Невротическая форма заикания что это такое

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ

Заиканием называют нарушение, ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в рече­вом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушении. Р. 51гипк (1974) отмечает, что преходящее, кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей.

Причинами возникновения невротическогб заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или нодострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское уч­реждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гипершротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность «патологией речи, прежде всего заиканием. По данным С. А. Гриднева (1976), невропатические состоя­ния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследствен­ная отягощенность в 17,5% случаев невротического заика­ния. Важное значение в происхождении заикания принад­лежит также ряду внешних факторов, особенно неблагопо­лучному «речевому климату» в виде перегрузки информа­цией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, по данным С. А. Гриднева (1976), встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротиче­ской фиксации.

Патогенез невротического заикания, как и заикания вообще, мало изучен. Высказывается предположение о роли описанного И. П. Павловым механизма «изолированного больного пункта» в коре головного мозга, ведущего к рас­стройству деятельности речедвигательной системы (Н. П. Тя- пугин, 1966). Однако данный механизм не объясняет про­исхождения судорожного компонента заикания. Определен­ная роль в патогенезе некоторых ранних случаев заикания принадлежит механизму патологической фиксации физио­логических задержек и запинок речи, свойственных детям в период становления и развития речи, т. е. в возрасте 2—

4 лет. Существование этого механизма нашло отражение в специальном термине «заикание развития» (К. ЬисЬзтдег, 1963). .

В генезе невротического заикания в результате острых шоковых и субшоковых психических травм, сопровождаю­щихся аффектом испуга, вероятно, играет роль механизм патологически устойчивой условнорефлекторной связи (В. С. Кочергина, 1962). Относительная частота у заикаю­щихся сопутствующих расстройств общей и речевой мото­рики, которые усиливаются в состоянии аффекта и проявля­ются в нарушениях координации тонких движений, явилась источником предположения о роли в патогенезе заикания вообще «фацио-букко-лингвальной диспраксии» (цит. по Р. 51гипк, 1974). Закреплению речевой судороги при невро­тическом заикании способствует механизм развития мотор­ного автоматизма (С. А. Гриднев, 1976).

Избирательность нарушения речедвигательной функции при невротическом заикании, по-видимому, объясняется на­личием врожденной или приобретенной функциональной (а возможно, и структурной) недостаточности систем, обес­печивающих моторные компоненты экспрессивной речи. В пользу этого говорит относительная частота нарушений общей и речевой моторики у ближайших родственников де­тей, страдающих заиканием (С. А. Гриднев, 1976).

Клиника невротического заикания характеризуется ведущим синдромом заикания с преобладанием в начальном периоде заболевания тонической судороги в дыхательно-во­кальной мускулатуре с постепенным’ присоединением тонико- клонических судорог в артикуляционной мускулатуре. Часто отмечаются скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные соиут- ствующие г речи, дополнительные движения в мышцах лица/ шеи и конечностей (М. И. Буянов, Б. 3. Драпкин, 1973). Сравнительно быстро, спустя несколько месяцев или 1— 2 года после возникновения заикания, появляется более или мбнее выраженная реакция ребенка на дефект ре*да (С. А. Гриднев, 1976); дети начинают замечать его, стес­няются говорить в присутствии посторонних, отказываются’ Ът устных выступлений на утренниках. Позднее, в школьном, возрасте, а особенно часто у подростков возникает страх речи—логофобия, который значительно усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, в частности при вы- зовекдоске в школе. Выраженная логофобия, наблюдаемая в основном в пубертатном возрасте, может вести к полному отказу подростка от устных ответов в школе, что является; источником школьной дезадаптации, снижает уровень усвое­ния школьной «программы и становится дополнительным ис­точником шереживапии неполноценное™ у подростка.

