Нервоз или психоз

Разница между неврозом и психозом

Когда у человека развивается невроз или психоз, это становится заметным для окружающих. Некоторые проявления таких состояний могут даже совпадать. Между тем есть серьезные основания отделять друг от друга эти психические расстройства.

Определение

Невроз – понятие, общее для группы психогенных расстройств, характеризующихся длительным течением. У больных с такими нарушениями наблюдаются навязчивые состояния, астенические или истерические проявления, а также общее снижение работоспособности.

Психоз – кардинальное расстройство психики, которое выражается в неадекватных психических реакциях на ситуации реальной жизни и в дезорганизации поведения.

Причины возникновения

Невроз чаще всего возникает под влиянием психогенных факторов. Нервная система может дать сбой в работе после длительного перенапряжения, затяжного стресса или ситуации, травмирующей психику. В некоторых случаях свою роль играют особенности характера человека, условия его жизни, ошибки воспитания, наследственность.

Причины, приводящие к психозу, чаще всего органические. К ним относятся врожденные патологии и травмы мозга, опухоли. Психоз также может развиться на фоне алкогольной зависимости или инфекционного заболевания. Иногда причины являются психосоциальными: это дисгармония в семейных отношениях, конфликты, негативные события.

При неврозе человек психологически чувствует себя очень некомфортно. Появляется раздражительность и нестабильность настроения. Повышается чувствительность: незначительный стресс может спровоцировать отчаяние, громкий звук или вспышка света слишком пугает. Присутствует неоправданная тревожность и развиваются фобии. Даже при легкой нагрузке возникает переутомление. Может резко упасть самооценка, или она, напротив, становится завышенной.

Невроз имеет и физиологические проявления: это нервная дрожь конечностей, мышечное недомогание, нередко жар или озноб, чрезмерная потливость, проблемы со сном. Однако, несмотря на столь серьезные симптомы, отличие невроза от психоза состоит в том, что психоз – еще более опасное состояние.

В этом случае сильно страдает восприятие и мышление. Больного могут преследовать галлюцинации, которые он принимает за реальность. Человек бредит, часто бывает перевозбужден. Иногда же, наоборот, наблюдается подавленность и заторможенность. Адекватно оценивать ситуации больной не способен. Самоконтроль отсутствует. У страдающего таким расстройством нередко наблюдается нарушение речи, бессмысленное повторение движений, совершение понятных только больному ритуалов. Преобладающая симптоматика позволяет определить форму психоза: маниакальный, параноидальный, депрессивный или иной.

Самокритичность, изменение личности

У больного неврозом остается способность контролировать свои действия. Он осознает свое состояние, переживает из-за него, пытается справиться с ним самостоятельно или обращается к специалистам. Личность человека в целом не разрушается.

Психоз коварен тем, что страдающий человек не признает себя больным. Свои действия, которые могут быть и агрессивными, он считает абсолютно правильными. Однако больной не всегда представляет опасность для окружающих. Часто его терзают страх и тревога, и он, погруженный в собственный мир, отдаляется от других людей. Психоз изменяет и разрушает личность, поэтому нельзя пускать на самотек такое состояние.

Шансы на излечение

В чем разница между неврозом и психозом относительно возможности избавления от них? В том, что невроз, даже длительный, успешно лечится. Это обратимое расстройство. Психоз поддается терапии гораздо трудней. Возможность излечения здесь зависит от многих факторов, и в некоторых случаях есть шансы на успех.

Страдающие неврозом иногда опасаются, что их состояние может перейти в психоз. В таком случае следует успокоиться. Механизмы появления и развития описанных расстройств настолько различны, что невроз не переходит в форму психоза.

thedifference.ru

Неврозы и психозы: общее и отличия

Среди обывателей термин «невроз» имеет весьма расплывчатое определение, под которое подпадает обычный стресс, боли в сердце – «невроз сердца», боли в эпигастрии – «невроз желудка». Нет четкого понимания, что такое невроз, из-за чего он возникает, чем проявляется и чем отличается, например, от психоза. Поэтому, не растекаясь мыслью по древу, коротко:

Определение. Суммируя Павлова, Фрейда и других, достаточно будет сказать, что невроз – это расстройство адекватной психической реакции на некоторые внешние раздражители, которая сопровождается вегетативным (бессознательным) нарушением регуляции функции органов и тонуса сосудов. Причины по Фрейду – невозможность реализовать бессознательные потребности из-за давления общества (сверх Я).

