Невротический уровень психических расстройств

Расстройства невротического и психотического уровня

Для характеристики тяжести расстройств используются понятия невроз[6] (невротический уровень расстройств) и психоз (психотический уровень расстройств). Невротические расстройства более мягкие, не всегда заметны окружающим, поскольку человек понимает, что болен, и старается скрыть от посторонних свои проблемы.

Граница между данными уровнями условна. Болезнь, начавшаяся с симптомов невроза, может прогрессировать и перерасти в психоз. Лече­ние психоза или его самопроизвольное разрешение могут способство­вать переходу болезни в более мягкую форму, проявляющуюся невроти­ческими симптомами. В большинстве случаев разделение невроза и психоза проводят по следующим признакам:

(психотический уровень расстройств)

• ошибочное восприятие и осмысление действитель­ности;

• нелепое и опасное поведение (в том числе суицид);

• отсутствие критики (осознания болезни).

(невротический уровень расстройств)

. в целом верное восприятие и осмысление действи­тельности;

. поведение не всегда адаптивно, но опасные и нелепые поступки исключены;

. наличие критики, стремление избавиться от болезни.

1редложенные критерии не являются абсолютными, в некоторых Фаях они не действуют надлежащим образом. Так, расстройства лмч- (психопатии) обычно относят к пограничной (невротического |ня) патологии. Однако больные с психопатиями рассматривают \ поведение как вполне приемлемое, то есть у них нет критики. Час- риходится наблюдать у психопатов и суицидальные попытки. Щи- I распространенный истерический невроз чаще проявляется сома- вскими симптомами, возникающими по механизму самовнушения, центы при этом не могут признать, что больны психически, а не лески, то есть они также некритичны.

^Расстройства психотического уровня (бред, галлюцинации, помраче- |сознания, тяжелая депрессия, мания) рассматриваются как более спе- |ичные. Появление столь грубой симптоматики всегда приводит к де- дии пациента, а потому служит безусловным признаком болезни. 1евротические расстройства менее специфичны. Они могут быть ^явлением мягких, с благоприятным течением заболеваний, однако наблюдаются в инициальном периоде тяжелых болезней, сохра- ся при их прогрессировании и сосуществуют с симптомами психо- 1едует учитывать, что феномены, рассматривающиеся как симпто- | невроза, нередко встречаются у совершенно здоровых людей. В яеднем случае они возникают эпизодически и никак не влияют на адаптацию человека. При психических же заболеваниях они |1обретают упорный, навязчивый характер, преображают всю жизнь довека, иногда служат причиной инвалидизации.

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с ка­ким-либо определенным заболеванием. Более того, при одной и той болезни состояние человека в разные периоды описывается иногда как невротическое или психотическое. Следует отметить, что при некото­рых заболеваниях в течение всей жизни больного симптоматика не вы­ходит за рамки невротического уровня (группа собственно неврозов циклотимия, малопрогредиентные формы шизофрении, психопатии).

bib.social

Психотические и непсихотические психические расстройства, их характеристика и синдромы

Все психические расстройства по степени тяжести делятся на психотические и непсихотические.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:
1) грубой дезинтеграцией психики — неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов — так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред, однако разделение на психотические и непсихотические уровни в большей степени имеет четкую синдромальную ориентацию — параноидный, онейроидный и иные синдромы;
2) исчезновением критики (некритичностью) — невозможностью осмыс ления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирова ния особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действи ями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, накло

ности, несоответствия;
3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из лич ностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, свое морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадек ватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также н самого себя.

Непсихотические расстройства характеризуются:
1) адекватностью психических реакций реальности по содержанию, н часто неакдеватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что резк изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятс незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.д. раздражители и ситуации
2) сохранением критичности (но нередко, однако, утрированной, сенситивно заостренной);
3) ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

К непсихотическим расстройствам относятся:
— позитивные синдромы: эмоционально-гиперестетические, аффектив ные (депрессивные и маниакальные), невротические (навязчивые, истериче ские, деперсонализационные, сенестопатические, ипохондрические);
— негативные синдромы: дебильность, синдромы приобретенного психического дефекта.