Для невротического заикания характерно выраженное непостоянство его интенсивности — от резко выраженного заикания, делающего практически невозможным речевой, контакт, до почти совершенно плавной и незатрудненной речи.. Как правило, усиление заикания происходит в условиях эмоционального напряжения, волнения, усиления ответст­венности, а также при необходимости вступать в контакт с незнакомыми лицами. В то же время в (привычной домаш­ней обстановке, при разговоре с друзьями заикание может становиться почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими расстрой­ствами: страхами, ‘колебаниями настроения, расстройствами сна, тиками, энурезом и т.д., которые нередко предшестЁуют возникновению заикания.

Динамика заикания может быть различной. Началь­ный эта.п органическому типу \и\ признаки компенсированной

гидроцефалии на рентгенограмме черепа. Динамика невро­зоподобного заикания отличается относительной монотон­ностью, отсутствием резких колебаний в интенсивности заи

кания, свойственных невротическому заиканию, ухудшением состояния речи под влиянием инфекций, травм и других со­матических заболеваний. ^ ✓

В пубертатном возрасте в связи с относительной редук­цией резидуально-органических церебральных нарушений к появлением реакции личности подростка на дефект речи и связанные с. ним затруднения социальной адаптации отгра­ничение неврозоподобного заикания от невротического ста­новится более трудным. Дифференциации помогает тщатель­ное изучение данных анамнеза, особенностей течения заика­ния и динамики нервно-психического состояния в целом. Сле­дует учитывать, что невротическое формирование (развитие) личности нехарактерно для больных неврозоподобным заи- , канием.

Значительно меньшее внешнее сходство с невротическим заиканием имеет органическое заикание, обусловленное ор­ганическим поражением головного мозга и представляющее собой гиперкинез с насильственными сокращениями артикул ляционных мышц, который сочетается с гиперкинезами мыпщ шеи и конечностей, грубыми нарушениями дыхания и фона­ции, дизартрией. Эта форма заикания отличается особой стойкостью, резистентностью к терапии. У больных с орга­ническим заиканием, как правило, имеет место психооргани­ческий синдром, нередко с интеллектуальной недостаточ­ностью. Реакция личности на дефект речи обычно отсутст­вует.

Невротическое заикание дифференцируют также с так называемым спотыканием (роНегп зарубежных авторов). В последнем случае имеет место не расстройство речи судо­рожного характера, а разнообразные нарушения темпа и

ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму), сочетающиеся с нарушениями артикуляции (сма- занность речи), голоса (неожиданные колебания громкости, монотонность), а также с затрудненным нахождением слов, нечеткой формулировкой фраз, беспорядочной перестановкой смысловых ударений (К. ЬисЬзтдег, 1963). В генезе спо­тыкания основная роль отводится остаточным явлениям ран­него органического поражения головного мозга (Н. НагЬаи- чег, 1974). Заикание как сопутствующее невротическое или .неврозоподобное расстройство может встречаться также у больных различными психическими заболеваниями: шизо­френией, эпилепсией, олигофренией.

Лечение невротического заикания должно быть как -можно более ранним и комплексным. Основные патогенети­ческим методом лечения невротического заикания является психотерапия. Выбор адекватных психотерапевтических ме­роприятий требует детального выяснения особенностей пси­хотравмирующих факторов, вызвавших -возникновение заи­кания. В случае, возникновения заикания в связи с шоковы­ми и субшоковыми психическими травмами, лечение следует начинать с «режима молчания» (Ю. А. Флоренская; 1949), применяемого в течение 7—10 дней, с последующим посте­пенным включением речевой деятельности ребенка. При возникновении заикания под влиянием хронической психо­травмирующей ситуации необходимо проведение «семейной психотерапии», т. е. психотерапевтической и коррекционно- педагогической (психагогической) работы с родителями и другими членами семьи (А. И. Захаров, 1976) с целью уст­ранения или сглаживания внутрисемейных конфликтных от­ношений и коррекции неправильного воспитательного подхо­да к ребенку.

