Мутизм элективный

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Мутизм у детей

Иногда дети с нормальным физическим и психическим развитием не могут разговаривать, хотя физические дефекты и органические поражения у них не обнаруживаются. Таким детям неврологи ставят диагноз «детский мутизм». Эта болезнь-синдром изучена недостаточно и бывает редким явлением, распространенным среди маленьких детей и подростков.

Мутизм у детей часто принимают за шизофрению или умственную отсталость, или оценивают это состояние, как упрямство. При этом избираются неадекватные психологические, педагогические и лечебные подходы для лечения. Часто факт нарушения речевого контакта расценивают в разных социальных ситуациях как явление временное, что купируется самостоятельно. Однако настырный или хронический элективный мутизм при неправильном лечении или его отсутствии может привести к дезадаптации, как к школьной, так и социальной, включая и зрелый возраст человека. Чтобы назначить полноценное лечение важно своевременно установить точный диагноз.

Различают: селективный мутизм, избирательный мутизм у детей и парциальный, добровольный мутизм, ситуационно обусловленный и характерологический, речевую фобию, немоту при сохраненной слухе.

Причины детского мутизма

При постановке диагноза «мутизм», причины могут быть различными психологическими и рассматриваются индивидуально. Часто мутизм проявляется своеобразным и молчаливым протестом, направленным против всех и всего мира. Так ребенок выражает молчаливую агрессию, обусловленную неумением самовыразиться, рассказать всем о себе и изложить свои желания в устной форме. Такие дети порой просто не имеют пространства для того, чтобы выразить свою агрессию и другие сильные эмоции адекватно. Родители, воспитатели и няньки не позволяют детям словами демонстрировать эту агрессию. Поэтому, не имея подходящих слов для выражения, ребенок просто замыкается в себе и протестует молча.

Непонимание взрослых и недостаток внимания – весомые причины мутизма, так как ребенок не может правильно использовать свою речь, чтобы рассказать собеседнику о своем мироощущении и проблемах. Осознавая, что его не могут понять взрослые или сверстники, ребенок перестает делать попытки рассказывать о себе. Он выбирает позицию выжидания и изменения ситуации с надеждой, что его поймут. При этом ситуация усугубляется и приводит к погружению ребенка в свой собственный внутренний мир под названием детский мутизм.

Симптомы мутизма

Родителям сложно разобраться, что развивается мутизм у детей, симптомы могут проявляться:

  • Отказом разговаривать из-за гиперопеки родителей.
  • Молчанием в результате травмы: физической или эмоциональной, перенесенной в раннем возрасте.
  • Психическими расстройствами с задержкой начала речи или с проблемами артикуляции.
  • Появлением таких заболеваний, как энурез и энкопрез.
  • Частой сменой настроения, негативизмом и компульсивными чертами.
  • Нарушением поведения с агрессией в условиях дома, стеснительностью и молчаливостью вне дома.
  • Разговорчивостью с родственниками и друзьями и молчанием в школе или с незнакомыми. В результате этого дети плохо учатся, их обижают сверстники и не понимают взрослые, так как дети изъясняются жестами или междометиями: «хм», «угу», «ага».
  • Элективный мутизм — классификация

    Элективный мутизм у детей бывает нескольких вариантов и зависит от этиологического фактора:

  • Элективный мутизм и негативное поведение по отношению к определенному человеку или месту, которое ребенок не любит. Это могут быть учителя, воспитатели, неродные родители, врачи, детские дошкольные учреждения, школы и поликлиники.
  • Мутизм элективный социофобический проявляется при обнаружении ребенком собственной речевой и интеллектуальной несостоятельности, либо он возникает у конституционно сверхчувствительных детей, плохо переносящих новую обстановку или непривычное окружение.
  • Элективный истерический мутизм основан на неосознанном стремлении добиться привлечения к себе внимания и скорейшего выполнения своих капризов и желаний, на желании освободиться от чрезмерно-тяжелых психических нагрузок.
  • Элективный депрессивный мутизм выражается снижением витального тонуса, заторможенностью сфер: моторной и идеаторной.
  • Механизмы элективного мутизма могут быть смешанными и иметь разную классификацию: постоянную, ситуационную, элективную и тотальную с транзиторной или континуальной длительностью.