К психотическим расстройствам относятся:
— позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и д прессивных синдромов, синдромы — паранойяльные и вербальные галлюци нации, кататонические, парафренные (онейроидные), галлюцинаторно-параноидные (синдром Кандинского), помрачения сознания (делирий, аменция сумерки), парамнезии, судорожные и психоорганические;
— негативные синдромы: имбецильность и идиотия, синдромы психического дефекта при снижении уровня и регресса личности, психический маразм.

psyera.ru

Психическое здоровье

Семиотика психических расстройств

Симптом (от греч. simptomum — совпадение, признак) — признак патологического состояния или болезни.

Психохопатологический симптом — состояние, наблюдающееся при различных психических расстройствах. Выделяют облигатные симптомы, играющие основную роль в формировании клинической картины болезни, т.е. в формировании основного ведущего синдрома, и факультативные, дополнительные, характеризующие особенности течения заболевания и его варианты.

Синдром (от греч. syndrome — скопление, стеснение) — совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом, закономерное сочетание продуктивных и негативных симптомов. Синдром — «совместный без симптомов». Термин «симптомокомплекс» был предложен К.Кальбаумом (1863) при описании кататонии. В то время он считал кататомию отдельным заболеванием, но позднее стало ясно, что это наиболее типичный вариант симптомокомплекса.

Немецкому психиатру В.Гризингеру принадлежит идея, в последующем ставшая основой «единого психоза», что все проявления психических болезней являются стадиями одного и того же процесса, на первых этапах которого наблюдаются аффективные расстройства и, чаще, меланхолия, затем возникает бредовая симптоматика и как исход — слабоумие.

Отечественные психиатры С.С.Корсаков и В.П.Сербский стремились изучить психозы в динамике. В.П.Сербский писал, что и кататония, и гебефрения имеют общие признаки и исход в раннее слабоумие,которое Э.Крепелин рассматривал как самостоятельное заболевание.

В начале XX в. И.Г.Оршанский при изучении острых психозов пришел к выводу, что состояние больного в каждый момент определяется не просто набором симптомов, а комплексом симптомов, объединеных общими закономерностями, и при развитии болезни происходит усложнение этих комплексов от более простых к более сложным, т.е. автор как бы повторил положение В.Гризингера, не устанавливая единую последовательность для всех психических болезней.

В связи с пандемией инфлюэнции 1888-1889 гг. появилось болы количество работ с описанием аментивных и делириозных состоян: с 1908 г. — серия работ немецкого психиатра К.Бонгеффера, который под названием «экзогенный тип реакции» объединил синдромы различной этиологии. К.Бонгеффер считал, что возможностей для ответных реакций у мозга меньше, чем различных вредных факторов, действующих на организм, поэтому возникают однотипные peaкция формирующиеся в синдромы.

Под названием «экзогенные типы реакций» К.Бонгеффер выделил следующие психопатологические синдромы: делирий, эпилептиформное возбуждение, сумеречное помрачение сознания, галлюциноз, аменцию, корсаковский синдром и кататонический синдром. В процес изучения он то раширял, то суживал набор этих синдромов. В конечном итоге наиболее типичными экзогенными типами реакций оказались делирий и корсаковский синдром.

Противники К.Бонгеффера, критикуя его концепцию, считали, экзогенный тип реакции обусловлен бурным темпом развития симптоматики в ответ на массивную вредность, и подтверждение этому видели в уменьшении количества, глубины и продолжительности состояний помраченного сознания при инфекционных и соматических заболеваниях в связи с активной терапией антибиотиками.

Наибольшее возражение вызывал кататонический синдром, однако; Э.Кречмер в 1941 г. описал позднюю кататонию, назвав ее аполлическим синдромом, у больных энцефалитом.

Английский невропатолог Дж.Х.Джексон сформулировал учение о «послойном» построении психической деятельности. Психические нарушения он рассматривал с позиций «диссолюции» — распада, поражения вначале высших, наиболее дифференцированных, слоев психики и считал, что психоз зависит от четырех факторов: степени глубины диссолюции, особенностей личности, темпа диссолюции и прочих а матических и других экзогенных условий.

Джексон подчеркивал, что чем быстрее происходит диссолюция. тем более выражена активность слоев, непосредственно затронутых болезненным процессом. Он высказал идею, что психические заболевания состоят из продуктивных (позитивных) расстройств, которые обусловлены деятельностью неповрежденных слоев нервной системы. и негативных, связанных и вызванных самим патологическим процессом. Если «минус-симптомы», или негативные расстройства, связаны с этиологическим фактором, представляющим нозологическую характеристику болезни, то позитивные, или продуктивные, расстройства представляют собой реакцию организма, менее специфическую и не несущую диагностической информации о причинах, вызвавших эти расстройства. Клинически диссолюция проявляется психопатологической симптоматикой.