Признаки невроза. Классическими являются 3 невроза: неврастения, истерия и фобии (навязчивые состояния).
Неврастения = раздражительная слабость, смех сквозь слезы, апатия и жажда деятельности – все в одном, сменяя друг друга за час. При этом наблюдают гипо- и гипертонии, подергивания мышц, тремор, потливость, аритмию и боли в сердце, изжогу и боли в желудке. Последние симптомы невроза в быту называют «невроз сердца и невроз желудка». Сердечные и желудочные боли обусловлены расстройство регулирующего влияния блуждающего черепно-мозгового нерва и вписываются в общую клинику невроза. Истерия и фобия встречаются значительно реже, но об их проявлениях известно достаточно, и внимание заострять не будем.

Отличия невроза от психоза. Симптомы могут быть очень похожи, но неврозы всегда обратимы, при них сознание всегда ясное, мышление не нарушено. Отличие стресса от невроза – кратковременность. Хронический стресс можно считать неврастенией легкой формы. Неврастения часто запускает болезни сердца, гипертонию, гастриты.

tezska1.livejournal.com

Как отличить невроз от психоза

Многие формы невроза сопровождаются разнообразными симптомами, которые плохо укладываются в понимании человека, который ими страдает. Это могут быть и шумы в ушах. Упорная, непрекращающаяся тревога. Ощущение дереализации. Навязчивые мысли. Компульсивные действия. Приступы панических атак. И много чего еще. Практически все описанные симптомы сопровождаются ощущением собственного бессилия. Не только из-за того, что на симптомы не получается как-то влиять. А еще из-за того, что эти симптомы и понять-то трудно. Отсюда в голове условного человека с нервозом рождается ощущение того, что при наличии невроза имеет место потеря контроля над собой. А какой еще человек «гордо носит» лавры бесконтрольного, неуправляемого? Варианты один другого «краше»:

— сумасшедший (человек с психозом)

Вот невротики и примеряют на себя подобные диагнозы. Особенно их тревожит сумасшествие, которое «обещает» нетрудоспособность, инвалидность и прочие страсти большой психиатрии.

И начинается…чтение википедии, форумов, статей на эту тему, просмотр видео. А заканчивается все болезнью третьего курса медуниверситета. Суть которой сводится к тому, что невротик-таки находит у себя признаки сумасшествия (прямые, косвенные или надуманные – дело другое).

Поэтому хотелось бы сделать акцент ровно на одном моменте, который, возможно, позволит вам сэкономить себе силы и нервы.

Поэтому, если вам кажется, что у вас психоз, вам необходимо получить обратную связь со стороны. Но только не от соседа, родственника, а, как минимум, от психотерапевта.

Важный нюанс. Как правило, люди с психозом НЕ воспринимают свое состояние как психоз. И всячески доказывают окружающим, что они здоровы. И наоборот. Невротики активно ищут у себя проблемы и диагнозы. А потому, если вам КАЖЕТСЯ, что у вас психоз, это с высоко долей вероятности говорит о том, что вы психически здоровы. Хотя проверить свое психическое здоровье бывает полезно! Что есть, то есть.

www.b17.ru

Как распознать невроз или психоз?

Olly сказал(-а): 25.02.2014 21:25

Тигринка сказал(-а): 26.02.2014 13:11

Харе загонять себя, ведете себя как студент-медик первого курса, который начитавшись учебников, находит у себя все болезни, начиная от чесотки, и кончая раком мозга.
Неумелое приложение к себе симптома, а не комплекса симптомов (с анализом дополнительных исследований) приводит к постановке неверных самодиагнозов и психосоматическому утяжелению состояния.

Ключевой признак психоза не деперсонал и дереал, скажем так.

