Нарушения внимания при неврозе

Нарушения внимания при неврозе

Часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Выражаются в неспособности сконцентрировать внимание при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания – функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

Память — это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти — человек может вести комфортную и активную жизнь. Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт.

Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость, вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, (полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения), нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия (полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга), болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия.

В подобных случаях нарушения памяти могут быть совершенно необратимыми, в других при восстановлении нормальных и естественных условий существования главные способности человеческой памяти восстанавливаются.

Главной причиной возникновения «нарушений памяти» при подавленном состоянии является то, что взгляд человека, страдающего депрессией, направлен «внутрь себя», иными словами все внутренние ресурсы направлены, на борьбу с симптомами. Человек пытаясь бессознательно избавиться от проблемы, жертвует вниманием, направленным на внешнюю окружающую среду. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии.

В зависимости от состояния пациента психотерапевт назначает лечение, целью которого является укрепление иммунитета организма, развитие деятельности нервной системы. Программа лечения индивидуальна, от правильности ее составления зависит успех всего лечения. Значительную работу в выявлении причины нарушения памяти у пациентов среднего возраста, от 30 до 45 лет может проводить психотерапевт, который косвенно определит вместе с клиентом, что в прошлой настоящей жизни приводит к таким реакциям психики, как нарушения памяти. Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо хапоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу?

Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть – работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.

www.granatmc.ru

Патопсихология. Нарушение внимания.

рубрика: Медицинская психология, прочитано — 43220 раз

«Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)».

Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.

Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.

Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.

Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы.

Например, прослеживать две последовательности чисел разной окраски: одну в порядке возрастания, другую в порядке убывания («модифицированная таблица» Горбова).

Нарушения внимания

Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отмечается при неврозах.

У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апатоабулического синдрома.

Б.В. Зейгарник рассматривает многие нарушения внимания как частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний. У больных шизофренией вследствие нарушений личностного компонента мышления, у больных с органическими изменениями головного мозга в результате изменений структуры головного мозга, у больных психопатией в результате изменений в эмоционально-аффективной сфере, у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и т.д.

У больных неврозами отмечается снижение активного внимания (концентрация и переключение). У больных шизофренией снижение активного внимания (устойчивость и переключаемость) является результатом общего снижения психической активности. У больных с локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы, персеверации одного и того же действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность. При травматических и сосудистых заболеваниях головного мозга отмечается неустойчивость, трудность длительной концентрации, истощаемость внимания. При алкоголизации и диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания. Церебральный атеросклероз харак-теризуется быстрой утомляемостью, проявляющейся в колебаниях внимания, невозможности сосредоточения. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.

Методики исследования внимания

1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. Можно каждые 30-60 секунд отмечать положение карандаша больного. Исследующий обращает внимание на количество ошибок, темп выполнения, распределение ошибок в течение опыта, характер ошибок (пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других букв и т.д.).

2. Счет по Крепелину. Методика предложена Крепелиным в 1895 г. Она применяется для исследования переключения внимания, а также работоспособности. На специальных бланках расположены столбцы цифр, которые испытуемый должен складывать или вычитать в уме, а на бланке записывать результат. После выполнения задания исследующий обращает внимание на количество ошибок, их распределение, объем выполненного задания, темп, способность переключаться, то есть делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости), расстройствах внимания.

3. Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Исследование проводят с помощью специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 до 25. Испытуемый указкой показывает числа по порядку, называя их вслух, при этом фиксируется время выполнения задания. Таким образом исследуют темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания, объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость), повышенную истощаемость по гиперстеническому или гипостеническому типу, врабатываемость.

4. Для исследования переключения внимания, инертности психических процессов, истощаемости можно использовать модифицированную таблицу Шульте (Ф. Д. Горбов, 1959, 1964 гг.). Это красно-черная таблица содержит 49 чисел, из них 25 черных (1-25) и 24 красных (1-24). Испытуемый попеременно должен показывать черные и красные цифры. Причем черные в порядке возрастания, а красные в порядке убывания. Методика используется в первую очередь для исследования динамики мышления, способности переключать внимание.

5. Отсчитывание. Методика предложена Крепелиным. Испытуемый отсчитывает от ста одно и то же число (обычно 17, 13, 7, 3). Экспериментатором отмечаются паузы. Исследуется характер ошибок, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.

1. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
2. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. – Ташкент, 1971.
3. Докучаева М. А. Об исследовании методики счета по Крепелину в психиатрической больнице. //Психологические методы исследования в клинике. – 1976. – №2.
4. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.
5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. – М., 1970.
6. Тепеницына Т. И. Анализ ошибок при исследовании внимания методом корректурной пробы. //Вопросы психологии. – 1959. – №5.

testme.org.ua

Нарушение внимания: причины психопатологических расстройств

Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма. Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям.

Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность в данный интервал времени на каком-то конкретном объекте или явлении. При расстройствах внимания индивидуум лишается возможности избирательно воспринимать, различать и усваивать явления окружающего мира.

Нарушения внимания: причины

Чаще всего причинами данных расстройств высших психических функций являются органические заболевания головного мозга. Нарушения внимания может быть спровоцировано атрофическими и дегенеративными процессами, нейроэндокринными дефектами.

Нередко причиной проблем со вниманием является действие стрессовых факторов, как молниеносного, так и хронического характера воздействия. Субъект может ощущать проблемы со вниманием при наступлении экстремальных обстоятельств.

Очень часто причиной отсутствия требуемой сосредоточенности являются разнообразные психотические расстройства и неврологические патологии, такие как:

  • эпилепсия;
  • депрессивные расстройства;
  • тревожно-фобические состояния;
  • шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Одна из частых причин болезненного состояния человека – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное стойкое неврологическое расстройство стартует в детском возрасте. Наряду с проблемами с концентрацией внимания у больного наблюдается гипертрофированная активность, неуправляемая импульсивность поведения, неспособность контролировать свои действия.

Причиной нарушения внимания могут стать инфекционные заболевания и интоксикации организма. Часто данный симптом фиксируется у больных туберкулезом.

Нарушения внимания: симптомы

Данные расстройства высших психических функций характеризуются разнообразными симптомами, при которых страдает избирательность восприятия, объем воспринимаемой информации, устойчивость процесса, переключаемость с одного явления на другую деятельность. Все дефекты принято классифицировать согласно превалирующим симптомам, наблюдаемым у конкретного пациента.