Синдром как этап болезни может быть одинаковым при различных заболеваниях, что обусловлено приспособлением к измененным условиям жизни (болезни) с помощью однотипных способов реагирования. Это проявлляется в виде симптомов и синдромов, которые при развитии усложняются и превращаются из простых в сложные или из малых в большие.

При разных расстройствах их клиническая картина изменяется в определенной последовательности, т.е. существует свойственный каждому заболеванию стереотип развития.

Выделяют общепатологический стереотип развития, свойственный всем болезням, и нозологический стереотип, который типичен для отдельных болезней (И.В.Давыдовский).

Общепатологический стереотип развития болезней предусматривает наличие общих закономерностей при всех заболеваниях. Еще В.Гризингер пытался выделить эти закономерности для психических болезней, .считая, что каждое заболевание начинается с депрессии, затем появляется бредовая симптоматика и заканчивается все слабоумием.

Выявлено, что на начальных этапах при прогрессирующих психических заболеваниях чаще обнаруживаются позитивные расстройства, которые могут быть представлены невротическими, аффективными, бредовыми и психоорганическими проявлениями. Иными словами, при прогрессирующих психических расстройствах клиническая картина неуклонно усложняется и углубляется. Типичным примером служит формирование клинических проявлений при шизофрении: на начальных этапах уживаются расстройства невротического уровня, астенические, фобические, затем появляются аффективные расстройства, бредовая симптоматика, усложняющаяся галлюцинациями и псевдогаллюцинациями синдромом Кандинского-Клерамбо, парафренным бредом и исходом в апатическое слабоумие.

Негативные психические расстройства, несмотря на общепатологические акономерности формирования дефекта личности в связи с болезнью имеют неоднозначные тенденции в таких группах заболеваний как, эндогенные, психогенные и экзогенно-органические.

Негативные расстройства обычно представлены следующими синдромами: астеническими и церебрастеническими (истощением психикой деятельности, по терминологии А.В.Снежневского), изменениями личности, включающими психопатоподобные расстройства, причем при психогенных расстройствах — это патохарактерологичесеие нарушения, проявляющиеся утратой способности индивида руководить своими эмоциями и поведением при адаптации к окружающей среде.

При экзогенно-органических заболеваниях негативные расстройства характеризуются психопатоподобными изменениями личности, которые проявляются в чрезмерной насыщенности переживаний, неадекватностью по силе и выраженности эмоциональных реакций, эксплозивности и агрессивности поведения.

При эндогенных заболеваниях, особенно при шизофрении, изменения личности имеют, по сравнению с экзогенно-органическими расстройствами, противоположные тенденции и характеризуются эмоциональным обеднением и диссоциированностью эмоциональх проявлений, их разлаженностью и неадекватностью. Такой характер эмоциональных нарушений получил название «стекло и дерево».

Следующий уровень негативных расстройств характеризуется снижением продуктивной деятельности за счет интеллектуально-мнестических и аффективных расстройств.

При эндогенных экзогенно-органических заболеваниях эти pастройства различны. Если при экзогенно-органических заболеваниях наблюдается непосредственное снижение памяти и обеднение интелектуальной деятельности, то при шизофрении эти расстройства обусловлены глубиной аффективных нарушений, апатией, абулией, а само слабоумие носит название апатического слабоумия.

Принято считать, что у больных шизофренией не страдает память однако хорошо известны случаи, когда больные, находясь длительно в отделении, не знают имени лечащего врача, соседей по палате, затрудняются назвать даты.

Однако эти расстройства не истинные, а обусловленные аффективными нарушениями. В ситуациях, к которым у больных имеется интерес, память оказывается сохранной.

В раннем детском возрасте негативные симптомы связаны с нарушением психического развития, т.е. носят дизонтогенетический характер (В.В.Ковалев). В дошкольном и младшем школьном возраси интеллектуально-мнестическое и эмоциональное снижение изменчиво, нестойко, перекрывается нарушениями развития соответствующий психических функций. Такие негативные симптомы, которые у взрослых оцениваются как снижение уровня личности, в младшем детском возрасте редуцированы из-за незрелости этих функций. Возрастных эквивалентами считаются нарушение навыков опрятности, моторики (ходьбы, самообслуживания, выполнения элементарных трудовьх процессов), снижение побуждений или двигательная расторможеиность, примитивная игровая деятельность, утрата чувства дистанции со взрослыми, потеря контакта со сверстниками и привязанности к близким (Сухарева Г.Е., 1965). У детей школьного возраста это выражается | в нарушении усвоения школьных знаний, снижении критики к своим поступкам, психопатоподобными формами поведения: гиперактивностью, эйфоричностью, расторможенностью влечений или бездеятельностью, апатией.