Olly, «мы все периодически проваливаемся в психоз и видим галлюцинации».
Ведь «сновидения» — это «вИдение того, чего нет на самом деле», то есть по сути «галлюцинаторная деятельность мозга», своего рода — «психическое функционирование психотического уровня».

Другой вопрос в том, что человек «относительно здравый, с целостной психикой» — может отслеживать «искажения реальности» — или как минимум хотя бы «допускать возможность наличия искажений реальности».
Ну а человек же с серьёзно нарушенной/разрушенной психикой тем и отличается, что он «всю собственную продукцию мозга» принимает за «чистую монету».

То есть — вопрос в том, насколько вы можете «признавать хотя бы самой себе, что ваша психика может играть с вами» — и не всегда абсолютно точно передавать окружающую вас «действительность».

Olly сказал(-а): 26.02.2014 23:53

Если не дай Бог, в мозгу перемкнет, все к чему я привыкла, видеть, слышать, воспринимать — все рухнет. И мысли накатили. и все катят, катят и катят. И я хожу и простите за слово «парюсь» — слово в слово, а как я воспринимаю действительность? А правильно, а откуда я знаю, что правильно? А откуда берутся чувства? А как мы понимаем что это красивое, а это нет и т.д. и т.п.. В состоянии тревоги, вряд ли, ты адекватно можешь относится к некоторым вещам, а если тревога постоянная и доминирует в тебе, все путается. И теперь никак не могу не себя постичь, не в чувствах разобраться и в голове бардак. Одни тревоги, а вдруг, снова психика выкинет прикол, а если, а что если. а вдруг я себя не контролирую или не знаю на сколько я себя контролирую — Это я пишу, что у меня в голове происходит))) В таком состоянии форум ВСД читать нельзя, сидишь после этого и думаешь, а вдруг и я до ручки додумаюсь, стоп, может уже додумалась? Потом плюну, на это все, отвлекусь, вспомню, снова начинается. Уже не знаю, нормальные у меня мысли или нет, нормально воспринимаю действительность или нет, или вообще нормальная я или тоже уже нет. Вроде на работе не жалуются, муж тоже, люди в маршрутках не шарахаются, наверное нормальная, хотя бы с виду. Хотя сама, я еще не решила точно))) А как узнать, сама не знаю?

Кстати, здесь единственный, адекватный подобный форум, который я встретила, и хоть немного легче. Атмосфера, спокойная, что ли и Петр Юрьевич панику не дает разводить, спасибо Вам и вам, кто читает и отвечает. А так сам на сам, с таким бардаком в голове, попробуй выкарабкайся, такого надумаешь, совсем в угол себя загонишь.

psy-therapist.ru

8. Невроз и психоз

8. Невроз и психоз

Фрейд в 1924 году предложил простой критерий различия невроза и психоза — при неврозе Эго подчиняется требованиям реальности, если даже приходится вытеснять влечения Оно, тогда как при психозе Эго оказывается под властью Оно, пусть даже приходится рвать с реальностью. Порой идеям Фрейда требовалось некоторое время, чтобы проникнуть во Францию. Но не этой идее; в том же году Капгра и Каретт представляли случай шизофрении с иллюзией двойников, в котором больная проявляла сильную ненависть к матери и инцестуозное желание отца, причем в условиях потери реальности, в которых родители воспринимались в качестве ложных родителей, «двойников». Из этого случая они извлекли иллюстрацию обратного соотношения — в неврозе объектная функция реальности сохраняется, однако при условии вытеснения каузального комплекса; в психозе комплекс захватывает сознание и становится его объектом ценой «вытеснения», которое в этом случае действует на саму реальность или функцию «реального». Несомненно, Фрейд обращал внимание на всего лишь схематический характер этого различия; ведь разрыв обнаруживается и в неврозе при возвращении вытесненного (истерическая амнезия, навязчивое отрицание), а в психозе прилив реальности обнаруживается при бредящей реконструкции. Тем не менее Фрейд так и не отказался от этого простого различия[116]. Нам кажется важным, что таким оригинальным способом он снова приходит к идее, близкой традиционной психиатрии, а именно к идее того, что безумие фундаментально связано с потерей реальности. Совпадение с психиатрической разработкой понятий диссоциации, аутизма. Вот, быть может, почему выводы Фрейда так быстро распространились.