Наряду с этим важное значение имеет установление спе­циального «речевого режима» в семье заикающегося ребенка (Е. Ф. Рау, 1959), включающего’ограничение речевой на­грузки, пользование членами семьи медленной, спокойной разговорной речью в присутствии ребенка, категорическое исключение любых замечаний и высказываний, привлекаю­щих внимание ребенка к недостатку речи или вызывающих «его озабоченность по этому поводу. В более затяжных слу­чаях невротического заикания у детей школьного возраста и подростков применяются специальные формы психотерапии, •в частности индивидуальная и групповая гипносуггестивная •терапия, аутогенная тренировка и другие методики трениро­вочной психотерапии, направленные главным образом на преодоление страха речи, эмоционального напряжения в про­цессе речи, достижение свободной и плавной речи, устране­ние чувства неполноценности, связанного с реакцией лично­сти на дефект речи. Психотерапевтические мероприятия,

включая семейную и индивидуальную психотерапию (рацио­нальную, а также игровую у детей дошкольного возраста), играют немалую роль в преодолении различных общих не­вротических расстройств (снижение настроения, аффективная неустойчивость, страхи и др.)’> предшествующих и сопутст­вующих невротическому заиканию.

Важным средством устранения или смягчения, аффектив­ных невротических расстройств, которым принадлежит ве­дущая роль как в возникновении, так и © поддержании судо­рожной речи при невротическом заикании, является исполь­зование различных транквилизаторов (седуксен, элениум и др.) и других седативных средств. Только после ослабления или устранения общеневротнчееких расстройств и относи­тельного выравнивания П’ффектшшого состояния ребенка сле­дует постепенно подключить специальные логопедические занятия, включая так называемую логопедическую ритмику (В. А. Грипер, цит. по Г. Е. Сухаревой, 1959). При этом следует учитывать, что при проведении логопедических заня­тий с ребенком, страдающим невротической формой заика­ния, логопед должен, особенно на первых этапах лечения, по возможности избегать ‘Прямого привлечения внимания ребен­ка к его речевому дефекту, так как это может вести к эмо­циональному напряжению во времй речевой деятельности и появлению дезавтоматизации речи, что еще больше усили­вает речевое расстройство.

Как показывает опыт ряда специалистов (Н. А. Власова, 1959; Н. П. Тяпугин, 1966, и др.), невротическое заикание легче преодолевается с помощью групповых занятий (в спе­циализированных детских садах и дневных стационарах), поскольку в груше детей с однотипными расстройствами ре­бенок меньше тяготится своим дефектом и смелее пользу­ется речью. В связи с возможностью психотравмирующего воздействия на ребенка младшего возраста с невротическим заиканием длительного отрыва от родителей Н. А. Власова

(1959) считает более обоснованным лечение таких детей в условиях дневного логопедического полустационара. Первое лечебное учреждение такого типа, организованное в Мбскве по инициативе В. А. Гиляровскогр в 1930 г., показало высо­кую эффективность группового комплексного лечения детей дошкольного возраста с заиканием. В комплексном лечений невротического заикания у детей и подростков вспомогатель- , ную роль играют также методы физиотерапии и лечебной физкультуры. ‘

В лечении неврозоподобного заикания в отличие от не­вротического ведущая роль принадлежит сочетанию логопе­дических мероприятий с медикаментозной терапией, в част­ности применением средств, снижающих мышечный тонус, (мидокалм), дегидратирующих, рассасывающих средств, а

также с методами физиотерапии. Немалое значение имеют специальная музыкальная ритмика, лечебная физкультура. В то же время психотерапия имеет вспомогательное значе­ние и в основном направлена на лечение вторичных невро­тических реакций, возникающих в пубертатном возрасте. Из специальных видов психотерапии показана аутогенная тре­нировка. Лечение более легких случаев невротического заи­кания осуществляется у детей дошкольного возраста амбу­латорно, а также в упомянутых выше дневных полустацио- нарах и логопедических детских садах, а у детей школьного возраста и подростков — в амбулаторных условиях логопе­дами детских поликлиник и психоневрологических диспансе­ров и школьными логопедами. В случаях более выраженного и резистентного к амбулаторной терапии, а также часто ре­цидивирующего заикания показано стационарное лечение в условиях логопедических отделений психиатрических и,об­щих детских больниц, а также санаториев для детей с погра­ничной нервно-психической патологией.

bib.social

Невротическая форма заикания что это такое

Симптомы невротического заикания

Возникновению заикания невротической формы у детей предшествует психогения в виде испуга, либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2 — 6 лет.

У детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходят в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние. ходьба) формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам жизни малыша. В короткий промежуток времени (за 2-3 мес.) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы ‘захлебываются’ речью. Следует родителям на это обратить внимание, так как объемность и темповое расстройство речи ошибочно принимаются за высокую интеллектуальность ребенка.

Невротическое заикание возникает на фоне развитой фразовой речи, после перенесенной остро или, оставшейся незамеченной, психической травмы.

Лечение

При логоневрозах (невротических заиканиях) на первый план выходит психотерапевтическое воздействие (аутогенная тренировка, гипноз и так далее). Назначаются успокаивающие и снимающие спазм мышц лекарственные препараты, проводится работа с логопедом.

Неврозоподобное заикание требует массивного медикаментозного лечения и упорной логопедической работы.

Информация, приведенная в данном разделе, предназначена для медицинских и фармацевтических специалистов и не должна использоваться для самолечения. Информация приведена для ознакомления и не может рассматриваться в качестве официальной.

www.webapteka.ru

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Невротическое заикание у детей

Каждый из нас наверняка не однократно сталкивался с нарушением у детей ритма, плавности и темпа речи. Этот дефект, который способен резко ограничить коммуникативные возможности, называется заиканием. Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.

На протяжении долгого времени заикание рассматривали лишь, как форму речевого расстройства, но со временем данное заболевание стали также считать одним из видов невроза, при котором заикание является лишь его внешней стороной. Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, не зависимо от воли человека. Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.

Этиология невротического заикания.

Почему возникает данное психическое заболевание и кто наиболее ему подвержен? Главными причинам возникновения невротического заикание являются:

  • психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека);
  • затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека);
  • плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников);
  • внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).
  • Клиническая картина невротического заикания.

    Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи, сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении. Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости.

    Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения.

    Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке, заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения.

    Лечение невротического заикания

    Лечение данного заболевания довольно длительное, и, в большинстве случаев, успешное. Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях.

    При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи. Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия.

    Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано шоковой травмой.

    При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка.

    Главная цель лечения данного вида невроза – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье — спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения.

    При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры.

    Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием.

    Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания, помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!

    nevroz-psixoz.com

    Почему человек заикается: логоневроз у детей и заикание у взрослых

    Заикание — это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

    Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда — многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

    Как образуется речь

    Патогенез заикания имеет свои особенности, так как речевая функция контролируется двумя мозговыми центрами – Вернике и Брока. Они располагаются в височных и лобных долях, соответственно.

    Первый отвечает за постановку предложений, анализ речи, поступившей извне. Другими словами, он представляет собой слуховой центр головного мозга. А вот зона Брока отвечает за голосообразование посредством прямого воздействия на мышцы лица, которые отвечают за воспроизведение речи. При патологии происходит частичное выпадение функций той или иной зоны мозга, что приводит к неодинаковой скорости их работы, возникает заикание. В норме же эти мозговые центры действуют совместно, что и оказывает свое положительное влияние на речь в целом.

    Степень выраженности заикания будет зависеть от характера и силы повреждения вышеназванных зон Вернике и Брока.

    Механизм развития заикания

    Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

    Причины заикания у детей:

    • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
    • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
    • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
    • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
    • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
    • Сопутствующие соматические заболевания.

    Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

    Формы заикания

    По характеру проявлений заикание делится на тоническую и клоническую формы. Тоническая форма характеризуется пролонгацией конкретных звуков или слогов. Клоническая – их многочисленным повторением. Зачастую встречается смешанная форма заикания, при которой встречается как удлинение звуков и слогов, так и их повторение.

    По этиологии заболевания выделяют неврозоподобную и невротическую формы заикания.

