Навязчивые движения при заикании

Синдром навязчивых движений у детей

Навязчивые движения у детей — довольно распространенное явление. Все любящие родители внимательно следят за развитием своего малыша и переживают, когда ребенок начинает повторять одни и те же движения. Что приводит к развитию навязчивых состояний? Как распознать тики? Как лечить недуг?

Причины навязчивых состояний у детей

Существуют разные виды детских фобических неврозов. К примеру, у подростков часто развивается невроз ожидания. Характеризуется это состояние тревожностью и страхами перед неудачей. Такое состояние может наступить, даже когда ребенок делает вполне привычные действия.

Такой невроз обычно наблюдается в период ожидания выхода к доске или ответа перед аудиторией.

Причина таких страхов в том, что ребенок боится совершить ошибку, не выполнить задание. Страхи не зависят от знания предмета на «5+». Невроз ожидания зачастую проявляется совместно с другими невротическими нарушениями, такими как:

  • Энурез.
  • Заикание.
  • Невротическая бессонница.
  • Симптомы таких нарушений означают навязчивые движения у детей. У дошкольников и учеников младших классов такие движения простые, у старшеклассников их характер более обширный. Это может быть шмыганье носом, покашливание, хмыканье, мигание. Тики развиваются зачастую на основе защитных движений, на рефлекторном уровне.

    Со временем первоначальный характер утрачивается. Ребенок начинает повторять движения вновь и вновь и не может остановить это состояние. Дети школьного возраста осознают навязчивость движений и всячески пытаются их замаскировать. Маленькие дети не способны осознавать навязчивые состояния. Тики усиливаются, когда ребенок волнуется, переживает, испытывает страх и тревогу. Если тики имеют не неврологическое происхождение, а являются симптомом соматического заболевания, то они могут со временем ослабевать или изменяться.

    Симптоматика развития заболевания

    Острый синдром навязчивых движений у детей — это расстройство, которое характеризуется развитием самых разных движений. У детей обычно развиваются следующие движения:

  • Скрежет зубами.
  • Сосание пальца.
  • Покачивание головой.
  • Наклон головы набок.
  • Накручивание волос.
  • Мелкие движения пальцами.
  • Родителям надо знать, что тики не всегда могут быть признаком расстройства психики. Иногда они могут проходить сами в случаях, когда несильно выражены. Но если тики ярко выражены и навязчивые движения повторяются все чаще, очень важно посетить педиатра, который проведет осмотр и назначит лечение.

    Синдром навязчивых движений не диагностируют при помощи тестирования или другого приема. Синдром навязчивости может быть симптоматикой какого-либо другого серьезного заболевания, к примеру:

  • Обсессивно-компульсивного расстройства.
  • Трихотилломании.
  • Синдрома Туретта.
  • Симптоматика может развиваться в разном возрасте как у абсолютно здоровых ребят, так и у малышей с задержкой развития.

    Терапия синдрома навязчивости

    Эффективное лечение навязчивых движений у ребенка проводится разными методами, и выбор способа зависит от выраженности симптоматики и степени ее проявления. Слабовыраженный синдром может пройти и самостоятельно. Если же синдром выражен сильно, то терапия будет длительной.

    Обычно синдром навязчивых движений лечат при помощи медикаментов, лечение должно проходить под наблюдением доктора. При ярко выраженной навязчивости рассчитывать на быстрое выздоровление нельзя. Кроме помощи доктора, важно участие родителей. Надо понимать, что манера воспитания может оказывать влияние на позитивный ход лечения.

    На малыша не надо кричать, спокойствие во взгляде и движениях — это залог нормального развития психики. Ребенка начиная с малого возраста надо приучать быть чистоплотным, аккуратным. Нужно закалять малыша, приучать его быть самостоятельным. Хорошо бы не ограничивать его общение со сверстниками, больше читать и пытаться конструировать различные жизненные ситуации, которые могут спровоцировать стресс у ребенка.

    Важно больше общаться с малышом, даже когда он еще не умеет говорить.

    Кроме того, важно приучить ребенка соблюдать гигиену, режим дня, правильное питание. Надо избегать перенапряжения как в умственном, так и в физическом плане. Все это является лучшей профилактикой навязчивых состояний и неврозов.