Итак, нас интересует не что иное, как точная роль эдипова комплекса в этом совпадении. Ведь если верно, что семейные темы часто прорываются в психотическое сознание, тем более удивительно, что, как замечает Лакан, Эдип был «открыт» в неврозе, где он как раз должен существовать в скрытом виде, а не в психозе, где он, наоборот, должен быть представлен явно[117]. Но быть может, дело в том, что в психозе семейный комплекс проявляется именно в качестве стимула произвольного значения, простого индуктора, не обладающего ролью организатора, поскольку интенсивные инвестирования реальности распространяются совсем на другое (общественное, историческое и культурное поле)? В одно и то же время Эдип захватывает сознание и растворяется в самом себе, свидетельствуя о своей неспособности выступать в качестве «организатора». С этого момента достаточно того, что психоз будет мериться по этой поддельной мерке, что он будет привязываться к этому ложному критерию, Эдипу, чтобы получить эффект потери реальности. Это не какая-то абстрактная операция: психотику навязывается эдипова «организация» — пусть и для того, чтобы зафиксировать нехватку этой организации у него, в нем. Это работа по оголенной плоти, по открытой душе. Он реагирует аутизмом и потерей реальности. Не может ли оказаться так, что потеря реальности является не следствием шизофренического процесса, а следствием его принудительной эдипизации, то есть его прерывания? Нужно ли исправить то, что мы ранее сказали, предположив, что некоторые переносят эдипизацию хуже других? Возможно, шизофреник болен не в Эдипе, не от Эдипа, который с тем большей вероятностью возникает в его галлюцинирующем сознании, чем больше его нехватка ощущается в символической организации «его» бессознательного. Напротив, он, возможно, болен из-за эдипизации, которую его заставляют пройти (а заставляет самая мрачная организация) и которую он уже не может переносить, отправившись в далекое путешествие, как будто бы все время возвращают домой Бекону [B?con] того, кто смещает континенты и культуры. Он не страдает от разделенного Я, от взорвавшегося Эдипа, — наоборот, он страдает от того, что его вернули ко всему тому, что он покинул. Падение, интенсивности до тела без органов, равного 0, аутизм — у него нет другого способа реагировать на прерывание всех инвестирований реальности, на преграду, которую ставит перед ним эдипова система подавления-вытеснения. Как говорит Лэйнг, прерывают их путешествие. Они потеряли реальность. Но когда они ее потеряли — в самом путешествии или же в прерывании путешествия?

