Невротические расстройства этиология

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОЗОВ

Этиология и патогенез невротических расстройств определяются следующими факторами.

Генетические — это в первую очередь конституциональные особен­ности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы.

Факторы, влияющие в детском возрасте. Исследования, проводив­шиеся в этой области, не доказали однозначного влияния, однако нев­ротические черты и наличие невротических синдромов в детском воз­расте свидетельствуют о недостаточно устойчивой психике и об отста­вании в созревании. Особое значение влиянию психотравм раннего детства на формирование невротических расстройств уделяют психоа­налитические теории.

Личность. Факторы детского возраста способны формировать лич­ностные особенности, которые впоследствии становятся почвой для развития неврозов. Вообще, значение личности в каждом случае как бы обратно пропорционально степени тяжести стрессовых событий в мо­мент начала невроза. Так, у нормальной личности невроз развивается лишь после серьезных стрессовых событий, например неврозы военно­го времени.

Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

Невроз как нарушение научения. Здесь представлены теории двух типов. Сторонники теорий первого типа признают некоторые этиологи­ческие механизмы, предложенные Фрейдом, и пытаются объяснить их с точки зрения механизмов научения. Так, вытеснение при этом тракту­ется как эквивалент научения избеганию; эмоциональный конфликт приравнивается к конфликту приближения — уклонения, а смещение — к ассоциативному научению. Теории второго типа отвергают идеи Фрейда и пытаются объяснить невроз, исходя из понятий, заимствован­ных в экспериментальной психологии. При этом тревога рассматрива­ется как стимулирующее состояние (импульс), тогда как другие симп­томы считаются проявлением усвоенного поведения, подкреплением для которого служит вызываемое ими снижение интенсивности этого импульса.

Факторы окружающей среды (условия жизни, труда, безработица и т.п.). Неблагоприятная обстановка; в любом возрасте наблюдается чет­кая взаимосвязь между психологическим здоровьем и показателями со­циального неблагополучия, такими как непрестижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам, таким как транспорт. Вероятно, неблагоприятная со­циальная обстановка увеличивает степень дистресса, но вряд ли высту­пает этиологическим фактором в развитии более тяжелых расстройств. Неблагоприятные жизненные события (одна из причин — отсутствие в социальном окружении защитных факторов, а также внутрисемейные неблагоприятные факторы).

Достаточно четко все эти факторы были суммированы в теории «барьера психической резистентности» (Ю.А. Александровский) и раз­витии невротического расстройства в тех случаях, когда этот барьер недостаточен для противодействия психотравме. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности ре­агирования человека. Хотя он базируется на двух (расчленяемых лишь схематично) основах — биологической и социальной, но по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением.

Морфологические основы неврозов. Доминировавшие представле­ния о неврозах как функциональных психогенных заболеваниях, при которых в мозговых структурах отсутствуют какие-то морфологичес­кие изменения, в последние годы подверглись существенному перес­мотру. На субмикроскопическом уровне выделены церебральные изме­нения, сопутствующие изменениям ВНД при неврозах: дезинтеграция и деструкция мембранного шипикового аппарата, уменьшение числа ри­босом, расширение цистерн эндоплазматического ретикулума. Отмече­на дегенерация отдельных клеток гиппокампа при экспериментальных неврозах. Общими проявлениями адаптационных процессов в нейронах мозга считаются увеличение массы ядерного аппарата, гиперплазия ми­тохондрий, нарастание числа рибосом, гиперплазия мембран. Изменя­ются показатели перекисного окисления липидов (ПОЛ) в биологичес­ких мембранах.

bib.social

Этиология невротических и соматоформных расстройств

Наибольшее распространение в настоящее время получили психодина­мические и когнитивно-поведенческие теории личности и происхождения не­врозов.