Продуктивные психопатологические расстройства у детей рудиментарны, наблюдаются бредовые страхи и бредовая настроенность вместо бредовых идей, патологическое фантазирование, визуализированные образные представления, гипнагогические галлюцинации, иллюзии воображения и другие галлюциноиды вместо истинных галлюцинаций. Продуктивные расстройства у детей фрагментарны и развернуты.

В.В.Ковалев предлагает выделять негативно-дизонтогенетические и продуктивно-дизонтогенетические симптомы и синдромы у детей.

К негативно дизонтогенетическим синдромам он относит синдромы общего психического недоразвития (олигофрения), психического инфантилизма. невропатии, раннего детского аутизма, психопатические синдромы и гебоидный синдром. Эти синдромы в своей основе имеют дизонтогенетические механизмы общей или парциальной ретардации, диспропорционального развития, связанного с асинхронией.

К продуктивно-дизонтогенетическим синдромам относятся: гебефренический синдром, синдромы регрессивных расстройств (нарушения психомоторики, навыков, элективный мутизм и др.), страхи, патологические фантазирование, уходы и бродяжничество в детском возрасте синдромы дисморфофобии-дисморфомании, нервной анорексии, сверхцениных увлечений и интересов подростков,

Патогенетическую основу этих синдромов составляют механизм высвобождения онтогенетически более ранних форм реагирования из-под влияния позднее сформированных функциональных систем мозга и фиксация незрелых типов реакций. Эти симптомы обычно временные и исчезают по мере созревания ребенка и подростка.

Уровни психических расстройств

Все психические болезни (эндогенные, соматогенные, органические и психогенные) могут проявляться психотическими, невротическими и психопатическими расстройствами.

Под психотическим уровнем психических расстройств принято понимать такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя окружающую обстановку, отношение внешних событий к нему и к его ситуации, все это сопровождается нарушением психических реакций поведения, дезорганизацией психики. Между психотическим см нарушения психической деятельности и психозом часто ставится знак: равенства. Под психозом принято понимать такое болезненное расстройство психики, проявляющееся целиком или преимущественно неадекватным отражением реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, с возникновением несвойственных нормальной психике явлений (галлюцинации, психомоторные и аффективные расстройства). А.А.Портнов писал что психоз — повреждение адаптации личности к внешнему миру отсутствие или извращение произвольной адаптации.

Невротический уровень расстройств психической деятельности характеизуется сохранением правильных отношений к происходящим событиям , правильной оценкой собственного состояния как болезненного, адекватным поведением и наличием расстройств в сфере вегетативных, сомоторных и аффективных проявлений. А.А.Портнов считал эти расстройства нарушениями непроизвольной витальной адаптации.

Психопатический уровень психических расстройств характеризуется стойкой дисгармонией личности, нарушением адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной эффективности и аффективной оценки окружающего. Психопатический уровень психических расстройств может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенсенными заболеваниями и при патологических развитиях личности.

Психотические расстройства (психозы) встречаются в 5 раз ча чем непсихотические заболевания. Психические расстройства часто вначале проявляются вегетативными и соматическими симптомами в связи с чем больные обращаются к врачам общей практики.

Известно, что психические травмы неблагоприятно влияют на течение соматических заболеваний, могут нарушаться сон, аппетит, снижается активность и сопротивляемость к болезни. В период эмоциональных подъемов обычно наблюдается уменьшение числа соматических заболеваний, как это наблюдалось под влиянием патриотических чувств во время Великой Отечественной войны.

К врачам общей практики обращаются не только больные с начальными формами психических заболеваний, но и больные с непсихотическими формами психических расстройств, при которых так преобладают соматические жалобы.

В.А. Гиляровский называл эту группу больных пограничной, считая что у них расстройства находятся на границе между психической болезнью и здоровьем, психической и соматической патологией.

