переживания, способы эмоционального реа­гирования) поведенческие (поведенческие реакции, навыки, стратегии).

К личностным факторам относятся мотивы, потребности, ценности, смыслы, установки, убеждения, личностные черты. Они могут способствовать или препятствовать успешной адапта­ции человека, его способности справляться с различными требо­ваниями жизни.

Патогенную роль кон­фликта различных ценностей и мотивов подчеркивали многие представители психодинамической традиции, начиная с З.Фрей­да. В социальном психоанализе К.Хорни конфликту христианских ценностей любви к ближнему и ценностей личного успеха и пре­восходства приписывается центральная роль в неврозах совре­менного человека.

В современной когнитивной психологии и психотерапии про­ведены исследования, доказывающие важную роль системы убеж­дений человека в его психическом здоровье.

В отечественных исследованиях шизофрении было показано, что у этих пациентов снижается социальная направленность лич­ности — направленность на другого человека. Были также описа­ны изменения мотивационной сферы при различных психических расстройствах, которые показали, что при психической патологии происходит обеднение мотивационной сферы, нарушается иерар­хия мотивов.

Когнитивные факторы — способы переработки информации человеком могут быть более или менее эффективными, разрабатываются модели психической патологии, в которых во главу угла ставятся нарушения переработки информации. Так, на основе этих моделей исследователи выявляют специфические нарушения внимания при шизофрении, связан­ные с трудностями селектирования (вычленения) нужной инфор­мации в общем ее потоке. В настоящее время описаны когнитивные стили или способы переработки информации, характерные для разных форм психи­ческой патологии.

Важность аффективных факторов в психической патологии представляется особенно очевидной. В классическом психоана­лизе в качестве важнейшего механизма психической патологии описывается вытеснение аффектов в бессознательное.

В рамках экзистенциально-гуманистической традиции еще К. Роджерс подчеркивал важность адекватного осознания своего эмоционального опыта, так как неосознанные и вытесненные эмоции ведут к формированию ложной Я-концепции и становят­см источником патологических симптомов.

В рамках теории черт Г.Айзенка доказана непосредственная связь психического здоровья и такой личностной черты, как ней­ротизм, тесно связанной со стилем эмоционального реагирова­ния.

Поведенческие факторы акцентировались в бихевиоральных моделях психической патологии, которые рассматри­вают психические расстройства как результат дефицита конструк­тивных навыков и формирование патологических поведенческих реакций в результате неадекватных средовых влияний (Селигмен – выученная беспомощность).

В современных исследованиях показана важность конструк­тивных поведенческих стратегий при решении различных про­блем, неконструктивные же стратегии (уход отрешения проблемы, неумение обратиться за помощью, расчленить проблемы на со­ставные части и решать их последовательно и т.п.) могут способ­ствовать возникновению различных патологических симптомов.

Попыткой максимально пол­ной систематизации социокультуральных факторов является мо­дель, предложенная У. Бронфенбреннером, который включил в нее следующие типы социальных систем:

1. Микросистема, под которой понимается конкретное жиз­ненное пространство человека с вполне определенными про­странственными, временными и интерперсональными характе­ристиками, например: дом, школа, рабочее место.

2. Мезосистема, которая охватывает все важнейшие микро­системы и представляет собой типичные социальные системы и институты, в которые человек вовлечен в данный период своей жизни.

3. Экзосистема представляет собой формальные и нефор­мальные структуры, в которые человек вовлечен не непосред­ственно, но которые оказывают влияние на его жизнь, например: система профессионального трудоустройства, особенности про­живания с соседями, СМИ и т.д.

4. Макросистема перекрывает все упомянутые уровни и включает законы, правила, предписания экономической, поли­тической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регули­рующие повседневную жизнь.

К микросоциальным факторам относится система межлич­ностных отношений и связанные с ними негативные нагрузки и поддерживающие позитивные влияния.

1970 г. Концепция социальной поддержки — позитивные социальные связи являются важным источником психического здоровья и способности успешно справ­ляться с различными негативными влияниями.

В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам, к которым относятся особен­ности организации жизни семьи, стиль родительского воспитания, эмоционального взаимодействия и т.д. (исследования Брауна – влияние семьи на течение шизофрении).

1950 г. Исследования — важное влияние макросоциальных факторов на распространение и течение психических заболеваний. Влияние культуральных и социоэкономических факторов на характер и распространенность психических расстройств. Так, известный американский иссле­дователь социальных факторов Дж. Кассел в 1950-х гг. писал, что при условии предоставления ему соответствующих средств для исследования он мог бы продемонстрировать рост случаев ши­зофрении, туберкулеза и суицидов в социально неблагополучных областях штата, где он проживал. Он подчеркивал роль неблаго­приятных социальных факторов в происхождении всех трех за­болеваний и предлагал дать этому триумвирату болезней общее название «шизотуберсайд».