    Медикаменты и нетрадиционное лечение навязчивых движений

    После того как ребенок обследован у психотерапевта, доктор может назначить прием следующих медикаментов:

    Все эти препараты серьезные и действуют на ЦНС, принимать их без назначения доктора категорически нельзя. Медикаменты назначаются только при запущенной форме синдрома, при легких начальных формах может помочь и просто работа с психологом. Определить, какое лечение потребуется, может только доктор. Есть несколько хороших рецептов народной медицины:

    1. Необходимо взять овсяные зерна и заварить их литром холодной воды. Сварить на медленном огне до полуготовности. Процедить. Добавить ложечку меда. Давать пить ребенку по стакану каждый день.
    2. Вода с медом на ночь. Необходимо развести ложку меда в стакане теплой воды(не горячей) и дать выпить ребенку перед отходом ко сну.
    3. Танцы. Можно каждый день устраивать танцевальные минутки. Под веселую музыку подвигаться с ребенком. Хорошая терапия для лечения синдрома.
    4. Ванны с ромашкой, чередой, морской солью, мятой, лавандой. Ванны помогут успокоиться.
    5. Сказки на ночь.
    6. Только по рекомендации доктора можно применять рецепты народной медицины.



      nevroz.club

      Навязчивые движения при заикании

      Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом случае обнаруживаются навязчивые страхи (фобии).

      Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с тревожно-мнительными чертами характера. Большое значение имеет также изнеживающее воспитание. Невроз навязчивых состояний проявляется в форме навязчивых страхов или навязчивых движений.

      Навязчивые страхи могут быть разнообразными: боязнь смерти, боязнь отвечать у доски и т.п. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо излишних движений (или тиков): шмыгание носом, частое моргание, гримасничание, различные движения рукой, плечом и т. п. Эти навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может на какое-то время подавить их усилием воли; они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением. Однако они возникают вновь и усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т.п.

      В некоторых случаях навязчивые движения принимают характер защитных ритуалов. Ребенок говорит себе: «Если я это не сделаю, то случится что-то плохое». Эта скорма невроза навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению.

      Довольно часто неврозы у детей выражаются ночным недержании мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей очень часто. Однако о невротическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичные невротические наслоения в результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно если его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей. В дальнейшем все это может привести к патологическому развитию личности. Однако с возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

      Очень частыми неврозами бывают речевые неврозы, или логоневрозы, — заикание, мутизм, сурдомутизм. Причинами невротического заикания чаще всего становятся острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа — помещение в больницу и т.п.). Предрасполагающими условиями для возникновения заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная отягощенность по заиканию, ослабление организма в результате заболеваний, ошибки воспитания, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к его собственной речи и др. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В этих случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

      pedlib.ru

      Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

      Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

      Какие бывают неврозы.

      1. Невроз страха.
      Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

      У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

      2. Невроз навязчивых состояний.
      Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

      Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

      При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

      3. Депрессивный невроз.
      Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подрастковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

      4. Истерический невроз.
      В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

      5.Неврастения (астенический невроз).
      Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

      6. Ипохондрический невроз.
      Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

      Системные невротические проявления.

      7. Невротическое заикание.
      У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

      8. Невротические тики.
      Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

      9. Невротические расстройства сна.
      У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

      10. Невротические расстройства аппетита (анорексия).
      Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

      11. Невротический энурез.
      Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

      12. Невротический энкопрез.
      Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

      13. Патологические привычные действия.
      Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

      Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям.
      Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

      Итак, для возникновения невроза имеют значение:

      1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.
      2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.
      3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
      4. Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:
        Длительное недосыпание
        Физические и умственные перегрузки

        Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

        Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

        Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

        Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

        Возраст.
        При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3, 5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

        Дети с ярко выраженным «Я».
        Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

        Выраженность «Я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «Я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

        Дети с нервно-соматической ослабленностю.
        Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

        Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

        Что такое психическая травма как причина невроза?

        Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений.

        Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием: отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывавшей непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

        Как избавиться от невроза?

        Лечением неврозов занимается врач-психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

        Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

        www.eti-deti.ru

        Заикание, навязчивые движения, тики

        Заикание — это нарушение плавности и ритма речи. Возникает из-за судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте и силе звука и пр. От него страдают 1% взрослых и 2—3% маленьких жителей нашей планеты. Мальчики, кстати, в четыре раза чаще, чем девочки. Чаще всего заикаться начинают в раннем детстве (2—5 лет) — в это время у малыша максимально активно формируется фразовая речь, а значит, именно речевая функция становится наиболее уязвимой областью психики. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы могут вызвать поломку речи.
        Как проявляется
        Многие уверены, что заикание возникает от испуга или «громкого» конфликта родителей — то есть после какой-то психотравмы. Но все дети иногда пугаются, порой очень сильно, и далеко не все после этого начинают заикаться. Значит, дело не только в испуге.
        Причина этого нарушения кроется в том, что у человека, у которого произошел «срыв» речи, уже была предрасположенность к нему, а психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Как говорят специалисты, у таких детей повышенный уровень тревожности.
        Болезнь имеет сложное происхождение. Когда нарушаются взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга, происходит сбой в передаче нервных импульсов, в том числе и в зону воспроизведения речи. Возникают судороги в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и удлиненно — «пп-поле», «ббб-бе-береза».
        Причин всему этому несколько. Но главная из них — слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита) или вялотекущей хронической патологией — ревматизм, воспаление легких и т.д. Иногда дети уже рождаются с ослабленной нервной системой — например, из-за неблагоприятного протекания беременности.