П.Б.Ганнушкин называл эти расстройства малой психиатрией О.В.Кербиков писал, что между формами пограничной психиатрии не существует четких границ, между неврозами и психопатиями или между соматоформными расстройствами и расстройствами личности находится много промежуточных состояний, отражающих те или иные ра стройства. Это создает большие трудности для врачей общей практик которые должны распознать психические расстройства, оценить их и принять соответствующее решение по оказанию помощи больному.

www.eurolab.ua

Медицинская учебная литература

Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

Общая психопатология

Понятие расстройств невротического и психотического уровня

Мы видим, что простые и сложные синдромы определяют различные уровни психических расстройств, традиционно обозначаемые как невротический уровень расстройств — невроз (Не следует путать понятие невроза как невротического уровня расстройств с неврозами — названием группы психогенных заболеваний с мягкой симптоматикой невротического уровня (см. раздел 21.3). Иногда, чтобы подчеркнуть, что последние — проявление более тяжелого заболевания, чем собственно невроз, их называют неврозоподобными.) и психотический уровень расстройств — психоз.

На психоз указывают:

  • грубые нарушения в восприятии и осмыслении реальности (бред, галлюцинации, помрачение сознания);
  • отсутствие осознания болезни (нарушение критики);
  • неправильное, а чаще нелепое и опасное поведение (психомоторное возбуждение, склонность к агрессии, стремление к суициду, отказ от помощи врача).
  • Появление столь грубой симптоматики, безусловно, приводит к дезадаптации пациента, а потому служит безусловным признаком болезни.

    Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики. Больные с неврозом воспринимают окружающий мир практически так же, как и здоровые люди. Это позволяет им самим понять, что их недомогание — признак болезни. Если даже странные, необычные мысли возникают в голове у такого человека, он осознает их болезненный характер. Поэтому пациент с невротическими расстройствами может, с одной стороны, скрывать от окружающих имеющуюся симптоматику, опасаясь, что она дискредитирует его, а с другой стороны, стремиться избавиться от болезни, обращаясь к врачу, когда собственные усилия безуспешны. Невротические расстройства никогда не выражаются в социально опасном поведении. Следует учитывать, что феномены, рассматривающиеся как невротические симптомы, нередко встречаются у совершенно здоровых людей.

    Если у здорового человека они возникают эпизодически и никак не влияют на его общую адаптацию, то при психических заболеваниях приобретают упорный, навязчивый характер, преображают всю жизнь человека, иногда служат причиной инвалидизации.

    Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием. Более того, при одной и той же болезни состояние человека в разные периоды времени описывается иногда как невротическое или психотическое. Так, заболевание только с невротической (неврозоподобной) симптоматикой в дебюте может прогрессировать и переходить в психоз. Своевременное и адекватное лечение может оборвать психоз и привести к тому, что невротическая симптоматика станет ведущей. Следует отметить, что при некоторых заболеваниях в течение всей жизни больного симптоматика никогда не выходит за рамки невротического уровня (группа собственно неврозов, циклотимия, малопрогредиентные формы шизофрении, психопатии).

    auno.kz

    Психиатрия

    Психиатри́я (нем. psychiatrie от греч. ψυχή — душа и греч. ιατρεία — лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении[1], представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

    Широкое признание получило предложенное немецким психиатром В. Гризингером (1845) определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней.

    Психиатрию принято подразделять на

  • общую психиатрию (психопатологию) — изучает признаки ( симптомы и синдромы ) нарушений психических функций (восприятия, памяти, мышления, аффекта ) и
  • частную психиатрию, изучающую болезни , клинические проявления которых включают в себя нарушение психических функций.

Пограничные между нормой и патологией состояния изучает также клиническая психология . Это направление исследования развивается в США и др. странах.

Единого согласованного определения понятий «болезнь—здоровье» и «норма—патология» в психиатрии не существует. В соответствии с одним из распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции». [5]

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

— Снежневский А.В. Общая психопатология: Курс лекций . – М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 7-8.