  • При проблемах с концентрацией у человека наблюдается неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе. Рассеянный субъект постоянно отключается от каких-то значимых событий, происходящих в окружающем мире. Он не может обдумывать собственные планы. Его внимание то и дело переключается с одного предмета на другой объект, не задерживаясь на исследуемом явлении на срок, требуемый для его качественного исследования.
  • Расплывчатость мыслей. Особа как бы пребывает в прострации. Человек чувствует упадок сил и ощущает, что утратил интерес к происходящим событиям. Часто причиной таких нарушений внимания является недосыпание и ощутимый недостаток сна. Неспособность сконцентрировать внимание нередко является следствием усталости и истощения.
  • Продолжительное выполнение монотонной работы. Проблемы с концентрацией внимания и рассеянность нередко наблюдаются у водителей, которые управляют продолжительное время автомобилем, двигающимся по неоживленной трассе. Такой феномен описан в литературе, как явление дорожного гипноза.
  • Рассеянность, возникающая, когда индивидуум утрачивает способность распределить внимание между явлениями окружающей среды и внутренними процессами. Снижение концентрации внимания в данном случае возникает из-за того, что персона сильно сосредоточена на собственных размышлениях и переживаниях. Чрезмерно глубокая сосредоточенность на личных ощущениях приводит к тому, что особа вовсе не замечает, что происходит во внешней среде. Причинами появления таких симптомов нарушения внимания часто являются тяжелые депрессивные состояния, тревожно-фобические и обессивно-компульсивные расстройства.
  • Распространенный симптом нарушения внимания – уменьшение объема воспринимаемых данных. При этих формах расстройства больной не способен произвольно удерживать требуемое количество представлений. Из-за этого он не может свободно оперировать информацией, которая поступает из внешних источников. Такой вид нарушения встречается при различных психических расстройствах. Проявления таких нарушений многообразны. Например: субъект не способен качественно выполнить задание из-за того, что он внимательно соблюдает одни требования и забывает о существовании других условий. Больной может отправиться за необходимой в данный момент вещью в соседний кабинет и забыть, для чего он пошел в это помещение. Он не может поддерживать беседу из-за того, что он теряет идею, которую совсем недавно хотел высказать вслух. При таком виде нарушения внимания человек может «выйти» из окна за случайно выпавшим носовым платком, позабыв о том, что он сейчас пребывает на третьем этаже здания.
  • Частый симптом – нарушение устойчивости и глубины внимания. У человека определяется лабильность, скачкообразность, неустойчивость внимания. Больной часто отвлекается от выполняемого задания. Фиксируется снижение наблюдательности. Такой субъект не может довести начатую работу до логического конца. Такие симптомы прослеживаются и во время разговора. Особа не способна вести беседу, поскольку постоянно перескакивает с одной темы на другую. Человек не может дать правильный ответ, поскольку ему трудно дослушать вопрос, соответственно он не понимает сути того, о чем его спрашивали. В процессе общения он часто высказывает нелепо звучащие соображения, невпопад делится воспоминаниями из личной истории. Его внимание стремительно переключается с одного объекта на более яркий и броский раздражитель.
  • Симптом, присутствующий в рамках данной проблемы – избыточная истощаемость внимания. Человек утрачивает возможность продолжительного сосредоточения на конкретном виде активности по причине характерной для него быстрой утомляемости. Спустя короткий отрезок активного труда у больного возникает сильное чувство усталости. Он остро ощущает необходимость сделать перерыв и отдохнуть, у него возникает желание заняться каким-то другим делом. Если изменить вид занятий не удается, персона чувствует раздражительность, непоседливость, нервозность.
  • Тугоподвижность внимания. При данном виде расстройства персона утрачивает способность к быстрому и регулярному переключению внимания с одного объекта на другой. У такого человека наблюдается застреваемость на каком-то элементе процесса. В беседе он подолгу обсуждает один и тот же вопрос. При работе он длительное время фиксирует внимание на каком-то одном компоненте. Ему очень трудно сменить направленность своей деятельности и переключиться на иную работу.
  • Лечение нарушения внимания

    Для ликвидации существующих нарушений проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для восстановления функции внимания часто используют ноотропные препараты. Если причиной расстройства высших психических функций является состояние стресса целесообразно проведение лечения для восстановления нормального психического статуса человека.

    mozg.me

    Нарушения внимания

    Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.

    У больных с органическими заболеваниями головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.

    У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апато-абулического синдрома.

    У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

    Б. В. Зейгарник рассматривает многие нарушения внимания как частные нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических или соматических заболеваний. У больных шизофренией вследствие нарушений личностного компонента мышления, у больных с органическими изменениями головного мозга в результате изменений структуры головного мозга, у больных психопатией в результате изменений в эмоционально-аффективной сфере, у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и т.д.

    У больных неврозами отмечается снижение активного внимания (концентрация и переключение). У больных шизофренией снижение активного внимания (устойчивость и переключаемость) является результатом общего снижения психической активности. У больных с локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы, персеверации одного и того же действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность. При травматических и сосудистых заболеваниях головного мозга отмечается неустойчивость, трудность длительной концентрации, истощаемость внимания. При алкоголизации и диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости внимания. Церебральный атеросклероз характеризуется быстрой утомляемостью, проявляющейся в колебаниях внимания, невозможности сосредоточения. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости внимания.

    psyera.ru

    Нарушение внимания при разных психических заболеваниях.

    Внимание: познавательный процесс заключающийся в направленности и сосредоточенность психической деятельности субъекта на к/л реальном/идеальном объекте (предмет, событие, образ…) или виде деятельности. Внимание характеризуют также, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой.

    По подкреплению волей:В соответствии с характером подкрепления процесса внимания волевой деятельностью выделяютнепроизвольное и произвольное внимание.Их различие заключается в степени контролирования человеком процессов внимания.

    Непроизвольное внимание складывается стихийно, т.е. направленность и сосредоточенность на объекте или виде деятельности диктуется объектом и текущими состояниями субъекта.

    В механизмах произвольного внимания существенную роль играют общие навыки и умения к сосредоточенности, формирующиеся в процессе обучения.

    Факторы влияющие на процесс внимания:

    1) тип высшей нервной деятельности — темперамент;

    2) навыки и умения в данной сфере

    3) заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность), требующей сосредоточенности.

    — переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы.

    — избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.

    — объем – количество одновременно воспринимаемых объектов.

    Патологические проявления процесса внимания:

    При различных психических заболеваниях:Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях, а также имеет свои особенности при психической патологии.. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.

    При неврозах — снижение активного внимания(концентрации, переключаемости, устойчивости).

    У соматических больных(например, туберкулезом и др.) отмечаютсятрудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

    У больных с «органикой»отмечаетсяповышенная истощаемость психических процессов(снижение умственной работоспособности), в том числе этоотражается и на внимании:

    у больных с локальными поражениями ГМотмечаютсяповторы, персеверации одного и того же действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность.

    при травматических и сосудистых заболеваниях ГМотмечаетсянеустойчивость внимания, трудность длительной концентрации.

    При алкоголизации и диэнцефальном синдромеотмечаетсяснижение концентрации и устойчивости внимания.

    Церебральный атеросклерозхарактеризуетсябыстрой утомляемостью, проявляющейся в колебаниях внимания, невозможности сосредоточения.

    При эпилепсииотмечаютсятрудности переключения и снижение устойчивости внимания.

    У больных шизофрениейснижение концентрации.Активное внимание ухудшается в результатеснижения энергетического потенциала, апато-абулического синдрома(нарушена мотивация, нет потребности контролировать внимание).

    Синдром дефицита внимания: (На уровне клинических проявлений в детской практике) В него включаются следующие клинические признаки:

    1. Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).

    2. Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

    3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

    4. Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).

    5. Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.

    6. Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).

    7. Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр.

    8. Частый переход от одного незавершенного действия к другому.

    9. Невозможность играть тихо и спокойно.

    11. Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).

    12. Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.

    13. Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

    14. Частое совершение опасных действий (недоучет последствиях). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам.

    studfiles.net

    Это интересно:

    • Боязнь в кинотеатре Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
    • Симптомы стресса и переутомления Переутомление и утомление, симптомы, признаки и как лечить Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru. Сегодня затронем тему здоровья. Часто нашему хорошему самочувствию препятствует множество факторов. Это стресс, депрессия, всякие болезни, бессонница и, конечно же, усталость. В этой статье поговорим о […]
    • Памятка родителям о заикании Заикание. Памятка для родителей Заикание. Памятка для родителей Если у ребенка появилось заикание, то соблюдение ниже изложенных правил поможет вам самостоятельно приостановить прогрессирование болезни. Помните о том, что заикание - тяжелый психо-речевой недуг, и в большинстве случаев оно прогрессирует из-за […]
    • Стресс картинки мультяшные "Женские" способы снять стресс Женщины и мужчины справляются со стрессовыми ситуациями по-разному, при этом для того, чтобы успокоиться и прийти в себя, не нужно делать ничего сверхъестественного. Вот несколько простых способов снять стресс, которые подойдут любой женщине. Выводы ряда независимых исследований […]
    • Характеристика лёгкой степени умственной отсталости Характеристика лёгкой степени умственной отсталости 6. Раскройте особенности психического развития детей с синдромами умственной отсталости при врожденном сифилисе, краснухе, алкогольном синдроме плода. 7. Раскройте особенности психического развития детей с умственной отсталостью, связанной с гемолитической болезнью […]
    • Лечение нервозности депрессии Нервозность: причины и как избавиться от нервозности. Лечение нервозности Все процессы в нашем организме регулируются нервной системой, и именно она отвечает за состояние нашего здоровья. В настоящее время учёными уже установлено, что подавляющее большинство заболеваний обусловлено психосоматическими причинами, а […]
    • Литература о деменции Деменция. Книга в помощь вам и вашим родным Тем, кто страдает деменцией и поражает нас мужеством и терпением. Тем, кто оказывает им повседневную помощь с любовью и мудростью Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев […]
    • Детский центр неврозов на чапыгина 13 Детский центр неврозов на чапыгина 13 Амбулаторная служба работает по территориальному принципу. Районные Психоневрологические диспансерные отделения (ПНДО) осуществляют консультативно-лечебную, реабилитационную, социальную помощь детям и подросткам Санкт-Петербурга и их семьям. Отделения работают в контакте с […]