        Есть и другие причины — психологические.
        Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей при ребенке, суровое отношение к нему, противоречивые требования старших членов семьи ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство. Кстати, нежелательно как отставание, так и слишком бурное развитие речи. Бывает, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться.
        Что делать
        Тут как никогда важен принцип «чем раньше, тем лучше» — «свежее» заикание можно ликвидировать за две недели.
        Способов лечения существует множество — от логопедического массажа до гипноза. Но успешные примеры показывают: лечение должно быть комплексным.
        Прежде всего, необходимо определить тип заикания — от этого будет зависеть, что делать дальше. Поэтому сначала нужно сходить к невропатологу, и если тот не выявит серьезных сбоев в работе центральной нервной системы, то, скорее всего, проблему решит один логопед. Но это в легких случаях. Обычно приходится работать сразу нескольким специалистам. И решающей тут может оказаться помощь квалифицированного невропатолога-мануального терапевта. Ведь у заикающихся детишек и взрослых кроме нарушений общей и речевой моторики, часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство, частые судороги, головные боли.
        При травме (в том числе и родовой), стрессе, болезнях некоторые мышцы напрягаются, и в этом состоянии находятся длительное время. Напрягаются они и во время негативных эмоций. Если человек постоянно испытывает одни и те же чувства, напряжение накапливается, и в определенных местах возникают уплотненные участки мышечной ткани, которые создают помехи в передаче нервного импульса.
        — Практически у всех заикающихся детей есть зажимы в области плечевого пояса, шеи и даже живота. Кстати, из-за этого даже голова у многих немного выдвинута вперед. Поэтому на первом этапе лечения самое главное — найти эти измененные участки и убрать там напряжение. К сожалению, обычно прибегают к медикаментозному лечению, а оно дает слабый и непродолжительный эффект. Здесь нужна мануальная терапия.
        Главное – не бояться
        Если же причины заикания вызваны психологическими проблемами, то понадобится еще и помощь гомеопата.
        — Эмоции всегда находят отражение на физическом уровне. — Даже если убрать зажим, но при этом у человека останется какой-то страх, все быстро вернется на прежнее место. Врач должен найти травмирующие обстоятельства и помочь преодолеть его. Если ребенок, например, боится выступлений или разговоров с чужими людьми (и заикается только в таких условиях), нужно разобраться, в чем причина, как он воспринимает выход на сцену, и подобрать препарат с похожими характеристиками (подобное лечится подобным).
        А когда будут убраны эти причины, за работу может приниматься логопед — у него в арсенале есть артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательные упражнения, так называемый режим молчания и другие методики. Вот он уже научит говорить правильно.
        Советы родителям:
        Важно создать спокойную, располагающую атмосферу в доме, иначе труды специалистов пойдут насмарку.
        Соблюдайте режим дня, он помогает уменьшить тревогу.
        Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом.
        Избегайте повышенных тонов, тем более — взрывных интонаций, резких жестов.
        Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
        Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
        Поменьше критикуйте, чаще хвалите — даже за самые маленькие успехи.

        Навязчивые движения, тики
        Для тиков типична повторяемость, быстрота, неритмичность и непроизвольность. Тики могут затрагивать отдельные мышцы или группы мышц. Выделяют простые и сложные тики ; в последних участвуют несколько мышечных групп. Большинство тиков проявляются простыми движениями: подергиваниями головы, приподниманием плеч, морганием глаз, наморщиванием носа, смыканием зубов.

        В редких случаях тики могут проявляться более сложными движениями: прыжками или подергиванием всего тела, ритуальными движениями — прикосновениями к чему-либо или др. Кроме этого, у некоторых лиц наблюдаются тики голосовых связок (вокальные тики). Они проявляются покашливанием, хуже – если непроизвольным лаем, свистом, повторением фраз и малопонятной речью. Речь идет о синдроме Жиля де ла Туретта — наиболее тяжелой и стойкой формой тиков. У детей, страдающих тиками, также могут отмечаться нарушения в усвоении школьных знаний и явления гиперактивности с недостатком внимания. Может также отмечаться наблюдается агрессивность и импульсивность, реже – тревожность.
        Иногда детей с тиками не пускают в школу и назначают им обучение на дому. Когда такие дети остаются дома, тики и сопутствующие нарушения могут обостряться. Это происходит из-за снижения необходимости вне школы контролировать тики, из-за домашней скуки и отсутствия возможности отвлечься от одной и той же обстановки. К тому же, в условиях домашней изоляции дети склонны больше обычного конфликтовать с родителями. Создается порочный круг, когда изоляция ребенка вне школы усиливает тики и еще более усиливает изоляцию ребенка.
        Очень важно правильно сформировать отношение ребенка к болезни. Вы допускаете грубейшую ошибку, запрещая чаду «кривляться», одергивая его в момент тика. Ребенок не может усилием воли сам справиться со своим недугом. В результате ваша неправильная тактика не только не принесет пользы, но и причинит безусловный вред. В сознании ребенка сформируется комплекс неполноценности.