Согласно первым [Фрейд А., 1936; Мясищев В. Н., 1961; Захаров А. И., 1982; Фрейд 3., 1990; Эйдемиллер Э. Г., 1994], невротические расстройства являются следствием неразрешенного невротического конфликта как внут­ри-, так и межличностного. Конфликт потребностей создает эмоциональное напряжение, сопровождаемое тревогой. Потребности, которые длительно сцеп­лены друг с другом в конфликте, не имеют возможности быть удовлетворен­ными, но длительно персистируют во внутриличностном пространстве. Персистирование конфликтов требует большого количества энергии, которая вместо того, чтобы быть направленной на развитие личности /организма, тра­тится на энергетическое поддержание его. Именно поэтому универсальным симптомом при всех формах неврозов у детей, подростков и взрослых явля­ется астения.

Выдающийся вклад в понимание природы неврозов в рамках психодина­мической парадигмы сделал В. Н. Мясищев (1961), который является крупной фигурой, предопределившей развитие «патогенетической психотерапии» (личностно-ориентированной, реконструктивной психотерапии Б. Д. Карвасарского,

Г. Л. Исуриной и В. А. Ташлыкова) и семейной психотерапии в СССР.

В современной психоневрологии заметное место заняла теория полифак­торной этиологии невротических и соматоформных расстройств, в которой психологическому фактору отводится ведущая роль.

В наибольшей степени содержание психологического фактора раскрыто в патогенетической концепции неврозов и «психологии отношений», разработанных В. Н. Мясищевым, согласно которой психологическим ядром личности является индивидуально-целостная и организованная система субъективно-оценочных, активных, сознательных, избирательных отношений с окружающей средой. Сейчас распространено мнение, что отношения могут быть и неосознанными (бессознательными).

В. Н. Мясищев видел в неврозе глубокое личностное расстройство вслед­ствие нарушений системы отношений личности. При этом «отношение» рас­сматривалось им как центральный системообразующий фактор среди мно­гих психических свойств. «Источником невроза и физиологически, и психо­логически, — считал он, — являются трудности или нарушения во взаимо­отношениях человека с другими людьми, с социальной действительностью и с задачами, которые перед ним ставятся этой действительностью» [Мяси­щев В. Н., 1960].

Какое место в истории занимает концепция «психологии отношений»? Эта концепция развивалась в условиях тоталитарного общества. В. Н. Мя­сищев, унаследовав научный методологический потенциал своих учителей — В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и своего коллеги М. Я. Басова, обратился к тому живому, что было в философии К. Маркса, — к тезису К. Маркса о том, что «сущность человека есть совокупность общественных отношений». По мнению Л. М. Вассермана и В. А. Журавля (1994), это обстоятельство помогло В. Н. Мясищеву возвратить в научный обиход теоретические пост­роения А. Ф. Лазурского и известного российского философа С. Л. Фран­ка об отношениях личности к себе и к окружающей среде.

Если понятие «отношение» для И. Ф. Гарбарта, Г. Гефтинга и В. Вундта подразумевало «связь», зависимость между частями внутри целого — «пси­хики», то для В. М. Бехтерева понятие «отношение» («соотношение») озна­чало не столько целостность, сколько активность, то есть способность психи­ки не только отражать среду, но и преобразовывать ее.

Для А. Ф. Лазурского понятие «отношение» имело три значения:

1) на уровне эндопсихики — взаимная связь сущностных единиц пси­хики;

2) на уровне экзопсихики — феномены, появляющиеся в результате взаимодействия психики и среды;

3) взаимодействие эндо- и экзопсихики.

М. Я. Басов — до последнего времени почти не известный широкому кругу психиатрической общественности ученик В. М. Бехтерева и коллега В. Н. Мясищева, — стремился создать «новую психологию» на основе того подхода, который позже получил название системного. Он считал «расчле­нение единого реального процесса жизни на две несоединимые половины — физическую и психическую — одной из самых удивительных и роковых иллюзий человечества». Отношения организма/личности и среды взаимны, причем среда представляет собой объективную реальность в ее отношении к организму/личности.