Это понимание А.В. Снежневским общей психиатрии как общей психопатологии признается многими отечественными психиатрами [6] [7] [8] [9] , но не является общепринятым [10] . В частности, в общую психиатрию иногда включают, помимо общей психопатологии, также патопсихологию . [11] Частную психиатрию изредка называют частной психопатологией [12]

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики. [13]

Методы психиатрического обследования

Психиатрический диагноз устанавливается на основании фактов, добываемых разными методами — клиническим и лабораторными. [14] Основной метод психиатрии — клиническое исследование . [15]

— Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник — М.: Медицина, 1989. С. 251

«До настоящего времени на протяжении нескольких столетий продолжается дискуссия о том, является ли психиатрия наукой или искусством» [16] По мнению критиков, не существует реальных доказательств научности психиатрии, а также действенности её методов [17] . Одним из ответов на критику клинико-описательного метода в психиатрии является методологический подход, разрабатываемый в настоящее время Независимой психиатрической ассоциацией и призванный преодолеть элементы субъективизма в диагностике психических расстройств путем внедрения в психиатрию феноменологической установки и феноменологического метода Э. Гуссерля [18] . По мнению сторонников этого подхода, феноменологический метод Гуссерля, как техника «точного беспредпосылочного описания», освобождения «от феноменологически непроясненных, непроверенных и непроверяемых предпосылок» [19] , дает возможность «превратить так называемые “субъективные данные” в объективные, строго научные, ясные и четкие, точно формулируемые» [20] .

Общая психиатрия

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика — признак психоза.

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства» [21] [22]

— Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. — С. 71.

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П.Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В.А. Гиляровский – «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии [23] [24] [25]

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция , которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика является признаком какого-либо заболевания (не всегда). Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». Синдромы , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть « психозами » (тема неврозов заслуживает отдельного рассмотрения). Так как болезнь — это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением , или образованием дефекта (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге заканчивается выздоровлением или образованием дефекта [источник не указан 316 дней] . Этот дефект в работе психической функции в психиатрии принято называть « слабоумием ». (Слабоумия, возникающие до окончания формирования психических функций, то есть врожденные или сформированные в детском возрасте, требуют отдельного рассмотрения.) Следует также отметить, что продуктивная симптоматика не является специфической (для какого-то конкретного заболевания). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования (психики), например экзогенные психозы , и эндогенный тип реагирования (психики), или «эндогенные» расстройства. С XIX века в психиатрии существует концепция, в соответствии с которой эндогенные психозы являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза).

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-сиптоматика) — признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психиче­ского дефекта оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1989. C. 161—162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком А. В. Снежневским (см. рис.).

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

Теперь рассмотрим «положительную» и «негативную» симптоматику применительно к каждой психической функции.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности . К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» — их ещё называют «сенестопатии»).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительным симптоматики для психической функции « память », будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое « органическое заболевание мозга ».

Нарушения мышления

Для мышления продуктивным симптомом является бред — ( умозаключение , возникшее не в результате обработки поступившей информации и не корректируемое поступающей информацией). Было бы уместно упомянуть, что в обычной психиатрической практике под термином «нарушение мышления» понимают или бред, или разнообразные нарушения процесса мышления , которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Нарушения аффекта

Положительным симптомом для аффекта является « мания » и « депрессия » (повышенное или, соответственно, пониженное) настроение , не являющееся результатом оценки поступившей информации и не меняющееся либо слабо меняющееся под влиянием поступающей информации.

Слабоумие, ключевым моментом которого является нарушение психической функции под названием аффект (то есть его отсутствие) является шизофрения . Здесь было бы уместно упомянуть, что в психиатрической практике термином «нарушение аффекта» пользуются для обозначения как раз положительной симптоматики (мании и/или депрессии), а не в том значении, в котором этот термин приведён в данной статье.

Заключение

Ключевым для психопатологии является следующее обстоятельство — психическое заболевание, которое характеризуется продуктивными расстройствами (психозом) в одной из психических функций, вызывает негативные расстройства (дефект) в следующей психической функции. То есть если отмечалась как ключевой симптом положительная симптоматика восприятия (галлюцинации), то следует ждать негативной симптоматики памяти (развитие органического слабоумия) [источник не указан 316 дней] . А при наличии положительной симптоматики мышления (бред), следует ждать негативной симптоматики аффекта (шизофренический дефект — эмоциональное уплощение, безразличие ко всему, апатия) [источник не указан 316 дней] .

Так как аффект является завершающим этапом обработки мозгом информации (то есть последним этапом психической деятельности), то и дефекта после продуктивной симптоматики аффекта (мании или депрессии) не наступает.

Что же касается памяти, то сам феномен продуктивной симптоматики этой психической функции не очерчен, так как, исходя из теоретических предпосылок, клинически он должен проявляться в отсутствии сознания (то, что происходит при нарушении памяти, человек не помнит). На практике же развитию негативной симптоматики психической функции «мышление» (эпилептическое слабоумие) предшествуют эпилептические припадки.

После схематичного описания главных симптомокомплексов психических заболеваний перейдём к описанию собственно этих заболеваний.

Классификация психических расстройств

Существует множество классификаций психических расстройств, но нет ни одного, которое строилось бы на одном общепринятом критерии.

Ниже приведено деление психических заболеваний, которым пользуются в практической психиатрии последние сто лет. К этим заболеваниям относятся «Органическое заболевание мозга» (чаще его называют «Психоорганический синдром», что и правильнее, по сути), эпилепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром(органический психосиндром) — состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях центральной нервной системы , при сифилисе , черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите ). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте ( болезнь Альцгеймера , старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия ( деменция ).

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом является нарушение памяти , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи , в частности устной (уменьшается словарный запас , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие — epileptic dementia).

Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ , синтез , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий . Именно процесс абстрагирования и образования понятий и нарушается при эпилепсии в первую очередь [источник не указан 316 дней] . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых ). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие — dementia praecox). Ключевым компонентом шизофренического слабоумия является нарушение психической функции, называемой « аффект » [источник не указан 316 дней] . Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

Маниакально-депрессивный психоз

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии ) психической функции под названием « Аффект » дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекают в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер . В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама , согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления ). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют « словесная окрошка »). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия , а депрессия является первопричиной идей самоуничижения . Другой довод в пользу теории единого психоза — то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено. Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения — это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще

medxt.ru

Это интересно:

  • Лечение от заикание в домашних условиях Лечение заикания в домашних условиях. А наша задача - очень прикладная: ”Московский врач стал ближе Вашего логопеда” благодаря Скайпу. Врач следит за экраном Вашего компьютера, видит Вас, слышит Вас и полностью контролирует лечение. Хотя наш Центр находится здесь . Занятие с BreathMaker, проводимое врачом в Москве […]
  • Шизофрения без обострений Прогноз течения шизофрении Брошюра о шизофрении: - Читать - Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884 Прогнозировать течение шизофрении у каждого конкретного человека - задача сложная, но крайне важная. Правильный прогноз заболевания означает верный выбор лечения и, следовательно, […]
  • Заикание в санкт петербурге Лечение заикания, логоневроза в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: статистика и возможности. (Видео) Как лечить заикание, логоневроз в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в домашних условиях Статистика нуждающихся в лечении заикания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включая детей, […]
  • Тревожное состояние лечение медикаментозное Генерализованное тревожное расстройство: причины, симптомы и лечение Генерализированное тревожное расстройство (ГТР) – это психопатологическое состояние, характеризующееся постоянным, выраженным чувством тревоги, возникающим без видимых, объективных причин. Об этом виде тревожных расстройств стоит говорить только в […]
  • Когда определяется синдром дауна при беременности Можно ли выявить синдром Дауна на ранних сроках? Еще 6 статей на тему: Беременность после 40 лет: о чем нужно помнить Согласно данным ВОЗ, синдромом Дауна страдает каждый тысячный новорожденный. Существует ли способ обнаружить отклонение как можно раньше? На вопрос «Можно ли выявить синдром Дауна на ранних сроках?» […]
  • Клаустрофобия гроб на колесиках отзывы QuestQuest в Нижнем Новгороде Последние отзывы на квесты компании «QuestQuest» в Нижнем Новгороде Елена Платонова (новичок) больше года назад это был час напряжения, мозгового штурма с трясущимися коленками и смеха одновременно. а потом час обсуждений и воспоминаний реакции каждого игрока. организаторы молодцы, […]
  • Аутизм в китае Аутизм – заболевание, причины возникновения которого науке до сих пор неизвестны. Естественно, что и терапия заболевания направлена больше на коррекцию тех или иных состояний, но не на излечение как таковое. Лечение аутизма в Китае в корне отличается от всех европейских техник, и, хотя до конца исцелять патологию не […]
  • Препарат от заикание Форум о заикании Stuttering - Независимый сайт о заикании гомеопатия помогает при заикании Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания. Общение с представителями и авторами методик. Модераторы: Inkognito, Skif Сегодня в инете встретила много сообщений про то, как дети вылечиваются от заикания с помощью […]