Отсюда другая возможная формулировка обратного соотношения — можно сказать, что существуют две группы, психотики и невротики: те, что не переносят эдипизацию, и те, что ее переносят и даже довольствуются ею, продвигаясь в ней. Те, кого эдипова хватка не удерживает, и те, кого удерживает. «Я думаю, что мои друзья отчалили в начале Нового Века группой, с практически взрывными силами, которые подтолкнули их к патерналистскому уклонению, которое я считаю порочным… Другая группа одиноких, к которой принадлежу я, составленная, несомненно, из центров ключиц, была вынесена вне всякой возможности индивидуального успеха в тот момент, когда они взялись за тяжкое изучение наития. Что касается меня, мое восстание против патернализма первой группы после второго года привело меня к социальным проблемам, все более и более тяжелым. Но думаете ли вы, что две эти группы способны на соединение? Я не слишком сержусь на этих мерзавцев мужественного патернализма, я не мстителен… Во всяком случае, если бы я выиграл, больше не было бы борьбы Отца и Сына. Я говорю о лицах Бога, естественно, а не о ближних, которые принимают себя за…»[118] Посредством двух этих групп противопоставляется регистрация желания на несотворенном теле без органов и семейная регистрация на социусе. Наитие в психозе и невротические экспериментальные науки. Это эксцентрический шизоидный круг и треугольник для невроза. Если говорить обобщеннее — это два типа использования синтеза. Это желающие машины — с одной стороны и эдипово-нарциссическая машина — с другой. Чтобы понять подробности этой борьбы, необходимо учесть, что семья перекраивает, постоянно перекраивает желающее производство. Вписываясь в регистрацию желания, засовывая в него свою лапу, она осуществляет обширнейший захват производительных сил, она смещает и по-своему переорганизует всю систему срезов, которыми характеризовались машины желания. Все эти срезы она сводит к месту универсальной кастрации, которая обуславливает ее саму (как говорит Арто, «задница мертвой крысы, подвешенная к потолку небес»), но она также перераспределяет их согласно своим собственным законам и требованиям общественного производства. Семья срезает в соответствии со своим треугольником, различая, что относится к семье и что к ней не относится. Также она срезает и внутри в соответствии с линиями дифференциации, которые формируют целостных лиц: вот это папа, вот это мама, вот это ты, а вот это — твоя сестра. Срежь здесь поток молока, сейчас очередь твоего брата, не какай здесь, срежь поток испражнений. Первая функция семьи заключается в удержании: речь идет о том, что из желающего производства она отбросит, а что — удержит; что она переключит на тупиковые пути, которые ведут к ее собственному недифференцированному (клоаке), а что она, напротив, проведет по путям разрастающейся и воспроизводимой дифференциации. Ведь семья создает одновременно свою славу и свой позор, недифференцированность своего невроза и дифференциацию своего идеала, которые сами различаются лишь внешне. А чем все это время занято желающее производство? Удержанные элементы включаются в новое использование, которое навязывает им столь значительную трансформацию, что весь треугольник начинает резонировать. Желающие машины стоят у ворот — когда они входят, от них все содрогается. Кроме того — то, что не вошло, возможно, дает еще большую вибрацию. Они снова вводят или пытаются ввести искажающие срезы. Ребенок предчувствует задачу, к которой он приглашается. Но что поставить в треугольник, как выбирать? Нос отца и ухо матери — быть может, так, это можно удержать или нет, это хороший эдипов срез или нет? А рожок велосипеда? Что составляет часть семьи? Треугольнику приходится трястись и резонировать под давлением как того, что он задерживает, так и того, что он отталкивает. Резонанс (который тоже может быть приглушенным или публичным, стыдливым или горделивым) — это вторая функция семьи. Семья — это одновременно анус, который удерживает, голос, который резонирует, а также рот, который потребляет, — вот три ее синтеза, ведь речь идет о том, чтобы подключить желание к заранее заданным объектам общественного производства. Чтобы получить резонанс, покупайте пирожное «мадлен» из Комбре.

Но в то же время нельзя остановиться на том простом противопоставлении двух групп, которое позволило бы определить невроз в качестве внутри-эдипова расстройства, а психоз — в качестве вне-эдипова ускользания. Недостаточно даже констатировать, что две эти группы «способны на соединение». Скорее, проблему составляет именно возможность их непосредственного разведения. Как различить давление, оказываемое семейным воспроизводством на желающее производство, и давление, оказываемое желающим производством на семейное воспроизводство? Эдипов треугольник вибрирует и дрожит; но происходит ли это из-за осуществляемого им захвата желающих машин или же из-за самих машин, которые уклоняются от его хватки и заставляют его отступить? Где находится предел резонанса? Семейный роман выражает усилие, затрачиваемое на спасение эдиповой генеалогии, но также и свободное прорастание неэдиповой генеалогии. Фантазмы никогда не бывают содержательными формами, это всегда внешние или граничные феномены, готовые перейти с одной стороны на другую. Короче говоря, Эдип является в строгом смысле неразрешимым. Его можно найти повсюду именно потому, что он неразрешим; в этом смысле справедливо будет сказать, что он, строго говоря, вообще ничему не служит. Вернемся к прекрасной истории Нерваля: он хочет, чтобы Аврелия, его любимая женщина, была той же, что Адрианна, девочка из его детства, а обе вместе — это мать. Можно ли сказать, что в данном случае отождествление, то есть «тождество восприятия», является знаком психоза? Если да, то мы снова обнаруживаем критерий реальности: комплекс захватывает психотическое сознание только ценой разрыва с реальным, тогда как в неврозе тождество остается тождеством бессознательных представлений, не затрагивая восприятия. Но что мы выиграем, если все впишем в Эдипа, даже психоз? Еще один шаг — и Аврелия, Адрианна и мать становятся Девой. Нерваль ищет предел сотрясения треугольника. «Вы ищете драмы», — говорит Аврелия. Если все вписать в Эдипа, то на пределе все из него убежит. Отождествления не были личными отождествлениями, реализуемыми с точки зрения восприятия, они были отождествлениями имен с регионами интенсивности, которые выходят на другие, еще более насыщенные регионы, произвольными стимулами, которые запускают совсем иное путешествие, застоями, которые подготавливают иные прорывы, другие движения, в которых найдется уже не мать, а Дева и Бог: и я три раза победоносно пересек Ашерон. Поэтому шизофреник согласится с тем, что все будет сведено к матери, поскольку это не имеет никакого значения — он уверен, что может вывести из матери все, вытянуть из нее для своего тайного использования всех Дев, которых в нее засунули.