        Все дело в том, становятся сами тики психотравмирующим фактором или человек каким-то образом адаптируется к ним, как этого иногда добиваются заикающиеся люди. Известны даже актеры, страдающие заиканием и, тем не менее, завоевавшие всеобщее признание и популярность. Все зависит от отношения человека к своему «дефекту». Очень важно проявить щадящее отношение к ребенку в семье. Правильнее всего, чтобы он научился игнорировать тики. И чтобы окружающие поступали так же.

        Лечение таких состояний всегда комплексное
        Коррекция режима дня, физиотерапевтические процедуры. Медикаментозные препараты имеют зачастую много побочных эффектов при низкой эффективности лечения. Тут рекомендован подбор гомеопатического препарата, который скорректирует тревожность, снимет внутреннее напряжение,и как результат, приведет к уменьшению тиков. Такие состояния не возникают на пустом месте. Всегда есть особенности личности, которые способствовали их появлению (робость, тревожность, чувствительность к замечаниям и др). Тики и навязчивые движения это зачастую результат реакции организма на те вещи, которые для него воспринимаются как «стресс», как его личное «плохо». Если мы снизим избыточную чувствительность организма — мы уберем почву из-под ног болезни.
        Если у вас или ваших близких есть похожие проблемы, если вы не видите эффекта от общепринятых методов лечение — не отчаивайтесь. Приходите к нам, и мы обязательно поможем.

        Найдите нас

        г.Пермь, ул.Запорожская, дом 1.
        Вход со стороны ул.Старцева

        nevrologperm.ru

    Это интересно:

    • Нервная психопатия Признаки психопатии и методы лечения расстройств личности Психопатии представляют собой болезненные изменения личности, с нарушениями эмоциональной сферы, волевыми расстройствами, патологическими переживаниями и приступами неадекватного поведения. Люди, страдающие этими видами нарушений, могут сохранять […]
    • Психопатия синдромы Психопатии представляют собой болезненные изменения личности, с нарушениями эмоциональной сферы, волевыми расстройствами, патологическими переживаниями и приступами неадекватного поведения. Люди, страдающие этими видами нарушений, могут сохранять интеллектуальные способности, но нередко и утрачивают их. Развитие […]
    • Как избавиться от тошноты при депрессии Тошнота и другие симптомы при неврозе Включаясь в ритм современной жизни, особенно в мегаполисах, люди пребывают в постоянном состоянии стресса. Тошнота при неврозе, симптомы которого не всегда четко определены, является серьезным сигналом развития невротических состояний. Когда человек начинает испытывать сильную […]
    • Диазепам при неврозах Препарат Диазепам «Диазепам» — транквилизатор, относится к бензодиазепиновым психоактивным веществам. Передозировка «Диазепама» опасна не только для психического и физического здоровья, но и для жизни. Поэтому самостоятельно принимать это средство нельзя, перед началом приема необходимо проконсультироваться с […]
    • Анализ на гормоны и стресс Когда и как сдавать анализ на кортизол? Кортизол – это гормон, который влияет на обмен веществ. Именно этот стероидный гормон играет огромную роль в защитных реакциях организма на голод и стресс. Поэтому очень важно знать в какой день цикла лучше всего сдавать анализ на кортизол. Материалом для исследования является […]
    • Красное пятно от стресса Пятна на теле на нервной почве: фото, причины и лечение Есть такое выражение, что все болезни появляются из-за нервов. «Причины нужно искать внутри себя», как утверждают, психологи. Зачастую дерматологи диагностируют пятна на теле на нервной почве, фото образований показано ниже. Они могут появиться на руках, ногах, […]
    • Тревожной депрессии Врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор Голубев Михаил Викторович К сожалению, приходится признать, что число больных, страдающих депрессией составляет около 10 % всего населения, и продолжает расти. В подавляющем большинстве случаев сниженное настроение сопровождается внутренним беспокойством, […]
    • Психическое расстройство шизофрения Полиморфное психотическое расстройство диагностика и лечение Москва Диагноз «Полиморфное психотическое расстройство» ставится при целом ряде разнообразных нарушений с общими чертами. Выраженные изменения обычного поведения; Острое начало проявления психотических симптомов: бредовые состояния; галлюцинации; […]