    Невротическая форма заикания

    Невротическая форма заикания встречается у детей дошкольного и школьного возраста одинаково часто. Пусковым механизмом для ее возникновения служит сильное эмоциональное потрясение. Нарушение речевой функции отчетливо наблюдается тогда, когда ребенок испытывает волнение, и проходит самостоятельно при нормализации психоэмоционального фона. Как правило, у таких детей отсутствуют какие-либо травмы или грубые патологии в анамнезе, нет и серьезных нарушений нервной деятельности. Заикание при этой форме обуславливается неспособностью ребенка правильно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на стрессовый фактор. Если вовремя повлиять на ребенка, то патологический процесс можно остановить. В другом случае заикание будет носить пребывающий характер – возникать каждый раз при стрессовой ситуации. Особенность характера у таких детей – это чрезмерная впечатлительность и ранимость, мнительность, тревожность. В отличие от неврозоподобной формы дети с невротическим заиканием хорошо учатся, умеют и могут правильно говорить в межприступные периоды.

    Невротическое заикание можно заподозрить и при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нестабильность нервной системы:

  • Различные фобии;
  • Недержание мочи;
  • Раздражительность;
  • Агрессивность.
  • Более того, в школьном возрасте, когда идет становление человека как личности, ребенок может замкнуться в себе из-за наличия такого речевого дефекта.

    Неврозоподобная форма заикания

    При неврозоподобной форме заикания психотравмирующие факторы отсутствуют. Однако в анамнезе была перенесена какая-либо инфекция, гипоксия или травма черепа и\или головного мозга. Неврозоподобное заикание чаще всего возникает у детей 3-5 лет. Ребенок с данной формой патологии отстает в нейропсихическом развитии, поздно начинает разговаривать, ходить. У него постоянно присутствует слабость и повышенная утомляемость, импульсивность поступков. Первые слова он говорит после 2 лет, а словарный запас накапливается очень медленно. Когда ребенок учится формировать фразы (около 3-4 лет) начинает развиваться неврозоподобное заикание. Причем предложения, составленные этим ребенком, будут наделены рядом звуков и слогов, которых не должно быть в разговоре («Э», «А» и другие). Инвалидность при заикании зачастую встречается именно при неврозоподобной форме, хотя и не у всех детей, перенесших какую-либо внутриутробную инфекцию, развиваются грубые нарушения речевого аппарата. Инвалидность ставится специальной комиссией, при маловыраженных явлениях или невротической она не ставится, только если у последней заикание не имеет стойкий характер.

    Клиническая картина

    Симптомы заикания включают в себя нарушение речевой функции, вследствие чего речь носит прерывистый характер с многочисленными повторениями или пролонгациями слогов и звуков. Иногда наблюдается астеновегетативная симптоматика в виде усталости, тревожности, депрессии, раздражительности и многого другого. Но, несмотря на вышеперечисленные признаки, мужчин с заиканием берут в армию, если нарушения речи носят не тотальный характер (малоразличимые фразы).

    Заикание у детей

    Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

    При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

    Заикание у взрослых

    Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

    Лечение заикания

    Для успешной терапии должен применяться комплексный метод преодоления заикания. Если имеет место быть невротическая форма, то тогда основное лечение будет направлено на устранение невроза. На ранних стадиях развития возможна коррекция состояния под контролем психолога и логопеда, в дальнейшем, при отрицательной динамике могут назначаться лекарственные препараты, подавляющие возбудимость центральной нервной системы. В зависимости от тяжести логоневроза применяются седативные, ноотропные и противотревожные лекарства. Так как во время нарушения речи у пациентов наблюдается судорожная активность и подергивание конечностей, целесообразен прием противосудорожных препаратов на основе вальпроевой кислоты (Пантогам, Фенибут). Хороший результат дает витаминотерапия, сульфат магния, что оказывает укрепляющее воздействие на нервную систему.