Все обращается в невроз или все вытекает в психоз — то есть вопрос просто не следует так ставить. Было бы неверным сохранять для невротиков эдипову интерпретацию, а для психотиков — внеэдипово объяснение. Не существует двух групп, не существует различия по природе между психотиками и невротиками. Поскольку в обоих случаях причиной является желающее производство — последней причиной, в роли которой выступают или психотические подрывы, которые разрывают Эдипа, или невротические резонансы, которые его. создают. Этот принцип приобретает свой полный смысл, если соотнести его с проблемой «актуальных факторов». Одним из наиболее важных пунктов психоанализа была оценка роли этих актуальных факторов, даже в неврозе, — то есть факторов, отличающихся от инфантильных семейных факторов; все наиболее серьезные споры были связаны именно с этой оценкой. Сложности возникали по разным поводам. Во-первых, природа этих факторов (соматических, общественных, метафизических? — знаменитые «проблемы жизни», посредством которых в психоанализ снова внедрялся чистейший десексуализированный идеализм?). Во-вторых, модальность этих факторов — действовали ли они негативно, посредством лишения или просто как фрустрация? Наконец, их момент, их время — не было ли само собой разумеющимся, что актуальный фактор возникал впоследствии, то есть обозначал «недавний» фактор, противопоставляемый инфантильному или самому старому, который в достаточной мере объяснялся только родительским комплексом? Даже такой автор, как Райх — столь внимательно относившийся к связи желания с формами общественного производства и, следовательно, к демонстрации того, что не существует такого психо-невроза, который не был бы актуальным неврозом, — продолжает представлять актуальные факторы действующими посредством подавляющего лишения («сексуальный застой») и возникающими впоследствии. А это приводит его к поддержке некоего расплывчатого учения об Эдипе, ведь застой, или актуальный лишающий фактор, определяет только энергию невроза, а не его содержание, которое, в свою очередь, отсылает к детскому эдипову конфликту, поскольку этот старый конфликт активируется актуальным застоем[119]. Однако сторонники Эдипа говорят то же самое, когда они замечают, что актуальные лишение или фрустрация могут испытываться только в контексте внутреннего качественного и более старого конфликта, который закрывает не только пути, запрещенные реальностью, но также и те, которые она оставляет открытыми и которые Эго в свою очередь запрещает самому себе (формула двойного тупика): «разве можно было бы найти примеры», иллюстрирующие схему актуальных неврозов, «у заключенного или пленника концентрационного лагеря или рабочего, замученного трудом? Не очевидно, что подобных примеров будет достаточно много… Мы постоянно стремимся, чтобы учет явных несправедливостей мира в исследовании сопровождался обязательным пониманием того, как беспорядок мира сопрягается с субъективным беспорядком, даже если со временем он вписывается в более или менее устойчивые структуры»[120]. Мы понимаем эту фразу и, однако, не можем не найти в ней тревожного оттенка. Нам навязывают такой выбор: или актуальный фактор понимается как что-то совершенно внешнее и лишающее чего-то (что невозможно), или он погружается во внутренний качественный конфликт, по необходимости соотносящийся с Эдипом… (Эдип — источник, в котором психоаналитик отмывает себе руки от несправедливостей мира.)