    Элективный мутизм констатируют в случае отсутствия речевого контакта в воспитательно-образовательных учреждениях в целом, либо только в помещении класса. Ребенок может не разговаривать со всеми или только с определенными учителями или детьми. Проверяют знания в таких случаях только письменно. Вместо вербального контакта дети применяют пантомимику и мимику, или могут замирать при определенных людях, «опускать» глаза и голову, втягивать ее в плечи, препятствовать физическому контакту. Часто мутизм распространяется только на родственников.

    Если сравнивать с ранним детским аутизмом, при котором отсутствует речевой контакт с окружающими, элективный мутизм характерен нарушением речевой коммуникации после нормального речевого общения. Его характер будет избирательный, связанный с определенным лицом, помещением или ситуаций. При элективном мутизме будут отсутствовать симптомы, типичные для аутизма: стереотипия с играми и нелепыми сверхценными увлечениями, тотальными нарушениями поведения на фоне вычурных страхов, мимики и моторики с учетом к этому глубокой интровертированности и дисгармоничного психического развития.

    Акинетический мутизм проявляется нарушениямиречевых и двигательных функций. Ребенок не будет разговаривать и отвечать на вопросы, вступать в контакт с окружающими при полном сознании. Это называют «бодрствующей комой». При этом он будет неподвижно лежать с открытыми глазами, устремленными в одну точку, но взгляд будет фиксироваться на предметах, что движутся. При резких раздражителях (болевых, световых или звуковых) произойдет ответная двигательная реакция. Этот вид мутизма возникает при поражении оральных отделов ствола мозга и лимбико-ретикулярной системы в активизирующих отделах. Причиной становятся черепно-мозговые травмы и опухолевый, воспалительный или сосудистый процессы.

    Тотальный мутизм констатируют при полном молчанииребенка в любой обстановке, со всеми окружающими его людьми. Причиной являются шизофрения и органические заболевания мозга головы. Часто проявляется при кататоническом синдроме и развивается в виде реактивного состояния в связи с аффективно-шоковой реакцией и истерическими состояниями.

    Выделяют элективный симбиотический мутизм с наличием симбиотической связи ребенка и определенного человека, и с подчиненно-манипулятивными отношениями ребенка с другими участниками социального окружения.

    При речевом фобическом элективном мутизме ребенок боится услышать свой голос, что характеризуется ритуальным поведением. При реактивном элективном мутизме ребенок погружается в себя по причине реактивной депрессии. При использовании немоты, как психологическое оружие, развивается элективный пассивно-агрессивный мутизм.

    Диагностика детского мутизма

    Дифференциальную углубленную диагностику выполняют логопеды, педиатры, неврологи и психологи, психотерапевты, окулисты, отоларингологи и нейропсихологии, сурдологи и нейрохирурги. Проводят и исследуют: краниографию, ЭКГ, рентгенографию (скопию) органов грудной клетки, МРТ, ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ.

    Лечение мутизма

    Если у ребенка выявлен мутизм, лечение назначают амбулаторное, кроме случаев, требующих лабораторно-инструментальных исследований и наблюдения в психиатрическом стационаре. Здесь выявляют специфические различия между текущим органическим или эндогенным заболеванием и элективным мутизмом. Также отличают детей с наличием глубокой школьной дезадаптации. Им предоставляют щадящее обучение в полустационаре психиатрической больницы.

    Лечением мутизма занимается психолог или психотерапевт с использованием сказок и игр, песочной и гипносуггестивной терапии для корректировки невроза, ставшего причиной патологии, исправления ситуации в семье и школе. Применяются поведенческие методики в группах. Предусмотрены поощрения ребенку при вступлении его в разговор. К лечению привлекают учителей и одноклассников после консультации педагогических психологов.

    При нарушениях артикуляции применяют речевую терапию, направленную на уменьшение смущения ребенка и обучение свободному общению с другими.