    Немедикаментозные методы

    Для коррекции заикания существует множество методов, однако все они рассчитаны на устранение определенной первопричины, поэтому занятия с логопедом должны проходить в индивидуальном порядке под консультацией психотерапевта. Психолог также необходим в данной ситуации, потому что неокрепшая психика ребенка воспринимает свою речевую особенность как что-то постыдное, что приводит к замыканию в себе и нежеланию общаться со сверстниками. Иногда положительные результаты дает групповая терапия, когда ребенок общается с детьми, имеющими такое же нарушение речи. Это помогает ребенку принять себя и, в некоторых случаях, заикание проходит само собой. Также практикуют лечение гипнозом, которое напрямую связано с устранением причины, приведшей к заиканию. А самая основная и важная задача лежит на плечах родителей, ведь именно от них будет зависеть, как ребенок поведет себя в той или иной стрессовой ситуации. Поэтому, регулярно уделяя своему ребенку время, можно предотвратить развитие логоневроза у него в дальнейшем.

    opsihoze.ru

    Это интересно:

    • Причины депрессии в браке Причины депрессии в браке Родненькие, прошу вас, помогите. Мне очень плохо сейчас.Я в депрессии, муж, с которым прожила в счастливом браке 20 лет, оставил меня 4 месяца тому назад . У нас 2 чудесных деток- сыну 19 лет, дочке-11. Я его очень люблю, а как вернуть - не знаю. Он хороший человек и в то, что […]
    • Соотношения роста и веса при анорексии Соотношения роста и веса при анорексии Стремление быть худой уже давно вышло за все допустимые пределы, стремясь подражать своим звездным кумирам и навязанным образам, молодые девушки все чаще становятся жертвами анорексии – психического расстройства, при котором желание похудеть становится патологическим, а страх […]
    • Акатинол мемантин детям при аутизме отзывы Акатинол Мемантин детям: инструкция по применению, отзывы При нарушениях памяти, восприятия и других функций головного мозга взрослым могут назначить препарат под названием Акатинол Мемантин. Но разрешено ли применять это лекарство в лечении детей? Форма выпуска Акатинол Мемантин выпускают в таблетированной форме. […]
    • Если тяжело дышать невроз Тяжело дышать,нехватка воздуха Здравствуйте!. Мне 26лет. Начну так: когда мне было еще 20лет. у меня произошел сильный нервный срыв(смерть матери).После етого я лечил нервы(Невроз).Все обошлось,я прошел курсы лечения и как-бы стало все в норму.Тоесть 4года меня ничего не безпокоило! Ну вот полтора года назад, у меня […]
    • Флуоксетин при депрессии Форум Нейролептик.ру - консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах Флуоксетин (Прозак) Rush85 04 Окт 2013 6 дней - это очень мало. Эффект флуоксетина развивается от 4-х до 6-8 недель. Дозировку недели три не надо повышать. Аппетит тоже не обязательно должен пропадать. Бессоница может быть и оттого, что дозу […]
    • У кого была послеродовая депрессия когда прошла У кого была послеродовая депрессия когда прошла Расскажите - в чём у вас проявлялось,сколько (максимум) длилось. У меня. По-моему всё ещё длится. Уже 3.5 года. Рассказывать не хочу, стыдно будет всю жизнь. Могу сказать одно, НАДО БЫЛО ПРЯМО ИЗ РОДДОМА ЕХАТЬ К ПСИХИАТРУ, а я думала так и должно быть. Ужас. у меня […]
    • Депрессии при герпес Депрессии при герпес Здравствуйте. Пишу потому, что мысли о суициде просто не покидают меня. Я сама боюсь этих мыслей,но они облегчают мое существование. Я хочу умереть потому, что не оправдала надежд моих родителей, моих сестренки с братишкой, а главное - своих надежд. Я росла в восточной семье, где […]
    • Препарат от белой горячке Препарат от белой горячке Весьма эффективен также левомепромазин (тизерин) при внутримышечном, а еще лучше внутривенном введении (50 мг левомепромазина в 15—20 мл 40% раствора глюкозы). Вводить медленно, при необходимости 2—3 раза в день. Нейролептики. Хороший терапевтический эффект оказывает внутривенное или […]