Направляясь совсем иным путем, на котором можно рассмотреть идеалистические уклонения психоанализа, мы видим в нем попытку придать актуальным факторам совсем иной статус — не статус лишения или конечного толчка. Дело в том, что в одном мнимом парадоксе объединились два стремления — например, у Юнга: стремление сократить незавершимый курс лечения, обращаясь только к настоящему времени, и стремление продвинуться дальше Эдипа, дальше даже доэдиповых фаз, забраться еще выше, как если бы наиболее актуальное было и самым древним, а самое близкое — самым дальним[121]. Архетипы представляются Юнгом одновременно и в качестве актуальных факторов, которые действительно выходят в переносе за пределы родительских образов, и в качестве архаических, бесконечно более древних факторов, древность которых несопоставима с инфантильными факторами как таковыми. Но выиграно этим ходом ничего не было, поскольку актуальный фактор перестает быть фактором лишения только при условии получения прав Идеала, перестает быть последствием только при условии становления потусторонностью, которая должна мистически обозначаться посредством Эдипа — вместо того, чтобы зависеть от него в порядке анализа. Так что «последствие» необходимым образом вводится в темпоральное различие, как об этом свидетельствует удивительное распределение, предложенное Юнгом: для молодых, проблемы которых в любви и семье, — метод Фрейда! для не таких молодых, проблемы которых в социальной адаптации, — Адлер! а Юнг — для взрослых и старых, проблемы которых — это проблемы Идеала…[122] И мы видели, что общего остается у Фрейда и Юнга, у которых бессознательное всегда меряется мифами (а не производственными единицами), хотя мера выкроена двумя противоположными способами. Но какое значение в конечном счете имеет то, будут ли мораль и религия обнаруживать свой аналитический и регрессивный смысл в Эдипе или Эдип — свой мистический и прогрессивный смысл в морали и религии?

Мы утверждаем, что причина расстройства — невроза или психоза — всегда в желающем производстве, в его отношении с общественным производством, в его отличии по режиму или конфликте с этим производством, в тех модусах инвестирования общественного производства, которые реализуются желающим производством. Желающее производство, как входящее в это отношение, этот конфликт и эти модальности, — вот актуальный фактор. Поэтому этот фактор не является ни лишающим чего-то, ни отложенным. Задавая полноту жизни желания, он является современником его самого нежного детства, сопровождая его на каждом шагу. Он не приходит после Эдипа, он ни в чем не предполагает ни эдипову организацию, ни даже доэдипову предорганизацию. Напротив, именно Эдип зависит от него — или в качестве стимула произвольного значения, простого индуктора, посредством которого начиная с детства устанавливается неэдипова организация желающего производства, или в качестве следствия вытеснения-подавления, которое общественное воспроизводство через семью навязывает желающему производству. Актуальное называется актуальным вовсе не потому, что оно просто самое недавнее, и не потому, что оно противопоставляется древнему или детскому, а из-за своего отличия от «виртуального». А виртуальным является эдипов комплекс — или потому, что он должен быть актуализирован в невротической формации в качестве производного эффекта актуального фактора, или потому, что он расчленяется и растворяется в психотической формации в качестве прямого эффекта того же самого фактора. Именно в этом смысле идея некоего последствия, последействия, представляется нам последним паралогизмом психоаналитической теории и практики; активное желающее производство в самом своем процессе с самого начала инвестирует систему соматических, общественных и метафизических отношений, которые не следуют за психологическими эдиповыми отношениями, а, напротив, будут прилагаться к эдиповой подсистеме, определенной реакцией, или же исключат ее из поля инвестирования своей деятельности. Неразрешимый, виртуальный, реактивный или реакционный — таков Эдип. Это лишь реакционная формация. Формация, реакционная для желающего производства: великое заблуждение — рассматривать эту формацию саму по себе, абстрактно, независимо от актуального фактора, который с ней сосуществует и на который она реагирует.