    Семейную терапию и тренинг навыков социальных включают в комплекс, который учит преодолевать проблемы социальных взаимоотношений. При наличии элективного мутизма и социальной фобии, используется для лечения СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина).

    Лечение мутизма проводят с помощью:

    • Психотерапии: семейной, индивидуальной, интегравитивной (суггестивно-бихевиоральной, когнитивно-аналитической), тренингов общения, иглотерапии, арт-терапии.
    • Медикаментов с учетом клинической картины и глубины социальной и школьной адаптации: транквилизаторов (Диазепама, Хлордиазепоксида, Оксазепама и маленьких доз Феназепама).
    • Ноотропов: Пирацетама, кислот: Гопантеновой, Ацетилминоянтарной и Аминофенилмасляной, Пиритинола, полипептидов и иного.
    • Тимоакналептиков: Сульпирида или Алимемазина.
    • Мягких нейролептиков противотревожного действия, например, Тиоридазина.
    • Антидепрессантов: Амитриптилина, Пирлиндола, Пипофезина, Мапротилина, Имипрамина, Кломипрамина.
    • Препараты и дозировки назначаются индивидуально каждому больному.

      Цель лечения

      Лечение выполняют для того, чтобы купировать депрессивные и невротические расстройства, улучшить межличностные контакты, исключить общие расстройства развития: шизофрению со специфическими расстройствами развития речи, элективный транзиторный мутизм, связанный с тревожным расстройством из-за страха разлуки маленьких детей с родителями.

      nevroz-psixoz.com

      Что такое элективный мутизм? Этиология, диагностика и лечение

      Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

      В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

      Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

      Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

    • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
    • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
    • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
    • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
    • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
    • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
    • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.
    • Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

      Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

      Этиология элективного мутизма

      Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

      Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

    • сопутствующие психопатологические отклонения;
    • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
    • обстоятельства окружающей среды;
    • стрессовые факторы;
    • генетическая предрасположенность;
    • социальная сфера внутри семьи.
    • В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

      Лечение элективного мутизма у детей

      Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

      Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

      В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

      Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

      Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

      Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

      onevroze.ru

      Что такое элективный мутизм?

      Мутизм относится к наиболее тяжёлым расстройствам инициации речи и проявляется утратой способности к вокализации вообще, то есть полным молчанием.

      Элективный мутизм — психологически обусловленный отказ разговаривать. Предрасполагающим фактором может быть материнская гиперопека. У некоторых детей развитие расстройства происходит после эмоциональной или физической травмы, перенесенных в раннем детстве. Встречается редко, менее чем у 1% больных психическими расстройствами. Одинаково часто или даже чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. У многих детей отмечается задержка начала речи или проблемы артикуляции. У детей с элективным мутизмом чаще, чем у детей с другими расстройствами речи, встречаются энурез и энкопрез. Колебания настроения, компульсивные черты, негативизм, нарушения поведения с агрессией у таких детей проявляются больше в домашних условиях. Вне дома они стеснительны и молчаливы.

      Диагностические критерии:

      • нормальный или почти нормальный уровень понимания речи;
      • достаточный уровень в речевом выражении;
      • доказуемые сведения, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в некоторых ситуациях;
      • продолжительность более 4 недель;
      • отсутствует общее расстройство развития;
      • расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых в социальной ситуации, в которой отмечается неспособность говорить.
      • Мутизм может иметь и чисто психогенное (конверсионное) происхождение. Наконец, мутизм может быть составной частью сложных нарушений поведения, например, негативизма или кататонии при шизофрении. Истинный мутизм («акинезия речи», «акинезия языка») характерен для акинетического мутизма или тяжёлых акинетических форм (редко) болезни Паркинсона, особенно в момент усиления акинеза («акинетическая атака», «фризинг», «моторный блок». Мутизм, как психомоторный феномен, описан при многих неврологических заболеваниях, характеризующихся самой разной локализацией (чаще двусторонней) мозгового поражения.

        Мутизм часто сопутствует или связан своим генезом с такими разными синдромами как акинезия (речевая), афазия (речевая апраксия), абулия, апатия, афемия, анартрия и может сопровождаться или не сопровождаться другими неврологическими расстройствами.