Схематически это может выглядеть так (рис. 19).

Рис. 19. Взаимоотношения организма и среды.

О — возможности объекта в роли матери

С — возможности объекта в роли сына

O1 — новые возможности объекта в роли матери

С1 — новые возможности объекта в роли сына

В своем учении В. Н. Мясищев не только интегрировал идеи В. М. Бех­терева, А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова, но и выдвинул свои собственные. Он выделял уровни (стороны) отношений, которые формируются в онтогенезе:

1) к другим лицам в направлении от формирования отношения к ближ­нему (мать, отец) к формированию отношения к дальнему;

2) к миру предметов и явлений;

Отношение человека к самому себе, по Б. Г. Ананьеву (1968, 1980), явля­ется наиболее поздним образованием, но именно оно обеспечивает целостность системы отношений личности. Отношения личности, объединенные между со­бой через отношение к себе, образуют иерархическую систему, которая играет направляющую роль, определяя социальное функционирование человека.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

Мамы и папы!

Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

razvitie-rebenka.pro

Невротические расстройства личности у детей и взрослых

Невротические расстройства личности (неврозы, психоневрозы) — это заболевания центральной нервной системы, выделенные в особую группу. Они нарушают нормальную деятельность только избирательных сфер человеческой психики и не вызывают серьезных отклонений в поведении личности, но способны ощутимо ухудшить качество жизни пациента.

Статистические данные свидетельствуют о постоянном росте заболевания за последние 20 лет. Ученые связывают это с большим ускорением ритма жизни и многократно увеличившейся информационной нагрузкой. Женщины более подвержены развитию невротических расстройств: у них такие расстройства диагностируют в два раза чаще, чем у мужского населения (7,6% мужчин и 16,7% женщин на 1000 человек). При своевременном обращении к специалистам большинство невротических расстройств успешно излечиваются.

Невротическими расстройствами в клинической практике называют большую группу функциональных обратимых расстройств психики, протекающих преимущественно по затяжному типу. Клиническими проявлениями неврозов являются навязчивые, астенические и истерические состояния пациентов, сопровождающиеся обратимым понижением работоспособности, как умственной, так и физической. Изучением и лечением неврозов занимается психиатрия. В истории исследования патологии различные ученые полагали, что ее развитие вызвано совершенно разными причинами.

Всемирно известный русский нейрофизиолог И. П. Павлов определял невроз как хронически протекающее нарушение высшей нервной деятельности, развивающееся вследствие экстремально интенсивного нервного напряжения участков коры головного мозга. Основным провоцирующим фактором этот ученый считал чрезмерно сильные или длительные внешние воздействия. Не менее известный психиатр З. Фрейд основной причиной полагал внутренний конфликт личности, состоящий в подавлении влечений инстинктивного «Оно» моралью и общепринятыми нормами «Сверх-Я». Психоаналитик К. Харни в основу невротических изменений ставила противоречие внутренних способов защиты (основаны на движении личности «к людям», «против людей», «от людей») от неблагоприятных социальных факторов.

Современное научное сообщество сходится во мнениях, что невротические расстройства имеют два основных направления возникновения:

  • 1. Психологическое — включает в себя индивидуальные особенности человека, условия его воспитания и становления как личности, развитие его взаимоотношений с социальным окружением, уровень амбиций.
  • 2. Биологическое — связано с функциональной недостаточностью определенных участков нейромедиаторной или нейрофизиологической системы, что значительно снижает психологическую устойчивость к негативным психогенным воздействиям.
  • Провоцирующим фактором для начала развития любой формы заболевания всегда являются внешние или внутренние конфликты, жизненные обстоятельства, вызывающие глубокую психологическую травму, длительный стресс или критическое эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение.