Биопсихосоциалъные модели — важный шаг на пути преодо­ления биологического, психологического и социологического ре­дукционизма в подходе к комплексной проблеме психического здоровья человека. Однако это лишь первый шаг в направлении создания системных моделей.

Определение психического расстройства (Карсон, Батчер, Минека)

«Мы определяем поведение как анормальное, как проявление психи­ческого расстройства, если оно является устойчивым и в значи­тельной мере противодействующим продолжительному благопо­лучию индивида и (или) того человеческого сообщества, членом которого он состоит».

Модель шизофрении Л. Чомпи, как пример биопсихосоциальной модели психического расстройства

По мнению Л. Чомпи современный уровень знаний о шизофрении не согласуется с крепелиновской биологической моделью прогрессирующего органически обусловленного заболевания. Накопленные знания свидетельствуют о том, что в развитии заболевания большую роль играютличностные, социальные и, конечно, конституциональные и соматические факторы.

«С одной стороны генетические, органические и биохимические, с другой стороны — психологические и социальные комплексы факторов в различных комбинациях ведут к формированию преморбидно уязвимых личностей, склонных чрезмерно сильно реагировать на различные нагрузки напряжением, страхом, растерянностью, нарушениями мышления, переживаниями дереализации и деперсонализации вплоть до бреда и галлюцинаций. После одного или нескольких острых психотических эпизодов дальнейшее развитие, видимо, определяется взаимодействием личностных особенностей и психо-социальных факторов. При этом возможно огромное разнообразие течения от полного выздоровления до различных резидуальных состояний и тяжелейшей хронификации.»

Чомпи считает, что комбинация генетических, соматических (особенности нейрохимии, влияющие на характер нервной регуляции) и психосоциальных факторов (в частности, таких как семейный коммуникативный стиль) ведут к преморбидной уязвимости относительно болезни (vulnerability) или диатезу в виде нарушения процесса переработки информации. На фоне любых неспецифических стрессов и перегрузок преморбидная уязвимость может приводить к психотической декомпенсации. При этом исход и течение болезни во многом зависят от комплекса психосоциальных факторов. Трехфазная мультифакториальная модель Л. Чомпи:

sci.house

Это интересно:

  • Анорексия челябинск Детский Челябинск. Дети74 - активный форум родителей о детях! Наши дети => Здоровье наших детей => Тема начата: ulya1313 от 19 Февраля , 2015, 21:09:22 У моей подруги дочь страдает анорексией. Уже полгода маются с этой ерундой. Дочка (15 лет) весит 40 кг (при росте ок. 170). Считает себя до сих пор толстой((( […]
  • Поддерживающая терапия при шизофрении * Публикуется по изданию: Аксёнова И. О. Поддерживающая терапия шизофрении нейролептиками пролонгированного действия в сочетании с нормотимиками // Шизофрения: новые подходы к терапии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической […]
  • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
  • Логоневроз или заикание Логоневроз (заикание) Логоневроз (Logoneurosis – лат.) – судорожное нарушение плавности речи в виде непроизвольной задержки, повторения или затяжного произнесения отдельных звуков, слогов или слов.Другое название логоневроза – заикание. Как правило, логоневроз развивается в детском возрасте от 3 до 8 лет, у мальчиков […]
  • Судороги при шизофрении Судороги при шизофрении Судорожные синдромы (припадки) Это параксизмальные (усиливающиеся приступы припадков) состояния с судорогами и часто с помрачением сознания. Эпилептический большой припадок. Этому припадку предшествует аура., которая не относится к фазам судорожного припадка. Выделяют следующие фазы […]
  • Эндогенные экзогенные психические расстройства Портал для родственников душевно больных людей Классификация психических заболеваний. Существуют разные принципы деления, систематики психических заболеваний, которые определяются задачами психиатрической науки и практики, взглядами национальной психиатрической школы, подходами к унифицированной оценке психически […]
  • Болезнь альцгеймера симптомы и признаки и лечение Болезнь Альцгеймера: симптомы, признаки, причины, лечение Болезнь Альцгеймера – одна из часто встречающихся форм старческого слабоумия, неизлечимое нейродегенеративное заболевание. Чаще всего болезнь поражает людей в возрасте старше 60 лет, в редких случаях в более раннем возрасте. Впервые заболевание было описано в […]
  • Бабушки от заикания Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании Расстановки Берта Хеллингера Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Модераторы: Inkognito, Skif Продолжаю изучать эту тему, кто тоже интересуется - вэлком.Мне понадобился год, чтобы что-то начать […]