        Лечение элективного мутизма

        Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психотерапию, транквилизаторы.

        Родители обязательно должны принимать во внимание, что молчание ребенка не означает, что это делается взрослым назло. В такой ситуации совершенно бесполезны уговоры, лесть, различные подкупы, и тем более наказания. Чтобы справиться с данным состоянием, необходимо провести нервную коррекцию. Она заключается в укреплении нервной системы лечебной физкультурой, различными методами общего воздействия. Также необходимы сеансы психотерапевта. Разумеется, для родителей такое состояние ребенка – всегда неожиданность. Не получая от него объяснений, некоторые взрослые, например, педагоги, используют методы наказания. Но такой подход положительный результатов не приносит.

        zdravnica.net

        Элективный мутизм у детей

        Элективный мутизм у детей – психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

        Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

        Причины элективного мутизма у детей

        Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

      • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
      • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
      • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
      • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
      • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.
      • Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

        Классификация

        По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

      • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
      • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
      • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
      • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.
      • Симптомы элективного мутизма у детей

        Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

        Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

        Осложнения

        Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

        Диагностика

        Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

        • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
        • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
        • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.
        • Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

        • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
        • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
        • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
        • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
        • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.
        • Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

        • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
        • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
        • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.
        • Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

          Прогноз и профилактика

          Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

          www.krasotaimedicina.ru

    Это интересно:

    • Неврозы паранойя Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Умопомешательство или бредовое расстройство Паранойя представляет собой психическое заболевание, которое характеризуется расстройством мышления, возникает при поражениях головного мозга, а также ряде психических заболеваний и выражается в возникновении […]
    • Волнообразное заикание у детей Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Заикание у детей - причины и лечение Что это? Насколько актуальна эта тема? Где оно прячется и каковы его причины? Возможно ли его лечение? На эти и другие вопросы постарается дать ответы эта статья. Заикание - один из самых распространенных дефектов речи (им […]
    • Феназепам при неврозах Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Феназепам - лекарство от невроза Среди отечественных высокоактивных транквилизаторов бензодиазепинового ряда, Феназепам считается самым популярным и востребованным медикаментом, удачно сочетающим в себе высокую лечебную эффективность и относительную […]
    • Грандаксин при неврозе Невроз Лечение невроза у детей и взрослых Nav view search Грандаксин Лекарственное средство - Грандаксин Описание лекарственного средства Препарат грандаксин - венгерский препарат, который является траквилизатором или психотропным (психоактивным) лекарственным средством, которое влияет на центральную нервную систему […]
    • Может ли подняться сахар при стрессе Причины повышенного сахара в крови кроме диабета Один из самых важных условий здоровья человека — содержание сахара в крови в нормальных границах. Пища – единственный поставщик глюкозы в организм. Кровь проводит ее по всем системам. Глюкоза – это ключевой элемент в процессе насыщения клеток энергией, как у мужчин, […]
    • Невроз тики Лечение нервного тика Данное состояние наступает быстро и непроизвольно, оно выражено в однообразном сокращении мышц, напоминающим обычное движение. У каждого человека хотя бы раз в жизни наблюдается нервный тик, он называется транзисторным, то есть временным. К примеру, многие люди отмечают, что при значительном […]
    • Снохождение и сноговорение лечение Сноговорение и снохождение Сноговорение - ребенок во сне может произносить какие-то звуки, слова, целые фразы; чаще бывает связано с дневными стрессами, усталостью и дефицитом сна. Обычно произношение неотчетливое, и нечасто удается разобрать слова и понять, о чем идет речь. Длительность от нескольких секунд до […]
    • Лечиться ли болезнь альцгеймера Лечение болезни Альцгеймера в Израиле Заведующий институтом ядерной медицины Врачи клиники Топ Ихилов обладают широчайшим спектром знаний и навыков, богатым опытом и многолетней практикой в сфере оказания медицинской помощи на самом высоком уровне. В своей повседневной работе специалисты клиники Топ Ихилов используют […]