    По типу проявления и симптоматике, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней), невротические расстройства разделяют на следующие группы:

  • F40. Фобические тревожные расстройства: сюда входят агорафобия, все социальные фобии, другие подобные расстройства.
  • F41. Панические расстройства (панические атаки).
  • F42. Навязчивые идеи, мысли и ритуалы.
  • F43. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.
  • F44. Диссоциативные расстройства.
  • F45. Соматоформные расстройства.
  • F48. Прочие невротические расстройства.
  • Следует отметить, почему невротические расстройства выделены в отдельную группу патологий психики. В отличие от других психиатрических заболеваний, для неврозов характерны: обратимость процесса и возможность полного восстановления, отсутствие слабоумия и нарастающих изменений личности, мучительный для пациента характер патологических проявлений, сохранение у пациента критического отношения к своему состоянию, превалирование психогенных факторов, как причины возникновения болезни.

    Симптомы, характерные для неврозов в целом, можно разделить на две группы. Так, физически это состояние проявляется следующим образом:

  • у человека кружится голова;
  • ему не хватает воздуха;
  • его знобит или, наоборот, бросает в жар;
  • имеет место учащенное сердцебиение;
  • у больного дрожат руки;
  • его бросает в пот;
  • появляется ощущение тошноты.
  • Психологические симптомы невроза следующие:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • напряженность;
  • ощущение нереальности происходящего;
  • ухудшение памяти;
  • утомляемость;
  • нарушение сна;
  • трудности с концентрацией;
  • страхи;
  • ощущение взвинченности;
  • скованность.
  • Тревожные расстройства при невротических состояниях — одни из наиболее часто диагностируемых форм невротических изменений. В свою очередь подразделяются на три типа:

  • 1. Агорафобия — проявляется страхом перед местом или ситуацией, откуда невозможно уйти незаметно или незамедлительно получить помощь при погружении в экстремально тревожное состояние. Пациенты, подверженные таким фобиям, вынуждены избегать столкновения со специфическими провоцирующими факторами: большими открытыми городскими пространствами (площади, проспекты), многолюдными местами (торговые центры, вокзалы, концертные и лекционные залы, общественный транспорт и т. д.). Интенсивность патологии сильно варьирует, и пациент может вести практически нормальный образ жизни, а может быть не в состоянии даже выйти из дома.
  • 2. Социофобия — тревога и страх вызваны опасением публичного унижения, демонстрации своей слабости, несоответствия чужим ожиданиям. Расстройство проявляется в невозможности высказывать свое мнение большому количеству слушателей, также пользоваться общественными банями, бассейнами, пляжами, спортивными залами из-за страха быть осмеянным.
  • 3. Простые фобии — самый обширный и разнообразный тип расстройств, поскольку вызвать патологическую боязнь могут любые конкретные объекты или ситуации: явления природы, представители животного и растительного мира, вещества, состояния, болезни, предметы, люди, действия, тело и его части, цвета, числа, определенные места и т. д.
  • Фобические расстройства проявляют себя целым рядом симптомов:

    • сильным страхом перед объектом фобии;
    • избеганием такого объекта;
    • тревогой в ожидании встречи с ним;
    • повышенной потливостью;
    • учащением сердцебиения и дыхания;
    • головокружением;
    • ознобом или жаром;
    • затрудненным дыханием, нехваткой воздуха;
    • тошнотой;
    • потерей сознания или предобморочным состоянием;
    • оцепенением.
    • У больных с этим типом расстройства наблюдаются периодически повторяющиеся приступы крайней тревоги — так называемые панические атаки. Проявляются в полной потере у пациента контроля над собой и приступе сильнейшей паники. Характерная черта патологии — отсутствие конкретной причины приступа (определенной ситуации, объекта), внезапность для окружающих и самого больного. Приступы могут быть редкими (несколько раз в год) и частыми (несколько раз в месяц), их длительность варьирует от 1-5 мин до 30 мин. В тяжелых случаях часто повторяющиеся приступы приводят к самоизоляции и социальной изоляции пациентов.

      Такое невротическое состояние обычно диагностируют в детском и молодом возрасте, у женщин — в 2-3 раза чаще, чем у мужчин. При своевременной и адекватной комплексной терапии в большинстве случаев происходит полное выздоровление. При отсутствии лечения заболевание принимает затяжной характер течения.

      Для панического расстройства характерны следующие симптомы:

      • неконтролируемый страх;
      • одышка;
      • тремор;
      • потливость;
      • обморок;
      • тахикардия.
      • Навязчивые состояния, или обсессивно-компульсивные расстройства, характеризуются периодически появляющимися у пациента навязчивыми, пугающими мыслями или идеями (обсессиями) и (или) повторяющимися, также навязчивыми, внешне бесцельными и утомительными действиями в попытке избавиться от навязчивой мысли (компульсиями). Заболевание чаще диагностируют в подростковом и молодом возрасте. Компульсии часто принимают вид ритуала. Известно четыре основных вида компульсий:

      • 1. Очищение (выражается главным образом в мытье рук и протирании окружающих предметов).
      • 2. Предотвращение потенциальной опасности (многократная проверка электроприборов, замков).
      • 3. Действия по отношению к одежде (особая последовательность одевания, бесконечное одергивание, разглаживание одежды, проверка пуговиц, молний).
      • 4. Повторение слов, счет (часто с перечислением предметов вслух).
      • Выполнение собственных ритуалов всегда сопряжено у пациента с внутренним ощущением незавершенности какого-либо действия. В обычной повседневной жизни это проявляется в постоянной перепроверке собственноручно составленных документов, стремлении постоянно освежать макияж, многократной укладке вещей в шкафу и т. д. У подростков часто наблюдается сочетание проверки и очищения, проявляющееся в навязчивых прикосновениях к лицу и волосам.

        В эту группу входят расстройства, идентифицируемые на основе не только характерной симптоматики, но и очевидной причины: крайне неблагоприятного и негативного события в жизни пациента, вызвавшего экстремальную стрессовую реакцию. Существуют:

      • 1. Острая реакция на стресс — быстро проходящее расстройство (несколько часов или дней), возникшее в ответ на необычный сильный физический или психический раздражитель. Симптоматика включает: состояние»ошеломления», дезориентированность, сужение сознания и внимания.
      • 2. Посттравматическое стрессовое расстройство — является отсроченным или затянувшимся во времени ответом на стрессовый фактор исключительной силы (различные катастрофы). Симптоматика включает: повторяющиеся навязчивые воспоминания травмирующего эпизода в мыслях или кошмарных сновидениях, эмоциональная заторможенность, нарушения сна (бессонница), отчужденность, сверхнастороженность, перевозбуждение, депрессия, суицидальные мысли.
      • 3. Расстройство приспособительных реакций — характеризуется состоянием субъективного дистресса, возникающее в адаптационный период после воздействия стрессового фактора или значительных перемен в жизни пациента (утрата близкого человека или разлука с ним, вынужденная миграция в чуждую культурную среду, поступление в школу, выход на пенсию и т. д.). Этот тип расстройства создает трудности для нормальной социальной жизни и естественных поступков, и для него характерны следующие проявления: подавленность, настороженность, ощущение беспомощности и безвыходности, депрессия, культурный шок, госпитализм у детей в контексте отклоняющегося развития (недостаток общения ребенка первого года жизни со взрослыми).
      • Диссоциативные (конверсионные) расстройства изменениями или нарушениями в работе основных психических функций: сознания, памяти, чувства собственной идентичности и нарушения контроля за движениями собственного тела. Этиология возникновения признана психогенной, так как возникновение расстройства по времени совпадает с травмирующей ситуацией. Подразделяются на следующие формы:

      • 1. Диссоциативная амнезия. Характерная черта — частичная или избирательная потеря памяти, направленная именно на травмирующие или связанные со стрессом события.
      • 2. Диссоциативная фуга — проявляется внезапным переездом больного в незнакомой место с полной утратой личной информации вплоть до имени, но с сохранением универсальных знаний (языки, приготовление пищи и т. д.).
      • 3. Диссоциативный ступор. Симптоматика: уменьшение или полное исчезновение произвольных движений и нормальной реакции на внешние раздражители (свет, шум, прикосновение) при отсутствии физической патологии.
      • 4. Транс и одержимость. Характеризуется непроизвольной временной потерей личности и отсутствием осознания окружающего мира у пациента.
      • 5. Диссоциативные двигательные расстройства. Проявляются в виде полной или частичной утраты способности двигать конечностями, вплоть до припадка или паралича.
      • Отличительная особенность этого вида расстройств — повторяющиеся жалобы пациента на соматические (телесные) симптомы при отсутствии соматических заболеваний и настойчивые требования повторных обследований. Сходная клиническая картина наблюдается при неврозоподобных состояниях. Выделяют:

      • соматизированное расстройство — жалобы пациента на многочисленные, часто меняющиеся физические симптомы в любом органе либо системе, повторяющиеся на протяжении не менее двух лет;
      • ипохондрическое расстройство — пациент постоянно озабочен возможным наличием у него тяжелой болезни или появлением ее в будущем; при этом нормальные физиологические процессы и ощущения воспринимаются им как неестественные, беспокоящие признаки прогрессирующего заболевания;
      • соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы проявляет себя двумя типами симптомов, характерных для обычной дисфункции ВНС: первый содержит объективные жалобы пациента на потливость, тремор, покраснение, сердцебиение, второй включает субъективные жалобы не специфического характера на боли по всему телу, ощущения повышенной температуры, вздутия кишечника;
      • устойчивое соматоформное болевое расстройство — характеризуется устойчивой, резкой, подчас мучительной болью у пациента, возникающей под воздействием психогенного фактора и не подтвержденной диагностированным физическим нарушением.
      • Существует множество методик для лечения невротических расстройств. Терапевтические мероприятия зависят от формы и тяжести течения заболевания и всегда предусматривают комплексный подход, включающий следующие приемы и методы:

        1. 1. Психотерапия является основным методом в лечении неврозов. Она имеет основные патогенетические методики (психодинамическая, экзистенциальная, интерперсональная, когнитивная, системная, интегративная, гештальт-терапия, психоанализ), воздействующие на причины, провоцирующие развитие расстройства; а также вспомогательные симптоматические методики (гипнотерапия, телесноориентированная, экспозиционная, поведенческая терапия, различные техники дыхательной гимнастики, арт-терапия, музыкотерапия и т. п.), позволяющие облегчить состояние пациента.
        2. 2. Лекарственная терапия применяется как вспомогательный метод лечения. Назначение лекарственных препаратов может делать только квалифицированный специалист — психиатр или невролог. Для лечения обсессивно-компульсивных расстройств используют серотонинергические антидепрессанты (тразодон, нефазодон). Пациентам с легкими формами конверсионных неврозов часто назначают транквилизаторы (Реланиум, Элениум, Мезапам, Нозепам и др.) в малых дозах короткими курсами. Острые конверсионные состояния (грубые припадки), сочетающиеся с диссоциативными расстройствами, купируют внутривенным или капельным введением транквилизаторов. В случае затяжного течения болезни терапию дополняют нейролептиками (Сонапакс, Эглонил). Пациентам с соматоформными неврозами к психотропным препаратам добавляют общеукрепляющие средства-ноотропы (фенибут, пирацетам и др.).
        3. 3. Релаксационное лечение. Объединяет в себе целый комплекс вспомогательных методов, позволяющих достигнуть расслабления и улучшить состояние больного: массаж, иглоукалывание, занятия йогой.
        4. Невротические расстройства являются обратимыми патологиями и при адекватной терапии в большинстве своем излечиваются. Иногда возможно самостоятельное излечение невроза (конфликт утрачивает актуальность, человек активно работает над собой, стрессовый фактор полностью исчезает из жизни), но это случается редко. Основная масса случаев неврозов нуждается в квалифицированной врачебной помощи и наблюдении, причем лечение предпочтительнее проводить в специальных профильных отделениях и клиниках.

          neurofob.com

          Невротические расстройства (невроз), классификация и статистика

          Невротическое расстройство, или невроз – это функциональные, то есть неорганические, нарушения психики человека, которые возникают под воздействием стрессовых событий и психотравмирующих факторов на психику, личность и организм человека.

          Невротические расстройства могут сильно влиять на поведение, но не вызывать психотические симптомы и грубые нарушения качества жизни. Отдельной группой невротических расстройств считаются те, которые сопровождают расстройства психотического характера. Однако в классификацию они входят под отдельным кодом и далее рассматриваться не будут.

          По последним данным ВООЗ количество людей с невротическими расстройствами очень сильно увеличилось за последние 20 — 30 лет: до 200 человек на 1000 населения, в зависимости от региона, социальных и военных условий обитания. Почти в два раза выросли невротические расстройства у детей и подростков.

          Классификация невротических расстройств

          Одну из лучших классификаций можно найти в Международной классификации болезней 10-го издания (МКБ-10), основанной на системе классификации DSM. В эту классификацию невротические расстройства включены под кодом от F40 до F48. Имеются в виду следующие расстройства невротического уровня:

          • фобические тревожные расстройства;
          • реакция на острый стресс и нарушение адаптации;
          • обсессивно-компульсивное расстройство;
          • соматоморфные расстройства;
          • конверсионные;
          • различные тревожные расстройства;
          • неврастения;
          • деперсонализация/ дереализация.
          • Из классификации исключены те невротические расстройства, которые сопровождают психиатрические заболевания с психотическим синдромом, а также недомогание и утомляемость, психастения, последствия перенесённой болезни.

            Проявления неврозов

            Все эти виды невротических расстройств имеют ряд проявлений, которые и легли в основу классификации.

            Фобии (фобические расстройства) — это навязчивые страхи (собственно сами фобии), панические атаки и ипохондрическое расстройство. Фобий существует огромное количество и они характеризуются устойчивым, неконтролируемым страхом перед каким-либо явлением. Самой распространенной является

            агорафобия — страх столпотворений и больших пространств, при котором больной боится покинуть место своего привычного обитания.

            Панические атаки — это периодические приступы паники, которые длятся несколько секунд (до 15) и сопровождаются страхом смерти. Характерными являются вегетативные симптомы в виде сердцебиения, одышки, покраснения лица или патологической бледности.

            Ипохондрическое тревожное расстройство — это паталогический страх заболеть неизлечимым или очень тяжелым заболеванием. Признаки невротического расстройства в этом случае характеризуются повышенной нервной возбудимостью на почве опасений за состояние своего здоровья.

            Стрессовые реакции и сопутствующая дезадаптация – патологии невротические, связанные со стрессом и объединяющие такие расстройства:

            • острая реакция на стресс,

            • посттравматическое стрессовое расстройство. Это невротическое расстройство характеризуется постоянным состоянием внутреннего напряжения, похожее на пружину.

            Тяжелые расстройства сопровождаются деперсонализацией и дереализацией (« я не реален/ мир не реален»).

            Обсессивно-компульсивное расстройство — это синдром навязчивых мыслей, действий и состояний. Невозможность удовлетворить обсессию сопровождается страхом возникновения ужасных последствий.

            Соматоморфные расстройства — похожи на ипохондрические, но связаны с реалистичными болезненными ощущениями, которые вызывают постоянную тревожность и опасения за свою жизнь.

            Конверсионное расстройство — это следующие невротические психические расстройства: истерическая конверсия, различные моторные расстройства, сенсорные нарушения и вегетативные.

            Этиология неврозов

            Если психоз не имеет четко определенной этиологии по сей день, то невротическое расстройство характеризуется факторами, определенная последовательность которых создает условия для нарушения деятельности нервной системы.

            Говоря проще и короче причина невроза — сильная психическая травма, с которой психика не может справится.

            Для определения уровня значимости стресса существует даже отдельная шкала — Holmes— Rahe. Посредством выбора вариантов событий, имеющих место в течение последнего года, определяется уровень стресса в жизни человека. На первом месте стоит смерть близкого человека, военные действия, резкое изменение материального положения. Ели организм ослаблен, присутствует усталость — даже менее сильные факторы могут стать причиной невроза.

            Терапия невротических расстройств

            В терапии невротических расстройств важно обеспечить сочетание трех факторов:

          • Изменение условий жизни.
          • Медикаментозная поддержка.
          • Психотерапия невроза.
          • Пункт первый подразумевает максимальное устранение второстепенных стрессовых факторов (отпуск, больничный, выходные). Помогают занятия йогой, силовые нагрузки, дыхательные упражнения. Медикаментозная поддержка — это назначение препаратов, успокаивающих нервную систему, антидепрессантов. В тяжелых случаях назначают транквилизаторы. Психотерапия неврозов заключается в индивидуальной и групповой работе над эмоциональным состоянием, стрессовыми воспоминаниями и обучение навыкам реагирования на стресс. Лечение невроза – это длительный процесс, который во многом зависит от готовности и желания самого пациента вернуться к нормальной жизни.

            Видео: Лечение неврозов

            psyhodisease.ru

    Это интересно:

    • Методики для изучения стресса Методики для изучения стресса Существуют различные методы, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса. Для экспресс-диагностики стресса используется ряд устных шкал и опросников, направленных на определение уровней тревоги и депрессии. Среди специализированных тестов, в первую […]
    • Проблема взаимоотношений аргументы егэ Проблема человеческих взаимоотношений Как и многие люди, любящие своих родных, Наташа Ростова испытывала искреннюю семейную привязанность ко всем родственникам, была доброжелательна и заботлива. Для графини Ростовой Наташа была не только любимой, младшей дочерью, но и близкой подругой. Наташа прислушивалась к […]
    • Боязнь не услышать нет Страх услышать НЕТ Страх услышать НЕТ ДЖЕЙМС: Часто мы боимся услышать «нет». Когда мы приглашаем кого-то на свидание, нам могут ответить отказом. Когда идем на собеседование, нас могут не взять на работу. Когда мы создаем какой-то шедевр, мир может его не принять. И не думайте, что люди об этом не знают. Существует […]
    • Основные понятия в умственной отсталости Основные понятия в умственной отсталости Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие как вид нарушения относится к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями: Задержка в созревании […]
    • Стресс дома и на работе Стресс на работе Сегодня мы с вами поговорим о стрессе на работе, его причинах, последствиях и способах избегания или, хотя бы его минимизации. И так, что такое стресс? Для ответа на этот вопрос воспользуемся определением. Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — […]
    • Может ли подняться сахар при стрессе Причины повышенного сахара в крови кроме диабета Один из самых важных условий здоровья человека — содержание сахара в крови в нормальных границах. Пища – единственный поставщик глюкозы в организм. Кровь проводит ее по всем системам. Глюкоза – это ключевой элемент в процессе насыщения клеток энергией, как у мужчин, […]
    • Протестное поведение негативизм Протестное поведение Формы протестного поведения детей — негативизм, строптивость, упрямство. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: […]
    • Лекарства при деменции от агрессии Агрессия при деменции Проявление агрессии является одним их частых признаков у людей, страдающих деменцией. В умеренной и тяжелой стадии треть пациентов проявляет агрессивное поведение по отношению к окружающим их лицам. Агрессия при деменции разделяется на физическую (удары, толчки и др.) и вербальную (крики, […]