Но именно это и делает психоанализ, закрываясь в Эдипе и определяя прогрессии и регрессии в зависимости от Эдипа или даже просто по отношению к Эдипу — такова идея доэдиповой регрессии, которой иногда пытаются описать психоз. Это своеобразная игрушка: регрессии и прогрессии реализуются только внутри искусственно закрытого сосуда Эдипа, на деле завися от меняющегося положения сил — всегда актуального и современного — в неэдиповом желающем производстве. Желающее производство не имеет другого существования, кроме актуального; прогрессии и регрессии являются только реализациями виртуальности, мера наполнения которой целиком обусловлена состояниям желания. Выделяясь на фоне тех немногих психиатров и психоаналитиков, которые смогли установить с шизофрениками (взрослыми или детьми) отношения, основанные на подлинном вдохновении, Жизела Панкова и Бруно Беттельхайм прокладывают пути, отличающиеся своей теоретической силой и терапевтической действенностью. Неслучайно оба они ставят под сомнение понятие регрессии. Взяв пример ухода за телом шизофреника (массажи, купания, оборачивания), Жизела Панкова спрашивает, следует ли подводить больного к пункту его регрессии, чтобы дать ему косвенное символическое удовлетворение, которое позволило бы ему восстановить связь с прогрессией, снова пойти по пути прогресса. Как она заключает, нет смысла «оказывать шизофренику тот уход, который он не получил, будучи ребенком. Важно дать больному телесные ощущения, тактильные и не только, которые приводят его к признанию границ его тела… Важно признание бессознательного желания, а не удовлетворение последнего»[123]. Признать желание — значит как раз восстановить деятельность желающего производства на теле без органов, именно там, где шизофреник свернулся, чтобы заставить это производство молчать или приглушить его. Это признание желания, эта позиция желания, этот Знак отсылает к порядку реального и актуального производства, который не смешивается с косвенным или символическим удовлетворением, который и в своих простоях, и в своих пусках отличается от доэдиповой регрессии не в меньшей степени, чем от прогрессивного восстановления Эдипа.

fil.wikireading.ru

Это интересно:

  • Скажем нет депрессии Скажем “НЕТ” осенней депрессии С деревьев облетают желто-рыжие листочки, а вместе с ними исчезают и остатки хорошего настроения. По ночам одолевает бессонница, а днем, напротив, веки сами собой опускаются в непреодолимой сонливости. Близкие люди начинают раздражать. Словно чертики из табакерки выскакивают из недр […]
  • Эко синдром дауна Я испортила жизнь своим детям! "Неужели это я виновата в том, что мои близнецы родились с синдромом Дауна?" - такой вопрос задает себе 39-летняя Мелани Прескотт из Великобритании. Женщина корит себя за то, что прошла через процедуру ЭКО. Когда в прошлом году Мелани сообщили о том, что в ходе ЭКО ей удалось зачать […]
  • Боязнь в кинотеатре Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
  • Режим при неврозе Режим при неврозе Так называют комплекс заболеваний, которые имеют в своей основе временные нарушения психической деятельности, носящие функциональный характер. Они могут возникать в результате перенапряжения нервных процессов при действии продолжительной травмирующей ситуации (стресс, переутомление), при […]
  • Лечение нервозности депрессии Нервозность: причины и как избавиться от нервозности. Лечение нервозности Все процессы в нашем организме регулируются нервной системой, и именно она отвечает за состояние нашего здоровья. В настоящее время учёными уже установлено, что подавляющее большинство заболеваний обусловлено психосоматическими причинами, а […]
  • Психические расстройства при энцефалите Психические расстройства при энцефалитах, симптомы клещевого энцефалита Эпидемический, клещевой (весенне-летний), японский и другие энцефалиты являются первичными инфекционными заболеваниями головного мозга. Они возникают в виде осложнений при общих инфекциях (например, при кори, эпидемическом паротите и […]
  • Симптомы стресса и переутомления Переутомление и утомление, симптомы, признаки и как лечить Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru. Сегодня затронем тему здоровья. Часто нашему хорошему самочувствию препятствует множество факторов. Это стресс, депрессия, всякие болезни, бессонница и, конечно же, усталость. В этой статье поговорим о […]
  • Заикание это симптом Причины и симптомы заикания Что такое заикание? Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового […]